страна призраков реальная история

«Куклы тоже взрослеют!» (рецензия на «Страну призраков», 2018)

Американский кино-штамп как художественное средство для передачи психоза во французском фильме.

«Страна призраков» П. Ложье – парадоксальная сказка о взрослении людей, навсегда оставшихся детьми. Прежде всего, сказка эта философская, хотя завёрнута в яркую оболочку крови и насилия. Чтобы понять, уместна ли такая обёртка, придётся буквально ворошить грязное белье девочек и копаться в чулках их изнасилованной куклы, разгребая останки убитой мамы героинь. Пойти на такое готов не каждый зритель, так что может показаться, что французский режиссёр сделал ставку на скандальности и провокационности образов. Действительно, тенденция к провокационности присутствует в творчестве Ложье. Яркий пример чему — его ранняя картина «Мученицы» (2008), где раскрытие образов девушек-героинь было основным в подаче режиссёра и показало современную женщину с иной, непривычной нам стороны.

Штамп с домом, в котором происходят странные события, прочно укоренился в «американском» кино. Только Ложье – не голливудский режиссер и знакомые всем образы подаёт не так, как принято в «традиционной», изжившей себя, манере. Поэтому дом в фильме французского мастера – отнюдь не главный образ: режиссёр акцентирует внимание зрителя именно на девочках и матери, которые переживают нападение маньяков. К появлению последних Ложье готовит зрителя тщательно, показывая в кадре фургончик садистов, которые преследует героинь с самого начала фильма. Конечно, «зло в фургончике» – ещё один штамп, только кинговский и более избитый, чем голливудские. Но следует признать, что здесь он не оставляет неприятного осадка, потому что появляется уместно. Поэтому, что бы не приходилось говорить о «чистоте» авторского стиля, нужно сделать далеко идущий вывод, что:

тривиальные образы в «Доме призраков» — не штампы, а инструменты для оригинального сюжетного хода.

Хода, который не заставляет себя ждать.

На оригинальный сюжетный поворот указывает кино-символика картины. «Штампованный» дом в работе Ложье является основной метафорой, несущей стеной всей его психологической конструкции. Стены жилья играют в сюжете особую роль, заставляя героинь раскрываться по-иному и проявлять свои глубинные страхи. Ведь дом — символ человеческого подсознания, которое часто сокрыто и принимает в авторских картинах вид потустороннего. Французский мастер только подтверждает это правило, создавая атмосферу «потусторонности» не только психологическими манипуляциями с контекстом картинки, но и чисто технически. Ложье использует специфическую технику съёмки, когда камера не фокусируется отдельно на крупном/малом планах, а охватывает большие и малые объекты одновременно. Из-за чего мелкие детали подаются как неотъемлемая часть общей картинки, а декорации за счёт детализации получают бо́льшую глубину. Таким образом, простым балансом деталей формируется иная реальность. Которая оттеняет метафоричность дома, представляя его в конце фильма с неожиданной стороны.

Француз не изменяет своим традициям, появившимся после «Мучениц» и погружает Бет в упомянутую пучину крови и насилия. Степенная девушка обнаруживает себя в детстве, которое оказывается не прошлым, а настоящим. Писательская карьера превращается в выдуманную историю, и мечты интеллектуалки о будущем рушатся. На лживость выдуманного мира Бет указывает её сестра, которую та ранее считала шизофреничкой, впавшей в детство на почве пережитого кошмара. Такой сюжетный твист переворачивает первичное впечатление зрителя о героях, меняя их местами. «Сумасшедшая» сестра оказывается стоиком, принявшим объективную реальность, а вторая, «здоровая», оказывается невротиком, погружённым в свои желания.

Психологический опыт обнаружения себя в ином, враждебном мире ещё сильнее травмирует Бет. Следует сделать небольшой экскурс в психоанализ и сказать, что такому опыту всегда предшествует ещё одна, ранняя травма, из-за которой эго, не в силах терпеть боль, покидает объективную реальность и уходит в выдуманный мир. Например, в случае с Бет превращается в состоявшегося писателя. Вторичное возвращение только усугубляет травму, заставляя переживать её снова – тогда опыт становится цикличным, замкнутым и почти всегда ведёт к регрессу сознания или его распаду. С Бет же несколько наоборот. Она настолько травмирована, что даже после возвращения не воспринимает объективную реальность как настоящую. Дом-театр вокруг выглядит лишь фундаментом выдуманного мира: он полон образов и вещей «взрослого оттуда», которое кажется девочке более желанным и поэтому реальным. «Взрослого» здесь – ключевое слово. Ведь главное, за что цепляется девочка в фантазиях – это образ себя как зрелой женщины, для которой писательство – единственное средство реализоваться и повзрослеть. Потому что взрослую личность травмировать тяжелее: она не кукла, которую можно изнасиловать, а потом сломать.

В итоге зритель наблюдает, как психика Бет раскалывается на «зрелую» и «детскую» части — девочка переживает раздвоение личности. Первая часть – умна, взвешена, рассудительна и взрослеет очень быстро, опережая в развитии сверстницу-сестру, а другая регрессирует, оставшись ребёнком, заложником травмы. Быстрое взросление героини отчётливо проявляется в конце фильма. На раздвоение намекает и простая с виду деталь: дом на повороте. Он словно указывает на то, что альтернативное эго формируется, когда часть сознания раскалывается и сворачивает «не в ту сторону» — как поезд, часть состава которого отсоединилась и продолжила свой путь по другой ветке.

Отрицание боли и нежелание признавать породившую её реальность не всегда признак упадка и регресса. Они позволяют уйти от этой боли, чтобы не находиться в границах связанной с ней реальности и, тем самым, за эти границы выйти. Уйти от проблемы, превознесшись над ней. Таким образом, можно сделать вывод, что слабость и инфантильность Бет позволили ей сохранить свою личность, а привычка выдумывать приемлемый для существования мир дали возможность его создать. Ведь в конце, оказавшись освобождённой из сексуального плена, «взрослая девочка» Бет лежит на медицинской коляске и признаётся, что хочет писать рассказы. Так нереальная когда-то фантазия о писательстве оказывается будущим, а пережитая боль – его фундаментом.

Читайте также:  научи меня любить большеглазая царица

Первая публикация: рецензия на сайте о тёмном кино «Клуб Крик», 8 апреля 2019

Источник

Рецензия на фильм «Страна призраков»

Жестокий и динамичный слэшер с паранормальными мотивами о семье, на которую нападают двое маньяков

mv5bm 423 0

35116263 1027350

Мать-одиночка Колин (Милен Фармер) и ее дочери-подростки Бет и Вера (Эмилия Джонс и Тейлор Хиксон) переезжают в дом в глуши, который им завещала умершая родственница. Покойная коллекционировала кукол, и постройка оказывается доверху забита старинными и причудливыми игрушками. В первую же ночь на новом месте на семью нападают двое маньяков-садистов. Троице лишь чудом удается спастись. Проходят годы. Бет (Кристал Рид) становится известной сочинительницей хорроров, а вот Вере (Анастасия Филлипс) так и не удается оправиться. Она сходит с ума и каждый день снова и снова переживает события роковой ночи. Колин может лишь заботиться о ней и надеяться, что что-то изменится. Когда Бет возвращается домой, чтобы помочь матери, ее начинают посещать пугающие видения, и она понимает, что кошмар их семьи еще далеко не окончен.

Кадр из фильма «Страна призраков»

ghostland mit crystal reed4

Французский постановщик Паскаль Ложье прославился как создатель хорроров, когда в 2008 году снял провокационный пыточный фильм ужасов «Мученицы», злодеи которого считали, что садистские мучения могут привести к просветлению. Новая англоязычная картина Ложье «Страна призраков» не столь кровожадна и претенциозна, но она тоже ориентирована на тех, кому нравится любоваться избитыми и до смерти напуганными девочками и женщинами.

Кадр из фильма «Страна призраков»

ghostland mit crystal reed7

К какому из направлений хорроров принадлежит «Страна»? Сразу к двум. Это атмосферный сверхъестественный хоррор, который запугивает внезапными громкими звуками, мрачными видениями и батальоном наводящих ужас кукол, но это также слэшер о попытках слабых женщин отбиться от безумных и безжалостных маньяков, один из которых сильный, а другой – умный. В отличие от тех лент, которые пытаются очеловечить злодеев и проникнуть в их сознание, «Страна призраков» следует классической традиции слэшеров и изображает маньяков почти бессловесными монстрами и мутантами. Договариваться с ними не о чем. Им можно лишь сопротивляться.

Кадр из фильма «Страна призраков»

ghostland mit taylor hickson und emilia jones3

Мы не будем рассказывать, в какой пропорции Ложье смешивает две разновидности хорроров, поскольку это потребовало бы разгласить несколько сюжетных тайн. Скажем лишь, что сценарий фильма сложнее, чем кажется поначалу. В «Стране призраков» даже есть философское содержание, хотя его заметят лишь те, кто может думать о метафорах и аллегориях, в то время как на экране страдают ни в чем не повинные создания во главе с французской суперзвездой Милен Фармер. Кстати, поп-знаменитость используется здесь исключительно как актриса и яркая женщина старшего возраста. Петь в фильме Фармер не доводится, хотя музыка играет в повествовании определенную роль.

Кадр из фильма «Страна призраков»

ghostland mit anastasia phillips

«Страна призраков» длится полтора часа, и за вычетом пролога и эпилога, а также передышки между первым и вторым актом, это сплошное мучение главных героинь. Подобно экранным маньякам, фильм хватает зрителей за горло и не отпускает их от начала и до конца. Эмоциональное давление в «Стране призраков» как в скороварке, а вот трэшевой кровавости, как мы уже отметили, не так уж много. Понятно, по меркам пыточных хорроров, а не обычного кино.

При всем при этом «Страна призраков» – откровенно вторичное кино, не стесняющееся своей цитатности, так что новизны вы в фильме не найдете. Однако есть своя прелесть в угадывании, что и откуда Ложье позаимствовал, и в наслаждении тем, как жанровые клише обыгрываются в «Стране». В целом же картина у француза получилась хоть и не шедевральная, но по-своему сильная – и, конечно, очень на любителя.

Источник

Страна призраков. Рецензия

Одна из самых экстравагантных и загадочных европейских певиц современности Милен Фармер как-то раз уже засветилась на большом экране в качестве актрисы. Произошло это в 1994 году, когда стараниями её клипмейкера Лорана Бутонна вышел очень эффектный, но недооценённый костюмный триллер «Джорджино». И вот, годы спустя, она вновь возвращается в кино, и снова в этом ей помогает клипмейкер, с которым Милен уже сотрудничала в работе над видео City of Love, Паскаль Ложье. И, как вы уже, наверное, догадались, её камбэк – вовсе не романтическая комедия или мелодрама, а довольно жёсткий проект – хоррор «Страна призраков».

Главная героиня, модная писательница романов ужасов Бет (Кристал Рид), успешна, счастлива в браке и живёт в достатке. Но её мучает один кошмар – в юности она вместе с матерью и сестрой Верой переехала в дом своей чудаковатой тётки, расположенный в сельской глуши, где на них напала парочка жутких кровожадных маньяков. Тогда им чудом удалось спастись, но Бет и по сей день продолжают истязать призраки прошлого. И вот внезапно в её доме раздаётся телефонный звонок, и на другом конце провода Бет слышит голос сестры, умоляющей приехать и спасти её. Ну а поскольку Вера (Анастасия Филлипс) немного тронулась умом после того трагического инцидента, Бет решает на всякий случай проведать сестру, полагая, что у неё очередное обострение. Увы, всё оказывается совсем не так…

Читайте также:  ильфак ярмиев ильдусович биография

Среди таких мутных и проходных картин, как «Сент-Анж» и «Верзила», у Паскаля Ложье в фильмографии была одна жемчужина – завораживающий метафизический кровавый кошмар «Мученицы», поразивший не только патологической жестокостью, но и глубокой идейностью. «Страна призраков» оказалась куда проще, поскольку представляет собой типичную режиссёрскую работу типичного клипмейкера.

Основной упор постановщик делает исключительно на антураж. Жуткие куклы, удушающая, болезненная атмосфера старого дома и необычный облик сумасшедших убийц действительно производят впечатление. К тому же Ложье знает не только классику вроде «Психо» или «Молчания ягнят», но и помнит «Что случилось с Бэби Джейн?», а также пытается устроить перекличку со своими же «Мученицами» (две девушки, связанные сложными взаимоотношениями и погружённые в атмосферу ада, осознание важных истин через физические и душевные страдания и прочее).

А вот драматургия оказывается фактически пунктирной и порой до ужаса банальной. В середине Ложье, правда, всё же вводит один сценарный финт, которым очень хочет придать глубину и неординарность происходящему. Один нюанс – все эти заигрывания с психологическими мотивами неважно сочетаются с простецкой страшилкой в духе «Техасской резни бензопилой» и кучей прочих «маньячных» ужастиков, а потому во что-то органичное и связное упорно выплавляться не хотят.

Портреты психопатов вышли колоритными – но, опять же, только внешне, поскольку для мотиваций их поступков очень напрашивалась хоть какая-то предыстория. Драматизму не хватает большей глубины и надрыва, а самому повествованию – гипнотичности и менее поспешного развития с должным погружением в происходящее. Такое же двоякое впечатление производит попытка приплести легендарного Г. Ф. Лавкрафта в качестве писательского кумира Бет. Идея, конечно, очень эффектная, особенно в эпизоде ближе к финалу, вот только творчество мастера, писавшего о «космическом ужасе», древних богах и монстрах, никак не коррелирует с происходящим на экране; для этой функции куда больше подошли бы Стивен Кинг или Дин Кунц.

После трейлера создалось впечатление, что роль Милен Фармер тут чисто номинальная, и её присутствие на экране составит не больше пары минут. Однако её имя на постере – вовсе не завлекаловка: у певицы полноценная роль, занимающая чуть ли не половину экранного времени. Играть, правда, ей почти нечего, так как это вполне себе рядовой персонаж жанрового кино со стандартными репликами и поведением. Поклонникам Фармер в любом случае будет любопытно глянуть на рыжую любимицу не в каком-то эксцентричном образе, а в обычной «земной» роли матери двух девочек. А вот кто очень неплох, так это Эмилия Джонс, сыгравшая Бет в юности. Девушка уже отлично проявила себя в мизогиническом триллере «Преисподняя» и даже в этом стандартном ужастике умело извлекает довольно яркие эмоции душевных и физических страданий.

Конечно, событием в карьере Милен Фармер «Страна призраков» не станет, как и в жанровой сфере, поскольку всё это мы уже видели и в упомянутой «Техасской резне бензопилой», и в «Доме восковых фигур», и в «Кровавой жатве». Но кино, хоть и сбито из клише, смотрится всё же нескучно и местами даже напряжённо. Ложье определённо обладает талантом создавать атмосферу локального ада, эдакого липкого кошмарного сна, из которого невозможно выбраться. Жаль лишь, что талант визионера пока ещё побеждает его режиссёрские и драматургические способности, доказывая, что, судя по всему, «Мученицам» будет суждено остаться вершиной его творчества.

Источник

Страна призраков: Безумные игры разума…

Это, пожалуй, лучший триллер, увиденный мною за последние много лет. Причем основное дело даже не в маньяках, а в играх разума. Не знаю, каким образом повествование в картине связано с творчеством Лавкрафта, его книги я почти не читала. Но связь явно имеется, возможно, у него есть произведения на подобную тему. О чем фильм «Страна призраков»?

Знакомство с главными героинями

Итак, Бэт с сестрой Верой и матерью переезжает в дом умершей тетушки. По дороге она читает родным рассказ ужасов, который сама написала. Вообще, девушка мечтает стать писательницей, со стилем не определилась, но явно имеет тяготение к уже упомянутому Лавкрафту.

Более того, она уже подготовила интервью с журналистами, которое даст в будущем, когда станет известной. Что дает Вере утверждать, что она живет в вымышленном мире и пора бы ей вернуться в реальность. Все та же Вера упрекает мать, что она любит Бэт больше, всегда о ней заботится и поддерживает. А сестрица боится даже собственной тени, как она может писать книги ужасов?

Жуткая драма в новом доме

По дороге семейство обгоняет странный фургон, а чуть позже именно он появляется у дома, который обживают наши дамы.

Стоит ли говорить, что фургон привез парочку маньяков, которые тут же заходят в открытые двери. Происходит ужасная сцена, когда два странных типа нападают на мать с дочерями.

Один – огромный верзила, издающий утробные звуки, второй – дама в черном, больше напоминающая мужика. В итоге мать таки убивает обоих, и тут Бэт просыпается от жуткого ночного кошмара.

Прошлое напоминает о себе…

Оказывается, прошло много лет, и теперь она и вправду известная писательница с массой почитателей, имеет семью и ребенка. Но радость от выпуска очередной книги ужасов нарушает внезапный звонок.

Звонит ее сестра Вера. Они с матерью остались в том самом доме и Бэт понимает, что им нужна помощь. Вера так и не смогла забыть ту ночь и типа сошла с ума, от кого-то постоянно прячется, на ее теле появляются раны и прочее.

Читайте также:  рыцари клуба романтики дракула история любви гайды

Но самое главное – она постоянно призывает Бэт вернуться и помочь ей. И уже в следующую ночь писательница сталкивается с одним из маньяков, напавших той самой ночью. Вот здесь и начинается самое страшное.

Отличный и довольно жуткий триллер

На самом деле сказать что-либо кроме того, что фильм по-настоящему хорош, мне нечего. Это действительно качественный триллер с маньяками-психопатами, мрачной атмосферой и весьма неожиданными поворотами.

Но именно игры разума и придают ему ту самую экзотическую изюминку, которой нет во многих триллерах. Нет, фильмов, где герои живут в вымышленном мире, очень много. Но в той же «Прекрасной тюрьме» герой получил травму, а в «Острове проклятых» и вправду свихнулся.

Как сделать правильный выбор?

Но тут же речь идет о совершенно нормальной девчонке, пребывающей в настоящем, сознание которой, по сути, отключилось, лишь бы только не видеть кошмара, происходящего вокруг.

Возможно, у обычного человека такое не получится, но Бэт вроде как была начинающей писательницей, потому и фантазию должна иметь мощную.

Самое интересное, что в этом воображаемом мире мать была жива, и она всячески оберегала дочь, явно не желая, чтобы та возвращалась к реальности. В конце концов, Бэт пришлось делать выбор между двумя мирами, но к счастью, победила любовь к сестре.

На что способно сознание человека?

Возникает вопрос: насколько сильны наши фантазии и могут ли они создать реальный мир, который будет существовать совершенно отдельно и быть не менее настоящим, чем само настоящее? Немного запутанно звучит, но смотрите фильм и все поймете сами.

Кстати, а что было бы, если бы Бэт так и осталась в своем воображаемом пространстве, но погибла бы в настоящем времени? Осталась ли жить или бы тоже исчезла, то есть тут мы снова упираемся в еще один вопрос: может ли сознание существовать отдельно от тела?

На этом свой отзыв завершу, ибо не хочется портить приятное впечатление от фильма. А всем, кто пока не видель это своего рода шедевр, предлагают короткий обзор без спойлеров, зато с интересной информацией.

Источник

«Страна призраков»: Рецензия Киноафиши

Новый фильм режиссера «Мучениц» выходит за привычные жанровые рамки, поэтому воспринимать «Страну призраков» исключительно как хоррор – нельзя. Главные достоинства картины не связаны с чувством страха, по которой принято оценивать фильмы подобной тематики, они доходят до степени воздействия совершенно иного уровня. По меньшей мере – это качественный психологический триллер, удачно вписанный в действительно пугающую историю. И здесь слово «действительно» играет ключевое значение – страшно видеть не куклу, впившуюся в тебя взглядом, страшно видеть куклой реального человека, что воспроизведено в «Стране призраков» буквально.

Кадр из фильма «Страна призраков»

Жизнь главной героини фильма – типичная мечта: роскошный дом, успешная карьера, любящий муж и сын. Но идеальный мир популярной писательницы Бэт рушится в одночасье, когда она возвращается в дом, где в далеком детстве с ее семьей произошла ужасная трагедия. Дом – здесь, как и полагается в фильмах ужасов, исполняет роль центрального места действия. Пугающий своей странностью он явно сулит что-то недоброе еще в самом начале фильма – героини получают его в наследство от своей тети. На фоне многих представителей подобного жанра, где сюжетные линии не подчиняются какой-либо логике, сценарий Паскаля Ложье выглядит вполне внятным, и что особенно приятно – сосредоточенным на деталях.

Кадр из фильма «Страна призраков»

Кажется, что в «Стране призраков» не осталось ничего не удостоенного режиссерского внимания. Самые главные переклички существуют между двумя домами, они работают на контрасте, точно так же, как и смотрятся в кадре две сестры – успешная красотка Бэт и измученная страданиями Вера. Рыжеволосая французская звезда Милен Фармер привнесла значительное количество загадочности в роль матери главной героини.

Кадр из фильма «Страна призраков»

Нашумевших «Мучениц» Паскаля Ложье некогда назвали одним из самых страшных фильмов в истории кинематографа, но не стоит рассчитывать, на то что «Страна призраков» продолжит эти традиции. Новая картина режиссера не рассчитана на любителей биться в истерической конвульсии во время киносеанса. Хотя, кто знает, как зритель воспримет сцены жестокости, которых в фильме предостаточно, ведь виновники семейной трагедии здесь – не просто бесчеловечные убийцы, но еще очевидные психи с извращенными методами насилия.

Кадр из фильма «Страна призраков»

Еще более привлекательным достоинством сценария многие сочтут его непредсказуемость, что безусловно является важным критерием для качественного хоррора. Если герой остается наедине с подвалом в четыре утра, а где-то резко замурлыкала кошка – вы смотрите среднестатистический фильм ужасов, и скорей всего, как бы грустно это не звучало, это его кульминация. Ложье избегает подобных штампов, начало трагического инцидента будет скрыто от глаз – камера переместится на одно из окон дома, и звуки, доносящиеся из комнаты еще больнее ударят по вашим ушам, а воображение нарисует еще более зверскую картину, чем вы увидите сами в следующем кадре.

Кадр из фильма «Страна призраков»

Смыслы, связанные с подсознанием, принципиально важны режиссеру. В его новом фильме постоянно перекликаются – мечты о возможном счастье и жестокая беспросветная реальность. Взаимопроникая друг в друга, они оставляют после себя сотни вопросов, трудно объясняемых в рамках безспойлерной рецензии. Разгадывать загадки «Страны призраков» необычайно увлекательно, ведь автор подкидывает подсказки на каждом углу, и внимательный зритель разглядит главную тайну нового фильма Паскаля Ложье в его названии.

В российском прокате с 15 марта 2018 года

Расписание и покупка билетов на фильм «Страна призраков»

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector