стихотворения поэт история создания стихотворения

Содержание

Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Поэт» по плану

1. История создания

Стихотворение «Поэт» было написано в продолжение «Смерти поэта», уже в новом, следующем за годом смерти Пушкина, 1838 году. Читатели познакомились с произведением в 1839 году, в журнале «Отечественные записки».

Лермонтов побывал в кавказской ссылке, но не сломался, а, скорее, закалился духом, окончательно утвердился в своих убеждениях относительно особого предназначения поэта.

2. Литературное направление

Стихотворение «Поэт» относится к романтическому направлению. Исключительная роль отдельной личности (поэта как проводника смыслов) противопоставлена участи других людей.

3. Род

Произведение «Поэт» — образец гражданской лирики. Также его можно отнести к философской лирике.

4. Жанр

Данное произведение тяготеет к жанру элегии, но, как это нередко бывает у Лермонтова, в лирический текст вкрадывается сатира.

5. Проблематика

Поэт касается проблемы духовных ценностей и особой роли поэта, выполняющего миссию их транслятора.

6. Тематика

Основная тема произведения – поэт и поэзия, сила художественного слова.

7. Идея

Идея произведения состоит в том, что редкий дар поэзии потерял свою изначальную чистоту в глазах людей.

Стихи невозможно разменять на деньги или почести, и потому для многих поэзия стала пустым звуком.

8. Пафос

Пафос стихотворения – горечь и вопрошание. Поэта печалит человеческая любовь лишь к тому, что блестит, утрата истинных ценностей.

Он с печалью спрашивает, настанет ли время, когда новый певец вынет из ножен клинок, «покрытый ржавчиной презренья», и в полную силу заговорит с миром на действительно важные темы.

9. Система образов

Однако при всей своей красоте, кинжал бездействует. Он не участвует в битвах за правду и красоту, бездействует, не приносит пользы.

Наконец, Лермонтов сравнивает с кинжалом самого поэта, душа которого скрывается от внешних потрясений и перестаёт отзываться на потребности современников. Из-за этого люди теряют уважение к звучащему слову, забывают о духовных ценностях.

10. Центральные персонажи

Поэт – центральный персонаж стихотворения. Его дар сравнивается с кинжалом, прекрасным, но бесполезным.

Автор напоминает, какой мощью может обладать слово в умелых устах. Оно звучит, «как колокол на башне вечевой».

Лермонтова угнетает тот факт, что поэзия перестаёт играть ту исключительную роль, которую она имела во времена Пушкина.

11. Лирический герой

Лирический герой в стихотворении присутствует. Он заявляет о себе в первой строфе, рассказывая читателю о собственном кинжале, искусном оружии старинных мастеров, хранящем память о великих битвах. На эту деталь указывает местоимение «мой» (кинжал).

Далее предметом изображения становятся мысли лирического героя. Он больше не говорит о себе, но с глубоким трепетом произносит от первого лица слова о значимости поэта и поэзии.

12. Сюжет

Первая часть стихотворения представляет собой подробное описание отделки кинжала, его истории и назначения.

Во второй части автор обращается к поэту. Он не имеет в виду конкретного литератора, и говорит, скорее, о самом себе, своих современниках – всех тех, на кого выпала эта миссия после смерти Пушкина.

Лермонтов пытается разбудить в поэте желание действовать, творить высокие образцы искусства, не прислушиваясь к мелочным требованиям житейских обстоятельств. Он называет поэта-современника «осмеянным пророком» и спрашивает, намерен ли он проснуться от временного забытья.

13. Композиция

Композиция произведения – линейная, двучастная. Развитие сюжета происходит от частного к общему.

В первом четверостишии присутствует завязка – поэт сообщает о кинжале, который он внимательно рассматривает.

Следующая часть (со второго по шестое четверостишие) соответствует развитию действия (в данном случае – описания).

В седьмом четверостишии сюжет выходит на новый уровень. Автор переносит аналогию на поэта: «Не так ли ты, поэт. ».

Кульминация и развязка сосредоточены в конце произведения: в 10-11 строфах.

14. Художественные особенности

Язык стихотворения насыщен прилагательными, что помогает поэту добиться наглядности в изображении.

Лексический состав стихотворения демонстрирует преобладание книжной лексики, что продолжает трагический настрой стихотворения «Смерть поэта», выполненного в той же стилистике.

Синтаксис произведения отличается обилием вопросительных и восклицательных предложений, наличием обращений и других средств, выражающих интонацию побуждения.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано неравностопным ямбом (чередуются строки из шести и четырёх стоп). Такой «зазор» в ритмическом рисунке помогает удерживать внимание на каждой детали текста, акцентирует особо значимые моменты.

Читайте также:  квадратные деньги на руси

Используется перекрёстный способ рифмовки (АБАБ).

11 строф стихотворения представляют собой классические катрены.

16. Средства художественной выразительности

В стихотворении используются следующие тропы:

Когда же Лермонтов обращается к поэту, на смену шипящим приходят соноры, речь звучит более плавно, лениво. Этот контраст подчёркивает изменившееся положение поэта: прежде он действовал, теперь – спит.

Ассонансы с «о», «и», «у» усиливают напряжённость звучания, передают драматизм действия.

17. Значение произведения

Стихотворение «Поэт» – не обычное размышление на тему поэзии. Это творческий манифест Лермонтова, его личное видение образа поэта, взгляд на проблему его предназначения.

Поэт, по Лермонтову, должен быть решительным, мужественным, активным. Его голос не должен затихать в пору бурь и потрясений.

18. Актуальность

Стихотворение не потеряло своей актуальности. Сегодня удручающая ситуация с поэзией только усугубилась. Поэзия ушла уже не на вторые роли, а далеко за пределы сцены, в подполье, стала уделом немногих. Мы почти не знаем поэтов-современников, не слышим тех, кто мог бы подать голос, объединяющий поколения и трезво рассуждающий о проблемах сегодняшнего дня.

Роль глашатаев взяли на себя блогеры и рок-певцы. Они тоже работают со словом, но относятся к нему совсем не так, как во времена Пушкина и Лермонтова. Мало кто помнит о чистоте душевного движения, которая должна сопутствовать созданию текста, от этого люди перестают читать стихи и прислушиваться к голосам поэтов.

19. Моё отношение

20. Чему учит

Стихотворение «Поэт» учит бережности в отношении слов, которые мы произносим или пишем. Древняя сила, скрытая в каждом слове, очень велика. Нельзя забывать об этом, и тогда драгоценный кинжал сослужит нам добрую службу.

Источник

Стихотворение и анализ «Поэт»

Пока не требует поэта

К священной жертве Аполлон,

В заботах суетного света

Он малодушно погружен;

Молчит его святая лира;

Душа вкушает хладный сон,

И меж детей ничтожных мира,

Быть может, всех ничтожней он.

Но лишь божественный глагол

До слуха чуткого коснется,

Душа поэта встрепенется,

Как пробудившийся орел.

Тоскует он в забавах мира,

Людской чуждается молвы,

К ногам народного кумира

Не клонит гордой головы;

Бежит он, дикий и суровый,

И звуков и смятенья полн,

На берега пустынных волн,

В широкошумные дубровы.

Краткое содержание

%D0%BF%D0%BE%D1%8D%D1%82

А. Бузовкин. Пушкин в Михайловском. 1937

Произведение делится на две части. В первой части мы видим жизнеописание творца, поэта-лирика. Он вынужден жить в обстановке обыденности, не получая никакой возможности для творческого вдохновения, импульса. Ему тягостно без творчества: поэта мучает множество житейских проблем. Он мечтает о романтике и свободе.

Во второй части произведения мы видим уже случившееся обновление, которое смог совершить поэт. Душа его пробудилась от сна, обретя безграничные возможности для проявления поэтического таланта, мудрости и благородства. Поэт рвётся в самую высь, его личность вознеслась над человеческой толпой и обыденностью. Теперь поэт занят своим призванием. Его можно сравнить с орлом, свободно парящим в небе. Теперь поэт стал сильной птицей, способной на многое!

История создания

В первой половине 1827 г. поэт находился в Москве. Насыщенная светская жизнь не позволяла ему сосредоточиться на творчестве. Лишь, только начиная со второй половины года, когда Пушкин покинул шумную Москву и уехал в Михайловское, творческая муза вернулась к нему. Именно два этих события поэт запечатлел в данном стихотворении. Написав, он тут же отослал произведение в «Московский вестник», где его напечатали в том же году.

Жанр, направление, размер

Данное произведение относится к жанру лирического стихотворения с элементами философской лирики. В центре повествования – мысли и чувства лирического героя. Поэт касается таких важных тем, как: место поэта в обществе, его предназначение.

Стихотворение можно отнести к литературному направлению «романтизм». В нём присутствуют такие черты романтизма, как: исключительность главного героя, наличие нетипичных обстоятельств.

Стихотворный размер – любимый Пушкиным пятистопный ямб. Рифмовка перекрёстная, а в первых четырёх строках второй строфы – кольцевая.

Композиция

Произведение включает в себя две строфы. С композиционной точки зрения оно разделяется на две семантических части:

Образы и символы

В произведении представлены следующие образы, позволяющие донести до читателей основную идею:

Темы и настроение

Основная идея

Основная мысль произведения – любая творческая личность, наделённая от рождения талантом, обладает особым даром, выделяющим её среди обывателей. В момент творчества поэту становятся чужды все людские забавы и кумиры. У него существует определённая миссия, которой он посвящает всё своё время. Каждый творец самостоятельно определяет для себя данную миссию. Смысл сказанного Пушкиным заключается в том, что любое творческое начало способно преобразить личность, возвысив её над остальными людьми. Но, к сожалению, ценой такого возвышения является одиночество.

Средства выразительности

В произведении Пушкин для воплощения своей идеи использует разнообразную палитру тропов, а именно:

Источник

Стихотворение и анализ «Поэт»

Тебе знаком ли сын богов,

Любимец муз и вдохновенья?

Узнал ли б меж земных сынов

Ты речь его, его движенья?

Не вспыльчив он, и строгий ум

Читайте также:  fallout настольная игра персонажи

Не блещет в шумном разговоре,

Но ясный луч высоких дум

Невольно светит в ясном взоре.

Пусть вкруг него, в чаду утех,

Бушует ветреная младость,

Безумный крик, нескромный смех

И необузданная радость:

Всё чуждо, дико для него,

На всё спокойно он взирает,

Лишь редко что-то с уст его

Улыбку беглую срывает.

Его богиня — простота,

И тихий гений размышленья

Ему поставил от рожденья

Печать молчанья на уста.

Его мечты, его желанья,

Его боязни, упованья —

Всё тайна в нем, всё в нем молчит:

В душе заботливо хранит

Он неразгаданные чувства…

Когда ж внезапно что-нибудь

Взволнует огненную грудь —

Душа, без страха, без искусства,

Готова вылиться в речах

И блещет в пламенных очах…

И снова тих он, и стыдливый

К земле он опускает взор,

Как будто слышит он укор

За невозвратные порывы.

О, если встретишь ты его

С раздумьем на челе суровом —

Пройди без шума близ него,

Не нарушай холодным словом

Его священных, тихих снов;

Взгляни с слезой благоговенья

И молви: это сын богов,

Любимец муз и вдохновенья.

Краткое содержание

Философские взгляды Дмитрия Веневитинова нашли свое отражение в его творчестве и обозначили в нем самые главные темы. Прежде всего, молодого литератора волновали проблемы высокой роли поэзии, взаимоотношения человека и природы, загадки мироздания. В его работах часто прослеживается положение о богоизбранности поэта и его исключительной миссии. Эти воззрения воплотились во многих его произведениях, в том числе и в анализируемом стихотворении.

%D0%BF%D0%BE%D1%8D%D1%82

П. Соколов. Портрет Д.В. Веневитинова. 1827

В начале повествования Веневитинов обращается к читателю: как среди «земных сынов» распознать поэта? Этим вопросом он подчеркивает, что стихотворец априори не может быть похожим на обычного человека. Далее следует словесное описание, которое, по сути, является автопортретом самого автора. «Не вспыльчив он», «его богиня – простота» – в этих выражениях заключается смысл, что поэт не вступает в пустые споры, его гений – это тихое размышление, но не поиск сиюминутной популярности. Даже в юные годы он не склонен к «необузданной радости». Если что-то и вызывает у него улыбку – это его собственные мысли, запрятанные в глубинах подсознания. В конце текста поэт снова обращается к читателю: «О, если встретишь ты его… взгляни с слезой благоговенья и молви: это сын богов, любимец муз и вдохновенья».

Анализ

История создания

Стихотворение было написано в конце 1826 года, за несколько месяцев до безвременной кончины поэта. На тот момент Веневитинову был двадцать один год, и он только что переехал в Петербург. Здесь его ожидала хорошая карьера в департаменте при Министерстве иностранных дел. Но, как и любой молодой и талантливый человек, он мучительно искал свое призвание и нашел его в служении литературе. Веневитинов оставил после себя чуть меньше пятидесяти произведений, последние из которых были посвящены роли поэта и поэзии.

Персонажи и образы

Центральным персонажем является образ поэта, художественно спроецированный с самого автора. Он представлен в виде «любимца муз и вдохновенья», для которого «безумный крик, нескромный смех и необузданная радость» – чуждые его высокому положению вещи. Он погружен в безмолвное спокойствие и равнодушно взирает на окружающую толпу. Далее автор подчеркивает, что, несмотря на такое положение, поэту близки те же ценности и чувства, которые свойственны обычным людям. Но в конце произведения он снова возвеличивает этот образ, сравнивая его с сыном богов.

Композиция

Стихотворение представляет собой сплошной текст, не разбитый на строфы. Композиция его кольцевая, на это указывает начало и конец произведения. В финале читатель получает ответ на заданный ему в начале произведения вопрос.

По жанру это философское лирическое стихотворение на тему о высокой роли поэта в обществе.

Размер и средства художественной выразительности

Произведение написано ямбом. Текст содержит три вида рифм: параллельную (ААВВ), перекрестную (АВАВ) и кольцевую (АВВА).

Сама тема предполагает использование возвышенной, торжественной лексики, что хорошо видно на примере данного текста. Стихотворение содержит эпитеты: «челе суровом», «ветреная младость», «безумный крик», «строгий ум» и двойную метафору: «ясный луч, взор».

Проблематика и основная идея произведения

Философская лирика Дмитрия Веневитинова пронизана страстным желанием познания тайн человеческого бытия и мира в целом. На протяжении всей своей яркой и короткой жизни поэт пытался постичь эти истины. Особый смысл он видел в предназначении поэта, и эта тема стала определяющей в его творчестве.

Стихотворение «Поэт» – это тихое и немного грустное раздумье самого автора о смысле жизни. Его сердце, переполненное страданием и мучительными вопросами, остается открытым для людей. Поэтому произведение не оставляет после себя ощущения безнадежности. На все вопросы всегда находятся правильные ответы, и в этом смысле тема этого стихотворения актуальна по сегодняшний день.

Источник

Анализ стихотворения «Поэт» (А.С. Пушкин)

Над местом поэта в обществе задумывается каждый, кто однажды взялся за перо. Многие творческие личности по-разному видели своё предназначение. Например, Николай Некрасов считал, что муза должна напоминать людям о том, что «бедствует народ»(стихотворение «Элегия»). А вот А.С. Пушкин затронул тему собственного предназначения в стихотворении «Поэт».

Читайте также:  зверев министр финансов ссср биография

История создания

А. С. Пушкин написал стихотворение «Поэт» в 1827 году. Первую половину этого года он провёл в Москве, часто посещал светские мероприятия, что мешало ему сконцентрироваться на создании шедевров.

После шумного города поэт отправляется в приют спокойствия и умиротворения — в Михайловское (куда годом ранее был отправлен в ссылку). Именно отсюда А.С. Пушкин отправляет в редакцию журнала «Московские ведомости» стихотворение «Поэт»(произведение сразу же было опубликовано).

Жанр, направление, размер

В начале XIX века расцветало такое литературное направление, как романтизм. Для него характерны такие черты, как исключительность главного героя, нетипичные обстоятельства. Многие произведения Пушкина написаны в русле романтизма, стихотворение «Поэт» — одно из них.

Жанр — лирическое стихотворение. В центре произведения находятся чувства и мысли лирического героя. Стихотворение «Поэт» можно отнести к философской лирике. А.С.Пушкин затрагивает важные темы: место поэта в обществе, предназначение творческой личности.

Стихотворение написано любимым размером поэта: ямбом (пятистопный), рифма — перекрёстная, а в первых четырёх строках второй строфы — кольцевая.

Композиция

Стихотворение состоит из двух строф, композиционно также делится на две смысловые части.

Образы и символы

Темы и проблемы

Тематика и проблематика текста весьма многогранны.

Основная идея

Главная мысль стихотворения А.С.Пушкина «Поэт» заключена в том, что такая творческая личность обладает особенным даром, с помощью которого выделяется среди обывателей. Когда поэт творит, ему становятся чужды людские забавы, он не приемлет кумиров. У поэта есть всегда определённая миссия, которой он готов посвящать все своё время, всю свою жизнь. Каждый творец самостоятельно определяет эту задачу.

Смысл посыла Пушкина заключается в том, что творчество преображает личность и возвышает ее, но ценою этого взлета является одиночество.

Средства выразительности

В стихотворении А.С.Пушкина «Поэт» можно выделить несколько особо важных тропов:

Источник

Анализ стихотворения «Поэт» Лермонтова

analiz stihotvoreniya poet lermontova 49062

Всего получено оценок: 62.

Всего получено оценок: 62.

В стихотворении “Поэт” («Отделкой золотой блистает мой кин­жал…») М. Ю. Лермонтов поднимает тему роли поэта в обществе, проводя параллель между образами поэта и кинжала, размышляет о состоянии поэзии в послепушкинский период. На уроках литературы в 9 классе пригодится полный и краткий анализ “Поэт” по плану.

kuchmina nadegda 100

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Поэт.

История создания – написано в 1838 году. Поэт продолжает тему предназначения поэта, гибель Пушкина всё ещё сказывается на его творчестве.

Тема – тема поэта и поэзии, гражданская лирика.

Композиция – Стихотворение делится на две структурные части: повествование о кинжале и обращение к поэту. Состоит из 11 строф.

Жанр – элегия с чертами сатиры.

Стихотворный размер – четырёх- и шестистопный ямб.

Метафоры – “наследье бранного востока”, “покрытый ржавчиной презренья”.

Эпитетытаинственный закал”, “надёжный клинок”, “бесславная игрушка”, “хладный труп”, “могучие слова”, “изнеженный век”, “ветхая краса”, “осмеянный пророк”.

Синекдоха – “воспламенял бойца для битвы”, “не так ли ты, поэт, своё утратил назначенье”.

Сравнение“стих, как божий дух…, как колокол…”, игрушкой золотой (кинжал) он блещет на стене”, “Как ветхая краса, наш ветхий мир привык морщины прятать под румяны”, “звук(стихи)… как чаша для пиров, как фимиам в часы молитвы”.

История создания

Он продолжал отстаивать свои взгляды, боролся за свободу слова, искал вдохновение и смысл жизни. Он продолжает верить, что дар поэта не случаен, он дан не для забавы, а чтобы влиять на судьбы и события. Его тяготят запреты, преследования и рамки.

В эпоху, которая выпала на долю поэта, мастер слова вынужден повиноваться цензуре, его талант покрывается “ржавчиной”, становится бессмысленным. Возвращаясь в прошлое, поэт продолжает традиции романтизма, его повествование напоминает историческую новеллу, легенду. Во второй части стихотворения – сугубо философской – автор размышляет о предназначении поэта, о том, что богатство и золото затмило истинный путь мастера слова.

Композиция

Лирический герой дерзко и правдиво делится своими мыслями об эпохе, жизни, предназначении поэта и нравах общества. Заканчивается стихотворение восклицанием и вопросом: “ Проснёшься ль ты опять, осмеянный пророк!

Произведение относится к жанру элегии, об этом говорит ритм, общий настрой, тематика, возвращение в прошлое, грусть и глубокий философский смысл. Черты сатиры также прослеживаются в смысловой сфере стихотворения. Оно написано четырёх- и шестистопным ямбом с перекрёстной рифмовкой. Это одно из лучших произведений поэта, относящихся к гражданской лирике. Все четыре стиха последней строфы содержат сильнейший эмоциональный накал, содержащий главную мысль стихотворения.

Средства выразительности

В произведении много эпитетов (“ таинственный закал”, “надёжный клинок”, “бесславная игрушка”, “хладный труп”, “могучие слова”, “изнеженный век”, “ветхая краса”, “осмеянный пророк” ), которые помогают создать исторический колорит, эмоциональную образность событий, описываемых автором.

По сути всё стихотворение является развёрнутым сравнением поэта и кинжала. Очень красивое и тонкое сравнение стихов, которые были написаны в прошлом, вдохновляли на подвиги, они нужны были людям, “как чаша для пиров, как фимиам в часы молитвы”.

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector