статуя давида микеланджело история

Давид Микеланджело

Давид — это монументальная мраморная скульптура высотой более 4 метров, созданная Микеланджело Буонарроти (1475-1564 гг.), бесспорным гением эпохи Возрождения, между 1501 и 1504 гг. Руководители строительством Флорентийского собора попросили молодого художника высечь из огромного мраморного блока скульптуру, начатую ещё 40 лет назад, в 1464 году, скульптором Агостино ди Дуччио, но не завершённую.

Вызов брошен

Заказ оказался очень сложным. Колоссальные статуи не создавались с древних времен. Агостино, который также был отличным скульптором, высечь статую с первой попытки не удалось. В 1476 году за работу принялся Антонио Росселлино, но и он тоже сдался, вероятно, после того, как ситуация ухудшилась. После тщетных попыток блок был заброшен во дворе собора Санта-Мария-дель-Фьоре, так как никто больше не решался браться за такую деликатную работу. Известно, что мраморный блок, с которым работали скульпторы, считался слишком высоким и узким и уже имел форму человеческой фигуры. Кроме того, камень был хрупким и некачественным, с многочисленными трещинами и пробоинами. Эти факторы подвергали риску репутации и карьеры тех, кто с ним работал.

Mikelanzhelo David ItalotripМикеланжело, Давид, 1501-04, высота 4,34 м, Флоренция, Галерея Аккадемии

В 1501 году Микеланджело, которому в то время было всего 26 лет, но который уже поразил всю Италию своим шедевром «Пьета» в соборе Святого Петра в Риме, решил попробовать свои силы и завершил скульптуру после трех лет напряженной работы. Микеланджело создал специальную небольшую строительную площадку, возведя, на всякий случай, стену вокруг каменного блока. Когда скульптура была завершена и представлена флорентийцам, удивление и восторг были неудержимыми даже среди гуманистов, историков и ученых.

Помпонио Гаурико, историк искусства периода Возрождения, в 1504 году писал, что Микеланджело следует считать одним из величайших современных скульпторов. Ещё один гуманист того времени, Бенедетто Варки, заявил, что благодаря этой скульптуре современная Флоренция одержала победу даже над Древним Римом. Все флорентийцы оценивали работу как превосходящую любую древнюю или современную скульптуру, а также как само воплощение Стойкости и Гнева, гражданских символов молодой Флорентийской Республики, убежденным сторонником которых был Микеланджело.

Местоположение

Изначально статуя предназначалась для одного из апсидальных шпилей собора. Позже комиссия из 14 художников, в числе которых были Боттичелли и Леонардо, решила разместить Давида перед Палаццо Веккьо. Переезд скульптуры был операцией очень сложной и рискованной. Структура для перевозки представляла из себя деревянную клетку, подвешенную на лебедке так, чтобы она не касалась земли, на смазанных жиром, для лучшего скольжения, балках лесов. Понадобилась сила 40 человек и 4 дня, чтобы статуя Давида была перенесена с площади Дуомо на площадь Синьории.

В 1521 году во время восстания, спровоцировавшего образование Третьей республики, некоторые скамейки, брошенные из окон Дворца, попали в шедевр Микеланджело, разбив левую руку Давида. Только в 1543 году скульптура была отреставрирована. В 1882 году её перевезли в галерею Академии, а в 1910 году на её первоначальном месте установили мраморную копию.

Кто такой Давид

Давид — исторический персонаж, живший в X веке до нашей эры. Согласно ветхозаветному тексту (Первая книга Самуила, 17), он был молодым пастухом шестнадцати лет, принадлежащим к роду Иудина, ставшим кифаристом (музыкантом, играющим на старинном инструменте кифара) и оруженосцем царя Израиля, Савлы. Во время войны между народом Израиля и филистимлянами, Голиаф, гигант вражеской армии, внушающий страх свей силой и размерами, бросил вызов израильской армии, чтобы найти воина, готового сразиться с ним на дуэли. Через сорок дней единственным добровольцем, предложившим себя для поединка, был Давид

Как и было условлено, Давид пошёл на место встречи один и практически безоружным. Прежде чем Голиаф подошел к нему слишком близко, Давиду удалось поразить его в лоб камнем, брошенным с помощью ремня, лишив гиганта сознания, а затем и обезглавить, используя меч врага.

Давида традиционно изображают плохо одетым или полуголым юношей, с головой Голиафа в руке или у его ног, как это делали уже и другие скульпторы эпохи Возрождения, в том числе Донателло и Верроккио.

Donatello David italotripДонателло, Бронзовый Давид, ок. 1440. Бронза, высота 1,58 м. Флоренция, Национальный музей Барджелло Verokkio David ItalotripВерроккио, Давид, 1472-75. Бронза, высота 1,26 м. Флоренция, Национальный музей Барджелло

Новая иконография

Микеланджело радикально обновил традиционную иконографию библейского героя. Это уже не юноша, держащий у ног свежеотрубленную голову врага, а сильный и энергичный молодой мужчина, полностью обнаженный, изображённый в момент наивысшей напряженной концентрации перед столкновением с гигантом Голиафом.

Mikelandzhelo david italotripМикеланджело, Давид, 1501-4. Фрагмент

Его голова покрыта густой шевелюрой кудрявых локонов, напоминающих портреты древних римлян, а пронзительный взгляд, подчёркнутый нахмуренностью бровей, пристально всматривается в горизонт в ожидании врага. Рот, с его чётко очерченными губами, сжимается в мимике негодования. Мышцы и сухожилия шеи натянуты в поворотном движении головы, отражая маниакальную анатомическую точность работы скульптора.

Mikelandzhelo David 2 italotripМикеланджело, Давид, 1501-4. Фрагмент

Корпус и руки

Корпус, руки, спина и ягодицы молодого героя демонстрируют мужественную мускулатуру. Правая рука вытянута вдоль тела, мышцы напряжены, вены рельефные, так как рука с силой хватает камень; левая рука согнута, держа через плечо стропу. Пальцы длинные и крепкие, ногти большие, как их любил изображать Микеланджело.

Читайте также:  мясной бор истории про призраков

Mikelandzhelo david fragment italotripМикеланджело, Давид, 1501-4. Фрагмент корпуса

Mikelandzhelo David fragment 1Микеланджело, Давид, 1501-4. Фрагмент правой руки

Mikelandzhelo david fragment 2 italotripМикеланджело, Давид, 1501-4. Фрагмент спины

Классическая скульптура

Очевидно, Давид — шедевр классической скульптуры. У него самое красивое аполлонское тело, высеченное в мраморе, со времен эллинистической эпохи. Поза его уравновешенна — закрепленное положение за счёт выгибания бедра снимает вес с левой ноги, полностью нагружая правую. В этом произведении Микеланджело следует устоявшейся классической модели, примером которой может быть «Дорифор» Поликлета.

Poliklet italotripПоликлет, Дорифор, антикварная копия с бронзового оригинала 450-445 гг. до н.э. Мрамор, высота 2,12 м. Неаполь, Национальный археологический музей

Подобно древнему шедевру, поза Давида представляет собой хиазм, от греческой буквы «x» — крестообразное расположение элементов, то есть обратное соответствие конечностей, при котором правая нога вытянута, как левая рука, в то время как левая нога находится в покое, как правая рука. Хоть Микеланджело и принял в основу греческую модель, но всё же он не следовал дословно правилам пропорции идеальной человеческой фигуры, канонизированной Поликлетом. Буйная энергия вьющихся волос и пульсирующие вены руки Давида Микеланджело выглядят слегка сверхъестественно. Если бы голова Давида была принята как пропорциональный модуль, то высота героя была бы чуть больше 7 модулей, а не ровно 8, как в случае со скульптурой Дорифора.

Символизм

Непропорциональность головы скульптуры Давида — это, вероятно, выбор символического характера. Голова представляет собой разум, в то время как руки являются инструментом, которым действует разум. Однако были выдвинуты и другие гипотезы по этому поводу. Некоторые ученые считают, что моделью Микеланджело был молодой, спортивного телосложения флорентиец подросткового возраста в процессе формирования. Другие же считают, что скульптор учёл то, что при высоте скульптуры голова Давида, видимая снизу, будет выглядеть меньше, чем обычно, из-за эффекта перспективных искажений, и что акцентированный размер головы был направлен на получение оптической коррекции.

Mikelandzhelo david fragmet golova italotripМикеланджело, Давид, 1501-4. Фрагмент головы

Символ Возрождения

Donatello Svyatoi%CC%86 Georgii%CC%86 italotripДонателло, Святой Георгий, 1416-20. Мрамор, 209 х 67 см. Флоренция, Национальный музей Барджелло

Красота Давида, вместе с высвобожденной энергией его обнаженного тела, несёт в себе функцию выражения достоинства и нравственной силы человека, превращая скульптуру в символическое представление концепций и идей, воплощенных в Истории.

Mikelandzhelo david restavraciyaМикеланджело, Давид, 1501-4, реставрационные работы

Источник

Статуя Давида Микеланджело во Флоренции

Статуя Давида работы выдающегося мастера эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти (Michelangelo di Buonarroti, 1475-1564 гг.) находится в Галерее Академии изящных искусств (Galleria dell’Accademia) во Флоренции.

Описание

Скульптура, изготовленная из монолитной глыбы ценного каррарского мрамора, имеет высоту 5,17 метров и вес более 6 тонн. «Давид» признан эталоном мужской красоты эпохи Возрождения и одним из самых значимых шедевров мирового искусства.

david original

Образ библейского царя вдохновлял мастеров и ранее, но все предшественники Микеланджело (Донателло, Андреа дель Верроккьо) изображали его победителем, к ногам которого пала голова Голиафа. Художественное новшество Буонарроти состояло в том, что он впервые запечатлел героя в момент подготовки к решающей битве. Статуя изображает обнаженного юношу мощного телосложения, готового к бою с опасным врагом. Его гордая голова с копной волос, нахмуренные брови и твердо сжатые губы говорят о несгибаемой воле.

Michelangelo David 2

Линии тела анатомически совершенны, расслабленная поза свидетельствует об уверенности и силе, праща, перекинутая через левое плечо, сулит противнику смертоносный выпад.
Скульптурное изображение иудейского царя было заказано Микеланджело в 1501 г. гильдией торговцев шерстью. Именно это объединение отвечало за украшение собора Санта-Мария-дель-Фьоре (La Cattedrale di Santa Maria del Fiore). Флоренция по праву гордилась храмом, достойное его оформление было делом чести для цеховых старшин. Статуя должна была стать частью скульптурного ансамбля, состоящего из двенадцати персонажей Ветхого Завета. Осуществиться этому не было суждено.

Michelangelo David 1

В период работы над «Давидом» круто изменилась не только творческая биография тосканского скульптора, но и политическая жизнь республики. Первоначально заказ имел лишь религиозный характер. Но во время создания скульптуры Флоренция изгнала тиранов Медичи и «Давид» Микеланджело стал символом республиканской свободы и защиты отечества от власти тиранов.

История создания

История Флорентийской республики тесно переплелась с созданием мирового шедевра. Картина средневекового мира имела мало оттенков свободомыслия, итальянские города-государства были уникальным явлением того времени. Никогда Флоренция не подчинялась папским буллам и герцогским указам, лишь человеческий гений был ее непреложным законом.

Работа длилась два года и четыре месяца. Мастеру в то время было 26 лет, однако он успел прославиться как великий скульптор, затмивший самого Леонардо. Микеланджело держал самый сложный экзамен в своей жизни, для любого деятеля искусств того времени было важно, признает ли Флоренция его мастерство.

История рождения шедевра необычна. Интересное описание работы Буонарроти над статуей дает его современник Джорджо Вазари (Giorgio Vasari). Согласно его записям, мастер получил мраморную глыбу уже подпорченной насечками и сколами. Форму будущего изваяния пришлось выбирать так, чтобы эти дефекты не были заметны.

Помощников не было, Микеланджело трудился один, передвигаясь вокруг гигантской глыбы по строительным лесам. Работа проходила в полной тайне, место, где создавалась статуя, было ограждено деревянным забором. Когда она была уже почти завершена, мастер потратил четыре месяца на окончательную отделку и полировку.

Копии

Источник

«Давид» Микеланджело

Ветхозаветный сюжет о противостоянии иудеев и филистимлян был наложен на противостояние Флоренции и Рима. Давид должен был стать символом патриотизма Флоренции.

Читайте также:  окб кредитная история сбербанк

Микеланджело Буонарроти было 26 лет, когда он получил заказ на статую Давида. Монумент должны были установить в кафедральном соборе Флоренции на одном из контрфорсов. Со временем заказ, изначально абсолютно религиозный, стал политически ангажированным.

Сюжет

Сражение Давида и Голиафа — один из самых популярных ветхозаветных сюжетов в мировой культуре. Однако именно Микеланджело Буонарроти удалось создать столь обескураживающе прекрасного Давида, что сегодня эта статуя является, пожалуй, лидером по числу копий и вариантов интерпретаций.

Согласно ветхозаветному описанию, филистимляне решили идти войной на израильтян. Последние также собрали войско, которое возглавил Саул. Среди израильских воинов были старшие братья Давида. Сам же он был еще слишком юн и пока только пас овец. Незадолго до начала битвы отец отправил Давида к братьям отнести хлеб и, так сказать, передать привет из дома.

Во время своего предприятия Давид увидел гиганта Голиафа и услышал, как этот филистимлянин смеялся над богом. Никто из израильского войска не решался призвать Голиафа к ответу за дерзкие слова. Тогда Давид с позволения Саула решил навалять великану. От меча и шлема он отказался — просто не умел с ними обращаться. Юноша взял камень и запустил его из пращи в Голиафа. Нехитрое орудие поразило великана в лоб и сразило наповал. Филистимляне совершенно растерялись, узнав, что силач убит камнем, ряды смешались и были раздавлены израильтянами. Что здесь правда, а что вымысел — сказать сложно. Ученые спорят об историчности Давида как такового.

c797066c718274cd1d80bce125d21da3

В оригинале, Давид — юноша. У Микеланджело же он показан сильным мужчиной, будущим царем иудейским (кем, согласно тем же ветхозаветным описаниям, он вскоре действительно станет). Герой представлен во всем блеске красоты своего совершенного тела. Поза уверенного в своей силе человека, и в то же время во взгляде читается эмоциональное напряжение, сосредоточенность. Мы видим, как напряжены мышцы и вены. Кажется, что Давид в любой момент готов запустить камнем в Голиафа.

Контекст

Во Флоренции есть три музея, куда в любую погоду в любое время года стоит неохватная взглядом очередь: галерея Уффици, где собраны лучшие произведения искусства Возрождения, собор Санта-Мария-дель-Фьоре и галерея Академия. В последнюю люди идут единственно ради «Давида».

Статуя была перевезена в Академию с большой помпой в 1873 году. До этого она три века стояла в центре города на площади Синьории, обжигаемая солнцем и обдуваемая ветрами. Современники не особенно переживали о сохранении культурного наследия, поэтому Давид как символ независимости и силы Флоренции стоял рядом с административными зданиями, которые, кстати, сегодня тоже музеи.

45074439c85f2d9ca8c97adc79d0a8c9

По условиям договора, заключенного в 1501 году, 5-метровая статуя должна была быть выполнена из единого куска мрамора к 1504 году. Материал, который предложила Флоренция, был сложным — не каждый опытный мастер взялся бы за глыбу, которая уже долгое время бесцельно стояла во дворе Санта-Мария-дель-Фьоре, да еще и была испорчена скульпторами-предшественниками. 26-летний Микеланджело, сбежавший как раз из Рима без разрешения папы, был уверен в своей гениальности, и не колеблясь, приступил к работе. У стены Санта-Мария-дель-Фьоре скульптор отгородил место вокруг глыбы мрамора и в течение двух лет никому не показывал, что происходит за лесами.

Когда же Давид предстал перед флорентийцами, они онемели от величия и красоты этого мраморного исполина. Джорджо Вазари — человек, придумавший составлять жизнеописания художников, — писал: «Тому, кто это видел, ни на какую скульптуру любого мастера наших или других времен и смотреть не стоит».

На момент создания скульптуры Флоренция была могущественной республикой, которая независимо от папского Рима вела свои дела. Политическая самостоятельность подкреплялась финансовой стабильностью. Экспорт шелка, торговля, банковское дело — обороты капитала были колоссальные. Однако у республики не было постоянной армией, а расходы росли — Возрождение было фактически полностью смонтировано Флоренцией. К тому же Риму не нравилось свободолюбивое поведение Флоренции, да и Франция так и норовила вмешаться в итальянские дела. Плюс внутри самой Флоренции не прекращались споры за власть. В итоге через 30 лет после создания столько мощного символа независимости Флоренции — статуи Давида — от самой независимости ничего не осталось. В начале 1530-х имперские войска вошли в город, подавив сопротивлявшихся. Флоренцию ждали репрессии, расправы и казни. Демократическая конституция была отменена, вместо нее провозгласили наследственную монархию.

Судьба художника

Микеланджело, хотя и был из дворянского рода, но воспитывался в семье простых людей — отцу не хватало средств на содержание всех детей. В деревне ребенок еще раньше, чем грамоте, научился работе с глиной.

Позднее, уже во время обучения Микеланджело в мастерской, его заметил Лоренцо де Медичи и взял над ним шефство, что предполагало заказы и деньги. После смерти покровителя в 1492 году Микеланджело начал в основном работать с заказами церкви. Его силами в Риме появились произведения искусства, ошеломительные по уровню сложности и красоты.

Одно из таких — свод Сикстинской капеллы. Огромный по площади потолок был расписан сюжетными фресками за 4 года. У Микеланджело не было ни плана, ни эскизов, ни разметки — он все держал в голове. Во время работы в зал не мог зайти даже папа римский.

561b3eff790d23c03c83a1b8dc51957c

О вздорном характере Микеланджело ходили легенды. Особенно о его перфекционизме. Он мог бросить работу, сделанную на половину, если замечал, что что-то не в полной мере соответствует замыслу. А многие свои рисунки и наброски он и вовсе сжег незадолго до смерти. Во-первых, он не хотел, чтобы кто-либо видел, в каких муках рождается искусство. А во-вторых, он понимал, что на тот момент не было технических средств для их воплощения.

Читайте также:  нато нодаровна габуния биография

Общество женщин Микеланджело не жаловал. Только на седьмом десятке он встретил свою первую любовь и музу. Ей самой было тогда уже больше сорока, она была вдовой и находила утешение в поэзии. Видимо, ради нее Микеланджело тоже начал писать стихи:

И даже Феб объять не в силах разом
Своим лучом холодный шар земной.
А нам подавно страшен час ночной,
Как таинство, пред коим меркнет разум.
Бежит от света ночь, как от проказы,
И защищается кромешной тьмой.
Хруст ветки иль курка щелчок сухой
Не по нутру ей — так боится сглаза.
Глупцы пред нею падать ниц вольны.
Завистлива, как вдовая царица,
Она и светляков сгубить не прочь.
Хотя предубеждения сильны,
От солнечного света тень родится
И на закате переходит в ночь.

Скончался Микеланджело тихо и спокойно в 88 лет, отдав, согласно собственному завещанию, душу — богу, тело — земле, имущество — родным. Последние были особенно удивлены, получив десятки миллионов долларов в современном эквиваленте. Дело в том, что при жизни Микеланджело не переставая жаловался на убытки и всячески прибеднялся.

Источник

Статуя Давида — лучшая скульптура Микеланджело Буонаротти

michelangelos statue of david 1

Статуя Давида

Статуя Давида, созданная руками итальянского скульптора Микеланджело Буонарроти в начале XVI века, прекрасно сохранилась до наших дней. Она выставлена во флорентийской Академии изящных художеств и доступна для осмотра всем желающим.

Давид — герой ветхозаветных сюжетов

Кто же такой Давид и почему его так хотели увековечить флорентийцы? В ветхозаветные времена филистимляне пошли войной на израильтян. Последние собрали войско, в состав которого вошли старшие братья Давида. Как-то раз отец послал его передать им хлеб и привет из дома.

Во время этого похода Давид услышал, как филистимлянский воин Голиаф смеется над Богом. Но никто из израильского войска не смог дать ему за это отпор. Только Давид решился на бой с гигантом. Отказавшись от шлема и доспехов, он взял камень и бросил его в Голиафа. Этого хватило, чтобы сразить филистимлянина наповал.

В результате израильтяне выиграли битву, а Давид стал символом их противостояния с филистимлянами. Ученые же до сих пор не могут точно ответить на вопрос, существовал ли Давид в реальности или это мифический герой.

Описание скульптуры

Статуя высотой 5,17 м изображает обнаженного иудейского царя Давида перед битвой с опасным врагом — воином Голиафом. Он спокоен, но сосредоточен и готов к бою.

michelangelos statue of david 3

Интересный факт! Микеланджело — первый скульптор, который изобразил Давида не после битвы с воином Голиафом, а до ее начала, в ответственный момент подготовки. Еще одна особенность фигуры заключается в том, что она изображает не юношу, как сказано в ветхозаветном сюжете, а взрослого мужчину, царя.

Флорентийская статуя Давида изображена с анатомической точностью и осмотреть ее можно со всех сторон. Однако некоторые ученые утверждают, что для достижения особой выразительности скульптуры Микеланджело пошел на хитрость и исказил анатомию тела. Особенно заметно это в его верхней части. Непропорциональна и правая рука Давида, которая слишком большая по отношению к телу.

michelangelos statue of david 4

История создания

Изначально статуя Давида задумывалась как религиозная скульптура. Ей и еще одиннадцатью фигурами в XV веке должны были украсить периметр главного кафедрального храма Флоренции — Санта-Мария-дель-Фьоре.

Работы продвигались медленно, до Давида было изготовлено лишь две статуи. На этом процесс украшения храма и вовсе остановился. Огромная глыба мрамора, предназначенная для скульптуры иудейского царя, почти полвека стояла под открытым небом.

Она подвергалась воздействию солнца, осадков, да и некоторые мастера предпринимали попытки ее обтесать. В результате амбициозному молодому Микеланджело достался материал не самого лучшего качества. Ему нужно было превратить мраморную глыбу в красивую фигуру и при этом как-то «обойти» имеющиеся повреждения.

michelangelos statue of david 7

В 1501 году Микеланджело подписал договор на 200 флоринов и пообещал закончить работу над статуей Давида через 2 года.

Создание статуи происходило в атмосфере тайны. Микеланджело работал один, передвигаясь вдоль скульптуры по строительным лесам. Работы велись независимо от погоды и времени суток. Вокруг фигуры было возведено деревянное ограждение, чтобы никто не мог наблюдать за их ходом.

michelangelos statue of david 8

Интересный факт! Микеланджело использовал инструменты, которые ковал сам. Когда они приходили в негодность, он также самостоятельно их ремонтировал.

Установка статуи Давида

В 1504 году именитые флорентийские художники собрались у Микеланджело, чтобы оценить качество его работы. Но совершенная статуя Давида настолько потрясла их воображение, что большинством голосов было решено не размещать ее возле кафедрального собора.

Ее установили в лоджии Ланци, где дела города обсуждал выборный совет. Транспортировка статуи заняла четыре дня. Именно в это время иудейский царь Давид, увековеченный в мраморе, потерял свое религиозное значение. Отныне он стал символом борьбы народа Флоренции за свободу.

michelangelos statue of david 6

В 1873 году статую Давида, созданную Микеланджело, транспортировали в Академию изящных искусств. Это было сделано для ее защиты от ветров и осадков. Там она осталась и до сегодняшних дней.

Интересные факты о статуе и скульпторе + видео

Если у вас будет возможность полюбоваться оригиналом или хорошей копией статуи Давида, обязательно ей воспользуйтесь. Хотя бы для того, чтобы поразиться совершенным ручным трудом Микеланджело Буонаротти.

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector