сподвижниками реформаторами стали сверстники молодого царя среди которых были граф строганов

Сподвижниками реформаторами стали сверстники молодого царя среди которых были граф строганов

Участником какого из перечисленных событий, процессов был Ахилл? Укажите порядковый номер этого события или процесса.

Прочитайте перечень событий, процессов из истории зарубежных стран и выполните задания 15–17.

2) Великие географические открытия

3) Английская революция XVII в.

4) Великая французская революция

В ходе какого из перечисленных событий, процессов происходило сражение при Нейзби? Укажите порядковый номер этого события или процесса.

Прочитайте перечень событий, процессов из истории зарубежных стран и выполните задания 15–17.

2) Великие географические открытия

3) Английская революция XVII в.

4) Великая французская революция

К какому событию или процессу имеет непосредственное отношение данный исторический источник? Укажите порядковый номер этого события, процесса.

«. начался суд над королём в Конвенте. Людовик (на суде именуемый гражданин Луи Капет) держал себя с большим достоинством и, не довольствуясь речами избранных им защитников, сам защищался против возводимых на него обвинений, ссылаясь на права, данные ему конституцией. Вечером началось голосование депутатов, вызываемых поимённо. Через 24 часа Людовик был приговорён к смертной казни.

Людовик с большим спокойствием выслушал приговор и взошёл на эшафот. Его последними словами на эшафоте были: «Я умираю невинным, я невиновен в преступлениях, в которых меня обвиняют. Говорю вам это с эшафота, готовясь предстать перед Богом. И прощаю всех, кто повинен в моей смерти»».

Прочитайте перечень событий, процессов из истории зарубежных стран и выполните задания 15–17.

2) Великие географические открытия

3) Английская революция XVII в.

4) Великая французская революция

Укажите год, когда был издан данный указ. Назовите императрицу, издавшую данный указ.

Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания 15–17. Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса истории.

Из указа императрицы

«Сенат наш… всеподданнейше нам доносил, что действительный наш камергер и кавалер поданным в Сенат доношением, с приложением проекта и штата об учреждении в Москве одного университета и двух гимназий, следующее представлял: как наука везде нужна и полезна и как способом той просвещённые народы превознесены и прославлены над живущими во тьме неведения людьми, в чём свидетельство видимое нашего века от Бога дарованного, к благополучию нашей империи…

Пространная наша империя… Санкт-Петербургскою Академиею, которую мы между многими благополучиями своих подданных… немалою суммою против прежнего к вящей пользе и к размножению и ободрению наук и художеств всемилостивейше пожаловали, хотя оная со славою иностранною и с пользою здешнею плоды свои и производит, но одним оным учёным корпусом довольствоваться не может, в таком рассуждении, что за дальностию дворяне и разночинцы к приезду в Санкт-Петербург многия имеют препятствия, и хотя ж первые к надлежащему воспитанию и научению к службе нашей, кроме Академии, в Сухопутном и Морском кадетских корпусах, в Инженерстве и Артиллерии открытый путь имеют, но для учения вышним наукам желающим дворянам, или тем, которые в вышеписанные места для каких-либо причин не записаны, и для генерального обучения разночинцам, упомянутый наш действительный камергер и кавалер изъяснял… об учреждении вышеобъявленнаго… университета для дворян и разночинцев… [что его учреждение] в Москве тем способнее будет: …великое число в ней живущих дворян и разночинцев; …положение оной среди Российскаго государства, куда из округ лежащих мест способно приехать можно; …почти всякой у себя имеет родственников или знакомых, где себя квартирою и пищею содержать может; …великое число в Москве у помещиков на дорогом содержании учителей, из которых большая часть не токмо учить науке не могут, но и сами к тому никакого начала не имеют, и только чрез то младыя лета учеников, и лучшее время к учению пропадает…»

Укажите три любых положения указа, которые объясняют потребность в открытии университета в Москве.

Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания 15–17. Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса истории.

Из указа императрицы

«Сенат наш… всеподданнейше нам доносил, что действительный наш камергер и кавалер поданным в Сенат доношением, с приложением проекта и штата об учреждении в Москве одного университета и двух гимназий, следующее представлял: как наука везде нужна и полезна и как способом той просвещённые народы превознесены и прославлены над живущими во тьме неведения людьми, в чём свидетельство видимое нашего века от Бога дарованного, к благополучию нашей империи…

Пространная наша империя… Санкт-Петербургскою Академиею, которую мы между многими благополучиями своих подданных… немалою суммою против прежнего к вящей пользе и к размножению и ободрению наук и художеств всемилостивейше пожаловали, хотя оная со славою иностранною и с пользою здешнею плоды свои и производит, но одним оным учёным корпусом довольствоваться не может, в таком рассуждении, что за дальностию дворяне и разночинцы к приезду в Санкт-Петербург многия имеют препятствия, и хотя ж первые к надлежащему воспитанию и научению к службе нашей, кроме Академии, в Сухопутном и Морском кадетских корпусах, в Инженерстве и Артиллерии открытый путь имеют, но для учения вышним наукам желающим дворянам, или тем, которые в вышеписанные места для каких-либо причин не записаны, и для генерального обучения разночинцам, упомянутый наш действительный камергер и кавалер изъяснял… об учреждении вышеобъявленнаго… университета для дворян и разночинцев… [что его учреждение] в Москве тем способнее будет: …великое число в ней живущих дворян и разночинцев; …положение оной среди Российскаго государства, куда из округ лежащих мест способно приехать можно; …почти всякой у себя имеет родственников или знакомых, где себя квартирою и пищею содержать может; …великое число в Москве у помещиков на дорогом содержании учителей, из которых большая часть не токмо учить науке не могут, но и сами к тому никакого начала не имеют, и только чрез то младыя лета учеников, и лучшее время к учению пропадает…»

Укажите любые три университета, основанные в России в течение 100 лет после открытия университета, о котором идёт речь в отрывке.

Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания 15–17. Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса истории.

Из указа императрицы

«Сенат наш… всеподданнейше нам доносил, что действительный наш камергер и кавалер поданным в Сенат доношением, с приложением проекта и штата об учреждении в Москве одного университета и двух гимназий, следующее представлял: как наука везде нужна и полезна и как способом той просвещённые народы превознесены и прославлены над живущими во тьме неведения людьми, в чём свидетельство видимое нашего века от Бога дарованного, к благополучию нашей империи…

Читайте также:  мисси моппель детективные истории на каждый день

Пространная наша империя… Санкт-Петербургскою Академиею, которую мы между многими благополучиями своих подданных… немалою суммою против прежнего к вящей пользе и к размножению и ободрению наук и художеств всемилостивейше пожаловали, хотя оная со славою иностранною и с пользою здешнею плоды свои и производит, но одним оным учёным корпусом довольствоваться не может, в таком рассуждении, что за дальностию дворяне и разночинцы к приезду в Санкт-Петербург многия имеют препятствия, и хотя ж первые к надлежащему воспитанию и научению к службе нашей, кроме Академии, в Сухопутном и Морском кадетских корпусах, в Инженерстве и Артиллерии открытый путь имеют, но для учения вышним наукам желающим дворянам, или тем, которые в вышеписанные места для каких-либо причин не записаны, и для генерального обучения разночинцам, упомянутый наш действительный камергер и кавалер изъяснял… об учреждении вышеобъявленнаго… университета для дворян и разночинцев… [что его учреждение] в Москве тем способнее будет: …великое число в ней живущих дворян и разночинцев; …положение оной среди Российскаго государства, куда из округ лежащих мест способно приехать можно; …почти всякой у себя имеет родственников или знакомых, где себя квартирою и пищею содержать может; …великое число в Москве у помещиков на дорогом содержании учителей, из которых большая часть не токмо учить науке не могут, но и сами к тому никакого начала не имеют, и только чрез то младыя лета учеников, и лучшее время к учению пропадает…»

Источник

Сподвижниками реформаторами стали сверстники молодого царя среди которых были граф строганов

Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) первый Азовский поход Петра I

Б) начало Смоленской войны

В) «Кровавое воскресение»

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:

А) первый Азовский поход Петра I — 1695 г.

Б) начало Смоленской войны — 1632 г.

В) «Кровавое воскресение» — 1905 г.

Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

1) восстание под предводительством С.Т. Разина

2) восстание под предводительством К.А. Булавина

3) восстание под предводительством И.И. Болотникова

4) восстание под предводительством Е.И. Пугачёва

1) восстание под предводительством С.Т. Разина — 1670-1671 гг.

2) восстание под предводительством К.А. Булавина — 1707-1708

3) восстание под предводительством И.И. Болотникова — 1606-1607 гг.

4) восстание под предводительством Е.И. Пугачёва — 1773-1775 гг.

Запишите пропущенное название.

Сподвижниками — реформаторами стали сверстники молодого царя, среди которых были граф П.А. Строганов, Н.Н. Новосильцев, князь А.А. Чарторыйский, граф В.П. Кочубей. Вместе с императором они составили так называемый _________________, на заседаниях которого обсуждались проекты преобразований.

Речь идет о Негласном комитете.

Ответ: Негласный комитет.

Какие из перечисленных городов не были разорены монгольскими войсками в ходе нашествия хана Батыя на русские земли в 1237–1242 гг.? Найдите в приведённом списке названия двух городов и запишите цифры, под которыми они указаны.

В 1237-1242 гг. не были разорены монголами Новгород и Псков, монголы до них не дошли.

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, обозначают занятия восточных славян.

1) переложное земледелие

2) кочевое скотоводство

Найдите и запишите порядковый номер термина, «выпадающего» из данногоряда.

Кочевым скотоводством занимались степные народы.

Правильный ответ указан под номером 2.

Прочитайте четыре предложения. Два из них являются тезисами (положениями, которые требуется аргументировать). Другие два содержат факты, которые могут послужить для аргументации этих тезисов. Подберите для каждого из тезисов соответствующий ему факт. Номера соответствующих предложений запишите в таблицу.

1) При Николае I происходит ужесточение режима в государстве.

2) В России учреждается Третье отделение Собственной Е. И. В. Канцелярии, принимается «чугунный» цензурный устав.

3) Русская армия подавила Венгерскую революцию.

4) к середине XIX века Россию за реакционную внешнюю политику стали называть за рубежом «Жандарм Европы».

Номер предложения, содержащего
тезис 1 факт 1 тезис 2 факт 2

Тезис должен содержать оценку, а факт доказательство, которое подтверждает эту оценку.

Тезис 1: При Николае I происходит ужесточение режима в государстве. Факт 1: В России учреждается Третье отделение Собственной Е. И. В. Канцелярии, принимается «чугунный» цензурный устав.

Тезис 2: к середине XIX века Россию за реакционную внешнюю политику стали называть за рубежом «Жандарм Европы».

Факт 2: Русская армия подавила Венгерскую революцию.

Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.

Железнодорожное строительство в России

Годы Открыто для движения дорог (в верстах) казной частными обществами всего до 1871 2101 7989 10 090 1871−1880 57 11 089 11 146 1881−1890 5023 2349 7372 1891−1900 7750 11 272 19 022
НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ
A) Большая часть железных дорог в России во второй

половине XIX в. была построена

1) 1881−1890 гг.
Б) Наибольшее количество верст железнодорожного

сообщения было введено в эксплуатацию в &nbsp &nbsp

2) 1891−1900 гг.
В) В 1881−1890 гг. наибольшее количество верст

железных дорог было построено

3) частными обществами
4) казной

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A) Большая часть железных дорог в России во второй половине XIX в. была построена частными обществами.

Б) Наибольшее количество верст железнодорожного сообщения было введено в эксплуатацию в 1891−1900 гг.

В) В 1881−1890 гг. наибольшее количество верст железных дорог было построено казной.

Укажите век, когда произошли события, изображенные на схеме. Ответ запишите словом.

Рассмотрите схему и выполните задания 8-10

get file?id=20400&png

На карте изображены события девятнадцатого века (Отечественная война 1812 года).

Укажите фамилию полководца, чья армия располагалась в начале войны на позициях в районе города Белосток. В ответе запишите только фамилию.

Рассмотрите схему и выполните задания 8-10

get file?id=20400&png

В районе города Белосток обозначены позиции армии под командованием Багратиона.

Прочитайте отрывок из работы историка и укажите цифру, под которой на схеме обозначено сражение, название которого пропущено в данном отрывке.

«___________ является одним из самых кровопролитных сражений данного века и наиболее кровопролитным из всех однодневных, бывших до него. По самым скромным оценкам совокупных потерь, каждый час на поле погибало или получало ранения около 6000 человек, французская армия потеряла около 25 % своего состава, русская — около 30 %. Со стороны французов было сделано 60 тысяч пушечных выстрелов, с русской стороны — 50 тысяч. Наполеон назвал ___________ своим самым великим сражением, хотя его результаты более чем скромны для привыкшего к победам великого полководца.»

Рассмотрите схему и выполните задания 8-10

get file?id=20400&png

В тексте пропущено название Бородинского сражения, на схеме оно обозначено цифрой «2».

Рассмотрите изображение и ответьте на вопрос.

get file?id=28118&png

Укажите год, в память о событиях которого в России была выпущена данная медаль.

В 1814 г. российская армия (Заграничные походы) и ее союзники заняли Париж. 25 марта (6 апреля) в Фонтенбло Наполеон подписал отречение от престола, затем был сослан на остров Эльба.

Заполните пропуск в схеме.

get file?id=28183&png

При Иване III Новгород вошел в состав московского государства (1478 г.)

Какие из приведённых памятников культуры были созданы в XVII в.? Выберите два памятника культуры и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) «Житие протопопа Аввакума…»

2) «Великие Четьи-Минеи»

3) Роман в стихах «Евгений Онегин»

get file?id=20105&png

1) «Житие протопопа Аввакума…», XVII в.

2) «Великие Четьи-Минеи», XVI в.

3) Роман в стихах «Евгений Онегин», XIX в.

4) парсуна Скопина-Шуйского, XVII в.

5) церковь Вознесения в Коломенском, XVI в.

Создателем какого из приведённых памятников культуры является А.С. Пушкин? Укажите порядковый номер этого памятника культуры.

1) «Житие протопопа Аввакума…»

2) «Великие Четьи-Минеи»

3) Роман в стихах «Евгений Онегин»

get file?id=20105&png

1) «Житие протопопа Аввакума…», протопоп Аввакум;

2) «Великие Четьи-Минеи», Макарий;

3) Роман в стихах «Евгений Онегин», А.С. Пушкин;

4) парсуна Скопина-Шуйского, автор неизвестен.

5) церковь Вознесения в Коломенском, Пётр Фрязин или Петрок Малой.

Участником какого из перечисленных событий, процессов был Ф. Энгельс? Укажите порядковый номер этого события или процесса.

Прочитайте перечень событий, процессов из истории зарубежных стран и выполните задания 15–17.

1) Возникновение древнейших цивилизаций Востока

2) Образование государств во Франции, Германии, Италии.

3) Возникновение марксизма

4) Объединение германских государств, провозглашение Германской империи

Ф. Энгельс был ближайшим соратником К. Маркса и стоял у истоков марксизма.

В ходе какого из перечисленных событий, процессов происходила Битва при Седане? Укажите порядковый номер этого события или процесса.

Прочитайте перечень событий, процессов из истории зарубежных стран и выполните задания 15–17.

1) Возникновение древнейших цивилизаций Востока

2) Образование государств во Франции, Германии, Италии.

3) Возникновение марксизма

4) Объединение германских государств, провозглашение Германской империи

Битва при Седане привела к решающему поражению французов в Франко-прусской войне и привела к тому, что южногерманские государства начали с Пруссией переговоры о вступлении в Северогерманский союз.

К какому событию или процессу имеет непосредственное отношение данный исторический источник? Укажите порядковый номер этого события, процесса.

«Призрак бродит по Европе — призрак коммунизма. Все силы старой Европы объединились для священной травли этого призрака: папа и царь, Меттерних и Гизо, французские радикалы и немецкие полицейские.

Пусть господствующие классы содрогаются перед Коммунистической Революцией. Пролетариям нечего в ней терять кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир. Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

Прочитайте перечень событий, процессов из истории зарубежных стран и выполните задания 15–17.

1) Возникновение древнейших цивилизаций Востока

2) Образование государств во Франции, Германии, Италии.

3) Возникновение марксизма

4) Объединение германских государств, провозглашение Германской империи

Приведен фрагмент Манифеста коммунистической партии, ключевого марксистского документа.

Назовите императора, о котором идёт речь в тексте. Назовите имя, пропущенное в тексте.

Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания 15–17. Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса истории.

Из «Обозрения проявлений политической жизни России» М.А. фон-Визина.

«[Император], сперва враг французской революции, готовый на все пожертвования для её подавления, раздосадованный своими недавними союзниками, которым справедливо приписывал неудачи, испытанные его войсками – поражение генералов Римского-Корсакова в Швейцарии и Германа в Голландии – после славной кампании Суворова в Италии, вдруг совершенно изменяет свою политическую систему и не только мирится с первым консулом французской республики, умевшим ловко польстить ему, но становится восторженным почитателем ____________ и угрожает войною Англии. Разрыв

с нею наносил неизъясненный вред нашей заграничной торговле. Англия снабжала нас произведениями и мануфактурными, и колониальными за сырые произведения нашей почвы. Эта торговля открывала единственные пути,

которыми в Россию притекало всё для нас необходимое. Дворянство было обеспечено в верном получении доходов с своих поместьев, отпуская за море хлеб, корабельные леса, мачты, сало, пеньку, лён и пр. Разрыв с Англией,

нарушая материальное благосостояние дворянства, усиливал в нём ненависть к [императору], и без того возбуждённую его жестоким деспотизмом. Мысль извести [императора] каким бы то ни было способом сделалась почти общею.

Граф Пален, неразборчивый в выборе средств, ведущих к цели, решился осуществить её».

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) император – Павел Первый;

2) пропущенное в тексте имя – Наполеон.

Критерии оценивания выполнения задания Баллы
Правильно указаны два элемента 2
Правильно указан один элемент 1
Ответ неверный
Максимальный балл 2

Что, по мнению автора, вызвало описанное в тексте изменение внешнеполитического курса императора? Назовите указанные в тексте причины недовольства в российском обществе разрывом с Англией. Приведите не менее трёх положений.

Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания 15–17. Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса истории.

Из «Обозрения проявлений политической жизни России» М.А. фон-Визина.

«[Император], сперва враг французской революции, готовый на все пожертвования для её подавления, раздосадованный своими недавними союзниками, которым справедливо приписывал неудачи, испытанные его войсками – поражение генералов Римского-Корсакова в Швейцарии и Германа в Голландии – после славной кампании Суворова в Италии, вдруг совершенно изменяет свою политическую систему и не только мирится с первым консулом французской республики, умевшим ловко польстить ему, но становится восторженным почитателем ____________ и угрожает войною Англии. Разрыв

с нею наносил неизъясненный вред нашей заграничной торговле. Англия снабжала нас произведениями и мануфактурными, и колониальными за сырые произведения нашей почвы. Эта торговля открывала единственные пути,

которыми в Россию притекало всё для нас необходимое. Дворянство было обеспечено в верном получении доходов с своих поместьев, отпуская за море хлеб, корабельные леса, мачты, сало, пеньку, лён и пр. Разрыв с Англией,

нарушая материальное благосостояние дворянства, усиливал в нём ненависть к [императору], и без того возбуждённую его жестоким деспотизмом. Мысль извести [императора] каким бы то ни было способом сделалась почти общею.

Граф Пален, неразборчивый в выборе средств, ведущих к цели, решился осуществить её».

Могут быть приведены следующие положения:

1)Ответ на первый вопрос: император был недоволен действиями союзников;

2) причины недовольства разрывом с Англией:

— Англия была главным поставщиком в Россию необходимых ей товаров;

— торговля с Англией обеспечивала доходы дворянства.

Источник

Сподвижниками реформаторами стали сверстники молодого царя среди которых были граф строганов

Участником какого из перечисленных событий, процессов был султан Мехмед II? Укажите порядковый номер этого события или процесса.

Прочитайте перечень событий, процессов из истории зарубежных стран и выполните задания 15–17.

1) Возникновение и распространение ислама.

2) Экспансия турок-османов и падение Византии

3) Экономическое и социальное развитие европейских стран в XVI – начале XVII в.

4) Наполеоновские войны

В ходе какого из перечисленных событий, процессов происходила битва при Ватерлоо? Укажите порядковый номер этого события или процесса.

Прочитайте перечень событий, процессов из истории зарубежных стран и выполните задания 15–17.

1) Возникновение и распространение ислама.

2) Экспансия турок-османов и падение Византии

3) Экономическое и социальное развитие европейских стран в XVI – начале XVII в.

4) Наполеоновские войны

К какому событию или процессу имеет непосредственное отношение данный исторический источник? Укажите порядковый номер этого события, процесса.

«Итак, неприятели завладели всем городом во вторник в два с половиной часа дня, 6961 г., 29 мая, И тех, кто умолял о пощаде, турки подвергали ограблению и брали в плен, а тех, кто сопротивлялся и противостоял им, убивали: в некоторых местах, вследствие множества трупов, вовсе не видно было земли.

И вот, когда город был взят, эмир, вступив в него, тотчас же со всей тщательностью учинил поиски императора, — причем в уме не держал он ничего другого, как только узнать, жив царь или умер. »

Прочитайте перечень событий, процессов из истории зарубежных стран и выполните задания 15–17.

1) Возникновение и распространение ислама.

2) Экспансия турок-османов и падение Византии

3) Экономическое и социальное развитие европейских стран в XVI – начале XVII в.

4) Наполеоновские войны

Укажите век, когда произошли описываемые события. Укажите имя, пропущенное в отрывке.

Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания 15–17. Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса истории.

Прочитайте отрывок из летописи.

«Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце, и заперлась ______ со своими внуками — Ярополком, Олегом и Владимиром в городе Киеве. Воевода же княжеского войска, по имени Претич, сказал: «Пойдём завтра в ладьях и, захватив княгиню и княжичей, умчим на этот берег.» И на следующее утро, близко к рассвету, сели в ладьи и громко затрубили, а люди в городе закричали. Печенеги же решили, что пришёл князь, и побежали от города врассыпную. И вышла _____ с внуками и людьми к ладьям. Печенежский же князь, увидев это, возвратился один к воеводе Претичу и спросил: «Кто это пришёл?», а тот ответил ему: «Люди той стороны (Днепра)», печенежский князь спросил: «А ты не князь ли?». Претич же ответил: «Я муж его, пришёл с передовым отрядом, а за мною идёт войско с самим князем: бесчисленное их множество». И отступили печенеги от города, и нельзя было коня напоить: стояли печенеги на Лыбеди. И послали киевляне к Святославу со словами: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, а нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих. Если не придёшь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас.»Услышав это, Святослав с дружиною быстро сел на коней и вернулся в Киев и собрал воинов, и прогнал печенегов в степь, и наступил мир»».

Почему, согласно летописи, печенеги отступили от города? Почему, согласно летописи, киевляне были недовольны князем Святославом?

Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания 15–17. Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса истории.

Прочитайте отрывок из летописи.

«Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце, и заперлась ______ со своими внуками — Ярополком, Олегом и Владимиром в городе Киеве. Воевода же княжеского войска, по имени Претич, сказал: «Пойдём завтра в ладьях и, захватив княгиню и княжичей, умчим на этот берег.» И на следующее утро, близко к рассвету, сели в ладьи и громко затрубили, а люди в городе закричали. Печенеги же решили, что пришёл князь, и побежали от города врассыпную. И вышла _____ с внуками и людьми к ладьям. Печенежский же князь, увидев это, возвратился один к воеводе Претичу и спросил: «Кто это пришёл?», а тот ответил ему: «Люди той стороны (Днепра)», печенежский князь спросил: «А ты не князь ли?». Претич же ответил: «Я муж его, пришёл с передовым отрядом, а за мною идёт войско с самим князем: бесчисленное их множество». И отступили печенеги от города, и нельзя было коня напоить: стояли печенеги на Лыбеди. И послали киевляне к Святославу со словами: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, а нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих. Если не придёшь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас.»Услышав это, Святослав с дружиною быстро сел на коней и вернулся в Киев и собрал воинов, и прогнал печенегов в степь, и наступил мир»».

Назовите один любой военный конфликт с печенегами, произошедший после описанных событий. Укажите любой другой военный поход Святослава, кроме тех, что упомянуты в тексте.

Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания 15–17. Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса истории.

Прочитайте отрывок из летописи.

«Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце, и заперлась ______ со своими внуками — Ярополком, Олегом и Владимиром в городе Киеве. Воевода же княжеского войска, по имени Претич, сказал: «Пойдём завтра в ладьях и, захватив княгиню и княжичей, умчим на этот берег.» И на следующее утро, близко к рассвету, сели в ладьи и громко затрубили, а люди в городе закричали. Печенеги же решили, что пришёл князь, и побежали от города врассыпную. И вышла _____ с внуками и людьми к ладьям. Печенежский же князь, увидев это, возвратился один к воеводе Претичу и спросил: «Кто это пришёл?», а тот ответил ему: «Люди той стороны (Днепра)», печенежский князь спросил: «А ты не князь ли?». Претич же ответил: «Я муж его, пришёл с передовым отрядом, а за мною идёт войско с самим князем: бесчисленное их множество». И отступили печенеги от города, и нельзя было коня напоить: стояли печенеги на Лыбеди. И послали киевляне к Святославу со словами: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, а нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих. Если не придёшь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас.»Услышав это, Святослав с дружиною быстро сел на коней и вернулся в Киев и собрал воинов, и прогнал печенегов в степь, и наступил мир»».

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector