Формирование двигательного навыка в спорте
Источник:
Учебное пособие для ВУЗов «Спортивная физиология».
Автор: И.И. Земцова Изд.: Олимпийская лит-ра, 2010 год.
Содержание
Физиологические механизмы формирования двигательных навыков и управления движениями в спорте [ править | править код ]
Двигательный навык (ДН) — это новая форма движения или действия, приобретенная в процессе тренировки по механизму временных связей (то есть природа двигательного навыка рефлекторна). Фонд разных ДН в организме состоит, с одной стороны, из врожденных ДН, с другой — из ДН, приобретенных в результате специального обучения в течение индивидуальной жизни. Человек рожается с ограниченным по количеству и сложности фондом двигательного навыка(сосание, глотание, моргание, сгибание и разгибание конечностей в ответ на раздражение и др.). По наследству передается чрезвычайно важное свойство — пластичность нервной системы, что обеспечивает высокую степень тренированности, то есть способности овладевать новыми формами двигательных актов, адекватных измененным условиям жизнедеятельности (Солодков, Сологуб, 2005; Фомин, Вавилов, 1991).
Каждый ДН рассматривают как многокомпонентную систему, состоящую из двигательного (проявляется в структуре самого двигательного акта), вегетативного (связанного со структурой вегетативного обеспечения выполнения движения) и сенсорного (связанного с деятельностью анализаторов) компонентов. В зависимости от вида деятельности значения их изменяются. Например, для бегуна на длинные дистанции важнейшими являются двигательный и вегетативный компоненты, а для гимнаста или фехтовальщика — сенсорный.
Формирование двигательного навыка является сложным процессом. От элементарных умений происходит переход к умениям высшего порядка. Это осуществляется путем превращения элементарного умения в навык, а затем в более совершенное умение. Навыки в системе произвольных движений — это усвоенное умение решать определенную двигательную задачу.
В соответствии с представлениями Крестовникова, Зимкина и других, первая стадия формирования ДН характеризуется иррадиацией нервного процесса и генерализированным внешним ответом, вторая — концентрацией возбуждения, улучшением координации и формированием стереотипных движений, третья — завершением формирования автоматизма и стабилизацией двигательных актов (Солодков, Сологуб, 2003; Фомин, Вавилов, 1991).
На первой стадии формирования двигательного навыка к выполнению движений привлечены большие мышечные группы, движения несогласованны, неэкономны, работоспособность быстро падает. Вторая стадия характеризуется концентрацией возбуждения, движения делаются точнее, деятельность вегетативных систем приходит в соответствие с работой мышц. Эта фаза характеризуется образованием двигательной доминанты, то есть доминирующих нервных центров в ЦНС, играющих координирующую роль в целенаправленной двигательной деятельности. Третья фаза — образование динамического стереотипа, состоящего в физических упражнениях со своеобразной последовательностю фаз движений. Однако внутренняя структура движения (состав мышц, участвующих в двигательном акте, и количество сокращающих двигательных единиц в этих мышцах) может бесконечно меняться. То есть двигательная деятельность человека характеризуется высокой вариативностью. Значительная часть моторных актов новой структуры благодаря высокой пластичности ЦНС осуществляется путем экстраполяции. Она обеспечивает перенос ДН и возможность «с места» осуществлять новые движения. Экстраполяция — это способность нервной системы на основе приобретенного опыта адекватно решать возникающие двигательные задачи. Увеличение фонда усвоенных движений способствует повышению возможности человека без специального обучения правильно решать новые двигательные задачи.
Важной чертой поведения человека является его способность создавать и корректировать программы двигательных действий для решения поставленных задач.
В двигательной зоне коры больших полушарий при систематическом выполнении движений остаются кратковременные и долговременные следы (двигательная память), составляющие основу двигательной программы. С участием нервных процессов осуществляются такие функции:
Двигательный акт на всех этапах подготовки и выполнения связан с интеграцией в ЦНС афферентных и других факторов. Анохин определил четыре основных фактора: пусковую информацию, мотивацию, память и обстановочную информацию (рис. 7). В спортивной деятельности особенно большое значение имеют разного рода социально обусловленные виды мотивации, существенно влияющие на реализацию двигательной программы. Благодаря следам в ЦНС (двигательная память) предыдущий опыт имеет сильное влияние на оценку любых событий и ситуаций. Обстановочная информация, поступающая из окружающей среды (состояние грунта, ветер и др.) о состоянии различных функций организма, является существенным компонентом для правильного программирования различных действий в ЦНС. Большое значение имеют и пусковые сигналы (выстрел, звук свистка и др.).
Во время выполнения различных физических упражнений использование информации, поступающей из внутренней и внешней среды путем обратных связей, имеет специфические особенности. В случае медленного выполнения двигательных актов обратные связи способствуют корректировке данного движения или любой его фазы. В сложных многофазных движениях, выполняемых быстро, обратные связи играют меньшую роль в текущей коррекции из-за нехватки времени. В очень быстрых движениях (метания, броски) обратные связи могут корректировать двигательный акт только во время его повторения.
Исследование способности человека к воспроизведению заданной величины мышечного усилия при отсутствии зрительного анализатора [ править | править код ]
Оснащение: кистевой и становой динамометры.
Из числа студентов выбирают четыре-пять испытуемых, одного регистратора величины усилий, секретаря для ведения протокола исследований.
Испытуемые вначале по очереди сжимают с максимальной силой кистевой динамометр или растягивают становой динамометр. Затем каждый из испытуемых выполняет под зрительным контролем усилия, составляющее 25 % максимального. В следующих трех-четырех попытках испытуемые стараются воспроизвести такое усилие без зрительного контроля. Результаты каждой попытки доводят до их сведения. Затем испытуемые воспроизводят усилие 50 % максимального под зрительным контролем. После этого в трех-четырех попытках проверяют их способность к воспроизведению данного усилия без зрительного контроля. Результаты каждой попытки доводят до сведения испытуемого.
Полученные данные вносят в таблицу 23, делают выводы.
Таблица 23 — Величины заданных и действительных усилий при сжимании исследуемыми кистевого (растягивании станового) динамометра
Двигательные навыки
Игорь Могучев
Двигательные навыки
волнообразностъ как неравномерность формирования двигательного навыкаимеет следующие разновидности:
формирование навыка с «отрицательным ускорением»,
формирование навыка с «положительным ускорением»,
замедление в развитии навыка,
перенос двигательных навыков:
отрицательный перенос, или интерференция;
разрушение двигательного навыка при отсутствии подкрепления.
Формирование двигательного навыка проходит три стадии.Эти физиологические закономерности представлены в такой последовательности: I стадия — иррадиация; II — специализация и III — стабилизация условно-рефлекторного акта.
I стадия формирования двигательного навыка — короткая по времени. Она направлена на создание первоначального умения. Для нее характерно широкое иррадиирование процесса возбуждения и недостаточное внутреннее торможение при ознакомлении ребенка с новым движением. Знакомясь с ним, ребенок испытывает неуверенность, у него появляются лишние движения, неточность их воспроизведения в пространстве и во времени, напряженность мускулатуры.
II стадия — более продолжительна по времени. Она характе
ризуется многократной повторяемостью движения, в результате
чего правильность разучиваемого движения постепенно улучшает
ся. Происходит уточнение отдельных двигательных рефлексов и всей
системы в целом. Она способствует развитию внутренних диффе
ренцированных торможений, ограничивающих распространение
процессов возбуждения, при этом повышается роль второй сиг
нальной нервной системы. На этой стадии ребенок проявляет боль
шую осознанность задач и своих собственных действий.
Образование двигательных навыков на этой стадии происходит волнообразно. Ребенок то легко, свободно выполняет двигательное действие, то, по прошествии времени, как будто впервые выполняет его. Постепенно происходит уточнение и совершенствование двигательных умений. В коре головного мозга образуется система временных связей — динамический стереотип.
III стадия — стабилизация навыка, уточнение динамичес
кого стереотипа. Ребенок овладевает навыком. Его движения становятся экономичными, свободными, точными и раскованными.
Ребенок осознает двигательную задачу, творчески использует движение в игровой и жизненной ситуации. Он варьирует движение, переносит его в новые ситуации. Сформированный навык может служить предпосылкой для переноса его в похожее движение, является предпосылкой для освоения нового, более сложного навыка. Такой перенос определяется как положительный.
В отдельных случаях возможен отрицательный перенос (или интерференция навыков, т. е. их взаимовлияние, не способствующий овладению двигательным действием. Причинами интерференции навыков может быть прочность ранее образовавшихся временных связей и сохранение в новых действиях некоторых общих компонентов старых, мешающих различению своеобразия каждого из них.
На процесс овладения сложными двигательными актами могут оказать влияние врожденные автоматизмы. Так, врожденная перекрестная координация составляет основу лазания, ходьбы, бега и т. д. Унаследованные координации необходимо учитывать при подборе последовательности обучения.
Роль сознания и эмоций при обучении движениям При обучении ребенка движениям большое значение имеет воспитание в нем осознанного и эмоционального отношения к движению, создание у него мотивации, обеспечивающей целеустремленное выполнение упражнений, творческое его выполнение. Обучая движению, необходимо создать у ребенка положительное эмоциональное состояние, заинтересовать в выполнении этого движения, вызвать желание качественно выполнить его. При формировании двигательных навыков педагог учитывает индивидуальные типологические особенности нервной системы ребенка, подбирает методические приемы, обеспечивающие индивидуальное формирование навыка, психофизических качеств.
Успешность усвоения детьми знаний и двигательных навыков зависит от условий, в которых происходит обучение. Обучение двигательным действиям требует физического, а также интеллектуального и волевого напряжения. Создание эмоционально положительного отношения ребенка, спокойной обстановки при выполнении двигательного задания играет важную роль в решении обучающих задач. Ничто не должно отвлекать ребенка во время обучения. И об этом следует позаботиться педагогу.
Влияние музыки на совершенствование двигательных навыков
Музыка, обладающая огромным эмоциональным воздействием, оказывает благотворное влияние на повышение качества движения. Она способствует выразительности, пластичности, грациозности, красоте, четкости и координации движений. Движение, сливаясь с музыкой, обеспечивает эмоциональное переживание ребенком музыкальных образов. У ребенка развивается музыкальность, умение через движения передавать характер музыки. Благодаря музыке действия ребенка совершенствуются, он выполняет их свободно, мягко, непринужденно.
Движения под музыку развивают слух, воспитывают временную ориентировку — способность усложнять свои движения в определенный промежуток времени в соответствии с метроритмическими изменениями музыкального произведения. А. В. Кенеман писала, что определенная метрическая пульсация, с которой связаны движения ребенка, вызывает согласованную реакцию всего организма ребенка (дыхательной, сердечной, мышечной деятельности, а также эмоционально-положительное состояние психики, что содействует общему оздоровлению организма.
Коммуникативные навыки как способы дружбы в детском коллективе «Коммуникативные навыки как способы дружбы в детском коллективе». Наверное, редко кто задаёт вопрос, зачем нужны друзья? Дружба нужна и.
Развиваем культурно-гигиенические навыки у детей «Развиваем культурно-гигиенические навыки у детей» Подготовила: воспитатель первой категории Верхоломова И. В. Культурно-гигиенические навыки.
Консультация для родителей «Коммуникативные навыки» Коммуникативные навыки – это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также.
Консультация «Культурно-гигиенические навыки и их значение в жизни ребенка» Культурно-гигиенические навыки, их значение в жизни ребёнка. В дошкольном возрасте следует воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности,.
Лэпбук по теме «Культурно-гигиенические навыки для детей» Пояснительная записка Цель: Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.
Фотоотчет о воспитанниках психоневрологического интерната «Осваиваем житейские навыки» Осваиваем житейские навыки Ни для кого не секрет, что наши подопечные лишены полного практического набора бытовых навыков. Для успешной.
План семинара-практикума для родителей «Навыки позитивного родительства» План семинара-практикума для родителей Тема: «Навыки позитивного родительства». Цель: 1. Расширить знания родителей по вопросам воспитания.
Практические навыки постановки звуков [Р] и [Л] Зачастую, если у ребенка нет хронических заболеваний, патологий развития органов речевого аппарата (языка, мягкого и твердого неба, губ,.
Рекомендации для воспитателей и родителей воспитанников «Двигательные игры-разминки» Предлагаемые игры-разминки могут проводиться в помещении и на свежем воздухе,как в детском саду,так и в домашних условиях во время выполнения.
Стадии формирования двигательных навыков
При обучении технике спортивных движений формирование двигательных навыков всегда происходит на базе ранее выработанных организмом координаций, т.е. некоторые компоненты физического упражнения могут быть уже знакомы и представляют собой элементы ранее приобретенных навыков. Если необходимо усвоить сложную технику движения, компоненты которого в большей части являются новыми, обычно используются подготовительные упражнения и обучение по элементам, т.е. более простые координации.
В некоторых случаях уже выработанный и прочно закрепленный двигательный навык усложняет или даже препятствует формированию нового, особенно когда структура нового движения связана с переделкой старого навыка. Например, если при обучении фигурному катанию на коньках образовать и закрепить навык вращения только в одну сторону, то это затруднит выработку навыка такого же вращения в противоположную сторону. Поэтому при обучении спортивным упражнениям важно сразу же формировать правильные движения, так как переделать прочно закрепленный неполноценный навык очень трудно и для этого требуется много времени.
Становление двигательного навыка проходит через несколько стадий (А.Н. Крестовников):
1) Стадия иррадиации-на первых этапах формирования двигательного навыка отмечается широкая иррадиация (рассеивание) возбуждения по различным зонам мозга, в результате чего возникает рассогласованность в деятельности двигательного аппарата и вегетативных систем:
а) активируется большое количество скелетных мышц с одновременным включением мышц-антагонистов, что приводит к нарушению координации движений (движения не четкие, скованные, много лишних движений);
б)значительно увеличиваются энерготраты;
в)усиливаютсявегетативные реакции (учащение дыхания и сердцебиения, подъем артериального давления, резкие изменение состава крови, заметное повышение температуры тела и потоотделения).
В этой стадии корковый динамический стереотип еще не сформирован.
2) Стадия концентрации−на этой стадии иррадиация возбуждения сменяется концентрацией в необходимых для его осуществления корковых зонах.Впосторонних же зонах коры возбуждение подавляется дифференцировочным торможением. Это приводит к:
а) включению только необходимых мышечных групп в нужные моменты движения, в результате чего движения становятся более четкими и согласованными, устраняются лишние движения;
б)снижению энерготрат.
Навык на этой стадии уже сформирован, но он еще очень непрочен и нарушается при любых новых раздражениях (выступление на незнакомом поле, появление сильного соперника и т. д.). Эти воздействия разрушают неокрепшую еще рабочую доминанту, едва установившиеся межцентральные взаимосвязи в мозгу и вновь приводят к иррадиации возбуждения и потере координации.
3) Стадия стабилизации и автоматизации-на этойстадии,в результате многократного повторения навыка в разнообразных условиях, повышается помехоустойчивость рабочей доминанты, появляется стабильность и надежность навыка,снижается сознательный контроль за его элементами, т. е. возникает автоматизация навыка. Внешние раздражения подкрепляют рабочую доминанту, большая же часть посторонних афферентных импульсов не пропускается в ЦНС, что обеспечивает защиту сформированных программ от случайных влияний и повышается надежность навыков. Процесс автоматизации не означает выключения коркового контроля за выполнением движения.
Выше перечисленные стадии формирования двигательного навыка не всегда могут следовать одна за другой− в некоторых случаях некоторые из них могут отсутствовать. Это зависит от:
а) степени сложности и мощности мышечной работы,
б) исходного состояния двигательного аппарата,
в) квалификации спортсмена и других факторов.
Например, обучение гимнастическим упражнениям у новичков, спортсменов средней квалификации и у мастера спорта проходит по-разному, т.к. у последнего формирование двигательного навыка происходит без 1и 2 стадии.
Формирование двигательных навыков у юных спортсменов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
В учебно-тренировочном процессе юные спортсмены изучают технику избранного спорта на определенном уровне, характеризующем степень освоенности действия. Двигательное умение и навык отражают уровень владения техническими действиями в избранном виде спорта. Формирование двигательного умения, а затем и навыка требует от юных спортсменов активного участия в учебно-тренировочном процессе, приучает анализировать сущность поставленных задач, условия выполнения действия, а также формирует у них основы управления движениями.
Признаки, что техника освоена юными спортсменами на уровне двигательного умения: постоянная концентрация внимания на составляющих действие операциях, нестабильность результата действия, изменчивость техники действия, возникновение нарушении в технике исполнения под влиянием сбивающих факторов, низкая слаженность движений, — приводят к относительно невысокой скорости выполнения технического действия.
Несмотря на то что юные спортсмены могут успешно освоить достаточно много технических действий на стадии умения, двигательный навык сформировать у них достаточно сложно. По П.Я. Гальперину (2005), если мы повышаем требования к действию, то приходится переучиваться, потому что многие действия усваиваются в таком качестве, которое повышенных требований не выдерживает.
По мере многократного повторения действия юными спортсменами оно становится отлаженным и привычным (иногда на это уходят месяцы и годы). Связи между двигательными операциями становятся прочными, гарантирующими их слитность, тогда у спортсменов отпадает необходимость в постоянной концентрации внимания. Это приводит к тому, что двигательное умение автоматизируется и превращается в двигательный навык.
Факторы, влияющие на формирование двигательных навыков
Основными факторами, усиливающими эффективность формирования двигательных навыков, являются:
б) прошлый двигательный опыт (или ранее выработанная координация) предполагает опору на уже имеющиеся у юных спортсменов двигательные навыки в виде врожденных движений или двигательные навыки, образованные в результате специального обучения на протяжении индивидуальной жизни (бег, кувырки и др.);
Тренеры-преподаватели в процессе формирования у воспитанников двигательных навыков должны учитывать, что формирование одних двигательных навыков может оказывать определенное влияние, как положительное, так и отрицательное, на усвоение других навыков. Это так называемый перенос навыков. В практике выделяют его разновидности.
Положительный перенос навыков определяет взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык облегчает процесс формирования последующего.
Отрицательный перенос навыков предполагает такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык затрудняет процесс формирования последующего.
Перенос навыка в тренировке юных спортсменов может иметь различный характер.
• Односторонний перенос возникает в тех случаях, когда формирование одного навыка содействует образованию у юных спортсменов другого, а обратного влияния не обнаруживается.
• Взаимный перенос навыков наблюдается с одного двигательного действия на другие и обратно.
• Прямой перенос характеризуется тем, что формирование одного навыка сразу же влияет на создание другого в конкретном упражнении.
• Косвенный (опосредованный) перенос основывается на том, что ранее сформированный у спортсменов навык создает только благоприятные предпосылки для приобретения нового. На явлениях косвенного переноса основано использование средств общей физической подготовки в целях увеличения фонда неспецифических двигательных умений и навыков в избранном виде спорта.
• Ограниченный (частичный) перенос происходит в тех случаях, когда структура изучаемых действий имеет большое сходство. На принципе структурного сходства главных фаз осваиваемых движений планируется система специально-подготовительных упражнений.
• Обобщенный перенос наблюдается, если ранее освоенный навык влияет на формирование целого ряда движений, которые могут и не иметь структурного сходства с ним.
Тренерам-преподавателям, работающим с юными спортсменами, необходимо учитывать характер взаимодействия навыков: при планировании учебно-тренировочного процесса — в рамках одного или серии занятий; при подборе систем специально подготовительных упражнений.
Этапы формирования двигательных навыков
Процесс обучения техническому действию (в основе которого лежит формирование двигательного навыка) условно делится на три этапа.
Этап начального разучивания
(у юных спортсменов формируется предумение, изучаемое действие выполняется ими в общих чертах). Методические особенности изучения новых технических действий: обучение необходимо осуществлять при хорошем психофизиологическом самочувствии занимающихся; по возможности исключить воздействие на обучаемых сбивающих факторов; необходимо прекращать повторение действия при возникновении утомления, при снижении качества выполнения; интервалы отдыха должны быть достаточными для восстановления; в структуре одного занятия обучение новому двигательному действию необходимо планировать в начале основной части, пока не снизилась работоспособность у занимающихся.
Этап закрепления и дальнейшего совершенствования (формируется двигательный навык). Методические особенности: обучаемым необходимо стремиться к стабильности и автоматизму выполняемых действий; важно довести до необходимой степени совершенства индивидуальные особенности техники; добиться выполнения технического действия с максимальными усилиями и скоростью, точностью и экономичностью, допускается выполнение на фоне утомления, могу! использоваться «сбивающие» факторы.
При ознакомлении обучаемых с новым двигательным действием главной задачей является создание у них представлений, необходимых для правильного выполнения технического действия и побуждение занимающихся к сознательному и активному освоению.
Обучение технике у юных спортсменов начинается с осознания ими учебной задачи и формирования представлений о способе ее решения. Формировать представление об изучаемом действии очень важно в обучении новичков, оно является чувственно-наглядным образом двигательного действия, возникает на основе того, что обучаемый видит, слышит и чувствует, опираясь при этом на свои знания. Чем точнее поймет воспитанник значение и сущность двигательного действия, тем точнее будут его представления о нем. Тренер-преподаватель при формировании у юных спортсменов представления о техническом действии условно акцентирует их внимание на три звена:
а) осмысливание задачи обучения (обучаемые должны понять основу техники);
б) составление проекта решения двигательной задачи (логика выполнения изучаемого действия);
в) попытка выполнения технического действия по образцу (позволяет расширить ориентировочную основу действия, полученную от тренера-преподавателя).
Обучение новому техническому действию необходимо начинать при наличии у воспитанников готовности к практическому разучиванию двигательного действия. Она имеет несколько компонентов проявления.
Собственно физическая готовность к разучиванию двигательного действия определяется уровнем развития физических качеств (ловкости скоростно-силовых, выносливости, гибкости).
Автоматизация исполнения двигательного действия
В процессе формирования двигательного навыка автоматизация подразумевает исполнение двигательного действия практически без контроля сознания. Это определяет такие характеристики двигательного действия, как стандартность и вариативность, проявляющиеся в надежности выполнения.
Несомненно, что совершенное владение навыком иногда приводит к возникновению своеобразного комплексного ощущения, которое является результатом тончайших мышечных дифференцировок и синтеза показателей всех анализаторов.
Интегральное целостное ощущение, например, в единоборствах можно рассматривать как способность спортсмена быстро и точно выполнять наиболее рациональные двигательные действия и технические приемы с учетом ситуации поединка, условий противоборства, технико-тактических действий соперника. Формирование этих специфических чувств происходит по мере автоматизации двигательного навыка. При этом в процессе становления навыка контроль сознания ведется по отдельным параметрам двигательного действия, а когда навык сформирован, сознание широко охватывает обобщенные интегральные характеристики двигательного действия.
Способность к интегральным ощущениям в большинстве случаев обнаруживается как результат предварительной тренировки спортсмена в выполнении двигательного действия. Зачастую признаком одаренности к избранному виду спорта является наличие у юного спортсмен изначально (не имея опыта спор-зной деятельности) интегральных мщений при выполнении двигательных действий.
Для формирования интегральных целостных ощущений не достаточно только двигательной активности и значительного стажа занятий спортом. Важно целенаправленно давать спортсменам условия для их формирования:
• двигательное действие должно быть автоматизировано;
• совместно с тренером (или самостоятельно) необходимо провести синтез условий успешного выползня двигательного действия;
• спортсмен должен стремиться выполнить действие с максимальной эффективностью;
В практике спортивной подгони реальный процесс формирования двигательного навыка обычно не имеет выраженных этапов. Не редко у обучаемых наблюдается появление уже исправленных ошибок или отмечается общее ухудшение техники. Иногда двигательное действие, выполняемое автоматически, осуществляемое непроизвольно или неосознаваемо, подвергается деавтоматизации (следствие снижения эффективности самоконтроля за исполнением двигательного действия).
Можно также выделить временную непреднамеренную деавтоматизацию у юных спортсменов. Ее проявление может наблюдаться при недостаточном соревновательном опыте, общая причина возникновения может заключаться в излишних объемах выполнения специально подготовительных (подводящих) упражнений.
Тренеру необходимо проводить профилактику возникновения деавтоматизации двигательного навыка с учетом рекомендаций:
• не допускать значительных перерывов в повторении ранее сформированного навыка (особенно актуально для единоборств и спортивных игр);
• учить юных спортсменов анализировать движение, обращать внимание на условия выполнения, не допускать подражания при выполнении упражнений, а осмысливать движение;
• не допускать излишней мотивации спортсменов, иначе «перемотивация» может привести к вовлечению в работу больших усилий участия в движении мышц, нужных и ненужных.
Иногда деавтоматизация навыка даже полезна для технического совершенствования. Например, если неверно сформирован навык, требуется время, чтобы разучить движение заново. Наиболее важна деавтоматизация в случае изменения антропометрии спортсмена (если произошел «ростовой скачок», то параметры техники также должны перестраиваться) или в случае повышения уровня физической подготовленности спортсмена, влияющей на технику соревновательных упражнений.
Формирование двигательных навыков в учебно-тренировочном процессе
Освоение новых форм и вариантов техники, их закрепление и совершенствование происходят у спортсменов в зависимости от закономерностей приобретения, сохранения и дальнейшего развития спортивной формы в рамках больших циклов тренировки (годичных или полугодичных). Этапы технической подготовки должны соответствовать общей структуре годичных циклов. В каждом большом цикле у прогрессирующего спортсмена можно условно выделить три этапа технической подготовки.
I этап. Совпадает с первой половиной подготовительного периода, когда вся подготовка спортсменов подчинена необходимости становления спортивной формы, создания модели новой техники соревновательных движений (ее улучшения, практического освоения, разучивания отдельных элементов, входящих в состав соревновательных действий) и формирования их общей координационной основы. На этом этапе у занимающихся подросткового и юношеского возраста идет «приспособление» техники к измененным параметрам физического развития и подготовленности.
II этап. Техническая подготовка спортсменов направлена на углубленное освоение и закрепление целостных навыков соревновательных действий как компонентов спортивной формы. Этап охватывает большую часть второй половины подготовительного периода больших тренировочных циклов (специально подготовительный, предсоревновательные этапы).
III этап. Техническая подготовка строится в рамках непосредственной предсоревновательной подготовки и направлена на совершенствование приобретенных навыков, моделирование соревновательных ситуаций, увеличение диапазона их вариативности. Этот этап начинается с завершающей части подготовительного периода и распространяется на соревновательный период.
На всех этапах технической подготовки спортсменов следует избегать двигательных ошибок. В учебно-тренировочном процессе под ошибкой в технике понимается отклонение от модели техники, снижающее эффективность действия. Тренеры-преподаватели знают, что отклонение от модели не всегда ошибочно, часто такие отклонения являются индивидуальными особенностями техники. В спортивной подготовке встречается несколько видов ошибок: технические ошибки (связанные со структурой действия), тактические ошибки (искажающие смысловую сторону действия) и фоновые ошибки перемещений, поз выполнения упражнений, ритма действий. В учебно-тренировочном процессе в первую очередь устраняются технические ошибки, затем тактические, только после них фоновые.
Рекомендации по формированию двигательных навыков у неправоруких детей
Двигательное предпочтение одной из сторон тела называют термином «латеральное доминирование». Предпочитаемая сторона тела при выполнении двигательных действий называется ведущей. В практике спортивной подготовки выделяются юные спортсмены, одинаково успешно выполняющие технические действия в обе стороны. Таких детей называют амбидекстрами или амбидекстриками. В специальной литературе отмечается, что количество леворуких детей колеблется от 5 до 15%, а число амбидекстриков, у которых примерно равны обе руки, соответствует 2%, остальные дети являются праворукими (около 85%).
Методические рекомендации по обучению леворуких детей и амбидекстров технике двигательных действий:
• Любое изучаемое техническое действие должно объясняться и показываться в обе стороны.
• Выполнение новых технических действий должно сначала выполняться с удобной стороны, а потом разучиваться в неудобную сторону.
• Необходимо приучать юных спортсменов к выполнению различных симметричных движений, это даст более высокий результат технической подготовленности, чем впоследствии «дорабатывать» технические действия в неудобную сторону.
Тренер-преподаватель должен демонстрировать обучаемым двигательное действие в обе стороны. Стремиться заинтересовать обучаемых новым двигательным действием. Стимулировать у учеников стремление к техническому совершенствованию.
1. Визитей Н.Н. Физическая культура личности. Кишинев, 1989.
2. Гальперин П.Я. Лекции по психологии: Учеб. пос. для студентов вузов. 2-е изд. М.: КДУ, 2005.
3. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. М.: Терра-Спорт, 2000.
4. Николаева Е.И. Леворукий ребенок: диагностика, обучение, коррекция. СПб., 2005.
5. Средства физического воспитания: Теория и методика физического воспитания / Под ред. Б.А. Ашмарина. М., 1979.
6. Теория и методика физического воспитания / Под ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова. М., 1976.