спортивные двигательные навыки этапы их формирования

Формирование двигательного навыка в спорте

Источник:
Учебное пособие для ВУЗов «Спортивная физиология».
Автор: И.И. Земцова Изд.: Олимпийская лит-ра, 2010 год.

Содержание

Физиологические механизмы формирования двигательных навыков и управления движениями в спорте [ править | править код ]

Двигательный навык (ДН) — это новая форма движения или действия, приобретенная в процессе тренировки по механизму временных связей (то есть природа двигательного навыка рефлекторна). Фонд разных ДН в организме состоит, с одной стороны, из врожденных ДН, с другой — из ДН, приобретенных в результате специального обучения в течение индивидуальной жизни. Человек рожается с ограниченным по количеству и сложности фондом двигательного навыка(сосание, глотание, моргание, сгибание и разгибание конечностей в ответ на раздражение и др.). По наследству передается чрезвычайно важное свойство — пластичность нервной системы, что обеспечивает высокую степень тренированности, то есть способности овладевать новыми формами двигательных актов, адекватных измененным условиям жизнедеятельности (Солодков, Сологуб, 2005; Фомин, Вавилов, 1991).

Каждый ДН рассматривают как многокомпонентную систему, состоящую из двигательного (проявляется в структуре самого двигательного акта), вегетативного (связанного со структурой вегетативного обеспечения выполнения движения) и сенсорного (связанного с деятельностью анализаторов) компонентов. В зависимости от вида деятельности значения их изменяются. Например, для бегуна на длинные дистанции важнейшими являются двигательный и вегетативный компоненты, а для гимнаста или фехтовальщика — сенсорный.

Формирование двигательного навыка является сложным процессом. От элементарных умений происходит переход к умениям высшего порядка. Это осуществляется путем превращения элементарного умения в навык, а затем в более совершенное умение. Навыки в системе произвольных движений — это усвоенное умение решать определенную двигательную задачу.

В соответствии с представлениями Крестовникова, Зимкина и других, первая стадия формирования ДН характеризуется иррадиацией нервного процесса и генерализированным внешним ответом, вторая — концентрацией возбуждения, улучшением координации и формированием стереотипных движений, третья — завершением формирования автоматизма и стабилизацией двигательных актов (Солодков, Сологуб, 2003; Фомин, Вавилов, 1991).

На первой стадии формирования двигательного навыка к выполнению движений привлечены большие мышечные группы, движения несогласованны, неэкономны, работоспособность быстро падает. Вторая стадия характеризуется концентрацией возбуждения, движения делаются точнее, деятельность вегетативных систем приходит в соответствие с работой мышц. Эта фаза характеризуется образованием двигательной доминанты, то есть доминирующих нервных центров в ЦНС, играющих координирующую роль в целенаправленной двигательной деятельности. Третья фаза — образование динамического стереотипа, состоящего в физических упражнениях со своеобразной последовательностю фаз движений. Однако внутренняя структура движения (состав мышц, участвующих в двигательном акте, и количество сокращающих двигательных единиц в этих мышцах) может бесконечно меняться. То есть двигательная деятельность человека характеризуется высокой вариативностью. Значительная часть моторных актов новой структуры благодаря высокой пластичности ЦНС осуществляется путем экстраполяции. Она обеспечивает перенос ДН и возможность «с места» осуществлять новые движения. Экстраполяция — это способность нервной системы на основе приобретенного опыта адекватно решать возникающие двигательные задачи. Увеличение фонда усвоенных движений способствует повышению возможности человека без специального обучения правильно решать новые двигательные задачи.

Важной чертой поведения человека является его способность создавать и корректировать программы двигательных действий для решения поставленных задач.

В двигательной зоне коры больших полушарий при систематическом выполнении движений остаются кратковременные и долговременные следы (двигательная память), составляющие основу двигательной программы. С участием нервных процессов осуществляются такие функции:

250px Fiziologiya8

Двигательный акт на всех этапах подготовки и выполнения связан с интеграцией в ЦНС афферентных и других факторов. Анохин определил четыре основных фактора: пусковую информацию, мотивацию, память и обстановочную информацию (рис. 7). В спортивной деятельности особенно большое значение имеют разного рода социально обусловленные виды мотивации, существенно влияющие на реализацию двигательной программы. Благодаря следам в ЦНС (двигательная память) предыдущий опыт имеет сильное влияние на оценку любых событий и ситуаций. Обстановочная информация, поступающая из окружающей среды (состояние грунта, ветер и др.) о состоянии различных функций организма, является существенным компонентом для правильного программирования различных действий в ЦНС. Большое значение имеют и пусковые сигналы (выстрел, звук свистка и др.).

Во время выполнения различных физических упражнений использование информации, поступающей из внутренней и внешней среды путем обратных связей, имеет специфические особенности. В случае медленного выполнения двигательных актов обратные связи способствуют корректировке данного движения или любой его фазы. В сложных многофазных движениях, выполняемых быстро, обратные связи играют меньшую роль в текущей коррекции из-за нехватки времени. В очень быстрых движениях (метания, броски) обратные связи могут корректировать двигательный акт только во время его повторения.

Исследование способности человека к воспроизведению заданной величины мышечного усилия при отсутствии зрительного анализатора [ править | править код ]

Оснащение: кистевой и становой динамометры.

Из числа студентов выбирают четыре-пять испытуемых, одного регистратора величины усилий, секретаря для ведения протокола исследований.

Испытуемые вначале по очереди сжимают с максимальной силой кистевой динамометр или растягивают становой динамометр. Затем каждый из испытуемых выполняет под зрительным контролем усилия, составляющее 25 % максимального. В следующих трех-четырех попытках испытуемые стараются воспроизвести такое усилие без зрительного контроля. Результаты каждой попытки доводят до их сведения. Затем испытуемые воспроизводят усилие 50 % максимального под зрительным контролем. После этого в трех-четырех попытках проверяют их способность к воспроизведению данного усилия без зрительного контроля. Результаты каждой попытки доводят до сведения испытуемого.

Полученные данные вносят в таблицу 23, делают выводы.

Таблица 23 — Величины заданных и действительных усилий при сжимании исследуемыми кистевого (растягивании станового) динамометра

Источник

Двигательные навыки

686c058f399d56436438624b61d79416 Игорь Могучев
Двигательные навыки

волнообразностъ как неравномерность формирования двигательного навыкаимеет следующие разновидности:

формирование навыка с «отрицательным ускорением»,

формирование навыка с «положительным ускорением»,

замедление в развитии навыка,

перенос двигательных навыков:

отрицательный перенос, или интерференция;

разрушение двигательного навыка при отсутствии подкрепления.

Формирование двигательного навыка проходит три стадии.Эти физиологические закономерности представлены в такой последовательности: I стадия — иррадиация; II — специализация и III — стабилизация условно-рефлекторного акта.

I стадия формирования двигательного навыка — короткая по времени. Она направлена на создание первоначального умения. Для нее характерно широкое иррадиирование процесса возбуждения и недостаточное внутреннее торможение при ознакомлении ребенка с новым движением. Знакомясь с ним, ребенок испытывает неуверенность, у него появляются лишние движения, неточность их воспроизведения в пространстве и во времени, напряженность мускулатуры.

II стадия — более продолжительна по времени. Она характе

ризуется многократной повторяемостью движения, в результате

чего правильность разучиваемого движения постепенно улучшает

Читайте также:  в каком веке христианство пришло на русь

ся. Происходит уточнение отдельных двигательных рефлексов и всей

системы в целом. Она способствует развитию внутренних диффе

ренцированных торможений, ограничивающих распространение

процессов возбуждения, при этом повышается роль второй сиг

нальной нервной системы. На этой стадии ребенок проявляет боль

шую осознанность задач и своих собственных действий.

Образование двигательных навыков на этой стадии происходит волнообразно. Ребенок то легко, свободно выполняет двигательное действие, то, по прошествии времени, как будто впервые выполняет его. Постепенно происходит уточнение и совершенствование двигательных умений. В коре головного мозга образуется система временных связей — динамический стереотип.

III стадия — стабилизация навыка, уточнение динамичес

кого стереотипа. Ребенок овладевает навыком. Его движения становятся экономичными, свободными, точными и раскованными.

Ребенок осознает двигательную задачу, творчески использует движение в игровой и жизненной ситуации. Он варьирует движение, переносит его в новые ситуации. Сформированный навык может служить предпосылкой для переноса его в похожее движение, является предпосылкой для освоения нового, более сложного навыка. Такой перенос определяется как положительный.

В отдельных случаях возможен отрицательный перенос (или интерференция навыков, т. е. их взаимовлияние, не способствующий овладению двигательным действием. Причинами интерференции навыков может быть прочность ранее образовавшихся временных связей и сохранение в новых действиях некоторых общих компонентов старых, мешающих различению своеобразия каждого из них.

На процесс овладения сложными двигательными актами могут оказать влияние врожденные автоматизмы. Так, врожденная перекрестная координация составляет основу лазания, ходьбы, бега и т. д. Унаследованные координации необходимо учитывать при подборе последовательности обучения.

Роль сознания и эмоций при обучении движениям При обучении ребенка движениям большое значение имеет воспитание в нем осознанного и эмоционального отношения к движению, создание у него мотивации, обеспечивающей целеустремленное выполнение упражнений, творческое его выполнение. Обучая движению, необходимо создать у ребенка положительное эмоциональное состояние, заинтересовать в выполнении этого движения, вызвать желание качественно выполнить его. При формировании двигательных навыков педагог учитывает индивидуальные типологические особенности нервной системы ребенка, подбирает методические приемы, обеспечивающие индивидуальное формирование навыка, психофизических качеств.

Успешность усвоения детьми знаний и двигательных навыков зависит от условий, в которых происходит обучение. Обучение двигательным действиям требует физического, а также интеллектуального и волевого напряжения. Создание эмоционально положительного отношения ребенка, спокойной обстановки при выполнении двигательного задания играет важную роль в решении обучающих задач. Ничто не должно отвлекать ребенка во время обучения. И об этом следует позаботиться педагогу.

Влияние музыки на совершенствование двигательных навыков

Музыка, обладающая огромным эмоциональным воздействием, оказывает благотворное влияние на повышение качества движения. Она способствует выразительности, пластичности, грациозности, красоте, четкости и координации движений. Движение, сливаясь с музыкой, обеспечивает эмоциональное переживание ребенком музыкальных образов. У ребенка развивается музыкальность, умение через движения передавать характер музыки. Благодаря музыке действия ребенка совершенствуются, он выполняет их свободно, мягко, непринужденно.

Движения под музыку развивают слух, воспитывают временную ориентировку — способность усложнять свои движения в определенный промежуток времени в соответствии с метроритмическими изменениями музыкального произведения. А. В. Кенеман писала, что определенная метрическая пульсация, с которой связаны движения ребенка, вызывает согласованную реакцию всего организма ребенка (дыхательной, сердечной, мышечной деятельности, а также эмоционально-положительное состояние психики, что содействует общему оздоровлению организма.

Коммуникативные навыки как способы дружбы в детском коллективе «Коммуникативные навыки как способы дружбы в детском коллективе». Наверное, редко кто задаёт вопрос, зачем нужны друзья? Дружба нужна и.

Развиваем культурно-гигиенические навыки у детей «Развиваем культурно-гигиенические навыки у детей» Подготовила: воспитатель первой категории Верхоломова И. В. Культурно-гигиенические навыки.

Консультация для родителей «Коммуникативные навыки» Коммуникативные навыки – это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также.

Консультация «Культурно-гигиенические навыки и их значение в жизни ребенка» Культурно-гигиенические навыки, их значение в жизни ребёнка. В дошкольном возрасте следует воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности,.

detsad 220085 1527186597Лэпбук по теме «Культурно-гигиенические навыки для детей» Пояснительная записка Цель: Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.

detsad 753522 1524016631Фотоотчет о воспитанниках психоневрологического интерната «Осваиваем житейские навыки» Осваиваем житейские навыки Ни для кого не секрет, что наши подопечные лишены полного практического набора бытовых навыков. Для успешной.

План семинара-практикума для родителей «Навыки позитивного родительства» План семинара-практикума для родителей Тема: «Навыки позитивного родительства». Цель: 1. Расширить знания родителей по вопросам воспитания.

Практические навыки постановки звуков [Р] и [Л] Зачастую, если у ребенка нет хронических заболеваний, патологий развития органов речевого аппарата (языка, мягкого и твердого неба, губ,.

detsad 58601 1532455668Рекомендации для воспитателей и родителей воспитанников «Двигательные игры-разминки» Предлагаемые игры-разминки могут проводиться в помещении и на свежем воздухе,как в детском саду,так и в домашних условиях во время выполнения.

Источник

Стадии формирования двигательных навыков

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

При обучении технике спортивных движений формирование двигательных навыков всегда происходит на базе ранее выработанных организмом координаций, т.е. некоторые компоненты физического упражнения могут быть уже знакомы и представляют собой элементы ранее приобретенных навыков. Если необходимо усвоить сложную технику движения, компоненты которого в большей части являются новыми, обычно используются подготовительные упражнения и обучение по элементам, т.е. более простые координации.

В некоторых случаях уже выработанный и прочно закрепленный двигательный навык усложняет или даже препятствует формированию нового, особенно когда структура нового движения связана с переделкой старого навыка. Например, если при обучении фигурному катанию на коньках обра­зовать и закрепить навык вращения только в одну сторону, то это затруднит выработку навыка такого же вращения в противополож­ную сторону. Поэтому при обучении спортивным упражнениям важ­но сразу же формировать правильные движения, так как переделать прочно закрепленный неполноценный навык очень трудно и для этого требуется много времени.

Становление двигательного навыка проходит через несколько стадий (А.Н. Крестовников):

1) Стадия иррадиации-на первых этапах формирования двигательного навыка отмечается широкая иррадиация (рассеивание) возбуждения по различным зонам мозга, в результате чего возникает рассогласованность в деятельности двигательного аппарата и вегетативных систем:

а) активируется большое количество скелетных мышц с одновременным включением мышц-антагонистов, что приводит к нарушению координации движений (движения не четкие, скованные, много лишних движений);

б)значительно увеличиваются энерготраты;

в)усиливаютсявегетативные реакции (учащение дыхания и сердцебиения, подъем артериального давле­ния, резкие изменение состава крови, заметное повышение темпера­туры тела и потоотделения).

В этой стадии корковый динамический стереотип еще не сформирован.

2) Стадия концентрации−на этой стадии иррадиация возбуждения сменяется концентрацией в необходимых для его осуществ­ления корковых зонах.Впосторонних же зонах коры возбуждение подавляется дифференцировочным торможением. Это приводит к:

а) включению только необходимых мы­шечных групп в нужные моменты движения, в результате чего движения становятся более четкими и согласованными, устраняются лишние движения;

б)снижению энерготрат.

Читайте также:  пак джи хун биография актер и модель

Навык на этой стадии уже сформирован, но он еще очень непро­чен и нарушается при любых новых раздражениях (выступление на незнакомом поле, появление сильного соперника и т. д.). Эти воз­действия разрушают неокрепшую еще рабочую доминанту, едва ус­тановившиеся межцентральные взаимосвязи в мозгу и вновь приво­дят к иррадиации возбуждения и потере координации.

3) Стадия стабилизации и автоматизации-на этойстадии,в результате многократного повторения на­выка в разнообразных условиях, повышается помехоустойчивость рабочей доми­нанты, появляется стабильность и надежность навыка,снижается сознательный контроль за его элементами, т. е. возникает автоматизация навыка. Внешние раздражения подкрепляют рабочую доминанту, боль­шая же часть посторонних афферентных импульсов не пропускается в ЦНС, что обеспечивает защиту сформирован­ных программ от случайных влияний и повышается надежность на­выков. Процесс автоматизации не означает выключения коркового конт­роля за выполнением движения.

Выше перечисленные стадии формирования двигательного навыка не всегда могут следовать одна за другой− в некоторых случаях некоторые из них могут отсутствовать. Это зависит от:

а) степени сложности и мощности мышечной работы,

б) исходного состояния двигательного аппарата,

в) квалификации спортсмена и других факторов.

Например, обучение гимнастическим упражнениям у новичков, спортсменов средней квалификации и у мастера спорта проходит по-разному, т.к. у последнего формирование двигательного навыка происходит без 1и 2 стадии.

Источник

Формирование двигательных навыков у юных спортсменов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

В учебно-тренировочном про­цессе юные спортсмены изу­чают технику избранного спорта на определенном уровне, ха­рактеризующем степень освоеннос­ти действия. Двигательное умение и навык отражают уровень владения техническими действиями в из­бранном виде спорта. Формирова­ние двигательного умения, а затем и навыка требует от юных спортсме­нов активного участия в учебно-тре­нировочном процессе, приучает анализировать сущность поставлен­ных задач, условия выполнения действия, а также формирует у них основы управления движениями.

Признаки, что техника освоена юными спортсменами на уровне двигательного умения: постоянная концентрация внимания на состав­ляющих действие операциях, неста­бильность результата действия, из­менчивость техники действия, воз­никновение нарушении в технике исполнения под влиянием сбиваю­щих факторов, низкая слаженность движений, — приводят к относи­тельно невысокой скорости выпол­нения технического действия.

Несмотря на то что юные спортс­мены могут успешно освоить доста­точно много технических действий на стадии умения, двигательный на­вык сформировать у них достаточно сложно. По П.Я. Гальперину (2005), если мы повышаем требования к действию, то приходится переучи­ваться, потому что многие действия усваиваются в таком качестве, кото­рое повышенных требований не вы­держивает.

По мере многократного повто­рения действия юными спортсмена­ми оно становится отлаженным и привычным (иногда на это уходят месяцы и годы). Связи между двига­тельными операциями становятся прочными, гарантирующими их слитность, тогда у спортсменов от­падает необходимость в постоянной концентрации внимания. Это при­водит к тому, что двигательное уме­ние автоматизируется и превраща­ется в двигательный навык.

Факторы, влияющие на формирование двигательных навыков

Основными факторами, усили­вающими эффективность формиро­вания двигательных навыков, явля­ются:

б) прошлый двигательный опыт (или ранее выработанная коорди­нация) предполагает опору на уже имеющиеся у юных спортсменов двигательные навыки в виде врож­денных движений или двигатель­ные навыки, образованные в ре­зультате специального обучения на протяжении индивидуальной жиз­ни (бег, кувырки и др.);

Тренеры-преподаватели в про­цессе формирования у воспитанни­ков двигательных навыков должны учитывать, что формирование од­них двигательных навыков может оказывать определенное влияние, как положительное, так и отрица­тельное, на усвоение других навы­ков. Это так называемый перенос навыков. В практике выделяют его разновидности.

Положительный перенос на­выков определяет взаимодействие навыков, при котором ранее сфор­мированный навык облегчает про­цесс формирования последующего.

Отрицательный перенос на­выков предполагает такое взаимо­действие навыков, при котором ра­нее сформированный навык затруд­няет процесс формирования после­дующего.

Перенос навыка в тренировке юных спортсменов может иметь различный характер.

• Односторонний перенос воз­никает в тех случаях, когда форми­рование одного навыка содействует образованию у юных спортсменов другого, а обратного влияния не об­наруживается.

• Взаимный перенос навыков наблюдается с одного двигательно­го действия на другие и обратно.

• Прямой перенос характеризу­ется тем, что формирование одного навыка сразу же влияет на создание другого в конкретном упражнении.

• Косвенный (опосредованный) перенос основывается на том, что ранее сформированный у спортсме­нов навык создает только благопри­ятные предпосылки для приобрете­ния нового. На явлениях косвенного переноса основано использование средств общей физической подго­товки в целях увеличения фонда не­специфических двигательных уме­ний и навыков в избранном виде спорта.

• Ограниченный (частичный) перенос происходит в тех случаях, когда структура изучаемых дейст­вий имеет большое сходство. На принципе структурного сходства главных фаз осваиваемых движе­ний планируется система специаль­но-подготовительных упражнений.

• Обобщенный перенос наблю­дается, если ранее освоенный навык влияет на формирование целого ря­да движений, которые могут и не иметь структурного сходства с ним.

Тренерам-преподавателям, рабо­тающим с юными спортсменами, не­обходимо учитывать характер взаи­модействия навыков: при планирова­нии учебно-тренировочного процес­са — в рамках одного или серии заня­тий; при подборе систем специально подготовительных упражнений.

Этапы формирования двигательных навыков

Процесс обучения техническому действию (в основе которого лежит формирование двигательного на­выка) условно делится на три этапа.

Этап начального разучивания

(у юных спортсменов формируется предумение, изучаемое действие выполняется ими в общих чертах). Методические особенности изуче­ния новых технических действий: обучение необходимо осуществлять при хорошем психофизиологиче­ском самочувствии занимающихся; по возможности исключить воздей­ствие на обучаемых сбивающих факторов; необходимо прекращать повторение действия при возникно­вении утомления, при снижении ка­чества выполнения; интервалы от­дыха должны быть достаточными для восстановления; в структуре од­ного занятия обучение новому дви­гательному действию необходимо планировать в начале основной час­ти, пока не снизилась работоспо­собность у занимающихся.

Этап закрепления и дальней­шего совершенствования (фор­мируется двигательный навык). Ме­тодические особенности: обучае­мым необходимо стремиться к стабильности и автоматизму выполня­емых действий; важно довести до необходимой степени совершенства индивидуальные особенности тех­ники; добиться выполнения технического действия с максимальными усилиями и скоростью, точностью и экономичностью, допускается вы­полнение на фоне утомления, могу! использоваться «сбивающие» фак­торы.

При ознакомлении обучаемых с новым двигательным действием главной задачей является создание у них представлений, необходимых для правильного выполнения технического действия и побуждение за­нимающихся к сознательному и активному освоению.

Обучение технике у юных спортс­менов начинается с осознания ими учебной задачи и формирования представлений о способе ее реше­ния. Формировать представление об изучаемом действии очень важно в обучении новичков, оно является чувственно-наглядным образом двигательного действия, возни­кает на основе того, что обучаемый видит, слышит и чувствует, опира­ясь при этом на свои знания. Чем точнее поймет воспитанник значе­ние и сущность двигательного дей­ствия, тем точнее будут его пред­ставления о нем. Тренер-преподаватель при формировании у юных спортсменов представления о тех­ническом действии условно акцен­тирует их внимание на три звена:

а) осмысливание задачи обуче­ния (обучаемые должны понять ос­нову техники);

б) составление проекта решения двигательной задачи (логика вы­полнения изучаемого действия);

Читайте также:  известные коты в истории

в) попытка выполнения техниче­ского действия по образцу (позво­ляет расширить ориентировочную основу действия, полученную от тренера-преподавателя).

Обучение новому техническому действию необходимо начинать при наличии у воспитанников го­товности к практическому разучи­ванию двигательного действия. Она имеет несколько компонентов проявления.

Собственно физическая го­товность к разучиванию двигатель­ного действия определяется уров­нем развития физических качеств (ловкости скоростно-силовых, вы­носливости, гибкости).

Автоматизация исполнения двигательного действия

В процессе формирования дви­гательного навыка автоматизация подразумевает исполнение двига­тельного действия практически без контроля сознания. Это определяет такие характеристики двигательно­го действия, как стандартность и ва­риативность, проявляющиеся в на­дежности выполнения.

Несомненно, что совершенное владение навыком иногда приводит к возникновению своеобразного комплексного ощущения, которое является результатом тончайших мышечных дифференцировок и синтеза показателей всех анализа­торов.

Интегральное целостное ощу­щение, например, в единоборствах можно рассматривать как способ­ность спортсмена быстро и точно выполнять наиболее рациональные двигательные действия и техниче­ские приемы с учетом ситуации по­единка, условий противоборства, технико-тактических действий со­перника. Формирование этих спе­цифических чувств происходит по мере автоматизации двигательного навыка. При этом в процессе ста­новления навыка контроль сознания ведется по отдельным параметрам двигательного действия, а когда на­вык сформирован, сознание широ­ко охватывает обобщенные интег­ральные характеристики двигатель­ного действия.

Способность к интегральным ощущениям в большинстве случаев обнаруживается как результат пред­варительной тренировки спортсме­на в выполнении двигательного действия. Зачастую признаком ода­ренности к избранному виду спорта является наличие у юного спортсмен изначально (не имея опыта спор-зной деятельности) интегральных мщений при выполнении двигательных действий.

Для формирования интегральных целостных ощущений не достаточно только двигательной активности и значительного стажа занятий спортом. Важно целенаправленно давать спортсменам условия для их формирования:

• двигательное действие должно быть автоматизировано;

• совместно с тренером (или самостоятельно) необходимо провести синтез условий успешного выпол­зня двигательного действия;

• спортсмен должен стремиться выполнить действие с максимальной эффективностью;

В практике спортивной подго­ни реальный процесс формирования двигательного навыка обычно не имеет выраженных этапов. Не редко у обучаемых наблюдается появление уже исправленных ошибок или отмечается общее ухудшение техники. Иногда двигательное действие, выполняемое автоматически, осуществляемое непроизвольно или неосознаваемо, подвергается деавтоматизации (следствие снижения эффективности самоконтроля за ис­полнением двигательного действия).

Можно также выделить времен­ную непреднамеренную деавтоматизацию у юных спортсменов. Ее проявление может наблюдаться при недостаточном соревновательном опыте, общая причина возникнове­ния может заключаться в излишних объемах выполнения специально подготовительных (подводящих) упражнений.

Тренеру необходимо проводить профилактику возникновения деавтоматизации двигательного навыка с учетом рекомендаций:

• не допускать значительных пе­рерывов в повторении ранее сфор­мированного навыка (особенно ак­туально для единоборств и спортив­ных игр);

• учить юных спортсменов ана­лизировать движение, обращать внимание на условия выполнения, не допускать подражания при вы­полнении упражнений, а осмысли­вать движение;

• не допускать излишней моти­вации спортсменов, иначе «перемо­тивация» может привести к вовлече­нию в работу больших усилий учас­тия в движении мышц, нужных и не­нужных.

Иногда деавтоматизация навыка даже полезна для технического со­вершенствования. Например, если неверно сформирован навык, требу­ется время, чтобы разучить движе­ние заново. Наиболее важна деавто­матизация в случае изменения ант­ропометрии спортсмена (если про­изошел «ростовой скачок», то пара­метры техники также должны перест­раиваться) или в случае повышения уровня физической подготовленнос­ти спортсмена, влияющей на технику соревновательных упражнений.

Формирование двигательных навыков в учебно-тренировочном процессе

Освоение новых форм и вариан­тов техники, их закрепление и со­вершенствование происходят у спортсменов в зависимости от зако­номерностей приобретения, сохра­нения и дальнейшего развития спортивной формы в рамках боль­ших циклов тренировки (годичных или полугодичных). Этапы техниче­ской подготовки должны соответст­вовать общей структуре годичных циклов. В каждом большом цикле у прогрессирующего спортсмена можно условно выделить три этапа технической подготовки.

I этап. Совпадает с первой поло­виной подготовительного периода, когда вся подготовка спортсменов подчинена необходимости станов­ления спортивной формы, создания модели новой техники соревнова­тельных движений (ее улучшения, практического освоения, разучива­ния отдельных элементов, входя­щих в состав соревновательных действий) и формирования их об­щей координационной основы. На этом этапе у занимающихся под­росткового и юношеского возраста идет «приспособление» техники к измененным параметрам физиче­ского развития и подготовленности.

II этап. Техническая подготовка спортсменов направлена на углуб­ленное освоение и закрепление це­лостных навыков соревновательных действий как компонентов спортив­ной формы. Этап охватывает боль­шую часть второй половины подго­товительного периода больших тре­нировочных циклов (специально подготовительный, предсоревновательные этапы).

III этап. Техническая подготовка строится в рамках непосредствен­ной предсоревновательной подго­товки и направлена на совершенст­вование приобретенных навыков, моделирование соревновательных ситуаций, увеличение диапазона их вариативности. Этот этап начи­нается с завершающей части подго­товительного периода и распрост­раняется на соревновательный пе­риод.

На всех этапах технической подготовки спортсменов следует избегать двигательных ошибок. В учебно-тренировочном процессе под ошибкой в технике понимается отклонение от модели техники, снижающее эффективность дейст­вия. Тренеры-преподаватели зна­ют, что отклонение от модели не всегда ошибочно, часто такие от­клонения являются индивидуаль­ными особенностями техники. В спортивной подготовке встреча­ется несколько видов ошибок: тех­нические ошибки (связанные со структурой действия), тактические ошибки (искажающие смысловую сторону действия) и фоновые ошибки перемещений, поз выпол­нения упражнений, ритма дейст­вий. В учебно-тренировочном про­цессе в первую очередь устраняют­ся технические ошибки, затем тактические, только после них фо­новые.

Рекомендации по формированию двигательных навыков у неправоруких детей

Двигательное предпочтение од­ной из сторон тела называют терми­ном «латеральное доминирование». Предпочитаемая сторона тела при выполнении двигательных действий называется ведущей. В практике спортивной подготовки выделяются юные спортсмены, одинаково успеш­но выполняющие технические дейст­вия в обе стороны. Таких детей назы­вают амбидекстрами или амбидекстриками. В специальной литературе отмечается, что количество леворуких детей колеблется от 5 до 15%, а число амбидекстриков, у которых примерно равны обе руки, соответст­вует 2%, остальные дети являются праворукими (около 85%).

Методические рекомендации по обучению леворуких детей и амбидекстров технике двигательных дей­ствий:

• Любое изучаемое техническое действие должно объясняться и по­казываться в обе стороны.

• Выполнение новых техниче­ских действий должно сначала вы­полняться с удобной стороны, а по­том разучиваться в неудобную сто­рону.

• Необходимо приучать юных спортсменов к выполнению различ­ных симметричных движений, это даст более высокий результат тех­нической подготовленности, чем впоследствии «дорабатывать» тех­нические действия в неудобную сто­рону.

Тренер-преподаватель должен демонстрировать обучаемым дви­гательное действие в обе стороны. Стремиться заинтересовать обучае­мых новым двигательным действи­ем. Стимулировать у учеников стремление к техническому совер­шенствованию.

1. Визитей Н.Н. Физическая культура личности. Кишинев, 1989.

2. Гальперин П.Я. Лекции по психоло­гии: Учеб. пос. для студентов вузов. 2-е изд. М.: КДУ, 2005.

3. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методи­ки развития. М.: Терра-Спорт, 2000.

4. Николаева Е.И. Леворукий ребенок: диагностика, обучение, коррекция. СПб., 2005.

5. Средства физического воспитания: Теория и методика физического воспи­тания / Под ред. Б.А. Ашмарина. М., 1979.

6. Теория и методика физического вос­питания / Под ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова. М., 1976.

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector