список учебно коммуникативных умений и навыков

Академия вашего образования

АНО ДПО «ИДПК ГО» Дистанционные курсы и переподготовка для гуманитариев. Дипломы гос. образца оформляем ФИС ФРДО

Педагогические условия развития коммуникативных умений учащихся в контексте ФГОС

Аннотация: в статье охарактеризованы такие понятия как «коммуникация», «коммуникативные действия», «коммуникативные умения», выявлена роль коммуникативных умений учащихся согласно ФГОС, рассмотрены компоненты коммуникативных умений, способы развития коммуникативных умений учащихся на уроке, даны рекомендации педагогам по развитию коммуникативных умений учащихся и выявлены педагогические условия развития коммуникативных умений учащихся.
Ключевые слова: коммуникация, ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты), коммуникативные умения, коммуникативные действия, педагогические условия развития коммуникативных умений.
Abstract: The article describes such concepts as “communication”, “communicative actions”, “communicative skills”, the role of communicative skills of students according to the FGOS, the components of communicative skills, ways of developing communicative skills of students in the lesson, recommendations for teachers on development communicative abilities of pupils and pedagogical conditions of development of communicative abilities of pupils are revealed.
Key words: communication, FGOS (federal state educational standards), communicative skills, communicative actions, pedagogical conditions for the development of communicative skills.

Каждый педагог рано или поздно задумывается о том, какое будущее ожидает его учеников. Будущее потребует от них не только огромного запаса знаний в различных областях, но и умения преодолевать трудности, реализовывать свои возможности и воплощать в жизнь свои желания. В современном мире трудно представить жизнь без коммуникации. Потребность в общении вызывается жизненной необходимостью. Поэтому на уроках современный учитель может и должен формировать и развивать коммуникативную компетентность обучающихся, то есть готовность школьников осуществлять общение, добиваться взаимопонимания в общении. Поэтому можно констатировать, что одной из основных задач педагога заключается в том, чтобы создать условия для воспитания социально адаптированного, образованного человека, ведь для современного этапа развития общества характерна потребность в человеке, готового к сотрудничеству с другими людьми, в человеке коммуникабельном.
Слово «коммуникация» происходит от латинского слова «communicatio», что переводится как «сообщение, передача», и «communicare», что означает «делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать». О.Я. Воробьева указывает, что «именно на обучение коммуникации как взаимодействию человека с другими людьми, с окружающим его социальным миром по своей сути была и остается нацеленной любая школа с глубокой древности до современных лет» [1, с. 12].
Требования к результатам обучающихся (личностным, метапредметным, предметным), многие из которых связаны с коммуникацией, устанавливает Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) соответствующей ступени обучения [3].
Согласно требованиям ФГОС в Российской Федерации, «одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. Это является значимым, так как формирование личности способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве. В связи с этим задача современных учебных заведений – создать такую обстановку, в которой возможно максимальное развитие коммуникативных умений» [3].
При этом современная школа недостаточно эффективно способствует формированию коммуникативных умений школьников, т.к. в процессе педагогической деятельности детей не учат общению специально, а приобрести коммуникативные умения самостоятельно удается далеко не каждому ребенку.
Коммуникативные умения можно определить как комплекс осознанных коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющий творчески использовать знания для отражения и преобразования действительности. Владение коммуникативными умениями на высоком уровне позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми при различных видах деятельности, в том числе и учебной.
Составляющими коммуникативных умений являются:
умение слушать и передавать информацию, принимая ее с нужным смыслом;
умение понять другого;
умение сопереживать, сочувствовать;
умение адекватно оценить себя и других;
умение принять мнение другого;
умение решать конфликты;
умение взаимодействовать с членами коллектива [5].
Общение является неотъемлемой частью любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению как учебно-воспитательного процесса, так и успешности обучения школьников. Коммуникативные умения формируются во время совместной деятельности учащихся в коммуникативных действиях.
Коммуникативные действия, с которыми сталкивается каждый школьник, включают в себя:
умение планировать учебное сотрудничество, постановку вопросов,
разрешение конфликтов,
управление поведением партнёра,
построение речевых высказываний в устной и письменной речи.
В процессе формирования коммуникативных УУД обучающиеся получают возможность научиться:
высказывать оценочные суждения, доказывать свою позицию;
уважать мнение собеседника;
участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках;
корректировать действия участников коллективной творческой деятельности;
понимать и учитывать коммуникативную позицию взрослых собеседников;
понимать контекстную речь взрослых;
эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника;
действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией [5].
Работа по развитию коммуникативных умений учащихся на уроке и внеурочной деятельности является одним из самых сложных направлений научно-методической деятельности каждого учителя.
На уроках приоритетными должны стать различные технологии обучения, направленных на развитие коммуникативных умений.
Важное значение в процессе формирования коммуникативных умений принадлежит упражнениям. Самыми эффективными являются рецептивные, репродуктивные, продуктивные, творческие упражнения с учетом психологических, возрастных особенностей младших школьников. Целесообразно также на уроках использовать лингвистические сказки, ситуативные и игровые языковые и творческие упражнения и задания. Выполнение различных творческих заданий способствует развитию коммуникативных умений у школьников.
Процесс развития коммуникативных умений школьников будет эффективным при условии интеграции инноваций, например, технологий интерактивного, проектного обучения с традиционными методами и приемами по развитию связной речи учащихся.
Неотъемлемым атрибутом современной технологии обучения является его индивидуализация с помощью системы программируемых материалов. Кроме того, эффективным является применение на уроке обобщающих языковых таблиц и схем.
Е.С. Полат и М.Ю. Бухаркина отмечают, что при определении задач, направленных на формирование коммуникативных умений, ученые рекомендуют придерживаться принципов доступности, системности, наглядности (речевого образца) и др. В формировании коммуникативных умений необходимо учитывать поэтапность: знание → первичные умения → навыки → вторичные (коммуникативные) умения [2, с. 114].
Кроме того, учителям рекомендуется развивать специальные техники устной речи при подготовке учащихся к выступлениям. Для этого целесообразно проводить семинарские занятия, конференции, на которых школьники будут представлять свои доклады, статьи и другие формы устных выступлений. Каждое новое выступление перед аудиторией будет развивать коммуникативные умения, и страх демонстрации своих возможностей будет сводиться к минимуму.
Рекомендуется также обучать школьников правилам обсуждения проблем при помощи коммуникативных умений, способствовать уменьшению общей тревожности в школе, значительное влияние на которую оказывает страх проверки знаний.
Педагогу следует способствовать повышению физиологической сопротивляемости стрессу учащихся при помощи обучения техникам коммуникации на специальных занятиях. Для этого необходимо активно взаимодействовать с учащимися, чтобы быть в курсе социально-психологического микроклимата в классе.
Кроме того, необходимо направить общение учителя со старшеклассниками, направленное на решение проблем и страхов в отношениях с педагогом.
Выполнение этих рекомендаций, несомненно, будет способствовать развитию у учащихся коммуникативных умений.
Таким образом, можно сформулировать и выделить условия эффективности и результативности деятельности социального педагога по формированию коммуникативных умений у подростков.
Первое условие – учет особенностей развития личности в подростковом возрасте и умение организовать диагностическую деятельность по изучению коммуникативных умений с учетом этих особенностей.
Второе условие – владение навыками разработки специальных программ и технологий. Это знание позволяет наиболее полно реализовать все направления социально-педагогической деятельности – содержание этих направлений предполагает передачу учащимся специальных знаний, формирование специальных умений и навыков, а также ценностного отношения к избранному виду деятельности.
Третье условие – высокая эффективность и результативность формирования коммуникативных умений подростков обеспечивается знаниями и умениями ведения коммуникативных тренингов социальным педагогом. Интенсивное включение их в коммуникативную деятельность, использование активных форм обучения и воспитания социально-психологических тренингов, деловых, сюжетных и ролевых игр, дискуссий, упрощает подросткам вхождение в социальную среду.
Таким образом, проблема формирования коммуникативных умений у подростков является актуальной в современном обществе, которое представляет высокие требования к уровню развития подрастающего поколения.
Соблюдение этих педагогических условий соответствует Государственным образовательным стандартам, которые определяют цель современного образования – воспитание компетентного выпускника, т.е. создание условия для оптимального развития способностей ребенка к дальнейшему самообразованию и совершенствованию, в том числе в области коммуникативных умений.

Читайте также:  история картины климта портрет адели

Источник

Коммуникативные навыки у детей и взрослых

Коммуникативные навыки – это совокупность способностей человека, обеспечивающих эффективное взаимодействие его с другими людьми. Эффективное общение сводится к двум основным положениям: умение правильно понять собеседника, то есть верно объяснить для себя сказанное им, и умение правильно передать информацию, то есть высказать именно ту мысль, которая была запланирована.

Коммуникация с другими людьми, то есть общение, по мнению многих психологов, например, Выготского, Эльконина, является основой развития человека и, в частности, фундаментом формирования личности. Кроме того, общение отвечает за ряд других функций. В их числе управление собственным поведением, реализация потребности в общении, обеспечение психологического благополучия, организация совместной деятельности с другими людьми и пр.

Коммуникативные навыки являются необходимостью для человека, живущего в социуме, поскольку ему приходится взаимодействовать с большим количеством людей, решая задачи из разных сфер жизни: от похода в магазин за продуктами до сложнейших переговоров делового характера. Также коммуникативные навыки отвечают за успешность выполнения поставленной задачи.

Низкая коммуникативная компетентность приводит к межличностным конфликтам и появлению у ребенка или взрослого чувства отчужденности, замкнутости, ненужности, поэтому развитие коммуникативных навыков важно с самого раннего детства человека.

Кроме того, существует ряд профессий, в которых общение является основным методом работы. К таким относятся профессии из сфер журналистики, психологии, педагогики, маркетинга и многих других. К сотрудникам перечисленных сфер предъявляется требование наличия высоко развитых коммуникативных навыков. Однако и людям, не связанным с указанными сферами, важно развивать навыки эффективного общения, которое станет основой социальной реализации, психологического удовлетворения и поможет в формировании межличностных связей.

Формирование коммуникативных навыков

Основы коммуникативных умений закладываются в дошкольном возрасте, когда ребенок активно общается с родителями, сверстниками и другими людьми. В процессе общения со взрослыми ребенок воспринимает и усваивает модель взаимодействия, также в коммуникации он обучается нормам и правилам поведения. Ребенок активно познаёт социальный мир, и ему требуется взрослый, который объяснит закономерности этого мира, расширит представления ребенка об окружающем его пространстве. Таким образом, ребенок усваивает те образы, которые присущи взрослому, с которым взаимодействует ребенок. Он перенимает мимику, жесты, вокализации, способ говорения и мышления взрослого. Кроме того, он копирует поведение взрослого в тех или иных ситуациях.

Также коммуникативные навыки дошкольника формируются в игровой, сюжетно-ролевой деятельности, которая является ведущей для этого возраста. Во время игры происходит социальное, личностное и психическое развитие ребенка. В процессе игры он воспроизводит ситуации, в которых участвовали взрослые, пробует на себе их роли. Таким образом ребенок участвует в воображаемой социальной жизни и развивает свои коммуникативные навыки.

При общении ребенок пробует различное вербальное и невербальное поведение, усваивает модели эффективного взаимодействия в различных ситуациях, учится начинать, поддерживать и завершать диалог, развивает умение выслушать другого человека, сформулировать и задать вопрос, поддержать групповую беседу и др.

Коммуникативные навыки взрослых

Начало формирования коммуникативных навыков приходится на дошкольный возраст, однако процесс их преобразования, коррекции и совершенствования продолжается и во взрослом возрасте.

Коммуникативная компетентность взрослого обеспечивается совокупностью способностей. К ним относят:

Нарушения развития коммуникативных навыков

На развитие коммуникативных навыков влияют различные факторы, среди которых воспитание, образ жизни, качество внутрисемейных отношений. Существуют нарушения в формировании коммуникативных способностей, которые могут возникать вследствие особенностей средовых воздействий. К самостоятельным нарушениям коммуникативных навыков относят:

Нарушения коммуникативных навыков могут быть частью патологической симптоматики заболеваний или недостатка в развитии. В этом случае могут замечаться коммуникативная апраксия, нарушения общения, психотические расстройства процессов общения.

К заболеваниям, при которых характерным является наличие нарушений коммуникации, относят расстройство аутистического спектра (РАС), аутизм, умственную отсталость, задержку психического развития, интернет-зависимость, зависимость от мобильных устройств и др. Люди с общим недоразвитием речи, зрения и слуха также имеют трудности в приобретении навыков успешной коммуникации.

Читайте также:  gorillaz имена персонажей всех

Диагностика коммуникативных навыков

Оценка способности к эффективной коммуникации взрослых осуществляется прежде всего при подборе персонала в сферу деятельности, важным инструментом которой является общение. Предполагаемым кадрам предъявляется ряд психологических тестов для определения коммуникативных умений, общительности, организаторских способностей, отдельных компонентов коммуникативной компетентности.

Кроме того, диагностика коммуникативных навыков взрослых может осуществляться психологом при соответствующем запросе в условиях личных консультаций для решения различных проблем, при обследовании для выявления профессиональной ориентации и др.

Коммуникативные навыки детей диагностируются специалистом с целью выявить соответствие развития ребенка нормативному развитию и, при необходимости, составить программу психологической коррекции. Помимо этого, диагностика проводится для определения наиболее эффективного метода формирования коммуникативных умений у конкретного ребенка. Например, доказано, что коммуникативные навыки дошкольников лучше развиваются в сюжетно-ролевой игре, чем в ситуации, например, учебной деятельности или личностного общения, поскольку именно игра является ведущим видом деятельности дошкольника, а значит, именно в игре происходит эффективное научение и познание ребенком окружающего мира. Но некоторым детям эффективней будет использовать арт-терапию или сказкотерапию.

Диагностика способности эффективного общения детей осуществляется также при наличии у них нарушений в развитии с целью выявления особенностей коммуницирования. На основе этого возможно составить план адаптации ребенка в обществе, дать рекомендации родителям, выстроить коррекционный маршрут.

Способы развития коммуникативных навыков детей

Навыки эффективного общения дошкольников проще всего развить в игре. Для этого используются дидактические и настольные игры, совместная игровая деятельность со старшими детьми, взрослыми и педагогами. В ходе нее дети учатся межличностной коммуникации, сотрудничеству, могут выразить эмоции и снять внутреннее напряжение (например, упражнение «Рычи, лев, рычи – стучи, поезд, стучи»). Дети преодолевают стеснительность, развивают командный дух, в них растет энтузиазм к общению и взаимодействию (например, упражнение «Волшебная палочка»).

Популярна для развития коммуникативных умений дошкольников также социоигровая методика, которая предполагает организацию занятия как игры-жизни между микрогруппами детей. Обучающая методика направлена на развитие индивидуальных качеств детей и раскрытие их творческого потенциала.

Работа в микрогруппах состоит из нескольких этапов:

Занятия для работы в микрогруппе могут быть разные. Например, в качестве задания для создания рабочей атмосферы дети могут заполнить «Карту настроения», в которой дети отмечают, с каким настроением они пришли на занятие, рисуют солнышко, листочек или тучку.

Другой пример игры – «Пишу по воздуху». Ведущий, которого дети выбирают сами, «пишет» в воздухе цифру, букву или геометрическую фигуру, а другие дети из команды отгадывают, что было написано или нарисовано. В конце каждого занятия дети обмениваются впечатлениями.

В процессе такой совместной работы эффективно развиваются навыки сотрудничества, способность слышать другого, умение идти на контакт и другие важные составляющие комплекса коммуникативных навыков.

Способы развития коммуникативных навыков взрослых

Коррекция и совершенствование коммуникативных способностей взрослых сводится к сознательному изменению выработанных стереотипов общения. Эта работа может проводиться как самостоятельно, так и с помощью психолога.

К самостоятельным методам развития коммуникативных навыков, например, относят:

Из-за страха общения как такового, стеснительности трудно формировать коммуникативную компетентность. Стоит постепенно увеличивать количество взаимодействия с другими людьми, проявляя первым инициативу к общению.

Умение слушать – один из основных способов понять собеседника и расположить его к себе. К активному слушанию относится подержание зрительного контакта, задавание уточняющих вопросов, кивание и т.д. Выполняя техники активного слушания, можно повысить качество взаимодействия с другими людьми.

Избежать негативных эмоций от общения помогут техники позитивного мышления. Старайтесь концентрировать внимание на получении информации, поиске общего языка и понимании собеседника. Улыбайтесь своему собеседнику, давайте позитивную обратную связь и, наоборот, избегайте отрицательных оценок, осуждения. Постарайтесь сделать так, чтобы и вы, и ваш собеседник получили удовольствие от общения друг с другом.

Коммуникативные навыки, как и любые другие навыки, не могут развиться за несколько дней. К формированию коммуникативной компетенции ведет постоянное взаимодействие с другими людьми, постоянная практика общения.

Если у вас или вашего ребенка имеются сложности с коммуникацией, обратитесь за консультацией к нашему психологу. Записаться на прием можно по тел.: (812) 642-47-02 или через мессенджеры:

Источник

Статья «Учебно-коммуникативные умения и навыки»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Учебно-коммуникативные умения и навыки

(из выступления на семинаре «Интеллектуальные ОУУН и их влияние на развитие творческой и познавательной активности учащихся»)

Каждый день мы общаемся. Общаемся дома, на работе, в магазине и т.д. Для нас с Вами общительность одна из составных частей нашей работы. И эта общительность требует от педагога профессионального управления своей коммуникативной деятельностью. Это в свою очередь, предполагает наличие у педагога целого ряда коммуникативных умений:

Умения общаться на людях;

Умения через верно созданную систему общения организовать совместную с учащимися творческую деятельность;

Умения целенаправленно организовывать общение и управлять им.

Понятно, что это лишь наиболее важные, так сказать, укрупненные группы коммуникативных умений учителя, которые, в свою очередь, включают в себя массу других компонентов: умение устанавливать психологический контакт, завоевывать инициативу в общении и т.д.

Общительность (в общечеловеческом плане) – явление многослойное, включающее в себя, по мнению исследователей, целый комплекс компонентов. Выделим три основных:

А) коммуникабельность – способность испытывать удовольствие от процесса коммуникации;

Б) социальное родство – желание находиться в обществе, среди других людей (в данном случае среди учеников);

В) альтруистические тенденции. Альтруизм – бескорыстная забота о благе других, готовность жертвовать для других своими интересами (дополнительные занятия, консультации и т. п.).

В литературе выделяются следующие параметры личности, влияющие на общительность: особенности мышления, свободное владение речью, эмпатия (точное восприятие внутреннего мира другого с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков, как будто становишься этим другим) и спонтанность восприятия, коммуникативные умения –ориентировка во времени, в партнерах, в отношениях, в ситуации ( а) первый или последний; б) пятый или девятый класс; в) повторение пройденного материала или изучение нового материала).

Читайте также:  розовая пантера история создания

Общительность имеет ярко выраженную эмоциональную природу, основу которой составляют коммуникативные и альтруистические эмоции.

Среди коммуникативных эмоций выделяют: желание делиться с мыслями, переживаниями, чувство симпатии, расположения, уважения к участникам общения и т.д.

В альтруистических эмоциях выделяют желание приносить радость людям, с которыми человек общается, сопереживание радости другого и т.п.

Так как мы с Вами в общении делимся мыслями – то для этого нам нужна речь. Что же такое речь?

Речь – это способность говорить, выражать словами мысли.

Речь имеет две основные функции – коммуникативную и сигнификативную, благодаря которым речь является и средством общения, и формой существования мысли, сознания. При этом данные функции формируются одна через другую и взаимодействуют одна в другой.

Обобщая, классифицируя, речь является по существу первой элементарной формой сознания. Через посредство языка и речи общество формирует мышление ребенка и определяет структуру его сознания. Сама формулировка мысли в слове приводит к тому, что ребенок в результате лучше понимает нечто, чем до словесной формулировки своей мысли: формулируясь, мысль формируется.

Мы разделяем мысль на внешнюю и внутреннюю. Внутренняя речь есть речь для себя, а внешняя речь – это речь для других.

Главнейшая особенность внутренней речи – ее совершенно особый синтаксис: отрывочность, фрагментарность, сокращенность. Внутренняя речь не является просто речью про себя. Она, выполняя регулирующую и планирующую роль, имеет иное, чем внешняя речь, сокращенное строение (не содержит подлежащего, не обозначает предмет и т.п.). мы с вами можем за одну минуту подумать о многом: работа, дом, семья и т.п.

Внешняя, устная речь в большинстве случаев является диалогом. Диалог всегда предполагает то или иное знание собеседниками сути дела. Диалог всегда предполагает зрительное восприятие собеседника, его мимики, жестов т.п.

Механизм образования речи содержит три принципиально разные звена: 1) звено восприятия речи, 2) звено ее произнесения, 3) внутриречевое звено.

Два первых звена имеют непосредственно связь с внешним миром, переводя речь в объективно существующий речевой продукт или принимая этот продукт. Производить речь человек может технически разными способами: обычная звуковая речь, письменная речь (рукой, ногой, ртом), жестовая речь, путем прикосновения (как у слепоглухих). Соответственно существует множество способов восприятия речи.

Содержание высказывания формируется у одного партнера и воспринимается другим в звене внутренней речи. Мотивом речевого высказывания может быть либо требование (ответ на вопрос); либо обращение информационного характера, связанное с контрактом; либо желание сформулировать собственную мысль.

Следующим за мотивом этапом порождения речевого высказывания является замысел высказывания – этап формирования. В исходном замысле высказывания обязательно содержится две составные части: объект высказывания, известный субъекту, и то новое, что именно нужно сказать об этом предмете и что составляет предикативную структуру высказывания. Эти две части и образуют исходную мысль, носящую характер свёрнутого речевого высказывания, которое в дальнейшем должно быть превращено в систему последовательно связанных друг с другом слов. Это превращение осуществляется с помощью внутренней речи, составляющей следующую степень формирования речевого высказывания.

Речь дошкольника не образует связного смыслового целого, для её понимания необходимо учесть ту конкретную ситуацию, в которой находится ребенок, и к которой относится его речь. Смысловое содержание речи становится понятным лишь будучи взято совместно с этой ситуацией – это ситуативная речь.

Затем у ребенка развивается контекстная, связная речь. Связность речи означает адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения и понятности для слушателя или читателя. Все в ней должно быть понятно речи связано с овладением письменной речью.

Письменная речь есть самая многословная, точная и развернутая форма речи. В ней приходится передавать словами то, что в устной речи передается с помощью интонации и непосредственного восприятия ситуации. В письменной речи отсутствует заранее ясная для обоих собеседников ситуация. Понимание производится лишь за счет слов и их сочетаний. Письменная речь по своему строю представляет собой всегда полные, грамматически организованные развернутые структуры. Она используется не только для того, чтобы отработать, уточнить собственную мысль. Поэтому письменная речь, как работа над способом и формой высказывания имеет огромное значение и для формирования мышления (сочинения, письма и т.п.).

Ученик понимает учебный материал, если он в состоянии соотнести его с собственной категориальной системой наиболее общих понятий (таких как движение, количество, качество, развитие, причина и следствие, пространство, время и т.д.) и поместить в наличных у него непересекающихся классах объектов. Если же он не в состоянии это сделать, то это означает, что он учебный материал не понял.

Разные люди по разному понимают одно и то же явление потому, что у них разные категориальные системы и разные наборы непересекающихся классов. Поэтому правы те учителя, которые требуют, чтобы учащиеся излагали учебный материал своими словами, ибо это умение подтверждает, что материал хорошо уложен в категориальной системе ученика, а значит, понят им.

Понять что либо – значит раскрыть его сущность. Основными отличиями ступеней понимания друг друга является прежде всего глубина понимания. Она характеризуется тем, до какого порядка сущности проникает наша мысль в процессе понимания. Непосредственным выражением этого является полнота, разносторонность и, что самое важное, существенность связей, вскрываемых в процессе познания. Чем шире круг предметов, явлений, с которыми ставится в связь познаваемое нами в данный момент, тем глубже понимание, тем более высокий уровень его достигается.

В школе у ребенка развивается речь, он осваивает систему научных понятий (значение, установочных и общих для всех людей). Вместо значения слова у школьника обычно образуется смысл – индивидуальное значение, выделяемое из объективной системы связей, зависящей от конкретной ситуации и личностных особенностей ученика.

Учителя влияют на речевое развитие учащихся и понимание, ими учебного материала не только прямо, осуществляя функции обучения, но и косвенно, через особенности собственной речи, то есть общения.

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector