«Стертая личность» — драма про насильственное перевоспитание гомосексуала
В российский прокат 21 марта выходит новый фильм австралийского актера и режиссера Джоэла Эдгертона «Стертая личность». Картина рассказывает реальную историю молодого человека, которого пытались отучить от гомосексуальности в специальном заведении. Нина Цыркун нашла ленту Эдгертона весомым и убедительным высказыванием о том, как вредно перемалывать естество.
Оригинальное название фильма Джоэла Эдгертона Boy Erased констатирует факт С английского дословно — «Мальчик стерт» (примечание редактора). Наше прокатное «Стертая личность» этот факт интерпретирует, акцентируя тему расчеловечивания путем принудительного приведения молодого человека к навязываемой обществом норме.
Режиссер написал сценарий по горячим следам — в 2015 году вышла автобиографическая книга Гаррарда Конли, в которой он обнародовал тяжелый опыт «лечения», курса репаративной терапии, нацеленной на уничтожение склонности к тому, что у нас называют нетрадиционной сексуальностью. По-другому эта терапия называется конверсионной. Она заставляет вспомнить о том, как в наших краях развитую военную промышленность переводили на мирные рельсы и в результате на заводах вместо танков и бронемашин стали выпускать кастрюли и сковородки. При всей разномасштабности явлений речь в обоих случаях идет об одном: перемалывании естественно сложившегося пути развития, принудительного превращения чего-то или кого-то в нечто социально общеприемлемое. Что, конечно, не может пройти безболезненно, но еще и вызывает вопрос об осмысленности.
В фильме имена реальных людей изменены; главного героя зовут Джаред Имонс (Лукас Хеджес), но он, как и сам Конли, остался сыном священника-фундаменталиста, так что мотив, касающийся роли церкви во всей этой истории, звучит как доминирующая тема. Отец — воплощение авторитета по всем статьям, которому не могут не подчиниться ни сын, ни жена. Джаред — послушный сын, и он изо всех сил старается вести себя так, как полагается подростку его пола, возраста и круга: играет в баскетбол, дружит с девочкой и яростно пытается побороть в себе греховные умышления, швыряя камень в рекламный постер с полуобнаженным красавцем. Джаред без всяких принуждений делает трудное для себя признание родителям: его не интересуют девушки. У отца нет сомнений в богопротивности этого импульса, и все же, только испросив совета у «более умных» друзей-коллег, он решается отправить студента-филолога Джареда, читающего сомнительные книжки Оскара Уайльда и Владимира Набокова, в поддерживаемую церковью закрытую лечебницу тюремного типа под ханжеским названием «Действенная любовь». Там Джареда под строжайшим надзором будут учить любить свою принадлежность к мужскому полу, а фильм начинает превращаться в настоящий триллер.
Параллельно с ребятами здесь перевоспитывают и девочек, причем не менее суровыми способами: достаточно неосторожного взгляда на соседку в спортзале, чтобы подвергнуть одну из них унизительному остракизму; культивирование взаимного презрения — один из методов «Действенной любви». В этих стенах нельзя пользоваться телефоном, без сопровождения охранника заходить в туалет, сидеть на стуле, заложив ногу за ногу.
Джоэл Эдгертон рассказал о работе над фильмом «Стертая личность»
В российский прокат выходит фильм Джоэла Эдгертона «Стертая личность». Он основан на автобиографической книге Гаррарда Конли, сына баптистского священника, которого в 2004 году его родители отправили лечиться от гомосексуализма в центр конверсионной терапии «Любовь в действии». Главные роли исполнили Рассел Кроу, Николь Кидман и Лукас Хеджес. Сам Джоэл Эдгертон сыграл руководителя центра.
Мы поговорили с актером и режиссером о том, что побудило его снять этот фильм, как проходила подготовка к съемкам, а также о том, какой реакции он ожидает от зрителей.
После премьеры «Стертой личности» в Торонто вы сказали, что еще четыре года назад и помыслить не могли о том, чтобы снять подобное кино. Что же изменилось за это время?
Вы встречались с родителями Гаррарда перед тем, как приступить к съемкам?
Он вообще видел фильм?
Джоэл Эдгертон: Я думаю, изначально он думал примерно так: ну, книга Гаррарда не то чтобы стала большим хитом, наверное, и фильм будет довольно скромным. И когда Кроу и Кидман согласились сыграть его и его жену, это стало для него неожиданностью. Он понял, что теперь он сам и его убеждения окажутся достоянием куда более широкой аудитории, чем он раньше мог думать.
Насколько важно было для вас придерживаться текста книги?
Джоэл Эдгертон: Я старался насколько мог придерживаться текста и истории этой семьи. Я твердо решил, что не буду никого очернять или делать из кого-то злодея. Одним из самых неожиданных открытий для меня было то, что родители Гаррарда отправили его в это место не из ненависти, а только лишь потому что любили его. Изначально у меня было предубеждение, что они злые люди и плохие родители, но оказалось, это совсем не так. Они искренне хотели помочь своему сыну, полагая, что это должно быть как с героиновой зависимостью: нужно просто отправить его в клинику, а потом забрать оттуда домой, и он снова вернется к нормальной здоровой жизни.
Самая ужасная вещь, которую вы узнали, когда искали материал для съемки?
Джоэл Эдгертон: Самая ужасная вещь, вызывающая отвращение на физическом уровне, присутствует в фильме, это фальшивые похороны. Там есть сцена, где одного из «пациентов» центра «Любовь в действии» заживо «хоронят». На церемонию приглашают родителей и друзей, притаскивают специально гроб и произносят речи о том, что гомосексуализм приводит к смерти. Такое действительно практиковалось.
Какой реакции вы ожидаете от своего фильма?
Каково вам было работать с двумя земляками, Расселом Кроу и Николь Кидман?
Все отзывы о фильме Стертая личность
Рецензия «Афиши» на фильм
Старшеклассник Джаред (Лукас Хеджес) живет по сценарию, расписанному его родителями и их окружением на целую жизнь вперед. Подрабатывает в автосалоне у отца-пастора (раздобревший Расселл Кроу), ходит к нему же на воскресные службы в церкви, встречается с правильной одноклассницей и не замечает тоски своей еще более правильной мамы. Ее играет Николь Кидман, изуродованная париком, — но по сравнению с недавним «Временем возмездия» в нем она все равно выглядит очень достойно, как настоящая голливудская блондинка на грани нервного срыва.
Бойкот Джаредом предначертанного пути начинается с нерешительного расставания с подружкой, а продолжается страшным инцидентом в колледже. Все приводит к тому, что и сам парень, и его родители осознают: Джаред — гей. Вызвав знакомых священников (их визит снят, как начало фильма про экзорцизм), отец мальчика решает, что тот должен пройти курс «реабилитационной терапии». И мать покорно отвозит сына в странное заведение, похожее разом и на казарму, и на психушку, и на штаб-квартиру религиозной секты. Там самопровозглашенный терапевт (Джоэл Эджертон, он же — постановщик фильма) будет доказывать юношам и девушкам, что их сексуальная ориентация — излечимая болезнь. А юноши и девушки будут по мере сил сопротивляться — вплоть до титров, из которых мы узнаем, что в Америке до сих пор функционируют сотни подобных учреждений.
«Стертая личность» — красивый и благородный фильм, но еще в момент осенней премьеры в Торонто он казался гонцом, опоздавшим с важным известием. Потому что ровно тот же сюжет (без сомнения, золотую жилу) в прошлом январе открыл для мира фильм «Неправильное воспитание Кэмерон Пост» — победитель «Сандэнса-2018». В нем в аналогичную клинику отправлялась застуканная с одноклассницей героиня Хлои Грейс Морец. В напарники ей попадала куда более харизматичная, чем почти все подростки из «Стертой личности», актриса Саша Лейн — чудо-девушка из «Американской милашки». А выбор местом и временем действия сельской жизни начала 90-х сближал тот фильм с «Беспечным ездоком». И это было сильным козырем — ведь тягаться с такими историями, как «Пролетая над гнездом кукушки» и «Прерванная жизнь», новому поколению кинематографистов не по силам. А «Беспечный ездок» был для фильма не соперником, а духовным наставником, щедро поделившимся своим волшебством.
И вот с опозданием в восемь месяцев на фестиваль в Торонто прибыл опоздавший фильм Эджертона. Это печальное обстоятельство не делает фильм плохим или жалким — но делает его необязательным для тех, кто смотрит кино взахлеб и начинает догадываться, что от просмотра чего‑то можно отказаться. Для всех остальных «Стертая личность» — всесторонне хороший фильм. В отличие от многих актеров, экспериментирующих с режиссурой, Джоэл Эджертон не делает ставку лишь на первоклассных исполнителей, эмоциональный саундтрек и внятный сюжет (здесь мы передаем привет Джоне Хиллу). Всего этого было бы достаточно, и все это в «Стертой личности» есть, но Эджертон идет дальше — и незаметно рвет мир своей истории на две части с помощью маленьких, но красивых метафор. Самая простая из них — то, что отец управляет дилерским центром «форда», а сын в итоге покупает себе «тойоту». Антитеза получается и изящной, и бронебойно понятной. И таких противопоставлений в фильме очень много, поэтому смотреть его хочется с широко открытыми глазами (до этого Эджертон снял такой же изящный триллер «Подарок». — Прим. ред.)
К тому же, в отличие от «Кэмерон Пост», это по-настоящему семейная драма — и та работа, которая идет внутри героев Расселла Кроу и Николь Кидман, здесь так же заметна, как и преображение центрального персонажа. Новозеландец и австралийка трудятся, пожалуй, не на износ, но с полным пониманием возложенной на них задачи. Это гуманистическая миссия, поэтому и их игра предельно человечна, — так что упрекнуть их в прицеле на «Оскар» могут лишь циники. Камео канадцев Ксавье Долана и Теодора Пеллерена не врежутся в память, но многое сделают для того, чтобы настроение фильма — меланхоличное и растерянное — оставалось таким все два часа его хронометража. А короткая, но сверхэмоциональная партия Джо Элвина (британца, сыгравшего в «Фаворитке») станет той вспышкой, которая переквалифицирует «Стертую личность» в неоднозначное кино.
Наконец, фильм точно увлечет тех, кому интересен феномен Лукаса Хеджеса, — обманчиво невзрачного и якобы неэмоционального актера, добившегося к 22 годам номинации на «Оскар» и сыгравшего едва ли не во всех главных инди-хитах последних лет. Это и «Милый мальчик» по сценарию Шайи ЛаБафа, и «Середина 90-х» Джоны Хилла, и магический «Вернуть Бена», и «Три билборда на границе Эббинга, Миссури», и «Леди Берд», и «Манчестер у моря». Разгадывать тайну этого актера даже интереснее, чем смотреть фильм, но у нас пока нет никаких умных мыслей насчет того, какой такой новый архетип в американском кино вдруг занял Хеджес со своим амплуа, опередив всех своих молодых коллег и сыграв в семи громких фильмах за два года. Присоединяйтесь к поиску ответа.
«Стертая личность». Натуралам сложно понять толерантных американцев.
Фильм «Стертая личность» в прокате с 21.03.2019 г.
Фильм автобиографический, снят по книге Гаррарда Конли.
Автор и сейчас в здравии, женат/замужем, проживает в США, борется за права геев.
Главные роли исполнили звезды Н. Кидман (мать), Р. Кроу (отец), Л. Хеджес (сын). Это основные персонажи фильма.
Перед просмотром меня заинтриговало название: «Стертая личность», возникла почему-то ассоциация с «Без лица».
Как же я ошибалась!
Действие фильма происходит в американской глубинке, 18- летний сын пастора Джаред понимает, что он гей.
Естественно, для родителей новость является громом среди ясного неба, и они отправляют парня в лагерь, где с подобными бедолагами проводят тренинги, и всячески пытаются настроить на нормальный образ жизни.
Девиз психолога, работающим с пациентами лагеря:
Притворяйся, пока сам не поверишь!
Методы исправления достаточно жесткие в моральном плане, каждый, попавший в лагерь обязан в присутствии всей чесной компании поведать о своих грехах и пристрастиях.
Здесь будут рассказы о связях девочка-девочка, мальчик-мальчик и даже о связи с ребенком.
В лагере существует определенный режим и правила, но это не тюрьма, все посетители часто бывают дома и общаются с родителями, хотя многие находятся на грани нервного срыва.
Рассел Кроу в роли отца- пастора, взрослого состоявшегося человека, для которого устоявшийся образ жизни важнее всего.
Николь Кидман в роли послушной жены, во всем поддерживающей мужа, но и очень любящей матери, готовой на все ради сына.
Лукас Хеджес в роли Джареда. несмотря на то, что парню 18 лет, его постоянно называют ребенком, а ведет себя согласно ориентации, как девочка: постоянно держится за мамину юбку, звонит и плачет, жалуется на всех.
Большую часть фильма 90% занимают тренинги и бесконечные уговоры главного героя мамой.
Мне сложно понять «несчастных геев», которых в лагере расселяют в комнаты парами (мальчик+мальчик), и надеются при этом, что ориентация станет традиционной.
В фильме будет несколько сцен, которые видеть было неприятно.
Совершенно пустой фильм, который не вызвал никаких эмоций, кроме разочарования.
Даже звездный актерский состав его «не вытянул».
Предположу, что «Стертая личность» предусмотрена для толерантной публики, я как ни старалась, не смогла найти ни одного положительного момента в нем.
Пыталась понять, оправдать, пожалеть главного героя- не вышло.
Зачем к нам привозят «такое» и пропагандируют гомосексуализм?
Не рекомендую тратить на этот бред деньги, и тем более два часа Вашего времени, которое дороже денег.
Рецензия на фильм «Стёртая личность»
На этой неделе вышел фильм Джоэла Эдгертона о религиозных методах перевоспитания гомосексуалов с Лукасом Хеджесом и Расселом Кроу в главных ролях. Кирилл Горячок рассказывает о достоинствах и недостатках картины.
Подросток Джаред (Лукас Хеджес) родился в очень набожной семье. Его отец (Рассел Кроу) уважаемый пастор и к мальчику всегда было особое отношение. Всю жизнь он хотел быть идеальным: учился на одни «пятерки», ставил спортивные рекорды, писал рассказы и был хорошим другом. Но со временем его начали обуревать странные чувства по отношению к мальчикам, а вот девочки, наоборот, совсем перестали интересовать. Чувствуя, что с ним что-то не так, стыдясь своих тайных желаний, Джаред поведал о своих грехах отцу с матерью (Николь Кидман). Те в срочном порядке отправляют сына в специальный пансион, напоминающий концлагерь, где мальчику помогут излечиться от гомосексуальности. Джаред поначалу очень хочет измениться, возводит мольбы Господу, но вскоре понимает, что руководителю центра (Джоэл Эдгертон) самому требуется лечение, а любить мальчиков – вполне естественно.
Сюжет «Стертой личности» основан на книге Джареда Конли, пережившего множественные сеансы конверсивной терапии. В США эта гремучая смесь учения Фрейда и странной интерпретации библейских текстов до сих пор имеет большое распространение в особо религиозных штатах. Конли на себе познал, насколько невежественны пасторы и христианские психологи и решил поведать миру о том, что геем быть нормально, а лечить от тяги к однополой любви так же вредно, как учить левшей писать правой рукой. Экранизировать биографию Конли взялся Джоэл Эдгертон, он же и сыграл истеричного пастора, придумавшего свою конверсивную программу.
Хотя «Стертая личность» и бьет по лбу своим незамысловатым месседжем и односторонностью, жутко интересно наблюдать за внутренней жизнью религиозного центра, напоминающею что-то среднее между психбольницей и сектой. В стенах заведения необходимо избегать физических контактов с другими пациентами, все разговоры подслушиваются, нельзя без сопровождения ходить в туалет. На спортивных тренировках «больных» учат крепко жать руку, стоять с прямой спиной и привыкать выглядеть как мужчина. На сеансах публичной терапии «духовный лидер» выпытывает у грешников подробности их интимных контактов, а особо непокорных обливают святой водой и бьют Библией по голове. Персонал лечебницы получился очень фактурным, начиная от простых охранников, гораздо больше напоминающих гомосексуалов, чем обычные пациенты, и заканчивая местным военруком, которого сыграл рок-музыкант Фли. Татуированный и бритый «сапог» очень любит сопровождать мальчиков в уборную и обзывать их там плохими гомофобными словами.
Впрочем, основной конфликт «Стертой личности» состоит не в столкновении Джареда с невежественными священниками и узколобыми фанатиками, а в его борьбе с самим собой. Актер Лукас Хеджес, уже съевший собаку на ролях сложных подростков, очень органично передает смятение своего искренне религиозного персонажа, который изо всех сил пытается понять, что с ним происходит, и переживает, что расстраивает родителей. Рассел Кроу очень хорошо изобразил фигуру строгого отца, уверенного, что через страдания и аскетизм можно вывести из мальчика греховные помыслы. Не последняя роль досталась и матери, в исполнении Николь Кидман, на вид совсем простодушной домохозяйки, живущей по домострою. Впрочем, именно она спасет сына в сложный момент, когда поймет, куда отдала любимое чадо по совету мужа.
По степени обличения невежества и нравов религиозных общин в США, «Стертая личность», конечно, не дотягивает до «В центре внимания». Здесь не хватает и хорошей режиссуры, многие сцены поставлены откровенно слабо и наивно, в частности, когда Джаред кричит на рекламу духов с изображением горячего обнаженного парня. Накал страстей между пациентами и персоналом пансиона тоже далек от «Пролетая над гнездом кукушки». Однако актерские работы и достоверность событий заставляют закрыть глаза на условности жанров «трудная биография» и «гей-драма». У Эдгертона получилось, как минимум, заставить говорить об описываемой проблеме, избегая жести, «чернухи» и открытых заявлений. Но в реальности же все, наверняка, куда более жутко.