Список литературы по истории экономики и истории экономических учений
Представленную литературу можно найти в книжных интернет магазинах по представленным ниже ссылкам:
Для посетителей из Республики Беларусь
Для гостей из России и стран ближнего зарубежья
Бартенев, С.А. История экономических учений: учебник: [для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям] / С. А. Бартенев. – Москва: Магистр: Инфра-М, 2013. – 476 с.
Богомазов, Г.Г. История экономики и экономической мысли России / Г. Г. Богомазов, И. А. Благих. – Москва: Экономика, 2010. – 670 с.
Гловели, Г.Д. История экономических учений: учебное пособие для бакалавров: для высших учебных заведений по направлениям подготовки 080100 «Экономика» и 080102 «Мировая экономика» / Г. Д. Гловели. – Москва: Юрайт: ИД Юрайт, 2012. – 742 с.
Заславская, М.Д. История экономики: учебное пособие: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Экономика», «Менеджмент» (квалификация «бакалавр») / М. Д. Заславская. – Москва: Дашков и Кº, 2013. – 293 с.
История экономики: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям / О. Д. Кузнецова [и др.]. – Москва: Инфра-М, 2013. – 415 с.
История экономических учений: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям / В. С. Адвадзе [и др.]. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 471 с.
История экономических учений: учебник для бакалавров: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 080100 «Экономика» (квалификация (степень) «бакалавр») / И. Н. Шапкин [и др.]. – Москва: Юрайт, 2012. – 492 с.
Синельник, Л.В. История экономических учений: учебное пособие для аспирантов и студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 080100 «Экономика» и экономическим специальностям / Л. В. Синельник. – Москва: КноРус, 2014. – 282 с.
Ядгаров, Я.С. История экономических учений: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим и управленческим специальностям / Я. С. Ядгаров. – Москва: Инфра-М, 2011. – 478 с.
Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете
Список литературы
1. Агапова И.И. История экономической мысли: Курс лекций. – М., 1998.
2. Австрийская школа в политической экономии. М.: Экономика. – 1992.
3. Аникин А.В. Юность науки. М.: Политиздат, 1985.
4. Аникин А.В. Путь исканий: Социально-экономические идеи в России
5. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе.– М.: Дело Лтд.
6. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика, капитализм XV-
XVIII вв.: в 3 т. М.: Прогресс. – 1992.
7. Бартенев С.А. История экономических учений: Учебник. –
8. Бартенев С.А. Экономические теории и школы (история и
современность).Курс лекций. – М.: Издательство БЕК, 1996.
9. Всемирная история экономической мысли. В 6 т. – М., 1985–1997.
10. История экономических учений (Современный этап) / Под ред.
А.Г. Худокормова – М., 1998.
11. История экономической мысли в России: Учеб. пособие для вузов
/ Под ред. проф. А.Н.Марковой. – М., 1996.
12. Костюк В.Н. История экономических учений. М.: Центр, 1997.
13. Левита Р.Я. История экономических учений. – M., 1998.
14. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли.- М. 1996.
15. Покидченко М.Г.,Чаплыгина И.Г. История экономических учений:
учеб. пособие. М. 2008.
16. Сутырин С.Ф. История экономических учений: учеб. пособие
/С.Ф.Сутырин,М.В.Шишкин, Г.В.Борисов/. – М.: Эксмо, 2010 г.
17. Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли.
18. Экономическая энциклопедия. Политическая экономия. В 4 т. – М.,
19. Ядгаров Я.С. История экономических учений. Учебник для вузов. 4-е
20. Гужва Е.Г. История экономических учений: Тексты лекций для
студентов специальности 061100 – менеджмент – всех форм
обучения/ Е.Г.Гужва; СПбГАСУ, СПб., 1995.- 107 с.
4. Примерный список, рекомендуемой литературы по курсу «История экономических учений»
4.1. Основная литература
Гусейнов Р.М., Семенихина В.А. Экономическая история. История экономических учений. – М.: Омега-Л, 2006.
Ковалев И. История экономики и экономических учений. – М.: Феникс, 2008.
Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник для вузов. – М.: «Инфра-М», 2005.
Дополнительная литература
Бартенев С. Экономическая история. М.: «ЭкономистЪ», 2004.
История мировой экономики /Под общ. ред. Поляка Г.Б, Марковой А.Н.- М.: ЮНИТИ, 2001.
История экономики: Учебник/Под общ. ред. проф. О.Д. Кузнецовой и проф. И.Н. Шапкина. 2-е изд., испр. и доп.- М.: ИНФРА-М, 2007.
Камерон Р. Краткая экономическая история мира от палеолита до наших дней. М.: РОССПЭН, 2001.
Конотопов М.В., Сметанин С.И. Экономическая история: Учебник для вузов.- М.: Издательство «Дашков и Ко», 2008.
Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики России: Учебник для вузов.- 6-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2007.
Корниенко О. В. История экономических учений: Конспект лекций. – Ростов: Феникс, 2006
Сурин А. И. История экономики и экономических учений. – М.: Изд-во «Финансы и статистика», 2008.
Рекомендуемые экономические журналы:
«Российский экономический журнал».
«Мировая экономика и международные отношения».
«США: Экономика, политика, идеология».
«Вестник Московского университета». Серия «Экономика».
«Вестник С-Петербургского (Ленинградского) университета». Серия «Экономика».
Список вопросов к зачету по курсу «История экономических учений»
Предмет и периодизация курса «История экономических учений».
Экономическая мысль Древней Греции. Ксенофонт. Платон. Аристотель.
Экономическая мысль средневековой Западной Европы. Ф.Аквинский
Основные принципы и этапы развития меркантилизма. Т.Мен. А.Монкретьен.
Особенности российского меркантилизма. И.Т.Посошков. А.Л.Ордин-Нащокин.
Возникновение классической политэкономии. Её основные принципы. У.Петти.
Теория и практика физиократии. Ф.Кене.
Экономическое учение А.Смита.
Политическая экономия Д.Рикардо.
Экономические идеи Ж.Б.Сэя. Закон рынков.
Т.Р.Мальтус и его теория народонаселения. Доктрина реализации.
Экономические идеи С.Сисмонди.
Экономические идеи декабристов. П.И. Пестель. И.Н.Тургенев.
Политическая экономия марксизма.
Марксизм в России. Г.В.Плеханов. В.И.Ленин.
Ф.Лист и национальная система политэкономии.
«Историческая школа» в политэкономии. В.Рошер. Б.Гильдебранд. К.Книс. Г.Шмоллер. К.Бюхер.
Экономические идеи Дж.Стюарта Милля.
Возникновение маржинализма и его методологические принципы.
Австрийская школа предельной полезности. К.Менгер. Ф.Визер. Е.Бем-Баверк.
Кембриджская школа маржинализма. А.Маршалл. А.Пигу.
Лозаннская школа маржинализма. Л.Вальрас. В.Парето.
Экономические идеи Й.Шумпетера.
Теория монополистической конкуренции. Э.Чемберлин.
Теория несовершенной конкуренции. Дж.Робинсон.
Экономические взгляды Н.Д.Кондратьева.
Организационно-производственная школа. А.В.Чаянов.
Австрийская школа неолиберализма. Л.Мизес. Ф.Хайек.
Германская школа неолиберализма. В.Ойкен. Л.Эрхард.
Социально-психологическое направление институционализма Т.Веблен.
Социально-правовое направление институционализма Дж.Коммонс.
Дж.М.Кейнс как экономист. Методология кейнсианства.
Дж.М.Кейнс о формировании эффективного спроса. Мультипликатор.
Кейнсианские методы государственного регулирования экономики.
Американский монетаризм М.Фридмен.
Теория предложения. А.Лаффер. Фелдстайн. М.Эванс.
Эволюционная экономика. А.Алчиан.
Поведенческая экономическая теория. Г.Саймон.
Новая институциональная теория. Р.Коуз. Д.Норт.
Теория рациональных ожиданий. Р.Лукас. Т.Сарджент.
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.
Список литературы
Ядгаров Я. С. История экономических учений: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2000-2008.
Ядгаров Я. С. История экономических учений: Учебник. 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 1997.
Ядгаров Я. С. История экономических учений. М.: Экономика, 1996.
Алле М. Современная экономическая наука и факты //THESIS. 1994. Т. I. Вып. 4.
Беккер Г. С. Экономический анализ и человеческое поведение //THESIS. Зима 1993. Т. 1. Вып. 1.
Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело Лтд, 1994.
Блауг М. Методология экономической науки, или Как экономисты объясняют. Пер. с англ. /Науч. ред. и вступ. ст. В.С. Автономова. // Вопросы экономики, 2004.
Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений. М.: Экономика, 1995.
Маршалл А. Принципы экономической науки. В 3-х т. М.: Издательская группа «Прогресс», 1993.
Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков. В 5 т. / Сопред. редкол. Г.Г. Фетисов, А.Г. Худокормов. / Отв. ред. Г.Г. Фетисов. М.: Мысль, 2004.
Негиши Т. История экономической теории. М.: АО «Аспект Пресс», 1995.
Роббинс Л. Предмет экономической науки //THESIS. Зима 1993. Т. 1. Вып. 1.
Самуэльсон П. Экономика. В 2-х т. М.: НПО «Алгон», 1992.
Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. М.: Прогресс, 1968.
Тутов Л. А., Шаститко А. Е. Предмет и метод экономической теории. М.: ТЕИС, 1997.
Фридмен М. Методология позитивной экономической науки //THESIS.1994. Т. 2. Вып. 4.
Хайек Ф. А. Дорога к рабству. М.: Экономика, 1992.
Хайлбронер Р. Экономическая наука как универсальная наука //THESIS. Зима 1993. Т. 1. Вып. 1.
Шумпетер Й.А. История экономического анализа: В 3 т. /Пер. с английского под ред. В.С. Автономова. СПб.: Экономическая школа, 2001.
Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.
Лекция № 2
эпохи дорыночной экономики.
Натурально-хозяйственная экономическая мысль древнего мира и средневековья
Экономические учения Древнего мира
Экономическая мысль цивилизаций Древнего Востока
Экономическая мысль Древней Греции
Экономическая мысль средневековья
Фома Аквинский (Аквинат)
1. Экономические учения Древнего мира
С появлением первых государственных образований и зарождением различных форм участия государства в хозяйственной жизни, т. е. со времен древних цивилизаций, перед обществом возникло множество насущных проблем, актуальность и важность которых сохраняется до сих пор и едва ли когда будет утрачена. В их числе наиболее значимой была и, очевидно, будет всегда проблема толкования идеальной модели социально-экономического устройства общества на основе логически выверенной систематизации экономических идей и концепций в экономической теории, принимаемой в результате всеобщего одобрения в качестве руководства к действию при осуществлении хозяйственной политики.
Как же эта проблема решалась в Древнем мире? Какими аргументами на протяжении с четвертого тысячелетия до нашей эры и до первых столетий первого тысячелетия нашего время исчисления в странах Древнего Востока и античного рабства поддерживалась система рабовладения и приоритета натурально-хозяйственных отношений перед товарно-денежными?
Коротко ответы на эти вопросы могут быть сведены к следующему:
выразители экономической мысли Древнего мира – крупные мыслители (философы) и отдельные правители рабовладельческих государств – стремились идеализировать и сохранить навсегда рабовладение и натуральное хозяйство как главные условия открытого разумом и охраняемого гражданскими законами непреходящего «естественного порядка»;
доказательства идеологов Древнего мира базировались преимущественно на категориях морали, этики, нравственности и были направлены против крупных торгово-ростовщических операций, т. е. против свободного функционирования денежного и торгового капитала, в которых усматривали искусственную сущность, нарушающую принцип эквивалентности и пропорциональности процесса обмена товаров на рынке по их стоимости.
Однако для более обстоятельной и полной характеристики эволюции экономической мысли Древнего мира необходимо обособленное рассмотрение особенностей хозяйственной жизни восточного рабства и классического (античного) рабства и основных идей и воззрений в дошедших до нас памятниках экономического мышления цивилизаций Древнего Востока и античных государств.
Экономическая мысль цивилизаций Древнего Востока
Главная особенность восточного рабства заключается, как известно, в масштабных хозяйственных функциях государства, обусловленных отчасти и объективными предпосылками. Так, создание ирригационной системы и контроль над ней требовали безусловного участия государственных органов в этой деятельности, в том числе в части правовых мер. Однако чрезмерная государственная опека (регулирование) натурального по сути хозяйства посредством регламентации сферы ссудных операций, торговли и долговой кабалы и ведущая роль в национальной экономике собственности государства стали теми критериями, в соответствии с которыми хозяйство восточных цивилизаций нередко называют азиатским способом производства.
Остановимся на наиболее популярных источниках – памятниках экономической мысли цивилизаций Древнего Востока.
Древний Египет. На примере этой страны человечество располагает двумя самыми ранними памятниками экономической мысли за всю историю самоорганизации в рамках государственных образований. Один из них датируется XXII столетием до нашей эры и им является некое послание, получившее название «Поучение гераклеопольского царя своему сыну». В этом «Поучении» приводятся «правила» государственного управления и руководства хозяйством, овладение которыми для правителя также важно, как и всякая другая сфера искусства. Другой памятник датирован началом XVIII в. до н. э. и называется «Речение Ипусера», а главная его идея – недопущение бесконтрольного роста ссудных операций и долгового рабства во избежание обогащения «простолюдинов» и начала в стране гражданской войны.
Вавилония. Это древневосточное государство Месопотамии, расположенное в междуречье Тигра и Евфрата, оставило потомкам творение своего паря Хаммурапи (1792- 1750 до н. э.), часто именуемое кодексом законов, который действовал в этой стране в XVIII в. до н. э. В соответствии с ним во избежание разрушения натурально-хозяйственных отношений и угрозы суверенитету страны из-за ослабления государственных структур и армии от сократившихся поступлений налогов в казну вводились чрезвычайно жесткие правовые нормы. Их нарушение влекло за собой самую суровую экономическую, административную и уголовную ответственность вплоть до смертной казни. Вот некоторые примеры законодательных установок в кодексе Хаммурапи:
посягнувший на чужую (частную) собственность, в том числе на раба, карается обращением в рабство либо смертной казнью;
за несвоевременную уплату долгов ни царские воины, ни другие граждане-вавилоняне более не лишаются своих земельных наделов;
срок долгового рабства кого бы то ни было (жены, сына, дочери либо отца семейства) не должен превышать трех лет, а сам долг отменяется по отбытии срока наказания;
предел денежной ссуды не может превышать 20%, натуральной – 33% от ее первоначальной суммы.
Древний Китай. Своеобразие древнекитайской экономической мысли ассоциируется, как правило, с именем Конфуция (Кун Фу-цзы (551-479до н. э.) и его сборником «Лунь-юй» («Беседы и суждения»), а также с идеями популярного в IV- III вв. до н. э. коллективного трактата» Гуань-цзы».
Сторонник регламентированных патриархальных отношений и зашиты государством экономического благополучия родовой знати и всех «вышестоящих», Конфуций настаивал на мысли, что только образованный правитель, являясь «отцом народа» и гарантом «правильного действия», способен реально повлиять на равномерное распределение создаваемого обществом богатства. Этот философ, хотя и признавал божественное и природное начало деления людей по сословиям, тем не менее, считал обязательным долгом каждого человека стремиться к моральному совершенству, постижению естественных правил уважения старших, сыновней почтительности и дружбе с братьями. По его мнению, тогда «у народа будет достаток», когда хозяйствование будет умелым, а труд, приумножающий богатство народа и государя, станет одинаково выгодным как в условиях «великой общности» (коллективной собственности крестьянской общины), так и частного владения потомственной аристократии и непотомственных рабовладельцев.
Авторы «Гуань-цзы», подобно Конфуцию, в качестве главной выдвигали задачу «сделать государство богатым и народ довольным» (посредством равномерного распределения богатства без «обогащения» торговцев и ростовщиков) и также, как он, ратовали за незыблемость сословного деления общества (полагая, что без Богом избранных «знатных» и высших сословий страна не имела бы доходов и что не может быть, чтобы «все были знатны», так как «некому было бы трудиться»). В числе мер по стабилизации натурально-хозяйственных отношений наиболее важными они считали регулирование государством цен на хлеб (дабы «в селениях царило спокойствие»), создание государственных запасов хлеба, введение льготных кредитов земледельцам, замену прямых налогов на железо и соль косвенными (перекладывая эти налоги на производимые с их использованием товары) и др. Небезынтересно отметить и то обстоятельство, что основными составляющими понятия богатства в трактате названы наряду с золотом и жемчугом и иные материальные блага, товарная сущность которых на рынке не подлежит сомнению. При этом роль золота как товара и меры исчисления ресурсов государства «объяснялась» прежде всего, его природным предназначением выступать в качестве денег и способствовать такому обмену, в результате которого «выгоды у одних» бывают «больше, чем у других».
Экономическая мысль Древней Греции
Рабство, которое имело место в Древней Греции и Древнем Риме в первом тысячелетии до нашей эры, называют классическим или античным. Причем лучшими достижениями экономической мысли античного рабства в период конца V–IV вв. до н. э. явились труды древнегреческих философов Ксенофонта, Платона и Аристотеля. Поэтому далее речь пойдет о видении «достоинств» натурального хозяйства и «естественном» характере рабовладения только на примере названных авторов.
Ксенофонт (430–354 до н. э.). Экономические воззрения этого философа нашли свое выражение в его трактате «Домострой», в котором приводятся следующие положения:
разделение труда на умственный и физический виды, а людей – на свободных и рабов имеет естественное (природное) происхождение;
природному предначертанию отвечает преимущественное развитие земледелия по сравнению с ремеслом и торговлей;
производительно может выполняться «наиболее простая работа»;
степень разделения труда обусловлена, как правило, размерами рынка сбыта;
всякому товару присущи полезные свойства (потребительная стоимость) и способность обмениваться на другой товар (меновая стоимость);
деньги изобретены людьми для того, чтобы с их помощью осуществлялось товарное обращение и накопление богатства, но не ростовщическое обогащение.
Платон (428-347 до н. э.). Этот философ, предвосхитивший ряд элементов возникшей впоследствии так называемой коммунистической модели социально-экономического устройства, отстаивал, прежде всего натурально-хозяйственные отношения рабовладельческого общества, что нашло отражение в характеристике двух проектов идеального государства соответственно в его произведениях «Государство» и «Законы».
В первом сочинении речь идет об особо важной, с точки зрения Платона, роли, которую совместно призваны выполнять аристократическое сословие (философы) и сословие воинов (армия) в обеспечении общественных интересов. Эти сословия, олицетворяя аппарат управления идеального государства, не должны, по мысли ученого, обладать собственностью и обременять себя хозяйством, так как их материальное обеспечение (по уравнительному принципу) должно стать общественным. Остальная часть общества отнесена в проекте к обладающему и распоряжающемуся собственностью третьему сословию, названному Платоном чернью (земледельцы, ремесленники, купцы), и к рабам, приравненным к собственности свободных граждан.
Во втором произведении философ выдвигает обновленную модель идеального государства, развивая и конкретизируя свою аргументацию в части осуждения ростовщичества, обоснования ведущей роли в хозяйстве земледелия по сравнению с ремеслом и торговлей. Основное внимание при этом вновь уделено аппарату управления обществом, т. е. «гражданам» высших сословий, которые, в частности, будут наделены правом владения и пользования (неполное право собственности) предоставляемым им по жребию государством домом и земельным наделом. Кроме того, проектом оговаривается возможность последующей передачи земли по наследству на тех же условиях одному из детей и требование, чтобы ценность общего имущества граждан не разнилась более чем в четыре раза.
Аристотель (384-322 до н. э.). Проект идеального государства этого философа изложен в его трудах «Никомахова этика», «Политика» и др. В них он, подобно Ксенофонту и Платону, настаивает на обусловленности деления общества на свободных и рабов и их труда на умственный и физический исключительно «законами природы» и указывает на более высокую роль в хозяйстве земледелия, а не ремесла или торговли. Но свою приверженность принципам натурального хозяйства ученый особенно ярко продемонстрировал в выдвинутой им оригинальной концепции об экономике и хрематистике.
Эта концепция носит как бы классификационный характер, о чем свидетельствует то, что все виды хозяйства и деятельности людей, от земледелия и скотоводства до ремесленного производства и торговли, он соотносит с одной из двух сфер – естественной (экономика) и неестественной (хрематистика). Первая из них представлена земледелием, ремеслом и мелкой торговлей и должна поддерживаться государством, так как ее звенья способствуют удовлетворению насущных жизненных потребностей населения. Вторая же зиждется на бесчестных крупных торговых, посреднических и ростовщических операциях, проводимых ради достижения беспредельной и корыстной цели, суть которой – искусство наживать состояние, т. е. все большее «обладание деньгами».
В рамках своей концепции Аристотель, идеализируя рабовладельческое государственное устройство, как бы искусственно «упрощает» важнейшие элементы хозяйственной жизни. Например, по Аристотелю, «5 лож = 1 дому» потому, что их соизмеримость достигается якобы только благодаря деньгам. С позиций этой же концепции он тенденциозно анализирует этапы эволюции форм торговли и денежного обращения. В частности, такие ранние формы торговли, как прямой товарообмен и обмен посредством денег, относятся им к сфере экономики, а движение торгового капитала, то есть когда товарообмен осуществляется с приращением первоначально авансированных на эти цели денег, – к сфере хрематистики. Аналогично трактует философ и формы денежного обращения, относя функции денег по отображению меры стоимости и средства обращения к сфере экономики, а их применение как средство накопления прибыли, то есть в качестве ростовщического капитала, – к сфере хрематистики.
Таким образом, по рассматриваемой концепции Аристотеля, все, что могло бы подорвать основы натурально-хозяйственных отношений (а это, прежде всего обусловленное разделением труда движение торгового и денежного капитала), относится к «издержкам» хрематистики. А последние, на его взгляд, обусловлены непониманием того, что «в действительности вещи столь различные не могут стать соизмеримыми», ибо возникшие в результате соглашения между людьми деньги, по мысли философа, представляют собой не более чем «удобный в обиходе» товар и «в нашей власти», чтобы они (деньги) стали «неупотребительными». Поэтому он решительно осуждает использование денег не по истинному назначению, т. е. с целью обеспечения удобств в обиходе «ради меновой торговли», и откровенно признается в том, что ростовщичество у него вызывает ненависть».