Популярные книги об истории Казахстана
Одним из самых важных элементов сплоченности народа и веры в страну является память о прошлом и знание своих истоков. Портал «ЗаграNица» выбрал 6 книг на историческую тематику, которые пользовались большим спросом в предыдущие годы
Абай Кунанбаев «Кара создер»
Читая эту книгу, вы познакомитесь с рассуждениями великого казахского поэта и просветителя о своем народе и о себе, о назначении человека и судьбе, о добре и зле. «Книгу слов» можно охарактеризовать как курс о человечности, темы произведения актуальны по сей день: в этой прозаической поэме затрагиваются проблемы национального воспитания и мировоззрения, морали и права, а также истории казахов. Читайте и перечитывайте поистине уникальную книгу, значимость и актуальность которой трудно переоценить.
2
Ильяс Есенберлин «Кочевники»
Ильяс Есенберлин стал первый автором, написавшим о кочевниках Великой степи времен Чингисхана и Золотой Орды, домонгольской эпохи. Вы узнаете о становлении Казахского ханства и многолетних войнах с Джунгарией. Впервые роман издали еще в 1976 году как трилогию, и он сразу завоевал огромную популярность: только на русском языке пришлось выпускать еще 12 тиражей общим количеством более 1,5 млн экземпляров. Такое же число книг было издано на 30 других языках. Трилогия объединяет такие романы, как: «Хан Кене», «Заговоренный меч» и «Отчаяние».
Радик Темиргалиев «Ак Орда. История Казахского ханства»
Книга историка и писателя Радика Темиргалиева «Ак Орда. История казахского ханства» посвящена одному из крупнейших государств в истории Дешт-и-Кипчака, которое было известно под названиями Ак Орда, Урусов юрт или Казахское ханство. Большое внимание в работе автор уделил его предыстории и вопросам этнического прошлого казахского народа.
4
Мухтар Ауэзов «Путь Абая»
Первая казахская эпопея «Путь Абая» давно признана самым объемным и полным описанием жизни великого поэта. Для Ауэзова это действительно работа всей жизни, так как на сбор информации и написание ушло более 15 лет! Вся широта и красота души казахского народа собрана в этом романе, более того — во всем мире трудно будет отыскать подобное произведение.
Фото: zhasorken.kz
Радик Темиргалиев «Казахи и Россия»
Этот историк и публицист написал еще одно известное произведение: большой научный труд «Казахи и Россия». Вы узнаете историю вхождения казахских земель в состав Российской империи XVIII-XIX веков, причем максимально подробно: от установления протектората над казахскими жузами до ликвидации остатков автономного управления. Особое внимание уделено вкладу выдающихся личностей в развитие казахско-русских отношений и освещению малоизвестных страниц прошлого.
Фото: youtube.com 6
Илья Есенберлин «Алтын Орда»
Как ранее было отмечено, до Ильяса Есенберлина в казахской литературе практически не было книг по истории народа. Значимым произведением в литературе, наряду с романом «Кочевники», является и трилогия «Алтын Орда», или «Золотая Орда», которая повествует об истоках казахской нации. Роман состоит из трех рассказов: «Шестиглавый Айдахар», «Шесть голов Айдахара» и «Гибель Айдахара».
Рейтинг составлялся на основе количества купленных книг через интернет-магазин «Меломан».
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История Казахстана» для неисторических специальностей
Название | Учебно-методический комплекс по дисциплине «История Казахстана» для неисторических специальностей |
страница | 7/10 |
Дата | 08.05.2013 |
Размер | 2.1 Mb. |
Тип | Учебно-методический комплекс |
скачать >>> |
14. Список основной и дополнительной литературы
Изучение курса должно быть активным, а не пассивным, поэтому студент должен регулярно, систематически готовиться к занятиям и выполнять все задания СРО и СРСП. Студент должен приходить подготовленным на лекции и семинарские занятия. Подготовка к занятиям будет проверяться тестовым или устным опросом.
Повторение темы и отработка пройденных материалов по каждому учебному занятию обязательны. Для определения степени усвоения материала предусматриваются различные виды работ: бланочное тестирование, письменные работы, устный опрос, презентация, дебаты, дискуссии и другие. Тестирование студентов может проводиться без предупреждения.
Все виды контролей могут пересдаваться только один раз при получении отрицательной оценки. При этом баллы уменьшаются с коэффициентом 0,8. С положительной оценки пересдавать запрещается. Задания по самостоятельной работе должны сдаваться в установленные сроки. Если задания сдаются не вовремя, то оценка по ним будет выставляться с пониженным коэффициентом 0,8. Студенты, не сдавшие все задания, и не защитившие курсовую работу (проект), не допускаются к экзамену.
^ 16. Политика академического поведения и этики.
Посещение студентами всех аудиторных занятий без опозданий обязательно. В случае пропуска занятия отрабатываются в порядке установленном деканатом. В случае систематических пропусков преподаватель имеет право в дальнейшем студента не допускать к занятиям до административного решения вопроса. Присутствие на лекциях посторонних лиц, не являющихся контингентом студентов данного курса, запрещается.
^ В верхней одежде заходить в аудиторию запрещается!
В аудитории сотовые телефоны должны быть отключены, в случае нарушения требования телефоны будут изыматься!
Студент должен быть вежливым, терпимым, открытым, доброжелательным к преподавателям и студентам.
Костанайский государственный педагогический институт
Факультет истории и искусств
Кафедра Истории Казахстана
^ Разработка лекционных занятий
по дисциплине «История Казахстана»
для неисторических специальностей
Методическая разработка лекционных занятий
^ Блок I. Введение в историю Казахстана
Лекция 1. Предмет и объект истории Казахстана
Форма занятия: вводная лекция
^ 1.Актуальность изучения истории Казахстана
История Отечества всегда вызывала огромный интерес мыслящей части нашего общества. Это объясняется, прежде всего, естественной потребностью человека знать историю своей Родины.
История Казахстана является органической частью всемирной истории и тесно связана с другими обществоведческими науками, поэтому ее изучение необходимо в ходе обучения специалистов различных специальностей. Если представить общество как систему, где отдельные элементы связаны друг с другом во времени и пространстве, то функции связи во времени осуществляются именно историей и историческим сознанием. Поэтому объективное изучение истории, ее популяризация являются сегодня для нас очень важными. Осознание данного факта привело к тому, что 1998 год был объявлен Президентом Назарбаевым «Годом единства народов и национальной истории».
Это оказало благотворное влияние на развитие исторической науки Казахстана. Было издано большое количество источников и монографических исследований, прошел ряд конференций по проблемам истории республики. Важным событием стало опубликование в 1999 г. работы Н.Назарбаева «В потоке истории», где исторический процесс рассматривается в контексте развития национального духа, национальной идеи и обозначены проблемы формирования национальной и государственной идентичности.
Таким образом, история Казахстана как самостоятельная дисциплина занимает почетное место в учебном плане подготовки специалистов высшей квалификации. Она изучается на младших курсах и завершается сдачей студентами государственного экзамена.
Вузовский курс отечественной истории является логическим продолжением знаний, приобретенных в средней школе, и способствует формированию фундаментальной образовательной базы, вместе с другими дисциплинами, специалиста любой квалификации.
^ 2. Предмет, цель и задачи курса «История Казахстана»
Предметом истории Казахстана является изучение возникновения и развития казахского этноса, государственно-правовых систем, хозяйства, культуры, общественных и социальных отношений в Казахстане на различных этапах истории.
Курс истории Казахстана является дисциплининой обязательного компонента цикла общегуманитарных дисциплин, изучается на первом курсе в объеме 3 кредитов (135 часов) и завершается сдачей Государственного экзамена.
^ Лекция 2. Исторический источник
Форма занятия: лекция
Вид занятия: объяснение нового материала
1.Понятия «исторического источника» и «исторического факта»
^ Факты исторической действительности. Позитивисты считали реальными лишь простейшие единичные факты. На самом деле, кроме таких фактов, есть сложнейшие процессы и системы, которые изучает историк. Историк определяет пространственные и временные границы, качественную определенность сложных фактов. Любой исторический факт находится в системе других фактов и взаимодействует с ними. Система фактов многозначна. Исторические факты неповторимы на единичном, событийном уровне, но на уровне развития и функционирования общественных систем им присуща повторяемость.
^ Факты исторических источников (сообщение источника). Историк определяет: насколько источник дает объективную картину, каковы его информационные возможно-
сти. Важное значение имеет герменевтика — истолкование фактов. Преодоление субъективности и иллюзорности сообщений источников — задача источниковедения.
^ Научно-исторические факты. Эти факты формируются самим историком. Научно-исторический факт по мере развития науки, появления новых источников, новых подходов все более полно отражает факт действительности.
^ 2. Классификация исторических источников
Между реально существовавшей действительностью, т.е. прошлым, и результатом исследования ученого – научно-воссозданной картиной мира – стоит промежуточное звено. Его называют историческим источником. Изучение истории начинается с документа. Лишь с помощью свидетельств прошлого возможна его конкретно-историческая реконструкция.
Исторические источники разделяются на несколько видов: письменные, вещественные, фольклорные.
Массовым видом источников являются материалы периодической печати. Путевые заметки,
Лекция 3.Историография истории Казахстана
Форма занятия: лекция
Вид занятия: объяснение нового материала
Цель лекции – выявить историографическую базу и основные труды по истории Казахстана.
В начале XX в. отдельными учеными была сделана неудачная попытка историографического осмысления литературы о казахском народе. Нигилизм в науке 20-30 гг. привел к полному вытеснению историографических обзоров со страниц обобщающих монографий.
Первой историографической работой является специальный раздел в многотомных «Очерках истории исторической науки в СССР».
В 60-70-е годы XX в. появились отдельные историографические монографии, диссертации и статьи. Наиболее значительной среди них является монография Э.А. Масанова, где систематизирован обширный ис-торико-этнографический материал, собранный дореволюционными авторами. Историко-этнографическому изучению казахского края в ХУШ-первой половине XIX вв. посвящены также труды М.А. Асаино-ва, М. Бижанова, И.В. Ерофеевой. Вводя в научный оборот новые архивные материалы, анализируя опубликованные массовые источники, авторы рассматривают историю географического и этнографического изучения.
Необходимо отметить, что именно в эти годы в казахстанской историографии появилась единственная работа, посвященная анализу англо-американской исторической литературы на казахскую тематику. К. Есмаганбетов в своей книге «Действительность и фальсификация» (Алма-Ата, 1976) основное внимание уделил раскрытию проблематики
и трактовке узловых вопросов истории дореволюционного Казахстана в англо-американской литературе.
Проблема истории Казахстана проанализирована в монографии ^ Д.И. Дулатовой «Историография дореволюционного Казахстана» (Алма-Ата, 1984). Книга представляет собой историографическое исследование наиболее существенных сторон социально-экономической, политической и культурной жизни Казахстана во второй половине XIX-начале XX вв.
Учебники по истории Казахстана
Учебники, справочники, шпоргалки по истории Казахстана
Школьный курс истории Казахстана
Пособие является сжатым изложением школьного курса. Оно основано на учебниках нового поколения. Материал упрощен, внесены некоторые дополнения. Поскольку тестовые вопросы подразумевают дословное знание текста учебников, в большинстве случаев сохранены оригинальные формулировки. Термины, имена, даты, факты на которые следует обратить особое внимание, выделены. Переработка велась на основе тестовых вопросов за 2007-2008 годы.
Пособие предназначено для учащихся 10-11 классов, готовящихся к экзаменам в форме Единого Национального тестирования и студентов ВУЗов неисторических специальностей. Разработано пособие по подготовке к экзамену «3700 вопросов и ответов по истории Казахстана», которое в комплексе с данным пособием обеспечит полноценную подготовку для выпускников при минимальных затратах, усилий и времени.
Казахстан на рубеже веков
Культура
Культура кочевников раннего железного века
Оседлая и полукочевая культура в VI-IX веках
Взаимодействие полукочевой и оседлой культур
Архитектура и искусство (VI-IX вв.)
Духовная культура тюрков
Культура Казахстана во второй половине IX — начале XIII веков
Развитие городской культуры
Архитектура и строительство
Религия
Развитие науки и образования
Культура Казахстана в XIV-XV веках
Развитие культуры Казахстана в XIV-первой половины XV веков
Архитектура Казахстана в XIV-XV веках
Культура Казахстана в XVI-XVII веках
Творческие традиции
Исторические труды XVI-XVII веков
Культура Казахстана в XVIII в
Изучение Казахстана российскими учеными
Казахская литература и культура Казахстана в первой половине XIX в
Ссыльные революционеры в Казахстане
Изучение Казахстана российскими учеными
Развитие просвещения
Казахская литература и культура первой половины XIX в
Культура Казахстана во второй половине XIX в
Деятели российского освободительного движения в Казахстане
Русская демократическая культура
Народное образование
Положение мусульманского просвещения в Казахстане
Шокан Уалиханов
Ыбырай Алтынсарыулы
Абай Кунанбайулы
Искусство и музыкальная культура
Культура Казахстана в начале XX в
Культура Казахстана в 20-40-е годы
Ликвидация неграмотности
Народное образование
Высшее и среднее специальное образование
Литература
Становление казахского советского искусства
Наука и культура в годы войны
Развитие культуры в 40-60-е годы
Развитие науки
Художественная литература
Искусство
Развитие культуры в 60-80-е годы
Народное образование
Наука
Литература
Искусство
Культурное строительство в годы независимости
Формирование исторического сознания
Изменения в духовной сфере
Трудности в развитии науки и культуры
Реформы образования
Всемирный Курылтай казахов
ШКОЛЬНЫЙ КУРС ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА
История Казахстана
Великий Шелковый путь на территории Казахстана Направления и трассы Великого Шелкового пути. Взаимодействие и взаимообогащение культур | |
Взаимоотношения казахской степи с сибирским Ханом Кучумом 1. Казахская степь в XVI в. 1.1. Объединение казахских племен 1.2.. Политика казахских ханов. Глава 2. Взаимоотношения казахской степи с сибирским ханом Кучумом. 2.1. Хан Кучум. 2.2. Взаимопонимания между Кучумом и Казахскими ханами. | |
Взаимоотношения казахской степи с сибирским ханом Кучумом Введение 3 Глава 1. Казахская степь в XVI в 9 1.1. Объединение казахских степей 9 1.2. Политика казахских ханов 10 Глава 2. Взаимоотношения казахской степи с сибирским ханом Кучумом 15 2.1. Хан Кучум 15 2.2. Взаимопонимания между Кучумом и Казахскими ханами 23 Заключение 30 Список использованной литературы 33 | |
Возникновение Казахского ханства Ногайская орда. Ханство Абулхаира. Политическая история. Хан Касым. Административное устройство. Право. Хан Хак-Назар. | |
Восстание 1837—1847 гг. под руководством хана Кенесары Народно-освободительное движение под руководством хана Кенесары. Причины восстания, ход восстания. | |
Восстание 1837—1847гг. под руководством хана Кенесары Касымова 1. План 2 2. Биография 3 3. Восстание 5 4. Вывод 13 5. Список литературы 14 | |
Восстание казахов Младшего жуза под предводительством Срыма Датова Движение Срыма Датова. Отношения в Младшем и Среднем Жузах. Конфликт с царской администрацией. | |
Восстание казахов под предводительством С. Датулы Причины и движущие силы восстания С.Датулы. Расширение восстания. | |
Восстание под предводительством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова Национально-освободительное движение. Исатай Тайманов и Махамбет Утемисов. Выступления во Внутренней Орде. | |
Восстание сырдарьинских казахов под предводительством Джанхожи Нурмухамедова Восстание казахов под предводительством Джанхожи Нурмухамедова. Национально-освободительное движение казахов. | |
Гирей Хан Гирей Хан. Преодоление политической раздробленности частей казахского народа. | |
Города и поселения в VI — первой половине IX века Города и поселения во второй половине IX — начале XIII вв. | |
Города и поселения Казахстана Города и поселения в VI — первой половине IX века Города и поселения во второй половине IX — начале XIII вв. Историко-архитектурные памятники Тараз | |
Государства раннего и развитого средневековья 1. Тюркский и Тюргешский каганаты (552—756 гг.). 2. Карлукское государство (756—940 гг.). 3. Огузское государство (IX — нач. XI вв.). 4. Кимекский каганат (IX — нач. XI вв.). 5. Государство Караханидов (942—1210 гг.). 6. Государство каракитаев (1128—1213 гг.). Улусы найманов и кереитов. 7. Кыпчакское ханство (нач. XI в. —1219 г.) | |
Государственное объединение кимаков и кыпчаков Образование и падение государства кимаков. Кыпчакская конфедерация. Хозяйство и быт кимаков и кыпчаков | |
Государство и право Жетису в Х-ХІІ веках Основателем династии Караханидов считается карлукский джабгу Бильге-Кюль Кадьф-хан, принявший в 840 г титул кагана. Его внук Сатук Богра-хан принял в 940 году ислам, заняв трон, объявил его государственной религией, положив начало существованию новой государственно-правовой системы. | |
Государство кочевников Номадизм характеризует не только особая система производства, но и специфическая система социальных отношений и общественной организации. В последние годы активно обсуждался вопрос о наличии государства у кочевников. Но в данной дискуссии представлен достаточно широкий спектр мнений. | |
Государство усуней 1. Государственное устройство. 2. Хозяйство. 3. Археологические памятники. | |
Древнейшие культуры Казахстана 1. Древнекаменный век Казахстана. 2. Средний и новокаменный век 3. Бронзовый век 4. Культура доисторического человека | |
Древние государства Казахстана Семеречье (саки, усуни). Приаралье (кангюи). Северо-Восточный Казахстан (гунны). Западный Казахстан (аланы). Формирование первых государственных образований. | |
Духовная культура тюркских народов V-XII веков I. Духовная культура. II. Духовная культура тюркских народов V-XII веков. 1. Язык и письменность а) Изменение лингвистической карты Казахстана. б) Развитие письменности. 2. Доисламская литература и устное творчество. 3. Литература исламского периода. а) Кутатгу Билик. б) Религиозная литература. 4. Развитие науки. а) Аль-Фараби б) Ал-Кашгари 5. Религиозные представления. а) Тенгрианство. б) Распространение различных религиозных систем. III. Заключение. | |
Духовная культура тюркских народов V-XII веков ЯЗЫК И ПИСЬМЕННОСТЬ. ДОИСЛАМСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И УСТНОЕ ТВОРЧЕСТВО. ЛИТЕРАТУРА ИСЛАМСКОГО ПЕРИОДА. | |
Духовная культура тюркских народов V-XII веков I. Духовная культура. II. Духовная культура тюркских народов V-XII веков. 1. Язык и письменность а) Изменение лингвистической карты Казахстана. б) Развитие письменности. 2. Доисламская литература и устное творчество. 3. Литература исламского периода. а) Кутатгу Билик. б) Религиозная литература. 4. Развитие науки. а) Аль-Фараби б) Ал-Кашгари 5. Религиозные представления. а) Тенгрианство. б) Распространение различных религиозных систем. III. Заключение. | |
Жанибек и Керей Введение Политическая обстановка в Казахстане к середине XV века Родословная Жанибека и Керея Откочёвка в Могулистан Образование Казахского ханства Вывод | |
Жеты Жаргы | |
Земля Жетысу | |
Золотая Орда 1. Территория Казахстана в составе Золотой Орды. 2. Политический и государственный строй Улуг Улуса. 2.1. Общественно-политический строй. 2.2. Государственно-административное устройство улусов. 3. Культурное и экономическое развитие Золотой Орды. 3.1. Развитие градостроительства и торговли. 3.2. Религия и верования. | |
ЗОЛОТАЯ ОРДА: общественный строй, экономика и верования Введение 2 Глава 1. Территория Казахстана в составе Золотой Орды 3 Глава 2. Политический и государственный строй Улуг Улуса 5 2.1. Общественно-политический строй 5 2.2. Государственно-административное устройство улусов 7 Глава 3. Культурное и экономическое развитие государства 11 3.1. Развитие градостроительства и торговли 12 3.2. Религия и верования 13 Заключение 15 | |
Индустриализация в Казахстане Индустриализация. История Турксиба. Строительство Турксиба. | |
Индустриализация в Казахстане Развитие транспорта и промышленности. Индустриализация Казахстана. Adblock detector |