стилистические навыки письменной речи

Признаки письменной речи

Письмо – одно из средств коммуникации и один из способов фиксации речи.

Письмо – средство общения, в котором посредством графических знаков и правил их сочетания запечатлены мысли человека.

В письме выделяются две стороны: смысловая (содержание, стиль, манера изложения, лексика и т. д.) и графическая (подчерк).

В формирования письма лежит обучение и практическая деятельность человека.

В общественной, научной и другой деятельности письменная речь располагает различной информацией. Посредством нее фиксируются и передаются сообщения о фактах, явлениях, идеях и т. д.

В задачу криминалистического исследования письменной речи входит определение особенностей письменно-речевых навыков.

Письменная речь – это содержание документа(понятийное наполнение) и языковые средства, которыми оно выражается.

а) особенности размещения текста на бумаге;
б) конфигурация строк; положение линии письма относительно линии бумаги; направление строк;
в) способ переноса слов, расположение знаков переноса относительно линии строки;
г) особенности размещения подписи и даты;
д) особенности размещения текста адреса на конверте;
е) способ подчеркивания некоторых частей втексте;
ж) способ написания даты;
з) особенности внесения исправлений и дописки букв, слов, предложений в строку.

Привычки письма так же, как и мелкие признаки почерка, постоянны.

На указанных признаках письменной речи основана автороведческая экспертиза, предметом которой являются фактические данные о самом авторе и условиях составления этого документа. Иногда автор и исполнитель являются одним лицом, тогда здесь можно решить задачи диагностического и идентификационного характера.

Источник

Стилистические признаки письменной речи

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Стилистические признаки – это характерная для автора манера изложения мысли, заключающаяся в построении отдельных предложений и текста в целом, отборе лексики, употреблении изобразительно-выразительных средств языка в соответствии с функциональным назначением речи, функцией языка в той или иной сфере человеческой деятельности.

Язык каждой национальности подразделяется на подъязыки, называемые функциональными стилями. В зависимости от социальных задач каждый функциональный стиль имеет ограниченное употребление и обладает специфическими языковыми средствами, которые за пределами этого стиля не употребляются или почти не употребляются. Каждый языковой стиль, таким образом, представляет собой систему средств выражения определенных мыслей; выбор же конкретной формы изложения мыслей определяется содержанием и назначением рукописи.

В литературе, посвященной вопросам стилистики русского языка, выделяются следующие стили: официально-деловой, научный, производственно-технический, публицистический, разговорно-бытовой. Первые четыре стиля принято называть книжными. В иных источниках можно встретить следующее подразделение стилей: научный, публицистический (газетно-журнальный), официально-документальный (канцелярский), производственно-технический, художественно-беллетристический и эпистолярный (бытовой).

Официально-деловой стиль используется для написания приказов, циркуляров, различной документации, межведомственной переписки, заявлений, объяснений, автобиографий и др. Для этого стиля характерно своеобразие лексики, которая, как правило, не употребляется в других книжных стилях. Например, использование таких слов, как домовладелец, инвентаризация, делопроизводство и др. Для такой рукописи характерно также наличие специфических фразеологизмов. Например, трехразовое питание, непрерывный стаж, удостоверение личности и др.

Основной особенностью научного стиля является использование определенной терминологии и специфических для каждой отрасли науки словосочетаний. Здесь нередко употребляются иноязычные слова и выражения, записываемые в рукописи с помощью алфавита, языка источника; могут встретиться формулы, условные обозначения. Для научного стиля характерно употребление предложений с различного рода вставками и пояснениями. Например: «Высшей формой отражения является запечатление в сознании человека (правонарушителя, потерпевшего, свидетеля) обстоятельств, образующих преступление, и его последствий». В этом стиле обращают на себя внимание сложноподчиненные предложения, в которых основная информация содержится в придаточном предложении. Например: «Следует отметить, что. »; «Необходимо подчеркнуть, что. ».

Для производственно-технического стиля языка характерно использование специфических слов и фразеологизмов.

Публицистический стиль отличается от вышеназванных не только особой лексикой и фразеологией, но и эмоциональностью воздействия на читателя. Этот стиль используется в газетах, общественно-политических журналах, при выступлении на митингах, собраниях и т. д.

Разговорно-бытовой стиль имеет существенные различия по сравнению с книжным. Он употребляется в повседневном общении людей (переписка, записки различного содержания и т.д.). Разговорный стиль богат запасами специфической лексики; большинство разговорных слов носит эмоциональную окраску, богат состав фразеологии. В рукописях, выполненных разговорно-бытовым стилем, можно встретить такие выражения, как заговаривать зубы, уши вянут, держи карман шире и др.

Применение тех или иных средств языка во многом зависит от целей пишущего. Человек выбирает из просторечного языка только то, что наиболее эффективно позволило бы достигнуть поставленной задачи. Поэтому лексические границы стилей не остаются неизменными. Так, слова и выражения из разговорно-бытовой лексики могут войти в официально­деловой стиль и наоборот. Человек осваивает и берет на вооружение только ту часть и разновидность стиля национального языка, которая в наибольшей степени отвечает его индивидуальным психофизиологическим особенностям, его общественной, трудовой и личной жизни. Индивидуальный стиль языка формируется и под влиянием литературного, которым написаны произведения классиков, изучаемые в школе; под влиянием особенностей местности, где рос и учился человек, и многих других обстоятельств субъективного и объективного характера.

640 1

Таким образом, под индивидуальным стилем понимается присущая каждому человеку совокупность признаков письменной речи, отражающая навыки использования определенных языковых средств.

Индивидуальность стилю языка каждого человека придают и такие признаки, свидетельствующие о степени развития стилистических навыков, как общее построение письменной речи (архитектоника), преобладающие типы предложений, признаки символики и сокращений, акцентирование.

Под общим построением письменной речи (архитектоникой)
понимается логическая связь и взаимоотношения между всеми частями
рукописи. Навыки архитектоники проявляются в умении правильно, полно и
последовательно излагать свои мысли, т. е. когда в рукописи есть
вступление, с помощью которого автор подводит читателя к пониманию
основной мысли; затем изложены факты и, наконец, в заключительной части
сделаны выводы, вытекающие из приведенных выше данных.

Архитектоника (либо композиция, или общее построение) рукописи включает в себя:

а) построение всей рукописи в целом – пишется ли она по определенному плану или без плана, разбивается ли текст в зависимости от содержания (смысла) на абзацы или нет, выделяются ли наиболее важные мысли или не выделяются, разбивается текст на составные части – вводную часть, основной текст и заключительную часть – или не разбивается;

б) последовательность изложения содержания рукописи – высказывается ли вначале какое-либо положение и затем уже оно подкрепляется фактами или, наоборот, вначале излагаются факты, а затем они подтверждаются теми или иными доводами;

в) совокупность свойственных автору рукописи синтаксических построений предложений – типы предложений (простые, сложные, повествовательные, вопросительные и т. д.), порядок слов в предложениях, частота использования сравнительных, определительных, обстоятельных оборотов, а также обращений, вводных слов и предложений.

При изложении определенных мыслей текст рукописи может быть разбит на абзацы. Наличие или отсутствие в тексте абзацев, их строение имеет определенное идентификационное значение при установлении автора (исполнителя) рукописи. Наибольшее идентификационное значение при установлении автора (исполнителя) рукописи имеют абзацы, состоящие из одного-двух больших предложений.

О степени развития стилистических навыков свидетельствует и такой признак, как преобладающий тип предложений. В зависимости от типа предложений рукописи бывают: с упрощенными конструкциями (Война. Окопы. Грязь); с простыми конструкциями (простые распространенные предложения); со сложными конструкциями (сложносочиненные и сложноподчиненные предложения); с усложненными конструкциями, где несколько придаточных предложений, вводные обороты и слова, причастные и деепричастные обороты, прямая речь и диалог. Наибольшее идентификационное значение имеют рукописи с упрощенными и усложненными конструкциями.

Непосредственно связаны со смысловой стороной письма встречающиеся в рукописях символы, сокращения, исправления (зачеркивания, вставки, правка). Под символами понимается условный графический язык, служащий для обозначения определенных слов и их сочетаний (№, %, § и др.).

В рукописях могут встретиться различные виды сокращений. Сокращения с использованием, например, начальных букв слова (аббревиатуры) – ИТАР ТАСС, ВНИИСЭ и др. Идентификационная значимость аббревиатур зависит от того, насколько часто они встречаются в рукописях. Сокращения могут быть также слоговыми или смешанными (парторг, пединститут и т.п.). В рукописях нередко используются и такие сокращения, как, например, ин-тут, кол-во и др. Наибольшую идентификационную ценность имеют сокращения, не предусмотренные правилами, – так называемые авторские сокращения.

Читайте также:  кокова виолетта таубиевна биография год рождения

К стилистическим признакам можно отнести навыки акцентирования, основное назначение которых заключается в выделении основных, по мнению автора (исполнителя), мыслей в рукописи. Усиление главных положений в тексте достигается: подчеркиванием, выделением слов специальным шрифтом, разрядкой, изменением наклона, нажима, использованием вопросительных, восклицательных знаков, многоточия, скобок и др.

Общие признаки письменной речи, выявленные в процессе изучения спорной рукописи и образцов письма лиц, подозреваемых в ее написании (составлении), позволяют сузить круг поиска автора (исполнителя).

Для того, чтобы с той или иной степенью вероятности, а в некоторых случаях и в категорической форме, судить о конкретном авторе текста, необходимо в сравниваемых рукописях выявить совокупность частных признаков письменной речи.

Источник

Стилистические навыки письменной речи

Свои письменно-двигательные навыки человека формирует в течение длительного промежутка времени, как и умение грамматически правильно, логически и содержательно излагать свои мысли.

Идентификационные признаки письменной речи отражают культуру человека и выражают смысловую сторону письма. Признаки письменной речи делятся на: общие и частные. Признаки текста изучают на большом по объему тексте.

trans

Общие признаки письменной речи

Наиболее общим признаком является уровень владения письменной речью. В зависимости от последовательности изложения мыслей, их логичности, грамотности, стиля можно выделить три уровня владения письменной речью:

Высокий уровень отличает логическая последовательность изложения и глубина мыслей, эрудиция, обширный словарный запас и высокий уровень грамотности.

Средний уровень владения письменной речью характеризуется недостаточной степенью развития стилистического, лексического и грамматического навыков, отсутствием строгой последовательности и стройности изложения основной мысли, преобладанием разговорно-бытового стиля.

Низкий уровень владения письменной речью характеризуется отсутствием логической последовательности, неполнотой раскрытия мысли, бедным словарным запасом, низким уровнем грамотности.

Показателем уровня владения письменной речью является степень развития трех навыков: грамматического, лексического и стилистического.

Степень развития грамматического навыка письма

Зависит от степени овладения правилами письма на определенном языке. На развитие общего уровня грамотности влияют способности человека, методика обучения в школе, уровень образования, общая культура.

Степень развития грамматического навыка определяется количеством орфографических, пунктуационных и синтаксических ошибок и бывает высокой, средней, низкой.

Высокая степень в большой по объему рукописи характеризуется:

Средняя степень развития грамматического навыка характеризуется наличием в рукописи:

Низкий уровень характеризуется наличием в рукописи 6 и более орфографических или пунктуационных и 6 и более синтаксических ошибок.

Виды ошибок в рукописях

Исходя из норм оценки письменных работ учащихся средних школ, грубыми ошибками считаются те, которые нарушают широко распространенные (явные) правила и не вызывают трудностей при проверке.

Степень развития грамматического навыка чаще всего используется для установления не автора, а исполнителя рукописи.

Степень развития лексического навыка письма

Это словарный запас человека. Каждый человек обладает определенным запасом слов, который формируется на протяжении всей жизни и зависит от социальной среды, в которой вращается человек, его культурного и профессионального уровня, специальности, местности проживания и т. д.

Лексика современного русского языка по сферам употребления делится на две группы: общеупотребительные слова и слова ограниченного пользования, т. е. слова, употребляемые какой-то группой людей.

Словарный запас может быть обширным (богатая лексика) и ограниченным (бедная лексика).

Специфика лексики человека определяется в словах ограниченного пользования:

Степень развития стилистического навыка письма

Данный признак характеризуется языком изложения мыслей и общим построением письменной речи.

Язык каждой национальности подразделяется на функциональные стили. Выделяются: разговорно-бытовой, официально-деловой, научный, производственно-технический, публицистический стили.

Человек берет на вооружение только ту часть и разновидность стиля национального языка, которая в наибольшей степени отвечает его индивидуальности, психофизиологическим особенностям, общественной, трудовой и личной жизни.

Индивидуальный стиль — это присущая каждому человеку совокупность признаков письменной речи, отражающая навыки использования определенных языковых средств.

Индивидуальный стиль каждого человека характеризуют конкретные признаки:

1) Архитектоника — общее построение письменной речи в рукописи, т. е. логическая последовательность, связь и взаимоотношения между всеми частями рукописи (вводная часть, основная часть и выводы). Навыки архитектоники проявляются в умении правильно, последовательно и взаимосвязанно излагать свои мысли. В заключении эксперта характеристика архитектоники обычно описывается таким образом: «мысли изложены правильно, логично и последовательно» или наоборот.

2) Наличие или отсутствие абзацев характеризует смысловую сторону письма. Определяется количество абзацев в рукописи, количество предложений в абзаце (размер абзацев), способ выделения абзацев.

3) Длина предложений. Предложения по длине определяются количеством слов: малые — до шести, средние — от шести до тридцати, большие — свыше тридцати слов.

4) Преобладающий тип предложений. Предложения по типу бывают: с упрощенной конструкцией, с простой конструкцией (простые повествовательные), со сложной конструкцией (сложноподчиненные, сложносочиненные), с усложненной конструкцией (сложные с вводными словами, причастными и деепричастными оборотами).

5) Наличие символов, способы сокращений, исправлений. Символы — условные графические знаки, служащие для обозначения отдельных слов и словосочетаний. Сокращения бывают следующими:

Исправления бывают по буквам, выше, ниже букв, с зачеркиванием неправильной буквы или слова и т. д.

6) Способы акцентирования, т. е. способы выделения основной, по мнению автора, мысли или слова в рукописи:

Частные признаки письменной речи

Для каждого человека эти признаки качественно различны:

При наличии большого по объему почеркового материала исследование необходимо начинать с изучения признаков письменной речи.

Они обычно используются в совокупности с признаками почерка, но и по признакам письменной речи можно решить идентификационные вопросы, особенно диагностические — физическое, психическое состояние писавшего, определение его возраста, пола и т. д., а иногда и ситуационные — характеризующие условия, обстановка, обстоятельства, в которых исполнялась исследуемая рукопись.

Поделиться:

Как не наткнуться на подводный камень, заявив о своём банкротстве?

Советуем, как воспользоваться возможностью, а не загнать себя в угол.

С 1 октября 2015 года в России существует институт личного банкротства. Закон, который долго обсуждали и ждали, может затронуть интересы более, чем пяти сотен тысяч россиян.

%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%80%D0%BE%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%201

Закон разрешает должнику самостоятельно инициировать процедуру банкротства. Это выход для россиян, у которых нет средств для того, чтобы рассчитаться с долгами. Это возможность законно списать долги либо их реструктуризировать.

Пока дела о личном банкротстве рассматривают арбитражные суды (Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 154-ФЗ).

Сегодня в материале о подводных камнях процедуры банкротства физических лиц. Так ли выгодно ли россиянину объявить себя банкротом?

Проверьте условия (смотрим п. 2 ст. 213.4 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). Должник вправе подать заявление о признании его банкротом, если:

Соберите документы. Их будет очень много. По закону гражданин должен приложить к заявлению объёмный пакет документов, который подтвердит обоснованность требования:

Проверьте, сколько вы должны. Нижний порог – 500 000 рублей. Гражданин обязан обратиться в суд с заявлением о личном банкротстве, если не может погасить требования, и просрочка превысила три месяца; или размер долга превышает 500 тыс. рублей (смотрим пункт 1 ст. 213.4 закона о банкротстве). Если заявление о банкротстве подали кредиторы, а не должник, то после завершения процедуры банкротства непогашенную за счёт продажи имущества задолженность не спишут (смотрим абз. 2 п. 4 ст. 213.28 закона о банкротстве)

Вам придется раскошелиться на ведение процедуры банкротства:

Вы утратите несколько своих прав во время процедуры. О чем речь:

Ограничения есть и после признания гражданина банкротом. Так:

Сделки гражданина-банкрота, которые тот заключил в течение трех лет до даты принятия заявления о признании банкротом, могут оспорить и кредиторы, и финансовый управляющий. Например, должник реализовал собственность по подозрительно заниженной стоимости. Срок исковой давности для оспаривания сделок рассчитывают с даты, когда финансовый управляющий узнал или должен был узнать о наличии оснований для признания сделки недействительной (смотрим п. 1-2 ст. 213.32 закона о банкротстве).

Запомните перечень имущества, на которое запрещено обращать взыскание (ст. 446 ГПК РФ). В частности,

Суд вправе исключить из конкурсной массы имущество стоимостью не более 10 тыс. руб., если его продажа существенно не повлияет на удовлетворение требований кредиторов (смотрим п. 2 ст. 213.25 закона о банкротстве). Существенно или не существенно самостоятельно решает суд в каждом конкретном случае.

Читайте также:  как произошли казахи история

Кстати, если имущество не реализуют, а кредиторы не примут его в счёт погашения своих требований, то гражданин вправе снова им распоряжаться (смотрим п. 5 ст. 213.26 закона о банкротстве). Требования кредиторов, даже если их удовлетворили не полностью, по общему правилу будут являться погашенными (смотрим п. 6 ст. 213.27 закона о банкротстве).

Подводя итоги, отметим, что каждый случай индивидуален. Гражданин, запуская процедуру банкротства, должен учесть все риски, которые понесёт. Должен он осознавать и все возможности. Основная же возможность – это минимизация и прекращение долговых обязательств. Будьте внимательны и честны.

Источник

Общие признаки письменной речи

Наиболее общим и разносторонним признаком является уро­вень владения письменной речью. К показателям этого уровня относится степень развития грамматических, лексических и стили­стических навыков письма.

Высокому уровню владения письменной речью свойственна ло­гическая последовательность изложения мыслей, аргументированность выдвинутых положений, глубина мысли, использование разнообразных средств речи, эрудиция, обширный словарный за­пас. Как правило, здесь мы встречаемся с высоким уровнем гра­мотности (в случае совпадения в одном лице и автора и исполни­теля рукописного текста). Исполнитель (в зависимости от целей письма) излагает мысли или литературным, или официально-деловым, или научным языком.

Средний уровень характеризуется недостаточно высокой сте­пенью развития стилистических и лексических навыков, отсутстви­ем строгой последовательности и стройности изложения основной мысли, преобладанием разговорно-бытового стиля. В то же время не исключена возможность изложения мыслей и литературным, научным языком и др.

Низкому уровню владения письменной речью присущи такие недостатки, как неполнота раскрытия главной мысли, отсутствие доказательства выдвинутых положений и последовательности в изложении. Словарный запас крайне беден, наблюдаются частые повторы, стиль изложения разговорный. Такому уровню, как пра­вило, соответствует и низкая грамотность.

Степень развития грамматических навыков письма. Под об­щим уровнем грамотности понимается степень овладения прави­лами письма на определенном языке. На развитие грамматических навыков влияют факторы объективного и субъективного характе­ра: способности человека, продолжительность и методика обуче­ния языку. О грамотности письма свидетельствует количество ор­фографических, пунктуационных и синтаксических ошибок.

Степень развития грамматических навыков можно считать высокой, если в рукописи имеются одна-две негрубые орфографи­ческие или пунктуационные ошибки и не более одной-двух — в выборе слов или построении предложений на 5—7 страницах школьной тетради. Средняя степень развития грамматических на­выков характеризуется наличием в рукописи не более трех ошибок в выборе слов или построении предложений и не более двух гру­бых орфографических и двух грубых пунктуационных ошибок. При низкой степени в рукописи может быть шесть и более ошибок в выборе слов или построении предложений, двенадцать и более орфографических и пунктуационных ошибок.

Степень развития грамматических навыков может быть опре­делена экспертом и соответственно использована в качестве иден­тификационного признака для установления исполнителя рукопи­си только при наличии достаточно большого по объему почерково-го материала (исследуемого и экспериментального). Лишь в этом случае эксперт может выявить наличие тех или иных грамматиче­ских ошибок и проанализировать их с точки зрения устойчи­вости.

Степень развития лексических навыков письма.В криминали­стике под этим принято понимать общую характеристику словар­ного запаса. Каждый человек обладает определенным запасом слов, который используется им при выполнении различных руко­писных текстов. Объем этого словаря у каждого человека не есть величина постоянная. Специфичность словарного запаса у каждого человека вырабатывается на протяжении всей его жизни. Свое­образие лексики зависит от культурного и профессионального уровня человека, его трудовой деятельности, национальных осо­бенностей и местности, где он проживает, бытовых условий и ряда других обстоятельств субъективного и объективного характера.

При исследовании признаков письменной речи эксперт всегда должен помнить, что о специфике словарного запаса человека можно судить только при наличии большого количества почеркового материала.

Лексика современного русского языка по сферам употребле­ния подразделяется на две группы. Наиболее многочисленную составляют общенародные слова, употребляемые всеми говорящи­ми на русском языке. Другую группу составляют слова, употреб­ление которых принято только в определенном коллективе или в определенной диалектной и социальной среде.

Специфику проявления словарного состава языка пишущего составляют слова ограниченного употребления, свойственные лишь конкретному коллективу или определенной социальной группе людей. К таким словам относятся диалектизмы, профессионализмы, арготизмы (жаргонные слова).

Диалектизмы — слова и выражения, заимствованные из местного диалекта или говора. Диалектная речь не является ли­тературной, это разговорно-бытовая речь какой-либо части народа, объединенного территориальной общностью.

Профессионализмы являются принадлежностью речи определенного коллектива, объединенного производственной дея­тельностью, профессией или специальностью. Например, шпон — тонкая металлическая пластинка, применяемая для увеличения расстояния между строками набора. Этот термин в основном из­вестен в полиграфии и поэтому может встретиться, например, в речи (тексте) работника типографии. Алиби — доказательство не­виновности, основанное на том, что человек в момент совершения преступления находился в другом месте, а потому не мог участво­вать в приписываемом ему преступном деянии. Этот термин встре­чается в речи юристов. Троетес — длинный гвоздь, соединяющий сразу три тесины (из словаря плотников). Профессионализмы ча­сто встречаются в научном, производственно-техническом и офи­циально-деловом стилях письменного языка.

Идентификационное значение для установления автора руко­писи приобретают Профессионализмы, встречающиеся в разговор­но-бытовом языке, например, в обычной переписке, анонимном тексте и т. д.

Арготизмы — речь определенной социальной группы людей, отличающаяся от обычного языка наличием слов и выражений с особым значением. Например, хвост — в значении несданный экза­мен, загорать — в значении простаивать, подбросить — в значении подвезти и др.

В криминалистической литературе арготизмами обычно называют только слова преступного мира (воровской жаргон), где тюрьма называется академией; капать — означает доносить, выда­вать; хаза — квартира и др. Кроме жаргона преступного мира су­ществуют жаргонные слова, применяемые учащимися. Например, школьники слово кол употребляют в значении неудовлетворитель­но; в студенческой среде срезаться — означает не выдержать экза­мена и т. п.

Наличие в рукописи жаргонных слов и выражений, их «профес­сиональная» принадлежность позволяет исследователю с большей или меньшей степенью вероятности судить об ее авторе. Можно, например, судить об отношении лица к преступному миру или к определенной профессии.

В разговорно-бытовой лексике (точнее, в просторечной) особо выделяются вульгаризмы, т. е. слова грубые, не свойствен­ные литературной речи. Например, харя, сопатка, жрать и др. В просторечии также встречаются слова, которые по своему ха­рактеру близки к вульгаризмам (наяривать, газировка и др.). Иногда в текстах встречаются общеупотребительные слова с осо­быми значениями. Например, накатать — в значении написать; шляпа — в значении растяпа; тюлень — в значении неповоротли­вый человек и др.

Нередко в рукописях человека с низким уровнем владения письменной речью встречаются слова иного словообразовательного строения, нежели соотносительные им общепринятые в русском языке слова того же корня. Например, читалка вместо читальня;силком вместо насильно; убивака вместо убийца и др. В разговор­но-бытовой лексике встречаются так называемые «лишние» слова или слова-паразиты, которые в силу привычки из разговорной ре­чи переходят и в письмо. Например, так сказать, в общем-то и др.

Архаизмы — это слова, вышедшие из повседневного упо­требления и в этой связи воспринимаемые как устарелые. Напри­мер, вояж—путешествие; пиит—поэт; втуне—напрасно и др. Слова, вышедшие из активного употребления, могут встретиться в рукописи пожилого человека.

К неологизмам мы относим слова, которые еще не вошли в активный запас языка. Поэтому определенное время неологизмы носят на себе оттенок свежести и необычности. Так, например, в настоящее время к неологизмам можно отнести такие слова, как луноход, космолаз, лазер и др.

Экзотизмы —слова иноязычного происхождения. Они отра­жают быт и национальные особенности того или иного народа. Например, сэр, сакля, аул, сольдо и др.

Варваризмы — иноязычные слова, не свойственные русско­му языку. От экзотизмов они отличаются тем, что могут выражать понятия, для которых в русском языке имеются свои исконно рус­ские слова. Часто в рукописях варваризмы воспроизводятся с по­мощью алфавита того языка, которому принадлежат эти слова.

Читайте также:  мия и я персонажи имена

В русском языке употребляются и более сложные устойчивые образования, называемые фразеологическими оборотами или фразеологизмами. Такие словосочетания можно разделить на три группы. Межстилевые фразеологические обороты употреб­ляются во всех стилях языка (сдержать слово, по свежим следам, игра слов и др.). Разговорно-бытовые имеют свои специфические особенности (навострить лыжи—убежать; совать нос—вмеши­ваться; точить лясы — говорить).

К книжным относятся такие фразеологизмы, как сложить ору­жие—сдаться; последний путь—похороны; женский пол—жен­щины и др.

Анализ экспертной практики дает основание предполагать, что фразеологические обороты книжного характера чаще всего встре­чаются в рукописях лиц, имеющих высокий уровень владения письменной речью.

Степень развития стилистических навыков. Об этом признаке исследователя информирует язык изложения и общее построение письменной речи.

Язык каждой национальности подразделяется на подъязыки, называемые функциональными стилями. В зависимости от соци­альных задач каждый функциональный стиль имеет ограниченное употребление и обладает специфическими языковыми средствами, которые за пределами этого стиля не употребляются или почти не употребляются. Каждый языковой стиль, таким образом, пред­ставляет собой систему средств выражения определенных мыслей; выбор же конкретной формы изложения мыслей определяется со­держанием и назначением рукописи.

В литературе, посвященной вопросам стилистики русского языка, выделяются следующие стили: официально-деловой, науч­ный, производственно-технический, публицистический, разговорно-бытовой. Первые четыре стиля принято называть книжными.

Официально-деловой стиль используется для написания приказов, циркуляров, различной документации, межведомствен­ной переписки, заявлений, объяснений, автобиографий и др. Для этого стиля характерно своеобразие лексики, которая, как прави­ло, не употребляется в других книжных стилях. Например, исполь­зование таких слов, как домовладелец, инвентаризация, делопро­изводство и др. Для такой рукописи характерно также наличие специфических фразеологизмов. Например, трехразовое питание, непрерывный стаж, удостоверение личности и др.

Основной особенностью научного стиля является использо­вание определенной терминологии и специфических для каждой отрасли науки словосочетаний. Здесь нередко употребляются ино­язычные слова и выражения, записываемые в рукописи с помощью алфавита языка источника; могут встретиться формулы, условные обозначения. Для научного стиля характерно употребление пред­ложений с различного рода вставками и пояснениями. Например: «Высшей формой отражения является запечатление в сознании человека (правонарушителя, потерпевшего, свидетеля) обстоятельств, образующих преступление, и его последствий». В этом стиле обращают на себя внимание сложноподчиненные предложе­ния, в которых основная информация содержится в придаточном предложении. Например: «Следует отметить, что. »; «Необходимо подчеркнуть, что. ».

Для производственно-технического стиля языка характерно использование специфических слов и фразеологизмов.

Публицистический стиль отличается от вышеназванных не только особой лексикой и фразеологией, но и эмоциональностью воздействия на читателя. Этот стиль используется в газетах, об­щественно-политических журналах, при выступлении на митингах, собраниях и т. д.

Разговорно-бытовойстиль имеет существенные раз­личия по сравнению с книжным. Он употребляется в повседневном общении людей (переписка, записки различного содержания и т. д.). Разговорный стиль богат запасами специфической лексики; большинство разговорных слов носит эмоциональную окраску, бо­гат состав фразеологии. В рукописях, выполненных разговорно-бытовым стилем, можно встретить такие выражения, как загова­ривать зубы, точить лясы, уши вянут, держи карман шире и др.

Применение тех или иных средств языка во многом зависит от целей пишущего. Человек выбирает из просторечного языка толь­ко то, что наиболее эффективно позволило бы достигнуть постав­ленной задачи. Поэтому лексические границы стилей не остаются неизменными. Так, слова и выражения из разговорно-бытовой лексики могут войти в официально-деловой стиль и наоборот. Человек осваивает и берет на вооружение только ту часть и раз­новидность стиля национального языка, которая в наибольшей степени отвечает его индивидуальным психофизиологическим осо­бенностям, его общественной, трудовой и личной жизни. Индиви­дуальный стиль языка формируется и под влиянием литературно­го, которым написаны произведения классиков, изучаемые в шко­ле; под влиянием особенностей местности, где рос и учился чело­век, и многих других обстоятельств субъективного и объективного характера.

Таким образом, под индивидуальным стилем понимается при­сущая каждому человеку совокупность признаков письменной речи, отражающая навыки использования определенных языковых средств.

В криминалистической практике эксперты при исследовании, как правило, имеют дело с индивидуальным стилем языка. Инди­видуальность стилю языка каждого человека придают и такие признаки, свидетельствующие о степени развития стилистических навыков, как общее построение письменной речи (архитектоника), преобладающие типы предложений, признаки символики и сокра­щений, акцентирование.

Под общим построением письменной речи (ар­хитектоникой) понимается логическая связь и взаимоотноше­ния между всеми частями рукописи. Навыки архитектоники про­являются в умении правильно, полно и последовательно излагать свои мысли, т. е. когда в рукописи есть вступление, с помощью которого автор подводит читателя к пониманию основной мысли;

затем изложены факты и, наконец, в заключительной части сде­ланы выводы, вытекающие из приведенных выше данных. Если стилистические навыки у автора развиты слабо, то мысли изложе­ны неумело, отсутствуют в рукописи вступительная и заключи­тельная части, нет последовательности в изложении основной мы­сли, отсутствуют доказательства выдвинутых положений и т. д.

При изложении определенных мыслей текст рукописи может быть разбит на абзацы. Наличие или отсутствие в тексте абзацев, их строение имеет определенное идентификационное значение при установлении автора (исполнителя) рукописи. Исследователь дол­жен обратить внимание на: количество предложений, входящих в абзац (в экспертной практике принято считать длину предложений малой, если количество слов в них колеблется от двух до шести; средней — от шести до тридцати и большой — свыше тридцати слов); наличие знаков препинания, вопросительных или воскли­цательных знаков в конце абзаца; размер абзацев. Наибольшее идентификационное значение при установлении автора (исполни­теля) рукописи имеют абзацы, состоящие из одного-двух больших предложений.

О степени развития стилистических навыков свидетельствует и такой признак, как преобладающий тип предложений. В зави­симости от типа предложений рукописи бывают: с упрощенными конструкциями (Война. Окопы. Грязь); с простыми конструкция­ми (простые распространенные предложения); со сложными кон­струкциями (сложносочиненные и сложноподчиненные предложе­ния); с усложненными конструкциями, где несколько придаточных предложений, вводные обороты и слова, причастные и деепричаст­ные обороты, прямая речь и диалог.

Наибольшее идентификационное значение имеют рукописи с упрощенными и усложненными конструкциями.

Непосредственно связаны со смысловой стороной письма встре­чающиеся в рукописях символы, сокращения, исправ­ления (зачеркивания, вставки, правка).

Под символами понимается условный графический язык, слу­жащий для обозначения определенных слов и их сочетаний (№, %, § и др.).

В рукописях могут встретиться различные виды сокращений. Со­кращения с использованием, например, начальных букв слова (аб­бревиатуры) — ТАСС, ВНИИСЭ и др. Идентификационная значи­мость аббревиатур зависит от того, насколько часто они встреча­ются в рукописях. Например, идентификационная значимость такого сокращения, как РСФСР, намного меньше, нежели ВНИИСЭ. Редко встречающиеся аббревиатуры дают возможность исследо­вателю с большей или меньшей степенью вероятности в совокуп­ности с другими признаками письменной речи судить о професси­ональной принадлежности предполагаемого автора (исполнителя) спорной рукописи. Сокращения могут быть также слоговыми или смешанными (парторг, пединститут. Союз ССР и т. п.). В рукопи­сях нередко используются и такие сокращения, как, например, ин-тут, кол-во и др.

Наибольшую индентификационную ценность имеют сокраще­ния, не предусмотренные правилами,— так называемые авторские сокращения.

К стилистическим признакам можно отнести навыки акцен­тирования, основное назначение которых заключается в вы­делении основных, по мнению автора (исполнителя), мыслей в рукописи. Усиление главных положений в тексте достигается: подчеркиванием, выделением слов специальным шрифтом, разряд­кой, изменением наклона, нажима, использованием вопроситель­ных, восклицательных знаков, многоточия, скобок и др. (некоторые криминалисты в признаки письменной речи включают цель и содержание документа. В силу того, что цель и содержание рукописи ни в коей мере не отражают навыков человека по владению письменной речью и их изуче­ние выходит за рамки экспертного исследования, они нами не включены в приз­наки письменной речи и поэтому специально не рассматриваются).

Общие признаки письменной речи, выявленные экспертом в процессе изучения спорной рукописи и образцов письма лиц, по­дозреваемых в ее написании (составлении), позволяют сузить круг поиска автора (исполнителя). Для того, чтобы с той или иной степенью вероятности, а в некоторых случаях и в категорической форме, судить о конкретном авторе текста, необходимо в сравни­ваемых рукописях выявить совокупность частных признаков пись­менной речи.

Дата добавления: 2016-01-20 ; просмотров: 2481 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector