столярный переулок 13 история

Столярный переулок 13 история

2367639 900

Сколько домов нужно, чтобы отрезок улицы стал переулком? Минимум два? Оказывается, будет достаточно и одного дома, как в питерском Кокушкином переулке — он самый короткий в городе. Кроме того, этого переулка нет ни одной карте Санкт-Петербурга. Блогер userinfo v8fretkus рассказывает историю переулка вплоть до упоминаний этого странного отрезка улицы в произведениях Достоевского.

2401708 original

Есть в Петербурге одно интересное место, которое, не наткнись я чуть ранее на некую любопытную заметку об оном, едва ли возможно было сходу заподозрить в чем-то неординарном. Буквально в двух шагах от исторически «злачного» центра города, «брюха Петербурга» — Сенной площади притаился ограниченный с одной стороны Садовой улицей, а с другой — Набережной канала Грибоедова самый короткий переулок — Кокушкин. Этот крошечный участок асфальта не отмечен на картах и достаточно легко распознаваем, пожалуй, лишь благодаря одноименному мосту, что переброшен через канал Грибоедова и соединяет Кокушкин переулок со Столярным.
Но, прежде чем показать вам сам переулок, позволю себе немного поддержать интригу. Прогуляемся чуть-чуть по каналу Грибоедова. Самую малость — всего несколько метров.

2401979 original

Еще пара шагов — и вот сейчас мы оказываемся в точке «Х», откуда диковинный кусочек асфальта, по обе стороны обрамленный колодцами-домами, просматривается от края до края.

2402179 original

Оборачиваемся — и видим Кокушкин мост и симпатичную башенку углового дома на Столярном переулке.

2402389 original

С Кокушкина моста открывается вид на расположенный выше по течению Сенной мост — оттуда мы и пришли.

2402701 original

2402980 original

А вот теперь пришло время показать и сам Кокушкин переулок, при виде которого первой моей фразой было: «. я ожидала чего-то более. «

2403293 original

И впрямь сложно поверить, что вот этот крошечный отрезок дороги являет собой целый самостоятельный переулок, у которого есть название. Кстати, название свое он получил благодаря купцу, некогда владевшему здесь, в угловом доме на пересечении собственно Кокушкина переулка и улицы Садовой, кабаком. На протяжении самого Кокушкина переулка я насчитала всего 2 дома — по одному на каждой стороне. Визуально же Кокушкин и Столярный переулки представляют собой единую линию. Именно Кокушкин мост отграничивает один переулок от другого. Вместе Столярный и Кокушкин переулки насчитывают всего 16 домов (9-по четной стороне и 7 — по нечетной). Большинство зданий построено в первой половине XIX столетия. Внешне дома ничем выдающимся не отличаются: четыре-пять этажей, типичные для этого района дворы-колодцы.

В начале XVIII века на этом отрезке располагалась Переведенская слобода, в которой жили главным образом мастеровые, приписанные к Адмиралтейству. Частые пожары уничтожали кучковавшиеся здесь деревянные постройки, и на их месте возводили каменные дома. Так стал формироваться Столярный переулок. Место изобиловало всевозможными питейными заведениями, а буквально по соседству, в паре шагов, раскинулась Сенная площадь с ее знаменитым рынком. Словом, местечко, еще издавна снискавшее сомнительную славу.

Однако чем же так интересно это, казалось бы, совсем невзрачное место?
Со Столярным и Кокушкиным переулками, а также Кокушкиным мостом связано имя Гоголя, что в конце 1829 года, будучи еще никому не известным, поселился в большом доме на углу Столярного переулка у Кокушкина моста. Именно здесь он начал писать «Вечера на хуторе близ Диканьки». Более того, упоминание этих мест встречается в его произведениях.
«Перешли в Гороховую, поворотили в Мещанскую, оттуда в Столярную, наконец к Кокушкину мосту и остановились перед большим домом. «Этот дом я знаю, — сказал я сам себе. — Это дом Зверкова».
© «Записки сумасшедшего»

Но не только Гоголь акцентировал внимание своих читателей на диковинных местах.
В своей неоконченной повести «Штосс» Лермонтов описывает, должно быть, типичную для его времени ситуацию, имевшую место на отрезке Столярный переулок_Кокушкин мост_Кокушкин переулок.
«По тротуарам лишь изредка хлопали калоши чиновника, — да иногда раздавался шум и хохот в подземной полпивочной лавочке, когда оттуда вытаскивали пьяного молодца в зеленой фризовой шинели и клеенчатой фуражке. Разумеется, эти картины встретили бы вы только в глухих частях города, как например… у Кокушкина моста».
© «Штосс»

Ну, и наконец, герой «Преступления и наказания» Достоевского Раскольников так же жил на Столярном переулке (ныне ул. Гражданская, 19/5), а неподалеку от дома Зверкова находился доходный дом купца Алонкина, где жил сам Федор Михайлович.

Между тем удивительная слава загадочной топографической связки из двух крошечных переулков и однопролетного моста на этом не заканчивается. Как известно, в Петербурге встречается немало мест с «особой» энергетикой. Это объясняется тем фактом, что город стоит на стыке Балтийского щита с Русской платформой. В местах геологических разломов образуются так называемые геоактивные зоны. Одна из таких зон находится в районе Сенной площади. Геологический разлом идет от площади (место, где находится павильон метрополитена) до канала Грибоедова и далее по нему до Вознесенского проспекта, поворачивает на этот проспект и проходит по нему до Офицерской улицы (до 1918 года, ныне улица Декабристов), а затем следует обратно до Сенной. Таким образом, получается своего рода треугольник — эдакий «Бермудский треугольник» Петербурга. В него целиком входят оба переулка, разделенные Кокушкиным мостом. По мнению заслуженного геолога России, кандидата геолого-минералогических наук Е.К. Мельникова, наличие геоактивных зон отрицательно сказывается на самочувствии, поведении и творческой энергии человека при условии длительного его пребывания в такой зоне. Если верить научным теориям, есть резон предположить, что, возможно, неслучайно именно это место находит столь частое упоминание в произведениях русских классиков. Быть может, именно она — та самая странная, тяжелая энергетика этого места порождала в душах литературных героев мистические, деструктивные настроения.

Читайте также:  биография осеевой валентины александровны

Источник

Столярный переулок 13 история

nevskii11

Две стороны Невского

Если все беды литературных героев Достоевского, их жизнь в постоянном страшном напряжении души и даже сами их судьбы, объясняются в значительной степени, как принято считать, тем, что они являются именно петербургскими жителями, то и «писательская звезда» Достоевского во многом зависела от того же.

Помните его слова в «Записках из подполья»? «Несчастье обитать в Петербурге, самом отвлеченном и умышленном городе на всем земном шаре».

А вот как говорит о городе герой романа «Преступление и наказание» Свидригайлов:

«Это город полусумасшедших. Если бы у нас были науки, то медики, юристы и философы могли бы сделать над Петербургом драгоценнейшие исследования, каждый по своей специальности. Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге». И одним из объяснений документальности изображения Петербурга в романах Достоевского, фактографичности текстов, топографической точности их, является (как заметил еще в начале прошлого века автор книги «Петербург Достоевского» Н.П. Анциферов) нешуточное беспокойство писателя, что исполнится вдруг его странная и навязчивая греза:

«А что как разлетится туман и уйдет кверху, не уйдет ли с ним вместе этот гнилой, склизкий город. Поднимется с туманом и исчезнет как дым и останется прежнее финское болото, а посреди его, пожалуй, для красы, бронзовый всадник на жарко-дышащем загнанном коне. «

Но обе, заметьте, тревожны одной тревожностью.

rflh

Явление Анны

dom alonkina ria

И тогда же, здесь, в доме Алонкина, он вернулся к главам нового большого романа про преступление и наказание.

Последнюю часть этого романа он тоже диктовал Анне. А потом, закончив его, скрепив свой союз венчанием в Троицко-Измайловском соборе и наняв новую, большую квартиру в доме Ширмера (Вознесенский пр., 27), он, по ее воспоминаниям, и повел жену по реальным местам написанного только что романа «Преступление и наказание».

От С-го переулка до К-на моста

Все, добавим от себя, на тайне, на тающей в жаре загадке.

itvzrby

kokushkin most ria

Но что сии топографические подробности рядом с тем, о чем узналось, когда были опубликованы воспоминания дочери писателя Л. Достоевской!

b5249cbe9be1ad925955cb0a76f0c70b

Город-подстрекатель

Как же все совпадает в его романе!

И уже не удивляешься догадке, что город выступает в нем не просто как «герой» произведения, но «как подстрекатель и невидимый участник преступления Раскольникова». А похожесть всего и вся в романе на реальную жизнь, может, и впрямь нужна была Достоевскому для достижения «поразительного эффекта свежести, достоверности своего повествования», которое «должно было дышать особой злободневностью для современников, будто все, что происходит в романе, было совсем недавно, может быть, вчера, а может быть, и сейчас происходит вокруг».

Раскольников жил в Столярном. Знаменит переулок был тем, что на 16 домов, стоящих в нем, приходилось, представьте, 18 питейных заведений. Достоевский не называет это число, но, помните, Раскольников «каждую ночь просыпается, когда пьяницы с криком расходятся из кабаков по домам».

raskolnikov ria

Здесь, в комнатушке, «шагов в шесть длиной», похожей на «каюту», «шкаф» или даже «гроб», и обитал бедный студент. «Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру». Хозяйка этой квартиры жила этажом ниже, и Раскольникову всякий раз, спускаясь но лестнице, надо было непременно проходить мимо хозяйской кухни, дверь которой почти всегда была настежь открытой. Со своего этажа до площадки, на которой находилась эта кухня, ему надо было спуститься по 13 ступенькам.

Так вот, в это трудно поверить, но и теперь в этом доме, если войти во двор, можно отыскать в углу лестницу, где в последний этаж, вернее, на чердак, под крышу, ведут ровно 13 ступеней!

Достоевский «постоянно измеряет, числит, стремится создать точную раму для действия», пишет, например, Анциферов: «тринадцать ступенек», «два поворота», «в третьей улице». Раскольников как бы наследует эту черту писателя. От Столярного, от собственного жилища его до дома старухи (а Раскольников трижды ходил к ней), лежат, помните, сосчитанные им шаги. «Идти ему было немного, он даже знал, сколько шагов от ворот его дома: ровно семьсот тридцать».

sonia m

Углы Сони Мармеладовой

Кстати, угловые дома, которые выбирал для жизни Достоевский и в которых, по преимуществу, селил своих героев, тоже привлекали внимание исследователей. Почему любил их? Не из-за того ли, что в квартире, окна которой выходят на две улицы, всегда и просторней, и светлей, и обзор шире? Словно на каком-то подсознательном уровне писатель боялся, страшился темных «уголков» жизни «угрюмого» Петербурга, где «так скоро гибнет молодость, так скоро вянут надежды, так скоро перерабатывается весь человек», где от «остроуслащенных» запахов даже чижики мрут, как у соседа-мичмана в квартире Макара Девушкина из «Бедных людей»?

dom soni m

«Отыскав в углу на дворе вход на узкую и темную лестницу, он поднялся, наконец, во второй этаж и вышел на галерею, обходившую его со стороны двора.

А на одной площадке с Соней, напомню, только в соседней квартире, проживал господин Свидригайлов. Он, узнав, что Соня его соседка, из своей квартиры и начнет подслушивать ее разговор с Раскольниковым.

v traktire

Последний адрес Свидригайлова

sennaia

Текст выстреливает, как сжатая запись дознавателя.

Адрес же двора помогла восстановить вдова писателя, которая в «Примечаниях к сочинениям Ф.М. Достоевского», рассказала, что муж «в первые недели нашей брачной жизни, гуляя со мной, завел меня во двор одного дома и показал камень, под который его Раскольников спрятал украденные у старухи вещи». На этом месте, добавила она, теперь построен громадный дом, «где. редакция немецкой газеты».

Так любознательные потомки и «вышли» на адрес искомого двора (Вознесенский пр., 3-5).

Читайте также:  history америка история соединенных штатов

Здание сохранилось и, представьте, под тем же номером (Бол. Подьяческая, 26).

Это был полицейский дом, так называемая «съезжая». Отсюда пошло и название улицы, сокращенное в романе, но сохранившееся и поныне (Сьезжинская ул., 2). Дом, хоть и перестроен сегодня, но стоит.

grekov

Надежда Федора Михайловича

Ведь иначе никакой талант и жить не может.

На углу Невского и Фонтанки родилась личность. Родился писатель, гений.

У этой минуты тоже, видите, есть место! Не забудем об этом.

Источник

История Столярного переулка

%D0%A1%D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%8F%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9

Как Вы знаете, «Александр Hotel» расположен в Столярном переулке. Что это за улица, какую она имеет историю, расскажем в этом посте.

Столярный переулок находится в самом центре Петербурга, он проходит от Казанской улицы до канала Грибоедова, в районе, в котором Фёдор Михайлович Достоевский любил селить героев своих произведений.

20 августа 1739 года этот проезд получил свое первое название – Большая Съезжая улица, по Съезжему двору 2-й Адмиралтейской части. Этот двор находился примерно на углу современных Вознесенского проспекта и Казанской улицы. Наименование просуществовало до 1792 года. Встречались варианты: Старая Съезжая и просто Съезжая улица. Малой Съезжей был современный переулок Пирогова.

В 1773 году появилось наименование Столярная улица, связанное с тем, что на этой и ближайшей к ней улицах жили столяры Адмиралтейского ведомства. Употреблялся также вариант Столярная Мещанская улица, поскольку перпендикулярные ей нынешние Казанская, Гражданская и Казначейская именовались соответственно Большой, Средней и Малой Мещанскими улицами.

В начале XIX века Столярная улица превратилась в Столярный переулок. А 10 июля 1950 года его переименовали в улицу Пржевальского. С 1881 по 1887 год в доме № 6 по переулку жил Николай Михайлович Пржевальский (1839–1888), путешественник и географ, исследователь Центральной Азии. За выдающиеся исследовательские работы Пржевальский был избран членом Русского географического общества, почетным членом Петербургской Академии наук и почетным гражданином Петербурга. Благодаря Пржевальскому были составлены первые карты Центральной Азии и Восточного Туркестана (ныне это Синцзян-Уйгурский автономный округ Китая).

13 января 1998 года улице Пржевальского было возвращено историческое название Столярный переулок. Но память о знаменитом путешественнике не исчезла. На доме, где он жил, установлена мемориальная доска, а в Александровском саду с 1892 года стоит памятник Пржевальскому, проект которого создал генерал А. Биндерлинг, ближайший друг Николая Михайловича.

Источник

Дом Раскольникова: Реальная история питерского дома, в который Достоевский поселил своего героя

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

raskolnikov house 2

raskolnikov house 99

По соседству жил не только главный герой-студент, но и его Сонечка, и старуха-процентщица. Тот, кто лично читал произведение, глядя на дом по указанному адресу, невольно задастся вопросом: «А где, собственно, пятый этаж, о котором шла речь в книге?».

raskolnikov house 6

Виной тому программа реновации 70-х годов ХХ века. Тогда в доме разрушили полуподвал, что превратило строение в обрезанную версию себя. Но печалиться не стоит — неисправимые поклонники романа и просто неравнодушные люди провели собственное расследование и утверждают, что та самая «пыльная, с жалким видом и длинною шагов в шесть» комната-мансарда существует и по сей день!

В конце ХХ века на здание успели вывесить памятную гранитную доску, дав вымышленному персонажу вполне реальную жизнь. На доске надпись: «Дом Раскольникова. Трагические судьбы людей этой местности Петербурга послужили Достоевскому основой его страстной проповеди добра для всего человечества».

raskolnikov house 1

Интересно, но именно Достоевский оказался в числе первых, кто осмелился поломать стереотипы о культурной столице в головах читателей. Вместо нарядных храмов, памятников, музеев, фонтанов и общего образа парадного города, Федор Михайлович создает абсолютно другой город, такой жестокий и холодный.

raskolnikov house 3

В Санкт-Петербурге Достоевского царит мир обреченности и тупика, на месте красивых улиц появляются трущобы, а культурное население подменяется голодными студентами-лохмотниками.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Федор Михайлович Достоевский: 10 ответов на вопросы о творчестве великого русского писателя

853853 800

Сегодня исполняется 200 лет со дня рождения великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского. Публикуем ответы на вчерашние вопросы о творчестве классика мировой литературы.

Назовите полное имя Неточки Незвановой — заглавной героини незаконченного романа (повести) Ф. М. Достоевского.

Вот свидетельство «из первых уст» (Неточка вспоминает о матушке):

К тому же она меня назвала Неточкой, что значило, что в эту минуту она особенно любит меня. Это название она изобрела сама, любовно переделав мое имя, Анна, в уменьшительное Неточка, и когда она называла меня так, то значило, что ей хотелось приласкать меня. (Ф. М. Достоевский «Неточка Незванова»)

«Жил на свете таракан,
Таракан от детства,
И потом попал в стакан,
Полный мухоедства»,

— кто из персонажей Ф. М. Достоевского был автором этих «виршей»?

Игнат Тимофеевич Лебядкин (капитан Лебядкин) из романа «Бесы».

Но, точности ради, нельзя не упомянуть о поэте Картузове из неосуществленной повести Ф. М. Достоевского «Картузов» (1869—1870). Поэт Картузов был первым «автором» басни «Таракан», которая затем перешла в роман «Бесы». Об этом, в частности, интересно рассказывает достоевист Б. Н. Тихомиров в статье «Басня капитана Картузова / Лебядкина „Жил на свете Таракан. “ (контексты интерпретации)».

Свой первый роман — «Бедные люди» — Ф. М. Достоевский закончил в 1845 году. Писатель Д. В. Григорович, живший с Достоевским на одной квартире, передал рукопись Н. А. Некрасову. Тот прочитал произведение за одну ночь и на следующий день отвез рукопись В. Г. Белинскому, сказав про автора: «Новый ОН явился!». Кого имел в виду Некрасов?

852745 800

Позже Белинский резко переменил мнение о Достоевском. Вот что он писал в письме критику П. В. Анненкову 15 февраля 1848 года:

Не знаю, писал ли я Вам, что Достоевский написал повесть «Хозяйка» — ерунда страшная! В ней он хотел помирить Марлинского с Гофманом, подболтавши немножко Гоголя. Он и еще кое-что написал после того, но каждое его новое произведение — новое падение. В провинции его терпеть не могут, в столице отзываются враждебно даже о «Бедных людях». Я трепещу при мысли перечитать их, так легко читаются они! Надулись же мы, друг мой, с Достоевским-гением!

Из какого стихотворения А. С. Пушкина Ф. М. Достоевский взял строки для одного из эпиграфов к роману «Бесы»?

Читайте также:  банк работающий с плохой кредитной историей

Второй эпиграф к роману — из Евангелия от Луки:

Тут на горе паслось большое стадо свиней, и они просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, вышедши из человека, вошли в свиней; и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло. Пастухи, увидя случившееся, побежали и рассказали в городе и по деревням. И вышли жители смотреть случившееся и, пришедши к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисусовых, одетого и в здравом уме, и ужаснулись. Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся. (Лк. 8:32-6)

«Эти бесы, выходящие из больного и входящие в свиней, — это все язвы, все миазмы, вся нечистота, все бесы и все бесенята, накопившиеся в великом и милом нашем больном, в нашей России, за века!», — так в романе трактует эпиграф произведения автор устами Степана Трофимовича Верховенского, связывая диагноз болезни страны с надеждой на ее исцеление.

Перевод какого романа Оноре де Бальзака стал первым печатным трудом Ф. М. Достоевского?

Первый перевод романа Бальзака Eugenie Grandet (1833) на русский язык был опубликован в театральном обозрении «Репертуар и пантеон» (1844. № 6, 7; имя переводчика не указано).

Работа заняла немного времени:

«Нужно тебе знать, что на праздниках я перевел «Евгению Grandet» Бальзака (чудо! чудо!). Перевод бесподобный». (Ф. М. Достоевский — М.М. Достоевскому, вторая половина января 1844).

В каком произведении Ф. М. Достоевского есть фраза: «. люди и созданы, чтобы друг друга мучить»?

Из «Моего необходимого объяснения» Ипполита Терентьева:

Когда я, месяцев восемь назад, стал уж очень болен, то прекратил все мои сношения и оставил всех бывших моих товарищей. Так как я и всегда был человек довольно угрюмый, то товарищи легко забыли меня; конечно, они забыли бы меня и без этого обстоятельства. Обстановка моя дома, то есть «в семействе», была тоже уединенная. Месяцев пять назад я раз навсегда заперся изнутри и отделил себя от комнат семьи совершенно. Меня постоянно слушались, и никто не смел войти ко мне, кроме как в определенный час убрать комнату и принести мне обедать. Мать трепетала пред моими приказаниями и даже не смела предо мною нюнить, когда я решался иногда впускать ее к себе. Детей она постоянно за меня колотила, чтобы не шумели и меня не беспокоили; я таки часто на их крик жаловался; то-то, должно быть, они меня теперь любят! «Верного Колю», как я его прозвал, я тоже, думаю, мучил порядочно. В последнее время и он меня мучил: всё это было натурально, люди и созданы, чтобы друг друга мучить.

Какой писатель-современник Ф. М. Достоевского представлен в шаржированном образе писателя Семена Егоровича Кармазинова из романа Ф. М. Достоевского «Бесы»?

853357 800

Так, Кармазинов, приехавший в Россию продавать имение, прежде чем окончательно перебраться в Европу, признается в романе:

Я понимаю, почему русские с состоянием все хлынули за границу, и с каждым днем все больше и больше. Тут просто инстинкт. Если кораблю потонуть, то крысы первые из него выселяются. Святая Русь – страна деревянная, нищая и. опасная, страна тщеславных нищих в высших слоях своих. Тут все обречено и приговорено. Россия, как она есть, не имеет будущности. Я сделался немцем и вменяю это себе в честь. (Семен Егорович Кармазинов / Ф. М. Достоевский «Бесы»)

Сравните, например, с характеристикой Тургенева Достоевским (из письма поэту А. Н. Майкову от 16 (28) августа 1867):

«В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-ну мосту…». Так начинается роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». «В С-м переулке» — значит «в Столярном переулке». А что за «К-н мост»?

853542 original

В Столярном (д. 14) переулке, в доходном доме И. М. Алонкина на углу с Казначейской улицей, во время написания «Преступления и наказания» жил Ф. М. Достоевский, а на следующем перекрестке с Гражданской (Средней Мещанской) улицей, в доме И. Иохима, он «поселил» Раскольникова (Столярный переулок, д. 5).

Как называлась задуманная, но неоконченная и ныне утраченная повесть Ф. М. Достоевского, на которую писателя вдохновил Петрашевский?

«Сбритые бакенбарды» (1846).

«Вдохновил» — здесь, скорее, в кавычках. Достоевист В. Я. Кирпотин выдвинул предположение, что фабула «Сбритых бакенбард» была связана с указом императора Николая I от 2 апреля 1837 года о запрещении чиновникам гражданского ведомства носить усы и бороды. А литературовед М. С. Альтман выдвинул предположение о связи сюжета «Сбритых бакенбард» с соответствующим эпизодом биографии Петрашевского, с которым Достоевский познакомился весной 1846 года. У Петрашевского, когда он служил переводчиком в министерстве иностранных дел, были проблемы из-за длинных волос и бороды во время службы. Впрочем, еще один достоевсковед, Г. М. Фридлендер считал, что замысел повести возник у Достоевского до знакомства с Петрашевским.

На этом авторском рисунке Ф. М. Достоевского

— главный герой одного из его произведений. Кто это?

Лев Мышкин. Набросок на черновике. Своего рода попытка автора дать графическое определение «лица идеи» главного героя романа «Идиот». Другие портретные наброски к роману:

851972 original

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector