сторонниками цивилизационной трактовки истории человечества являются

Тесты по философии. Тесты по философии. Какому философу принадлежит следующая трактовка бытия

(15 вопрос) 12. Сущность и природа человека

1. Индивид в философии понимается, как:

б) родовое понятие, т.е. выражающее общие черты, при­сущие человеческому роду;

2. Личность в философии понимается, как:

в) устойчивая система социально-значимых черт, характе­ристика человека как члена общества;

3. При употреблении понятия «личность» подразумевают такие качества, как:

в) приобретенные каждым человеком духовные, социальные качества;

4. Неповторимое своеобразие отдельного человека (внешность, характер, привычки, особенности и т.д.), в про­тивоположность типовым чертам, — это:

5. Специфика философской антропологии заключается в то, что она;

в) пытается определить сущность человека, человеческое в человеке;

6. Термин «антропогенез» означает:

а) процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека;

7. Термин «филогенез» означает:

8. Термин «онтогенез» означает:

д) процесс развития человека от момента рождения до смерти.

9. Средневековые философы утверждали, что человек:

б) создан по образу и подобию Божьему;

10. Это качество в человеке считалось самым главным в философии Нового времени:

в) разумность, рациональность;

11. Биологизаторские концепции утверждают, что:

б) жизнь человека определена его генотипом;

12. Категория «деятельность» означает:

в) целенаправленное воздействие субъекта на объект (где частным случаем объекта может быть другой субъект);

13. Процесс социализации означает:

в) усвоение и использование человеком социокультурного опыта;

14. Термин «культура» означает (подберите наиболее правильный ответ):

в) культура – это сплав способов деятельности и результатов этой деятельности в виде совокупности созданных материальных и духовных ценностей;

15. С точки зрения гедонизма, смысл жизни состоит в том, что:

в) жизнь — это наслаждения, желательно, как можно бо­лее разнообразные, здесь и сейчас;

16. Предметом этики является:

17. Ответственность человека за свои поступки воз­можна только при наличии:

18. Дополните недостающие парные этические категории:

б) свобода – ответственность г) права – обязанности

19. Раздел философии, изучающий мораль и специфические явления общественной жизни:

20. Аксиология — это учение о:

а) о ценностях, об их происхождении и сущности;

21. Требование ненасилия означает в первую очередь отказ от:

22. Автором термина «этика» является:

23. Автором термина «мораль» является:

24. Научные открытия, способствовавшие разрушению антропоцентрической картины мира:

б) создание гелиоцентрической системы мира;

(16 вопрос) 13. Общество и история

1. Эта философская позиция утверждает, что общественная жизнь является ареной борьбы за существование:

2. Наиболее закрытой социальной группой является:

3. Понятие класса является ключевым в философии:

4. Концепция, утверждающая, что государство возникает в результате разделения труда в обществе,

5. Теория единой глобальной цивилизации была сформулирована:

6. Ф. Фукуяма в своей философии провозгласил:

7. По мнению А. Тойнби, всякая историческая общность людей развивается по принципу:

8. Составлением глобальных прогнозов занимается:

9. В философских учениях Тейяра де Шардена и В.И. Вернадского область сознательной деятельности человека («мыслящий пласт земли») носит название:

10. В современности господствующим типом культуры является:

11. Общество является предметом исследования такой философской науки, как:

б) социальная философия;

12. Философским учением о сущности и развитии че­ловеческого общества является:

в) социальная философия;

13. Целостность и устойчивость общественного организма основывается на:

г) системе традиций;

14. Отчуждение во взаимоотношениях человека и обще­ства наступает тогда, когда:

б) происходит растворение человека в абстрактных соци­альных качествах, в утрате им контроля над результата­ми своей деятельности в обществе;

15. Социальный институт, который представляет со­бой способ присвоения людьми продуктов материального и духовного производства, а также природных объектов, назы­вается:

16. В «ноосферной» модели человеческой цивилизации основная роль отведена:

17. Сторонниками цивилизационной трактовки истории человечества являются (укажите все варианты):

а) Тойнби; б) Шпенглер;

18. Что понимали под цивилизацией в XVIII в.

19. С точки зрения Хантингтона, отношения между цивилизациями в будущем приведут к:

20. Формами государственного правления являются (укажите все варианты ответов):

а) монархическая; б) республиканская;

21. По вопросу возникновения государства современная философия считает, что:

г) государство существовало не всегда, а возникло на определенной стадии усложнения общественного развития.

22. Гражданское общество – это:

б) система внегосударственных общественных образований, помогающая государству и оппонирующая государству в случае неэффективного выполнения им своих функций;

23. «Формация» является ключевой категорией в учении:

24. Установите соответствие понимания общества той или иной исторической эпохе:

а) Античность 3. Совокупность людей, более или менее удачно жи­вущих по законам справедливости. б) Средние века 4. «Град земной», стремящийся к «Граду небесному» в) Новое время 1. Люди, живущие в соответствии с ими же установ­ленным общественным договором; г) XX в. 2. Система социальных действий людей, смысл кото­рых определяется выработкой ценностей (Вебер, Парсонс, Сорокин и др.);

Читайте также:  контрольная работа по истории 10 класс вторая мировая война с ответами

25. Установите соответствие трактовки общества тому или иному философу:

а) формационный подход; 2) Маркс 4) Конт. б) цивилизационный подход; 1) Шпенглер;3) Тойнби;

(17, 18 вопросы) 14. Философские термины и категории

1. Впишите ключевое слово в определение:

Детерминизм – философское учение об объективной закономерной Причинно-следственной связи и взаимообусловленности вещей, процессов и явлений реального мира.

2. Впишите ключевое слово в определение:

Идеализм – философское направление, которое исходит из первичности Духовного по отношению к материальному.

3. Впишите ключевое слово в определение:

Материализм – философское направление, которое исходит из первичности Материального по отношению к духовному.

4. Впишите ключевое слово в определение:

Гуманизм – философские взгляды, основывающиеся на признании самоценности Человека и его прав на абсолютную свободу с целью развития и самовыражения.

5. Впишите ключевое слово в определение:

Онтология – учение о Бытии.

6. Впишите ключевое слово в определение:

Гносеология – учение о Познании.

7. Впишите ключевое слово в определение:

Аксиология – учение о Ценностях.

8. Впишите ключевое слово в определение:

Сциентизм – абсолютизация роли Науки в обществе.

9. Впишите ключевое слово в определение:

Иррационализм – философское учение, отрицающее фундаментальное значение Разума.

10. Впишите ключевое слово в определение:

Нигилизм – философское учение, отрицающее фундаментальное значение Ценностей.

11. Впишите ключевое слово в определение:

Сенсуализм – философское направление, выводящее все познание из Чувства.

12. Впишите ключевое слово в определение:

Пантеизм – это представление о том, что Бог существует повсюду в мире (природе).

13. Впишите ключевое слово в определение:

Гилозоизм – философское направление, которое считает всю материю Живой и одушевленной.

14. Впишите ключевое слово в определение:

Рационализм – направление в теории познания, выдвигающее на первый план Рациональное, абстрактное знание.

15. Впишите ключевое слово в определение:

Эмпиризм – направление в теории познания, выдвигающее на первый план Чувственное знание.

16. Впишите ключевое слово в определение:

Механицизм – односторонний метод познания, основанный на признании Механической формы движения как единственно объективной.

17. Впишите ключевое слово в определение:

Субъективизм – мировоззренческая позиция, отрицающая существование Объективных законов природы и общества.

18. Впишите ключевое слово в определение:

Натурфилософия (философия Природы) – философское направление, создавшее новую картину мира, свободную от теологии, опираясь на достижения естествознания.

19. Впишите ключевое слово в определение:

Релятивизм – методологический принцип, абсолютизирующий Относительность и условность содержания познания.

20. Впишите ключевое слово в определение:

Теоцентризм – картина мира, помещающая в центр мироздания Бога.

21. Впишите ключевое слово в определение:

Антропоцентризм – картина мира, помещающая в центр мироздания Человека.

22. Впишите ключевое слово в определение:

Конвенционализм – философское направление, подчеркиваю­щее, что научные постулаты покоятся на Соглашении, договоре ученых.

23. Впишите ключевое слово в определение:

Гедонизм – этическое направление, рассматривающее Волю в качестве основного мотива человеческой деятельности.

24. Впишите ключевое слово в определение:

Волюнтаризм – философское направление, признающее в качестве первоосновы бытия Идеализм.

25. Подберите термин, противоположный понятию «материализм».

26. Подберите термин, противоположный понятию «идеализм».

27. Подберите термин, противоположный понятию «реализм».

28. Подберите термин, противоположный понятию «номинализм».

29. Подберите термин, противоположный понятию «пессимизм».

Оптимизм
30. Подберите термин, противоположный понятию «индукция».

31. Подберите термин, противоположный понятию «дедукция».

32. Подберите термин противоположный, понятию «диалектика».

33. Подберите термин противоположный понятию «эмпиризм».

34. Подберите термин противоположный понятию «рационализм».

35. Подберите термин противоположный в гносеологии понятию «истина».

36. Подберите термин противоположный понятию «причинность».

37. Какое из понятий лишнее в данном перечне:

38. Какое из понятий лишнее в данном перечне:

39. Какое из понятий лишнее в данном перечне:

40. Какое из понятий лишнее в данном перечне:

41. Установите последовательность возникновения философских категорий:

б) первоначало; а) бытие; г) субстанция; д) сублимация. в) экзистенция;

42. Установите последовательность возникновения философских категорий:

б) логос; в) идея; г) мораль; а) формация; д) фальсификация.

43. Установите последовательность возникновения философских категорий:

в) первоначало; г) диалектика; а) этика; б) универсалии; д) вещь в себе.

44. Установите последовательность возникновения философских категорий:

а) бытие; б) метафизика; в) гуманизм; г) формации; д) воля к власти.

45. Установите последовательность возникновения философских категорий:

г) атом; б) идея; а) универсалии; в) естественное право; д) Сверх-Я.

46. Найдите соответствия между разделом философии и основной категорией:

а) онтология; 4) бытие. б) гносеология; 3) истина; в) этика; 2) нравственность; г) эстетика; 1) красота;

47. Соотнесите философские категории и их авторов:

а) идея; 3) Платон; б) социология; 2) Конт; в) сверхчеловек; 1) Ницше; г) воля к жизни; 4) Шопенгауэр.

48. Установите соответствие философской категории и ее автора:

а) моральный императив; 3) Кант; б) атом; 1) Демокрит в) этика; 2) Аристотель; г) бытие; 4) Парменид.
2. Согласно древнегреческой мифологии, боги обитают на горе:

Читайте также:  ильсур метшин биография семья

б) Олимп
2. К славянофилам относился:

б) Хомяков
5. Человек становится личностью в процессе:

8. Русским Сократом прозвали:

г) В.Г. Сковороду
12. Один из авторов постиндустриального общества является:

в) Белл
11. Марксистская философия выделяет следующее число общественно-экономических формаций:

Источник

Концепция, утверждающая, что государство возникает в результате разделения труда в обществе,

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

носит название:

5. Теория единой глобальной цивилизации была сформулирована:

6. Ф. Фукуяма в своей философии провозгласил:

7. По мнению А. Тойнби, всякая историческая общность людей развивается по принципу:

8. Составлением глобальных прогнозов занимается:

9. В философских учениях Тейяра де Шардена и В.И. Вернадского область сознательной деятельности человека («мыслящий пласт земли») носит название:

10. В современности господствующим типом культуры является:

11. Общество является предметом исследования такой философской науки, как:

б) социальная философия;

12. Философским учением о сущности и развитии че­ловеческого общества является:

в) социальная философия;

13. Целостность и устойчивость общественного организма основывается на:

г) системе традиций;

14. Отчуждение во взаимоотношениях человека и обще­ства наступает тогда, когда:

б) происходит растворение человека в абстрактных соци­альных качествах, в утрате им контроля над результата­ми своей деятельности в обществе;

15. Социальный институт, который представляет со­бой способ присвоения людьми продуктов материального и духовного производства, а также природных объектов, назы­вается:

16. В «ноосферной» модели человеческой цивилизации основная роль отведена:

17. Сторонниками цивилизационной трактовки истории человечества являются (укажите все варианты):

Источник

Формационный и цивилизационный подходы к развитию общества

Общественное развитие – сложный процесс, поэтому его осмысление привело к возникновению различных подходов, теорий, так или иначе объясняющих историю возникновения и развития общества. Существует два основных подхода к развитию общества: формационный и цивилизационный.

1. Формационный подход к развитию общества.

Согласно формационному подходу, представителями которого были К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др., общество в своём развитии проходит через определённые, сменяющие друг друга этапы – общественно-экономические формации – первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, основанный на определённом способе производства. Способ производства включает в себя производительные силы и производственные отношения. К производительным силам относятся средства производства и люди с их знаниями и практическим опытом в сфере экономики. Средства производства, в свою очередь, включают в себя предметы труда (то, что обрабатывается в процессе труда – земля, сырьё, материалы) и средства труда (то, с помощью чего обрабатываются предметы труда – инструменты, оборудование, техника, производственные помещения). Производственные отношения – это отношения, которые возникают в процессе производства и зависят от формы собственности на средства производства.

Как же идёт развитие общества согласно формационному подходу? Дело в том, что существует закономерность: производительные силы развиваются быстрее, чем производственные отношения. Совершенствуются средства труда, знания и навыки человека, занятого в производстве. Со временем возникает противоречие: старые производственные отношения начинают сдерживать развитие новых производительных сил. Для того чтобы производительные силы имели возможность развиваться дальше, необходима замена старых производственных отношений новыми. Когда это происходит, меняется и общественно-экономическая формация.

Например, при феодальной общественно-экономической формации (феодализме) производственные отношения следующие. Основное средство производство – земля – принадлежит феодалу. Крестьяне за пользование землёю выполняют повинности. Кроме того, они лично зависят от феодала, а в ряде стран были прикреплены к земле и не могли уйти от своего господина. Тем временем общество развивается. Совершенствуется техника, зарождается промышленность. Однако развитие промышленности сдерживается практически отсутствием свободных рабочих рук (крестьяне зависят от феодала и не могут уйти от него). Низка покупательная способность населения (в основном население состоит из крестьян, у которых нет денег и соответственно возможности приобретать различные товары), а значит, нет большого смысла увеличивать промышленное производство. Получается, что для развития промышленности необходимо заменить старые производственные отношения новыми. Крестьяне должны стать свободными. Тогда у них появится возможность выбора: или по-прежнему заниматься сельскохозяйственным трудом или, например, в случае разорения, наняться на работу на промышленное предприятие. Земля должна стать частной собственностью крестьян. Это позволит им распоряжаться результатами своего труда, продавать произведённую продукцию, а на полученные деньги приобретать промышленные товары. Производственные отношения, при которых существует частная собственность на средства производства и результаты труда, используется наёмный труд – это уже капиталистические производственные отношения. Они могут установиться либо в ходе реформ, либо в результате революции. Так на смену феодальной приходит капиталистическая общественно-экономическая формация (капитализм).

Как отмечалось выше, формационный подход исходит из того, что развитие общества, различных стран и народов идёт по определённым ступеням: первобытнообщинный строй, рабовладельческий строй, феодализм, капитализм и коммунизм. В основе этого процесса лежат изменения, происходящие в сфере производства. Сторонники формационного подхода считают, что ведущую роль в общественном развитии играют исторические закономерности, объективные законы, в рамках которых и действует человек. Общество неуклонно движется по пути прогресса, поскольку каждая последующая общественно-экономическая формация прогрессивнее предыдущей. Прогресс же связан с совершенствованием производительных сил и производственных отношений.

Читайте также:  пансионат грузия в гаграх история

У формационного подхода есть свои недостатки. Как показывает история, далеко не все страны вписываются в ту “стройную” схему, которую предложили сторонники этого подхода. Например, во многих странах не было рабовладельческой общественно-экономической формации. А что касается стран Востока, то их историческое развитие вообще было своеобразным (для решения этого противоречия К. Маркс придумал понятие “азиатский способ производства”). Кроме того, как мы видим, формационный подход под все сложные общественные процессы подводит экономическую основу, что не всегда корректно, а также отодвигает роль человеческого фактора в истории на второй план, отдавая приоритет объективным законам.

2. Цивилизационный подход к развитию общества.

Слово “цивилизация” происходит от латинского “civis”, что означает “городской, государственный, гражданский”. Уже в античные времена оно противопоставлялось понятию “silvaticus” – “лесной, дикий, грубый”. В дальнейшем понятие “цивилизация” приобрело различные значения, возникло множество теорий цивилизации. В эпоху Просвещения под цивилизацией стали понимать высокоразвитое общество, имеющее письменность и города.

На сегодня существует около 200 определений этого понятия. Например, Арнольд Тойнби (1889 – 1975), сторонник теории локальных цивилизаций, называл цивилизацией устойчивую общность людей, объединённых духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками. А Освальд Шпенглер (1880 – 1936), основоположник культурологического подхода к историческому процессу, считал, что цивилизация – это высший уровень, завершающий период развития культуры, предшествующий её смерти. Одно из современных определений этого понятия такое: цивилизация – это совокупность материальных и духовных достижений общества.

Существуют различные теории цивилизации. Среди них можно выделить две основные разновидности.

Теории стадиального развития цивилизации (К. Ясперс, П. Сорокин, У. Ростоу, О. Тофлер и др.) рассматривают цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определённые этапы (стадии). Этот процесс начался в глубокой древности, когда человечество перешло от первобытности к цивилизованности. Он продолжается и в наши дни. За это время произошли большие общественные изменения, которые затронули социально-экономические, политические отношения, культурную сферу.

Теории локальных (локальный с лат. – “местный”) цивилизаций (Н.Я. Данилевский, А. Тойнби) исходят из того, что существуют отдельные цивилизации, большие исторические общности, которые занимают определённую территорию и имеют свои особенности социально-экономического, политического и культурного развития.

Локальные цивилизации – это своего рода элементы, составляющие общий поток истории. Они могут совпадать с границами государства (китайская цивилизация), а могут включать в себя несколько государств (западноевропейская цивилизация). Локальные цивилизации представляют собой сложные системы, в которых взаимодействуют друг с другом разные компоненты: географическая среда, экономика, политическое устройство, законодательство, религия, философия, литература, искусство, быт людей и т.д. Каждый из этих компонентов несёт на себе печать своеобразия той или иной локальной цивилизации. Это своеобразие весьма устойчиво. Конечно, с течением времени цивилизации меняются, испытывают внешние воздействия, но остаётся некая основа, “ядро”, благодаря которому одна цивилизация всё равно отличается от другой.

Один из основоположников теории локальных цивилизаций Арнольд Тойнби считал, что история – нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни и гибели не связанных друг с другом цивилизаций в различных уголках Земли. Тойнби подразделял цивилизации на основные и локальные. Основные цивилизации (например, шумерская, вавилонская, эллинская, китайская, индусская, исламская, христианская и др.) оставили яркий след в истории человечества и косвенно повлияли на другие цивилизации. Локальные цивилизации замыкаются в национальных рамках, их около тридцати: американская, германская, русская и др.

Движущими силами цивилизации Тойнби считал: вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, военная агрессия); ответ цивилизации в целом на этот вызов; деятельность великих людей, талантливых, “богоизбранных” личностей.

Существует творческое меньшинство, которое ведёт за собой инертное большинство, чтобы дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации. В то же время инертное большинство склонно “тушить”, поглощать энергию меньшинства. Это ведёт к прекращению развития, застою. Таким образом, каждая цивилизация проходит через определённые этапы: зарождение, рост, надлом и дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.

Обе теории – стадиальная и локальная – дают возможность по-разному увидеть историю. В стадиальной теории на первый план выходит общее – единые для всего человечества законы развития. В теории локальных цивилизаций – индивидуальное, разнообразие исторического процесса.

В целом, цивилизационный подход представляет человека ведущим творцом истории, большое внимание уделяет духовным факторам развития общества, уникальности истории отдельных обществ, стран и народов. Прогресс относителен. Например, он может затрагивать экономику, и в то же время применять это понятие по отношению к духовной сфере можно очень ограниченно.

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector