способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом

Функциональная грамотность

Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней. Функциональная грамотность сформирована через формат международного исследования PISA.

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.

Составляющие функциональной грамотности:

— критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;

— осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;

— вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.

Источник

Статья «Смысловое чтение. Приемы формирования смыслового чтения»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Функциональная грамотность чтения

Понятие грамотного чтения, уровни функциональной грамотности ( PISA )

Когда появился термин «функциональная грамотность»?

Термин «функциональная грамотность» был введен в 1957 г. ЮНЕСКО наряду с понятиями «грамотность» и «минимальная грамотность».

Как определяют понятия «грамотность» и «минимальная грамотность»?

Грамотность – это навыки чтения, письма, счета и работы с документами.

Минимальная грамотность – это способность читать и писать простые сообщения.

Как определяют термин «функциональная грамотность»?

Функциональная грамотность – это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В частности, сюда входят способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений.

Какие формы функциональной грамотности существуют?

1. Общая грамотность.

2. Компьютерная грамотность.

3. Информационная грамотность.

4. Коммуникативная грамотность.

5. Грамотность при овладении иностранными языками.

6. Бытовая грамотность.

7. Грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях.

8. Общественно-политическая грамотность.

Каковы отличительные черты функциональной грамотности?

В отличие от грамотности как устойчивого свойства личности, функциональная грамотность является ситуативной характеристикой той же личности.

1) является базовым уровнем для формирования навыков чтения и письма;

2) направлена на решение бытовых проблем;

3) обнаруживается в конкретных обстоятельствах и характеризует человека в определенной ситуации;

4) связана с решением стандартных, стереотипных задач;

5) используется в качестве оценки, прежде всего, взрослого населения.

Как проявляется недостаток функциональной грамотности? О существовании функциональной грамотности мы чаще всего узнаем, только столкнувшись с ее отсутствием. Функциональная безграмотность обнаруживает себя при изменении ситуации, образа жизни или типа профессиональной деятельности. Часто выявляется в ситуациях столкновения человека с новыми для него технологиями. Так, человек не может разобрать схемы, инструкции, не может воспользоваться каким-либо устройством, например, мобильным телефоном, банкоматом и др.

Какие компетенции связаны с функциональной грамотностью?

1. C пособность выбирать и использовать различные технологии.

2. C пособность видеть проблемы и искать пути их решения.

3. C пособность учиться всю жизнь.

В данных исследованиях функциональная грамотность проверяется в следующих предметных областях: чтение, математика, естественно-научные предметы.

Чем понятие «чтение» отличается от понятия «фунциональное чтение»?

Чтение – это технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем. Без чтения невозможно интеллектуальное развитие и самообразование, которое продолжается в течение всей жизни. Содержание текста всегда имеет множество степеней свободы: разные люди понимают один и тот же текст по-разному в силу своих индивидуальных особенностей и жизненного опыта (Л. Выготский).

Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При фунциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц).

Что такое грамотность чтения?

На сколько уровней можно подразделить грамотность чтения?

В исследовании PISA грамотность чтения подразделяется на следующие уровни:

 поиск в тексте нужной информации по простому критерию (самый низкий уровень); поиск в тексте нужной информации по множественным критериям;

 поиск в тексте нужной информации, распознавание связи между отрывками  информации, работа с известной, но противоречивой информацией;

 поиск и установление последовательности или комбинации отрывков, содержащих глубоко скрытую информацию, умение сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания;

 понимание сложных текстов и их интерпретация, формулирование выводов и гипотез относительно содержания текста. 

Что характеризует ученика, у которого сформированы навыки функционального чтения? Ученик, у которого сформированы навыки фунционального чтения, может «свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста – для его понимания, сжатия, преобразования и т.д.». (А.А. Леонтьев). Ученик, у которого сформированы навыки функциональной грамотности, умеет пользоваться различными видами чтения (изучающим, просмотровым, ознакомительным). Он способен переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания и данному виду текстов.

Уровни грамотности чтения

Для оценки грамотности школьников в области чтения в рамках PISA используются показатели, разработанные для Международного исследования грамотности взрослых. Эти показатели, помимо понимания текста, предусматривают и его осмысление на базе имеющихся идей и опыта. Грамотность чтения оценивается на основании способностей школьников к восприятию и работе с различными текстовыми формами (например, тексты бланков, списки, тексты, заключенные в диаграммы и таблицы) и различными формами изложения текстов (повествование, описание и рассуждение), чаще всего используемыми во взрослой жизни. Для оценки уровня грамотности чтения эксперты PISA вводят 6 уровней, которые приведены в таблице.

Простые задания Репродуктивный характер

Средний уровень сложности Продуктивный характер

Высокий уровень сложности Продуктивный характер

ниже базового уровня

Умение понимать и выделять главное, тему и цель в простом тексте, касающемся знакомой темы, базирующейся на повседневном знании.

3-ий (средний) уровень: распознавание и установление отношений между отдельными частями текста на основе нескольких идей в тексте. Объединение, сравнение, детальное понимание отношений, слов и фраз на основе повседневного знания. 4-ый (повышенный) уровень: понимание длинных и сложных текстов. Значение отдельных частей с учетом целого. Текст может содержать неоднозначные идеи, некорректно и противоречиво сформулированные. Использование формального знания, критических оценок. 5-6-ой (высокий) уровень: глубокое понимание сложных текстов, воспроизведение, комбинирование, анализ информации. Понимание нюансов языка и логики. Критическое воспроизведение и оценка на основе гипотез, базирующихся на специальных знаниях или неожиданных концепциях.

Читайте также:  кто такой боливар в истории

Понимание и выделение одной или нескольких более простых идей в тексте, который может содержать противоречивую информацию. Умение делать простые выводы на основе установления сравнений и связей, исходя из личного опыта и знаний.

Грамотность чтения: уровни понимания текста

Грамотность чтения проверяется при помощи специальных вопросов и заданий, при составлении которых учитываются уровни понимания текста. Описание соответствующих этим уровням умений, вопросов и заданий представлено в таблице.

Уровень понимания текста

Уровень понима- ния

Перечень проверяемых умений

Виды тестовых заданий

УЗНАВАНИЕ ПОНИМАНИЕ ПРИМЕНЕНИЕ

1) определять тему и основную мысль текста

2) обнаруживать в заголовке текста тему или основную мысль

3) находить различие в двух или более текстах/сравнивать содержание текстов

4) отличать основную информацию от второстепенной

Какова тема текста?

Что отражает заголовок: тему или основную мысль текста?

Что объединяет данные тексты?

Что заставило героя…?

Кого автор называет…/считает …?

на установление соответствия;

на исключение лишнего; на группировку информации; на определение последователь- ности;

на аналогию; вопросы с ограничением ответа или с открытым кратким ответом

Выявление информа- ции

УЗНАВАНИЕ ПОНИМАНИЕ ПРИМЕНЕНИЕ

1) быстро просматривать текст

2) определять смысловую структуру текста и отбирать нужную информацию

3) находить необходимую информацию, перефразированную в вопросе

Разделяешь ли ты мнение автора? Аргументируй свой ответ.

Согласен ли ты с тем, что… Аргументируй свой ответ.

на установление соответствия; на исключение лишнего; на группировку информации;

на определение последователь- ности; на аналогию; вопросы с ограничением ответа или с открытым кратким ответом

Интерпре- тация текста

ПРИМЕНЕНИЕ АНАЛИЗ СИНТЕЗ

1) соотносить заключѐнную в тексте информацию с информацией из других источников /личным опытом

2) делать выводы по содержанию текста

3) находить аргументы, подтверждающие мнения/высказыва ния

4) объяснять заглавие текста

Соотнеси. Как бы ты поступил в данной ситуации?

Найди в тексте аргумент/аргументы, подтверждающие высказывание.

Как ты понимаешь заглавие текста?

Как еще можно было бы озаглавить текст?

вопросы с открытыми развѐрнутыми ответами;

задания на аналогию, задания, требующие аргументированных ответов;

задания на выделение существенных признаков;

Рефлексия относи- тельно содержания текста

АНАЛИЗ СИНТЕЗ ОЦЕНКА

1) различать объективную и субъективную информацию

2) связывать информацию текста с фактами/событиями реальной действительности

3) аргументировать свою точку зрения

Выскажите своѐ отношение к позиции автора/героя.

Как автор относится к своему герою? Обоснуйте своѐ мнение.

Что в данном отрывке удивило вас больше всего? Почему?

свободные задания с открытыми ответами;

вопросы, требующие формулировки и аргументации собственного мнения;

тексты с ошибками; задания на реконструкцию событий

Рефлексия относи- тельно формы подачи текста

АНАЛИЗ СИНТЕЗ ОЦЕНКА

1) обнаруживать иронию, юмор, различные оттенки смысла, выраженные словом

Обладает ли автор/герой чувством юмора. Приведите примеры из текста.

Вывод я хочу представить в виде Пирамиды Блума. При работе с текстом при смысловом чтении необходимо реализовать все этапы, представленные в пирамиде.

hello html m228fd14d

Далее, я хочу представить вашему вниманию работу по формированию смыслового чтения с использованием пирамиды Блума на примере текста «На муравьиной тропе»

На муравьиной тропе

Муравьи все вместе живут в муравейнике. Когда один муравей находит пищу, он прокладывает к ней дорожку для всех остальных.

Чтобы в этом убедиться, надо провести эксперимент. Для этого надо найти муравейник.

Тебе также будут необходимы следующие материалы: лист бумаги, маленький кусочек яблока, горсть земли.

1. Положи кусочек яблока на бумагу и придвинь бумагу к входу в муравейник. Дождись, когда несколько муравьѐв обнаружат яблоко. Они все будут двигаться по одной дорожке.

2. Передвинь яблоко. Последуют ли муравьи за ним?

3. Теперь насыпь на бумагу землю, чтобы накрыть дорожку. Муравьи некоторое время будут суетиться вокруг. Прокладывают ли они новую дорожку?

Даже после того, как пища была передвинута, муравьи всѐ ещѐ бегают по старой дорожке до тех пор, пока не будет проложена новая дорожка. этот запах при помощи своих усиков-антенн.

Как только муравей находит какую-либо пищу, он выделяет специальные химические вещества, которые оставляют след с запахом. Другие муравьи из муравейника чувствуют

Результат выполнения задания

Где живут муравьи? Как живут муравьи? Перечисли необходимые предметы для проведения эксперимента.

Верное/неверное утверждение Муравьи выделяют специальные химические вещества. Муравьи не чувствуют запахов. Усики нужны муравьям для слуха.

Даем рисунки насекомых. Отметь усики-антенны у муравья.

1. Для чего в данном эксперименте необходимо яблоко? 2. Зачем на бумагу насыпают землю? 3. Для чего муравьи выделяют специальные химические вещества?

1.Заполни пропуски в предложении подходящими по смыслу словами. ( Предложения из текста перефразированы!) 2.Почему муравьи начали суетиться, когда на бумагу насыпали землю?

Как будут вести себя муравьи, если им положить кусочек банана? Что в поведении муравьев удивило тебя больше всего?

Типология текстов и виды чтения. Виды информации в тексте

В современном мире понятие грамотности изменяется и расширяется, но оно по- прежнему остается связанным с пониманием самых различных текстов. Наряду с печатными современный человек может читать и электронные книги, большой популярностью сегодня пользуются и аудиокниги, поэтому школа должна научить ученика работать с различными текстами: «бумажными», электронными и звучащими. Четко распределить тексты по определенным категориям или критериям невозможно, так как один и тот же текст, как правило, имеет различные признаки и может относиться сразу к нескольким группам.

К сплошным относятся тексты, которые ученики читают в повседневной жизни, в том числе и в школе:

 описание (отрывок из рассказа, стихотворение, описание человека, места, предмета и.т.д.);

 повествование (рассказ, стихотворение, повесть, басня, письмо, статья в газете или журнале, статья в учебнике, инструкция, реклама, краткое содержание фильма, спектакля, пост блога, материалы различных сайтов);

 рассуждение (сочинение-размышление, комментарий, аргументация собственного мнения).

К несплошным текстам относятся:

 географические карты и карты местности;

 план помещения, местности, сооружения;

 расписание движения транспорта;

Выше был приведен пример работы со сплошным текстом. Сейчас я предлагаю пример работы с несплошным текстом.

Задание. Рассмотрите билет с двух сторон. Составьте вопросы и задания.

hello html m6234571

hello html m529d5342

Летом Саша был в России. В книге, которую он читал в пути, сохранился билет на выставку. Какую информацию мы можем получить, рассмотрев этот билет

1. Отметьте верные утверждения значком √.

1). Продолжительность экскурсии – 1 час.

2). Музей находится в Москве.

3). Саша посетил выставку 3 июня.

4). Саша сделал фотографии экспонатов.

5). Саша осматривал выставку под руководством экскурсовода.

2. Что можно увидеть на выставке? Выбери верные ответы, отметив их знаком √.

А. Антикварная мебель

В. Драгоценные камни

3. «Можно или нельзя?». Запиши слова в 2 колонки.

Слова для справок: входить в верхней одежде; любоваться экспонатами; входить через Боровицкие ворота; фотографировать; приводить на выставку детей дошкольного возраста; оставить вещи в камере хранения; входить через Троицкие ворота.

4. Выполни грамматические задания:

4.1. Определи части речи

4.2. Выпиши из текста

Читайте также:  невероятные истории с игорем прокопенко про космос

одно имя существительное собственное. ________________________________

4.3. Подбери синонимы:

4.4. Подбери антонимы:

Типы информации в тексте.

Создавая текст, мы участвуем в ситуации общения. Это ситуация, как и ситуация речевого общения предполагает участие хотя быть двух коммуникантов. Мы общаемся для того, чтобы сообщить что-либо друг другу. Итак, каждый текст передает адресату какую – либо информацию.

Типы информации в тексте бывают разные.

То, какую информацию вложил автор в текст, зависит от многих вещей:

— от ситуации общения;

— от цели автора (пафос);

— от тех слов, которые найдет автор (логос).

Рассмотрим, какие типы информации бывают в тексте.

С точки зрения лингвистики (теория лингвиста И.Р. Гальперина) понимание текста – это вычитывание разных видов текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной.

Фактуальная информация – фактическая основа текста, которая сообщает о том, что происходило, происходит и будет происходить. Даже фантастические произведения, которые основаны на нереальных фактах, несут фактуальную информацию. Читая, например, роман Р. Толкиена «Властелин колец», мы понимаем, что мир этой книги создан автором, однако следим за событиями, их взаимосвязью, переживаем за героев, воспринимаем заложенные в тексте факты, как достоверные.

Концептуальная информация – информация об авторе, не только об его позиции, но и социальном статусе, способе мышления, образованности, психическом состоянии и т.д.

Например, в романе Толстого «Война и мир» отношение писателя к роли исторической личности, в частности к Наполеону, проявляется не только в открытой авторской позиции, но и описании портрета Наполеона.

Подтекстовая информация – не содержащая явно в тексте информации, заложена во всем тексте и может быть выявлена только при определенных условиях.

Что же это за условия?

1) Первое условие – возрастной опыт. Дети не видят и не чувствуют подтекст, потому что их жизненный опыт еще очень мал. Например, сказка Чуковского «Тараканище». Дети считают, это всего лишь сказкой о злом таракане и о том как его боятся звери. Взрослый может воспринять эту сказку как историю о тоталитаризме (например, времен Сталина).

В художественной литературе есть жанр, который обязательно предполагает наличие подтекстовой информации. Это басня. В басне недостатки людей, определенные исторические события передаются аллегорически – через ситуации (чаще всего) из жизни зверей. Смысл басни раскрывается в такой композиции как мораль.

Составление заданий на основе сплошного текста.

Шестилетняя финская девочка Хельга Хилтунен перед Рождеством написала Богу письмо с просьбой подарить ей 100 марок. В Финляндии письма с неправильным адресом имеет право вскрывать только президент республики. Так письмо, адресованное «господину Богу» было прочитано Урхо Калева Кекконеном, успешно правившим страной с 1958 по 1982 год. Кекконен решил выполнить просьбу девочки, однако подумал, что такому маленькому ребенку достаточно и 50 марок. Он распорядился завезти ей деньги и письмо «от Бога» на своей машине. Вскоре в канцелярию вновь пришло письмо от Хельги. Она писала, что на остановившуюся возле еѐ дома машину господина президента глазела вся улица. Девочка также просила Бога больше не передавать никому деньги через президента, потому что он украл половину.

1. О чѐм этот текст?

2. Сколько писем написала Хельга Богу?

3. Как можно озаглавить этот текст? Предложи несколько своих вариантов.

4. Заполни таблицу «Верно/ Неверно»

В Финляндии письма с неправильным адресом имеет право вскрывать только член Парламента.

Хельга Хилтунен написала письмо президенту.

На машину президента никто не обратил внимания.

Президент украл часть денег.

5. Почему Хельга решила, что президент ворует деньги?

6. Что ты думаешь о поступке президента и девочки?

7. Если бы ты мог написать Богу, о чѐм бы ты его попросил?

8. Прочти текст и допиши свой вариант концовки.

Шестилетняя финская девочка Хельга Хилтунен перед Рождество написала Богу письмо с просьбой подарить ей 100 марок. В Финляндии письма с неправильным адресом имеет право вскрывать только президент республики. Так письмо, адресованное «господину Богу» было прочитано Урхо Калева Кекконеном, успешно правившим страной с 1958 по 1982 год. Кекконен решил выполнить просьбу девочки, однако подумал, что такому маленькому ребенку достаточно и 50 марок. Он распорядился завезти ей деньги и письмо «от Бога» на своей машине. Вскоре в канцелярию вновь пришло письмо от Хельги. Она писала, что на остановившуюся возле еѐ дома машину господина президента глазела вся улица. Девочка также просила Бога…

Планируемые результаты по развитию навыков чтения и работы с текстом

Составлены с учетом Пирамиды Блума.

НОО (на конец 4 класса)

ООО (на конец 9 класса)

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

• находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

• определять тему и главную мысль текста;

• делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

• вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

• сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;

• понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);

• понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

• понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;

• использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

• ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Выпускник получит возможность научиться:

использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

работать с несколькими источниками информации;

сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

— определять главную тему, общую цель или назначение текста;

— выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;

— сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;

• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

— определять назначение разных видов текстов;

— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

— различать темы и подтемы специального текста;

— выделять не только главную, но и избыточную информацию;

Читайте также:  самый богатый человек во всем мире за всю историю

— прогнозировать последовательность изложения идей текста;

— сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

— выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

— формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;

— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

Выпускник получит возможность научиться:

анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

• пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;

• соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;

• формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

• сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

• составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Выпускник получит возможность научиться:

делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;

составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

— сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;

— обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

— делать выводы из сформулированных посылок;

— выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

Выпускник получит возможность научиться:

выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).

Работа с текстом: оценка информации

высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

• оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

• участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

сопоставлять различные точки зрения;

соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

• откликаться на содержание текста:

— связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

— находить доводы в защиту своей точки зрения;

• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;

• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

Выпускник получит возможность научиться:

критически относиться к рекламной информации;

находить способы проверки противоречивой информации;

определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.

Трудности обучающихся с ЗПР на уровне начального общего образования, которые возникают при достижении этих результатов.

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде

делить тексты на смысловые части, составлять план текста

определять тему и главную мысль текста

понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов)

вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию

понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы

сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака

понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста

ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

пересказывать текст подробно, устно

пересказывать текст сжато, письменно

формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод

соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;

составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос

сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию

Работа с текстом: оценка информации

высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте

оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте

участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста

на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов

Из данной таблицы видно, что у обучающихся при работе с текстом преобладает репродуктивный характер (1, 2 уровни). Поэтому при формировании смыслового чтения, мы стараемся использовать приемы, упражнения при работе с текстом продуктивного характера (3 уровень).

Сегодня, когда одним из главных критериев успеха становится доступ к информации, умение эффективно ее переработать, мы, педагоги, особо нуждаемся в развитии тех качеств, которые еще вчера казались естественными и не требующими специального внимания. Именно сейчас умение быстро обучаться и переобучаться в любом возрасте, развитие своих потенциальных и расширение имеющихся способностей, а также формирование навыков стратегиального чтения могут стать залогом успеха каждого учителя. Позвольте зачитать красивую притчу.

«Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек и ведет за собой ребенка. Человек остановился и велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба.

— Что ты делаешь, старик? – спросил человек.

— Жду тебя! – ответил старик. – Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?

— Верно! – удивился человек.

— Так бери с собой мудрость: Если отважился воспитать ребенка, верни его крылатым.

— Как я это сделаю, если сам не умею летать?

— А ты попробуй! – сказал старик и закрыл глаза.

Прошли годы. Старик сидел на том же месте и смотрел в небо. Видит: летит ребенок, а за ним – его учитель. Они приблизились к старику, опустились на землю и поклонились.

— Я возвращаю ребенка крылатым! – сказал учитель и гордо посмотрел на своего питомца. А старик посмотрел на крылья учителя и произнес:

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector