статуя рабочий и колхозница история

Содержание

Памятник «Рабочий и колхозница» — уникальное наследие социалистической эпохи

worker and collective farm worker monument 1

Памятник «Рабочий и колхозница»

Памятник «Рабочий и колхозница» — это символ социалистической эпохи, олицетворение союза рабочего класса и крестьянства, которые вместе смогли одержать победу в октябре 1917 года. Сегодня величественная скульптура, создававшаяся для парижской выставки 1937 года, установлена у Северного входа на ВДНХ.

Ежегодно эту достопримечательность посещают тысячи туристов и жителей Москвы, ведь скульптура установлена не просто на пьедестале, а на павильоне с интереснейшими экспозициями.

Работа над проектом памятника

Идейным создателем скульптурной композиции стал архитектор Борис Иофан. На плечи Веры Мухиной легло художественное воплощение и подготовка памятника к выставке. Однако у двух творческих личностей был кардинально различный взгляд на работу.

Вариант Б. Иофана

Иофан сразу решил, что скульптурная композиция будет двухфигурной. Прообразом для мужчины стала античная статуя «Тираноборец», а для женщины — древнегреческая «Ника Самофракийская».

По идее Иофана фигуры должны были стать логичным продолжением павильона, на котором и были установлены. Мужчина был обнаженным, женщина — в тонких одеждах. Они шли почти сливаясь друг с другом, шаг в шаг. Устремляясь вперед, рабочий и колхозница поднимали вверх символы СССР — серп и молот.

worker and collective farm worker monument 7

Но при этом в композиции не хватало легкости и динамики. Скульптуры не развивали архитектуру павильона. И во всем сооружении было слишком много вертикалей.

Борис Иофан осознавал этот недостаток и пытался его нивелировать, добавив в композицию развевающееся полотнище на мужских бедрах. Это не решило проблему, и идея, которую предстояло воплотить уже в скором времени, досталась Мухиной в довольно «сыром» виде.

Вариант В. Мухиной

Вера Мухина не видела памятник «Рабочий и колхозница» только лишь продолжением павильона. По ее мнению, каждый из этих элементов должен был сохранять свою специфику в общем гармоничном образе.

Также ее смущала архитектура павильона, который спереди выглядел лишь пьедесталом для скульптуры и искажал ее размеры.

После долгих и мучительных творческих поисков Мухина пришла к единственно верному решения — использовать горизонтальное построение для скульптурных объемов. Осталось воплотить это в жизнь. И в этот момент в руке «колхозницы» появился легендарный шарф.

worker and collective farm worker monument 4

Он придавал памятнику динамику, стремительность и столь необходимую горизонтальность, гармонично подчеркивал связь фигур с павильоном. Складки на разлетающейся юбке девушки только усиливали достигнутый эффект.

Еще одна находка Мухиной заключалась в превращении грузных фигур в изящную, летящую композицию. Это удалось сделать, благодаря добавлению воздуха — свободного пространства между отдельными элементами статуи. Из-за этого скульптура приобрела даже некую ажурность.

Согласование проекта

Согласование созданного В. Мухиной эскиза также не обошлось без эксцессов. Его пришлось дорабатывать. «Рабочего» надлежало одеть, так как в соответствии с замыслом Иофана он остался нагим. Тогда на парне появился комбинезон. А у «колхозницы» было велено убрать мешки под глазами.

worker and collective farm worker monument 2

Также приемной комиссии не понравился шарф. Мухиной пришлось отстаивать свое творение, доказывая, что без шарфа у скульптуры потеряется связь с павильоном. К ее мнению прислушались, но на одну уступку пойти все же пришлось. Изначально шарф был сдвоенный, а превратился в одну полосу.

Изготовление памятника и павильона

После утверждения эскиза надлежало приступить к созданию уменьшенной модели памятника «Рабочий и колхозница». Чтобы свести к минимуму вероятность неточностей и ошибок, она должна была быть не менее одной пятой от оригинального размера скульптуры. На это у Мухиной уже не было времени.

Помог Львов П. Н. — главный инженер завода от Института машиностроения и металлообработки. Он предложил Вере создать метровую модель скульптуры, которую взялся увеличить потом в 15 раз! Он же предложил использовать хромоникелевую сталь для отливки деталей и разработал технологию точечной сварки для их соединения.

Шаблоны деталей делали из дерева. Стальные элементы выколачивали уже по ним. Для голов эта технология не подходила, поэтому пришлось изготавливать глиняные болванки.

worker and collective farm worker monument 6

Некоторые цифры о процессе изготовления памятника «Рабочий и колхозница»:

Сразу после изготовления всех деталей памятник был готов к транспортировке в Париж.

Выставка в Париже и возвращение в Москву

В Париж памятник «Рабочий и колхозница» отправился разделенным на 65 частей. Вместе с инструментами он занял 28 ж/д вагонов. Ценный груз и Мухину с инженером Львовым во Франции встречал сам Борис Иофан.

Собирать скульптуру начали даже до окончательной облицовки павильона. В некоторых местах стальная обшивка помялась и ее пришлось выправлять на месте. Щели между элементами заделывали тонкими стальными полосами. Все работы закончили на 2 дня раньше срока.

worker and collective farm worker monument 5

Советский павильон со скульптурой рабочего и колхозницы имел колоссальный успех. Его фотографии публиковали во всех газетах, а вскоре изображения памятника появились на сувенирной продукции — жетонах, платках, чернильницах.

Интересный факт! В одном из интервью Вера Мухина сказала, что не совсем довольна своей работой. Она видела в ней некоторые технические и художественные недостатки.

После парижской выставки памятник «Рабочий и колхозница» разобрали и отправили обратно в Москву. По определенным политическим причинам Мухину не допустили на демонтаж конструкции. Это привело к тому, что незнакомые с устройством скульптуры рабочие почти варварски разрезали ее на 44 части.

В Москве скульптурную композицию собирали заново, заменили обшивку на более толстую, переделали почти половину каркаса. «Рабочий и колхозница» украсили собой главный вход Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ныне — ВДНХ).

Реставрация памятника «Рабочий и колхозница»

Почти 70 лет памятник простоял в первозданном виде. В 2003 году было решено провести его реставрацию. Работы закончили только в 2009 году, их общая стоимость составила чуть больше 2,9 миллиардов рублей.

worker and collective farm worker monument 11

worker and collective farm worker monument 8

Новый павильон стал напоминать проект Б. Иофана, только вот из-за размеров выделенного участка земли его длину пришлось уменьшить до 66 м. Фасад украсил настоящий герб СССР, созданный к парижской выставке 1937 года.

Посещение памятника и павильона на ВДНХ

Осмотреть памятник «Рабочий и колхозница» могут все прогуливающиеся по ВДНХ. При желании можно посетить и одноименный павильон, разделенный на 3 этажа.

worker and collective farm worker monument 12

Здесь проводят различные выставки, лекции, тематические кинопоказы, конференции. Одна из постоянных экспозиций посвящена созданию павильона и венчающей его скульптурной композиции. Выставлены их макеты, архивные рабочие документы, фотографии и личные вещи В. Мухиной, Б. Иофана.

Видео: все самое интересное о скульптуре

Источник

Рабочий и колхозница

По мотивам «Тираноборцев»

Памятник «Рабочий и Колхозница» — символ советской эпохи. Это динамичная скульптурная группа из двух фигур с поднятыми над головами серпом и молотом. Скульптор — Вера Мухина, автор проекта — Борис Иофан.

0385

Скульптуру создали для советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 году.

У архитектора еще во время работы над зданием павильона родился образ венчающей его скульптуры юноши и девушки, олицетворяющих рабочий класс и колхозное крестьянство. По задумке Иофана они должны были высоко вздымать эмблему CCCH — серп и молот. На такой сюжет его натолкнула идея античной статуи «Тираноборцы», где воздетые к небу в руках героев мечи заменили на «мирные» серп и молот.

В конкурсе на создание Рабочего и Колхозницы победила Вера Мухина. Натурщиком для рабочего стал атлет Игорь Басанько, а для колхозницы позировала работница московской телефонной станции Анна Богоявленская.

Воплощение скульптуры заняло 3,5 месяца, при этом использовали новейшие технологии, открытые советским металловедом П.Н. Львовым: на многотонный каркас навешивали сформованную на деревянных шаблонах оболочку из хромоникелевой стали и сваривали. Чтобы довезти Рабочего и Колхозницу до Парижа, 25-метровый памятник разрезали на 65 частей и упаковали в 28 железнодорожных вагонов. В Польше ящики не прошли в туннель, и пришлось резать скульптуру еще на несколько частей.

На выставке в Париже Рабочий и Колхозница произвели фурор! Они стали центром притяжения, поэтому не удивительно, что во время монтажных работ вскрылось несколько диверсий. Фотографии статуи печатали все ведущие газеты, ее копии повторяли на множестве сувениров выставки. А про стоявший напротив советского павильона павильон Германии с гербовым орлом на крыше говорили, что тот со стыда отвернул голову.

При возврате из Парижа памятник Рабочему и Колхознице повредили. После реконструкции его в 1939 году установили на низком (11 метров вместо нужных 33) постаменте перед Северным входом ВДНХ.

0383

В 2003 году скульптуру «Рабочий и Колхозница» разобрали. Ее планировали отреставрировать до конца 2005, но из-за финансовых проблем работы затянулись.

Лишь в ноябре 2009 года памятник установили на новый специально построенный для него павильон-постамент, повторяющий пропорции оригинального павильона Иофана.

4 декабря 2009 года монумент «Рабочий и Колхозница» открыли, а 4 сентября 2010 в его постаменте начал работу музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница». Там можно узнать историю создания скульптуры по фотографиям, проектам и макетам.

Считается, что с 1947 года скульптура «Рабочий и Колхозница» стала символом киностудии «Мосфильм». Но монумент впервые появился в комедии «Здравствуй, Москва». Известно, что сын Веры Мухиной пытался оспорить в суде право Мосфильма использовать образ Рабочего и Колхозницы, но его иск отклонили.

Источник

Почти детективная история создания знаменитой скульптуры «Рабочий и колхозница», или Почему Сталин тайно осматривал этот памятник перед отправкой его на Всемiрную выставку 1937 года, в Париж!

1 24 465x342 2

Весной 1937 года как-то поздним вечером к московскому опытному заводу Института машиностроения и металлообработки подкатил черный бронированный «Паккард». Из него вышел собственной персоной Иосиф Виссарионович Сталин, и неторопливо направился в один из цехов завода, где завершался монтаж скульптуры «Рабочий и колхозница».

Композицию осветили прожекторами, и вождь какое-то время молча смотрел на двух колоссов, выступающих их полумрака цеха. Затем так же молча вернулся в машину и уехал.

Через несколько дней скульптуру разобрали на 65 фрагментов, погрузили в вагоны – их потребовалось 28 – и повезли в Париж. На Всемирную выставку.

Соцреализм и наследие античности

В мае 1937 года в Париже открывалась Всемирная выставка. СССР впервые получил приглашение принять в ней участие. Разумеется, в таком случае никак нельзя было ударить в грязь лицом. За два года до открытия выставки стартовал архитектурный конкурс на создание проекта павильона нашей страны. Победил архитектор Иофан, предложивший лаконичную, без излишеств, галерею. С учетом особенностей местности, где павильон предстояло выстроить, архитектор разработал высокое и очень длинное здание – 34 на 165 метров. Его должна была увенчать скульптура рабочего и колхозницы, олицетворяющих новых хозяев страны. Создание этой композиции было поручено скульптору Вере Мухиной.

%D0%B7%D0%B0%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5 45

Источником вдохновения для художницы, создавшей эталонное произведение соцреализма, стала античная скульптура, и, прежде всего – статуи «Тираноборцы» и «Ника Самофракийская». В самом-самом первом варианте фигуры юноши и девушки были нагими, однако, строгая комиссия распорядилась их одеть.

Мухина не сразу нашла натурщиков для своей статуи. Моделями для мужской фигуры послужили танцор Игорь Басенко (тело) и физкультурник Сергей Каснер (лицо). Моделью для девушки стала телефонистка Анна Богоявленская, которая была типичной для тех лет спортивной красавицей-комсомолкой. Аню Мухина встретила на прогулке в парке, Каснера углядела среди марширующих физкультурников, а танцовщика приметила на сцене, во время спектакля.

Читайте также:  каковы положительные и отрицательные последствия раздробленности руси

После того, как миниатюрная модель будущей скульптурной группы была утверждена, приступили к созданию самой композиции. Чтобы оценить масштаб стоящей перед Мухиной и ее помощниками задачи, стоит вспомнить основные параметры «Рабочего и колхозницы»: высота — более 24 метров, вес — более 63 тонн.

images 40

Композиция была выполнена из нержавеющей хромоникелевой стали. Отдельные ее фрагменты крепились на внутренний каркас, для облицовки взяли металлические листы толщиной 0,5 миллиметра. Проект был окончательно утвержден в ноябре 1936 года. До открытия выставки оставалось менее шести месяцев. За это время нужно было изготовить все детали статуи, смонтировать, затем разобрать, погрузить в вагоны, доставить в Париж и там собрать снова – уже на крыше павильона.

К этой колоссальной во всех отношениях работе приступили на опытном заводе Института машиностроения и металлообработки. Каркас изготавливали на заводе «Стальмост». Из-за крайне сжатых сроков, а также по причине того, что Мухина, как и любой творец, была крайне придирчива к результатам и требовала самого точного исполнения своего замысла, работать приходилось в три смены, без перерывов и выходных.

Зачем приезжал Сталин

Известно, что измученные рабочие и другие сотрудники завода частенько роптали. В конце концов, директор Тамбовцев, напуганный сжатыми сроками и грозящими ему в случае неудачи карами, написал на Мухину донос: что она, мол, саботирует выполнение работы бесконечными переделками, и что в самом проекте есть крамола, поскольку лицо рабочего — вылитый портрет Троцкого.

По другой версии, лицо Троцкого «разглядели» в складках одежды колхозницы. И, наконец, говорят и о том, что, вроде бы, профиль Льва Давыдовича просматривается в развевающемся шарфике.

Так вот, считают, что Сталин приезжал в цех именно для того, чтобы проверить – нет ли на статуе и в самом деле лица Троцкого? И не обнаружив ничего похожего, распорядился не давать доносу ход.

Впрочем, возможно, все намного проще. Накануне завершения монтажа «Рабочего и колхозницу» навещали многие из первых лиц государства, в том числе и нарком обороны Ворошилов. Приехал и Сталин, чтобы осмотреть все хозяйским взглядом – на кону стоял престиж страны!

Как «Рабочего и колхозницу» хотели купить французы

Усилия Веры Игнатьевны Мухиной и коллективов двух заводов увенчались полным успехом. Эффект, произведенный в Париже нашим павильоном, и, в особенности, статуей «Рабочий и колхозница», был ошеломительным.

%D0%B7%D0%B0%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5 44

Напротив нашего павильона, случайно это вышло или нет, стоял павильон Германии. Немцы дождались окончания работ над советской конструкцией, и достроили свой павильон – на несколько метров выше. А крышу увенчали фигурой орла. Но эта идея не выстрелила. Орел из-за высоты здания казался мелким и незначительным. Так, птичка какая-то.

images 39

Зато наши «Рабочий и колхозница» словно парили над выставкой, привлекая к себе восхищенные взгляды. Из-за особенностей материала, скульптурная группа меняла цвет в зависимости от освещения и времени суток. На рассвете она была розовой, днем – серебристо-стальной, вечером, в закатных лучах – золотой. Французы, как известно, большие эстеты.

%D0%B7%D0%B0%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5 43

Скульптура им очень понравилась, французская пресса объявила «Рабочего и колхозницу» величайшим произведением XX века. Парижские власти выразили желание купить монумент. Но Сталин отказал, заявив, что «гиганты» должны вернуться на Родину. Так и случилось. «Рабочий и колхозница» заняли свое место у входа на ВДНХ.

images 38

В 2003 году скульптурную композицию размонтировали для реставрации, которая завершилась в 2009. В настоящее время монумент установлен на павильоне – точной копии того, что был в Париже. В нем развернута экспозиция, посвященная Вере Мухиной и ее главному творению.

(Не все знают, что на официальной эмблеме «Мосфильма» (утвержденной еще в 1948 году), изображены не оригинальные «Рабочий и колхозница», а их глиняная копия, изготовленная Мухиной специально по заказу киностудии. Объяснение довольно простое: из-за внушительных размеров «оригинала» при съемке под углом его пропорции искажались. Создание «компактной» версии скульптуры решило эту проблему — ред.)

Источник

Рабочий и колхозница

Битва идей на всемирной выставке в Париже в 1937

0*X77Uv5j0SMIJ2uLU

Хочу рассказать о памятнике, ставшим в Советском Союзе символом освобожденного труда и о той битве идей, с которой связано его создание.

1*FAwvN TfEHX SVU 1Udvw

Всемирная выставка 1937 года в Париже проходила под девизом «Искусство и техника в современной жизни» и стала ареной пропаганды отдельными странами-участницами своих политических и экономических систем. Кроме Советской России, здесь демонстрировали свои достижения фашистские Германия и Италия.

Советское государство придавало большое политическое значение участию в выставке для пропаганды идей социализма на Западе. Особое значение придавалось идейной направленности не только экспозиции, но и архитектуры павильона. К архитектуре национальных павильонов на всемирных выставках всегда предъявляются особые требования — она должна выражать свою страну. Традиционно страны-участницы строили свои павильоны, прибегая к имитации национальных исторических стилей. Дореволюционная Россия на всех всемирных и международных выставках выступала в формах древнерусского зодчества.

Подготовка к участию к парижской выставке началась в мае 1935 года, когда были проведены конкурсы на архитектурное решение павильона и затем в 1936 году — на его художественное оформление. В программе конкурса отмечалось:

«Павильон Союза ССР должен сам служить как бы экспонатом выставки, демонстрирующим расцвет социалистической культуры, искусства, техники, творчества масс благодаря социалистической системе. Архитектура павильона должна в жизнерадостных и ясных формах выразить творчество этой системы, несущей с собой небывалый подъем массовой культуры и раскрепощение всех творческих способностей человека».

1*k0sBEWs5kp90ul0qklLaGg

Павильон СССР, построенный по проекту архитектора Б.М. Иофана и скульптора В.И. Мухиной, пользовался большим успехом у посетителей выставки. Он был понятен каждому, он волновал всех.

«Через тридцать лет, — писал французский журналист Филипп Ламур,– когда внуки теперешних французов попытаются восстановить посредством точной картины великолепное воспоминание о полной чудес парижской выставке, они, несомненно, вспомнят немало остроумных сооружений и тысячу забавных деталей этого огромного города, импровизированного в течение нескольких месяцев на берегах Сены. Но то, что навеки запечатлеется в памяти парижан, венчая этот праздничный город, достигая высоты небес, — это гигантская статуя павильона Советов, в которой молодость прорывается в великолепной радостной легкости, как большая надежда, шагающая к небу».

1*RjFivLwumzOLsWOMg7VUGg

Президенту национального синдиката журналистов Жоржу Бурдону скульптурная группа советского павильона напоминала Самофракийскую Победу — великий эллинский символ, обновленный в камне и металле.

1*sbUvUgIh3nOU5UrouR9ydQ

1*vOk8XS3FLlIkIQzfrNrI1A

А между тем напротив советского павильона размещался павильон Германии, украшенный фигурой орла со свастикой. По замыслу главного архитектора рейха Альберта Шпеера, павильон Германии должен был стать «куском священной немецкой земли», выполненным из немецкого железа и камня. Все материалы для него везли из Германии. Цель: воплотить идеологию средствами искусства — в полном соответствии с множество раз повторявшимися словами Гитлера, назвавшего архитектуру «миром в камне». А поскольку фюрер мнил себя талантливым архитектором (некоторые его проекты, например, гигантская и помпезная триумфальная арка, сохранились в рисунках), его вкус, несомненно, повлиял на проект немецкого павильона. Кроме того, он контролировал ход подготовки к открытию выставки.

В своих мемуарах Шпеер рассказал и об истории создания этого сооружения-символа, сооружения-мифа. Немецкому архитектору удалось пробраться в помещение, где хранились чертежи соперника — советского павильона. Советский павильон, украшенный гигантскими статуями рабочего и колхозницы, воплощал стальной напор гигантов, вознесенных на треть высоты павильона. Все здание пронизано движением, переданным в нарастании горизонтальных форм, переходящих в главной центральной части в вертикаль взлетающего пилона. Установленная на кровле пилона группа «Рабочий и Колхозница» в своей композиции последовательно повторяет это движение: сначала — вперед, а затем — ввысь. Высоко взметнув вверх серп и молот, дружно шагают вперед молодые и прекрасные гиганты — рабочий и колхозница, олицетворяющие весь советский народ. Композиционной осью группы является мощная диагональ, придающая этому движению стремительность. Этими средствами скульптор ярко выразил идею всенародного движения советского народа вперед, к коммунизму.

1*SvT PwUUKYvenmJrNj8qGQ

Источник

История создания «Рабочего и колхозницы», часть №1.

Доброго времени суток, уважаемые пикабушники и пикабушницы!
Не так давно на Пикабу было несколько постов о выставке в Париже 1937 года, и о павильоне СССР:
http://pikabu.ru/story/sssr__vsemirnaya_vyistavka_v_parizhe_.
http://pikabu.ru/story/pavilon_sssr_na_vsemirnoy_vyistavke_v.
Но о самой скульптуре «Рабочий и Колхозница» было сказано не так много, а тем не менее история создания скульптуры достаточно интересна. Я порылся в интернете и нашёл статью некого П. Суздалева, написанную по воспоминаниям Веры Игнатьевны Мухиной, автора скульптуры. Её, собственно, вам и предлагаю, с моими небольшими купюрами, дополненную фотографиями из того же интернета.
Из-за объёма информации (а вовсе не из-за количества плюсиков) пост пришлось разбить на две части.

1483734218119115898

Фрагмент портрета В. Мухиной работы М. Нестерова

«Образ есть синтез всего того вечного, что сохраняется как от отдельной личности, так и от данной общественной формации».

В разгар работы ей вручили под расписку пакет. Пакет был из Совнаркома. Из письма следовало, что В. И. Мухина, В. А. Андреев, М. Г. Манизер и И. Д. Шадр назначаются участниками конкурса на скульптуру для павильона СССР на Международной выставке в Париже тридцать седьмого года. К работе приступить надлежало немедленно, а тему и другие сведения о скульптуре получить у автора проекта павильона архитектора Б. М. Иофана.

Нужно было ехать к Иофану.

1483734573141039265

Архитектор Борис Михайлович Иофан

С Иофаном она была знакома по Союзу архитекторов, встречалась не раз на всяких конференциях. Элегантный, красивый мужчина, почти ровесник ей, он успел получить широкую известность проектом Дворца Советов.

Борис Михайлович встретил Мухину как одного из возможных сотрудников и показал проектные чертежи будущего выставочного сооружения. Архитектурная перспектива, выполненная на большом листе ватмана цветной акварелью, рисовала образ павильона, длинного и узкого, похожего на гигантский корабль, на вознесенном носу которого поставлена гигантская статуя. Но чем больше смотрела Мухина на проект, тем меньше павильон представлялся ей морским судном; острые ребра, плоскости и прямоугольные уступы здания, стремительно нарастающего вперед и вверх, больше походили на длинный поезд, впереди которого мчался необыкновенный локомотив с башней-пилоном и статуей.

Замысел состоял в том, что советский павильон должен выглядеть триумфальным зданием, отображающим своей динамикой стремительный и мощный рост достижений первого в мире социалистического государства. При этом здание должно быть решено в лаконичных современных формах, чтобы оно легко воспринималось с дальнего расстояния и чтобы любой человек при первом взгляде почувствовал, что перед ним павильон Советского Союза. Отсюда и вырос проект здания «с динамичными формами, с нарастающей уступами передней частью, увенчанной мощной скульптурной группой».

1482540861156312542

Эскизный проект Б. Иофана

1483734822189318085

Проект Иофана Мухиной не понравился: его понятие о синтезе казалось чересчур спорным, он его видел не в конструктивно-композиционном разрешении, а в равновеликости скульптуры и архитектуры. Он сказал, что представляет скульптурную группу как развитие архитектурной идеи, статуя должна стать скульптурным продолжением самой архитектуры. Это не тот синтез искусств, о котором мечтала она: «Нельзя растворять скульптуру в архитектуре, и та и другая должны сохранять свою специфику даже в абсолютной гармонии синтетического образа».

Были и другие опасения. Динамика павильона будет видна только в профиль, с отдаленных боковых точек зрения, а спереди павильон будет восприниматься лишь пьедесталом статуи; и при тридцатичетырехметровой высоте фасадного пилона на близком расстоянии скульптура может исказиться и стать безобразной в глазах зрителя. Как все заранее рассчитать, найти размеры группы по отношению к башне и всему зданию?

Выдержит ли тонкая башня павильона нагрузку такой колоссальной скульптурной массы, даже если она будет полая внутри; из какого «легкого светлого металла

Иофан, видимо, и сам чувствовал этот недостаток, поэтому включил в композицию какое-то полотнище, расчерченное горизонтальными линиями складок, закрывающих бедра мужской фигуры. Однако складки этой абстрактной драпировки бессильны были противостоять подавляющему господству вертикального взлета всей башни. Мухина пыталась преодолеть этот, как ей казалось, просчет архитектора, перекладывая так и сяк формы полотнища, варьируя их движение, но ничего интересного не находила.

Шел уже июнь. Проект Иофана был утвержден правительством. «Правда» поместила этот проект на своих страницах. У Мухиной же дело не шло, и ей казалось, что она попусту просиживает солнечные дни в своей загородной мастерской.

Читайте также:  бакеева айна альмуратовна биография дата рождения

1483735531127573013

Эскизный проект павильона

Мысль, осенившая Мухину, заключалась в следующем: нужно большую часть скульптурных объемов пустить по воздуху, как бы летящими по горизонтали. Эта идея ей сразу показалась чрезвычайно заманчивой и трудной, подобных построений она не знала.

Наконец она нашла искомое: шарф, одним концом зажатый в левой руке женской фигуры, летел назад от встречного ветра; потом, делая горизонтальную петлю, возвращался к бедру мужчины, облегал его спереди и опять улетал назад, обрываясь и трепеща по ветру где-то в пространстве. Левая рука женщины и правая мужчины тоже включались в горизонтальный полет шарфа, вместе с шарфом они укрепляли связь скульптуры с пьедесталом, со всем зданием павильона и невероятно усиливали стремительность движения фигур вперед. Мухина поняла, что нашла решение, которое не только устраняет просчет архитектора, но придает иной характер задуманной им группе: торжественную, но тяжелую поступь фигур оно превращает во всесокрушающий порыв.

148373586815509850

Теперь, когда основное в композиции было найдено, Мухина взялась за новый эскиз почти в метр высотой. Ей захотелось сделать группу легкой, стремительной, полной воли и движения. Она должна быть радостной и вместе с тем грозной в своем стремительном движении. Теперь архитектура и скульптура павильона срастаются друг с другом все крепче и органичнее, образ Страны Советов обретал в ее группе все более убедительное и глубокое выражение.

Роль скульптора представлялась уже не второстепенной ролью исполнительницы замысла другого художника, но по-настоящему творческой, значительной, в достаточной мере самостоятельной.

Мужскую фигуру Мухина вылепила обнаженной, как это было у Иофана, но изменила пропорции и свободной правой руке придала движение развернутого крыла. Если смотреть теперь сбоку или в трехчетвертном повороте, то рука соединялась с петлей шарфа, и сходство с крылом приобретало еще большую наглядность; полотнище, охватывающее бедра мужчины, в своем полете становилось как бы опорой, динамически поддерживающей в движении громадную петлю шарфа и руки-крылья обеих фигур.

1483735620136411971

Фото Ричарда Нейпиера, 1982 г.

Однако радоваться счастливой находке было еще слишком рано. Работая над моделью, размеры которой были примерно в двадцать пять раз меньше, чем будущая группа, Мухина вдруг ужаснулась гигантским масштабам скульптуры, небывалым в истории русского искусства и архитектуры.

Как сделать, чтобы колоссальная скульптура, поднятая на высоту тридцати четырех метров, не показалась бы зрителю неимоверно грузной, грозящей раздавить, разрушить тонкую стройность возносящегося к небу пилона, как создать впечатление легкости и стремительности группы?

Мухина решила найти такой силуэт композиции, чтобы вокруг фигур было много воздуха, чтобы на большой высоте на фоне неба скульптура казалась ажурной и, стало быть, легкой. Тяжелый, непроницаемый силуэт, как на проекте Иофана, здесь совершенно неприемлем.

Казалось, все шло по ее желанию: композиция приобрела ажурность, легкость и динамичность.

Но тут возникли новые сомнения: проект Иофана утвержден Правительственной комиссией, а Мухина отступила от композиции Иофана; за одно это модель могут отвергнуть. Больше всего она боялась за шарф, которого у Иофана нет, но без которого она теперь не могла даже представить себе скульптурной группы.

148373684016569306

Между тем кончилось лето. В первых числах сентября Мухина подала для просмотра свой эскиз.

Тогда-то и начались мучения, по сравнению с которыми три месяца напряженных поисков, сомнений, разочарований вспоминались светлой порой безмятежного творчества и благоденствия.

1483738493119918722

С первого взгляда она ощутила преимущества своего решения. Андреев и Манизер не отступили ни в чем от замысла Иофана: та же диагональ и тяжелая монолитность в силуэте, нет ажура и поэтому нет легкой стремительности движения в фигурах; они тяжелые и ничем, кроме серпа и молота, не похожи на современников. В этих эскизах есть известная торжественность поступи, но замороженная, не живая, в духе псевдоклассицизма прошлого века, особенно у Манизера.

— Штаны надеть? (Рабочий был у нее нагим.)

— Да. Наденьте, чтобы видно было, что это рабочий.

Но события пошли совсем не так, как ей хотелось. Межлаук, посмотрев «одетый» эскиз, посоветовал к окончательному просмотру сделать три варианта: один совсем без шарфа, второй с таким шарфом, как сейчас, толстым, похожим на парашют, и еще один с шарфом полегче.

— Кое-кто сильно возражает против шарфа.

У Мухиной внутри что-то оборвалось, она словно пошатнулась.

— Докажете от противного. И помните, что это самая ответственная скульптура за двадцать лет.

14837386991100123901

Б. М. Иофан и В. И. Мухина

«И вот входит Вячеслав Михайлович, в черном костюме и пенсне, как на портретах. Знакомят.

— Нельзя ли убрать его, что скажет скульптор?

— Но почему он раздвоен? Лучше сделать одну полосу.

Я замолчала и больше не возражала. «

Пришлось снова повозиться с шарфом. Снова показывать Молотову. На сей раз модель была одобрена.

Только теперь можно было приступить к работе над большой, завершенной во всем моделью группы, с которой потом скульптуру увеличат до заданной величины при переводе в металл. Для большей легкости и точности увеличения модель нужно бы сделать не меньше чем в одну пятую будущей группы, что значит около трех с половиной метров вышины.

После утверждения модели в Торговой палате было созвано совещание с директорами и главными инженерами заводов и конструкторами.

— Когда вы нам дадите? Через десять дней, иначе не успеем.

— Но я не успею в такой срок. Даже в месяц мне не сделать двух трехметровых фигур.

Я объяснила. Он вошел в зал:

— А ну, кто тут моего скульптора обижает?

Потом и я вошла. Сижу молча, опустила глаза. И снова:

— Когда дадите? Через месяц можете?

— Вы могли бы сделать однометровую модель за месяц?

— Хорошо, тогда я берусь увеличить скульптуру сразу в пятнадцать раз.

— Это рискованная вещь. Ведь тут каждая мельчайшая ошибка тоже увеличивается в пятнадцать раз.

— Ничего, можно исправить по деревянной форме.

Заказчики. Заказчики никогда не меняются.

Сначала 100500 комиссий по утверждению эскихов, а потом: «Ой, а у нас сроки горят, за две недели всё сделаете?»

Молотов как всегда молодец.

Если смотреть с пьедестала, можно видеть, что у статуи Колхозницы имеется между ног отверстие-люк (скрытый вторичный половой признак). Бросается в глаза нефункциональность этого отверстия: ведь для чисто технических целей значительно удобнее, чтобы оно было проделано, скажем, в ее огромной ноге. Но внешняя, видимая правда образа обернулась замаскированной физиологической правдой; более того, как будто для большего правдоподобия внутренности Колхозницы были выкрашены красной и оранжевой краской. Т.е. женщина не просто навязывалась жизни как политический символ, но была наделена реальной репродуктивной функцией…

Музей Гаража Особого Назначения на ВДНХ

Довелось тут побывать в столице нашей необъятной. Решил сходить, побродить на ВДНХ и увидел там музей ГОНа.
Представлена большая экспозиция автомобилей руководителей страны.

162771377518212279

1627713776125735210

1627713776125092129

1627713776120111501

1627713776121761478

Полноприводная Волга для поездок Брежнева на охоту.

1627713775196347870

1627713776113446462

1627713775122339656

1627713776115799345

162771377515333215

1627713775180144846

1627714038116127930

162771403717296097

162771403819065536

1627714038119014

162771403812017855

1627714036130711273

1627714037152284843

1627714036196466656

162771403711367906

В некоторые, как например в этот, можно заходить.

Также, рядом с многими экспонатами присутствуют интерактивные табло, позволяющие ознакомиться с историей и устройством данного экспоната.
Есть «тренажёр» на базе половины «нольвторой» Волги, позволяющий погонять по Москве в маяками (виртуально, конечно))
Данный музей рекомендую для посещения с детьми.

Gagarin Party 1991года. Ищу фотографии и истории

Я ищу фотографии с Гагарин пати, которая прошла в парке ВДНХ в 1991 году. На просторах интернета мне не удалось найти больше десятка. В этом году первому рейву будет 30 лет, может у кого нибудь сохранились фотографии или интересные истории с той тусовки? Буду крайне благодарен за любую информацию. Репортажи и видео уже отсмотрены)

1626090731116452574

m2940391 1802320699

160042624523883705

Павильон “Космос” на ВДНХ

Здание павильона появилось задолго до того, как Юрий Гагарин отправился в космос.

1617816351163968174

1617816337146325084

В 1939 году на территории Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (сейчас ВДНХ) появился новый павильон, созданный по проекту архитекторов Виктора Андреева, Ивана Таранова и Надежды Быковой. Его существенная часть сохранилась до настоящего момента — это эллинг с параболическим сводом, перекрывающим аллею. Такая необычная арочная конструкция из бетона и стали была признана успехом советской индустриализации.

1617816346188915593

1617816347191024759

1617816348183859430

161781635016246138

1617816349166135710

1617816352157940041

1617816353156255767

161781635414789881

Современный вид павильон приобрел только в 1954 году: после масштабной реконструкции к эллингу был пристроен огромный купольный зал (высотой 60 м). Сконструировал купол Г. Гордон, барельефы на фасаде создавал скульптор С. Меркуров.

Весной 2018 года павильон “Космос” окончательно преобразился. Реставрационные работы велись чуть больше года, что по сравнению с аналогичными проектами — рекордно короткий срок.

m2219134 1250319210

1635402272384048325

Москва

1617630010139689933

m1002684 297016848

Москва 1980-х в фотографиях: ностальгия по былому

1980 год: медвежонок Миша

Год, который навсегда остался в памяти многих москвичей. Олимпийские Игры проводились в столице с 19 июля по 3 августа. Город на это время превратился в нечто совершенно прекрасное. Повсюду была символика Олимпийских Игр. Над украшением Москвы долго трудились, оформляя витрины, развешивая флаги, размещая эмблемы и талисманы спортивного мероприятия.

161467436414163111

Стадион «Лужники», 1980.

1614674424130571826

Олимпийский мишка на стадиона «Лужники», 1980.

1614674458133291464

Олимпийская символика у Главного входа ВДНХ, 1980.

1614674520126027014

Эстафета Олимпийского огня на Новом Арбате (Пр. Калинина), 1980.

1614674572170233753

Мишка около Олимпийской деревни на Мичуринском проспекте в сторону области, 1980.

1981 год: добро пожаловать в космос

1614674709141575920

Вид на монумент покорителям космоса и музей космонавтики с гостиницы «Космос», 1987.

Основной задачей художников стало создание пространства, которое напоминало бы космос. Поэтому в отделке старались применять самые современные на тот момент материалы. В 2009 музей отремонтировали, обновив декор и экспозицию. Сейчас здесь находится огромное количество экспонатов. На них можно не только смотреть, но и зайти внутрь. Например, в макет орбитальной станции «МИР».

1982 год: опасные эскалаторы

Не обошлось десятилетие и без печальных событий. 17 февраля произошла авария на станции «Авиамоторная». Из-за поломки механизма, пропало сцепление деталей с двигателем у 4-го эскалатора (который у стены). Оба аварийных тормоза не сработали. Движущаяся лестница мгновенно ускорилась в 2,5 раза и стремительно «понесла» пассажиров вниз. Многие не успевали сойти с эскалатора.

1614674804143712020

Продолжалось это всего 110 секунд. Однако за столь небольшое время погибли 8 человек. Пострадали десятки людей. Официальные СМИ на трагедию почти не отреагировали. На следующий день появилась лишь одна короткая заметка в газете «Вечерняя Москва». Только спустя 10 лет всё то же издание опубликовало большое расследование. Однако длинный репортаж закончился ничем. Кто конкретно стал виновником аварии, выяснить так и не удалось.

161467484016581696

Станция «Авиамоторная», 1986-1987.

1983 год: южные рубежи и конец инженерным чудесам

161467517419285040

Схема Московского метро 1984 года. С ещё построенными станциями этой линии.

1614675302193183731

Станция «Чертановская», 1983.

К сожалению, незадолго до пуска нового участка, 20 октября, по техническим причинам закрылась станция «Воробьёвы горы». Во время строительства Лужнецкого метромоста проектировщики допустили ряд серьёзных ошибок. Из-за этого конструкция начала довольно быстро разрушаться. Вновь станция открылась лишь через 19 лет.

1614675352143444220

Такие объездные пути построили, чтобы поезда проезжали станцию без остановки. Позже они прекратились в тоннели, 1987.

1614675474129787421

В качестве фото станция «Белорусская» Кольцевой линии. Тогда там ещё был оригинальный пол и скульптура в торце станции, 1984-1985.

На Кольцевой линии применили несколько другую систему. Там женский голос объявлял станции при движении по часовой стрелке. То есть, например, от «Комсомольской» в сторону «Курской», «Добрынинской » и т.п. Мужским голосом объявляются станции, когда поезд движется против часовой стрелки. То есть от той же «Комсомольской» в сторону «Проспекта Мира», «Белорусской» и т.п.

1985 год: молодёжная феерия

1614675602128747010

Всемирный фестиваль молодёжи и студентов на Комсомольском проспекте, 1985.

1614675707114256291

Естественно разработали и официальную символику мероприятия. Всего выпустили более 7000 разных наименований сувенирной продукции. Интересно, что главная эмблема фестиваля принесла СССР доход в размере 10 млрд долларов, если пересчитывать на современные деньги. Тогда сумма равнялась 450 млн советских рублей.

1987 год: незваный гость

28 мая в Москве произошло нечто невообразимое. В 18:55 на Большом Москворецком мосту на легкомоторном самолёте совершил посадку немецкий пилот-любитель Матиас Руст. Подрулив к Собору Василия Блаженного он, как ни в чём не бывало, вышел из самолёта в красном комбинезоне и начал раздавать автографы удивлённым прохожим.

Читайте также:  памятник ежи в химках история

1614676141119192378

Реставрация знаменитого фонтана «Золотой колос» и применение технологии с двухтысячелетней историей.

На него ушло 5,5 тонн золотой смальты и еще 3,5 тонны цветной – источник. Мне сразу же стало интересно, а что это за смальта такая, да еще и не простая, а золотая. Разбираемся в технологии вместе с Пикабу.

1532340773177925844

Изначально, в 1939 году фонтан был выполнен из меди – что предопределило его судьбу, ведь металл от постоянного контакта с водой темнел и разрушался. Проработало чудо инженерной мысли всего несколько лет, а в 1949 году его и вовсе разобрали.

1532342664146547328

И уже в 1954 году на сцену выходит смальта – новую версию фонтана, фактически современную, потому что именно её и реставрировали, выполнили из железобетона, покрытого ей родимой.

Итак, смальта – это непрозрачное стекло, выплавляемое с добавлением оксидов металлов, а потому обладает широчайшей цветовой гаммой. Характерная особенность – добавление соли калия, вместо натрия, что придает получаемому стеклу особенную стойкость и прочность. В частности, золотая смальта, это конечно же не с добавлением оксида золота (который в природе не встречается), а фольга, запрессованная между стеклянными пластинами.

1532342859194965925

Родилась эта технология в Древнем Риме за два века до начала нашей эры – для декорирования интерьеров вилл патрициев и латифундистов. Сегодня разработаны методы промышленного производства этого ценного материала (не всегда верьте Википедии!), но, конечно, сохранились и ручные производства – уверен, это придает индивидуальности работе и конечно же увеличивает цену. Мозаичная работа при этом также сложна и затратна. Но результат того стоит!

1532343090187358839

Настоящего расцвета выплавка смальты и мозаичная техника достигли в правоприемнице Рима – Византии. При строительстве христианских святынь смальта использовалась обязательно – это и картины изображающие библейские сюжеты, и разнообразные орнаменты, и отделка стен, окон и дверей, особой «фишкой» стало применение золотой смальты как фона для изображений. Мастерских по изготовлению было не счесть, а количество цветовых вариаций превышало сотню!

1532343200154220119

В третий Рим эта технология, к сожалению, перешла не сразу. Сначала её украли, как и многое другое после падения Константинополя, итальянские торговцы. Но технология оказалось через чур затратной и популярности не получила. А вскоре и вовсе была скрыта итальянскими мастерами и получила статус элитарной и недоступной.

Заново открыл для человечества эту технологию гений из России – тот самый Михаил Ломоносов! Три долгих, но увлекательных года, ученый проводил опыты, и после 4000 попыток научился производить смальту практически любого цвета. А потом построил фабрику по её производству. И хотя после его смерти производство сошло на нет, все достижения были задокументированы, и заняли своё место в наследии Ломоносова. Ниже фото лабораторных образцов.

1532343292134953415

Следующий бум применения смальты – послевоенное время в советском союзе. Мозаики применяются повсеместно: монументальные панно, станции метро, общественные здания от остановок до детских садов. Особое направление – как раз оформление фонтанов.

Такой выбор не случаен – смальта водо- и морозостойка, а также чрезвучайно долговечна – некоторые образцы из Древнего Рима пережили два тысячелетия. Что примечательно – обсуждаемый тут фонтан потребовал реставрации уже через два десятка лет. Но я почему-то уверен, что это вообще не из-за смальты. Смальта выбор серьезных мужчин, облицуйте ваши жилища смальтой – не прогадаете! Если, конечно денег хватит.

Спасибо за внимание!

m647846 854561222

История создания «Рабочего и колхозницы», часть №2.

1483778546164786526

Инженеры не хотели, да и не могли ждать окончательной модели. Они взяли гипсовый слепок утвержденного эскиза и приступили к расчетам и конструированию каркаса под стальную оболочку, которая, при всей своей миллиметроиой тонкости, при высоте группы, определившейся в двадцать четыре с половиной метра, все же будет весить около десяти тонн.

Сложность этого завершающего этапа возрастала оттого, что завод «Стальмост» приступил к изготовлению конструкции каркаса для монумента по расчетам, сделанным на основе утвержденного эскиза, и, следовательно, сколько-нибудь существенные изменения были строжайше запрещены: один инженер приезжал в мастерскую чуть ли не ежедневно и снимал точный рельеф формы для уточнения расчетов главного каркаса, не уставая повторять «стальное» условие, чтобы «ни на один сантиметр скульпторы не смели выходить за каркас в исполняемой модели». И все же Мухина не отказалась от цели дать не просто детально проработанное увеличение эскиза, а совершенное скульптурное произведение. Она сумела сделать пропорции фигур стройнее, изящнее, внимательно пролепила мускулатуру, летящие назад складки юбки, шарфа, изменила поворот и сам характер голов, уменьшив их в размере.

1483778635188053206

Рабочая модель статуи

Между тем терпение Львова истощилось, он звонил, спрашивал, требовал. Пришлось, не закончив всей модели, формовать сделанные части для пробных увеличений. Еще головы фигур оставались непролепленными болванками, а отформованную в гипсе ногу рабочего инженеры увезли в цех.

— Зачем? Мы все вычислили.

На другой день отправились смотреть. Совсем другое дело, получилось как надо. Львов тоже увидел разницу.

14837788021266361

1483778904137445211

1483778938178771125

Самой сложной для инженерных расчетов частью статуй оказался мужской таз. От него «шли» две ноги, торс, бок девушки и кусок шарфа. Это трудное и опасное место назвали «узловой станцией». Малейший сдвиг мог привести к смещению всего остального. Инженерам и скульпторам пришлось много повозиться с этой «станцией». Мухиной запомнилась работа над женской «прической», форма которой делалась отдельно от головы: «Волосы» стояли дыбом, в форму, похожую на долбленый пчелиный улей, залезали через небольшое отверстие; внутри работали два плотника и Н. Зеленская. Плотники курили махорку, и было смешно смотреть, как из дыры вился дым. Оттуда высунулась Зеленская:

— Вера Игнатьевна, не могу понять, как идут пряди. Лезьте сюда.

Был обеденный перерыв. Мухина в короткой меховой шубе с молнией, которая постоянно расстегивалась, изловчившись, влезла в улей, разобралась в прядях, потом вылезла наружу. Вернувшийся после обеда плотник не мог поверить, что плотная скульпторша, да еще в шубе, была в форме: «Неужели влезли?»

Развал каждой формы был всегда торжественным моментом. Вокруг собирались и те, кто делал эту часть, и рабочие соседних бригад. Все волновались при появлении стальной ноги, руки, таза.

«Развалили, рабочие оживленно перекидываются впечатлениями:

У нас медники, жестянщики с авиазавода. Там он делает одну и ту же деталь, которая ему осточертеет, а тут ему интересно видеть, что получается».

Напряжение не спадало с утра до вечера.

1483779269119668830

Проходили дни и ночи. Подъемный кран поднимал все новые части группы. Ноги стали на место, оделись торсы, руки поплыли по воздуху и срослись с телом. В марте у стальных гигантов появились головы, и две руки с серпом и молотом взметнулись над ними.

1483779345144863459

Помню ночь, всю ночь метель. Спастись от нее можно только в юбке статуи. Помню, Львов стоит, высокий как столб.

— Прилягте, Петр Николаевич.

— Нет, если лягу, то не встану.

Он уже несколько ночей не спал. Наконец рабочие стали его просить:

— Отдохните, мы сделаем.

Он сел и сразу заснул. Вот-вот свалится. Его приткнули к столбу, даже не почувствовал.

Вся эпопея дружная, на страшном подъеме. Только подъем и вывез».

1483779442180266900

Повесили «загогулину», покрыли ее сталью. Мухиной не понравился «хвостик» шарфа, она сказала Львову:

— Ужасно, это не шарф, а какой-то аппендикс.

Весь шарф опять сняли, вырезали неуклюжий кусок, стали переделывать. Приехал Межлаук. Мухина видит: он волнуется, сердится.

— Пока не будет полной уверенности, не кончим.

Вмешался директор завода:

Мухина без сил уехала домой. Утром звонит Львову:

— Ну как, повесили наконец шарф?

— Да, и знаете, только теперь мы поняли ваш замысел!

На следующий день после одобрения приступили к разборке статуи и обдуванию ее песком. Статуя с каркасом была разобрана на шестьдесят пять частей и упакована в ящики. Вместе с инструментами и дерриком она заняла двадцать восемь вагонов. В этом поезде поехали монтажники во главе с Рафаэлем. Мухина узнала потом, что в Польше пришлось отрезать автогеном куски статуи, которые могли не пройти в туннель.

В Париж для сборки статуи командировали Мухину с Ивановой и Львова с группой инженеров.

1483779601198421769

Париж, вид на площадки советского и немецкого павильонов.

Ажан ответил убежденно:

Потом мы получили пропуска, подружились с ажаном. Мы оказались единственными женщинами на территории выставки, которые работают. Всех очень удивляло, что женщины все делают вместе с рабочими и даже сварку варят».

1483779802110661460

Немцы долго выжидали, желая узнать высоту нашей скульптуры. Когда они ее узнали, то над своим павильоном соорудили башню, которая была метров на десять выше. Наверху поставили орла. Но орел выглядел довольно жалко и казался маленьким.

Монтаж стальной группы и сборка были сделаны за одиннадцать дней, за два дня до срока. Когда подымали серп и молот, фотокорреспонденты «Юманите» сняли их в воздухе так, что казалось, будто они реют выше Эйфелевой башни. Кажется, была подпись: «Эйфелева башня хочет найти свое новое завершение».

1483779899140219020

Павильон СССР вызвал восхищение парижан новизной и высокой художественностью, величавым пафосом содержания. Даже люди, которых нельзя было отнести к друзьям Советского Союза, вынуждены были поддаться общему восхищению и удивлению искусством молодого государства, чей павильон из светло-оранжевого мрамора и порфира как волшебный корабль мчался по берегу Сены.

1483779987146386378

1483780167158934788

Мухина вернулась домой триумфатором, завоевавшим всемирную известность. Москва ждала ее.

На физкультурном параде в честь двадцатой годовщины Октябрьской революции на Красной площади несли макет павильона со статуей, которую изображали живые юноша и девушка. Среди поздравительных писем одно тронуло до слез: любимый учитель русского языка в курской гимназии Петр Иванович Смирнов писал: «От ваших успехов мы, старики, молодеем».

Как же Мухина переживала свой грандиозный успех, о котором она не смела и мечтать? Она была счастлива, горда, но не теряла головы, сохраняя прирожденное благоразумие и скромность. Когда ее попросили рассказать о работе над статуей в «Revue de Moscou», она написала в статье:

«Меня спрашивают, довольна ли я своей работой. Ну что же, нет, не совсем. Я в ней вижу некоторые художественные и технические недостатки. Я не совсем удовлетворена как пропорциями, так и отчасти формами, которые недостаточно выразительны. Самое большое удовлетворение я получила от самой работы».

1483780437180961206

После окончания выставки скульптуру снова разобрали и отправили в Москву. При переезде многие части сильно пострадали, и скульптуру восстановили с некоторыми отличиями от первоначального проекта.

Мне остаётся только беспомощно разводить руками, ибо все мои протесты при решении этого вопроса ни к чему не привели. Никто из архитекторов не поднял протеста по поводу совершенно недопустимой постановки этой статуи, постановки, уничтожившей весь порыв скульптуры.

1483781244169067611

В 2003 году монумент был разобран на 40 фрагментов. Скульптуру намеревались отреставрировать и вернуть на место в конце 2005 года, однако из-за проблем с финансированием реконструкция затянулась и была полностью завершена только в ноябре 2009 года. В ходе реконструкции специалисты ЦНИИПСК им. Мельникова значительно укрепили несущий каркас композиции, все части скульптуры были очищены и обработаны антикоррозийными составами. Руководителем коллектива реставраторов стал скульптор Вадим Церковников. Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ) создал для восстановления скульптуры специальные пасты, покрытия и материалы высокой коррозионной стойкости.

Скульптура была установлена на новый специально возведённый для неё павильон-постамент (архитекторы А. Мезенцев, Д. Стасюк, Е. Пичурова, Н. Петухова, О. Чмиль, Е. Бубнова, Е. Александрова), в общих чертах повторяющий оригинальный павильон Иофана 1937 года, но значительно «обрезаный» в задней его части, что было вызвано особенностями выделенного под монумент участка. Постамент, на котором размещена скульптура, на 10 м выше предыдущего.

Установку осуществили 28 ноября 2009 года с помощью специального крана. Торжественное открытие монумента прошло в Москве 4 декабря 2009 года.

4 сентября 2010 в постаменте монумента был открыт музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница». В музее представлена история создания монумента в фотографиях, проектах и макетах. Ещё три зала — выставочные. Экспозиционная площадь центра составляет примерно 3,2 тыс. м².

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector