стравинский композитор биография коко шанель

Тайный роман Коко Шанель и русского композитора

История любви Коко Шанель, подарившей женщинам всего мира легендарный аромат «№ 5», и Игоря Стравинского, одного из крупнейших представителей мировой музыкальной культуры XX века родом из России, окружена тайнами.

Многие склонны полагать, что у Стравинского не было ни единого шанса не влюбиться в Коко, которая ответила ему взаимностью. Другие считают, что композитор был влюблён, но Шанель ему не ответила. Тем не менее, их встреча во многом определила развитие и моды, и музыки.

tajnyj roman koko shanel i russkogo kompozitora

Неудачный дебют

Впервые Стравинского она увидела во время его французского дебюта в 1913 году, когда композитор явил публике концептуальный балет «Весна священная». Кто слушал Стравинского, тот прекрасно понимает, в какой шок может повергнуть его музыка, а в те времена, когда всё стремилось к лаконичности и утончённости, явленное казалось бессвязным и нелогичным нагромождением нот, которое будет разобрано лишь со временем.

Другими словами, это был провал для Стравинского. Коко попыталась встретиться с композитором из далёкой России, но он был настолько подавлен, что не хотел не то что бы разговаривать, а, возможно, даже и жить.

Революция на двоих

Но встреча всё-таки состоялась. Через семь лет. В эти годы во Франции всё русское было на пике популярности. Работы Коко Шанель стали узнаваемы, модистками в её студии работали русские княгини — настолько высок был уровень престижа. Стравинский тоже пожинал славу: его музыку постепенно «распробовали» и всё чаще и чаще в свой адрес он слышал лестное «гений современности». Коко приглашает Стравинского с семьёй на свою виллу недалеко от Парижа, где до этого гостили художник Сальвадор Дали и писатель Жан Кокто.

Стравинские жили у Шанель два года. Жена композитора болела туберкулёзом и большую часть времени проводила в постели. Стравинский продолжал творить революцию в музыке, а Коко — в мире моды. Этот период сожительства часто романтизируют, говоря, что у этих дух творческих личностей не было ни единого шанса остаться просто друзьями, и та страсть, которой была пропитана атмосфера, позволила каждому из них сделать что-то эпохальное. Если про сочинения Стравинского не упоминают, то Коко, по этой версии, наконец-то нашла аромат, «запах женщины», — «Chanel № 5», созданный Эрнестом Бо, кстати, тоже выходцем из России, родившемся и долго проживавшем в Москве.

Согласно другой версии, Коко Шанель не ответила взаимностью на чувства Стравинского, и они оставались просто друзьями, у которых были схожие взгляды на то, чем каждый занимался. Возможно, каждый по-своему помогал другому. Известно, что Шанель создала костюмы для балета «Аполлон Мусагет».

Птичка Коко

После Франции семья во главе со Стравинским переезжает в Соединённые Штаты, где сначала уходит из жизни жена, замученная туберкулёзом, а затем мать и дочь. Стравинский не уезжает к Коко Шанель — и это ещё одно доказательство в копилку того, что настоящих любовных чувств между музыкальным гением и модельером не было. Стравинский женится на актрисе и художнице Вере Судейкиной, с которой они прожили более 30 лет. Коко до конца жизни так и не вышла замуж. Вполне вероятно, что ей это было не нужно в принципе — всю себя она отдавала работе, творчеству.

Как бы то ни было на самом деле, такая неясность даёт право на фантазию. И это право даже было реализовано Яном Куненом, который снял художественный фильм «Коко Шанель и Игорь Стравинский», в котором между персонажами возникает любовь и страсть. В женевском Монтрё есть памятник дирижирующего Стравинского с прижатой к спине птицей — аллюзия на балет «Жар-птица». Из складок одежды на спине композитора выглядывает личико Коко Шанель.

tajnyj roman koko shanel i russkogo kompozitora 01Кадр из х/ф «Коко Шанель и Игорь Стравинский»

Источник

Двоюродная сестра, Коко Шанель и чужая жена. Кого любил Стравинский

Валерий Гергиев предложил объявить 2017-й Годом композитора Игоря Стравинского, ведь 17 июня исполнится 135 лет со дня его рождения. Стравинский оставил потомкам не только великую музыку, но и подробную автобиографию. В ней он говорил в основном о творчестве и крайне редко писал о личной жизни, хотя на самом деле она была полна необычных событий.

В январе 1906 года 23-летний композитор тайно обвенчался со своей кузиной Екатериной Носенко. Императорское законодательство запрещало браки между двоюродными братьями и сёстрами, поэтому Стравинскому пришлось приложить немало усилий, чтобы найти церковь для венчания.

Свою будущую жену Стравинский знал с раннего детства. Екатерина Носенко родилась в Киеве в 1881 году и детство провела там. Она была дочерью врача и землевладельца Гавриила Носенко и Марии Холодовой, приходившейся сестрой матери Стравинского. Гавриил Носенко служил врачом при Киевском тюремном замке. В 1890-е годы он купил винокуренный завод и несколько тысяч гектаров земли в маленьком селе Устилуг в Волынской области.

Фото: © РИА Новости

Но со своей двоюродной сестрой Стравинский впервые встретился не там, а в деревне Печиски, находившейся в 400 милях южнее Устилуга, где было большое имение у его тётки Екатерины. Туда мальчик попал в девять лет, в 1891 году, и приехал повторно на следующий год.

После свадьбы Стравинский заложил новый дом на берегу реки Луги примерно в километре от самого Устилуга. Дом строили по собственному плану композитора. В нём было два больших камина с трубами и балкон в сторону реки. С 1907 года, когда строительство было завершено, и до 1914 года семья проводила там часть каждого лета. К 1914 году в семье было уже трое детей: Фёдор (1907), Людмила (1908) и Святослав (1910). Всё шло прекрасно. Но вскоре семья Стравинских навсегда покинула Россию.

Фото: © РИА Новости

Скитания по Европе

С 1910 года Стравинский часто бывал в Европе, так как этого требовали премьеры его балетов в рамках «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Композитор попеременно жил в Париже, Швейцарии и России. В начале июля 1914 года он без семьи приехал в Устилуг, пробыл там 10 дней и уехал в Киев. Как позже он напишет в «Хронике моей жизни», возвращаясь из России через Варшаву, Берлин, Базель, он увидел, какое нервное состояние царит в Центральной Европе, и ясно почувствовал, что мир накануне серьёзных событий.

После объявления войны Стравинский и его семья остались жить в Швейцарии. Там его супруга родила четвёртого ребёнка — дочь Милену. Материальное положение семьи в этот момент было непростым в том числе и потому, что антреприза Дягилева не могла работать в привычном режиме из-за войны. Композитору нужно было не только содержать жену и детей, но и найти средства, чтобы отправить в Россию мать, проводившую лето с ними.

1917 год принёс много потрясений композитору. Незадолго до Рождества он серьёзно заболел межрёберной невралгией, из-за чего он временами практически не мог дышать, а его ноги оказались почти парализованы. Весной умерла старушка-воспитательница Берта, вырастившая самого Стравинского. Он называл её второй матерью и в самом начале Первой мировой войны перевёз из России в Швейцарию, чтобы она помогала ему и его жене с детьми. Буквально через несколько недель из России пришла телеграмма, в которой родные сообщили о кончине брата композитора Гурия. Он умер на румынском фронте от сыпного тифа.

Читайте также:  влияет ли кредитная история жены на кредитную историю мужа

К концу года материальное положение семьи стало совсем плачевным.

8 июня 1920 года семья Стравинских покинула Швейцарию, чтобы обосноваться во Франции. Как потом напишет Cтравинский, эта страна стала для него второй родиной. Именно к этому времени относят роман композитора с Габриель Шанель. Правда, доподлинно неизвестно, были ли они на самом деле любовниками. Вышедший в 2009 году фильм «Коко Шанель и Игорь Стравинский» Яна Кунена по книге «Вилла «Бель Респиро». История любви» Криса Гринхола — это всего лишь художественный вымысел. Считается, что именно в 1920 году Шанель на время приютила нуждающуюся в средствах семью Стравинских на своей вилле «Бель Респиро» во французском городке Гарш. Жена Стравинского Екатерина на тот момент уже болела туберкулёзом.

В «Хронике моей жизни» композитор упоминает, что провёл зиму 1920—1921 годов в Гарше. Также он рассказывает о том, как Габриель Шанель помогла антрепризе Дягилева, восстанавливающей в Театре Елисейских полей знаменитый балет «Весна священная» на музыку Стравинского. Шанель была близким другом Дягилева и не раз спонсировала его антрепризу.

Фото: © wikimedia.org

Также точно известно, что именно в феврале 1921 года Стравинский впервые встретил Веру Судейкину. Она была женой известного художника Сергея Судейкина, эмигрировавшего во Францию в 1920 году. 33-летнюю Веру представил 39-летнему композитору Сергей Дягилев. Уже в мае 1922 года Судейкина покидает своего мужа, которого в 1915 году она увела из первой семьи.

Несмотря на любовную связь с Судейкиной, расставаться с супругой Стравинский не стал. Жена композитора знала о его отношениях с Верой. Сын Стравинского Святослав позже вспоминал: «Мой отец вёл двойную жизнь. Я уверен, что он очень страдал от этой ситуации, но у него была страсть, и он не мог справиться».

Фото: © РИА Новости

Двойная жизнь Стравинского продолжалась почти 20 лет. В конце 30-х годов композитор пережил несколько сильных потрясений. В ноябре 1938 года от скоротечной чахотки умерла его 30-летняя дочь Людмила, которая на тот момент состояла в браке с Юрием Мандельштамом — двоюродным братом Осипа Мандельштама. Менее чем через полгода — 2 марта 1939 года — от туберкулёза умерла жена Стравинского Екатерина.

Летом 1939 года умерла и мать Стравинского. После всех этих трагических событий композитор решил начать во многом новую жизнь.

Фото: © EAST NEWS

В Новый свет с новой женой

В сентябре 1939 года Игорь Стравинский переехал в США — его пригласили читать курс лекций в Гарвардском университете. На его решение повлияло и начало Второй мировой Войны. При этом его 29-летний сын Святослав, который пошёл по стопам отца и стал композитором и пианистом, был призван во французскую армию и воевал. В 1940 году к Стравинскому из Франции сумела переехать Вера Судейкина. Они поженились 9 марта, а в 1945 году композитор принял американское подданство.

Когда роман Стравинского и Судейкиной только начинался, они часто писали друг другу письма. В одном из них он призывал её вернуться к мужу.

Но композитор ошибался. Им, несмотря на все жизненные обстоятельства, всё-таки удалось построить своё счастье. Судейкина разошлась с мужем и вышла за Стравинского. Они прожили вместе 31 год — до самой смерти Стравинского в 1971 году. По её решению композитора похоронили на кладбище Сан-Микеле в Венеции, неподалёку от могилы его близкого друга Сергея Дягилева, 50 лет назад познакомившего Стравинского с Верой. Она пережила мужа на 11 лет и умерла в 1982 году. Ей было 94 года. Веру похоронили рядом со Стравинским в Венеции.

Источник

Минутка ретро: как Коко Шанель спонсировала балеты Дягилева и чуть не вышла замуж за Стравинского

Хроника

20170609 chanel post

Коко Шанель История отношений Великой Мадемуазель с представителями русской диаспоры в Париже щедра на интересные, а местами и пикантные подробности. «Все-таки эти русские не такие, как все. Их недостатки и достоинства так переплетены, что легко переходят одно в другое. Щедрость души может превратиться в безалаберность, а легкость легко переходит в безответственность. Даже по отношению к себе самому», — писала она в своих мемуарах.

Сегодня редакция SPLETNIK.RU предлагает вспомнить, как Коко спонсировала балеты Дягилева, а также об ее отношениях с Игорем Стравинским, которые чуть не окончились браком.

Коко Шанель восхищалась русскими. Она говорила, что среди них есть множество по-настоящему талантливых и красивых людей, вынужденных бежать от огня революции. Что говорить, если даже ближайшая подруга Габриэль, которую та и добрая половина богемы Парижа 10-х годов 20-го века называли Мисей Серт, на самом деле никакая не Мися, а Мария София Ольга Зинаида Годебская, родившаяся в 1872 году в Царском Селе.

Серт в то время называли «пожирательницей гениев» благодаря ее дивной способности этих самых гениев находить и знакомить их с «нужными» людьми. Друзья Миси (а было их немало — Жорж Батай, Клод Дебюсси, Эмиль Золя, Морис Метерлинк, Пьер Риверди, Марсель Пруст, Анри де Тулуз-Лотрек — впечатляет, не правда ли?) охотно называли ее своей музой, посвящали ей стихи и изображали на своих картинах.

20170608 chanelst9
Тулуз-Лотрек, «Мися за работой». 1897 год

20170608 chanelst2
Коко Шанель (в центре) и Мися Серт (крайняя справа)

Дружила Мися не только с французами, но и с русскими. Многие эмигранты из Петербурга были частыми гостями ее салона в Париже. Там-то она и познакомила свою подругу Шанель с самым знаменитым русским антрепренером 20-го столетия — Сергеем Дягилевым.

20170608 chanelst5
Сергей Дягилев

20170608 chanelst4
Коко Шанель

Уже позже кутюрье писала, что Дягилев в своем роде сумасшедший, сумасшедший до своего самого главного дела — «Русских сезонов». Шанель сразу влюбилась в Дягилева, которого она по-свойски называла Дягом. Влюбилась не в романтическом смысле этого слова (о романах антрепренера с молодыми мальчиками знал весь Париж), а в эстетическом, если это можно так назвать: ее привлекала особая атмосфера, царившая вокруг Дягилева.

Его балеты, костюмы для которых рисовал Леон Бакст и в которых главные партии принадлежали Вацлаву Нижинсккому, Леониду Мясникову, Михаилу Фокину и Сержу Лифарю, выглядели по-настоящему эффектным и захватывающим действом, с буйством красок и калейдоскопом эмоций. Но мало кто знает, что за всей этой помпезностью постановки стояло практически постоянное безденежье Дягилева. Шанель говорила, что все деньги, достававшиеся ему от постановок, он тратил не на себя и даже не на балет, а на своих подопечных. Иногда на помощь к нему приходила Мися, в самый последний момент добывая нужную сумму. Но карман подруги не был бездонным, а посему Дяг все чаще и чаще нуждался в поддержке.

Габриэль Шанель, оказавшись под впечатлением от Дягилева, захотела сделать подарок — шубу. Она вспоминает, что у русских всегда были роскошные меха, но только не у Дяга. Подарок тот принял, но только тогда, когда смог отдать его полную стоимость:

Что подумает моя труппа?

— спрашивал он у Шанель.

Она подумает, что наконец-то ее руководитель отдал моли остатки своего рванья!

— ответила ему Мадемуазель.

20170609 chanel3
Коко Шанель

20170609 chanel2
Сергей Дягилев

20170608 chanels1
Коко Шанель и Серж Лифарь

Позже Шанель узнала о финансовых трудностях Сержа при постановке «Весны Священной» Стравинского. Первая постановка балета провалилась, но Дягилева это совершенно не испугало: он верил в гений Стравинского и создать новую версию балета доверил только ему. Дягилев стал собирать с друзей по тысяче франков на премьеру, но такими темпами управился бы только, как метко заметила сама Шанель, «к половине жизни».

Читайте также:  воительницы в истории женщины

Тогда-то она и приняла решение стать меценаткой. Пожертвование оказалось щедрым — 300 000 франков! Шанель встретилась с Дягилевым и передала чек, ничего не требуя взамен. Серж не сразу поверил количеству нулей на чеке, но аргументы Коко о богатой клиентуре и пустяковости суммы (что правдой, конечно, не было — позже в своих мемуарах Шанель писала, что даже для нее это пожертвование оказалось внушительным) разубедили его, и чек он в итоге принял.

На этом меценатство Шанель не закончилось: Дягилев познакомил ее со Стравинским. Его финансовое положение оказалось ничем не лучше самого Дяга, даже хуже: Стравинский был женат и должен был кормить большую семью. К тому же его жена Катрин (которая, кстати, была ему двоюродной сестрой) была больна вялотекущей формой чахотки. Габриэль понимала: если сейчас она не поможет Игорю, тот скатится в бездну нищеты и безысходности. Решение пришло в голову само собой:

Мария, кухарка умеет готовить русские блюда?

— спросила она у экономки в своем имении «Бель Респиро». За нее ответил муж:

О, Мадемуазель, Мария сама прекрасно варит борщ!

На следующий день Шанель в спешке встретилась со Стравинским, хотя тот инициативы не проявил. Габриэль предложила Игорю вместе с больной женой Катрин и четырьмя детьми. переехать к ней. Стравинский долго сопротивлялся, но меньше, чем через 24 часа вся семья в полном составе оказалась на пороге «Бель Респиро».

136
Игорь Стравинский 20170608 chanelst1
Игорь Стравинский с женой и детьми

20170609 coco 11
Сергей Дягилев и Игорь Стравинский

После этого случилось то, чего никто и предположить не мог: Стравинский влюбился в Шанель. Этому несказанно рады были и Мися, и Дягилев: оказалось, что работать в состоянии влюбленности композитору гораздо легче. Катрин, жена Стравинского, конечно, не могла не заметить новой страсти мужа и однажды заговорила с Габриэль, спросив, есть ли у нее роман с ее мужем. Подлила масла в огонь и вездесущая Мися, сообщив, что Стравинский намерен развестись с женой и сделать предложение Коко. Ответ Мадемуазель не заставил себя долго ждать:

Катрин, у вас есть муж и дети. А у меня только работа и любовники,

— ответила Шанель с едва заметной улыбкой на лице.

Источник

Стравинский и Шанель: тайна двух миров

big 684204

«Я люблю писать музыку больше, чем саму музыку.»
И.Стравинский

Судьба гения от музыки с мировым именем Игоря Стравинского, мать которого родилась в городке Устилуге, что на Волыни, вобрала в себя все вызовы своего времени, его социальные и культурные кризисы. Еще один украинский талант покинул родные просторы для покорения мира, который с готовностью принимал в объятия потерянные души. Однако настоящим вызовом для Стравинского была встреча с французским модельером Коко Шанель, роман с которой и до сих пор остается удивительной и загадочной историей прошлого века.

Перед судьбоносной встречей еще многое произойдет. Стравинский никогда не забудет уроки композиции у Николая Римского-Корсакова, которого всю жизнь будет считать не только учителем, но и духовным отцом. Наставник посоветовал еще молодому юноше не поступать в консерваторию, намекая на самобытный талант Стравинского. Последний и сам хотел быть учеником Римского-Корсакова, считая его «искренним человеком в очень неэстетичный период русской истории». Однако, поскольку отец был известным в Петербурге оперным певцом, а мать не менее известной пианисткой, юному музыканту были необходимы внесемейные доказательства его одаренности. Ирония судьбы в том, что в семье музыкантов талант Стравинского замечают лишь в студенческие годы, когда тот учился на юриста в Петербургском университете. Будущему композитору, как и любому творческому человеку, необходимо установление дружеских и теплых отношений со старшими коллегами. О духовной атмосфере в дореволюционном Петербурге Игорь Стравинский напишет в своих «Диалогах»: «Я часто думаю, что факт моего рождения и воспитания в городе, скорее неоитальянском, чем сугубо славянском или восточном, должен был частично обусловить направление культуры моей последующей жизни». Знакомство с Сергеем Дягилевым содействовало формированию собственного характера, ощущению ритма и веры в свои силы. Именно ему обязано появление успешного музыкального произведения к балету «Жар-птица» в 1910 году, который открыл путь к мировому музыкальному олимпу. Позднее Стравинский снова пересечется с Дягилевым, однако уже за пределами большевистской России. В целом Стравинский благодаря семейным связям и своему очевидному таланту был в авангарде музыкальной жизни тогдашнего Петербурга, что способствовало быстрому росту популярности среди творческих людей и властной верхушки.

. За пять лет до премьеры «Жар-птицы» в жизни Игоря Стравинского произошло не менее важное событие — встреча с Екатериной Носенко на его родной Волыни. С первого взгляда между ними вспыхнуло чувство, и в августе того же года состоялась помолвка. Отгуляли свадьбу в селе Омельне, где находилось имение Дмитрия Носенко, который был близким родственником семьи Екатерины. Для Стравинского украинская земля значила значительно больше, чем земля своей матери. Каждое лето, начиная с 1907 года и до начала Первой мировой войны, композитор пишет свои произведения в Устилуге. Здесь же Стравинский создал свой первый шедевр — фантазию для оркестра «Фейерверк». Впоследствии появятся уже упоминавшаяся «Жар-птица» и, наверное, наиболее известное произведение раннего периода «Весна священная». Словно чувствуя, что ему здесь всегда не быть, композитор со своим братом Гурием посадил сад и липовую аллею, которые ведут к дому Стравинского. Даже сегодня из окон дома звучит волшебная музыка мастера, напоминая людям об известном земляке. С 1910 года семья Стравинских живет во Франции и Швейцарии. Молодой художник не желает возвращаться в Россию, где творить становится все труднее и труднее. На вопрос о переезде в Европу композитор ответит четко и лаконично: «Ради свободы творчества и здоровья своей жены».

Все же русские и украинские мотивы всплывают в этот период Стравинского и оформляются в скандальное, революционное, невиданное и шокирующее в своей новаторской концепции произведение «Весна священная». Именно с нее нужно вести отсчет культурного резонанса, который взорвался за пределы мира Стравинского. Премьера состоялась в 1913 году в Париже, центре европейской культуры, однако даже утонченная в своих эстетических вкусах публика была не готова к увиденному и услышанному. Интересно, что годом раньше в не менее знаковом городе аудитория тоже не поняла художника. По этому поводу Стравинский будет с юмором вспоминать: «В 1912 году, в Берлине, на премьере «Жар-птицы» и «Петрушки» русским балетом присутствовал даже кайзер, весь генералитет и не только. Но я заранее знал, что они все скажут: слишком шумно. И мне хотелось спросить: где именно?»

Свист, шум, крики — вот как встретили парижане творения Стравинского. Зрители чуть ли не дрались между собой, а высоколобые эстеты на балконах поддавали жару, каждый раз выкрикивая почтенным дамам и их кавалерам: неучи, невежды из шестнадцатого века! Переполненные диссонансами мелодии, невероятно сложные ритмы, экспрессивная история столкновения коллективного с индивидуальным и жестокое его уничтожение не могли оставить в покое даже подготовленного зрителя, а таких в том зале было очень мало. Среди меньшинства, в шумной темноте Театра Елисейских Полей, которую каждый раз нарушал включенный свет по приказу Дягилева (чтобы усмирить «варварскую» публику), сидела модница, эстетка и уже довольно успешный модельер Коко Шанель. Она пристально наблюдала за хаосом, как на сцене, так и вокруг нее, но больше всего ее заинтересовал лишь один человек, который послужил причиной этой бури эмоций и переживаний. У Коко был уникальный нюх на все новое и актуальное, а потому скрыть от нее талант Стравинского не могло никакое недовольство окружающих. Несмотря на стремление модельера увидеть смелого гения, встреча не состоялась. Стравинский был слишком взволнован своим провалом и не имел желания и духовных сил для каких-либо ненужных разговоров. Две харизматические личности на этот раз не встретились, и их жизненные пути ненадолго разминулись.

Читайте также:  касаев рахматула анварбекович биография

Через семь лет после скандальной премьеры «Весны священной» Игорь Стравинский со своей семьей терпел лишения и официально не имел приюта. Маленькая затхлая квартира в Париже и потрепанная дешевая мебель, где постоянно ощущался дискомфорт, — вот как жил тогда Стравинский. Такая ситуация была типичной для многих эмигрантов из Восточной Европы, которых с готовностью принимали в гости поэты, художники и богатые меценаты. Все это время Коко Шанель следила за композитором и, выбрав благоприятный момент, пригласила его на свою виллу в предместье Парижа. Стравинский, понимая, что это прекрасная возможность избавиться от болезненных будничных вопросов, которые каждый раз вытесняли творчество, с готовностью принимает приглашение. С другой стороны, у него не было никакого выбора, что его совсем не радовало. Он вырос в патриархальной среде и привык, что женщина всегда подчиняется мужчине. Шанель воплощает свободу и независимость, которые вопреки внутренним сопротивлениям все-таки привлекают композитора. Не долго думая, художник приезжает в загородное имение и позволяет парижанке быть его протектором. Вместе с ним — четверо детей и беременная жена Екатерина, которая оказывается между двумя ключевыми фигурами мировой культуры.

Огромный дом Шанель, наполненный произведениями современного искусства и украшенный в черно-белых тонах, сразу говорил о хозяйке: здесь живет сильная, эрудированная и успешная женщина. Имение отличалось от усадьбы на Волыни как внешне, так и внутренне: несмотря на современность отделки, атмосфера в нем была холодной и неуютной. Однако детям нравятся большие комнаты и уютный сад вокруг, где можно вдоволь поиграть. Стравинскому предоставили отдельную комнату для написания новых шедевров: дорогое фортепиано, раритетный стол и всюду минималистический декор, чтобы не отвлекал от творчества. Все, казалось, содействовало художественной атмосфере, если бы только не вмешательство сил, не подвластных человеческой личности.

Пребывание на вилле Коко Шанель напомнило старую как мир пословицу: бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Невольно Стравинский попадает под чары Шанель, которая заметно выигрывает на фоне Екатерины. Конечно, разве может сравниться непретенциозная, больная туберкулезом жена Стравинского с откровенной, живой и чрезвычайно модерной Коко, которая к тому же еще и сама диктует моду в Париже? Но пребывание Екатерины является доказательством вовлечения украинской культуры в европейский мир, где царили веяния модерна, которые учитывали этнические и национальные компоненты (вспомним творчество Венской школы и ее лидера Густава Климта). Более того, несмотря на болезнь, Екатерина была воплощением естественности и подлинности, когда Шанель с неотъемлемой сигаретой в руке демонстративно противостояла этому, будто постоянно хотела подчеркнуть: «Все во мне искусственно, но совершенно».

Несмотря на то, что семья Стравинского находится рядом, он не может удержаться от демонического «шарма» Шанель. Между ними вспыхивает тайная страсть, о которой постепенно догадывается жена Стравинского. Сделать ничего нельзя, ведь главное — музыка, а со всем остальным надо смириться. Украинский характер Екатерины не позволяет ей учинить скандал, а потому она покорно мирится с коварностью Шанель, откровенным холодом Стравинского, молчаливой угрозой темных тонов дома. Екатерина жертвует своими собственными амбициями и хочет всеми силами сохранить хрупкий духовный мир Стравинского, а также не потерять семью. Даже подарки Коко больной жене, среди которых и знаменитые духи Шанель №5, не могли скрасить ее печаль, так как искусственность всегда вторична к естественности вещей.

В таком духе состоялась хорошо известная экранизация («Коко Шанель и Игорь Стравинский», 2009 г.) Яном Куненом романа Криса Гринхала «Коко и Игорь» (2002 г.), где исторические факты развиваются благодаря творческому воображению. Однако мы не имеем права упрекать ни писателя, ни режиссера, поскольку трудно раскрыть подлинную логику истории, которая во всякое время состоит из многочисленных видимых и невидимых историй. Впрочем, версия Кунена несколько вульгаризирует и упрощает жизнь Стравинского, легко приписывая ему абсолютную принадлежность к России и забывая, что Екатерина вовсе не была русской. Так же и изображены танцы под частушки, иконы и «водка» — типичные клише русской культуры для европейца. Западный мир также забывает, что на Волыни существовали не менее сильные культурные традиции, чем в Петербурге, которые были ближе к миру Европы как исторически, так и культурно. Симптоматично, что Европа забывает об этих традициях, а зачастую даже не желает углубиться в них, списывая все на модели и шаблоны.

С такими личностями, как Стравинский, трудно принимать лишь стереотипные клише, потому что где-то упустим, потеряем и не увидим суть. Поэтому с легкостью можно развернуть другую историю, лишенную страсти, близости и измены, которые так хотят видеть современные люди практически во всем. Доподлинно же неизвестно, действительно ли Стравинский сумел покорить самоуверенную Шанель и в то же время изменить Екатерине, которую действительно любил всем сердцем и предпочитал все-таки украинский контекст, который всегда будет всплывать в произведениях Стравинского. Созвучны этой истории слова художника о самой Коко Шанель: «Эту женщину выковало ее время и история той эпохи, но она была из тех, кто сам помогал ковать историю. У нее было прекрасное чувство стиля, она всегда без всяких усилий оставалась женственной. Это в ней очень привлекает. Я уверен, что мог бы в нее влюбиться, но она, скорее всего, съела бы меня на завтрак». Вообще успешный модельер была меценатом Стравинского и содействовала развитию его таланта. Она не только позволила его семье жить в своем доме, но и постоянно присылала композитору деньги. В конце концов, вряд ли такие жертвы можно принимать за чистую монету, ведь хладнокровная Коко Шанель знала цену деньгам и кому попало их не давала.

Даже биографы, которые были всю жизнь рядом с легендами мировой культуры, не могут с уверенностью сказать о наличии близких отношений между Стравинским и Шанель. Тайнами окутаны факты, которые по-разному представляли друзья, родственники, да и сами герои истории. Известно, что Шанель любила и сама напустить туману в собственную биографию. Поэтому на тему ее детства, начала карьеры модельера и любовных романов еще долго будут ходить слухи. Отношения Стравинского и Шанель — символ исторических и культурных изменений, знак встречи и разлуки великих эпох. Однако оба прожили долгую жизнь и умерли почти в один и тот же год. Гениальный композитор завершил свой жизненный путь в Нью-Йорке и успел перед смертью посетить дорогую ему Волынь, где в доме Стравинского открыт в его честь музей. Коко Шанель умерла от сердечного приступа в изысканном парижском отеле Риц, не изменив себе ни в роскошной атмосфере, ни в оригинальности. Говорят, что в преклонном возрасте Стравинский встречался с Шанель, и они долго вспоминали свое общее прошлое. Равно можно утверждать и то, что они никогда больше не виделись, а то короткое время близости двух миров так и останется для нас неразгаданной тайной.

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector