стеклоделие в древней руси

Стеклоделие в древней руси

backglasscontentglassforward

Стеклоделие

Рецептура и технология стеклоделия остались прежними. Древнерусские стеклянные изделия в зависимости от назначения делали из стекол разного состава. На изготовление стеклянной посуды и оконного стекла шло калиево-кальциевое кремнеземное стекло слабо окрашенное или цветное, но очень редко.

Для производства браслетов, бус, перстней и подобных изделий использовали калиево-свинцово-кремнеземное стекло; широко применяли и окраску стеклянных вещей в разные цвета минеральными красителями ( См. М. А. Безбородое. Стеклоделие в древней Руси. Минск, Изд-во АН БССР, 1956, стр. 157.).

Массовый спектральный анализ браслетов, бус и перстней второй половины XIII и XIV вв. показал, что для их изготовления, как и раньше, применяли калиево-свинцово-кремнеземное стекло ( См. Ю. Л. Щапова. Стеклянные изделия древнего Новгорода. МИА, № 117, стр. 104.).

В состав шихты калиево-свинцово-кремнеземного стекла входили песок, окись свинца (сурик) и поташ. Судя по анализам стекла, щелочи в него вводили не золой, а поташом. Металлический свинец перед составлением шихты предварительно превращали в окись путем обжига.

Для варки калиево-свинцового стекла брали две части песка, одну часть окиси свинца (сурика) и одну часть поташа.

Археологические наблюдения над раскопанными мастерскими стеклоделов, и в частности находки больших слитков стекла без каких-либо следов производства по варке стекла, позволяют предположить, что мастерские были двух типов. В крупных и технически высоко оснащенных мастерских варили стекло и в то же время изготовляли и разнообразную продукцию. Другие мастерские были шире распространены и имели более простое оборудование; в них занимались лишь переработкой полуфабрикатов, то есть слитков стекла в браслеты, бусы и перстни, а также переработкой и стеклянного боя. Такие мастерские XIV в. встречены в Новгороде: например, в слое начала XIV в., во дворе усадьбы, стоявшей на углу Великой и Холопьей улиц, обнаружен развал производственной постройки. В этом развале среди разных находок обнаружено несколько крупных слитков цветного стекла голубого и зеленого оттенков. Здесь, вероятно, работал ремесленник по изготовлению стеклянных перстней, бус и браслетов.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Цитатник

Mиниатюры из камня и драгоценных металлов (Цветы и Плоды) | Ювелирный Дом «Anna Nova».

Картины из кожи от Андрея Коробейникова. Да, один восторг. Какие же руки золотые у э.

Брошь из кожи «Пион»» Мастер-класс Замиры Расуловой Пион называют королём цветов за его изыскан.

Техника изготовления картин из кожи. Автор Андрей Коробейников. Андре.

Как сделать хризантему из кожи Решила собрать статьи, в которых описывала, как я делала цвет.

Фотоальбом

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Производство стекла на Руси.История.

141162721 GusHrustalnuyy

ПРОИЗВОДСТВО СТЕКЛА НА РУСИ.. ИСТОРИЯ

Длительное время исследователи полагали, что вплоть до XVII века стекольного производство на территории России не существовало, а все стеклянные изделия, включая посуду, закупали, к примеру, в Сирии или Византии, а после монгольского периода – в ряде Европейских стран. Считалось, что эта ситуация продолжалась до 1634 года, когда в селе Духанино под Москвой был открыт первый стекольный завод, нацеленный на производство посуды и аптекарского стекла.

Первые данные об изготовлении стекла в домонгольской Руси были получены в конце 19 в. в результате раскопок под Овручем, на Украине, где обнаружили следы стекольного производства, осколки битых бус и браслетов. В результате раскопок, производимых в начале 20 в. в Киеве, были обнаружены остатки стеклодельной мастерской 11 в. в районе Десятинной церкви, а также близ Киево-Печерской лавры. Сохранились остатки горнов и куски разноцветной смальты. Одной из интереснейших находок были куски свинца. Его киевские мастера добавляли для легкоплавкости в мозаичное стекло, а также в бусы, браслеты и в посудное стекло. Изделия из калиево-свинцовых стекол встречены при раскопках в Киеве, Минске, Смоленске, Вышгороде, Новгороде, Костроме, Галиче и др. Древним мастерам известно было четыре способа изготовления стекла: прессование, вытягивание, литье, выдувание.

Объединяющая особенность начального периода производства стекла в том, что на территории Руси оно прошло через все основные этапы развития, но сделано это было примерно за полвека века вместо четырех тысяч лет. Это развитие зажглось ярко, став за короткий период одним из основных ремесел, работавших и на внутренний, и на внешний рынок.
Несмотря на то, что производство стеклянной посуды было сосредоточено в Киеве, в других городах оно также было представлено, и подчас обширно. Чем меньше город – тем больше стеклянной посуды удалось сохранить, так как монголам были интересны в первую очередь крупные города. Так, например, вся стеклянная посуда Новгорода представлена лишь фрагментами и осколками.

141162311 1

Фрагменты посуды Нижнего Новгорода.

Так, исследователь Ф. Д. Гуревич предоставляет нам типологию находок стеклянной посуды в таком небольшом городке, как Новогрудок – могу поспорить, вы о нем не слышали. Тем не менее, на его территории найдено не просто много посуды, но большое её разнообразие, включая единственные рюмки, которые мы упоминали в предыдущем материале
141162353 2Рюмки, или рюмкообразные сосуды разных форм (которые нас больше всего интересуют) встречаются в изобилии в позднеримское время, а в средние века их не так много. Технология изготовления рюмок в принципе не менялась на протяжении столетий: ножки к рюмкам изготавливали отдельно, а затем прикрепляли к уже готовому сосуду. Эту технологию можно наблюдать сегодня у стеклодувов завода Гусь-Хрустальный, к примеру.
Форма рюмки из Новогрудка очень точная и чистая, что говорит не о единичном эксперименте древнего мастера, а о вполне самостоятельной и устоявшейся линейке товаров

3.
141162371 3В первую очередь, такая популярность стеклянной посуды является свидетельством хорошо налаженного производства и транспортировки посуды.

Еще одним городом, жители которого любили пить из стеклянных кубков, был Туров. Исследователь М. Д. Полубояринова разделила древнерусскую стеклянную посуду Турова на 3 типа: стакановидные сосуды, воронкообразные кубки и бокалы.

Также был найден почти целый сосуд из желтого прозрачного стекла, датированный XII веком. Сосуд от днища диаметром 4 см расширяется к устью диаметром 10 см, высота сосуда около 10 см. Венчик сосуда — двойная загнутая внутрь складка, а стенки снабжены вертикальными ребрами. Изготовление этого сосуда с ребрами также не обошлось без применения формы, что снова говорит нам о развитом ремесле

141162391 444Южные города долго водили исследователей за нос, так как в виду своей близости к основным мировым торговым путям имели доступ к покупке стеклянных изделий в больших количествах. Поэтому при раскопках стеклянная посуда находилась чаще, чем в других городах. Однако никто не думал, что часть этой посуды была делом рук киевлян или, например, черниговцев.

Читайте также:  биография группы system of a down

5.
141162404 555Всю посуду считали привезенной из Сирии, которая как раз в это время сделала заметный скачек в перед. Юлия Щапова приводит пример сосудов, изначально считавшихся древнерусскими:

6.
141162422 666

Эту посуду, как вы видите, отличают грубые украшения и толстые стенки. Теперь же, благодаря раскопкам 1950-х годов, доподлинной известно, что в XII не было посуды ни с толстыми стенками, ни с гофрированным узором и ручками, хотя эту посуду все еще продолжали находить при исследованиях, но вот только датируется она теперь XV веком, а не XII.

Первые признаки возрождения стеклоделия стали заметны именно в это время на территории Украины. Да, регресс очень бросается в глаза при сравнении реконструкций, но прошло два века между уничтожением мастерских, самого ремесла и его мастеров. Такая разница формы также кроется в смене материала на другой, популярной в то время во Франции и Германии. Хрусталь сменили на калиево-известково-кремнеземное стекло и оно потеряло надолго свой звон и изящество.

Как мы уже обсуждали, стеклянная посуда является предметом роскоши. Не меньшей роскошью для государства является и собственно стекольное производство. Затраты на обучение мастеров, строительство горнов, самих мастерских – все это требовало не только солидных денег, но и высокого уровня профессионализма. До сих пор остается открытым вопрос, кто именно обучил стеклодувов – византийцы, греки или сирийцы? Самой очевидной и популярной версией можно считать византийскую, так как Русь вела с Византией активнейшую торговлю, приняла византийскую веру и всячески перенимала культурный и ремесленный опыт. Однако американский исследователь Томас Нунен подверг сомнению эту теорию, так как химический состав стекла был ближе к греческому, чем к византийскому. Поэтому на вопрос первичного опыта до сих пор нет однозначного ответа, но, тем не менее, начало производству было положено.

Посуду из стекла называли по-разному. “Стекляница” (пер. болгарского слова “алавастр”), “стъкляница”, “стекло”, “стеклянные блюда, “стеклянны кадило”. Стекляница с миром или вином просто обозначала сосуд для, собственно, вина, или благовоний. Этими терминами обозначали в принципе стеклянный сосуд любого вида и любой цели.

Такие сосуды достаточно легко выдувалась без формы, что сильно упрощало жизнь древним мастерам на протяжении большей части XI столетия. В последней четверти появляется посуда с плоским дном. Опять сложно сказать, было ли это приобретенным знанием или следствием собственных экспериментов. Для получения плоского дна у стаканов, нужно было еще теплое изделие несколько раз опустить на плоскую поверхность, не сломать и не повредить.

Если стеклянную посуду конца XI отличаетлаконичность форм и почти полное отсутствие украшений, то первая половина XII, напротив, выделяется экспериментами. Форму выдувной посуды пробуют приблизить к привычным глиняным изделиям, появляются изделия разных цветов, дополнительные цветные полоски, вкрапления металла и даже “приклеивание” ручек на неостывшие изделия. Как можно видеть, особенно популярностью пользуются стаканы для вина (оно и понятно, зачем же еще нужны стеклянные бокалы, если не для алкоголя?). В этом ключе самой очаровательной находкой можно назвать рисунок №30, который ни что иное, как найденная в городе Туров рюмочка. В своем роде – единственная, но мы же с вами понимаем, что их было явно больше, чем одна, правда же?

СОСТАВ ДРЕВНЕРУССКОГО СТЕКЛА

Определить место создания изделия не всегда легко по форме или цвету, поэтому при анализе максимальное внимание уделяется химическому составу. По Щаповой, древнерусской посудой, не закупленной, а произведенной на территории, может считаться та, которая создана из калиево-свинцово-кремнеземного стекла. Желтоватое, блестящее стекло в древности звучало хрустальным звоном, но со временем не только потускнело, но и почти все находки покрылись плотным слоем глубоких трещин, и грозятся рассыпаться в пыль при неосторожном прикосновении.

Древнерусская посуда перед монгольским нашествием была явлением ярким. Тесные связи со Средиземноморьем и опыт Востока, собственные эксперименты и удачный состав стекла служили популярности посуды не только в крупных городах-центрах, но и таких как Тмутаракань, Туров, Любеч, Изяславль и других.

ТАТАРО-МОНГОЛЬСКОЕ НАШЕСТВИЕ

Несмотря на то, что Киев был центром производства стеклянной посуды, почти 1000 находок были собраны за все время исследований по всей территории Киевской Руси. Монгольский период прервал это развитие вплоть до XVI века, начав его история еще раз практически с нуля. До сих пор крайне сложно найти связь между этими двумя периодами. Поэтому производство стекла в России и мы с вами рассматриваем, деля на 2 части. Предлагаю поднять сегодня красивый бокал за талант древних мастеров, они это заслужили, вам не кажется?

Источник

Стеклоделие в древней руси

VbCXfHJQKzdLofjcElOFqhnupDONPZzeDGfgvNzMQ33OS83uIU09PtVbiQI6QzgoHgRGg838

Развитие стеклоделия в России прошло тернистый путь. Иностранцы называли древнюю Русь страной городов, поражались развитию ремесел и искусств, говорили о Киеве как о сопернике Константинополя.

На территории Киево-Печорской Лавры была найдена мастерская по производству цветной мозаики. Софийский Собор в Киеве украшен мозаичными орнаментами и изображениями Христа-Вседержителя и Иоанна-Златоуста. Так же украшен Михайловский собор, Успенская церковь в Киеве, соборы в Чернигове.

В Керчи и Херсонесе найдены осколки зеленоватых оконных стекол, похожих на стекла, использовавшиеся в термах (банях) Помпеи, в Италии, Рейнских провинциях.

VbCXfHJQKzdLofjcElOFqhnupDONPZzeDGfgvNzMQ33OS83uIU09PtVbiQI6QzgoHgRGg838

Через несколько лет появились новые указы о закрытии стекольных заводов в окрестностях Москвы и Санкт-Петербурга и запрещении строить их ближе 200 верст от больших городов. Замечательные открытия в области создания цветных стекол и смальт связаны с деятельностью великого русского ученого М. В. Ломоносова (1711-1765 гг.). В 1748 он организовал при Петербургской академии наук лабораторию, в которой проводил опыты с окрашиванием стекла, лично варил смальту, разработав палитру цветной стеклянной мозаики. М. В. Ломоносов провел фундаментальные научные исследования по химии стекла. Научные работы Ломоносова по цветному стеклу оказали значительное влияние на русское художественное стеклоделие. Заводы, выпускавшие ранее, кроме белого, лишь зеленое и синее стекло, после Ломоносова начали выпускать многоцветную, красочную продукцию.

М.В. Ломоносов начал работать как технолог по стеклу и художник-мозаист в 1740-е годы. Ученый мечтал о возрождении мозаик, предназначенных, по его словам «для убранства огромных публичных строений», образцы которых он видел в храмах Киева и Новгорода 11-12 веков. Проделав огромную работу, Ломоносов получил монопольное право на производство цветных стекол в России, для чего в 1753 году, недалеко от Петербурга, была заложена Усть-Рудицкая фабрика, конструктором и инженером которой был сам Ломоносов.

Из сваренной здесь смальты Ломоносов сам и по его указаниям ученики выполнили ряд мозаичных произведений, в числе которых грандиозная цветная мозаичная картина «Полтавская баталия» (1762-1764). Из трех его известных работ особенно интересен портрет Петра I, хранящийся в Эрмитаже. Его открытия доходят до зарубежных стран. Продукция фабрики, рецепты, сырьевые материалы, красители, печи, машины, станки и инструменты постоянно видоизменялись и совершенствовались. Сначала выпускались только бисер, стеклярус и мозаичные составы (смальта). Затем появляются различные галантерейные изделия: граненые камни, подвески, броши, запонки. С 1757 г. фабрика выпускает столовые сервизы, туалетные и письменные приборы.

Читайте также:  биг бейби тейпа биография

Особое внимание на фабрике уделялось горячей обработке стекла. Конструируя специальные печи и станки, Ломоносов довел производство до высокого технического уровня. Мозаики, изготовленные из усть-рудицких смальт, отличались большими техническими и художественными достоинствами. В Китайском дворце сохранились два стола, а также рамы для барельефов Петра I и Елизаветы Петровны, декоративно оформленные мозаикой из этих смальт. Для отделки ораниенбаумских дворцов на Усть-Рудицкой фабрике было изготовлено большое количество стекляруса, а также смальт для пола в Стеклярусном кабинете Китайского дворца.

Ломоносов «не только рецепты сочинял. и материалы своими руками развешивал и в печь ставил. «, но и посвятил стеклу одну из своих наиболее романтических од. Она так и называется «Ода стеклу», и в ней есть строчка «. Пою хвалу не злату, но стеклу. » Вскоре после смерти ученого Усть-Рудицкая фабрика закрылась. Постепенно пришли в ветхость и разрушились постройки, а двухэтажный дом, в котором жил М. В. Ломоносов, сгорел в 1919 году. Сегодня на месте стекольной фабрики стоит памятный обелиск со скромной надписью: «Здесь жил и работал М. В. Ломоносов».

VbCXfHJQKzdLofjcElOFqhnupDONPZzeDGfgvNzMQ33OS83uIU09PtVbiQI6QzgoHgRGg838

Следует заметить, что практически все известные русские ученые-химики того времени отдали дань исследованию стекла. Академик К.Г.Лаксман (1764 г.) предложил использовать для шихты природный сульфат натрия вместо соды и древесной золы.

Интересно отметить, что уже в то время на ответственные должности выдвигались наиболее способные рабочие. Их дети определялись студентами в Горный корпус для обучения «химической науке» и во время обучения получали от завода жалованье. При заводе была учреждена школа для «малолетних мастерских детей», где они обучались грамоте и рисованию. Кадры для завода готовили серьезно.

Русские цари стремились всяческими дипломатическими маневрами предотвратить возможность острых столкновений с соседними странами. Особую роль играли подарки правителям азиатских стран, что было в духе обычаев восточных народов. Часто в качестве таких подарков фигурировали изделия Петербургского завода. Так, персидскому шаху в 1819 году в числе других подарков был послан хрустальный бассейн. Шаху бассейн понравился, и он пожелал для полного комплекта иметь еще при нем и хрустальную кровать. Кровать представляла собой просторное ложе, расположенное на широком пьедестале. Стеклянные части крепились к железному каркасу, облицованному посеребряной медью. Настил и ступени к ложу были выложены из полированных бирюзовых стеклянных плит, а боковые стенки и подлокотники сделаны из прозрачного хрусталя очень сложной огранки. По углам располагались четыре резные хрустальные колонны. Кровать окружали семь фонтанов в виде хрустальных ваз.

Это драгоценное сооружение было отправлено в Тегеран в разобранном виде. Его сопровождали начальник экспедиции поручик Носков и два мастера стекольного завода для сборки хрустального ложа на месте. Трудно представить себе те бедствия, которые испытали эти несчастные путешественники: месяцы они ехали на санях и на военном транспортном судне, плыли на лодках по болотистой реке, болели тропической лихорадкой. Религиозные фанатики чуть не убили «неверных» во время своего праздника. Пока шах путешествовал по стране, они неделями ждали его в Тегеране, пока не умерли от тропической лихорадки. В живых остался только Носков. Ему пришлось самому собрать ложе, руководствуясь чертежами. Шах милостиво принял подарок и наградил Носкова орденом «Льва и Солнца» и двумя кашемировыми шалями. Поручик Носков благополучно вернулся в Петербург и оставил интересные воспоминания о своем путешествии. Благодаря близости технологий производства стекла и фарфора, позже завод превратился в Императорский стеклянный и фарфоровый завод.

VbCXfHJQKzdLofjcElOFqhnupDONPZzeDGfgvNzMQ33OS83uIU09PtVbiQI6QzgoHgRGg838

Источник

Русское художественное стекло: история

Важная роль в процессе становления русского художественного стеклоделия выпала на долю Измайловского завода, основанного в 1668 году. Рядом с иноземцами на заводе работали и русские мастера, которые творчески осваивали передовой опыт европейского стеклоделия. Здесь получили развитие две основные школы эпохи барокко. Одна из них ведет начало от венецианских мастеров, работавших в технике свободного выдувания (гутной), другая продолжает традиции богемских резчиков стекла. Гутная техника довольно рано была освоена русскими мастерами, многие из которых впоследствии основали свои собственные предприятия. Гравировка еще некоторое время оставалась привилегией иноземных мастеров и только в XVIII веке получила развитие на ведущих стекольных заводах страны.

Редчайшими являются «потешные кубики» Измайловского завода, выполненные Андреем Лериным. Его приемами широко пользовались народные мастера на протяжении всего XVIII века, особенно при изготовлении различных сосудов в виде коней, медведей, птиц. no avatar

no avatar

В первой половине XVIII века в России сформировались три основных центра гравировки по стеклу. Ведущим был Петербург. Коллекция петербургского гравированного стекла начинается со скромных, еще ученических работ начала XVIII века и заканчивается виртуозными работами петербургских граверов конца XVIII века. Все работы выполнены в стилистике русского варианта барокко. Большое распространение получили кубики с изображением российского двуглавого орла, вензелями и портретами монархов. В середине столетия появляется также значительное число кубиков с изображениями парадов, охотничьих и пасторальных сцен на фоне архитектурного пейзажа.

Аналогичным по своей художественной направленности было стекло заводов Немчиновых, которым в третьей четверти XVIII века принадлежало несколько заводов в Смоленской губернии. Примечательно, что все немчиновские граверы были исключительно крепостными, а стекло гравировалось только на заказ.
В последней трети XVIII века русское стеклоделие развивается особенно быстрыми темпами. Растет число заводов, увеличиваются их размеры. Стеклоделие становится престижным занятием, и русская знать заводит у себя в имениях стекольные предприятия. Среди владельцев заводов известны князья Потемкин и Голицын, граф Орлов.

Лидирующую роль в производстве художественного стекла сохраняет казенный завод, который с 1792 года стал именоваться Императорским заводом. Его продукция была ориентирована главным образом на оформление придворного быта. Не уступал ему по качеству изделий основанный в 1764 году Никольско-Петровский завод помещика Бахметьева.
Облик художественного стекла последней трети XVIII века определяется стилистикой классицизма. В это время значительно расширился ассортимент изделий, которые стали менее универсальными. Усложнилась сервировка стола, и назначение каждого предмета стало более ограниченным. Появляются первые винные наборы, состоящие из графинов и рюмок. Из стекла делаются масленки, супницы, кашпо, судки для специй, флаконы для духов, табакерки и т. д. Возрастает роль стекла в интерьере. Внутренние покои дворцов украшаются вазами, канделябрами, люстрами, стенниками, зеркалами, а также делаются вставки для мебели.
Существенные изменения происходят и в технике изготовления стекла. Помимо ранее известного бутылочно-зеленого и бесцветного стекла появляется и цветное (красное, зеленое, синее, фиолетовое, молочное). Несмотря на то, что русские мастера научились варить цветное стекло еще в начале XVIII века, его широкое использование приходится на последнюю треть XVIII века и во многом стимулировано разработками М. Ломоносова.
Меняются и приемы декорирования стекла. Гравировка уступает место росписи золотом, серебром, эмалями. Популярными в 70-80-х годах XVIII века было бесцветное стекло с тонкой росписью белой эмалью с пурпуром.
Оно во многом еще носит компромиссный характер, так как его рокайльная сюжетика (боскетные группы) сочетается со строгой классической формой и трактовкой орнаментов.
Возрождаются забытые техники, такие как филигрань (венецианская нить). Она используется как украшение ножек бокалов и рюмок, а иногда покрывает все тулово графинов. Бесцветное стекло с золотой и серебряной росписью выпускается главным образом Императорским и Бахметьевским заводами. Их изделия отличались друг от друга лишь тем, что в бахметьевском стекле более часто позолота сочетается с серебрением и прозрачными эмалями.

Читайте также:  ахмед халилович торакальный хирург биография халилов

Цветное стекло в эпоху ампира употреблялось редко. Интерес к нему снова возник лишь во второй четверти XIX века. На первой всероссийской выставке 1829 года отмечалось, что «цветные хрустальные вещи, которые вышли из употребления, а ныне опять в большой моде, казались, как будто украшены сапфирами, изумрудами, топазами, рубинами чистейшей воды, особенно прелестны опаловые и резеопалиновые изделия». На той же выставке демонстрировались вазы «нового изобретения», выполненные из двухслойного стекла (бесцветного и золотого рубина), вмонтированные в золоченую бронзу.
Ампирные произведения Императорского завода отличались чрезмерной пышностью. Характерными были сервизы, крупные вазы, канделябры, вмонтированные в золоченую бронзу и дополненные золоченым фарфором. Распространение получили также вазы с рисунком в «неогреческом стиле».

На Бахметьевском и Орловском заводах изготовлялись более скромные изделия, нередко использовалось сочетание цветного и бесцветного стекла, алмазной грани и позолоты с серебрением. В росписи же растительные мотивы перемежаются с архитектурными видами самого разного характера. Популярны в это время китайские сюжеты, которые то сохраняли верность первоисточнику, то соединялись с чисто классицистическими мотивами.

На Дятьковском заводе в 1849 году делаются вазы и графины «мозаичной работы». Дальнейшее развитие получает техника нацвета. Только употребляют как два, так и три слоя стекла.
Среди стилистического разнообразия 40-50-х годов XIX века наиболее устойчивыми были стили неоготический и рококо, которые особенно четко проявлялись в изделиях Императорского завода.

Провинциальное же стеклоделие практически не знало четкой стилистической ориентации. Здесь мастера шли больше от материала, техники, функциональности и потому их работы были более цельными и ясными.
В это время наблюдается возврат к свободным живым формам, к цветному орнаменту, разбросанному по поверхности предметов, чаще всего выполненных из цветного стекла. Интересно, что непосредственно готические и рокайльные мотивы в русском стекле использовались весьма редко и трактовались весьма широко.
В России второй половины XIX века ситуация в художественном стеклоделии осложнилась тем, что такие ведущие заводы, как Императорский и Бахметьевский, основанные не на коммерческой основе, становятся убыточными, их производство сокращается. Лидерство переходит к частным предприятиям, для которых требования рынка были определяющими.
Начиная с 1870-х годов значительно увеличивается объем производства хрусталя с обильной алмазной гранью. Возрастает интерес к гравированному стеклу. Первенство в его производстве и качестве принадлежало Дятьковскому заводу.

В это время с новой силой возрастает интерес к традиционному народному искусству, подражание которому вылилось в так называемый «русский стиль». Затронул он и стекло, которое часто стали декорировать полихромной эмалью, заимствуя мотивы из вышивки, резьбы или росписи по дереву. На рубеже XIX-XX веков формируется новое стилистическое направление, получившее название в России «модерн». Однако в русском стекле он не получил сколько-нибудь самостоятельного развития. На Императорском и Гусевском заводах изготовлялись уникальные произведения, выполненные в манере известного французского художника Эмиля Галле.

Советское стекло, как самостоятельное художественное явление, заявило о себе лишь в 40-е годы XX века. До этого на отечественных заводах выпускали лишь изделия, повторяющие дореволюционные образцы или обиходную посуду. Впервые к стеклу, как к современному художественному материалу обратилась В. Мухина, по инициативе которой в 1940 году была создана в Ленинграде экспериментальная художественная лаборатория, призванная обеспечить стекольную промышленность новыми современными образцами. Лозунгом этого времени была новая образность, в основе которой лежала прежде всего функциональность форм, технологичность исполнения, чувство материала, ограниченность декора. Этим принципам советское стекло сохраняет верность и поныне.
В 1950-х — начале 1960-х годов на стекольных заводах страны были созданы художественные лаборатории, куда пришли профессиональные художники, усилиями которых продукция каждого завода обрела свою художественную специфику. Современное стекло заняло одно из ведущих мест в ансамбле советского декоративно-прикладного искусства. Его особенностью является то, что ра боту над массовой функциональной вещью большинство художников сочетает с творческими поисками в области чисто декоративной. Это находит выражение в выставочных композициях, где художники с особой отчетливостью декларируют свою художественную программу. Примечательно и то, что советские художники стекла активно откликаются на все события современности и много работают над созданием тематических, гражданственных по своему пафосу произведений. В их работах стекло предстает перед нами как неисчерпаемый в своих возможностях пластический материал, средствами которого могут практически решаться любые задачи. Этот период отмечен активными поисками нового, современного стиля, через постепенное преодоление старых методов, а порой и через их полное отрицание. В произведениях В. Мухиной и Б. Смирнова тех же лет традиция уступает место новаторству. Здесь иная мера полезного и прекрасного. Красота видится в простоте и естественности функциональных форм, в ограниченности лаконического декора.

no avatar

Вторая половина 1960-х и первая половина 1970-х годов отмечена повышенным интересом к декоративной форме. Из стекла создаются большие ансамбли, где унитарная форма выступает лишь в качестве одного из компонентов. Происходит своеобразная эстетизация бытового предмета, который теперь предназначен для того, чтобы на его основе создать опоэтизированный «образ быта». Показательны в этом плане ансамбли «Праздничный стол» Б. Смирнова и «Хлебосольный» Д. и Л. Шушкановых. В них широко использованы традиции народного гутного стекла, которые в 1970-х годах активно переосмысливаются советскими художниками, создающими на этой основе принципиально новые произведения. Запоминается вдохновенная пластика В. Шевченко.
Новаторством также отмечены работы в хрустале. Традиционная алмазная грань в работах Филатова и М. Гробарь обретает новую образность. Она выступает не только как элемент декора, но несет в себе и формообразную функцию.

no avatar

Экземпляр изделия русских мастеров Вы можете найти здесь:

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector