стихотворный размер кому на руси жить хорошо

Детский час

для детей и родителей

osen

Анализ поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

analiz komu na rusiМеняются века, а имя поэта Н.Некрасова – этого рыцаря духа – остается незабвенным. В своём творчестве Некрасов раскрыл многие аспекты русской жизни, рассказал о крестьянском горе, дал почувствовать, что под гнетом нужды и темноты таятся ещё неразвернувшиеся богатырские силы.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» — стержневое произведение Н.А.Некрасова. Оно — о крестьянской правде, о «старом» и «новом», о «холопах» и «свободных», о «бунте» и «терпении».

Какова история создания поэмы «Кому на Руси жить хорошо»? 60-е годы XIX века характеризуются усилением политической реакции. Некрасову необходимо было отстоять журнал «Современник» и тот курс, которого придерживалось издание. Борьба за чистоту выбранного направления потребовала активизации некрасовской музы. Одна из главных линий, которой придерживался Некрасов, и которая отвечала задачам того времени, была народная, крестьянская. Работа над произведением «Кому на Руси жить хорошо» – главная дань крестьянской теме.

Творческие задачи, которые стояли перед Некрасовым при создании поэмы «Кому на Руси жить хорошо», следует рассматривать в фокусе литературной и общественной жизни 60-70-х гг. XIX века. Ведь поэма создавалась не один год, а более десяти лет, и те настроения, которые владели Некрасовым в начале 60-х, менялись, точно так же, как менялась и сама жизнь. Начало написания поэмы приходится на 1863 год. К тому времени император Александр II уже подписал манифест об отмене крепостного права.

Работе над поэмой предшествовали годы сбора по крупицам творческого материала. Автор решил не просто написать художественное произведение, а произведение, доступное и понятное простым людям, этакую «народную книгу», в которой показана с предельной полнотой целая эпоха в жизни народа.

В чем заключается жанровое своеобразие поэмы «Кому на Руси жить хорошо»? Литературные эксперты идентифицируют это произведение Некрасова как «поэму-эпопею». Такое определение восходит ещё к мнению современников Некрасова. Эпопея – это крупное художественное произведение эпического характера. По жанру «Кому на Руси жить хорошо» произведение лиро-эпическое. В нем эпические основы сочетаются с лирическими и с драматическими. Драматический элемент вообще пронизывает многие произведения Некрасова, увлеченность поэта драматургией отражается в его поэтическом творчестве.

Композиционная форма произведения «Кому на Руси жить хорошо» довольно своеобразна. Композиция – это построение, расположение всех элементов художественного произведения. Композиционно поэма построена по законам классической эпопеи: она представляет собой совокупность относительно автономных частей и глав. Объединяющим мотивом является мотив дороги: семь мужиков (семь – самое таинственное и магическое число), пытаются найти ответ на вопрос, который по сути своей является философским: кому на Руси жить хорошо? Некрасов не ведёт нас к некоему кульминационному моменту в поэме, не подталкивает к финальному событию и не активизирует действие. Его задача, как крупного эпического художника, – отразить аспекты русской жизни, нарисовать образ народа, показать многообразие народных дорог, направлений, путей. Этот творческий труд Некрасова – крупная лиро-эпическая форма. В ней задействовано много персонажей, развернуто немало сюжетных линий.

Главная мысль поэмы «Кому на Руси жить хорошо» заключается в том, что народ достоин счастья и есть смысл за счастье бороться. Поэт был уверен в этом, и всем своим произведением представил тому доказательства. Счастье одного, отдельно взятого индивида – этого недостаточно, это не решение вопроса. Поэма взывает к думам о воплощении счастья для всего народа, о «Пире на весь мир».

Начинается поэма с «Пролога», в котором автор рассказывает, как на столбовой дороге повстречались семеро мужиков из разных деревень. Между ними вышел спор о том, кому лучше живется на Руси. Каждый из споривших высказывал свое мнение, и никто не хотел уступать. В итоге, спорщики решили отправиться в странствие, чтобы из первых рук узнать, кому и как живется на Руси и выяснить, кто из них был прав в этом споре. От птички пеночки странники узнали, где находится волшебная скатерть-самобранка, которая накормит и напоит их в дальней дороге. Найдя скатерть-самобранку и убедившись в ее волшебных способностях, семь мужиков отправились в долгое путешествие.

В главах первой части поэмы семь странников встречали на своем пути людей из разных сословий: попа, крестьян на сельской ярмарке, помещика и задавали им вопрос – насколько они счастливы? Ни поп, ни помещик не считали, что их жизнь полна счастья. Они жаловались на то, что после отмены крепостного права их жизнь ухудшилась. На сельской ярмарке царило веселье, но когда странники стали узнавать у расходящихся после ярмарки людей, насколько каждый из них счастлив, выяснялось, что истинно счастливыми можно было назвать лишь единицы из них.

В главах второй части, объединенных названием «Последыш», странники встречаются с крестьянами деревни Большие Вахлаки, живущими в довольно странном положении. Не смотря на отмену крепостного права, они в присутствии помещика изображали крепостных, как в старые времена. Старый помещик болезненно отнесся к реформе 1861 года и его сыновья, боясь остаться без наследства, подговорили крестьян изображать крепостных, пока старик не умрет. В конце этой части поэмы говорится, что после смерти старого князя его наследники обманули крестьян и затеяли с ними тяжбу, не желая отдавать ценные луга.

После общения с вахлакскими мужиками путешественники решили поискать счастливых людей среди женщин. В главах из третьей части поэмы под общим названием «Крестьянка» они встретились с жительницей села Клин, Матреной Тимофеевной Корчагиной, которую в народе прозвали «губернаторша». Матрена Тимофеевна рассказала им без утайки всю свою многострадальную жизнь. В конце своего рассказа Матрена посоветовала странникам не искать счастливых людей среди русских женщин, поведав им при этом притчу о том, что ключи от женского счастья утеряны, и найти их никто не в силах.

Странствование семи мужиков, ищущих по всей Руси счастья, продолжается, и они попадают на пир, устроенный жителями села Валахчина. Эта часть поэмы получила название «Пир на весь мир». На этом пиру семь странников приходят к осознанию того, что вопрос, ради которого они отправились в поход по Руси, занимает не только их, но и весь русский народ.

В последней главе поэмы автор предоставляет слово молодому поколению. Один из участников народного пира, сын приходского дьячка, Григорий Добросклонов, будучи не в силах заснуть после бурных споров, отправляется бродить по родным просторам и в его голове рождается песня «Русь», ставшая идейным финалом поэмы:

«Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и забитая,
Ты и всесильная,
Матушка-Русь!»

Вернувшись домой, и проговорив брату эту песню, Григорий пытается заснуть, но его воображение продолжает работать и рождается новая песня. Если бы семь странников сумели узнать, о чем эта новая песня, они с легким сердцем могли бы вернуться домой, ибо цель странствия была бы достигнута, поскольку новая песня Гриши была о воплощении счастья народного.

Касаясь проблематики поэмы «Кому на Руси жить хорошо», можно сказать следующее: в поэме вырисовывается два уровня проблематики (конфликта) – социально-исторический (результаты крестьянской реформы) – конфликт нарастает в первой части и сохраняется во второй, и глубинный, философский (соль национального характера), который возникает во второй и доминирует в третьей части. Проблемы, поднятые Некрасовым в поэме
(цепи рабства сняты, но облегчилась ли крестьянская доля, прекратилось ли притеснение крестьян, устранены ли противоречия в обществе, счастлив ли народ) — не будут решены ещё в течение долгого периода.

Читайте также:  23 февраля праздник история возникновения праздника

Выполняя анализ поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», важно сказать, что основной стихотворный размер этого произведения – трехстопный нерифмованный ямб. Причем в конце строки после ударного слога следуют два безударных (дактилическая клаузула). В некоторых местах произведения Некрасов использует также четырехстопный ямб. Такой выбор стихотворного размера был обусловлен необходимостью подачи текста в фольклорном стиле, но с сохранением классических литературных канонов того времени. Входящие в состав поэмы народные песни, а также песни Григория Добросклонова, написаны с использованием трехсложных размеров.

Некрасов стремился к тому, чтобы язык поэмы был понятен простому русскому человеку. Поэтому он отказался от использования лексикона классической поэзии того времени, насытив произведение словами простонародной речи: «деревнишка», «бревешко», «пустопляс», «ярмонка» и многие другими. Это позволило сделать поэму понятной любому крестьянину.

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов использует многочисленные средства художественной выразительности. К ним относятся такие эпитеты, как «солнце красное», «тени черные», «люди бедные, «сердце свободное», «совесть спокойная», «сила несокрушимая». Есть в поэме и сравнения: «выскочил, как встрепанный», «глазищи желтые горят, как… четырнадцать свечей!», «как убитые заснули мужики», «облака дождливые, как дойные коровушки».

Применяет автор и сравнения-образы «Уж налились колосики. Стоят столбы точеные…».

Метафоры, встречающиеся в поэме: «лежит земля», «весна… дружная», «плачет пеночка», «бурливое село», «бояре — кипарисовы».

Метонимии – «притихла вся дороженька», «притихла площадь людная», «Когда мужик… Белинского и Гоголя с базара понесет».

В поэме нашлось место таким средствам художественной выразительности, как ирония: «…сказ про юродивого помещика: икается, я думаю, ему!» и сарказм: «Горда свинья: чесалася О барское крыльцо!».

Есть в поэме и стилистические фигуры. К ним относятся обращения: «Ну, дядя!», «А ты постой!», «Приди, желанное. », «Ой люди, люди русские!» и восклицания: «Чу! лошадиный храп!», «А хлеба хоть не сей!», «Эх! Эх!», «Хоть проглоти перо!»

Фольклорные выражения – на «ярмонке», видимо-невидимо.

Язык поэмы – своеобразный, украшенный поговорками, присказками, диалектами, «простонародными» словами: «млада-младешенька», «целковенький», «погудка».

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» мне запомнилась тем, что, несмотря на те трудные времена, в которые она создавалась и которые она описывает, в ней видно позитивное, жизнеутверждающее начало. Народ заслуживает счастья – вот главная теорема, доказанная Некрасовым. Поэма помогает людям разобраться, стать лучше, бороться за свое счастье. Некрасов – мыслитель, человек, обладающий уникальным общественным чутьём. Он прикоснулся к глубинам народной жизни, вытащил из её недр россыпь оригинальных русских характеров. Некрасов был в состоянии показать всю полноту людских переживаний. Он стремился постичь всю глубину человеческого бытия.

Некрасов нестандартно решал свои творческие задачи. Его творчество проникнуто идеями гуманизма.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Источник

Ямб: стихотворный размер и примеры стихов

Ямб – двусложный стихотворный размер с ударными четными слогами. Его можно назвать самым классическим из наиболее распространенных стихотворных размеров. Стихи, написанные ямбом, известны каждому человеку со школьной скамьи, ведь знаменитые поэты активно прибегали к этой поэтической форме с незапамятных времен.

История происхождения термина

Своим становлением в качестве лирической формы ямб обязан древнегреческому поэту Архилоху (ок. 689–640 гг. до н.э.), но зародился этот размер еще раньше.

Корни ямба – в фольклорных или же ритуальных, культовых песнях древних греков во славу покровительницы земледелия Деметры. В мифе рассказывается, что богиня, в поисках похищенной дочери Персефоны, покинула Олимп и под личиной старухи поселилась в доме элевсинского царя Келея. Единственной, кто смог скрасить горе богини своими шутками, стала служанка Ямба.

В культе Деметры существовал обычай осыпать участников народных празднеств грубоватыми насмешками и язвительными шутками. Они зачастую бывали непристойными и циничными – не иначе как в память Ямбы. Аристотель в своей «Поэтике» отмечал, насколько ямбическая форма сходна с ритмом разговорной речи.

Термин «ямб» – «ἴαμβος» – восходит к музыкальному инструменту «ἰαμβύκη», под аккомпанемент которого изначально исполнялись ямбы. Слово «ἴαμβος» в народном представлении связывалось с шуточным характером произведений.

Как устроена ямбическая стопа

Как уже упоминалось, ямб – размер двусложный. Его стопа (то есть ритмическая группа определенной длительности) состоит из двух слогов: безударного и ударного. Именно в таком порядке: ударный слог – второй. Схематически это можно представить как UÚ| UÚ| UÚ| UÚ, например:

Мой дядя самых честный правил…

Ритмическое ударение оставляет ощущение движения вниз, давления. Слог без ударения – более легкий, словно воспаряющий кверху. Вверх-вниз, напоминает ритм спокойного дыхания – естественный для человека и поэтому легко им воспринимаемый.

Таким образом, ямбическая стопа – это последовательность безударного и ударного слогов.

Разновидности ямба с примерами стихов

В зависимости от числа стоп в строке, стихи, написанные ямбом можно разделить на следующие типы.

Двух- и трехстопный ямб

Двухстопный ямб встречается нечасто из-за своей сложности (чем короче строка, тем тяжелее рифмовать ее так, чтобы она содержала смысл). Один из наиболее ярких примеров – стихотворение «Адели» (1824) А. С. Пушкина:

Играй, Адель,
Не знай печали.
Хариты, Лель
Тебя венчали
И колыбель
Твою качали.

В двухстопном пушкинском ямбе сквозят легкость, изящество, виртуозность. При этом создается впечатление не просто ускоренного дыхания, а как будто бы прерывистого. Кажущийся избыточным безударный слог в конце слов «печали», «венчали» – словно краткая пауза, придающая чеканному ритму ямба звучание вальса.

Трехстопный ямб тоже относительно краток и легко воспринимается на слух. Его быстрый темп хорошо согласуется с шуточными или сатирическими строками. Например, у Лермонтова в «А. А. Олениной» (1839):

Ах! Анна Алексевна,
Какой счастливый день!
Судьба моя плачевна,
Я здесь стою как пень…

Четырехстопный ямб

Средний по длине, разнообразный и ритмически богатый размер. В этой известной всем строчке четыре полноценных стопы и безударный «хвостик»:

Четырехстопным ямбом написано множество произведений как в русской, так и мировой поэзии. Классические примеры – пушкинский «Евгений Онегин», цитировавшийся выше, и поэма Блока «Возмездие» (1910–1921):

В те годы дальние, глухие,
В сердцах царили сон и мгла…

Этот размер способен привнести в произведение оттенки трагизма и комизма, масштабную эпику и проникновенный лиризм; может послужить прекрасным фоном для глубоких философских размышлений.

Мастером четырехстопного ямба был и Владимир Высоцкий. К примеру, его знаменитая песня «Кругом 500» написана преимущественно в этом размере (кроме длинных строчек, являющихся шестистопным ямбом):

Пяти- и шестистопный ямб

Пятистопный ямб в русской поэтической традиции встречается регулярно и в разнообразных формах. В XIX веке зачастую использовался с цезурой после второй стопы:

Как изваянная, // висит во сне
С плодами ветвь // в саду моем — так низко…

В этом примере цезура (ритмическая пауза) отмечена знаком //.

Пятистопный ямб также используется в написании русского сонета.

Последний из наиболее часто используемых ямбических размеров – шестистопный ямб. Это длинный размер, который обычно сопровождается цезурой. В итоге получаются два полустишия, своего рода трехстопный ямб. Некоторая медлительность – причина ограниченного ритмического разнообразия этого размера. Ему свойственны ощущения тягучести, неторопливого ритма дыхания, глубокой думы и лиричности.

Уединенный остров, // чуть заметный в море,
Я неуклонно выбрал, // — золотой приют… — В. Брюсов. «Уединенный остров» (1918)

Выдающимся примером шестистопного ямба является песня Юрия Визбора «Апрельская прогулка»:

Читайте также:  вагнер краткая биография и творчество

Разностопный и вольный ямб

Разностопный ямб характеризуется чередованием длинных и коротких строк и, соответственно, количества стоп в них, например, двух и четырех:

Достигнутого торжества
Игра и мука
Натянутая тетива
Тугого лука. — Б. Пастернак. «Во всем мне хочется дойти до самой сути» (1956)

Существует также вольный ямб, где длинные строчки произвольно чередуются с короткими. Наиболее широко этот размер представлен в русских баснях:

На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась… — И. А. Крылов. «Ворона и лисица» (1807)

Ямб в русской поэтической традиции

История поэзии демонстрирует, что ямб созвучен дыханию русской речи и ритму русского стиха. Ямб способен передавать полифонию чувств, диалог и монолог, одинокий голос и ропот толпы. Ямбами «Оды… на победу над Турками и Татарами…» Ломоносов выражал восторженное отношение к этому историческому событию. Белинский впоследствии предложил считать именно эту оду началом новой русской литературы.

В поэзии Державина ямб зазвучал уже разнообразнее. Он особенно силен в интерьере и пейзаже. Державинские ямбы надолго станут путеводной нитью русской поэзии, зародят элегическую традицию. Любопытно, что знаменитые строки Пушкина

Старик Державин нас заметил
И, в гроб сходя, благословил

из «Евгения Онегина» также написаны ямбом.

Как уже говорилось, ямб проник и в басню. Крыловские ямбы – наглядное свидетельство того, как органично сочетается народная речь с поэтическими ритмами.

Ямб выдерживает нагрузку не только малых лирических форм. Он с легкостью принимает монументальность «Евгения Онегина» и «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова. А в цикле Блока с одноименным названием «Ямбы» (1907–1914) отражаются предчувствия неотвратимых перемен, даже катастроф.

Ямб звучит и в творчестве Маяковского (который предпочитал объединять разные стихотворные размеры в одной строке для создания уникальных звуковых эффектов):

А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
«А вы могли бы?» (1913)

Источник

Стихотворный размер кому на руси жить хорошо

Тест по творчеству Н. А. Некрасова. Стихотворения. Поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо».Ответы.

б) Алексей Николаевич

в) Сергей Алексеевич

г) Николай Алексеевич

а) совершил кругосветное путешествие на фрегате «Паллада»

б) участвовал в обороне Севастополя

в) был редактором журнала «Современник»

г) был влюблен в П. Виардо

а) в Царскосельском Лицее

б) в Нежинской гимназии

в) в Московском университете

г) в Петербургском университете

4) Произведение «Кому на Руси жить хорошо»

5) Какое произведение не принадлежит Некрасову:

б) «Невский проспект»

в) «Памяти Добролюбова»

6) Какую деревню не упомянули в «Прологе» поэмы «Кому на Руси жить хорошо»?

7) Кого искали мужики в поэме «Кому на Руси жить хорошо»?

8) Кто из животного мира помог мужикам в «Прологе» поэмы «Кому на Руси жить хорошо», подарил им скатерть-самобранку?

9) Кто в поэме счастьем считал «покой, богатство, честь»?

а) помещик Оболт-Оболдуев

в) Григорий Добросклонов

10) Действие «Кому на Руси жить хорошо» происходит

в) «в каком селе – угадывай»

11)Черты какого жанра использует Некрасов в «Прологе» «Кому на Руси жить…»?

12) Кто из героев «Кому на Руси жить хорошо» в прошлом был каторжником?

г) Гриша Добросклонов

13) Какова доля русской женщины, представленная в поэме «Кому на Руси…»

а) женская доля так же тяжела, как мужская

б) женская доля тяжелее мужской

в) женская доля легче мужской

г) женщина вообще никакой доли не имеет

14) Определите стихотворный размер: «Сейте разумное, доброе, вечное…»

15) Кого Некрасов называет счастливым в поэме «Кому на Руси жить хорошо»?

а) купчину толстопузого

б) Григория Добросклонова

16) Кто из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» прямо не участвует в действии?

17) Кто рассказал о себе:

а) Матрена Тимофеевна

б) Ненила Власьевна

в) княжна Переметьева

г) старуха старая, рябая, одноглазая

18) О каком персонаже идет речь?

а) проворная Орефьевна, бурмистрова кума

б) Ненила Власьевна

в) княжна Переметьева

г) Матрена Тимофеевна

19) Назовите стихотворение Н. Некрасова, посвященное Н. А. Добролюбову

20) Как называется литературное направление, возникшее в русской литературе в 30-40 годы XIX века, стремящееся объективно изобразить окружающую действительность?

1) Годы жизни Н Некрасова:

2) В жизни Некрасова

а) была ссылка на Кавказ в действующую армию

б) были испытания в Петербургском университете (вопреки воле отца), которые он не выдержал

в) было стихотворение, написанное за сутки до смерти А.С. Пушкина

г) было произведение, сожженное из-за жестокой критики

3) Некрасов учился в

а) Петербургском университете

б) Царскосельском лицее

в) Нежинской гимназии

г) Симбирском университете

4) Поэма «Кому на Руси жить хорошо» создавалась

5) Какое произведение не принадлежит Некрасову:

а) «Дворянское гнездо»

б) «Памяти Добролюбова»

6) Произведение «Кому на Руси жить хорошо»

7) Сколько мужиков встретились на «столбовой дороженьке» в поэме «Кому на Руси жить хорошо»?

8) В какой главе «Кому на Руси жить хорошо» это происходит:

9) Кого первого встретили мужики из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»?

а) купчину толстопузого

в) крестьянку, Матрену Тимофеевну

б) купец Алтынников

в) «Сельская ярмонка»

12) Какую роль в поэме «Кому на Руси жить хорошо» играет образ Якима Нагого?

а) показывает трудолюбие русского крестьянства

б) показывает роль красоты в жизни русского крестьянства

в) показывает роль юродивого в жизни русского крестьянства

г) показывает протест русского крестьянства

13) Какие черты помещичьего класса не отразились в образе Оболта-Оболдуева?

14) ) Кому адресованы строки: «Ему судьба готовила/ Путь славный, имя громкое/ Народного заступника/ Чахотку и Сибирь»

а) Григорию Добросклонову

б) Григорий Добросклонов

16) Кто рассказал о себе:

а) Матрена Тимофеевна

б) Ненила Власьевна

в) княжна Переметьева

г) старуха старая, рябая, одноглазая

17) Чья портретная характеристика?

б) Григорий Добросклонов

18) О каком персонаже идет речь?

б) Григорий Добросклонов

19) Укажите, в каком стихотворении Н.Некрасов обращается к молодому поколению со следующими словами: «Пускай нам говорит изменчивая мода, /Что тема старая – «страдания народа»/ И что поэзия забыть ее должна…»?

20) Принципы какого литературного направления определяют особенности созданной Н. Некрасовым картины мира?

1 вариант
1-г, 2-в, 3-г, 4-в, 5-б, 6-г, 7-а, 8-в, 9-б, 10-в, 11-г, 12-а, 13-б, 14-а, 15-б, 16-г, 17-а, 18-г, 19-«Памяти Добролюбова», 20-реализм
2 вариант
1-в, 2-б, 3-а, 4-г, 5-а, 6-б, 7-в, 8-а, 9-г, 10-а, 11-в, 12-б, 13-в, 14-а, 15-г, 16-а, 17-а, 18-г, 19-«Элегия», 20-реализм

Тест составила Савостьянова Т.И.

Источник

Урок-исследование поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Разделы: Литература

Предварительная подготовка занимает неделю. Учащиеся делятся на 5 групп: «географы», «историки», «филологи», «журналисты», «художники». Каждая из групп получает задание на неделю.

«Географы»: определить место действия поэмы; проверить реальность существования всех географических названий, описаний местности.

«Историки»: нарисовать ленту времени с обозначением дат и событий, упомянутых в поэме и прокомментированных исследователями; подготовить рассказ о прототипах героев поэмы и отдельных ситуациях.

«Филологи»: истолковать «незнакомые» слова поэмы; найти примеры использования фольклора в поэме; определить стихотворные размеры отдельных глав.

«Журналисты»: определить актуальность поэмы на момент написания и в настоящее время.

«Художники»: нарисовать иллюстрацию к поэме.

Вступительное слово учителя.

Работать мы будем в форме соревнования, поэтому нам необходимо жюри (возможно, учителя параллельных классов, представители администрации школы).

I. Задания командам (подготовка 10 минут)

1. Определите место действия по данному описанию

Широкая дороженька,
Березками обставлена,
Далеко протянулася,
Песчана и глуха.
По сторонам дороженьки
Идут холмы пологие
С полями, с сенокосами,
А чаще с неудобною,
Заброшенной землей;
Стоят деревни старые,
Стоят деревни новые,
У речек, у прудов:

Читайте также:  как выкладывать красивые истории в инстаграм с телефона

2. Кто является возможным прототипом Павлуши Веретенникова?

/ассоциации с известными деятелями демократического движение 1860-х гг., фольклористами и этнографами Павлом Якушкиным и Павлом Рыбниковым. В первой редакции «добрый барин» прямо назван Рыбниковым. Лебедев высказал предположение, что Некрасов воспользовался фамилией журналиста Веретенникова, известного публикациями о Нижегородской ярмарке в «Московских ведомостях»/

3. Определите лексическое значение слова «кутейник».

5. Озаглавьте иллюстрацию словами поэмы

1. Определите место действия по данному описанию

Держал Ермило мельницу

2. Кто является возможным прототипом Ермилы Гирина?

3. Определите лексическое значение слова «временнообязанные»

/Согласно «Положениям» о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, утвержденным 19 февраля 1861 г., крестьяне после отмены крепостного права обязывались нести определенные повинности в пользу своих бывших владельцев и считались «временнообязанными» до момента выкупа земли, после чего переходили в разряд «крестьян-собственников»/

4. Определите стихотворный размер

5. Озаглавьте иллюстрацию словами поэмы

1. Определите место действия по данному описанию

«Надумалась Корежина,
Наддай! наддай! наддай!»

2. Кто является возможным прототипом Гаврилы Афанасьича Оболдуева?

3. Определите лексическое значение слова «крестьяне-подрядчики»

/подрядившиеся на работы в поисках заработка, уходившие в отхожий промысел/

4. Определите стихотворный размер

Средь мира дольного
Для сердца вольного
Есть два пути

5. Озаглавьте иллюстрацию словами поэмы.

1. Определите место действия по данному описанию.

:острог в Буй-городе,
Там я учился грамоте,
Пока решили нас.

2. Кто является возможным прототипом Матрены Тимофеевны Корчагиной?

3. Определите лексическое значение слова «косуля» в строчке «По взгорью, где навалены Косули, грабли, бороны»

/соха с одним лемехом, отваливающая землю только на одну сторону/

4. Какие строки «Пролога» поэмы основаны на народных загадках про тень: «Что с земли не подымешь?», «Что глазами видеть можно, а руками взять нельзя?», «Чего не догонишь?»?

5. Озаглавьте иллюстрацию словами поэмы

1. Определите место действия по данному описанию

:А осенью
Ушел на покаяние
В Песочный монастырь.

2. Кто является возможным прототипом пана Глуховского?

/ В «Колоколе» Герцена от 1 октября 1859 года была опубликована заметка о происшествии в Смоленской губернии, сообщавшая о том, что помещик Глуховский засек своего крепостного крестьянина/

3. Определите лексическое значение слова «последыш».

4. Определите стихотворный размер

Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У бога самого!

5. Озаглавьте иллюстрацию словами поэмы

1. Определите место действия по данному описанию

/Памятник Ивану Сусанину (скульптор В.И.Демут-Малиновский) в Костроме был поставлен в 1851г. /

2. Чем и почему отличается памятник Сусанину, описанный в поэме, от своего реального прототипа?

3. Определите лексическое значение слов «луга поёмные»

4. Определите стихотворный размер

Был господин невысокого рода,
Он деревнишку на взятки купил,
Жил в ней безвыездно тридцать три года,
Вольничал, бражничал, горькую пил:

5. Озаглавьте иллюстрацию словами поэмы

1. Определите место действия по данному описанию

/Названия эти созданы по типу реально существующих. Так, в Ярославской губернии можно было встретить деревни Горелово, Погорелово, Пожарово, Гари, Горелки, более пяти Погорелок, Голодухино, Дымоглотово. В справочнике Нижегородской губернии за 1863 год указаны и описаны деревни Горелова, Заплатино, Дырино, Несытино/

2. Кто является возможным прототипом Григория Добросклонова?

3. Определите лексическое значение слова «становой»

4. Какие строки «Пролога» поэмы являются художественной переработкой народной загадки про эхо: «Живет без тела, говорит без языка, плачет без души, смеется без радости; никто его не видит, а всяк слышит»

5. Озаглавьте иллюстрацию словами поэмы

1. Определите место действия по данному описанию

Огромный дом, широкий двор,
Пруд, ивами обсаженный,
Посреди двора.
Над домом башня высится,
Балконом окруженная,
Над башней шпиль торчит

/Тарасов, автор книги «Некрасов в Карабихе», утверждает, что в этом описании Некрасов передавал свои впечатления от первого посещения Карабихи в 1861 году/

2. Кто является возможным прототипом Кудеяра-атамана?

/персонаж легенд, интерпретированный Некрасовым как народный мститель и заступник/

3. Определите лексическое значение слова «раёк»

/ящик с передвижными картинками, которые рассматривают через увеличительные стекла. Раёшник сопровождал показ картинок комическими прибаутками/

4. Определите стихотворный размер

Было двенадцать разбойников,
Был Кудеяр-атаман,
Много разбойники пролили
Крови честных христиан:

5. Озаглавьте иллюстрацию словами поэмы.

1. Каков смысл географического названия в данной строчке:

2. Кто является возможным прототипом Якова верного?

/Анатолий Федорович Кони рассказал Некрасову историю, услышанную им от старого сторожа волостного правления Николая Васильевича. История эта произошла со знакомыми Николая Васильевича/

3. Определите лексическое значение слова «хазовый» в строчке «Гнилой товар показывать с хазового конца»

/хазовый (казовый) конец ткани, вытканный особенно тщательно, оставлялся в куске сверху, напоказ/

4. Какие строки «Пролога» поэмы являются перефразировкой народной пословицы «Невеличка птичка, да ноготок остер»?

/ «И молвил: «Пташка малая, А ноготок востер:»/

5. Озаглавьте иллюстрацию словами поэмы

1. Каков смысл географического названия в данной строчке:

:В Иордань-реке купалася

/Река Иордан, протекающая близ Иерусалима, считается священной, потому что в ее водах, согласно евангельской легенде, крестился Иисус Христос/

2. Кто является возможным прототипом «аммирала-вдовца»?

/граф А.Г.Орлов-Чесменский, имевший титул генерал-адмирала и щедро награжденный Екатериной тысячами крепостных крестьян/

3. Определите лексическое значение слова «палата» в строчке «Пришел Ермило с прочими В палату на торги»

/казенная палата наряду с другими делами устраивала публичные торги, на которых вещь доставалась лицу, объявившему наивысшую сумму/

4. Определите стихотворный размер

Пули немецкие,
Пули турецкие,
Пули французские,
Палочки русские.

5. Озаглавьте иллюстрацию словами поэмы

II. Выступления «специалистов»:

— «географы» /проверка задания №1 на карточке/

Вывод: в топонимике поэмы мешаются реально существовавшие и вымышленные названия, так как Некрасов стремился показать типичность происходящего

— «историки» /проверка задания №2 на карточке/

Вывод: наличие прототипов у многих героев поэмы говорит о стремлении Некрасова к правде жизни. Но изменения конкретных жизненных фактов говорит о стремлении Некрасова к социальному обобщению

— «филологи» /проверка заданий №3 и 4 на карточке/

Вывод: Лексика поэмы отвечает стремлению Некрасова передать «дух эпохи». Целью обращения Некрасова к фольклору было создание национально-самобытного колорита

— «художники» /проверка задания №5 на карточке/

III. В.: Передал ли Некрасов «дух эпохи»? Была ли поэма актуальной на момент её создания?

/ На объявление «Манифеста» 19 февраля 1861 года крестьянство ответило небывалым по силе и массовости взрывом возмущений: в 1861 г. Бунтами было охвачено около двух тысяч имений. В целом же на протяжении 1861-65 гг. крестьянским движением было охвачено 45 губерний, т.е.96% всех губерний Европейской России. Причина народного недовольства заключалась в тяжелом положении масс, оставшихся после реформы такими же разоренными и нищими: размер земельного участка и повинности крестьян составлялись самим помещиком.

Обучение в духовных училищах и семинариях было основано на муштре и бессмысленной зубрежке, режим был очень суровым, провинившихся подвергали телесным наказаниям (см. произведения Помяловского, Писарева, Никитина). До 1869г. Существовало правило, по которому место священника передавалось окончившему семинарию претенденту только в том случае, если он женится на дочери или наследнице своего предшественника.

В 1864г. надзор за раскольниками был передан гражданским властям и их положение стало улучшаться.

Проблема народного пьянства широко обсуждалась в публицистике 1860-х гг. (см. статьи Добролюбова, Чернышевского).

В печати тех лет постоянно мелькали сообщения о крестьянских детях, съеденных свиньями

В 1874-75 гг. из-за голода и бедности попрошайничество приняло огромные размеры, превратилось в особый промысел.

В 1868 г. Комитет министров повысил тарифы на Московско-Петербургской железной дороге с 5 рублей до 7руб.50коп. для проезда пассажиров третьего класса. Поездки по железной дороге стали практически недоступны для простого народа./

IV. Является ли сейчас эта поэма актуальной?

V. Итоги работы. Награждение победителей.

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector