страшные истории про шайтан

Страшные истории про шайтан

Со мной всегда происходило что-то необычное. Мой брат однажды сказал:
— Ты, наверное, как магнит для всякой нечисти. Когда-нибудь я расскажу об одной бабушке, которая лечила меня. Она сказала, что ты просто окутан шайтанами, которые питаются твоим страхом.
Я практически не рассказывал обо всем том, что со мной происходило. Только самым близким. Особенно любил меня слушать мой кузен, он всегда имел какой-то нездоровый интерес ко всему такому. Сегодня я хочу рассказать вам, друзья, о некоторых странных вещах, которые присутствовали в моей жизни. Надеюсь, вам понравится. Итак, начнем.

Шайтан
Следующая история произошла с моей женой. Она рассказала мне об этом. Не верить ей я не могу. Она разбудила меня среди ночи и рассказала мне все это с бледным как мел лицом. Вот что, собственно, случилось:
Она проснулась среди ночи и увидела, что рядом стоит черт. Да, вот так просто проснулась и увидела. Это действительно нереальный страх, и это не был сонный паралич, судя по ее словам. Рядом спал я, шевелиться она могла, только не могла говорить. От страха она не могла вымолвить ни слова. Черт просто стоял и смотрел. Ростом он был невысокого, был хвост, были копыта и рога. Он стоял и смотрел. Потом отошел от кровати и ушел в другую комнату. Она растолкала меня и начала рыдать. Я сразу встал, включил свет. Посмотрев на жену, я испугался не на шутку, лицо у нее было совершенно белое, глаза были безумные. Она кричала: «Я видела шайтана!» Она повторяла это постоянно. Я прошелся по всему дому, ничего не нашел. В ту ночь мы больше не спали. После этого у жены появился сильный страх. Ночью, лежа в постели, она старалась не смотреть в окна и в дверные проемы, боясь увидеть там «его». Это сильно сказалось на ее психическом здоровье, мы смогли победить это только через много месяцев. На этом все. Желаю от всей души не столкнуться с таким. Читать об этом интересно, но сталкиваться вживую очень страшно.

Источник

Шайтан

Не так давно на одном из литературных сайтов мне написал читатель, назвавшийся Иваном, с большим желанием пообщаться. Мы связались с ним по телефону. От этого мужика я услышал историю, которую он попросил переложить в рассказ. Но не указывая времени, а также места действия. Причину не объяснил.
Что я и делаю. За достоверность изложенного не ручаюсь, ибо рассказчика не знаю лично и даже не видел его в лицо. Но история показалась мне интересной и достойной обнародования. К тому же, позвонивший мужчина уверял, что всё рассказанное – истинная правда.

Это случилось во время срочной службы Ивана в рядах Вооружённых Сил. Как-то на полевых учениях неожиданно умер один из солдат. Без видимых причин. Просто не встал утром с кровати.
Иван не очень хорошо знал бедолагу. Тот был из молодых, а Ваня – «дедушка», через полгода ждал дембель. Парень запомнился лишь тем, что справа на лбу под чубчиком у него имелось родимое пятно размером с пятак. А в остальном такой же салажонок, как все остальные…

Из лесной местности, где проводились учения, командование приказало этапировать труп в морг гарнизонного госпиталя, находящегося в городе за полторы сотни километров. Для проведения полагающихся в таких случаях мероприятий.
Наскоро сколотили ящик из обрезной доски-дюймовки, в который уложили несчастного солдатика. Деревянную домовину погрузили на УАЗик-буханку и с двумя сопровождающими отправили в дорогу. Старшим назначили молодого прапорщика, а Ивана, в ту пору сержанта, помощником. Для погрузки-выгрузки тела и прочих необходимых манипуляций. Третьим был водитель буханки – парень с Кавказа.

Иван даже обрадовался нечаянной командировке. Чем сидеть в промозглом лесу и мёрзнуть в вонючей старой палатке, куда лучше погулять по городу, окунуться в цивилизацию. Опять же в магазины заглянуть, на городских девок полюбоваться. Пару часиков времени по-любому на это найдётся…

Выехали после обеда, надеясь добраться до места часа за четыре. Главное, без задержек осилить лесные ухабы и побыстрее выехать на трассу. А там и до полика педаль газа можно притопить…

Но как раз с лесными ухабами и случилась оказия. Сами, конечно, виноваты. Решив срезать путь, свернули с более-менее наезженной, но извилистой, грунтовки на поросшую травой прямую просеку. Самонадеянно уповая на внедорожные качества машины военной. За что и поплатились. Через два часа тяжёлого пути «буханка» окончательно и бесповоротно увязла в глубокой, продавленной лесовозами, колее. Чтобы вызволить застрявшую машину требовалась, как минимум, ещё одна такая же, а лучше «Урал» или трактор. Но никак не три солдатские силы.

Через час отчаянных попыток выбраться из дорожной трясины, перепачканные грязью до бровей обессиленные вояки оставили бесполезное занятие. К тому же, уработанный УАЗ заглох и больше не хотел заводиться.
Возвращаться за подмогой обратно нереально. Отмахать по лесному бездорожью двадцать километров – на такой подвиг никто не согласен. Топать пешком дальше до трассы тоже смысл небольшой. Кто из остановленных попутных КАМАЗов или МАЗов сподобится на рискованное мероприятие по вызволению из таёжного плена солдатского УАЗика, увязшего где-то у чёрта на куличках.
К тому же зачастил холодный сентябрьский дождь, и потихоньку стали сгущаться вечерние сумерки. В такой безвыходной ситуации не оставалось ничего другого, как смириться с судьбой и вспомнить поговорку, что утро вечера мудренее.
Тут следует добавить, что всё происходило во времена, когда сотовая связь имелась лишь у крутых бизнесменов и бандюков. А рации у наших бойцов при себе не было…

Конец сентября в сибирских краях уже довольно прохладен по ночам. Вскоре горе-путешественники, словно музыкальное трио, отстукивали зубами чечётку от холода. Внутри железного УАЗа ненамного теплее, чем снаружи. Разве что ветер не гуляет. Дабы не околеть до утра, решили развести костёр. Но все попытки найти сухие дрова в насквозь промокшей под непрестанным дождём лесной темени, закончились ничем. В полном отчаянии обратили внимание на сухие струганные доски, из которых был сколочен перевозимый ящик с трупом.
Топора у водилы не нашлось, только гвоздодёр-монтировка. Ей отковырнули на растопку одну широкую верхнюю доску. И тут же все трое почувствовали, как волосы зашевелились на голове. В свете тусклой салонной лампочки УАЗика открылось жутковатое зрелище. Покойничек уставился на них снизу сквозь открывшийся просвет в дощатом ящике.

Читайте также:  президент дагестана меликов биография национальность

– Бл…! Чо ему глаза-то не закрыли.

– Да закрывали вроде… Может, от тряски сами открылись.

Больше всех на нервах был молодой прапор. Он и так, вообще по жизни не из отважных, а тут такое. Да ещё сорвал своевременную доставку трупа в морг. Как ответственного за поручение, начальство точно по головке не погладит:

– Короче, бойцы, закройте жмурику глаза и пошли скорей костёр разводить.

Водила-кавказец категорически отказался приближаться к трупу, не то что прикасаться к нему. Пришлось Ивану опускать усопшему веки…

Отковыренную доску разломали на мелкие части всё той же монтировкой. Сухие смолистые дровишки быстро подхватились огнём, несмотря на непрекращающийся дождь. Озябшие военные сгрудились возле костра. Наконец-то жить стало светлей, теплей и веселей. Но, к сожалению, ненадолго. За несколько минут дрова сгорели подчистую. Пришлось тем же способом ломать вторую доску. Затем третью, четвёртую, пятую… Вскоре весь ящик полностью ушёл в огонь.
Когда последние угли стали догорать, всё меньше и меньше отдавая тепла, вернулись в УАЗик. Там не теплее, чем в лесу, зато хотя бы дождём не мочит. Лежащий в уставном исподнем труп оттащили к задним дверям. Усадили, прислонив в углу, чтобы места меньше занимал. Прапорщик с Иваном устроились на полу, накидав под себя всю имеющуюся в машине ветошь. Кавказский джигит скукожился на водительском сидении. Так и заночевали…

Иван проснулся оттого, что локтем в бок его толкал прапор и испуганно шептал на ухо, указывая в заднюю часть салона. Сержант перевёл туда взгляд и невольно поёжился. Из угла, где сидел покойник, тускло светились два огонька. Приглядевшись, Иван догадался, что это в лунном свете, пробивающемся сквозь вершины сосен, поблескивают глаза умершего. Опять что ли открылись.

Хоть и могло быть рациональное объяснение, что просто под силой тяжести нижние веки опустились. Или ещё как-нибудь…
Но в сложившейся обстановке всё равно это выглядело страшновато. Мертвец словно вглядывался в лежащих на полу УАЗика заспанных людей. Прикасаться к холодному телу совершенно не хотелось, и Иван, вытащив из-под себя подходящую тряпку, накинул её мёртвому солдату на голову.

Несмотря на жутковатое соседство, уставший за день сержант скоро заснул. Но вновь был разбужен толчками. Неугомонный прапорщик испуганно дышал в ухо:

– Слышь. Сержант, слышишь это.

– Да ты прислушайся, бл….

Иван, привстав на локтях, вслушался в ночную тишину. С водительского сиденья доносилось негромкое посапывание дремлющего водилы, снаружи – лёгкий шорох дождевых капель по кузову «буханки» и больше ничего… Как вдруг из угла, где сидел накрытый тряпкой силуэт, донеслось утробное урчанье! Так кишки урчат с голодухи или несварения. Через несколько секунд урчащий звук повторился.

– Да это газы из ливера жмурика выходят! Всё естественно, ничего странного. Давай спать, командир. Завтра день предстоит тяжёлый…

Но спать пришлось опять недолго. Уже начало понемногу светать, когда Иван проснулся от сквозняка, гуляющего по полу. Продрав глаза, увидел, что задняя дверь УАЗа распахнута, и в неё беспрепятственно задувает лесной ветер. Трупа в углу не было!

Растолкал прапора и вместе с ним выскочили наружу. В трёх метрах от «буханки» увидели белое пятно. Наш солдатик! Вывалился, видать, случайно в плохо запертую заднюю дверь.
Вот только выпал и замер в очень странной позе – стоя на коленях, упершись локтями в землю и уткнувшись вниз головой. Да ещё на таком удалении от машины.

Подхватив скрюченное тело подмышки, затащили обратно в салон УАЗа. Так как ложиться уже смысла не было, наскоро перекусили и, взяв с собой плащ-палатку, Иван с прапорщиком отправились к своим на место проведения учений. За помощью. Отчаянно отнекивающегося водилу оставили охранять военную технику и подотчётный объект до прихода буксира.

Путь по лесному бездорожью занял у них целый день. К полевому лагерю добрались только под вечер. Командир, конечно, долго метал гром и молнии в обоих. Исключительно матом. Но отправлять буксир на ночь глядя не решился. Подмога в виде БТРа с несколькими бойцами была отправлена утром на рассвете.

Когда, преодолев два десятка километров сквозь лесную чащу, подъехали к торчавшему в грязи УАЗику, слегка обеспокоились, что водила их не встречает, мчась с распростёртыми объятиями.
Соскочив с БТРа и приблизившись к «буханке», сквозь запотевшие стёкла увидели – парень сидит внутри на коленях и, качаясь как маятник, непрестанно бормочет что-то. Совершенно не обращая внимания на призывы и стуки снаружи по дверям и кузову. Минут десять не могли до него достучаться. Потом принесли ломик и вскрыли боковую дверь.

Водила резко повернулся на хруст выломанной двери, дико завращал выпученными глазами и, прокричав «шайтан!», упал в обморок.

Пока несчастного парня приводили в чувство, успели осмотреть салон автомобиля. Все двери и окна закрыты на замок и вдобавок прикручены перепуганным водилой алюминиевой проволокой. Трупа солдата внутри не было. Не видно его и снаружи. Бойцы обыскали все прилегающие кусты с оврагами, но ничего не нашли. Углубляться на поиски далеко в лес не стали. Прицепили тросом «буханку», и БТР, взревев мотором, двинулся в обратный путь.

Когда к водиле УАЗа вернулось сознание, он всё равно не мог сообщить что-то внятное, повторяя своё «шайтан, шайтан. »
Позже парень попал в госпиталь, откуда его и комиссовали по психическому заболеванию. Он совершенно не мог спать, ежеминутно вскакивая и крича от ужаса.

На месте исчезновения трупа солдата были организованы поиски силами военнослужащих гарнизона, но они ни к чему не привели. Тело пропавшего так и не было найдено. Пришли к выводу, что его утащил медведь, вышедший на трупный запах и так перепугавший водителя.
С родственниками погибшего проблем, по-видимому, особых не возникло, так как парнишка рос без отца и матери, с малолетства воспитывался в детдоме.

Читайте также:  самые значимые события в истории человечества

А через полгода Иван ушёл на дембель.
За день до отбывки домой к ним в часть привезли очередную команду призывников. Иван с другими старослужащими из праздного любопытства глазел на их построение. Со смешанным чувством радости и некоторого сопереживания думал, как завтра полетит в гражданскую жизнь, а ребяткам ещё служить и служить…
Рассеянно обводя взглядом лица переминающихся в строю новобранцев, вдруг вздрогнул. Среди стриженных «под ноль» голов выделялась одна. С круглым родимым пятном размером в пятак справа на лбу…
У Ивана пробежал холодок по спине. Но парнишка был совсем не похож на того. Мёртвого.
Он, как и остальные, растерянно косился по сторонам. И лишь один раз вдруг как-то пристально глянул Ивану прямо в глаза.

Источник

Колымские шайтаны: легенды и реальность

На берегу оз. Омук-Кюель Среднеколымского улуса Якутии обнаружено уникальное захоронение «шайтана». Шайтанами, т. е. злыми духами, в результате русской колонизации и христианизации Сибири стали называть идолов, покровителей рода и племени у аборигенов, а также все сакральные предметы, использовавшиеся в качестве фетишей. Согласно разрозненным сведениям, относящимся к XVIII-XIX вв., в их число входили также мумифицированные останки великих шаманов и шаманок. Найденное захоронение вполне может служить подтверждением этих почти легендарных сведений. Реконструировав события далеких лет, автор считает, что в нем погребены мумифицированные останки шаманки, умершей в одну из опустошительных эпидемий оспы XVIII в. Стараясь побороть смертельную болезнь, сородичи шаманки использовали их в качестве фетиша эмэгэт, однако, потерпев неудачу, они похоронили своего идола и покинули родные места

В русский язык арабское слово «шайтан» попало из тюркских языков. Согласно исламской традиции, шайтан – один из джиннов, злой дух, демон. В процессе русской колонизации и христианизации Сибири шайтанами стали называть все сакральные предметы, использовавшиеся аборигенами в качестве фетишей, духов-хранителей рода и племени. Существуют разрозненные сведения, относящиеся к XVIII—XIX вв., о том, что в их число входили даже мумифицированные останки великих шаманов и шаманок.

ec8d4ff94a9056cfdd9ce7edfc8687fe

В 40-х гг. XVIII в. участник Второй Камчатской экспедиции Яков Линденау писал: «С костей [шамана] соскабливают мясо и кости собирают в скелет, одевают в платье как человека и почитают скелет как божество. Юкагиры помещают такие наряженные кости… в своих юртах, иногда 10–15 штук. Если кто-нибудь подвергает даже незначительному поруганию эти кости, тот вызывает озлобление юкагиров… Во время путешествия и на охоте юкагиры возят эти кости в нартах, причем предназначают им лучшие нарты и лучших своих оленей. Когда юкагиры собираются предпринять что-то грандиозное, они гадают при помощи этих скелетов – поднимают скелет вверх, и если он кажется им легким, то это означает благоприятный исход их предприятия… Эти скелеты юкагиры называют стариками, одаривают их лучшими мехами и сажают на постели, покрытые оленьими шкурами, всех в кружок, как живых» (Линденау, 1983, с. 155).

Две шапки для идола

В конце XIX в. известный исследователь аборигенной культуры В. И. Иохельсон отметил изменения, произошедшие в ритуале за полтора столетия. Так, высушенное на солнце мясо шамана юкагиры делили между собой, а потом помещали его в отдельных шалашах. Там же оставляли трупы убитых собак.

Хранился идол у детей покойного шамана. Один из них еще при жизни отца посвящался в тайны шаман­ства. Перевозили идола в деревянном ящике. Иногда, сообразно обычаю воздушного погребения, ящик устанавливали на столбах или деревьях и вынимали оттуда фигуру только перед охотой или дальним походом, чтобы погадать об исходе намеченного дела.

Со временем в качестве оберегов юкагиры стали использовать деревянных идолов. Иохельсон отмечает, что к концу XIX в. они уже скептически относились к идолам и называли их «шайтанами». Так, под влиянием христианства почитаемый дух предка превратился в свой противоположный образ – злого духа, дьявола, сатану.

Тунгусские «сайтаана»

В самом конце 1930-х гг. якутский этнограф А. А. Саввин собрал у эвенов (современное название тунгусов) Верхоянского района Якутии сведения о сайтаана. Так они называли мумифицированные трупы сильных шаманов или шаманок, использовавшиеся в качестве оберегов. По всей видимости, тунгусские «шайтаны» появились в подражание юкагирским.

Иногда это были одни головы или фигурки из трухлявого дерева. Тогда проводился обряд «оживления»: идола натирали кусками сушеного человеческого мяса, обмывали кровью жертвенного оленя, надевали на него шаманскую одежду, давали маленький бубен. Он становился оберегом семьи. Его почитали как покровителя охоты Байаная и боялись обидеть, поскольку он мог за это наказать. Хранили «шайтана» в кожаном мешке, кормили, окуривая дымом или паром от жертвенной пищи.

Сведений о том, что с ним происходило далее, совершался ли обряд погребения, долгое время не было, пока в 1995 г. житель отдаленного якутского села Алеко-Кюель не рассказал автору о том, что несколько лет назад он видел на берегу озера треугольный сруб, внутри которого сидел посаженный на кол «шайтан».

Эту ценную информацию никак не удавалось проверить, и только в 2009 г. представилась такая возможность.

На берегу Омук-Кюель

Жители с. Алеко-Кюель рассказали, что в старину в этой местности проживали омуки — так они называли эвенов. Большое озеро в 10 км от села носит название Омук-Кюель, что означает «озеро эвена».

На его лесистом берегу, на подушке из мха, ягеля и морошки и находится могила «шайтана». С виду это небольшой квадратный сруб, втиснутый меж двух старых пней, без которых он давно бы развалился. Сверху его покрывает настил из жердей. Под настилом – небольшая погребальная камера (0,45×0,45 м) с останками человека.

В одном углу лежат кости таза, в другом – кости нижних конечностей. Между ними – череп, с отсутст­вующей нижней челюстью и отверстием в затылочной кости. Позвонки и ребра в относительном анатомическом порядке расположены на полу камеры между тазом и черепом. Верхние конечности и лопатки отсутствуют. Вероятно, их унесли сородичи умершего, чтобы использовать в качестве талисманов или гадальных предметов.

Читайте также:  биография актера олега харитонова

2dc3da88aabeaab8defd723322970d9f

ef63bf099261ec60af9075453a8c321f

Расположение останков говорит о том, что человек был погребен в сидячем положении, с сильно подогнутыми к груди ногами. Судя по длине конечностей, рост его составлял не менее 1,6 м. Лицом он был обращен к югу.

Кроме человеческих останков, в камере обнаружены подношения: коробок спичек, сигареты, завернутый в фольгу чай. Также в могиле находится деревянный кол со сгнившим концом. Второй кол стоит снаружи прислоненным к срубу. Оба кола плоские, у обоих острие не менее 2—3 см, так что насадить на них труп невозможно. Об этом же говорит и целостность копчика.

Учитель истории из с. Эбээх Второго Хангаласского наслега В. И. Ефимов сообщил, что в местности Дюенсэ когда-то в оградке сидел «шайтан», привязанный спиной к длинному колу. Проверить это невозможно, поскольку могилка, к сожалению, не сохранилась.

Гагара, бусины и жетоны

Под дерном, покрывающим пол камеры, найдены предметы, украшавшие некогда одежду умершего: железная фигурка гагары, бронзовый диск с ажурным солярным плетением, три латунных жетона с отвер­стиями и множество бусин синего, белого и черного цветов. Очевидно, все это атрибуты шаманского костюма: гагара крепилась на спине или плечах, солнечный диск висел на груди, жетоны украшали нагрудник, а бисер обильно покрывал одежду и обувь.

На одном из жетонов изображена корона и щит с лилиями, отчетливо читается надпись PFENNING. На другом жетоне такой же щит с лилиями, на обратной стороне – профиль мужчины в длинном парике, с жабо, по кругу идет надпись латинскими буквами. В фондах Якутского краеведческого музея хранятся латунные жетоны ХVIII в., извлеченные из погребения лошади. Два из них идентичны найденным.

3ad3ad1e91559a847b14aa9ec257808f

Не исключено, что украшений было гораздо больше. По рассказам местных жителей, до начала 1980-х гг. могила и погребенные в ней останки оставались нетронутыми. Это подтверждает и заведующий Музеем мамонта Института прикладной экологии Севера П. А. Лазарев, работавший в то время на оз. Омук-Кюель.

В окрестности могилы не обнаружено никаких ритуальных сооружений. Только в 60 шагах к северу от захоронения имеется квадратное основание чума тордох – зимнего варианта жилища. Близость этих двух объектов дает основание предположить, что они составляли единый ритуальный комплекс, ориентированный по линии север–юг.

Старожилы села рассказали, что в полукилометре отсюда, у оз. Омук-Унгуохтаах, находится могила еще одного эвенского шамана, однако указать ее точное расположение они отказались.

Легенды и факты

По словам директора местного краеведческого музея Д. И. Винокурова, в старину над «шайтаном» был установлен чум, а по обе стороны от него в треугольных оградках находились два его помощника.

Когда омуки проезжали мимо, они останавливались и кормили «шайтана», вставляя ему в зубы зажженную трубку. Говорят, он делал затяжку и дым изо рта шел в верхнее отверстие чума. Раньше Дмитрий Ильич работал оленеводом и охотником, но на том месте «шайтана» никогда не видел.

Сельский коневод В. С. Бубякин рассказал, что в 1960- х гг. видел насаженного на кол «шайтана». Кол проходил через отверстия в позвоночных костях и втыкался ему в череп. Одежды на «шайтане» не было, лишь какие-то лохмотья. Лицом он был обращен к югу.

2330c5a5a79a69c6b1b66eca86c1b764

Сам Бубякин дружил с эвенским шаманом Н. Я. Слепцовым. Его похоронили около оз. Дьархатаах, в местности Лайылла. Когда Бубякин бывает там, кормит огонь, призывая своего друга по имени-отчеству. По его словам, гипноз шамана сохраняется 300 лет. Он до сих пор чувствует силу шамана.

В администрации Первого Хангаласского наслега нам показали книгу журналиста В. Е. Винокурова, в которой оказалась одна интересная легенда.

Когда-то давно эпидемия оспы истребила почти всех омуков. Несколько выживших сложили у воды трупы своих сородичей и ушли, забрав с собой тела трех женщин. Они их высушили, превратив в фетиши эмэгэт. С их помощью они надеялись спастись от страшной болезни, однако, убедившись в бессилии идолов перед оспой, оставили мумии на берегу, посадив в треугольные оградки.

2c930b93b61fd03bba7d24d6fd0d7a64

Из тех могил сохранилась только одна. А омуки переселились в тундру Олюерэ. На рубеже ХIХ—ХХ вв. оттуда трижды приезжал шаман Ньукулачаан ойуун, чтобы провести обряд благословения духов своих старших теток (Винокуров, 2008, с. 22).

Отголоском старинной легенды, скорее всего, и является могила на берегу оз. Омук-Кюель. Похороненный в ней «шайтан» – умершая от оспы эвенская шаманка. Возможно, это была эпидемия черной оспы 1782 г.

Известно, что старые арангасы (могильные помосты) могут стоять до ста лет, а в условиях Севера и больше. Если в конце XIX в. сюда приезжали сородичи шаманки, то они могли поправить могилку, поставленную еще в предыдущем веке.

Косвенным доказательством того, что могила относится к дохристианскому периоду истории Якутии, т. е. до конца ХVIII – начала ХIХ в., является отсутствие креста. Малые же размеры камеры и необычная поза костяка наводят на мысль, что захоронены останки некогда мумифицированного человека. Солнечный диск и ориентировка «шайтана» на юг указывают на его связь с культом Солнца, что отрицает возможную принадлежность умершего к так называемому «черному» шаманству.

Васильев В. Е. Сайтаан // Культурное наследие народов Сибири и Севера: Материалы V Сибирских чтений. СПб.: МАЭ РАН, 2004. Ч. 2. С. 194–197.

Васильев В. Е. Юкагирские сайтаны (вопросы генезиса шаманских погребений) // Сибирский сборник—1: Погребальный обряд народов Сибири и сопредельных территорий. Кн. 2. Спб.: МАЭ РАН, 2009. С. 191—198.

Винокуров В. Е. Великое переселение: предания, мифы, легенды, статьи. Среднеколымск, 2008. 153 с. (На якут. яз.)

Иохельсон В. И. Юкагиры и юкагиризированные тунгусы. Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 2005. 675 с.

Линденау Я. И. Описание народов Сибири (первая половина ХVIII века): Историко-этнографические материалы о народах Сибири и Северо-Востока. Магадан: Кн. изд-во, 1983. 176 с.

Токарев С. А. Ранние формы религии и их развитие. М.: Политиздат, 1990. 662 с.

Работа выполнена в рамках Программы Президиума РАН «Историко-культурное наследие и духовные ценности России», блок «Духовная культура саха: традиции, современное состояние и перспективы развития»

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector