стихотворная организация сказки о царе салтане

Анализ «Сказки о царе Салтане»

TSar SaltanКто из нас в детстве не зачитывался изумительными певучими сказками А.С. Пушкина. Одна из них – «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Сказка была написана в 1831 году и через год появилась в публичной печати.

В письме брату, в ноябре 1824 года Пушкин писал:

«…Вечером слушаю сказки — и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

Делая анализ «Сказки о царе Салтане», мы видим, что она написана в жанре литературной сказки, так как у нее есть автор. К жанровым особенностям сказки можно отнести следующие.

Сказка начинается тем, что три юные девушки сидели в светелке, и, занимаясь прядением, мечтали, как мечтают все девушки, о прекрасном принце. В мечтах девушки высказали свои способности. Но так случилось, что их беседу подслушал царь. Увидев младшую, говорившую, что она родила бы ему сына, он выбрал ее себе в жены, а двух других сестер забрал во дворец. Одну – в качестве ткачихи, а другую – поварихой. Эта часть повествования в композиции служит зачином.

Те девушки, которые не стали женами царя, страшно завидовали сестре и решили ее оговорить. После свадьбы царь сразу уехал на войну. А молодая царица вынашивала царевича. И когда наступило время рождения младенца, сестры и еще одна их сообщница – сватья баба Бабариха, оговорили молодую царицу, написав ему, что родила она «неведому зверушку». Они дважды подменяли письма. И в результате бояре во дворце получили приказ, написанный завистливыми сообщницами, бросить царицу с младенцем в море. В этой части сказки основа конфликта, знаменующая собой зло.

Далее следует волшебство. Судьба берегла молодую царицу. Силой материнской молитвы их выбросило на остров. Младенец рос не по дням, а по часам и наконец, он смог выдавить днище из бочки, в которой их бросили.

Лебедь сдержала свое слово. Она подарила ему небольшое княжество с монастырями, церквями, и подчиненными, удивительную белку, которая грызла орехи с золотой скорлупой и изумрудными ядрами, и заставила служить князю своих братьев.

А потом и сама вышла замуж за князя Гвидона.

Завистливые сестрицы надеялись, каждая в глубине души, что царь обратит на одну из них внимание, и поэтому препятствовали стремлению царя Салтана навестить чудо-остров. Но когда купцы рассказали о прекрасной царевне Лебеди, а тем более, передали приглашение князя Гвидона и упрек в том, что царь не держит свое слово, он решил больше никого не слушать и распорядился снаряжать корабли чтобы отправиться в путешествие. На удивительном острове он встретился со своей женой царицей и сыном. На радостях он простил завистниц, отпустив их домой. Так добро победило зло, и справедливость восторжествовала.

С композицией сказки произведение роднит трехкратно повторение сюжета, характерное для народных сказок. Пушкин в создании произведения использовал живописный народный язык. И постарался избежать заимствований. Он гордился, тем, что в произведении использовал только одно заимствованное слово – флот.

В произведении присутствуют сказочные герои (Царевна-Лебедь, Черномор, чародей скрывавшийся под обликом коршуна). Из народной традиции заимствовано название острова – Буян. Язык стихов насыщен эпитетами (в синем, горькая, тугой лук, зеленый).

Произведение написано четырехстопным хореем, и таким образом, ритмика максимально приближена к народной. Рифмовка парная.

С годами сказки Пушкина (в том числе – о царе Салтане) не утратили своей актуальности. По ним ставят театрализованные постановки, снимаются мультфильмы, их с удовольствием читают взрослые и дети.

Источник

«Сказка о царе Салтане». Детали

Н аверное, многие современные дети считают сказку Александра Сергеевича немодной, но обязательной частью школьной программы по литературе, предпочитая Пушкину уличный речитатив. Уверены, полезнее начинать знакомство с поэзией с четырехстопного хорея.

Михайловское

535024.average

Здесь Пушкин со слов своей няни Арины Родионовны записал несколько сказочных сюжетов. Один из них и стал основой «Сказки о царе Салтане…».

«…Вечером слушаю сказки — и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» — писал Александр Сергеевич брату Льву в ноябре 1824 года.

Стихотворный размер

«Сказка о царе Салтане» написана четырехстопным хореем с парной рифмовкой — так подражали народной поэзии в те времена. Александр Сергеевич первым ввел в русский литературный язык живой народный говор, поэтически воплотив сказания русской древности.

125854.average

125858.average

Число три

563042.average

Для русских сказок это число сакральное — три брата, богатыря, три желания, три испытания, три дня и три ночи и так далее.
Пушкин использовал в своей сказке эту «триальную систему».

Остров Буян

Это название заимствовано Александром Сергеевичем из народной традиции. Так именовали высокое место, холм, бугор, а также возвышенное место для богослужения. В северно-русских говорах Буян также связан с водой, морем.

Буква Ф

520662.average

В русском языке большинство слов с буквой Ф — заимствованные. Александр Сергеевич гордился тем, что в «Сказке…» лишь в одном слове («флот») использовал букву Ф.

Опера Римского-Корсакова

К столетию со дня рождения поэта Николай Римский-Корсаков написал оперу «Сказка о царе Салтане». Либреттист Владимир Бельский внес лишь незначительные изменения в сюжет: царство Салтана стало Тмутараканью, царица — Милитрисой, чудный город на острове Буяне — Леденцом. А среди персонажей появились Старый дед и Скоморох.

Михаил Врубель выступил художником-постановщиком премьерного показа оперы «Сказка о царе Салтане», который состоялся 3 ноября 1900 года на сцене московской частной оперы — Товарищества Солодовниковского театра. Очарованный сказкой, музыкой и образом героини, в 1900 году Врубель пишет «Царевну Лебедь». Сейчас «Царевна Лебедь» в коллекции Государственной Третьяковской галереи.

Источник

Тайная идея сказки о царе Салтане

Тайные намёки А.С.Пушкина в «Сказке о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Анализ названия сказки.

В сказках Пушкина имена героев, на которых надо обратить особое внимание, перечисляются в названиях. В рассматриваемой сказке важные герои:
— Салтан,
— Гвидон Салтанович,
-Лебедь.
Даны пояснения к образам героев:
Салтан – царь,
Гвидон Салтанович – сын царя, славный и могучий богатырь,
Лебедь – царевна, прекрасна.
Больше всего в названии говорится о Гвидоне. Во-первых, его родство с царём дважды упомянуто: отчеством (Салтанович) и прямым текстом («Сказка….о сыне его…»). Во-вторых, титулы Гвидона отсутствуют в отличие от титулов других героев. В- третьих, он «славный и могучий богатырь». Из этого можно сделать вывод, что Гвидон главный носитель тайных намеков. Титул отца противопоставлен богатырству сына. Вокруг этого противопоставления сосредоточен тайный смысл сказки.

Рассмотрим имена персонажей.

Слово Гвидон – имеет европейские корни. Оно либо от еврейского гидеон (воин), либо от германского гвидо («обширный»), либо слово происходит от итальянского guidare, что переводится, как править, управлять. Таким образом, имя Гвидон обозначает «военный обширный правитель». Говоря иначе, Гвидон военный правитель, опирающийся на обширные массы народа. Гвидон в сказке олицетворяет передовой западный образ правления того времени.

Лебедь считается древнерусским символом чистой любви и совершенства. В русском фольклоре говорится о мудрых волшебных девах, которые плавают в водах белыми лебедями.

Важную роль в сказке играет имя острова. Остров Буян в русских поверьях представляется местом, откуда берут свое начало жизненные и творческие силы.Остров связан с заговорами, в них он выступает как “центр мира” (на нем дуб о четырех ветвях, на нем камень алатырь, который посреди моря лежит, на нем голова самого Адама)1
«На море, на Океане, на острове Буяне
стоит бел горюч камень Алатырь,
под тем камнем сокрыта сила могучая
и силе той нет конца…».
«Остров-Буян, где живет Стратим-птица, всем птицам мать,
Индрик-зверь, всем зверям отец,
Кит-рыба, всем рыбам мать, да инорокая змея Гарафена (Скоропея).
На зеленом кусте сидит пчелиная матка, всем маткам старшая,
и ворон, всем воронам старший брат.
Там Дуб мокрецкий да Алатырь камень».

Образы главных героев.

Образ царя Салтана противоречивый.
Царь подслушивает чужие разговоры.
«Во всё время разговора
Он стоял позадь забора;»

Царь в гневе мог поступить безрассудно.
«Как услышал царь-отец,
Что донес ему гонец,
В гневе начал он чудесить
И гонца хотел повесить;»

Любая царская воля выполнялась беспрекословно.
«Делать нечего: бояре,
Потужив о государе
И царице молодой,
В спальню к ней пришли толпой.
Объявили царску волю —
Ей и сыну злую долю,
………………………….

Читайте также:  малефисента история темной феи серена валентино

Царь заботливый, любящий.
«Ей наказывал себя
Поберечь, его любя.»

Царь не женился снова, грустил по царице и сыну.
«Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце
С грустной думой на лице;».

Интересует царя жизнь за морем и чудеса. Узнав о Гвидоне, царь Салтан загорается желанием погостить у князя, но подчиняется давлению родни и не едет.

«Молвит он: «Коль жив я буду,
Чудный остров навещу,
У Гвидона погощу».
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Не хотят его пустить
Чудный остров навестить.»
Только после четвертого приглашения царь Салтан собирается в дорогу.
«Но Салтан им не внимает
И как раз их унимает:
«Что я? царь или дитя? —
Говорит он не шутя: —
Нынче ж еду!» — Тут он топнул,
Вышел вон и дверью хлопнул.»
При встрече с женой царя Салтана охватила буря чувств. Только сейчас он узнаёт всю правду.
«Царь глядит — и узнает.
В нем взыграло ретивое!
«Что я вижу? что такое?
Как!» — и дух в нем занялся.
Царь слезами залился,
Обнимает он царицу,
И сынка, и молодицу,»….
Царь милосерден, узнав правду, не отдал виновных под суд.
«Царь для радости такой
Отпустил всех трех домой.»
В образ Салтана А. С. Пушкин формулирует мысль, что царь обычный человек со своими достоинствами и недостатками. Нельзя государству зависеть от воли одного человека каким бы хорошим он не был.

Мы знаем из названия сказки что Гвидон – «могучий и славный богатырь».
Богатырь это:
— Воин, отличающийся необычайной силой, мужеством, удалью, защитник Родины.
— Рослый, физически сильный человек.
Подвиг Гвидона как война это победа над Коршуном.
Рослость Гвидона видна из его рождения:
«Сына бог им дал в аршин».
Силу Гвидона мы можем оценить по его делам.
«Сын на ножки поднялся,
В дно головкой уперся,
Понатужился немножко:
«Как бы здесь на двор окошко
Нам проделать?» — молвил он,
Вышиб дно и вышел вон.»
……………………………..
«Ломит он у дуба сук
И в тугой сгибает лук,»
Сын Салтана обладает ведичекскими волшебными способностями. Его слушается волна. Он может расти не по дням, а по часам, когда это требуется.
«И растет ребенок там
Не по дням, а по часам».
Когда царица с приплодом вышли из бочки волшебный рост ребёнка закончился.
Он может через море перелететь комаром, мухой, шмелём. Самостоятельно возвращает себе человеческое обличие в своём уделе. Он благороден. Спасает Лебедь от Коршуна вместо того, чтобы добыть «дичину» на ужин.
В сцене знакомства царевича и лебеди явный намёк на тайный смысл. Лебель обещает:
«Не тужи, что за меня
Есть не будешь ты три дня»
Царица с сыном заснули без ужина после долгого голодания в бочке, хотя царевич мог сделать новую стрелу и добыть что-нибудь на ужин. Они добровольно принимают дополнительный трёхдневный пост.
«Улетела лебедь-птица,
А царевич и царица,
Целый день проведши так,
Лечь решились на тощак».
Ночь прошла.
«Вот открыл царевич очи;
Отрясая грезы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.
Он скорей царицу будит;
Та как ахнет. «То ли будет? —
Говорит он, — вижу я:
Лебедь тешится моя».
Царицу с сыном никто в городе три дня не кормил по велению Лебедя? Или три дня они спали? Или город появился на третий день? Зачем автор говорит о трёхдневном посте героев? Наверно, Пушкин дает понять читателю, что начинается новая жизнь изгнанников в славе Божьей, для приготовления к которой необходим дополнительный суровый пост.
Сына Салтана народ выбрал правителем на острове Буяне и нарек Гвидоном. Свободные выборы правителя подчёркивает имя «Гвидон», европейские корни которого намекают на «обширного правителя» – правителя, опирающегося на обширные массы народа

«Все их громко величают
И царевича венчают
Княжей шапкой, и главой
Возглашают над собой;
И среди своей столицы,
С разрешения царицы,
В тот же день стал княжить он
И нарекся: князь Гвидон.»
Князь любит отца, не смотря на то, что с ними сделали по его-де указу.

«Грусть-тоска меня съедает,
Одолела молодца:
Видеть я б хотел отца».

При всём своём благородстве князь став насекомым калечит своих тёток.
«…комар-то злится, злится—
И впился комар как раз
Тетке прямо в правый глаз»

«Гвидон-то злится, злится.
Зажужжал он и как раз
Тетке сел на левый глаз,
И ткачиха побледнела:
«Ай!» и тут же окривела;»
Зачем Гвидону хочется заполучить чудеса, о которых говорят родственники? Чтобы привлечь внимание царя Салтана и укрепить его в желании посетить остров. Не это главное. Князь заботится о процветании своего государства. Чудеса позволяют ему построить рай на острове.
Белка снабжает княжество золотом и изумрудами.
«Слуги белку стерегут,
Служат ей прислугой разной—
И приставлен дьяк приказный
Строгий счет орехам весть;
Отдает ей войско честь;
Из скорлупок льют монету,
Да пускают в ход по свету;
Девки сыплют изумруд
В кладовые, да под спуд;
Все в том острове богаты,
Изоб нет, везде палаты;»
Откуда белка берет золотые орехи? Надо полагать с ели, под которой она сидит. На ели орехи не растут. Можно предположить, что под елью понимается кедр. На кедре растут орехи, которые можно сравнить с золотыми по их ценности. Может это намек на богатства Сибири?
Второе чудо. У Гвидона есть войско, которое белке честь отдает:
«Отдает ей войско честь»;
есть пушки ( «пушки с пристани палят»), но князю надо 33 богатыря с дядькой Черномором. Имя дядьки прямо указывает на важность Черного моря для безопасности России. Волшебная сила Черномора вместе с божественной силой богатырей, которых 33 что намекает на их связь с Иисусом, делают остров Буян абсолютно безопасным и источником могучей русской силы. Подчеркивается, что богатыри Божьей силой только охраняют государство и не нападают на другие земли.

«Старый дядька Черномор
С ними из моря выходит
И попарно их выводит,
Чтобы остров тот хранить
И дозором обходить —
И той стражи нет надежней,
Ни храбрее, ни прилежней.»
Последнее чудо. Царевна Лебедь завершает создание гармоничного княжества, в котором все прекрасно. Все богаты, полная безопасность, мудрая выборная власть, заботящаяся о процветании всех. Идеальное государство.

Имя царевны многое объясняет. Краткие намёки в её описании усиливают и поднимают на новую высоту образ царевны.
Царевна – оборотень.
«Тут она, взмахнув крылами,
Полетела над волнами
И на берег с высоты
Опустилася в кусты,
Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась:»

Царевна из божественного рода. 33 богатыря её родные братья.
«Эти витязи морские
Мне ведь братья все родные.»
Интересен внешний вид царевны.
«Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,»
Речь идёт о нимбе ауры царевны. Мощность её нимба превышает нимбы святых.
«Месяц под косой блестит»
Месяц в древнерусских верованиях представлялся как образ смерти, образ загробного мира. Коли этот символ блестел под косой царевны, то она была тесно связана с загробным миром. Могла призывать на помощь умерших.
«А во лбу звезда горит.»
Звезда во лбу – это третий глаз. Черта божеств. Третий глаз позволяет им видеть прошлое и будущее, быть вездесущими, знать и видеть все, что творится в любом уголке мироздания. С помощью третьего глаза бог созидания Вишну, грезящий на водах, проницает завесы времен, а бог разрушения Шива, выбрасывая из третьего глаза потоки мистической силы, способен испепелять целые миры. Изображение «третьего глаза» на лбу божеств часто можно увидеть в росписях и на скульптурах индуистских и буддийских храмов, а обычай ставить пятнышко между бровями индийских женщин, а в религиозных ритуалах и всем принимающим в нем участие, восходит именно к этой традиции.
Возникает вопрос. Почему богиня, обладающая безграничными силами и защищаемая 33 братьями богатырями, могла стать жертвой коршуна, который всего на всего чародей? Царевна использовала коршуна – чародея, чтобы познакомиться с сыном Салтана в выгодных для Гвидона обстоятельствах. Дабы её дальнейшая помощь была оправдана чувством благодарности.
О ясновиденье царевны так же свидетельствует то, что лебедь уже ждала князя у берега, когда ему она была необходима.
«К морю князь — а лебедь там
Уж гуляет по волнам»
Царевна Лебедь – языческая богиня.
Бабариха языческая ведунья. Они тесно связаны. Язычество объединяет их и обуславливает их взаимосвязь и взаимопомощь в сотворении идеального государства – рая на земле на основе русского языческого духа в сочетании с европейским свободомыслием того времени.

Читайте также:  нозияи кароматулло биография семья и муж

Кто мог себе позволить обобрать государево гонца, напоить его так, что он забыл царский приказ. Это или одно из главных лиц государства и или с помощью волшебства.
«А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Обобрать его велят;
Допьяна гонца поят
И в суму его пустую
Суют грамоту другую».

Обращает на себя внимание наименование товаров, которыми купцы торговали:
1 купцы –
«Торговали соболями,
Чернобурыми лисами;»
2 купцы –
«Торговали мы конями,
Всё донскими жеребцами,»
3 купцы –
«Торговали мы булатом,
Чистым серебром и златом,»
4 купцы –
«Торговали мы недаром
Неуказанным товаром;»
С каждым разом ценность товара возрастает. Следовательно «неуказанный товар» дороже булата, чистого серебра и злата. При этом он «неуказанный» то есть запрещённый к ввозу и провозимый контрабандой. Получается товар это западное свободомыслие.
Сопоставляя образы царя Салтана, князя Гвидона, сватьей бабы Бабарихи, можно сделать следующие выводы:
1. Язычество (Бабариха) почитается востоком и православным миром (царём Салтаном)
2. Язычество помогает сотворить идеальное государство на стыке востока и запада князю Гвидону.
3. Салтан (восток) и Гвидон (запад) противопоставляются друг другу в вопросе организации власти. Царь Салтан самодержец. Гвидон выбранный на должность князя богатырь.
4. Салтан и Гвидон садятся в конце сказки за пир. Старая форма правления видит преимущества новой формы власти и добровольно готова к переменам.
Все волшебные силы на стороне новой формы власти – царевна Лебедь, Бабариха.

Источник

Особенности «Сказки о царе Салтане…» А.С.Пушкина как отражение явлений русской культуры

Особенности «Сказки о царе Салтане…» А.С.Пушкина как отражение явлений русской культуры

МОУ СОШ №1 р.п.Колышлей им. А.С.Пушкина

Пензенская обл., р.п.Колышлей

Технологическая карта урока

Урок родной русской литературы

Учитель: Реброва Оксана Александровна

Цель для ученика, или предметный результат

Показать, как в «Сказке о царе Салтане… А.С.Пушкина отражаются явления русской культуры и как эти явления проявляются через особенности сказки.

Создание условий для постижения детьми особенностей произведения как выражения явлений русской культуры

УУД, или метапредметные результаты:

Регулятивные: учиться ставить перед собой учебную задачу, находить способы решения, делать выводы, оценивать свою деятельность; учиться работать в группе и в паре.

Коммуникативные: учиться слушать, слышать и понимать учителя, одноклассников, авторов музыкальных произведений и кино; доказывать свою точку зрения, правильно выражая свои мысли.

Личностные: воспитание ценностного отношения к русской литературе как хранителю историко-культурного опыта русского народа, включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и приобщение к его культурному наследию.

Познавательные: формирование познавательного интереса к родной русской литературе; усвоение информации, переданной в виде видеофильма, умение использовать знаково-символические средства

Мотивация познавательной деятельности

Сказки А.С.Пушкина мы знаем с самого раннего детства, любим их. Сегодня на уроке мы обратимся к первой сказке, которую создал А.С.Пушкин, соревнуясь в творчестве со своим учителем В.А.Жуковским. Это «Сказка о царе Салтане…», литературная сказка. Интересен тот факт, что изначально сказки А.С.Пушкин писал не для детей, а для взрослых. Хотите знать почему? Тогда надо «окунуться» в художественный мир этой удивительной сказки

Применяю приём активного слушания. Ребята включаются в работу.

Актуализация познавательной деятельности. Проверка домашнего задания

Работа с сюжетом сказки. Дома вы прочитали сказку и определили её основные события, выписав ключевые слова. Проверяем домашнее задание, восстанавливаем цепь событий сказки

Как вы думаете, сколько сюжетов народных сказок соединил писатель в своей сказке? Сюжет об оклеветанной жене, которая впоследствии обретает счастье, сюжет о чудесной деве. А.С.Пушкин придумывает сам сюжет о чудесном острове Буяне, который создала царевна Лебедь в награду за своё спасение для Гвидона. Это особенность сюжета

Царевна Лебедь подарила Гвидону город, белку, 33 богатыря, её братья, стали дозором город обходить. Гвидон женился на царевне. Встречи с корабельщиками. Приезжает царь Салтан к Гвидону. Обман раскрыт. Завистницы прощены. Радость.

Работа с заголовком

Назовите полное название сказки о царе Салтане

В чём особенность названия сказки? Для сравнения предлагаю названия произведений древнерусской литературы: «Поучение Владимира Мономаха», «Житие Александра Невского», «Сказка о Бове королевиче», «Сказание о Мамаевом побоище». Прошу вспомнить названия русских народных сказок («Царевна-лягушка», «Баба-яга», «Заячья избушка» и др.)

Сравните названия и определите особенности названия сказки А.С.Пушкина.

— Что таким названием хотел подчеркнуть писатель?

«Сказка о царе Салта́не, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидо́не Салта́новиче и о прекрасной царевне Лебеди» А.С.Пушкина

В названии сказки А.С.Пушкина определены жанр, главные герои и дана их характеристика. Этим сказка Пушкина схожа с названиями древнерусских произведений. Это особенность названия сказки

Связь его сказки с духом Древней Руси

Учитель просит ребят вспомнить определение сказки научное и образное.

Задание: соберите из отдельных слов определение сказки.

Вспомните, «сказкино выражение» о себе, о сказке.

На основании определений расскажите об особенностях жанра сказки, вспомните, какие бывают сказки.

— Название сказки А.С.Пушкина входит в противоречие с какой особенностью жанра?

Приём «Конструктор терминов»

Сказки – произведения занимательного повествовательного жанра, в основе которых лежат вымышленные события и герои, действуют волшебные силы.

(Данное определение ребята складывают из отдельных слов)

Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок

Пушкин утверждает, что его сказка не ложь, в ней «русский дух», в ней «Русью пахнет»

Определение темы и постановка целей урока

Сформулируйте цель, вставив в формулировку пропущенные ключевые слова « Раскрыть, как в … А.С.Пушкина отражаются явления русской … и как эти явления проявляются через … сказки»

Сформулируйте тему урока, продолжив фразу « Особенности «Сказки о царе Салтане…» А.С.Пушкина как отражение …»

Ребята формулируют тему и цель урока

Анализ образной системы художественного произведения. Главные герои

А сейчас наша задача – найти особенности образов сказки

Даётся информация на слайдах о происхождении названий.

Слайд 2 «И нарекся князь Гвидон «. 1. др-германское (Gwidon) «лесной, живущий в лесу; широкоплечий» 2. от итальянского guidare «править, водить, управлять » Пушкин не мог не обратить внимания на значения имен. Остров Гвидона лежит не просто западнее царства Салтана; чтобы вернуться домой, гостям следует проплыть «мимо острова Буяна». Остров Буян связан не столько с народной сказкой, сколько с заговорами, в них он выступает как «центр мира». Мимо этого острова регулярно курсируют купеческие корабли, остров этот они посещают на обратном пути, возвращаясь из еще более западных стран, и каждый раз докладывают царю Салтану, что «за морем житье не худо». «Центр» делит мир на две части: Запад и Восток.

Слайд 3 Лебедь поэтический образ прекрасной девы из русского фольклора, которая возникает из глубины морских вод и белоснежной морской пены. На удивительной картине Михаила Александровича Врубеля «Царевна Лебедь» предстаёт перед нами в туманном, белокрылом одеянии утренней Царицы Зари-Зоряницы (см. славянские мифы), величаво выплывающей из тьмы ночи, или сияющей вечерней Царицы, уходящей в ночную тьму и бросающей свой прощальный взгляд, полный грусти и доброты. В прекрасном образе юной Девы воплощён символ русской девичьей красоты, величия и таинственной прелести русских сказочных красавиц. [1]

На какой образ из русских народных сказок похож образ царевны Лебеди? Что общего между этими образами? Посмотрите внимательно на картину и составьте ассоциативный ряд к образу царевны Лебедь

К слову, в скандинавской мифологии существуют лебединые девы — валькирии, владеющие способностью принимать вид лебедей.

Групповая работа (3 группы). Текстовая стратегия «Тонкие и толстые вопросы»

Ученики делятся на 3 группы и каждая группа работает с информацией одного слайда: придумывают вопросы к тексту для ребят других групп.

Парная работа (3 пары) Перевести словесный текст слайда в графический (схема, рисунок, кластер и т.д.)

После групповой и парной работы смотрим, могут ли графические тексты дать ответ на вопросы ребят. Удачные графические тексты переносим в тетради.

Учитель может задать вопрос:

— Что хотел сказать писатель, наделив такими именами своих главных героев?

(восточное и западное имена отца и сына показывают, как противоположны они в сказке и как трудно этим противоположностям встретиться. Почти невозможно. Но в сказке происходят чудеса, и противоположности притягиваются. Имена Салтан и Гвидон в сказке Александра Сергеевича Пушкина – только его собственная фантазия!)

t1617731248ab

Просмотр картины А.Врубеля «Царевна Лебедь»

Царевна Лебедь – Василиса Премудрая. Умение оборачиваться в лебедя.

Царевна Лебедь – Василиса Премудрая, Василиса Прекрасная, русская красавица и т.д.

А кто ещё в сказке мог оборачиваться в животных?

Царь Гвидон оборачивался трижды в комара, муху и шмеля, чтобы с острова Буяна попасть «в царство славного Салтана»

Анализ музыкального отрывка

Н.А.Римский-Корсаков «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане».

Задание к прослушиванию: представьте, что вы снимаете фильм по данной сказке. Вообразите, что происходит в вашей сказке под эту музыку.

Читайте также:  русь ведическая в прошлом и в будущем

После прослушивания спрашиваю, к какому эпизоду из сказки подойдет данная музыка. Говорю, что это знаменитый «Полёт шмеля» из оперы Римского-Корсакова.

Затем включаю отрывок из фильма «Сказка о царе Салтане» режиссёра А.Л.Птушко киноконцерна «Мосфильм»

Ребята слушают музыку и представляют, что под нее происходит в сказке.

Затем просматриваем фильм и сравниваем своё видение с режиссерским. Делимся впечатлениями

Анализ образной системы. Второстепенные герои

Кроме главных, заглавных героев, в сказке еще много интересных образов, на которые хочется обратить ваше внимание. Кто-то из них является помощниками героев, а кто-то – вредителями. Это следование канонам традиционной русской народной сказки. Назовите «вредителей».

Почему Бабариху называют сватьей. Кто такая сватья?

Работа с текстом. Приём «Конспект»

Прочитайте внимательно текст и вставьте пропущенные слова в текст-конспект.

Аналитическая беседа с опорой на текст

«Вредители» – ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха

Работа с этимологическим словарём В.И Даля

Бабръ м. сиб. Зверь, равняющийся по лютости и силе льву; тигр, царский тигр.

— Как вы думаете, кто такие 33 богатыря? Почему именно 33? Какие ассоциации с числом 33?

— Вспомните пролог поэмы «Руслан и Людмила» «У лукоморья…» Кем там является Черномор? А в этой сказке? Почему А.С.Пушкин показывает этот образ противоречивым? (Образ Черномора – это авторский образ, навеянный, с одной стороны, сказочным старичком Сам с ноготок, голова по локоток из русской народной сказки, с другой стороны, в славянских мифах есть Белобог и Чернобог, олицетворяющих добро и зло. Нельзя пренебрегать и ассоциацией с Чёрным морем.

Белка в сказке – фантазия писателя.)

Есть в сказке образы корабельщиков. Как вы думаете, кем они являются в сказке и есть ли подобные образы в русских народных сказках?

«Помощники» – 33 богатыря и дядька Черномор, белка.

Ребята высказывают свои предположения по поводу происхождения слова «Черномор», опираясь на читательский опыт.

Индивидуальная работа со словарём.

Корабельщик – 1. Владелец корабля, моряк устар. 2. То же, что кораблестроитель разг.

Корабельщики в сказке играют роль вестников, они передают информацию, торгуя товаром.

Включение в систему знаний и умений новых знаний

Итак, что вы можете сказать об особенностях образной системы сказки? Какие образы использует А.С.Пушкин?

Очень много образов, придуманных самим А.С.Пушкиным, но они возникли под влиянием образов, в первую очередь, русских народных сказок, во-вторых, славянских мифов, в-третьих, западной литературы и мифологии

А сейчас подведем итоги урока. Какую мы ставили цель? Достигли мы цели?

Каковы особенности «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина?

Почему сказку А.С.Пушкина можно назвать сказкой для взрослых?

Ребята подводят итог урока.

«Особенности «Сказки о царе Салтане…»»

Вспоминают, какие особенности сказки были выделены в ходе урока: особенности названия, сюжета, жанра, образов

Назовите тот момент урока, когда, на ваш взгляд, было эмоционально; когда было познавательно; когда было удивительно

Что вам больше всего запомнилось на уроке?

Эпизод «Царица с сыном выбираются из бочки». Начинается со слов «В синем небе звезды блещут…» до слов «Вышиб дно и вышел вон».

Что помогло царице с сыном выбраться на волю из бочки?

Прочитайте обращение царицы к волне. В каких еще произведениях есть обращение человека к силам природы?

Что значит природа для русского человека? Как он к ней относится?

Задание: ответить на вопросы, отрывок наизусть по желанию

Родная русская литература. 5 класс: учеб. Пособие для общеобразоват. организаций/ [О.М.Александрова и др.]. – М.: Просвещение, 2021

А.С.Пушкин Сказки. – М.: Детская литература, 1986

С.И.Ожегов Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1990

В.И.Даль Толковый словарь живого великорусского языка в 4т. Т.1. – М.: Русский язык, 1989

Урок родной русской литературы « Особенности «Сказки о царе Салтане…» А.С.Пушкина как отражение явлений русской культуры» был проведён в 5 классе. Следует отметить, что предмет «Родная русская литература» является новым предметом, программа и учебник к которому появился лишь в этом учебном году. Содержание курса «Родная литература (русская)» направлено на удовлетворение потребности школьников в изучении русской литературы как особого, эстетического, средства познания русской национальной культуры и самореализации в ней. Творчество А.С.Пушкина, в частности сказки, является богатейшим материалом для учащихся 5-6 классов, на основе которого учитель может организовать работу по погружению в русскую национальную культуру.

Цель урока: показа ть, как в «Сказке о царе Салтане… А.С.Пушкина отражаются явления русской культуры и как эти явления проявляются через особенности сказки.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Формы организации урока: групповая, парная, фронтальная

Методы: анализ, синтез, наблюдение над языковыми фактами, сравнение, эвристический метод

Автор-разработчик: Реброва Оксана Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №1 р.п.Колышлей им.А.С.Пушкина

УУД, или метапредметные результаты:

Регулятивные: учиться ставить перед собой учебную задачу, находить способы решения, делать выводы, оценивать свою деятельность; учиться работать в группе и в паре.

Коммуникативные: учиться слушать, слышать и понимать учителя, одноклассников, авторов музыкальных произведений и кино; доказывать свою точку зрения, правильно выражая свои мысли.

Личностные: воспитание ценностного отношения к русской литературе как хранителю историко-культурного опыта русского народа, включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и приобщение к его культурному наследию.

Познавательные: формирование познавательного интереса к родной русской литературе; усвоение информации, переданной в виде видеофильма, формирование умения использовать знаково-символические средства

УМК: Родная русская литература. 5 класс: учеб. Пособие для общеобразоват. организаций/ [О.М.Александрова и др.]. – М.: Просвещение, 2021

На этапе «Мотивация познавательной деятельности» применяю прием интриги: сообщаю ребятам интересный факт, что помогает мне завладеть вниманием ребят и настроить их на работу.

На этапе « Актуализация познавательной деятельности. Проверка домашнего задания» использую приём «Выпиши ключевые слова», который быстро и эффективно помогает вспомнить содержание сказки. После проверки домашнего задания работаем с заголовком текста. Здесь использую сравнительный метод. Для этого предлагаю ребятам сравнить названия древнерусских произведений и русских народных сказок. Через сравнение мы приходим к нужному нам выводу: выделяем особенность сказки, которая отражена в заглавии произведения. Далее работаем с жанром. Определить особенность жанра нам помогает приём «Конструктор терминов».

На этапе «Определение темы и цели урока» ребята вставляют пропущенные ключевые слова в название темы и формулировку цели. Такая форма работы эффективна в 5 классе, так как навык определения темы и цели только формируется у детей, тем более данный предмет детям еще не совсем привычен.

Этап « Анализ образной системы художественного произведения. Главные герои». На этом этапе использую групповую и парную работу одновременно. Использую стратегию «Тонкие и толстые вопросы» для групповой работы и приём «Кластер» для парной работы. Это позволяет эффективно совместить работу на развитие умения составлять вопросы по тексту и умение переводить словесную информацию в графическую. Данная работа стимулирует глубокое осмысление текста. В ходе работы с текстами знакомлю ребят со знаменитой картиной А.Врубеля «Царевна Лебедь», работа над которой помогает развивать эстетический вкус, образное и ассоциативное мышление. Знакомство с произведениями разнообразных видов искусства помогает влиять на разные чувства учащихся, а это является условием крепких знаний. Далее знакомимся с музыкальным отрывком Н.А.Римского-Корсакова «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане». Это развивает музыкальный слух, ассоциативное мышление, фантазию учеников и знакомит их с сокровищницей русской культуры, что важно на данном уроке.

На этапе « Включение в систему знаний и умений новых знаний» использую прием «Кластер», ключевая фраза которого «Особенности «Сказки о царе Салтане…»» Данный прием помогает подвести итог урока, свести всю информацию воедино. Ребята соглашаются с тем фактом, что данная сказка писалась А.С.Пушкиным для взрослых, ведь так много в ней особенностей, отличающих её от традиционной детской сказки.

На этапе «Рефлексия» прошу назвать тот момент урока, когда было эмоционально; когда было познавательно; когда было удивительно. В результате рефлексивного анализа мы приходим к выводу, что цель урока достигнута.

Домашнее задание: Эпизод «Царица с сыном выбираются из бочки». Начинается со слов «В синем небе звезды блещут…» до слов «Вышиб дно и вышел вон».

Что помогло царице с сыном выбраться на волю из бочки?

Прочитайте обращение царицы к волне. В каких еще произведениях есть обращение человека к силам природы?

Что значит природа для русского человека? Как он к ней относится?

Задание: ответить на вопросы, отрывок наизусть по желанию

Домашнее задание ориентировано на указание особенности русских текстов: взаимосвязи природы и человека, на одушевление природы, что является важной чертой русской литературы.

Ценность данного урока в том, что в результате работы на уроке ребята погружались в стихию русского мышления, русского языка, русского духовного мира.

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector