столица славян древняя русь

Новое в блогах

ВСЕ СТОЛИЦЫ РУСИ

original

Замечено, что на тему «столица Руси», к сожалению, происходит немало спекуляций. К примеру, на Украине поддерживается теория о том что главной, исторической и чуть ли не единственной легитимной столицей Руси (имеются в виду и границы древнерусского государства, и его современные «наследницы»: Россия, Украина, Беларусь) является исключительно Киев. Аргументы этому приводятся разнообразные, основными из которых можно назвать, наверное, два:

1. Киев — это исконная и первоначальная столица Руси.

2. Киев очень долго был столицей.

Ну что ж… Давайте проверим хотя бы элементарно по доступным источникам:

original

original

ЛАДОГА (862 — 864) — ЭТО 2 ГОДА.

Возникшая в середине VIII века Ладога названа резиденцией Рюрика в Ипатьевском списке «Повести временных лет». Согласно данной версии, Рюрик сидел в Ладоге до 864 года, и лишь после этого основал Великий Новгород.

Ладога – не только один из самых древних городов в России, это еще и один из самых древнейших славянских форпостов, который постоянно подвергался атакам северных соседей. Крепость сжигалась, разрушалась, но снова и снова восставала из пепла, ставя заслон захватчикам. В IX веке деревянные стены ладожской крепости были заменены на каменные, выложенные из местного известняка, и Ладога стала первой каменной крепостью на Руси.

original

НОВГОРОД (862 — 882) — ЭТО 20 ЛЕТ.

Согласно другим летописям, столицей Древнерусского государства был Великий Новгород.

Великий Новгород — один из самых древних и знаменитых русских городов, впервые упоминается в Новгородской летописи под 859 годом в связи с именем легендарного князя Рюрика, который начал продвижение на Русь из Ладоги.

Уже в первые века своего существования Новгород играл важную роль в событиях, происходивших на русской земле, фактически став первой столицей Руси. Расположение Новгорода было столь выгодным географически (город стоял на перекрестке водных путей, идущих из Балтики с севера и запада на юг и восток), что к середине IX века он сделался крупным торговым, политическим и культурным центром северо-западных земель.

Столицей Новгород оставался недолго. В 882 году князь Олег совершил поход на Киев и перенес столицу туда. Но и после перенесения княжеской резиденции в Киев Новгород не утратил своего значения. Находясь в полосе оживленных торговых контактов с зарубежными странами, Новгород был своеобразным «окном в Европу».

original

КИЕВ (882 — 1243) — ЭТО 361 ГОД.

В 882 году преемник Рюрика новгородский князь Олег Вещий захватил Киев, который с этого времени становится столицей Руси. С принятием Русью христианства в конце X века Киев становится резиденцией русского митрополита.

Совпадение политического и церковного центра в сочетании с длительным периодом единовластия киевских князей привело к формированию на Руси устойчивого института столицы, что было не типичным для большинства европейских стран того времени.

В древнерусской литературе понятию столицы соответствовали выражения «старейший стол» и сохранившие своё значение до сегодняшнего дня «стольный город» и эпитет «первопрестольный». Киев получил наименование «Матери городов русских», что являлось калькой с греческого слова «метрополия» и уподобляло город Константинополю.

original

Св оей княжеской династии в Киеве не сложилось, контроль над ним был предметом постоянной борьбы, что с одной стороны вело к неуклонному падению его реальной роли, а с другой делало объектом, вокруг которого переплетались интересы всех русских земель.

original

С 1169 года, когда Андрей Боголюбский, обладая признанным старшинством, впервые отказался занять киевский стол, связь между обладанием Киевом и статусом самого сильного князя стала необязательной. В последующее время старшие суздальские и волынские князья предпочитали передавать Киев своим второстепенным родственникам, а черниговские и смоленские — чаще правили лично. Тем не менее, к князьям, когда-либо в течение жизни побывавшим в Киеве, продолжал прилагаться титул князей «всея Руси». Как в древнерусских источниках, так и в глазах иностранцев город продолжал восприниматься как столица.

В 1240 году Киев был разрушен монголами и на долгое время пришёл в упадок. Борьба за него прекратилась. Старейшими на Руси были признаны владимирские великие князья Ярослав Всеволодович (1243) и Александр Ярославич Невский (1249), и Киев был передан им. Однако своей резиденцией они предпочли оставить Владимир. В последующую эпоху, вплоть до завоевания Киева Литвой (1362), в нём правили провинциальные князья, не претендовавшие на общерусское главенство.

ВЛАДИМИР (1243 — 1389) — ЭТО 146 ЛЕТ.

Владимир-на-Клязьме, основанный в 1108 году Владимиром Мономахом, стал столицей Северо-Восточной Руси в 1157, когда сюда из Суздаля перенёс свою резиденцию князь Андрей Юрьевич Боголюбский.

Признание старейшинства в княжеском роде, действительно, оказалось оторванным от киевского стола, но оно прилагалось к личности князя, а не его городу и далеко не всегда принадлежало владимирским князьям.

Временем максимального влияния княжества стало правление Всеволода Юрьевича Большое гнездо. Его главенство признавалось князьями всех русских земель, кроме Чернигова и Полоцка, и отныне владимирские князья стали именоваться «великими».

original

После Монгольского нашествия (1237—1240) все русские земли оказались под верховной властью Монгольской империи, в подчинении её западного крыла — Улуса Джучи или Золотой Орды. И именно великие князья Владимирские были номинально признаны в Орде старейшими во всей Руси. В 1299 году во Владимир перенёс свою резиденцию митрополит. С нач. XIV века владимирские князья стали носить титул «великих князей всея Руси».

МОСКВА 1.(1389 — 1712) — ЭТО 323 ГОДА

Москва впервые упомянута в летописи в 1147 году. В 1263 году Москву получил в удел младший сын Александра Невского — Даниил Александрович. Не претендуя на великое княжение Владимирское, он смог значительно расширить территорию своего княжества за счёт соседних смоленских и рязанских волостей. Это позволило Даниилу привлечь к себе на службу большое количество служилых людей, которые составили основу мощного московского боярства. В современной историографии данный фактор рассматривается как важнейший в процессе успешного возвышения Москвы.

В 1325 году в Москву из Владимира переехал митрополит.

В 1547 году Иван IV принял царский титул, и Москва до 1712 года стала столицей царства — Государства Российского.

original

Вновь столицей Москва стала 12 марта 1918 года решением Советского правительства.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ/ПЕТРОГРАД (1712 — 1918) — ЭТО 206 ЛЕТ.

В 1712 году по воле Петра I столица России была перенесена в Санкт-Петербург, специально основанный как столичный город.

Источник

Сказание о Словене, Русе и городе Словенске

«Сказание…» — позднелетописная легенда XVII века об эпических предках русского народа и заселении окрестностей Новгорода племенем Словен, а также о дальнейшей истории Руси до Рюрика. До наших дней сохранилось более 100 списков «Сказания о Словене и Русе и городе Словенске» (с вариантами названий), датированных в основном второй половиной XVII века, в том числе в Летописном своде патриарха Никона 1652—1658 годов, в «Хронографе» 1679 года, Новгородской III летописи, Мазуринском летописце Исидора Сназина.

Современные издания чаще основываются на списке из «Хронографа» 1679 года. Историки предполагают, что «Сказание…» было составлено основателем сибирского летописания митрополитом Киприаном (1626—1634 гг.), хотя версии о миграционных передвижениях Словена и Руса, их взаимоотношениях были известны еще задолго до XVII века. Так, арабо-персидские авторы с XII века приводили сказания о русах и славянах с упоминанием эпонимов Рус и Славянин, иногда средневековые авторы ретроспективно связывали русов с более ранними событиями до VII века. Ещё с XIV века в западнославянском эпосе фигурируют Чех, Лех и Рус (Мех).

В «Сказании…» излагается о происхождении народов Скифии. Предками русского народа называются в нём князья Словен и Рус, потомки князя Скифа. По преданию, в 3099 году от сотворения мира (2409 год до н. э.) Словен и Рус со своими родами начали уходить в поисках новых земель с берегов Чёрного моря и через 14 лет вышли на берега озера Мойско (Ильмень), где Словеном был основан город Словенск (позднее именовался Великий Новгород), а Русом — город Руса (современная Старая Русса). «Сказание…» даёт объяснения гидронимов и топонимов в районе Новгорода от имён родственников Словена и Руса, упоминает о расселении славян в то время до Белого моря и Урала, военных походах на Египет, Грецию и другие «варварские» страны. Рассказывается о различных эпизодах истории славян, в частности, о Грамоте русским князьям от Александра Македонского, о посещении Руси апостолом Андреем, войнах с уграми, правлении князя Гостомысла и призвании варягов. Исходя из перечисленного, согласитесь, летопись представляет несомненный интерес и требует к себе повышенного внимания для ее изучения.

«Сказание…» было широко распространено в русском государстве в XVII—XVIII веках, его пересказ или сходная информация содержится в Новгородском летописце, у М.Ломоносова, В.Татищева (Иоакимовская летопись) и других. Частично используют сказание «Летопись, сказующая деяния от начала мира бытия до Рождества Христова» св. Дмитрия Ростовского и приписываемая Феофану Прокоповичу «Подробная летопись от начала России до Полтавской Баталии». Мимо сообщений сказания не прошли Н. Карамзин, Н. Костомаров и другие отечественные историки.
Ниже приводим достаточно подробно из-за его невероятной важности текст самого «Сказания…». В скобках по тексту дается перевод указанного в «Сказании…» времени в современное летоисчисление.

Читайте также:  как посмотреть удаленную историю звонков на айфоне

ИЗ ХРОНОГРАФА 1679 ГОДА

В лето от сотворения мира 2244 (3264 г. до н.э.), во второе же лето после потопа, по благословению Ноя праотца разделилась вся вселенная на три части трем сынам его, Симу, Хаму и Иафету. Во время Всемирного потопа спаслась только семья праведного Ноя. На второй год, как спала вода, благословил Ной двух сынов своих, Сима и Иафета, а Хама проклял, так как видел он нагим своего отца. Ной завещал своему сыну Яфету властвовать над всеми западными и северными странами, а Симу, и сыну его Арфаксаду, вселиться в пределы Ханаановы.

lazy placeholder

По-прошествие времени правнуки Иафета — Скиф и Зардан, ранее отделившиеся от братьев своих и рода своего, приходят в Причерноморье и живут там много лет, породив сынов и внуков и умножившись много. Основывают Великую Скифию от имени прадеда своего Скифа. Вскоре потомки их столь расплодились, что из-за тесноты места начались распри, междоусобие и вражда. За власть боролись тогда пять князей-братьев: Словен, Рус, Болгар, Коман и Истер.

Словен и Рус, как самые мудрые и храбрые из князей, первыми поняли, что так жить нельзя и так размышляли. «Разве наша земля, это уже вся вселенная? Неужто, нет в наследии праотца Иафета другой земли, к поселению человеку угодной? Ведь мы слышали от предков своих, что Ной благословил прадеда нашего Яфета всей землей западного и северного ветров владеть! Послушайте совета нашего – оставим вражду и несогласие и пойдем по свету от этой земли и от рода нашего, унаследованной от прадедов, туда, куда нас приведет счастье! И даст нам наш благословенный праотец Яфет плодородную землю для проживания там нам и нашему роду». Люба была речь князей всем людям.

И в лето от сотворения мира 3099 (2409 г. до н.э.) пошли Словен и Рус со своими родовичами от Черного моря прочь. Ходили они по странам вселенной, как крылатые орлы перелетали пустыни многие, ища себе место для поселения. Во многих местах останавливались и затем оставляли их, нигде не обретая покоя. 14 лет странствовали князья, пока не дошли до озера великого Мойска, которое потом называть стали в честь сестры их Илмеры Ильмер-озером. И волхвы повелели им здесь поселиться. Старший князь Словен с родом своим и всеми кто был под рукой его сел на реке, что звалась тогда Мутная, в последствие же именовалось Волхов во имя старшего сына Словена Волхова.

Князь Словен построил город на реке Волхов (2395 г. до н.э.) и назвал его именем своим Словенск, который в последствие Новград Великий именовался. С того времени новопришельцы скифы стали именоваться словянами. Реку, впадавшую в Ильмер, прозвали во имя жены Словена Шелони. А именем его младшего сына Волховца назвали оборотную протоку, что течет из великой реки Волхова и вновь возвращается в неё. Волхов, старший сын Словена, слыл за бессоугодника и чародея. Он превращался в лютого крокодила и топил проплывающие по реке Волхову корабли. Много рассказывается о делах его бесовских, что творил он, и о том, как пропал он. Младший сын Словена Волховец жил с отцом своим в великом граде Словенске. У него родился сын Жилотуг, по имени которого была названа протока, в которой он и утонул в детском возрасте.

Рус, брат Словена, поселился в пятидесяти верстах от Словенска у Соленого Студенца (источника соли). Создал град между двумя реками. Нарек его по своему имени — Руса, что именуется Руса Старая. Одну реку назвал во имя жены — Порусья. Другую во имя дочери — Полиста. И иные городки многие поставили Словен и Рус. И от того времени по именам князей своих и городов стали называться люди словяне и руси.

От сотворения мира до потопа 2242 года (3266 г. до н.э.), от потопа до разделения языков — 530 лет (2736 г. до н.э.), от разделения языков до начала Словенска Великого — 327 лет (2409 г. до н.э.). Всего 3099 лет выходит от сотворения мира до начала города Словенска (прим. — ошибка при расчетах – не учтено 14 лет на движение племен от Причерноморья до озера Ильмень).

Словен и Рус жили между собой в любви и княжили там, да в тамошних краях завладели многими странами. Пошли от них сыновья и внуки княжить по коленам своим и обрели себе славы вечной, богатств многих мечом своим и луком. Обладали северными странами по всему Поморью, даже до пределов Ледовитого океана. Имели земли окрест Желтовидных вод и по великим рекам Печере и Выми, и за высокими и непроходимыми каменными горами в стране, нареченной Скир. И по великой реке Обве и до устья Беловодной реки, так как ее вода была бела как молоко. Там брали дорогих мехами зверей, особо — соболей. Ходили и на Египетские страны воевать, и много храбрости показывали в эллинских и варварских странах, наводили там великий страх.

Царствовали во время Александра царя Македонского у Словян и Русов князья с именами первый Великосан, второй Асан, третий Авесхасан. Они храбростью и мудростью многих превосходили. Об этих князьях был слух великий по многим странам, и дошел слух до самого самодержца. И послал Александр к ним дары многие и писание, всякими похвалами украшенное и от самого царя высокодержавного подписанное. «Александр, царь царем и над царями бичь божий, всего света обладатель и всех, их под солнцем, грозный повелитель, к покорным же мне милосердый пощадитель, к непокорным же яростный мечь, страх всего света, честнейший над честнейшими милость вам и по вас храбросердому народу словенскому, знатнейшему колену русскому великим князьям и владельцам от моря Варяжского и до моря Хвалинского, милым мне храброму Великосану, мудрому Асану, честному Авехасану поздравляю и сию милость даю вашему владычеству.

Еще же какой народ вселится в пределах вашего княжества от моря Варяжского и даже до моря Хвалинского, да будут вам и потомкам вашим вечно работать, в иные ж пределы отнюдь да не вступит нога ваша. Дано вашей честности в вечность в месте нашего дела в Великой Александрии». В подтверждение наличия такого документа есть сведения в другом представляемом нами ниже источнике у В.Татищева (см. IV, раздел 1), где отмечается, что аналогичная грамота была и у чехов.

По-прошествие многих лет, два князя словянских Лалох и Лахерн пошли воевать землю греческую под самый тот царствующий град и много зла и кровопролития учинили греческому царству. И храбрый князь Лахерн под царствующим градом был убит близ моря, место же то и доныне зовется Лахерново. На этом месте монастырь построен во имя Пречистыя Богородицы. И множество тогда русских воинов под стенами града погибло. Князь же Лалох возвратился обратно с оставшимися со многим богатством. О них же свидетельствует и блаженный апостол Андрей Первозванный. В Синдерех же тогда княжили два брата, одному имя Диюлел, а другому Дидиядакх, которых боги прокляли за то, что позволили пчелам устроить свои гнезда в их идолах.

Первое запустение Словенска

Потом пришел на землю Словенскую посланный праведный гнев божий, погубив чумой людей без числа во всех градах и весях, что некому уже было хоронить мертвых. Выжившие же люди ушли из градов в дальние страны, одни на Белые воды, ныне зовется Белоозеро, одни на озеро Тинном, и назвались они весь, другие же по иным странам и прозвались различными именами. Одни же пошли на Дунай к прежним родам своим, в старые страны возвратились. А великий Словенск и Руса опустели до конца на много лет, аж дикие звери стали там обитать и плодиться. По-прошествие времени пришли туда с Дуная словяне и скифы с болгарами и начали грады те Словенск и Русу заселять.

Второе запустение Словенска

lazy placeholderНо пришли на них угры белые и завоевали их до конца, и грады их разрушили, и пришла Словенская земля снова в конечное запустение. По-прошествие многого времени о запустении прознали скифы от беглецов словянских с земли праотцов своих, что лежит земля пуста, и никем не оберегаема, и весьма опечалились и начали думать, как бы им вернуть землю отцов своих. И пошло с Дуная множество их без числа, с ними же и скифы, и болгары, и иностранцы на землю Словенскую и Русскую, и поселились близ озера Илмеря, поставив град на новом месте, от старого Словенска вниз по Волхову и нарекли Новград Великий. И поставили старейшину и князя от роду же своего именем Гостомысл.

Так же и Русу построили на старом месте, и иные грады многие восстановили. И разошлись с родом своим по всей широте земли, и одни поселились в полях и назвались поляне, сиречь поляки, иные полочане речки ради Полоты, одни мазовшане, иные жмутяне, одни же бужане по реке Бугу, иные дреговичи, одни кривичи, иные чюдь, одни меря, иные же древляне, и морава, сербы, болгары от этого же рода, и другие же северы, лопи, мордва, мурома и другие по-разному именованы.

Читайте также:  персонаж мультика с одним глазом

Земля наша добра и всеми благами изобильна, но не имеет себе государя от роду царского. Из-за этого у нас мятежи и междоусобица. Послушайте совета. По смерти моей идите за море в Прусскую землю и молите там живущих самодержцев, от рода кесаря Августа, чтобы шли к вам княжить и владеть вами. Понравилась речь старейшины всем. Когда он умер, то всем градом проводили честно до места, называемого Волотово, где и погребли. По смерти же Гостомысла послали всею Русскою землею послов в Прусскую землю. И обрели они там курфистра или князя великого, именем Рюрика, рода от Августа, и звали его к ним княжить. И согласился князь Рюрик, и пришел на Русь с двумя братьями своими, с Трувором и Синеусом.

Покажем некоторые отличия, которые имеются в используемых текстах на эту тему в разных источниках. Как было упомянуто выше, часть информации использовал в своем труде М.Ломоносов (см. III, раздел 1). При этом он ссылался на Новгородский летописец и указывал, что город Словенск был построен и разорен много прежде Рюрика. Он также говорил, что славянские племена распространялись из Мидии к Черному морю, в Иллирик и в другие места и в северные страны, поселялись в великом множестве.

В.Татищев (см. IV, раздел 1) в своей истории российской ссылался на святителя Иоакима, который писал о князе Словене с братом Скифом, что они многие земли у Черного моря и Дуная себе покорили. Славен далее, оставив во Фракии и около моря по Дунаю сына Бастарна, пошел к полуночи и град великий создал и в свое имя Словенск нарек. А Скиф остался у Понта и Меотиса в пустынях обитать. После того, как князь Словен умер, у Ильменя озера властвовали сыновья его и внуки много сот лет. Далее излагается о князе Вандале, его сыновьях до князя Буривоя, который девятым был после Владимира сына Вандала. Буривой, имея тяжкую войну с варягами, проиграл ее. Варяги захватили град Великий и дань тяжелую наложили на славян. И далее о Гостомысле и призвании варягов.

Содержание Сказания по Хронографу от 1679 года при наличии общих фактов все же отличается от сведений М.Ломоносова, В.Татищева. Говоря о князьях Словене и Русе, оно освещает более детальные подробности их жизни и жизни славянского племени у Ильменя, в том числе и про Гостомысла. Никаких сведений о родословной князей до Гостомысла там нет. Из этого можно сделать вывод, что все обозначенные работы – М.Ломоносова, В.Татищева и «Сказание…» имели разные источники информации, по сути их было три разных. Это говорит о том, что эпические князья Словен и Рус могут быть реальными фигурами и существовали в действительности, только в разных местах о них сохранились разные воспоминания. А отсюда следует, что история жизни славян с допотопных времен реальная действительность и, что Словенск град существовал и древностью своею подтверждает жизнь славянского, русского племени в древние времена на огромной территории от Дуная до Урала, от Балтики до Каспия.

В наше время ряд исследователей (А. Асов, В. Дёмин и др.) отстаивают точку зрения эпической достоверности изложенных в «Сказании…» фактов — направлений перемещений части индоевропейцев как непосредственных предков словено-русов, примерного времени их выхода к Мойско (Ильменю) озеру, вероятного участия в ряде ярких исторических событий.

Юрий Максименко. Скачать книгу автора целиком

Изложенное в данной публикации не означает полное согласие администрации сайта с содержанием данной работы.

Источник

Древние славяне и русы. Праславянская цивилизация. Государственное устройство древней Руси (3 статьи).

jpg

История государства и права России
Анна Ивановна Толстая
Глава 1. Государства у восточных славян и русов с древнейших времен до IХ века нашей эры.

1.1. Древние славяне и русы
История происхождения русского народа неразрывно связана с развитием всего человечества. На территории нынешней России люди жили уже в эпоху раннего палеолита (около 700 тыс. лет назад). 100 тысяч лет назад стали возникать первые общины. 6–5 тысяч лет назад начали складываться объединения племён, составивших основу будущих этносов.

Однако в отечественной исторической литературе принято считать, что история Русского государства начинается с 862 года. Получается, что Русь возникла вдруг, внезапно, хотя совершенно очевидно, что для становления государственности требуется длительное время.

В историографии этого вопроса имеется ряд взаимоисключающих теорий. Население Северной и Восточной Европы римские и греческие историки I–II вв. н. э. именовали славянами, варягами, литовцами, финнами, русами, росколанами (русколаны, роксоланы), т. е. разноплеменной социальной группой. Споры о происхождении Руси объясняются, с одной стороны, обилием домыслов у древних авторов, а с другой – отсутствием надежных славянских письменных источников.

Наибольшей популярностью в научной литературе пользуется периодизация древнейшей славянской истории, предложенная известным исследователем Б.В. Торнунгом. В ней выделяются такие исторические периоды: 1) языковые предки славян в эпоху неолита и энеолита (V–III тысячелетия до н. э.); 2) протославяне (конец III – начало II тысячелетия до н. э.; 3) праславяне (XV в. до н. э. – VII в. н.э).
Конец праславянского периода (V–VII вв.) именуют периодом великого переселения народов, в результате которого происходит формирование южных, восточных и западных славян. В VIII веке существовали три больших политических объединения восточных славян: Куявия (средний Днепр), Славия (в районе озера Ильмень), Аравия (Таманский полуостров).

Современный историк и этнолог Ю.Д. Петухов в своей монографии «История русов 4–3 тыс. до н. э» делает выводы, что русы были первонародом (суперэтносом).

В.Н. Демин в своей книге «Гиперборея», опираясь на древние источники об Арктиде – Гиперборее, утверждает, что «Россия была всегда».

jpg

Историки Д.И. Иловайский, Г.В. Вернадский, В. Мавродин считают, что история русского народа начинается с каменного века и проходит через последующие этапы: киммерийский, скифский, сарматский.

А. Асов считает, что историю любого народа надо изучать со времен былинных. Отдельные историки считают, что корень праславянской истории и культуры надо искать в единой ведической цивилизации.

Параллельно с исторической наукой всегда существовала и наука, основанная на изучении Священного писания. Древние славянские легенды, мифы, былины, сказки, священные тексты содержат бесценные сведения об истории Руси. В них сохранились сведения о временах Атлантиды и всемирного потопа. В истории праславян есть следы их давнего общения с атлантами, которым славяне обязаны переходу к земледельческому образу жизни и от которых они унаследовали «звездные знания».

Во второй половине ХХ века в связи с публикацией Велесовой книги – древнейшей славянской летописи, написанной новгородскими волхвами, – стала развиваться новая историческая школа. Современные историки считают, что история славян и русов начинается с великого расселения народов с северной прародины – Гипербореи.

jpg

Двадцать тысяч лет назад с наступлением холодов славяне под предводительством отца Яра ушли с Севера. В древнейших легендах Евразии, вошедших в «Звездную книгу Коляды», сохранилась память об эпохах Великих оледенений.
Легендарные прародители славян и русов заняли обширные земли от Финского залива до устья Оби. По Уралу расселились арии и иные предки ведической веры. Память о древней уральской прародине хранят легенды и предания многих народов, а также священные книги Руси, Индии, Ирана и Египта (Веды).

У истоков Оби когда-то располагалась священная страна – Беловодье. Здесь, согласно повествованию Вед Индии, правил сын Брахмы Ману, создавший кодекс «Законы Ману» (II в. до н. э. – I в. н. э.)

На Южном Урале находилась вторая прародина ариев. Здесь появились на свет Богумир и его жена Слава. От них якобы пошли многие славянские роды. Согласно авестинскимпреданиям Богумир научил людей искусству и ремеслам, разделил народ на сословия жрецов, воинов, ремесленников и земледельцев. Он владел секретами врачевания, знал тайну бессмертия. Согласно Велесовой книге древляне, поляне, кривичи, русы и северяне ведут свой род от дочерей Богумира Древы, Поляны и Скревы и от его сыновей Севы и Руса. Богумир послал своих дочерей устанавливать власть над Евразией. Их потомки стали амазонками. Благодаря женщинам-амазонкам славяне выделились из арийских народов.
Славяне славили Сварога и Даждьбога. Этим они отличались от ариев, оставшихся в Индостане и почитавших Индру и Дыя. Славяне жили по единому для всей Вселенной Закону Прави, который повелевал отречься от злых деяний, призывал к добру и подъему духовности. Путь Прави – это путь к Богу.

Миграция праславянских племён по просторам Евразии растянулась на многие века.Постепенно преодолев гигантские расстояния и освоив новые территории от Ледовитого океана до Индийского и Атлантического, древние арии оставили следы своего пребывания в виде названий мест, рек и озер, а также многочисленных материальных артефактов.

В 80-е годы ХХ столетия в Челябинской области были обнаружены остатки мощных древних поселений с развитой добычей руды и выплавкой металла. Кольцевидные крепостные валы, образующие сооружения, похожие на недостроенную Вавилонскую башню, шахты, плавильные печи, фундаменты рухнувших жилых и хозяйственных построек, поделки и утварь позволили связать находки с продвижением на юг во 2 тысячелетии до н. э. ещё не полностью разделившихся индоевропейских племен. По имени расположенной поблизости горы археологическое чудо было названо Аркаим.
Уникальный спиралевидный город в Южно-Уральской степи стал своеобразным символом мощи и красоты древней эпохи. Это был город-крепость, город-храм.

Читайте также:  когда появилась ртуть на руси

jpg
Арии волнами шли с севера Урала, через Восточную Европу, вдоль Волги, через русское Междуречье, Кавказ начиная с 5 тысячелетия до н. э. и достигли земель Приднепровья и Подунавья. Здесь они соединились с атлантами. Так славяне обрели второй свой корень – «атлантический».

Русы, переселившиеся с Приазовья, Северного Кавказа и Южнорусских степей, продвинулись до Ярославской и Московской земель. Там они слились с местными народами: чудь, меря, весь, финны, мурома.
Это широкое расселение народов подготовило почву для появления исторических русов нордического и восточнославянского типов, которых мы идентифицируем с будущими русскими – великороссами.

Праславянская цивилизация

jpg

1.2. Праславянская цивилизация
Украинский археолог Ю. Шилов – участник и организатор раскопок древних курганов на территории современной Украины – в своей монографии «Предыстория Руси» пишет, что «задолго до Рождества Христова и примерно за 14 тысячелетий до библейского сотворения мира культура аборигенов Европы расцвела, как никакая иная на тогдашней Земле», и в этой цивилизации уже были жрецы и святилища: «святилища соблюдали жрецы, между которыми сложились далекие связи в интересах познаний природы, приемов охоты, технологий и календарей, семейно-родовых отношений».
В те времена была изобретена первая письменность, о чем свидетельствуют надписи на стенах в Каменной могиле близ Мелитополя.

В XIII тысячелетии до н. э. между Дунаем, Волгой, Карпатами и Северным Кавказом была устроена святая земля, которую назвали «Арата – Подсолнечная страна». К V тысячелетию до н. э. там образовалось «содружество довольно единообразных государственных образований полисного типа: городов с сельской округой. Города достигали площади 500 гектаров и населения тысяч до 40».

jpg

Следы пребывания славян и русов на территории нынешней России и Украины найдены в скалах Днестровского побережья. Там сохранился жертвенник с надписью «Молот Перунов». В знаменитой Каменной могиле несколько гротов исписаны письменами шумерского типа. Под городом Владимиром обнаружена верхне-палеолитическая стоянка, возраст которой достигает 25500 лет.

jpg
Всемирный съезд археологов по неолиту установил, что все люди происходят от одной семьи. Матерью всех славянских и русских племен Восточной Европы является Трипольская культура.
Славяне жили по берегам рек и опушкам лесов Центральной и Восточной Европы. Эту землю принято называть единой славянской прародиной. Подобную идею высказал М.В. Ломоносов, который писал, «что словенский народ был в нынешних российских пределах ещё прежде Рождества Христова, то неоспоримо доказать можно».

В конце бронзового века славяне расселились на огромной территории Восточной Европы и образовали отдельные группы славянских племен: венедов и антов на западе, сарматов-роксолан на востоке, киммерийцев на юге.

jpg

Скифы заняли центральную область Южно-Русской степи, разорвало общность сарматских племён и венедов, оттеснив сарматов-роксолан к Северному Донцу, а венедов и антов – на Днепр. В III-II веках до н. э. сарматы вытеснили скифов из политической жизни Боспора. Один из сыновей Митридата VI Евпатора, уарь Боспора Киммерийского Фарнака I заключил мирный договор в 179 году н. э. с Римом, Каппадокией, Вифинией и Пергамом. Посредниками при заключении мирного договора стали сарматы, во главе с сарматским царем Гаталом Великим. С этого времени у сарматских племён, у венедов и антов начали формироваться государства. Царь сарматов Гатал создал Великую Сарматию между Волгой и Днепром, Кишек на Приднепровье, Вендал в бассейне реки Волхов (будущее Новгородское княжество).

На территориях Сибири и Алтая имеется немало доказательств существования ранних цивилизаций. Древнейшие поселения человека обнаружены в Западной Сибири, на Барсовой горе, близ города Сургута.

png

«Некогда в Сибири существовало несколько крупных Царств — «Югорье»(Зап. Сибирь и Урал),«Лукоморье» (низовья р.Обь и часть побережий северных морей), несколько «Белогорий» (Сиянское, Манское, Янское и т.д.), «Беловодье»(Верховья Ирия, часть Горного Алтая) и другие царства».

png

На юге Западной Сибири, от реки Урала до реки Ишим около 35 веков назадсуществовали государства так называемой «петровской культуры» с городами из сырцового кирпича, крестовой системой улиц, системой водоснабжения, водоотстойниками и дренажными стоками.

По последним данным археологии, на территории Алтая существовала одна из древнейших сибирских цивилизаций. Алтай – наиболее пригодная территория для мигрирующих народов, ушедших с Севера. Через него шли дороги в Западную Сибирь, Хакасию, Малую Азию, Двуречье. К сожалению, алтайская цивилизация является наименее исследованной.

jpg

В Южной Сибири зародилась первая письменность в виде петроглифов.

В Южной Сибири зародилась первая письменность в виде петроглифов. Последние научные данные полностью опровергли версию о первичности греческого и латинского языков по отношению к русскому. Именно древняя славянская письменность положила начало европейским языкам. Язык, объединяющий славян, по словам М.В. Ломоносова, «….ни от греческого, ни от латинского, ни от какого другого не происходит, следовательно, сам собою состоит уже от самых древних времен, и многочисленные оные славянские народы говорили славянским языком ещё прежде Рождества Христова».

Памятников славянской письменности множество. Тэртерийские (V тыс. лет до н. э.), протоиндийские (XXV–XVIII вв. до н. э.), критские (XX–XIIII вв. до н. э.), этрусские (VII–II вв. до н. э) надписи выполнены на праславянском языке.
В русских летописях есть упоминание о древнерусском сочинении «Сказание о Словене и Русе и городе Словенске», где рассказывается о праотцах и вождях русского и всего славянского народа, которые после долгих скитаний по всему миру появились на берегах Волхова и озера Ильмень в середине III тысячелетия до н. э., основали там города Словенск и Старую Руссу и начали военные походы «на египетские и другие варварские страны», где наводили «великий страх».

Государственное устройство древней Руси.

jpg

1.3. Государственное устройство древней Руси.

Славяне ещё до Рождества Христова были образованным народом, владеющим различными ремеслами и искусством. Их союзы были высокоорганизованными сообществами. Во главе союзов славянских народов стояли князья, которые избирались на народном вече. Князь и старейшины рода судили родичей под Перуновым древом.

Князья избирали старшего князя, и тот был вождём в сражениях. Отдельные славянские народы создавали военные союзы при необходимости защищать свои земли от нападения захватчиков. Таким образом, устанавливалась этническая общность, происходили языковое и культурное взаимопроникновение, ассимиляция. Существовал путь «из варяг в греки»,которым они пользовались и охраняли совместно.

Историк Саксон Грамматик писал, что Русь ещё до Рождества Христова «обиливала золотом», а обилие золота в стране, где не было золотой руды, могло появиться только вследствие торгового обмена. Все эти факты свидетельствуют о том, что у славян ещё до новой эры уже были предпосылки формирования государственного устройства.

jpg
Все славянские племена говорили на одном языке, хорошо понимали друг друга и объединялись в борьбе с многочисленными ордами кочевников. Их объединяло не столько родство, сколько общественные связи и отношения, вид деятельности, необходимость выживания в окружающей среде, единая власть князя и общая территория.Преобладающими видами занятий были земледелие, скотоводство, рыболовство, зарождавшиеся ремесла и необходимый обмен товарами (торговля).

Первобытные порядки переставали обеспечивать потребности общества. По мере исчезновения имущественного равенства внутри племён и между племенами и усиления внутренней борьбы, возникает необходимость в силе, которая стояла бы над обществом и регулировала отношения в нём. Такой силой являлось государство, призванное управлять обществом, регулировать отношения между его членами, а также организовывать защиту от внешних врагов.

jpg
Огромную роль в объединении славян сыграли скифы. В конце II – начале I тысячелетия до н. э. в черноморских степях произошло выделение кочевых скотоводческих племён. Они нам известны как скифы, или сколоты. Подвижные и воинственные кочевники начали непрерывные нападения на оседлые земледельческие племена, грабили население, уводили скот и людей, превращая их в рабов. Скифы-земледельцы начали строить укрепленные городища и «змеиные валы», тянущиеся на сотни километров. Создание такой укрепленной линии было под силу только сильному государству. Это был первый этап формирования государства.

В середине 1 тысячелетия до н. э. начались походы славян на Византию. Славяне сплачивались в военные союзы, но в то же время расселялись, изолировались на побережье Адриатики, на верховьях Волги, на берегу Финского залива, на Балканах.

jpg

Около середины 1 тысячелетия н. э. происходит обособление восточнославянских племен, известных под названием антов. Историк Иордан писал, что земли антов простираются от Черноморского побережья у Лукоморья и от Днестра до Днепра. Он считал антов храбрейшими из всех славянских племён. На Востоке анты соприкасались с кочевыми и полукочевыми племенами, обитавшими в лесостепной и степной полосе Дона и Донца. Основным ядром земли антов было среднее Поднепровье. Отдельные островки антской культуры доходят до Воронежа, Харькова, Херсона.

В VI веке на антов напали авары – жестокий полукочевой народ, пришедший с Востока.В борьбе с аварами на Волыни, в Прикарпатье создается мощное политическое объединение восточных славян-антов под руководством дулебов-волынян. Это политическое объединение дулебов-волынян историки считают начальным этапом русской государственности, прямым предшественником Киевской Руси.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector