статья об истории села

Дорога длиною в век, рандеву Праздник села

12 августа 2012 год

Столетию родного села, милой сторонке посвящается.

Синеет даль лесов, колышется маня…
Здесь край моих отцов, здесь Родина моя!
Пускай не город, пусть. Пускай леса и даль –
Здесь тот же общий путь, здесь та же магистраль.
Здесь недра – океан, леса – морская ширь.
Здесь каждый – Магеллан, здесь каждый – богатырь.
Синеет даль лесов, на тыщи верст гудит.
Кровь дедов и отцов в моей груди кипит.
В полях здесь мать меня вскормила молоком,
Здесь детство по камням носилось босиком.
Здесь воздух так лучист, так первозданно свеж.
Так густ он и душист – бери, горстями ешь!
Синеет даль лесов, колышется маня…
Здесь край моих отцов! Здесь Родина моя!

Мэр Тулунского района Гильдебрант Михаил Иванович:

— Дорогие земляки, уважаемые Владимировцы! Давайте останемся такими, какие мы есть – добрыми и отзывчивыми, с крепким характером, с большим трудолюбием, с уважением к себе и близким! Пусть живут у нас шутки и песни, живут дни рождения наших отцов, дедов, детей и внуков, а значит, и праздники села, в котором мы родились, где мы живем и трудимся. Биография у владимировцев обыкновенная – не звонкая, трудовая и честная. Так ведь не каждому громкая слава суждена, и не на ней мир держится. А держится он на надежных людях, на таких, как вы: сильных, достойных.

Надеемся и верим, что наше село будет жить всегда! Чтобы рождалось и росло новое поколение, которое продолжило эту жизнь и стало достойной сменой. Чтобы по утрам дети шли в школу, а взрослые на работу! Чтобы не смолкали песни над рекой! Берегите свое село! Украшайте его и гордитесь им! Мира вам, радости, счастья и

Ведущие: Залевская Наталья, Дуброва Екатерина.

Село – это дома, улочки, переулки. Но самое главное – это люди, живущие в нем. Переплетение людских судеб неизменно связано с развитием родного села: семейные династии, отдельные личности, внесшие огромный вклад в становление родного села Владимировка.

Сегодня на празднике присутствуют уважаемые жители села. Уважаем – это значит, мы почитаем их за труд, доброту, сердечность, умение жить весело, красиво, за их красоту и молодость, за веселый нрав, за приветливость. Хочется сказать судьбе спасибо за то, что подарила нам возможность жить в одном селе с такими людьми.

Ради хорошего, ради святого
Каждый из вас в этом мире живет.
Жители наши села дорогого,
От земляков вам поклон и почет.

История нашего села похожа на истории десятков таких же сел и деревень, разбросанных по всей России. Люди – главное богатство нашей страны, нашего села, которые жили и живут в данное время в нашем селе, которые любят труд, любят землю и всю свою жизнь отдали матушке земле.

Сегодня, отмечая столетие села, складываются цифры истории жизни и труда наших земляков. В них переплетаются героизм и драмы, биографии обыкновенные, трудовые, честные, надежные. Это передовики сельского хозяйства: доярки, телятницы, механизаторы, шофера, чей труд создавал почет и славу родному селу. Они неоднократно премировались ценными подарками, награждались почетными грамотами.
Всем владимировцам наше село стало родным и близким, особенно старшему поколению. Биографии этих женщин очень похожи. Детство их выпало на тяжелые военные годы, они рано начали трудиться наравне со взрослыми. Вся их жизнь тесно связана с колхозом. Изо дня в день, без выходных и отпусков, шли на ферму неутомимые женщины-труженицы, трудились в огородничестве, на сенокосе, на полевом стане.

Недавно, на сотом году жизни, ушла от нас старейшая жительница села Гудилина Александра Алексеевна. Александра Алексеевна прошла сложный жизненный путь, рано потеряла мужа, большого труженика, воспитала 6 детей. Имеет 17 внуков, 36 правнуков, 10 праправнуков. Светлая память ей!

Мы гордимся ветеранами, старейшими учителями. Как сказал один мудрец: если бы профессии имели голову, все бы склонились перед профессией учителя. Изо дня в день, в грязь и холод они приходили к учительскому столу и дарили детям знания. Низкий поклон вам за то, что вы пронесли доброту и любовь к ученикам через всю жизнь.

Чтобы стать настоящим учителем, необходимо призвание. Именно такими учителями славится наша школа. Более 15 лет работают в нашей школе учителя: Новикова Татьяна Ивановна, Камович Оксана Васильевна, Коценко Наталья Аркадьевна, Матю-шова Галина Николаевна, Аксенова Наталья Анатольевна, Брюханова Светлана Степановна, Горностаева Валентина Петровна, Трусова Ольга Николаевна.

Славится наша школа своими учениками. Многие наши ученики учатся в высших учебных заведениях. Наши ученики Тимофеева Надежда Анатольевна, Штык Константин Николаевич, получив педагогическое образование, вернулись работать в родную школу.

Школьной библиотекой заведует Петрусенко Людмила Васильевна, а руководит большим коллективом директор школы Бысько Наталья Николаевна.

А семь ребят и девчат получат право голосовать и принимать участие в жизни не только нашего села, но и страны в целом. Это: Варламова Лидия, Вербовая Дарья, Амосов Денис, Кулинич Олеся, Могданов Сергей, Кулинич Игорь, Харлампьев Николай, Камович Кристина.

Есть у нас молодая пара. В этом году 22 июня зарегистрировали брак молодые супруги Зубакин Сергей и Голосуева Татьяна.
Совсем недавно появился новый житель села в семье Баранова Алексея.
10-летний юбилей отмечают в этом году супруги Магоновы Евгений и Надежда.

45 лет совместной жизни отмечает супружеская пара Трусовых Николай и Тамара.
40 лет совместной жизни, рубиновую свадьбу, в этом юбилейном году отмечают две супружеские пары: Побойкины Владимир и Валентина, Белые Геннадий и Галина.
49 лет совместной жизни отмечают супруги Белые Михаил и Елена.

Большой вклад в развитие села вносят фермерские хозяйства. Это семейный подряд Гамаюновых, Магоновых, Чиликовых. Все фермеры крепко стоят на ногах, вносят большой вклад в развитие не только сельского хозяйства, но и в социально-культурное развитие села.
Хорошо налажена торговля. Торговые точки имеют предприниматели Борзенко Светлана Александровна, Шумилова Светлана Ильинична, Магонов Владимир Герасимович. Они поставляют для жителей села товары повседневного спроса. Работает на селе и магазин Тулунского райпо «Кооперация», которым заведует Сеничкина Анна Васильевна.

Каждая организация, работающая в нашем селе, по-своему важна: в медпункте окажут не только медицинскую помощь, но помогут добрым словом; маленькие жители села получают в детском садике «Колобок» уроки доброты и уважения, постигают первые шаги грамоты, учатся дружбе; в почтовом отделении оказывают большой спектр услуг населению. Все работники, работающие в сфере обслуживания, добрые и отзывчивые люди.

А за все и за всех, кто живет в нашем селе, в ответе Глава Администрации Гамаюнова Ольга Владимировна и ее помощники: Новопашина Татьяна Андреевна и Штык Марина Алексеевна.

Каждый человек, пришедший в этот мир, выполняет свое предназначение. Среди нас есть сельчане, кому выпало пройти дорогами войны. Эти ребята, рискуя жизнью, помогали строить мирную жизнь в Чеченской Республике: Шульгин Дмитрий Александрович, Белых Василий Геннадьевич, Каримов Игорь Нагибович. Минутой молчания почтим память нашего земляка, Денисенко Александра, погибшего в далекой Чеченской республике.

Музыкальное поздравление от гостей праздника: Макаревич Нины, Павлюченко Надежды, Павлюченко Натальи, Макаревич Галины, Макаревич Марии, Павлюченко Людмилы и Макаревич Альбины. Под аккомпанемент Побойкина Владимира Тихоновича звучит песня «Деревенька моя».

Стихотворение родной деревеньке посвящает Макаревич Альбина:

Сестры Макаревич: Нина, Надежда, Мария, Анна и Альбина живут в городе Братске. Не забывают они свою малую родину, часто навещают. Николай Трофимович и Василий Трофимович живут во Владимировке, а Алексей Трофимович в Майкопе.

Читайте также:  книга русь православная до принятия христианства и после

Детство наше – святая беспечность,
Из далекого прошлого миг.
Пусть хранится в душе бесконечно
Белокрылого Ангела лик.

Все: и поле, и лес, и луга,
И песок, раскаленный от зноя,
Вьюжных зим голубые снега –
Босоногое детство родное.

У колодца катались зимой
Санки, связывая в паровоз,
С горки ехали кучей-малой,
Разбивая не раз себе нос.

Слаще нет земляники лесной,
На Гавриловку шли целым взводом.
А костры с настоящей стрельбой
В ночь пасхальную за огородом!?

Шутки, смех и задор молодой,
Озорство на колхозном покосе.
Гром и молния, ливень шальной
И с полями пшеничная осень.

Подрастая, влюблялись как все,
И страдала гармонь до рассвета.
Нас растило в сибирской красе
Работящее с песнями лето.

Пусть деревня отрезок пройденный:
Зимой горками, летом лаптой,
Но для нас она Малая родина.
Наша Родина с буквы большой!

Низкий поклон вам, дорогие земляки! Спасибо что вы есть, что бережете нашу Малую Родину, делаете ее богаче и краше! С праздником!

Завершился праздник массовым гуляньем на берегу реки Ии. Лица жителей села излучали тепло и добродушие, радостью искрились глаза гостей. Встретились приехавшие на праздник родного села одноклассники, друзья, родственники.

Вечером у Дома Культуры еще раз на экране прошла летопись села в фотографиях жителей всех поколений. Звучала музыка, веселилась молодежь, а с экрана смотрели старые потемневшие фотографии дедов и отцов в подтверждение того, что они не зря воевали, вели хозяйство, погибали и становились предтечами для потомков. Одно отмирает, другое отбрасывает привычное, родное, вечное и вырастает – все переплетено неразрывно. В этом есть выражение человеческой жизни, истории. Сегодня прозвучала со сцены история села от его рождения до наших дней.

Первого путника, который идет в деревню, встречает и провожает деревенское кладбище. На Родительский день сюда приходят жители села, приезжают дети, чтобы прибрать могилы, почтить память ушедших родных.

В каждый приезд я долго брожу по кладбищу, посещаю могилы всех, кто дорог, всех, кого знала, вспоминаю лица, улыбки, читаю знакомые и незнакомые фамилии на памятниках. Ищу могилы давно ушедших предков и не нахожу. Деревянные кресты сгнили, упали, оставшиеся холмики заросли травой.

Кладбище… Здесь нашли покой все, чей путь земной закончился. Среди них покоятся напрасно ушедшие по воле судьбы-злодейки и по своей воле. Лежат они неприкаянные, оплаканные горячими слезами близких.

Словами З.Золотаревой сказано все:

Эта память с корнями уходит все глубже
И шумит на ветвях, зеленея листва.
Ее времени бег никогда не разрушит.
Пока память жива. Пока память жива.

Праздничную программу подготовили и вели:
Залевская Наталья и Дуброва Екатерина.

Источник

Новосибирская область

madein

2 white.ru

Краеведческий портал

Районы

История моего села

2015.06.04 04 58 57267

Введение

Тема моей исследовательской работы «Край родной, навек любимый». Актуальность темы, я считаю, очевидна. Каждый человек должен знать о том месте, где он родился и рос, где находятся могилы его предков, где он познал первые радости и неудачи. Писатель В.Г.Распутин говорил: «Малая родина» даёт нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать.

Человеческие наши качества, вынесенные из детства и юности, надо делить пополам: половина от родителей и половина от взрастившей нас земли».

В нашем селе нет особых достопримечательностей, нет краеведческого музея, нет богатого материала об истории и заселении села, его становлении. Мне хотелось узнать:

-Как и когда образовался наш поселок?

-Почему его так назвали?

-Как он выглядел в те времена?

-Кто были первые поселенцы?

Для этого я и провожу своё исследование. Для поисков ответов обратился к толковому словарю, посетил архив в Краснозёрском, встретился со старожилами, с учителями, в своё время занимавшимися изучением истории села, с односельчанами.

Цель моей исследовательской работы:

-узнать историю малой родины.

Задачи, которые я буду решать в ходе исследования:

-формировать опыт исследовательской деятельности;

-находить нужную информацию;

-учиться анализировать и делать выводы.

2. Основная часть.

Для души здесь всё мило:

И колосья пшеницы, что шумят как моря.

Здесь прошло моё детство

Среди стройных берёз.

И во сне просыпаюсь

Всё до боли знакомо в этом чудном краю:

Неба синь и рассветы, что манят по утру,

И косяк журавлиный,

Что парит над землёй,

Мне помашет в полёте,

В жизни много добиться,

Пролетят очень быстро

Мне вернуться сюда.

Потому, что здесь родина!

Здесь мой дом и земля,

(Масейкина Настя, ученица бывшей Курьинской ООШ)

Эти строки посвящены нашему поселку. Многие односельчане хотели бы узнать, когда именно он появился, почему его так назвали. В своей работе я попытаюсь рассказать все, что узнал сам.

Время появления посёлка

Это семьи: Сирота, Махновых, Сусоева Корнея Егоровича, Яглова Ивана Фомича (Приложение №1), Беляева Николая Петровича, Белянского Николая Матвеевича, Балыкина Кирилла Андреевича, Тривайло Петра Сидоровича, Коноваловых, Музылевых, Сафоновых, Борозенец, Денисовых (Приложение №2), Брянцевых, Тютюник, Дерюга, Вакуленко, Скляр, Якуниных, Троценко.

Версия о названии поселка.

Людей гнала нужда

Люди ехали из окрестных колхозов: Петропавловского, Беспятовского, Урываевского, Решетовского. Там обеспеченность крестьянских хозяйств выглядела так: одна сеялка на 264 двора, одна сенокосилка на 15 дворов, одна молотилка на 17 дворов. Средний урожай в 1932г. – 3ц.37кг. с 1га, в 1933г.- 4ц.12кг. с 1га. На трудодень в среднем 2,5 кг зерна и 36 копеек деньгами. Каждая семья должна была платить налоги государству: 240 литров молока в год, яйца, шерсть, шкуры.

Нелегко было в таких условиях прокормить семью. Услышав о создании нового совхоза, в надежде на лучшую жизнь, люди ехали сюда.

Вот что рассказывали А. Е. Лисовая, Е. А. Денисова, В. Н. Беляева, Н. К. Власова: «Людей гнала нужда. Мы надеялись, что станем богаче жить, потому что в колхозе денег мы не видели, работали на трудодни. А здесь, в совхозе, платили за работу деньгами. Перевозили свои нехитрые пожитки на коровах и на себе».

Жизнь в землянках

Приехав сюда, новосёлы увидели, что жить негде, что в поселке всего 3 дома: пекарня, дома управляющего и счетовода. Кроме того, три кошары и пять хуторов (Тривайло П. С., Вакуленко Л. Н., Черкашин, Балыкин К. А.).

Приезжих поселяли в землянки, а часть отправляли на хутора. Семьи у всех были большие, но все равно место находилось для всех. Например, семью Беляевых, состоящую из 4 человек, приняла к себе семья Ягловых, состоящая из 6 человек.

В каждой землянке жили по 2-3 семьи. Спали на топчанах, сплетенных из прутьев, а вся домашняя утварь помещалась под этой кроватью. Пищу готовили на улице, а к зиме делали «битые» печи (из глины). В специальные формы набивали глину с соломой, сушили, а затем складывали печь. Об электрическом освещении и не мечталось, в землянках стояли керосиновые лампы. Позже те, кто мог, делали себе пластяные избушки за лягой, потому что там была целина, и удобно резать пласты.

Люди создают себя работой

Поселившиеся на хуторе ухаживали за грубошерстными овцами. Многие женщины доили овец 1 раз в день. Загоняли животных в специально изготовленные станки, доили вручную, а Петр Тривайло варил брынзу.

Посевных площадей было примерно 500га, но поля все равно требовали ухода.

Люди создают себя работой

Чем пахнет лето? Лето пахнет потом,

Заботами нелегкого труда.

Летом женщины и дети пололи поля пшеницы, освобождая от осота. Осенью собранное зерно перевозили на быках в город Карасук. Хлеб для совхозных нужд пек Музылев Семен Ильич. Воду брали из колодца, находившегося на площади, в центре села. По словам старожилов, колодец копали 3 человека (дед Кизека, другие неизвестные), а сруб делал Тривайло Сидор.

Читайте также:  история 6 класс что нужно знать

Вся деревня брала воду из этого колодца, потому что за лягой, на «поселке», грунтовые воды были на низком уровне, и в маленьком колодце не хватало воды на всех. И по этой причине люди постепенно переселялись в центр села.

Здесь пахнет хлебом по утрам,

По вечерам полынью пахнет,

И вешним ласковым ветрам

Простор невиданный распахнут.

Село мое неброское,

Война

На нашей сибирской земле не рвались бомбы и снаряды, здесь была особая война, и в ней тоже надо было выстоять, выжить, победить. Говорят, сильна та армия, у которой силен тыл. Наши односельчане и старались его крепить: трудились, не покладая рук. Ушедших на фронт мужчин заменили старики, женщины, дети.

Вот что рассказывают Балыкин Михаил Кириллович (Приложение №3) и Музылев Тимофей Семенович (Приложение №4): «Когда началась война, нам было по 10-13 лет. Полуголодные, полураздетые возили сено, пахали, сеяли, убирали урожай. Проходили испытания в поле на всех имеющихся механизмах: плугах, прицепах, сенокосилках, лобогрейках, молотилках. Собранное зерно возили зимой в Карасук, на элеватор. Запрягали быков в сани, грузили на них по 5-6 мешков, и обоз из 6-7 саней отправлялся в путь.

Делали снегозадержание: в лягах, околках рубили ветки, вывозили на поля и разбрасывали, а весной убирали. Поля удобряли древесной золой, которую люди собирали всю зиму.

Беляева Вера Николаевна рассказывает: «Когда началась война, мне было 16 лет. Всю войну и до 1948г работала на тракторе. От зари до зари трудились на своих маленьких тракторах ХТЗ. Дисциплина в военные годы была жесткой: работали от темна до темна, прихватывали и ночи. Спали по 2-3 часа в бригаде на соломе, укрывшись своей же одеждой, а домой приезжали один раз в неделю, чтобы помыться в бане. Очень тяжело было, все терпели.

В 1942г. Власову (Сусоеву) Наталью Корнеевну и ее брата, Сусоева Михаила Корнеевича, отправили в только что освобожденный город Смоленск. Там трактористы вместе с солдатами освобождали поля от трупов, собирали мины, а затем пахали землю, сеяли. Было очень трудно, так как пришлось голодать, кормиться у чужих людей. Мои односельчане работали в Смоленской области почти два года, затем вернулись домой.

Хочу назвать имена женщин-односельчанок, кто ковал победу и приближал ее своим трудом:

Беляева Вера Николаевна (Приложение №6)

Власова Наталья Корнеевна (Приложение №7)

Борозенец Пелагея Евтеевна (Приложение №8)

Денисова Евдокия Андреевна

Гончарова Матрена Кирилловна

Лисовая Агриппина Евтеевна (Приложение №9)

Милованова Елена Федоровна

Тесленко Анна Кирилловна

Сердюкова Александра Григорьевна

Соколенко Прасковья Афанасьевна

Скляр Анна Ивановна.

Ягло Екатерина Ивановна

Благодаря их самоотверженным усилиям в тяжелых условиях, их воле, душевной силе достигалась победа.

44 воина-односельчанина полегли на полях сражений.

Приток новоселов

Приток новосёлов продолжался с нарастающей интенсивностью в 50-е годы, когда ЦК КПСС принял постановление «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и об освоении целинных и залежных земель». По путёвкам комсомола в наш район прибывали юноши и девушки. В совхоз «Запрудихинский» приехало 40 молодых энтузиастов, в том числе и на Курью:

Орлов Юрий Михайлович,

Гадульзянов Габит Гареевич,

Зарубин Илья Инокентьевич,

Достовалов Фрол Мифодьевич,

Родионовы Мария и Полина,

Шульгинов Алексей Евгеньевич,

Аксёнова Любовь Фёдоровна

Приехавшие добросовестно трудились на тракторах и комбайнах.

Хлеборобы стали применять безотвальные плуги и высевать хлеба не сплошными массивами, а размещать посевы полосами. В нашем посёлке сейчас живут дети, внуки целинников: Шульгинова А.Е. и Габдышева Ж.

Поселок в 60-е годы.

Особое развитие в 60-е годы в нашем посёлке получило животноводство. На Курье в 1961 – 1962г. трудилось 213 рабочих. Высокие показатели по надою молока имели доярки. В семье Балыкиных хранится газета «Кулундинская правда» за 17 сентября1967г., в которой рассказывается о доярках сёстрах Фокиных.

Все пятилетки тогда были неповторимы. Время гудело от напряжения. Люди показывали образцы самозабвенной работы. Газеты призывали: «Работающие хорошо, работайте ещё лучше! Пусть подтянутся все!» Из идеи, лозунга соревнование было жизненно важным моментом в нашем селе.

Лучшие люди поселка.

В 70-е годы за ударный труд награждён Орденом Ленина Музылёв Тимофей Семёнович, Орденом Трудового Красного Знамени – братья Денисовы, Почётными Ленинскими грамотами – телятница Предчая Екатерина Тимофеевна, занявшая первое место в районном соревновании. Курьинские механизаторы: И.Г.Лишик, А.П.Тевс, Н.Д.Данько, А.Ф.Борозенец – славились по всему району тысячными суточными намолотами зерна. Об этом не раз писала районная газета.

Совхоз «Курьинский»

В 80-е годы началась реорганизация крупных совхозов, и в 1982году Курьинское отделение вышло из состава «Запрудихинского» совхоза. Таким образом, появился новый совхоз, возглавляемый Пироженко Анатолием Павловичем. Именно тогда наш посёлок преобразился внешне. Развернулось строительство, выросли новые добротные дома, в которых мы сейчас живём, защебенена дорога.

О страдных буднях, пахнущих хлебом, говорят страницы «Краснозёрской нови».

Село все-таки живет.

90-е годы, время перестройки, безжалостно коснулось и жизни нашего посёлка. Так получилось, что в 1995году совхоз «Курьинский» присоединился к ОПХ «Садовскому».

А в связи с банкротством «Садовского» в 2000-е г. начался массовый отток населения, т.к. закрыли производство, и люди лишились работы.

В настоящее время закрыта основная общеобразовательная школа, функционирует начальная школа и детский сад (Приложение № 10), работают медицинский пункт (Приложение №11), почтовое отделение (Приложение № 12), библиотека, клуб (Приложение № 13), магазин (Приложение № 14).

Наше село всё-таки живёт!

Заключение

В результате исследования я узнал историю своей малой родины, сформировал опыт исследовательской деятельности, нашел нужную информацию, научился анализировать и делать выводы. Проведенное мной исследование дает право утверждать, что существует несколько проблем в развитии родного села – это безработица, отсутствие основной школы, массовый отток населения. К сожалению, это проблемы не только нашего села, но и всей страны.

А историю села нам обязательно надо знать и помнить для того, чтобы не исчезло бесследно прошлое. Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории.

Используемая литература

Источник

Исследовательская работа «История села, как история России»

1495509064jgiio

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Бродовская средняя общеобразовательная школа

Муниципальная краеведческая конференция школьников по теме поиска

«Летопись родных деревень»

(история села Бродовое)

ученица 11 класса, МОУ Бродовской СОШ.

учитель математики МОУ Бродовской СОШ.

3. Село Бродовое до Октябрьской революции……………………….5

6. Переход к мирной жизни

8. От конного плуга до комбайна «Дон».

9. Современный облик села.

10. Будь достойным гражданином своей страны.

Людям необходимо знать историю своего народа, своей «малой родины», своей страны. Глубоко не правы те, кто считает её лишь набором красивых легенд, бесполезных для практической жизни. История наравне с религией, культурой и языком является базовой ценностью любого народа. Не случайно, если нацию хотят поставить на колени, то первым делом искажают её историю.

Как всё начиналось

« Что мы пережили, расскажет историк,

Был сон мой тревожен и хлеб наш был горек,

Да что там! Сравнения ввек не найти,

Чтоб путь описать, где пришлось нам пройти!»

История заселения Воронежского края своими корнями уходит в эпоху позднего палеолита, что доказывается находками археологических раскопок. В эпоху бронзы территория нашего края быта заселена очень густо. Памятники бронзового века обнаружены почти повсеместно. Например, в нашем районе это курганы близ села Мосоловка ( приложение 1). В первых веках нашей эры на территории современной Воронежской области расселились племена сарматов и аланов, которые самую большую здесь реку назвали «Дон», что в переводе на русский означает «река». Эти племена пришли в Придонье с юга и востока. Под влиянием сарматской угрозы стали появляться хорошо укрепленные крепости. В следующие III-VI века наша местность подвергалась набегу половцев и печенегов. Самым тяжёлым испытанием для раздробленной Руси стало татаро-монгольское иго. Территория Воронежского края стала местом сбора русских войск для отпора набегов татарских полчищ. Территория села Бродовое, находящегося в долине среднего течения реки Битюг, на его живописном левом берегу, в 5 километрах от Анны, расположена в степной местности, которая долгое время, даже после свержения татаро-монгольского ига, подвергалась набегам кочевников. О длительном пребывании татар на нашей территории свидетельствуют названия рек, населённых пунктов. Например, такие как «Курлак», «Карачан». Ещё долгие годы южные и юго-восточные территории Воронежской губернии были мало заселены.

Читайте также:  картинка я есть царь

Село Бродовое до Октябрьской революции.

В 1925 году началась индустриализация страны, была поставлена задача о строительстве тракторного и машинного заводов для сельского хозяйства и па­раллельно коллективизация сельского хозяйства. Из мелких разрозненных кресть­янских хозяйств создавались коллективные хозяйства (колхозы). В середине 1929 года было создано 57 тысяч колхозов, выпущено 35 тысяч тракторов и начали строить ещё два тракторных завода. Этот год вошёл в историю, как год великого перелома не только в промышленности, но и в сельском хозяйстве.

Коллективизация шла и в Аннинском районе. Осенью 1929 года в село Бродовое приехали представители из района Брагин, Ерёмин, Свинолупов. Они на сходках крестьян начали агитировать их вступать в колхоз.

Однако восемь зажиточных семей, которым принадлежала большая часть плодородных земель, выступали против колхоза.

Избрали правление колхоза. В это же время на улице Гудовка, в самой большой избе собрались бедняки и организовали колхоз «Красный Пролетарий». Председателем колхоза избрали Ивана Васильевича Волгина.

В 1931 году был вновь зарегистрирован колхоз «Красные пески» (председа­тель Прокофий Трофимович Махалов), а на Узкой улице ещё один колхоз «Маяк Свободы» (председатель Василий Антонович Волгин). Так 80% бродовчан стали колхозниками.

В 1931 году в колхоз «Путь Ильича» пришёл первый трактор «Фордзон», работал на нём Михаил Дмитриевич Польшаков. И он же был первым шофёром на купленной в 1937 году первой полуторке. Сельское хозяйство набирало новые темпы развития, не смотря на все материальные трудности, репрессии.

«…Так кто ж осмелится сказать

Когда-нибудь тебе и мне:

Переход к мирной жизни

Война окончилась, но не улучшились условия жизни людей. Общую картину усугубила сильная засуха 1946 года, когда погибли от голода тысячи людей. В этой засухе пострадала и наша Воронежская земля, когда, по словам старожилов «людям приходилось есть хлеб, выпеченный из толчёных желудей с отрубями, лепёшки из лебеды». В этом году урожайность колхозных полей была хуже, чем в до революции. В деревне сохранялись обязательные планы сдачи зерна государству. Власти встали на путь жестокого ограничения личного подсобного хозяйства, которого не было даже в 30-е годы. Были повышены всевозможные налоги с частников за владение мелким скотом, с людей драли налоги за каждую курицу в курятнике, за каждую яблоню в саду, в счёт оплаты натурального налога у крестьян забирали также мясо и молоко.

Колхозники оказались в тяжёлом положении. Фактически они находились на положении крепостных: ведь у них не было паспорта, они не имели права покинуть колхоз, под угрозой лагеря, отнятия приусадебного участка, они должны были выполнять обязательный «минимум трудодней», за который почти ничего не платили, зарплата колхозников была в четыре раза меньше зарплаты рабочих. Им не платили пенсии и пособия по временной нетрудоспособности.

Дополнением к самому жестокому закону «о пяти колосках» стал закон 1947 года, по которому «хищение социалистической собственности» в составе «преступной группы» (даже если это было трое-четверо голодных детей) каралось 25-летним сроком заключения.

По рекомендации Садовского райкома партии и райисполкома председате­лем колхоза был избран Михаил Григорьевич Осокин.

Колхоз назвали именем ёва. В 1955 году колхоз принял 30-тысячник Сергей Елисеевич Давыдов, а в 1958 году он получил название «Заря».

Развитие общества невозможно без развития образования. Именно хорошее образование даёт надежды на улучшение жизни населения государства. Первая школа в нашем селе была церковно-приходская. Здание её состояло из двух классных комнат и коридора. Построена школа была около церкви. В ней учились дети кулаков, духовенства и купцов. Образование было двухгодичным, где учили писать, читать, считать, но особое внимание уделялось изучению Закона Божия. После отмены крепостного права были созданы земские управления, которые занимались образованием и медициной. В 1898 году, на деньги собранные крестьянами, была построена земская школа. В ней стали обучать детей из простого народа, давали им образование в размере двух-трёх классов. После установления Советской власти в Бродовом школа давала семилетнее образование. На окраинах села были открыты Гудовская (до 1946 года) и Песоченская (до 1958года) начальные школы ( приложение 5). В 30-х годах школы занимались в две смены, за партами сидели по 2-3 ученика, было до трёх параллельных классов. Всего было 500 учеников.

В 1962 году построена щитовая школа. Образование стало восьмилетним. Бродовская школа всегда занимала передовые позиции в образовании Аннинского района. Большая заслуга в этом принадлежит её директорам: Костюковой Антонине Андреевне, Осиповой Клавдии Тихоновне, Шаповаловой Галине Ивановне, Бутко Владимиру Евгеньевичу, и конечно же нынешнему её руководителю. Косинковой Любови Борисовне, которая возглавляет коллектив вот уже 18 лет.

Бродовская школа известна далеко за пределами нашего села. Во-первых, это базовая школа. Во-вторых, неоднократно она становилась победителем областного конкурса воспитательных систем, защиты социальных проектов, в 2007 удостоена диплома за внедрение инноваций в образовании и гранта в 1млн. рублей, победитель IX всероссийского конкурса «1000 лучших предприятий и организаций России 2008» в номинации «Активный участник реализации приоритетных национальных проектов. На научных конференциях многих ВУЗов Воронежа выступали и выступают учащиеся нашей школы, занимая призовые места. Со своими работами наши дети и учителя неоднократно приглашались и на всероссийские конференции.

Колхозу «Заря» в 1979 году исполнилось 50 лет.

В 2001 году 70-летие колхозного движения и 50 лет объединенному колхозу «Заря». За десятилетия изменилась производственная база колхоза. Вместо плет­невых ферм построили кирпичные, животноводческие фермы, ангары на мехдворе, металлические склады для зерна, пилорама с пиломатериалами, все это огорожено забором из металла.

Современный облик села.

К сожалению происходящие в государстве перемены привели к разорению многих хозяйств. Но колхоз «Заря» остаётся многоотраслевым хозяйством, внедряющим в жизнь передовые технологии. Внешний вид производственных помещений просто радует глаз: всё побелено, вычищено, обнесено изгородью.

Наш посёлок сегодня отвечает большинству требований современной жизни. И уезжая отсюда, хочется ещё и ещё вернуться, чтобы поговорить с интересными людьми, полюбоваться красотой родного Прибитюжья.

Будь достойным гражданином своей страны

Предстоит приложить ещё немало усилий для того, чтобы Россия обрела статус великой мировой демократической державы, чтобы её гражданам была обеспечена достойная жизнь. И в этом должен принять участие каждый из нас.

1. Люби и знай родной край. Учебное пособие по географии, истории и культуре Воронежской области. «Центр духовного возрождения Чернозёмного края». Воронеж – 2008.

2. Тихомиров Чёрной земли с древнейших времён и до основания Воронежа. «Новый взгляд», Воронеж. 2009.

3. Зименский села Бродового. В 3-х альбомах. 1985 – 2001.

4. Анна: за веком век. Сборник статей.– Воронеж. 1998 год.

5. Воспоминания Бродовчан.

image001 49

Формы для изготовления ножей. Найдено в кургане близ села Мосоловка. Бронзовый век

image002 16

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

image003 103

image004 11

image005 8

Память о павших храним.

Песоченская начальная школа

image006 4

Земская школа(слева) и Бродовская восьмилетняя школа

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector