статья история управленческой мысли

Маршев В. История управленческой мысли

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Характеристика процесса разработки и принятия решения о «Положении о губернских и уездных земских учреждениях….727

Впервые в отечественной и зарубежной учебной литературе отражается процесс генезиса, становления и развития многовековой всемирной истории управленческой мысли. В учебнике представлены как истоки управленческой мысли, относящиеся к пятому тысячелетию до новой эры, так и новейшие концепции и парадигмы управления начала XXI в. Излагается не только история науки управления, но и история управленческих идей, взглядов, теорий, возникавших с целью решения реальных управленческих задач.

Для студентов, преподавателей и научных сотрудников, специализирующихся в области управления государственными, общественными и частными организациями.

Во все времена управление организациями было сложным процессом, сочетавшим в себе элементы научности и искусства. Сегодня этот процесс еще более усложнился, прежде всего в связи с резкими, часто непредсказуемыми изменениями, происходящими как в самих организациях, так и во внешней среде. Рост объема знаний о поведении индивидуума в организациях и общественных процессах, временная и пространственная протяженность бизнес-процессов, постоянное расширение информационного поля и возможностей информационных технологий в управлении организациями, многовариантность управленческих решений и объективная отдаленность их результатов — все эти факторы характеризуют современную деловую среду. Они, с одной стороны, расширяют возможности в направлениях деятельности организаций, а с другой — подчеркивают необходимость повышения научной обоснованности выбора и оценки последствий и последействия принимаемых решений. Таким образом, несмотря на лозунг «Менеджмент мертв», роль научной составляющей в управлении организацией по-прежнему остается весьма значимой. Эпиграф к данной главе подчеркивает важность минимизации ошибок в принимаемых сегодня управленческих решениях, что во многом обеспечивается их научным обоснованием.
Это обстоятельство, в свою очередь, требует как дальнейшего развития методологических основ науки управления, так и решения фундаментальных проблем собственно науки управления. К ним относятся, например, спорный до сих пор вопрос о предмете науки, о ряде категорий и понятий науки; проблема соотношения науки управления с другими науками; проблемы методов организации комплексных научных исследований, соотношения искусства и научности в управлении; проблема измерений в управлении социально-экономическими объектами. Даже беглый анализ научных работ и учебников по менеджменту позволяет убедиться в наличии различных интерпретаций категории «предмет науки управления», определений терминов «управление», «менеджмент», «организация», «система управления», «функции управления», «организационная структура», «механизм управления», «лидерство», «организационная культура», «стратегическое управление», «организационное поведение», «организационное развитие», «управление изменениями», «эффективность управления».

Источник

История управленческой мысли

cover

В учебнике рассматриваются эволюция науки и практики управления, современное состояние и тенденции развития управления, теоретические основы управления (менеджмента), современные концепции управления. Содержание учебника соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению подготовки «Менеджмент». Учебник также может быть полезен для преподавателей, практических работников, всех, кто интересуется проблемами менеджмента и государственного управления.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История управленческой мысли предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Развитие зарубежной управленческой мысли

2.1. Зарождение управленческой мысли

В 4-м тысячелетии до н. э. в Древнем Египте образовалось почти сорок мелких государств, на основе которых были созданы царства Верхнего и Нижнего Египта. Впоследствии они объединились в Древнеегипетское царство. Так началось правление первой династии царей.

В первоисточниках говорилось о наличии и важности в то время государственного управления, о существовании занятых этим людей. Основной фигурой при осуществлении управления был государь. Содержались материалы о деятельности царей и сановников по вопросам управления государством, территориями. Приводились должности чиновников, их обязанности, мысли о создании организаций, их целях и задачах. Весьма актуальными являлись кадровые вопросы, так как было необходимо руководить массами людей при строительстве пирамид и ирригационных каналов.

Основным видом деятельности в то время было земледелие с искусственным орошением. В связи с этим важной функцией власти было создание и эксплуатация ирригационных каналов.

В управлении египтяне большое значение придавали взаимоотношениям людей, обучению управленцев, повышению их знаний. Также уделялось внимание подготовке решений, которые принимались.

При всей жестокости строя в документах по вопросам управления говорилось о необходимости гуманного отношения к людям, учета их интересов, обеспечения справедливости.

В представлениях того времени забота царя о подданных обычно сочеталась с тем, что его роль превозносилась, царю приписывали исходящие от бога права. Значительное внимание отводилось карательным действиям, которые были направлены на достижение порядка и подавление сопротивлений.

Со 2-го тысячелетия до н. э. в Египте составляли, по существу, должностные инструкции для государственных чиновников с указанием их действий, прав и обязанностей, особенно для верховных чиновников-визирей.

Следует заметить, что визири занимались управлением. Через них шли обращения к царю и указания царя. Визирь назначал руководителей территорий, заслушивал их отчеты, изучал документы, давал указания, устанавливал границы округов, организовал сбор податей, докладывал царю о положении дел на соответствующих территориях и т. д. Причем порядок работы с документами регламентировался.

Источники древности содержат подробное описание деятельности и других важных участников управления — писцов. Они составляли тексты, вели делопроизводство, выполняли разные административные функции.

На примере этих чиновников неоднократно показывались ответственность и почетность, а также выгодность данных занятий.

Вместе с тем источники говорили, что при выполнении управленческой деятельности допускаются злоупотребления, выступали за их искоренение.

В Передней Азии (в Двуречье) в 4-м — 3-м тысячелетии до н. э. образовались города-государства, на основе которых позже были созданы крупные царства. Первоисточники говорят о существовании там управленческой деятельности и соответствующих должностей — старейшин, крупных чиновников, надзирателей за пастухами, за рыбаками, заведующих складами и т. д.

В Древнем Вавилоне, очевидно, впервые в мире осуществлено разделение страны на округа с назначением в них правителей, на которых возлагались управление, выполнение законов, сбор дани и т. д. В Передней Азии наблюдалась значительная разветвленность управления. Так, в VII в. до н. э. у царя Ассирии дона были чиновники более ста разных должностей.

Переднеазиатские первоисточники по вопросам управления говорили о том, что правители государств стремились совершенствовать управление. В них отражались данные о государственных реформах в управлении. Так, царь Ассирии Тиглат (VIII в. до н. э.) хотел улучшить управление завоеванными территориями. Вместо крупных старых создавались небольшие округа, и это облегчало управление. Для руководства округами назначались наместники, им были подчинены воинские гарнизоны. Туда же направлялись чиновники, чтобы собирать подати. Эти меры позволяли укреплять управленческую вертикаль, повышать дисциплину, усиливать контроль.

Весьма полезной была разработка в Новохетском царстве инструкций для чиновников, где определялись их обязанности. Детальные инструкции были разработаны городским управляющим и другими лицами.

В Малой Азии и других регионах была весьма выражена направленность управления на справедливость, на служение людям. Так, об этом заявлял шумерский царь Ур-Намму в законах. Служение управления справедливости и людям хорошо прослеживалось и в законах царя Хаммурапи (Древний Вавилон). Аналогичные послания были и в эдикте царя Вавилонии ки (XVII в. до н. э.).

Порядок и справедливость фиксировались в документах в отношении всех и по разным делам. Так, один из законов Хаммурапи гласил, что если человек арендовал поле, но не вырастил зерно, то обязан отдать хозяину поля зерно в соответствии с урожаем соседей. Эта проблема, актуальная и в современной России, не нашла своего решения.

Следует заметить, что в малоазиатской практике также реализовался принцип твердости в управлении, означающий непременное исполнение намеченного. Наибольшую жесткость в связи с этим проявлял древнехеттский Царь Хаттусилис I (XVII в. до н. э.), который писал, что тот, кто будет перечить царю, должен умереть.

Правители также требовали согласования действий участников управления, исключения противоборства чиновников, разлада в делах.

Важной задачей в государственном управлении Вавилонии была борьба с несправедливым, незаконным обогащением, с расхищением национальных богатств, за что применялась смертная казнь.

Общественная мысль в Древнем Китае сформировалась в ХIV — ХIII вв. до н. э., имеет давние традиции, глубока и оригинальна. Ее особенности — рациональность, равнодушие к религиозно — метафизическим вопросам. Она сосредоточила внимание на проблемах общества, этики, управления государством. Несколько позже (в VI–III вв. до н. э.) возникли идеи в области управления, оказавшие большое влияние на развитие управленческой мысли.

В основе развития управленческих взглядов и теорий лежат социально-экономические и иные факторы. III в. до н. э. называют эпохой Чжаньго (Борющихся царств). Страна оказалась разделенной на несколько владений, власть правителей была номинальной. Борьба за власть велась в основном между семью владениями, завершилась она победой владения Цинь, в результате чего все они объединились в империю Цинь, и это было положительным явлением.

В это время развиваются разделение труда, ремесла, разные формы собственности, происходит классовое расслоение. Значительную роль играет община.

Земледелие являлось важнейшим видом деятельности, что требовало развития обеспечивающих производств (сельхозорудий, орошения). Заметим, что ирригационные сооружения находились в государственной собственности.

Такое развитие способствовало росту торговли и связей внутри владений и между ними. Районы страны специализировались на определенной продукции. Развивалось денежное обращение. Это вело к росту городов и торговых центров. Данная деятельность сопровождалась успехами в науке и культуре.

Классовое общество в Китае возникло во 2-м тысячелетии до н. э. В ХI–VIII вв. до н. э. социальное расслоение было закреплено в системе рангов. Все население делилось на пять групп по принципу иерархии. Группа верхнего уровня включала чжоуских ванов — правителей и собственников Поднебесной. Вторая группа — это чжухоу, правители наследственных владений, высшая аристократия. Третья — дафу, главы родоплеменных групп. Четвертая группа — ши, главы больших семей, люди умственного труда и ученые. Пятая — простолюдины. Также были слуги и рабы. Статус человека определял его блага, одежду и многое другое.

Читайте также:  американская история ужасов 6 сезон основан на реальных событиях

Развитие товарно-денежных отношений приводит к изменениям в земельной собственности. Так, раньше земля была в собственности общин и все наделялись равными наделами, в VI–V вв. до н. э. главы общин и зажиточные общинники пытались отобрать лучшие участки. При этом они начали поступать в наследственное владение семей, а через некоторое время становились предметом купли-продажи. При этом община превратилась в объединение собственников, что привело к имущественной дифференциации и разорению общинников, которые закладывали или продавали участки. Это выросло в проблему, так как уменьшились количество налогоплательщиков и доходы царской казны. В это время усилилось недовольство сложившимися порядками. Стали появляться образцы управленческой мысли — утопии — проекты мироустройства на справедливости.

В этот период развивалась управленческая мысль. Дело в том, что достижения в понимании мира способствовали развитию философской мысли, которая включала и взгляды на государственное управление.

Это, прежде всего конфуцианство, или учение Конфуция (551–479 гг. до н. э.). Он трактовал государство как семью, где между правителями и подданными существуют дружественные отношения, а император идентифицируется с отцом. При этом управление людьми осуществляется с помощью норм поведения. В основе отношений лежала идея о разделении людей на управляющих и управляемых. Простолюдины должны подчиняться высшим, старшим.

Конфуций отрицательно относился к законам, что объясняется их связью с наказаниями. При этом он не отрицал роли госуправления, отводя ему второстепенную роль. Основное в управлении, по Конфуцию, — порядок на положениях морали, личный пример правителя.

Много внимания Конфуций уделял различным рекомендациям в управлении, в том числе персоналом.

Конфуцианство было признано в Китае государственной идеологией, оказало влияние на развитие управленческой мысли.

Основоположник даосизма Лао-цзы (VI–V вв. до н. э.) критиковал конфуцианство. Он трактует Дао как закономерность, не зависящую от всевышнего. Дао формулирует законы неба, природы и общества. По отношению к Дао все равноправны, проблемы общества объясняются отклонениями от этого. Выступая против сложившегося положения, он уповает на Дао, что оно вернет справедливость. Мыслитель осуждает антинародные действия власти и богачей, призывает отбросить искусственные отношения в управлении, возвратиться к прошлой простоте.

Еще активнее отстаивает равноправие Мо-цзы (479–400 гг. до н. э.), приводя правила естественного всеобщего равенства. Мо-цзы говорит, что всеобщая любовь неба означает признание равенства, проповедует совмещать жесткие методы управления с нравственным воздействием на людей.

Мо-цзы утверждал, что цель управления — это благо народа, и нужно выдвигать достойных и давать им право управлять, иногда править правителя. Наилучшей моделью он считал жесткую, где народ расчленен, не имеет семейных и общинных связей, проявляет к руководителю лояльность. По Мо-цзы администратор должен иметь широкие права, чтобы все его боялись, что напоминает полицейскую модель управления.

Значительное влияние на управленческую мысль оказало течение общественной мысли — легизм (провозглашает равенство всех перед законом и полноту власти у верховного правителя), ее автор — деятель государства Шан Ян (390–338 гг. до н. э.). Он был ориентирован на кардинальные реформы в госуправлении, создал теорию полицейского государства принуждения, основанного на жестких законах и наказаниях. Это отражало понимание отношений власти и народа как антагонистических.

Шан Ян определил замечательную стратегическую идею: мудрый правитель должен сосредоточить усилия всего народа на Едином (земледелии и войне — согласно легизму, единственных достойных занятиях). Это позволит многократно повысить могущество государства.

Шан Ян внедрял принцип коллективной ответственности в управлении, предпочитая наказания. Его система тотальной имослежки сыграла большую роль в госуправлении и укреплении власти Китая и других государств. На министерском посту он воплотил идею о всеобщей слежке посредством создания ячеек доносчиков в семьях, в среде чиновников.

Шэнь Пу-хай (400–337 гг. до н. э.) написал трактат “Шэнь-цзы”. В центре его идеи — глава государства: мудрый глава — тело, чиновники — руки; глава — голос, чиновники — эхо; глава — корень, чиновники — ветви. Его идеи являются, по существу, руководством для руководителей. По его мнению, мудрому руководителю нужно владеть технологией власти. Первое важное условие — выдержка и скрытность. Второе (основное) — недеяние, т. е. внешняя непроницаемость и пассивность. За этим скрываются вооруженность информацией, постоянная готовность к действиям. Правило недеяния разработал Конфуций, но Шэнь обогатил его рекомендациями, а также положением, что мудрость и проницательность должны присутствовать при использовании способов управления и при принятии решений.

Источник

История управленческой мысли

cover

В учебнике рассматриваются эволюция науки и практики управления, современное состояние и тенденции развития управления, теоретические основы управления (менеджмента), современные концепции управления. Содержание учебника соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению подготовки «Менеджмент». Учебник также может быть полезен для преподавателей, практических работников, всех, кто интересуется проблемами менеджмента и государственного управления.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История управленческой мысли предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1.1. Управленческие революции

История управления весьма древняя, как и история человечества. Управление появилось вместе с образованием человеческого общества, когда люди стали жить организованными группами. Причинами образования этих групп являлись голод и страх. Объединение в племя позволяло людям получать питание и защиту, какими бы ни были их физические способности. В родоплеменной общине существовало примитивное разделение труда: кто-то охотился, кто-то хранил очаг, кто-то всеми этими процессами управлял, руководил.

Таким образом, в процессе разделения и кооперации труда управление выделилось в самостоятельный вид деятельности. Это обусловило необходимость организации, координации и согласования деятельности людей в общественном производстве. Там, где хотя бы два человека объединялись в стремлении достичь какой-либо общей цели, возникала задача координации их совместных действий, решение которой кто-то из них должен был брать на себя. При этом один становился руководителем, т. е. управляющим, а другие — его подчиненными, т. е. управляемыми.

Обосновывая необходимость осуществления управленческой деятельности, выделения “особой” функции общественного производства — управления, К. Маркс указывал, что “…всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения всего производственного организма в отличие от движения его самостоятельных органов. Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере” [25, с. 342].

С течением веков происходили изменения правил и методов управления. От управления с помощью физических воздействий общество перешло к корпоративному управлению и управлению знаниями, эволюционировав вместе с общественными изменениями и усложнением жизненных принципов человека.

Необходимо заметить, что эволюционное развитие общества всегда сопровождалось периодическими резкими скачкообразными переменами — революциями как локомотивами истории. Основатели системно-кибернетического учения доказали, что общественное развитие — эволюция, всегда дискретно — поступательная, т. е. состоит из вереницы скачкообразных изменений — революций.

Считается, что первая управленческая революция (религиозно — коммерческая) свершилась 4–5 тыс. лет назад, когда формировались рабовладельческие государства Древнего Востока. В Шумере, Египте и Аккаде имело место превращение касты священников в религиозных функционеров, по существу, менеджеров. Это произошло благодаря тому, что они переформулировали религиозные принципы. Раньше боги требовали жертв, а теперь, утверждали жрецы, они были не нужны. Богам стали приносить не жизни, а символическую жертву — скот, масло, деньги и ремесленные изделия.

В результате этого образовался совершенно иной тип деловых людей — пока не коммерческий делец или предприниматель, но уже не религиозный деятель, далекий от наживы. Дань, собираемая с населения под видом отправления религиозного обряда, обменивалась и пускалась в дело. Энергичные шумерские жрецы становились весьма богатым и влиятельным классом. Это не был класс собственников, так как приносимое в жертву являлось собственностью богов, а не людей. Оно не присваивалось явным образом. Деньги при этом были не самоцелью, а побочным результатом их деятельности. Дело в том, что жрецы, кроме соблюдения ритуалов, ведали сбором налогов, управляли казной, распределяли госбюджет, занимались имущественными делами (табл. 1.1).

Вторая управленческая революция (ративная) произошла почти через тысячу лет после предыдущей, она связана с введением новых механизмов хозяйствования в период Старовавилонского царства (ХIХ — ХVI вв. до н. э.). Жестко централизованная система организации хозяйства сменилась системой государственного контроля и регламентации экономической деятельности. Это проявилось в законах правителей нунны (XX в. до н. э.), Липит-Иштара (XX–XIX вв. до н. э.) и Хаммурапи (XVIII в. до н. э.).

Среди них выделялся царь Вавилонии Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.) — крупный полководец и политик, подчинивший государства Месопотамия и Ассирия. Для управления владениями он создал эффективный административный аппарат, единую экономическую систему, провел реформы, установил кодекс правил, включавший 285 законов управления обществом. Таким образом впервые на государственном уровне была принята единая система правил, норм и наказаний, констатировалось наличие частной собственности и др. Огромное значение кодекса Хаммурапи, регулировавшего отношения между разными группами населения, состоит в том, что была создана первая формальная система администрирования.

Хаммурапи выработал оригинальный лидерский стиль, поддерживая образ защитника народа, что было нововведением по сравнению с прошлыми царскими династиями.

Реформаторская и законодательная деятельность Хаммурапи оказала большое влияние на развитие государств Древнего мира.

Читайте также:  возникновение эволюции и история развития теории эволюции

Таким образом, суть второй революции в менеджменте заключается в появлении светской манеры управления, возникновении первой формальной системы организации и регулирования отношений людей, зарождении основ лидерского стиля управления, методов мотивации.

i 001

Третья управленческая революция известна как производственно-строительная, так как была направлена на соединение государственных методов управления с деятельностью в сфере производства и строительства. Она произошла через тысячу лет после второй революции, также в Вавилонии. Царь Навуходоносор II (605–562 гг. до н. э.) был талантливым полководцем, строителем, организатором и хозяйственником, внедрившим адекватные подходы к управлению. Он являлся автором нескольких проектов знаменитых архитектурных сооружений (Вавилонская башня, “висячие сады” Семирамиды), руководил возведением храма богу Мардуку и знаменитых зиккуратов (от вавилонского “sigguratu” — “вершина”) — культовых башен, имевших 3–7 ярусов как символов уровней расположения ангельских чинов, служащих развитию человечества.

Царь внедрил технологические новшества в систему производственного контроля на текстильных фабриках и в зернохранилищах с использованием цветных ярлыков. Так, на текстильных фабриках ими метилась пряжа, поступающая в производство каждую неделю. Подобный метод контроля позволял точно установить, как долго находилась на фабрике та или иная партия сырья. В более совершенном виде данный прием продолжительное время применялся и на современном производстве.

Персидский царь Кир II (559–530 гг. до н. э.) выдвинул идею о необходимости исследований причин, побуждающих людей к действию, по существу, мотивации. Он рассматривал также проблему обработки управленческой информации и составления планов.

Немало управленческих новаций было и в Древнем Риме. Наиболее видные — система территориального управления Диоклетиана (243–316 гг. н. э.) и административная система католической церкви, применявшая функционализм уже во втором столетии. До сих пор ее считают наиболее совершенной организацией Запада.

Итак, третья революция в менеджменте, обусловленная определенными достижениями в области строительной деятельности и разработки технически сложных проектов, знаменовала применение эффективных методов управления и контроля качества продукции.

Индустриальная революция способствовала развитию европейского капитализма и формированию менеджмента уже не на эмпирической, а на научной основе. Это привело в XVIII–XIX вв. к четвертой управленческой (индустриальной) революции, главным преобразованием которой следует считать отделение капитала-собственности от капитала-функции, что означало отделение управления от собственности и зарождение профессионального менеджмента. По мере созревания акционерного капитала, диверсификации (распыления) собственности его владельцы все больше удалялись от ведения бизнеса. Вместо единственного руководителя-собственника стало много акционеров — долевых владельцев этого капитала, а также наемных менеджеров-несобственников. Это привело к отделению управления от капитала, переходу власти от собственников к наемным управляющим, а также к превращению администрации (менеджмента) в самостоятельную экономическую силу.

Этот период характеризуется концентрацией производства, разделением и специализацией труда, совершенствованием технологических операций. Основными функциями управления выступали контроль и учет запасов сырья, материалов и готовой продукции, затрат на производство, качество товара.

В конце ХIХ — начале ХХ в. особую ценность для бизнеса приобрели менеджеры — созидатели, первооткрыватели. Появление когорты профессиональных менеджеров вызвало кардинальный поворот в истории управленческой мысли. В результате произошла пятая управленческая революция (менеджерская или бюрократическая), провозгласившая становление эпохи научного менеджмента. Ее главное содержание — выдвижение менеджеров в профессиональную страту, в отдельный от собственников капитала класс.

С тех пор менеджмент как теория и практика управления, как симбиоз науки и искусства управления стал рассматриваться в качестве важнейшей составляющей успеха корпорации. Поэтому ХХ в. можно с полным основанием определить как век менеджмента.

Веберовская концепция бюрократии явилась платформой так называемой менеджерской революции. Согласно концепции класс капиталистов вытесняется административной стратой, интересы ее совершенно иные.

Таким образом, преобразования в человеческом обществе на протяжении истории способствовали прогрессивным изменениям в управлении.

Совершенствование управления продолжалось и в дальнейшие десятилетия. Тем не менее нет ответов на многие поставленные жизнью вопросы: какая оргструктура управления человеческой организацией является наиболее эффективной, каков оптимальный размер современной организации, какой уровень централизации управления организацией можно признать наилучшим, какой стиль управления следует использовать — авторитарный, либеральный или демократический и др. Не решив эти проблемы, общество оказалось перед новыми кардинальными изменениями в управлении.

Так, в конце ХХ в. значительно возросло значение информации во всех сферах. Телевидение, связь, печать, электронная почта, интернет, интранет и т. д. уже сейчас существенно повлияли на развитие общества, а в будущем способны кардинально изменить жизнь. Экспертные системы, искусственный интеллект, виртуальная реальность и социальные сети выводят управление на кардинально новый уровень развития, существенно изменяют его.

В связи с этим некоторые исследователи, в том числе Г. фуллин, А. Никитин, С. Серебренников [20, с. 35], считают происходящее очередной управленческой революцией — информационной. И действительно, в последние годы посредством информатизации создаются и функционируют виртуальные организации, принципиально новые организационные формы и технологии управления.

Очевидно, в дальнейшем, по мере развития человеческого общества, возможны новые кардинальные качественные изменения в системах управления.

Следует заметить, что в XX в. в России (СССР) произошли, по существу, две управленческие революции. Первая — после 1917 г., вторая — после 1991 г. Однако эти управленческие революции принципиально отличались от рассмотренных ранее.

Так, рассмотренные управленческие революции, особенно четвертая и пятая, были вызваны кардинальными техническими и технологическими изменениями, развитием производительных сил. Кстати, четвертая управленческая революция практически совпала с великой индустриальной революцией ХVIII — ХIХ вв., которая стимулировала развитие европейского капитализма.

Управленческие революции в России в ХХ в. явились следствием глобальных социально-политических революций, коснувшихся главным образом производственных отношений. Их содержание было идентичным — переход политической и экономической власти от одной части управленческой элиты к другой, от одного типа общества к другому. В 1917 г. произошел переход от капитализма к социализму, а в 1991 г. — наоборот. Изменения социальных и экономических устоев общества в 1917 г. и в 1991 г. происходили “сверху” и представляли собой планируемые и управляемые политической элитой процессы.

В обеих революциях выгоду получила прежде всего группа людей, пришедшая к власти. В 1917 г. это была большевистская элита, отвергавшая ценности капитализма, в 1991 г. — демократическая элита, отвергавшая социалистические ценности и пытавшаяся создать рыночную систему.

Данные революции совершались с противоположных позиций, ориентировались на разные идеалы.

Так, конечным результатом Октябрьской революции 1917 г. стало создание административно-командной системы управления, основанной на монополии государственной собственности, на директивном централизованном планировании. Опыт административно-командного управления в России свидетельствует, что оно позволяет добиться быстрых и высоких результатов в мобилизационном режиме экстенсивного развития за счет концентрации ресурсов на решающих участках. В то же время такое управление сковывает предприимчивость хозяйствующих субъектов, не создает стимулов к высокопроизводительному труду, не обеспечивает высокого качества продукции и высокой экономической эффективности функционирования системы, что привело страну к концу XX в. к кризису.

Революционные преобразования после событий 1991 г. в России были нацелены на создание рыночной системы управления, представляющей противоречивое единство самоуправления хозяйствующих субъектов и государственного регулирования (управления). Рыночное самоуправление обеспечивает интересы обособленных субъектов экономической деятельности. Государственное регулирование (управление) решает задачи развития экономики как общественной и хозяйственной системы — поддержания общественного порядка и законности, защиты государства и граждан, выбора стратегических направлений развития, обеспечения фундаментальных научных исследований, формирования и функционирования налоговой, финансовой, денежной систем, производственной и социальной инфраструктур, обеспечения гарантий социальной защищенности нетрудоспособным и социально слабым слоям населения.

В данных революциях участвовала небольшая часть населения. В обоих случаях революцию организовала и возглавила группа интеллектуалов — оппозиция к правящей элите: в 1917 г. — к буржуазному правительству, в 1991 г. — к советскому руководству. После свершения революции она становилась правящей элитой — группой чиновников, для которых главным делом было удержание власти и решение неотложных хозяйственных и социальных вопросов, кстати, без наличия необходимых в этой области знаний и опыта.

Вскоре после победы революции начиналась подготовка управленцев для новой экономики и социальной сферы. Так, в начале 20-х гг. в стране открылось около 10 институтов управления и НОТ, которые совершили научные открытия, обучили сотни руководителей методам западного менеджмента. В 90-е гг. в стране открылось большое количество школ менеджмента, в них настоящие и будущие менеджеры ознакомились с достижениями западного менеджмента. Сотни менеджеров прошли стажировку на Западе.

К сожалению, ни первая, ни вторая революции не привели к созданию справедливого, гармонично развивающегося общества.

Одной из причин этого явились родовые недостатки системы управления в стране. Дело в том, что при данных революциях проявилась преемственность в управлении, способы руководства оставались прежними, хотя кадровый состав существенно обновлялся. Управленческие революции не разрушили косности, которая складывалась веками в менталитете отечественных руководителей и стала устойчивой традицией.

Создание справедливого, гармонично развивающегося общества требует настойчивой деятельности по изменению сложившихся систем отечественного государственного и корпоративного управления, использования лучшего мирового и российского опыта.

1.2. Логика развития управления

Человеческое общество находится в состоянии постоянного совершенствования, развития. При этом развитие управления есть лишь часть общего движения общества. В связи с этим вне зависимости от роли управления на каком-либо этапе развития, в тех или иных условиях, его развитие определяется общим вектором развития общества. Поэтому развитие управления представляет собой не единичные преобразования для достижения определенного, лучшего для тех условий, состояния, а процесс, который не прекращается.

Однако это не означает, что управление развивается постоянно и непрерывно. Оно носит скачкообразный характер. Поэтому, хоть развитие управления и является объективным процессом, оно происходит, как правило, путем сознательных и целенаправленных изменений систем управления.

Читайте также:  персонажи божественной комедии данте список

Можно считать, что развитие управления — это процесс его перехода из какого-либо состояния в другое, который характеризуется качественными преобразованиями управления или привнесением в него качественно новых свойств или характеристик, затрагивающих определяющие начала его построения и функционирования [7, с. 94].

Понимание сущности и логики развития управления требует детального исследования и учета в практической деятельности историзма развития управления, рассмотрения управления в динамике, в его исторических аспектах.

Историзм управления проявляется, прежде всего, в том, что его состояние и развитие, а также важнейшие характеристики управления находятся в значительной зависимости от уровней развития производительных сил. В качестве примера можно привести изменения управления при переходе к мануфактуре, при внедрении более совершенного машинного производства и т. п.

Можно выделить следующие типы управления, в разной степени зависящие от уровней развития средств производства: управление традиционное, управление на промышленной стадии, управление на постиндустриальной стадии (табл. 1.2).

Развитие технологических укладов и управления

i 002

Так, основными характеристиками традиционного производства являются: ручной труд, преобладание аграрного производства, семейного производства, жесткая малоподвижная социальная структура, традиции как основной способ регуляции социальных отношений.

При этом особенностью управления, имеющего место на начальном этапе промышленного производства, когда не были распространены машинные технологии, является то, что такое управление всецело зависело от человека, от его возможностей. Дело в том, что человек, осуществляющий управляющие функции, с его знаниями и умениями, разнообразными способностями был в самом центре данного производственного процесса.

В свою очередь, в этих условиях деятельность людей-исполнителей в значительной мере определялась управленческой деятельностью, ее качеством, используемыми методами и стимулами.

К примеру, в мануфактурном производстве производственный процесс осуществлялся на основе человеческих возможностей, так как машинных технологий в то время еще не было.

На стадии развития производства, которая называется промышленной, человек выступает как бы приложением к машине, механизму, технологии, которые использует в конкретном производственном процессе. То есть человек, несмотря на то, что использует технику в производственном процессе, в данный процесс включается не просто как человек со свойственными ему качествами, а прежде всего как лицо по приведению в действие требуемых инструментов и технических средств для выполнения определенных операций.

При этом организация производства и управление им задаются преимущественно техникой и технологией производства. В соответствии с этим строятся оргструктура управления и структура кадров, задачи по управлению. Среди этих задач на одном из видных мест находится проведение по отношению к кадрам требования эффективно использовать технические средства и инструменты, постоянно совершенствовать производственные процессы. Кроме того, техника и технология определяют содержание труда многих участников производства. Таким образом, управление строится в основном исходя из существующей технологии, техники, но не человека.

Важнейший показатель деятельности — производительность труда — задается в значительной мере возможностями технических средств, а также хозяйственным и мотивационным механизмами.

Основными характеристиками индустриального периода являются: преобладание промышленности в экономике; капитал как основной фактор производства; корпорации как главные институты экономики; преимущественно стандартная деятельность людей; начало научно-технической революции; механизация труда, ориентация на новации; гибкие открытые социальные структуры.

Переход к фабрике от мануфактуры (а между ними имеются существенные различия в производственном процессе) привел к тому, что данный процесс и, естественно, управление стали формироваться на основе возможностей, мощностей машин, а не людей. В этих условиях большую роль играет управление технологическими производственными процессами.

Управление в период индустриального развития характеризуют следующие процессы:

— формализация, алгоритмизация управленческих процессов;

— непрерывное совершенствование управленческих процессов;

— существенное развитие хозяйственного механизма на всех уровнях управления;

— участие работников предприятий в управлении;

— возрастание роли мотивационных механизмов;

— использование стратегического планирования и управления;

— активное внедрение в управление достижений науки и техники, средств механизации и автоматизации;

— внедрение систем управления качеством;

— использование самоконтроля как важного элемента контроля качества товаров и услуг;

— подвижность и открытость организаций и социальных структур.

В постиндустриальный период человек вышел из указанного подчинения машине и вновь стал основой производственного процесса, но не таким образом, как ранее, а на принципиально иной основе.

При этом научно-техническая революция способствует совершенствованию машин и технологических процессов до того, что человек, который был ранее при машине и подчинен соответствующей технологии, оторвался от нее и стал над машиной. И такое изменение позиции человека в производстве приводит к кардинальному изменению управления, преобразует его в такое управление, которое идет уже не от машины, а от человека.

Таким образом, научно-технический прогресс привел к тому, что техника и человек в процессе производства как бы разделились. При этом машина начала функционировать сама, технология почти не требует участия человека непосредственно в производстве продукции. Можно сказать, что человек при таком производстве вышел из подчинения машине.

Постиндустриальный период характеризуют также следующие составляющие: решающее значение сферы услуг в экономике; широкое использование новых информационных, компьютерных технологий во всех сферах деятельности; ведущая роль науки, знаний, информации; рост требований к уровню образования и квалификации людей; формирование “общества специалистов”.

В результате этого, естественно, существенно меняется и характер управления, которое в условиях постиндустриального развития характеризуют, прежде всего, следующие признаки:

— дальнейшее повышение роли человеческого фактора в управлении;

— значительное возрастание роли управления человеческими ресурсами, что вызывает необходимость учета этого в процессе управления;

— максимальная гуманизация, демократизация управленческой деятельности;

— дальнейшее повышение роли хозяйственных механизмов на всех уровнях;

— снижение значимости иерархий;

— оценка деятельности персонала по результатам труда;

— дальнейшее развитие мотивационных механизмов;

— применение новых интеллектуальных технологий в процессе разработки и принятия управленческих решений;

— информатизация управления на всех уровнях посредством весьма быстрого развития современных средств коммуникации, электроники, компьютерных сетей, интернет и интранет;

— прозрачность, открытость современных организаций и организационных структур;

— быстрый обмен знаниями о прогрессивных методах и современных инструментах управления.

Таким образом, состояние и характер управления находятся в значительной зависимости от уровней развития производительных сил общества.

Следует заметить, что сроки наступления и окончания технологических укладов, а также их некоторое содержание, несколько отличаются в разных государствах, что видно на примере России, в разных исторических условиях. Естественно, это отражается на преобладании тех или иных типов управления.

Из таблицы видно, что в России, начиная со второго технологического уклада, наблюдается некоторое отставание индустриального развитии. В XIX — начале XX в. это было связано с более поздним вступлением России в фазу капиталистического развития, с наличием в стране многоукладной экономики, с преобладанием патриархальных, феодальных отношений, аграрного производства, низкой долей капиталистического сектора в экономике, медленным его развитием (из-за сдерживания правящим классом).

В первые десятилетия существования СССР это отставание было в значительной мере сокращено благодаря использованию административно-командной системы управления, основанной на монополии государственной собственности на средства производства, на директивном централизованном планировании. Опыт административно-командного управления в России свидетельствует о том, что оно позволяет добиться быстрых и высоких результатов в мобилизационном режиме экстенсивного развития за счет концентрации ресурсов на решающих участках, оптимального решения глобальных народнохозяйственных задач.

В последующие десятилетия преобладание государственной собственности на средства производства, несовершенство производственных отношений и хозяйственного механизма сковывало предприимчивость хозяйствующих субъектов, не создавало у данных субъектов и работников стимулов к труду, не обеспечивало требуемого качества продукции и высокой производительности труда работников, высокой экономической эффективности функционирования системы. При этом также имели место экстенсивный путь развития экономики, торможение научно-технического прогресса, сопротивление бюрократической советской системы прогрессивным преобразованиям в стране и экономке. В постсоветский период в результате неудачно проведенных реформ снизился научный и промышленный потенциал страны, уменьшились количество промышленных предприятий и объем промышленного производства, и это отставание пока не удалось полностью преодолеть.

Некоторое отставание индустриального развития России проявлялось и проявляется в отставании в развитии управления, менеджмента от развитых государств Запада и Востока.

Так, в советский период это выражалось в чрезмерной централизации планирования и управления всеми видами деятельности, в концентрации всей полноты власти в стране в руках одного или нескольких человек, в преобладании в управлении вертикальных связей и отношений, в отсутствии у предприятий возможности принимать самостоятельные решения, в использовании преимущественно административных методов управления и игнорировании экономических.

В постсоветский период это выражается в медленном развитии процесса демократизации управления на всех уровнях, в неразвитости горизонтальных связей и отношений, в слабом привлечении работников к управлению организациями, использовании партисипативного управления, ценностно-ориентированного управления. Это проявляется в законодательных и нормативных актах государства и регионов. Также — в медленном внедрении новых, современных и получивших признание в развитых государствах типов организаций — эдхократических, интеллектуальных, самообучающихся, многомерных, предпринимательских, ориентированных на рынок и др.

1. Что такое “управленческая революция”?

2. В чем сущность первой управленческой революции?

3. Чем характеризуется вторая управленческая революция?

4. Каковы особенности третьей управленческой революции?

5. С чем связана четвертая управленческая революция?

6. Каковы основания выделения пятой управленческой революции?

7. Каковы предпосылки формирования шестой управленческой революции?

8. Каковы основания выделения отдельными учеными в России в ХХ в. двух управленческих революций?

9. Что такое “технологический уклад”?

10. Какова связь технологических укладов и типов управления?

11. Какова зависимость состояния и характера управления от уровня развития производительных сил общества?

12. Что такое “развитие управления”?

13. Чем характеризуется управление на постиндустриальной стадии?

14. На чем основано традиционное управление?

15. Чем характеризуется управление на промышленной стадии?

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector