статистика знания истории среди молодежи

Что хотите найти?

imgreliz 3466

Коротко о главном:

МОСКВА, 14 сентября 2017 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и Музей современной истории России представляют данные исследования по оценке знаний россиян в области истории.

Убежденность в необходимости исторических знаний в нашем обществе близка к абсолютной: с этим соглашаются 96% опрошенных, при этом свои знания по истории страны 47% взрослого населения оценивают как недостаточные (положительные ответы дают 42%). Молодежь в этом вопросе более самокритична (и, как показали последующие вопросы, не зря).

Компания «Медиалогия» проанализировала упоминаемость темы «История России» в российских СМИ за год: зафиксировано более 130 тыс. сообщений. В декабре 2016 года СМИ сообщали о заявлении режиссера Никиты Михалкова, что деятельность «Ельцин Центра» разрушает национальное самосознание сотен детей ежедневно, поскольку предоставляет необъективную оценку истории России. Конфликт комментировал министр культуры Владимир Мединский. В феврале 2017 года глава Минобрнауки Ольга Васильева заявила, что ЕГЭ по истории России должен быть в списке обязательных.

Данные исследования комментирует руководитель практики политического анализа и консультирования ВЦИОМ Михаил Мамонов: «Проведенный опрос продемонстрировал крайне тревожную тенденцию: мы теряем молодежь, знание которой об истории своей страны все больше носит фрагментарный характер. Попытка разукрасить историю, сделать ее более наглядной, отказ от традиционных методов обучения истории приводит к тому, что молодежь знает и помнит лишь то, что видела в фильмах и телепередачах. В этих условиях говорить о понимании глубинных исторических процессов не приходится. Молодежь видит яркую картинку не понимая, что за ней кроется. Возможны самые неблагоприятные последствия этой ситуации. Незнание истории приводит к отсутствию политических ориентиров, в конечном счете – к вольному обращению с историческими фактами, историей своей страны».

Генеральный директор Музея современной истории России Ирина Великанова отмечает: «То, что исторические знания общества малоудовлетворительны, вроде бы не секрет, тем не менее, всякий раз результаты неприятно поражают. Особенно впечатляюще выглядит доля правильных ответов молодых людей, если смотреть графы с разбивкой по возрасту: 74% вчерашних школьников не смогли правильно назвать имя первого и единственного президента СССР. Однако на большем временном промежутке результаты ещё более ошеломляющие: 95% участников опроса в возрасте от 18 до 24 лет не идентифицируют последнего главу Временного правительства А. Ф. Керенского; в группах старше 45 лет этот показатель равен 57–58%.

Проблема в том, что результаты научных исследований не доходят до широкой аудитории. Нет связующего звена между академической наукой и массовой аудиторией, так сказать, института популяризации. В итоге у нас подавляющее большинство респондентов как считали, что царя свергли большевики, так и продолжают считать. Одна только школа, очевидно, не справляется с задачей по приобретению даже базовых исторических знаний, без которых невозможно формирование национальной идентичности как таковой».

Мониторинг и анализ публикаций в российских СМИ проведен компанией «Медиалогия». Исследование проводилось по базе СМИ «Медиалогии», включающей порядка 42 200 источников: ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства, Интернет-СМИ. Период исследования: сентябрь 2016 – сентябрь 2017.

Источник

ВЦИОМ обнаружил у россиян отсутствие понимания исторических процессов

755053685569658

Знания россиян по истории настолько фрагментарны, что у большинства из них не может быть полноценного понимания исторических процессов. К такому выводу пришли социологи ВЦИОМа, сообщает газета «Коммерсантъ».

Накануне празднования 100-летия революции 1917 года исследователи, как отмечает издание, задали жителям России вопросы по истории XX и XXI веков. Отвечая на них, большинство респондентов (96%), согласно результатам этого опроса, заявили социологам, что «историю России важно знать». При этом «очень хорошо» свои знания в этой научной сфере оценили только 3% опрошенных, 41% уверен, что знает историю «хорошо», 40% заявили о том, что плохо знают этот предмет, еще 7% респондентов — «очень плохо».

Чтобы в этом убедиться, социологи задали участникам исследования дополнительные вопросы. Так, правильно ответить на вопрос, кого большевики свергли в октябре 1917 года, смогли только 11% россиян. Остальные 65% вместо Временного правительства назвали другие варианты, среди которых однако преобладала версия о свержении в октябре 1917 года «царя». Также только 7% знают, что фраза «Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия» принадлежит премьер-министру царского правительства Петру Столыпину. 10% ответили на этот вопрос неправильно, еще 83% не смогли даже предложить вариантов ответа.

Помимо этого ни один из респондентов не ассоциирует 3 марта 1918 года с выходом России из Первой мировой войны — эту дату не назвал никто. Годы русско-японской войны (1904–1905 годы) точно помнят 9%. 57% — дат не знают, 34% в них путаются.

Читайте также:  почему римская империя не дошла до руси

Знания гражданами новейшей истории России социологи также сочли фрагментарными — 40% из тех, кому в настоящее время около 45 лет, не вспомнили, что главным соперником Бориса Ельцина в президентской гонке 1996 года был лидер КПРФ Геннадий Зюганов. Ответить на вопрос смогли только 34% опрошенных.

Источник

Опрос показал, насколько хорошо россияне знают историю страны

МОСКВА, 14 сен — РИА Новости. Только 42% россиян оценивают свое знание истории страны положительно, следует из результатов опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

На деле большинство правильных ответов касалось исторических фактов, относящихся к последним десятилетиям СССР.

Более половины опрошенных (59%) смогли верно назвать единственного президента СССР. Вспомнить лидера страны, с которым связано понятие «эпоха застоя», получилось у 51% респондентов; 62% правильно назвали автора фразы «Показать кузькину мать».

«74% вчерашних школьников не смогли правильно назвать имя первого и единственного президента СССР. Однако на большем временном промежутке результаты еще более ошеломляющие: 95% участников опроса в возрасте от 18 до 24 лет не идентифицируют последнего главу Временного правительства А. Ф. Керенского», — прокомментировала данные опроса гендиректор Музея современной истории России Ирина Великанова.

Всероссийский опрос ВЦИОМ проводился 6 и 7 сентября. В нем приняли участие 1200 россиян старше 18 лет, статистическая погрешность не превышает 3,5 процентного пункта.

Источник

Между учебником и интернетом

Итак, анализируя материалы опроса, можно прийти к выводу, что познания обучающихся в вузах молодых людей в истории России ориентированы скорее на информацию, получаемую из учебников и справочников. Это явствует из группы вопросов, призванной выявить именно влияние на респондентов исторической мифологии как фольклорного, так и литературного происхождения, а также некоторых известных примеров фальсификации истории.

Однако на пути ее решения ряд других проблем, которые нашли отражение и в материалах «круглого стола» «Влияние исторических фальсификаций и мифов на сознание и социальное поведение современной российской молодежи», прошедшего 13 мая 2015 г. в Московском гуманитарном университете. В частности, по мнению участников мероприятия, необходима государственная и широкая общественная поддержка объединений историков-профессионалов, занимающихся историко-просветительской деятельностью, особенно борьбой с историческими фальсификациями. В настоящее время такого рода структуры на общих основаниях могут получать поддержку отдельных своих проектов, тогда как их повседневное существование и полноценная деятельность зависят от случайных обстоятельств.

Ряд проблем связан с научно-популярным книгоизданием в сфере истории. Активно продвигаемый «наукометрический» подход в оценке квалификации ученых практически не оставляет места для столь недавно еще уважаемого жанра, как научно-популярная монография. По сравнению с академической «рецензируемой» монографией и еще более важной теперь статьей (опять же не в популярном, а в «рецензируемом» журнале) работа над научно-популярной книгой оказывается не просто бесполезной, но даже «вредной» для самореализации ученого, поскольку отвлекает от более насущных для научно-преподавательской карьеры задач. Историк, желающий обращать свои работы к широкому кругу читателей, оказывается перед весьма непростым выбором. Между тем именно в исторической сфере научно-популярное книгоиздание наиболее развито и наиболее нуждается во внимании и участии профессионалов. Ставящиеся задачи защиты истории России от фальсификаций невозможно решить без поддержки профессиональной самореализации тех историков, которые готовы ею заниматься.

ist1

Источник

Исследовательская работа по истории «Историческая грамотность молодежи»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

на тему: « Историческая грамотность молодёжи »

Цель исследования: выяснить отношение современной молодёжи к истории, прошлому своей страны, определить последствия исторической неграмотности для государства, общества.

Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

попробовать дать ответ на вопрос «Зачем нужно знать историю» и «Почему упал интерес к истории у молодого поколения»;

выяснить наличие проблемы «исторической неграмотности молодёжи»;

провести анкетирование и выяснить отношение обучающихся средней школы к историческому прошлому своей страны;

предложить свои пути решения данной проблемы.

Для решения задач были использованы следующие методы:

анкетирование и его анализ;

анализ информации из сетевых источников, специальной литературы.

Объект: отношение современной молодёжи к прошлому своей страны

Предмет: последствия исторической неграмотности для общества и государства.

Практическая значимость: материалы данной работы будут интересны старшеклассникам, классным руководителям, учителям истории, администрации школы.

1. Что такое история?

2. Зачем нужно знать историю?

3. Историческая грамотность молодёжи

4. Последствия исторической неграмотности

5. Возможные пути решения проблемы

То, что люди не учатся на ошибках

истории, — самый главный урок истории.

Деградация основной массы молодежи – свершившийся факт. Сознание и душа нашей молодежи заполнены весьма сомнительными «достижениями» западной цивилизации. Кроме того, налицо уже почти полное отсутствие исторической памяти. Современная молодежь путает события, исторические личности, в школах перестали учить историю, в голове у студентов каша из дат, почерпнутая в Википедии. Так ли это? Действительно ли новые поколения утратили связь с историческим прошлым своей страны? Мы решили это выяснить.

Читайте также:  история города гурьевск калининградская область

1. Что такое история?

Каждый образованный человек должен знать, что такое история, что изучает данная наука. Ведь прошлое для каждого поколения – это основа его будущего.

Что же такое история?

История (от греч. Historia – рассказ о прошедшем, об узнанном), рассматривается в 2-х значениях:

1) как процесс развития природы и человечества;

2) как комплекс общественных наук, изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии.

Раньше история рассматривалась не как наука, а относилась к литературе и искусству, так как не имела предмета изучения, особенно в Античности и Средневековье. Неспроста в греческой мифологии покровительницей истории считалась одна из муз, изображавшаяся в виде молодой женщины с одухотворенным лицом и со свитком папируса или пергамента в руке.

2. Зачем нужно знать историю?

Сегодня множество людей, особенно молодёжь, не понимает: зачем нужно знать историю?

История развивает нас умственно и духовно. Без неё не может обойтись ни один человек на свете. Мы изучаем историю наших предков, других народов, стран, цивилизаций, да любую историю, тем самым обогащая свой внутренний мир новыми эмоциями и ощущениями, а мозг- полезными знаниями. Мы учимся на чужих ошибках, изучая историю, но и выносим те знания и умения, которые были открыты раньше. Что значит история для нас? Это опыт и знания, которые не могут не оставить отпечатка на вашей душе.

Что было бы, если бы мы не изучали историю? Это почти невозможно представить, но всё же. Люди бы начинали писать историю своей жизни и страны заново. Не вспоминая о прошлом, мы учились бы каждый раз жить вновь. Совершали бы ошибки прошлого, делали бы открытия, но затрачивая слишком много времени и сил на них.

«Без прошлого нет будущего,»- гласит народная пословица. И с этим нельзя не согласиться. Каждый должен вынести уроки из своего прошлого, чтобы построить светлое будущее. Об этом говорит ни один человек, это выходит из уст народа.

Исходя из всего этого, мы понимаем, что невозможно построить жизнь без истории. Мы обращаемся к ней в самые разные моменты своей жизни, даже этого не осознавая. История нужна нам как воздух. Не получив глоток истории, человек умирает. Морально, духовно или физически, но умирает.

3. Историческая грамотность молодёжи

Не менее пристальный интерес вызывает историческая грамотность россиян — прежде всего молодого поколения.

За кем молодежь, за тем и будущее. (Николай II ) Юность и молодость — это не только прекрасные периоды в жизни каждого человека, но еще и особое состояние души. Это время дерзаний, поисков, открытий и реализации самых смелых надежд.

Именно они, сегодняшние школьники, студенты, молодые рабочие, предприниматели, ученые, скоро будут определять пути развития России. Молодежь — это тот двигатель, то демографическое топливо, которое заставляет страну прогрессировать во всех направлениях — от спортивных достижений до различных научных открытий. Это индикатор стабильности и благополучия нашей страны, опора и потенциал России.

В наше время социологические опросы показывают, как упал уровень образования современной молодежи, в частности исторических знаний. Всероссийский центр изучения общественного мнения и Музей современной истории России представили данные исследования по оценке знаний россиян в области истории. Большая часть респондентов оценили свои знания как недостаточные.

На деле опрос на знание ряда исторических фактов, событий показал, что информированность о них низкая, особенно если события относятся к более раннему историческому периоду (начало-середина XX века), а не к недавнему прошлому (последние десятилетия существования СССР, которые многие граждане еще помнят).

Вывод: Проведенный опрос продемонстрировал крайне тревожную тенденцию: мы теряем молодежь, знание которой об истории своей страны все больше носит фрагментарный характер.

Эти проблемы характерны как для больших городов, так и для маленьких поселений, в частности и в нашем поселке.

Мною было проведено 2 анкетирования среди учащихся 9-11 классов и студентов ( см. приложение 3 ). В опросе участвовало 46 человек.

На 1 анкетировании им было задано 9 вопросов ( см. приложение 4 ) . Все учащиеся знают дату Октябрьской революции и кто составлял абсолютное большинство делегатов в правительстве Советов: большевики.

79 % знают, что в результате Октябрьской революции началась Гражданская война и 35% знают, что было свергнуто Временное правительство ( см. приложение 5 ).

При Октябрьской революции в первую очередь боролись с людьми дворянского рода – это знают 30% обучающихся ( см. приложение 6 ).

58% назвали деятелей культуры и науки. Были названы в основном писатели и поэты и учёные Менделеев и Ломоносов ( см. приложение 10 ). Ответы на вопросы по Великой Отечественной войне показали, что 88 % знают, когда она была, 79 % обучающихся знают 6 городов – героев, а 21 % даже не стали отвечать ( см. приложение 11 ).

Читайте также:  как удалить историю в яндексе на андроиде самсунг а10

4. Последствия исторической неграмотности

Интерпретация исторических событий, неправильная подача исторической информации, которую воспринимает наше молодое поколение, одурманивает головы необразованных молодых людей, что приводит сначала к различным противоречиям в обществе, а затем и к социальным конфликтам. Это касается именно молодежи, так как именно на этом этапе формирования мировоззрения, становлении личности можно навязать идеологию политики, развить национализм – сделать пассивного объекта приложения пропагандистских усилий. Это ведет к пагубным для общества последствиям.

Достаточно хорошо известно также, что пороки исторического знания молодежи нередко приводят к агрессии, недоверию к авторитетам, включая государственную власть, и демонстративной оппозиционности, а в крайних случаях и к вовлечению молодых людей в различные экстремистские течения. Фальсификация истории ведет к искажению исторического сознания и разрушению идентичности народа России.

5. Что следует делать для большей популяризации изучения истории?

Я и мои сверстники предлагаем следующие пути решения проблемы:
1. Начинать детей знакомить с историей, культурой, традициями народов нашей страны в дошкольном возрасте, т.е с садика. С помощью игр, различных мероприятий прививать любовь к истории. А начать надо с истории своего имени, семьи. Привлекать нужно родителей, использовать ресурс семьи. Семья задает мировоззренческие установки, отношение к себе и к окружающим, связь с предшествующими поколениями семьи и всего общества.

2. Мы думаем, что немаловажным фактором бы явилось установления шефства школы над ДОУ примерно под лозунгом « Школьники об истории детям ».

4. В этом же направлении должны работать и средства массовой информации. Регулярная пропаганда значимости этой науки поможет значительно увеличить ее популярность среди населения страны. Действительно, на ряде каналов телевидения можно увидеть немало научно-популярных передач на исторические темы.

Именно здесь возможно очутиться в той эпохе, которую представляют организаторы, примерить одежду того времени, узнать много о быте и жизни, например, солдат и офицеров или героев ополчения в сражении. Это не даст полных знаний, не выделит кучу дат и терминов, но разовьет интерес к изучению, хотя бы одного из событий.

6. Проведение исторических экскурсий. Такими местами могут быть музеи, дома культуры, дома-музеи, усадьбы, исторические места (см. приложение 12).

7. И конечно, эту проблему без участия государства, без государственных программ не решить.

Заключение

В ходе исследования мы пришли к следующим выводам:

1. В обществе существует проблема исторической неграмотности. Упал интерес к истории страны у молодёжи. Как сообщает «Интерфакс», ссылаясь на представителей «Левада-Центра», снижение интереса может быть результатом «усталости» от переоценок тех или иных периодов в отечественной истории и увеличением доли молодежи среди населения, у которой фиксируется незнание исторических вех и событий. А ведь молодежь – будущее страны, от грамотности молодого поколения будет зависеть в будущем положение страны на мировой арене, социальное и экономическое развитие государства.

2. Складывается опасность для общества, ведь ее незнание ведет к губительным последствиям для общественного развития, гражданским войнам, социальным конфликтам. Уязвимым классом в этой проблеме является молодежь, так как недостаток знаний, позволяет навязать идеологию извне, поддаться влиянию и привести к плачевным последствиям.

3. Очень важно знать историю. Её изучение способствует духовному и умственному развитию общества, обогащают и совершенствуют его мировоззрение. Формирует историческую память и историческое сознание, что ведет к сплочению народа, помогает не допускать социальных конфликтов в обществе.

4. Определены нами возможные пути решения проблемы.
Мое мнение. Что касается меня, я считаю, что нет более значительной науки, чем история. История — это наше культурное наследие.
У нас есть прошлое, у нас есть корни. Мы получаем богатую культуру в наследство от предков, а с помощью истории мы можем узнать, как все это создавалось.

Благодаря истории мы познаем данные о произошедших событиях, прогнозируем возможное развитие будущего. История дает нам возможность учиться на уже имеющемся опыте и без изучения истории людям разных культур невозможно быть толерантным друг к другу.

Мы, молодое поколение, должны продолжать замечательную традицию уважения к нашей истории, к нашему прошлому, хранить благодарную память о тех, кто доблестно защищал и спасал нашу Родину.

Мы должны помнить героев, всех тех, кто встал за защиту Родины. Ведь без знания прошлого своего страны нельзя ни понять, ни оценить по достоинству наш сегодняшний день, представить себе будущее.

Данный материал может пригодиться не только для уроков истории, но и для внеклассных мероприятий, чтобы воспитывать настоящего гражданина, патриота нашей Родины.

История – это фонарь в будущее,

который светит нам из прошлого.

Список литературы

6. Личман Б.В., Скоробогтский В.В., Постников С.П. История России с древнейших времен до второй половины XIX века. Курс лекций.- М.:Наука, 2014г.

7.Чернова О.В. Историческая память россиян о Великой Отечественной войне.

8.Школьный музей «Боевой и Трудовой славы».

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector