И снова о бохо: история и особенности стиля
Сама идея написать об истории стиля бохо появилась у меня по одной причине — я очень часто вижу, как люди путают это направление с классической этникой и стилем хиппи. И несмотря на то, что богемный шик очень эклектичен и сочетает в себе множество различных элементов, мне хотелось бы попытаться рассказать о том, откуда он на самом деле берет истоки, почему стиль бохо нельзя ограничивать строгими правилами, и почему у его истоков стоят совсем не культура хиппи и этнический стиль в одежде. Материалы для этой публикации собирались мной уже давно, и я хотела бы поделиться ее доработанной, полной версией с вами. Надеюсь, будет интересно!
Сам термин «Бохо» произошел от слова Bohémiens — так называли жителей французской Богемии — области в центральной Европе 17 века, нынешней Чехии, а также цыган, ведущих кочевой и свободный образ жизни. Позже Богемой стали называть людей искусства — музыкантов, художников, поэтов, которые часто жили в недорогих цыганских кварталах, что в том числе влияло на их мировоззрение. Они вели свободный от правил и порой эксцентричный образ жизни, занимались творчеством, часто не имели стабильного дохода и относились к деньгам как к чему-то второстепенному. Художественные же истоки идеалогии богемного общества лежат в таком направлении как прерафаэлизм, который в свою очередь имел огромное влияние на дальнейшее формирование стиля модерн (арт-нуво) и позже арт-деко.
Работы художников-прерафаэлитов Джона Э́веретта Милле и Эвелин де Морган.
Живопись эпохи модерн: Альфонс Муха
Первой же, кто дал старт формированию стиля именно в одежде, можно назвать Джейн Моррис — женщину, которая вопреки викторианским канонам перестала носить корсет и заменила его на свободное платье. Она была натурщицей и музой художника Данте Габриэля Россетти — одного из крупнейших представителей прерафаэлитов.
Богемное общество долгие годы менялось и каждый раз его представители вносили какие-то свои детали в одежду, которую носили. Ввиду отрицания моды и каких-либо рамок, отсутствия порой финансов, представители богемы, будучи людьми крайне творческими, в своем образе сочетали несочетаемое, дорогое и дешевое, дополняли все аксессуарами, тем самым постепенно формируя стиль, который в итоге превратился в модный тренд и к 90-2000-м годам стал называться бохо-шик.
Ответить на вопрос о том, что конкретно входит в это направление и можно ли вообще его классифицировать как отдельный стиль, пожалуй, невозможно, так как он сочетает в себе очень много различных направлений, но можно выделить некоторые особенности:
— самыми дорогими деталями образа в стиле бохо чаще всего являются украшения и обувь. Одежда из секонд-хэнда вполне может сочетаться с дорогой, элитной бижутерией.
— украшения очень объемные, особенно удачно смотрится тяжелая металлическая бижутерия, монисты, крупные бусы и кулоны, длинные серьги. Чем больше, тем лучше в данном случае, главное уметь все сочетать. Важный элемент стиля — многоярусные браслеты во всем их разнообразии — от фенечек до массивного металла.
— струящиеся, легкие юбки и платья в цыганском стиле — это одна из самых популярных деталей, выбор рисунка на ткани также ограничивает лишь фантазия, но восточные и растительные мотивы обычно в приоритете.
— включения орнаментов этники, деталей стиля хиппи, элементов одежды унисекс и даже милитари, викторианских деталей, многое пришло из стиля арт-нуво. Главное в бохо отсутствие каких-либо рамок. Это прежде всего творческий подход к своему образу и художественное видение.
— одежда не должна выглядеть только что купленной, в ней должна быть некоторая творческая небрежность.
— неотъемлемой частью стиля являются элементы ручной работы, будь то украшения или же детали одежды.
— винтажные аксессуары, натуральные ткани, кружево, бахрома, бархат, джинса, мех, сочетание различных фактур и многослойность.
— часто в основе образа природные и сдержанные цвета, но яркие оттенки также приветствуются, также как и темные — черный, темно-синий, зеленый. Главное, гамма не должна быть «искуственной», никаких фосфорных, кислотных тонов!
— один из самых подходящих аксессуаров — шляпа. Лучше всего с широкими полями. Также удачно смотрятся различные платки и повязки на голову.
— прическа может быть практически любой, но классика — это длинные волосы, волны или легкие локоны, некоторая небрежность, различные косы или греческие прически. При этом короткая стрижка, боб или каре в стиле 30-х годов также отлично могут сочетаться с бохо-образом.
— обувь различная, но, опять же, чаще всего это либо сандалии, либо ковбойские сапоги.
Примерами самых известных приверженцев бохо могут быть восхитительная Хелена Бонем Картер, сестры Олсен, Сиенна Миллер и Кейт Мосс, а из мужчин, конечно же, Джонни Депп.
Подводя итог, можно сделать вывод, что стиль бохо — это абсолютная свобода в выборе одежды и аксессуаров, но также это направление, для которого крайне важно, чтобы человек сам мог чувствовать грань между ярким, смелым образом и безвкусицей. Это отсутствие моды, но в то же время тонкое чувство стиля. Это скорее не стиль, а целый образ жизни.
А также — это тот фундамент, на котором сформировалось большинство, если не все современные модные течения с примесью винтажа, например азиатские направления уличной моды такие как mori girl и dolly kei, о которых я также планирую написать подробнее.
На фото: Mori girl, Dolly kei, Cult Party kei, HYDE — японский рок-исполнитель, одетый в бохо-стиле.
И снова о бохо: история и особенности стиля
Сама идея написать об истории стиля бохо появилась у меня по одной причине — я очень часто вижу, как люди путают это направление с классической этникой и стилем хиппи. И несмотря на то, что богемный шик очень эклектичен и сочетает в себе множество различных элементов, мне хотелось бы попытаться рассказать о том, откуда он на самом деле берет истоки, почему стиль бохо нельзя ограничивать строгими правилами, и почему у его истоков стоят совсем не культура хиппи и этнический стиль в одежде. Материалы для этой публикации собирались мной уже давно, и я хотела бы поделиться ее доработанной, полной версией с вами. Надеюсь, будет интересно!
Сам термин «Бохо» произошел от слова Bohémiens — так называли жителей французской Богемии — области в центральной Европе 17 века, нынешней Чехии, а также цыган, ведущих кочевой и свободный образ жизни. Позже Богемой стали называть людей искусства — музыкантов, художников, поэтов, которые часто жили в недорогих цыганских кварталах, что в том числе влияло на их мировоззрение. Они вели свободный от правил и порой эксцентричный образ жизни, занимались творчеством, часто не имели стабильного дохода и относились к деньгам как к чему-то второстепенному. Художественные же истоки идеалогии богемного общества лежат в таком направлении как прерафаэлизм, который в свою очередь имел огромное влияние на дальнейшее формирование стиля модерн (арт-нуво) и позже арт-деко.
Работы художников-прерафаэлитов Джона Э́веретта Милле и Эвелин де Морган.
Живопись эпохи модерн: Альфонс Муха
Первой же, кто дал старт формированию стиля именно в одежде, можно назвать Джейн Моррис — женщину, которая вопреки викторианским канонам перестала носить корсет и заменила его на свободное платье. Она была натурщицей и музой художника Данте Габриэля Россетти — одного из крупнейших представителей прерафаэлитов.
Богемное общество долгие годы менялось и каждый раз его представители вносили какие-то свои детали в одежду, которую носили. Ввиду отрицания моды и каких-либо рамок, отсутствия порой финансов, представители богемы, будучи людьми крайне творческими, в своем образе сочетали несочетаемое, дорогое и дешевое, дополняли все аксессуарами, тем самым постепенно формируя стиль, который в итоге превратился в модный тренд и к 90-2000-м годам стал называться бохо-шик.
Ответить на вопрос о том, что конкретно входит в это направление и можно ли вообще его классифицировать как отдельный стиль, пожалуй, невозможно, так как он сочетает в себе очень много различных направлений, но можно выделить некоторые особенности:
— самыми дорогими деталями образа в стиле бохо чаще всего являются украшения и обувь. Одежда из секонд-хэнда вполне может сочетаться с дорогой, элитной бижутерией.
— украшения очень объемные, особенно удачно смотрится тяжелая металлическая бижутерия, монисты, крупные бусы и кулоны, длинные серьги. Чем больше, тем лучше в данном случае, главное уметь все сочетать. Важный элемент стиля — многоярусные браслеты во всем их разнообразии — от фенечек до массивного металла.
— струящиеся, легкие юбки и платья в цыганском стиле — это одна из самых популярных деталей, выбор рисунка на ткани также ограничивает лишь фантазия, но восточные и растительные мотивы обычно в приоритете.
— включения орнаментов этники, деталей стиля хиппи, элементов одежды унисекс и даже милитари, викторианских деталей, многое пришло из стиля арт-нуво. Главное в бохо отсутствие каких-либо рамок. Это прежде всего творческий подход к своему образу и художественное видение.
— одежда не должна выглядеть только что купленной, в ней должна быть некоторая творческая небрежность.
— неотъемлемой частью стиля являются элементы ручной работы, будь то украшения или же детали одежды.
— винтажные аксессуары, натуральные ткани, кружево, бахрома, бархат, джинса, мех, сочетание различных фактур и многослойность.
— часто в основе образа природные и сдержанные цвета, но яркие оттенки также приветствуются, также как и темные — черный, темно-синий, зеленый. Главное, гамма не должна быть «искуственной», никаких фосфорных, кислотных тонов!
— один из самых подходящих аксессуаров — шляпа. Лучше всего с широкими полями. Также удачно смотрятся различные платки и повязки на голову.
— прическа может быть практически любой, но классика — это длинные волосы, волны или легкие локоны, некоторая небрежность, различные косы или греческие прически. При этом короткая стрижка, боб или каре в стиле 30-х годов также отлично могут сочетаться с бохо-образом.
— обувь различная, но, опять же, чаще всего это либо сандалии, либо ковбойские сапоги.
Примерами самых известных приверженцев бохо могут быть восхитительная Хелена Бонем Картер, сестры Олсен, Сиенна Миллер и Кейт Мосс, а из мужчин, конечно же, Джонни Депп.
Подводя итог, можно сделать вывод, что стиль бохо — это абсолютная свобода в выборе одежды и аксессуаров, но также это направление, для которого крайне важно, чтобы человек сам мог чувствовать грань между ярким, смелым образом и безвкусицей. Это отсутствие моды, но в то же время тонкое чувство стиля. Это скорее не стиль, а целый образ жизни.
А также — это тот фундамент, на котором сформировалось большинство, если не все современные модные течения с примесью винтажа, например азиатские направления уличной моды такие как mori girl и dolly kei, о которых я также планирую написать подробнее.
На фото: Mori girl, Dolly kei, Cult Party kei, HYDE — японский рок-исполнитель, одетый в бохо-стиле.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Стиль бохо в одежде история возникновения
История возникновения
После французской революции, когда представители творческой интеллигенции лишились покровительства аристократов, образ жизни цыган стал привлекать художников, писателей и музыкантов. Теперь у представителей культуры не было денег на шик и лоск, поэтому на смену нарядным платьям и утонченным костюмом пришла поношенная одежда. Чтобы хоть как-то поддерживать статус, бывшие представители светского общества нашли способ даже из поношенных вещей сделать изысканные, стильные образы, переняв от соседей-цыган любовь к свободе, комфорту и ярким цветам. Но тогда это еще не было модой – у людей просто не было выбора.
Выбором, а не нуждой бохо стал только в 60-70-е годы 20 века, когда в Европе зародилась субкультура «хиппи», которая разделала взгляды кочевых цыган, а также их пристрастия в одежде – яркие цвета, обилие этнических украшений, натуральные ткани и свободные силуэты.
Но все перечисленное – только первые шаги к тому бохо, который сейчас набирает популярность. Настоящий расцвет стиля датируется началом 21 века, когда именитые дизайнеры стали выпускать смешанные образы, сочетающие современную одежду с цыганскими элементами.
Принципы стиля бохо
Бохо – практически не изменяющийся стиль одежды.
Его приверженцы не следят за тенденциями, модными показами и советами экспертов – правила, нормы и принципы не меняются уже больше 200 лет:
Разновидности бохо
Бохо – неоднозначный стиль, так как многогранен и широко распространен. Сегодня богемный гардероб полюбился и свободолюбивым художникам, и голливудским звездам, и политикам – и каждый из них привносит в бохо что-то свое. Тем не менее, есть несколько подстилей, которые отражают все основные принципы и уже укоренились среди почитателей богемности.
Бохо-классик
Подразумевает использование дорогих тканей – бархата, жаккарда, вельвета, шерсти, кружев. Все выбранные фактуры имеют яркие цвета и сочетают тяжесть материала с легкостью кружева или мохера.
Гламур или бохо-шик
Изысканные и утонченные образы, созданные с использованием меха, цветов, бантов, шифона. Легкие, воздушные платья и юбки, не стесняющие движения топы, майки и туники. Мех чаще искусственный, так как бохо – это не просто стиль одежды, а отношения с окружающей природой и желание ее сохранения.
Использование исключительно натуральных материалов в одежде и аксессуарах. Все предметы одежды безопасны и экологичны. Эко-бохо присуще обилие мелких деталей, любовь к винтажу, нежности и романтике.
Хиппи
Отголоски субкультуры в бохо определяются яркими цветами, бахромой, вязаной одеждой и аксессуарами. Отличается намеренной небрежностью, объемом нарядов и свободой движения.
Это базовая классификация стиля, определенная брендом Artka – производителем одежды этнических стилей. При этом со временем стали появляться и другие подстили:
Базовый гардероб в стиле бохо
Гардероб представителей стиля строится по принципу – удобно и ярко, однако некоторые характерные предметы одежды все же есть:
Обувь и аксессуары
Обувь для образа выбирается в соответствии с принципами стиля – удобная, свободная, необычная.
Выбор аксессуаров просто огромный, но чаще всего все они – из натуральных, экологичных материалов, дополненные подвесками.
Звездные адепты
Хелена Бонэм-Картер – британская актриса, которую фанаты с любовью называют «городская сумасшедшая», а все потому, что Хелена приветствует бохо и с удовольствием привносит в него свою авторскую фишку – элементы викторианской эпохи.
Кейт Мосс привлекают свободные юбки и платья, многослойные, сложные наряды. Женщина с удовольствием выбирает наряды в стиле бохо и для повседневной носки и для красной дорожки.
Кейт и Эшли Олсен с детства любят бохо. Девушки даже выпустили коллекцию одежды в этом стиле.
Стиль бохо для мужчин
Мужской бохо распространен значительно меньше, чем женский, хотя именно мужчинам удается наилучшим образом сочетать официоз нарядов со свободным и даже своенравным стилем. Бохо для мужчин это:
Все элементы одежды из натуральных материалов или трикотажа, а также спокойных оттенков – синего, зеленого, бордового, коричневого, бежевого, горчичного..
Мужская обувь в стиле бохо – это сандалии из кожи хорошего качества или грубые ботинки. Подойдут также оксфорды, слиперы, броги.
Аксессуары – разные – от единичных браслетов из дерева до целых комбинаций из кожаных, деревянных и тканевых элементов.
Подойдут также шляпы, стильные очки, грубые часы, необычные кольца.
Стиль бохо – двухсотлетняя история стиля
Стиль бохо – в течение всех 200 лет – был экзотическим противопоставлением моде, принятой в те времена. В основном ассоциируемая с художниками, писателями и интеллектуальной элитой, богемная культура объединяет в себе цыганский и несколько других различных по своему виду этнических стилей одежды, а также исторические костюмы.
Стиль бохо состоит из свободной, разноцветной одежды и сочетает черты бохо-шика, стиля хиппи и «художественного платья» (художественное течение, созданное прерафаэлитами в 1850 году и существовавшее до 1900-х годов). Приверженцы богемного стиля, с длинными, распущенными волосами, облаченные в богатые, хоть и изношенные одежды, стояли в стороне от основной толпы, представляя собой контркультуру, держащуюся на творчестве, бедности и безразличию к социальным структурам и традициям.
Происхождение богемы
Богема, как контркультура, возникла во Франции после Французской Революции. Лишенные прежней системы патронажа, в которой множество состоятельных клиентов поддерживали искусство материально, художники погрузились в нищету. Многие предпочли бродячий образ жизни, роскошества не предполагавший, носили старую или уже немодную одежду, нередко с чужого плеча.
Раньше художников видели как умелых и одаренных ремесленников. Но Романтизм конца 18 века отрекся от ограничений буржуазной жизни и прошлой значимости, основанной на голом умении, в пользу способности использовать воображение.
Появился новый культ личности, героем которого был художник и его стиль, выражавшийся в манере одеваться. Художник превратился в особый тип личности — не просто ремесленник, но своеобразный эксцентричный гений, чей творческий потенциал раскрывается через образ жизни и внешний вид. Художник (или художница) сами стали предметами искусства.
Люди сравнивали новые художественные типажи с бродячими цыганами и полагали, что цыгане произошли из Богемии, области в восточной Европе и Балканах, потому и называли художников схоже – богемцами.
Стиль бохо становится своеобразной социальной прослойкой
К 1830-м увеличивается количество художников, примкнувших к французской богеме, и романтисты обратили внимание на средневековые и национальные стили одежды. Вот тогда творческая субкультура и начала напоминать цыган своими длинными распущенными волосами, широкополыми шляпами и цветными тканями одежды.
Писатель Анри Мюрже создавал рассказы о людях, которых он называл богемцами, концентрируясь на группе художников и интеллигенции в поношенных пальто, старой обуви и их общем растрепанном виде. Истории вдохновили Пуччини на знаменитую оперу La Boheme.
Стиль бохо превратился в культ личности, человека, чей внешний вид это плод усердной работы по подбору одежды и аксессуаров. Слово «богемный» приобрело оттенок тайного знания, сексуальной свободы и не самого тщательного соблюдения личной гигиены.
Богемная жизнь отрицает материализм, частную собственность и концентрируется на творчестве и жизни в коммуне. Нередко ассоциируемые с наркотиками и алкоголем, люди богемы игнорируют социальные условности, ставя искусство в центр своей жизни.
Богема 19 века – Эстетическое движение
В 19 веке Эстетическое движение определило тип богемного стиля жизни. Эстеты восстали против жестких социальных ограничений викторианской эпохи и обратились к стилю, основанному на одежде прошлых столетий, в основном средневековых и этнических дизайнов.
Веря, что массовое производство, начавшееся во времена Промышленной Революции, было обезличивающим, эстеты поощряли использование старых техник, по которым создавались индивидуальные вещи.
Одежду предпочитали свободную и мягкую, использовали ткани, выкрашенные природными красителями и вышитые вручную. Прерафаэлиты отказались от использования корсетов, кринолинов и жестких корсажей, а также строгих линий, характерных для викторианской моды.
Стиль хиппи или бохо-шик
Стиль бохо или стиль хиппи
Встреча Племен Радуги (The Rainbow Gathering) – это ежегодный съезд людей со схожими мировоззрениями с богемным уклоном, отрицающими капитализм и материализм, поддерживающими утопические идеалы, жизнь-созидание, движение по защите окружающей среды и разнообразие.
Движение хиппи конца 1960-х, объединило богемные идеалы. Концентрирующийся на творчестве жизни и одежды, стиль хиппи включал в себя элементы исторических костюмов, этнических платьев и отрицание главенствующего уклада жизни.
Деревня Гринвич (Greenwich Village), в Нью-Йорке, или просто Деревня, была местом сбора для обедневших художников и писателей 20 века, раем для творческого сообщества, как определенного меньшинства.
The Left Bank. В начале 20 века, парижский Монпарнас был местом, привлекавшим художников, писателей и интеллигентов. Здесь, такие люди как Марк Шагал, Эрнест Хемингуэй, Анри Матисс и другие могли жить за небольшие деньги, встречаясь в бистро и ресторанах и делиться идеями.
«La Boheme» и мюзикл «Rent» — мюзикл «Rent» основан на опере Пуччини «La Boheme». История вращается вокруг группы художников, живущих богемной жизнью и сражающихся с нищетой и болезнями.
Шерлок Холмс – первая короткая история Конан Дойля, касающаяся Шерлока Холмса, содержит в себе описание, данное Доктором Ватсоном знаменитому выдуманному сыщику – «богемная душа».
Поль Пуаре – дизайнер, получивший известность в начале 20 века, переделал множество этнических мотивов для западной моды. Использованные им элементы русской крестьянской одежды, средневосточных, национальных и исторических платьев подняло богемный стиль до уровня высокой моды, сегодня превратившейся в основную.
Уильям и Джейн Моррис – Уильям Моррис был дизайнером, создавшим альтернативные виды тканей для одежды и интерьера, известный своей принадлежностью к либерал-социализму, деятельностью по сохранению исторического наследия, а также тем, что был одним из первых деятелей по защите животных. Он также создавал одежду для своей супруги, Джейн Моррис – модели, в своих нарядах в средневековом стиле и длинными, распущенными волосами, ставшей иконой как Эстетического движения, так и Движения искусств и ремесел.
Дорелия МакНейл была моделью для художников Гвена и Огастеса Джонов в конце 19 и начале 20 веков. Огастес и Дорелия жили с цыганами и путешествовали с ними, пока художник писал картины с ней, одетой в длинные свободные юбки, украшенной длинными шарфами.
Стиль бохо 20 века
За многие годы не изменившийся в своей основе, он стал ассоциироваться с молодыми людьми, старающимися дистанцироваться от материальной культуры прошлых поколений. Богемный стиль дал начало многим современным конркультурным стилям. Битники, с их черными водолазками и полосатыми рубашками, задавали более строгий тон костюмам. Стиль хиппи вносил нотку ребячества в смесь стилей, где можно было увидеть элементы ковбойского и индийского стилей вместе с короткими, девчачьими юбочками.
Но, коль скоро массы приняли богемный стиль, стоит задуматься – а сохранил ли этот термин свой смысл? Когда контркультура становится мейнстримной, ее стиль никак нельзя рассматривать как альтернативный.
Когда магазины продают юбки в деревенском стиле, а модные журналы предлагают высокооплачиваемым дизайнерам разработать одежду в богемном стиле, природа богемной жизни становится культурной нормой и теряет свою уникальность и специфичность, подходящую только для какой-то определенной группы.
Хотя мода нередко принимает бохо-шик как определенный элемент, сама жизнь – желание индивидуальной свободы, отрицание современных материалистических концептов, мечты об утопических идеалах и производство вещей ручной работы – остается мощной альтернативой мейнстримной культуре.