Истинно русские алкогольные напитки
Традиционный русский напиток — не водка, как принято считать во всём мире. Водку привезли в Россию из Европы. В XVII-XVIII веке «огненную воду» позволяли себе только богатые и влиятельные господа. А что пили простые люди, в том числе и до знакомства с европейской водкой?
Рецепты настоящих русских алкогольных напитков незатейливы: сбраживается всё, что может бродить. Иногда в ход шли привычные продукты, например, вишня или хлеб. Однако, русские умели делать алкоголь даже из берёзовой коры.
Ол — напиток в пивном стиле
Древнерусский ол считается прапрадедом современного пива. Технологии изготовления совпадают. Так же как и современное крафтовое пиво, ол не подвергался дистилляции. Однако были в составе ола уникальные ингредиенты: травы с сильным запахом. В напиток часто добавляли полынь. Растение не только придавало приятный привкус, но и усиливало алкогольный эффект хмеля.
Кстати, Россию и пиво связывает многовековая история. Так, в XX веке любовь советского человека к пиву достигла апогея: с пивным алкоголизмом пришлось бороться радикально.
Полугар — вино из хлеба
Полугар не производится уже более 120 лет. Исчезновение напитка из русского рациона связано с широким распространением водки. В СССР полугар считался эталоном крепости, с ним сравнивали крепость водочных напитков для определения их категории. Полугар обладает ярко выраженным вкусом ржаного хлеба. Сегодня напиток и его аналоги не продаются в магазинах. Как правило, попробовать полугар можно в ресторанах русской кухни. Простой хлебный древнерусский напиток стоит недешёшево: от 5 тысяч рублей за бутылку.
Лампопо — древнерусский коктейль
Лампопо не имеет ничего общего с Лимпопо и экзотическими странами. Напиток придумали на Руси. Название — анаграмма от слова «пополам». Напиток действительно состоял из двух главных ингредиентов: пива и рома. Сегодня сложно представить, что эти напитки можно смешивать. Пиво и ром настаивали на кисло-сладком хлебе. Нетрудно догадаться, что простые люди лампопо не пили, так как ром могли себе позволить только зажиточные граждане. В напиток иногда добавляли сахар и лимонный сок для улучшения вкусовых качеств. Получался настоящий коктейль.
Берёзовица — дешёво и сердито
Берёзовицу начали употреблять на Руси в X веке. Изобрели напиток случайно. Однажды собранный берёзовый сок долго простоял в бочках. Как известно, в берёзовом соке много сахара, а это значит, что сок может забродить. Изобретатели попробовали напиток, который получился, и были приятно удивлены: берёзовый сок обрёл опьяняющий эффект. Из-за доступности сырья и простоты производства берёзовица пьяная была распространённым алкогольным напитком Древней Руси.
Медовуха — сладкий спирт
Мёд в России использовали во всех сферах жизни. Из него готовили прохладительные напитки, десерты, косметику и лекарства. Впервые сделать алкоголь из мёда догадались бортники, которые разоряли улья диких пчёл. Для того чтобы густая липкая масса стала жидкостью, её долго варили. После этого получался некрепкий алкоголь. Хорошую медовуху ещё и настаивали. Благодаря холодному брожению градус напитка существенно повышался. Нередко в медовуху добавляли сок диких ягод или фруктов.
Вишняк — не вино и не медовуха
Ещё одним напитком, который требовал холодного брожения, был вишняк. Готовили его из вишни, которую собирали, перемалывали, заливали мёдом и настаивали. Крепкая настойка долго готовилась, зато и хранилась годами. На выходе получалось что-то среднее между крепкой медовухой и слабоалкогольным вином.
История пьянства на Руси: от «Царёва кабака» Ивана Грозного до «сухого» закона Николая II
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Древняя Русь – хмельные напитки
В стародавние времена на Руси алкогольные, а правильнее сказать, исключительно хмельные напитки употребляли нечасто, на тризнах, игрищах, пирах. К тому же самыми популярными были медовуха, пиво и брага, которые изготавливались на основе меда, и потому не столько опьяняли, сколько бодрили. Вино, сделанное из винограда, стали пить лишь с X века, когда оно пришло из Византии.
Всем в детстве читали русские народные сказки, поэтому поговорка о меде и пиве, которые по усам текли-текли, а в рот так и не попали, знакома каждому. Что имелось под выражением «не попало в рот»? А смысл в том, что хмельные напитки не пили просто так, их подавали как приятное дополнение к щедрой трапезе.
Напитков было много, и все они были очень вкусные. Начиная со времен правления Владимира Великого и до середины XVI века использовали хмельные напитки на основе забродившего мёда или виноградного сока. Это были квас, сито, березовица, мед, вино, пиво, сикера, упомянутые выше и ставшие национальными напитками медовуха и брага.
Надо отметить, что письменных свидетельств, что в Древней Руси пьянство считалось тяжёлой социальной проблемой, нет. Старики времен Киевской Руси говорили молодёжи, чтобы они пили вино ради веселья, но не для того, чтобы сильно опьянеть: «пейте, да не упивайтесь».
Начало «пьяной эпохи»
Сегодня Россия у многих иностранцев ассоциируется с водкой. Когда этот напиток появился повсеместно, сказать невозможно. Однако есть некоторые документы, в которых можно найти сведения, что во второй половине XV века в России началась переработка ржи, научились изготавливать чистый спирт.
Чуть ранее, в 1533 году Иван Грозный выпустил приказ об открытии «Царёва кабака», который стал первым в стране питейным заведением. Начало XV века для России ознаменовалось появлением таких напитков, как хлебное, варёное и горячее вино. И это были уже не безобидные хмельные напитки из винограда или меда, а самый настоящий самогон, который получали при помощи перегонки.
Простой люд не мог позволить себе напиваться ежедневно, как это делали царские опричники. Рабочие люди баловались алкоголем в Святую неделю, на Рождество, в Дмитровскую субботу. К этому же периоду относятся и первые попытки борьбы с пьянством: если простолюдин напивался в неподобающая время, его безжалостно избивали батогами, а тому, кто перешел все границы, светила тюрьма.
Если рассмотреть пьянство как способ получения прибыли, то именно при Иване Грозном это явление стало распространяться. После «запуска» первого царёва кабака прошло немного лет, и в 1555 году царь разрешил открывать кабаки по всей территории Руси. Кажется, ничего особо страшного не произошло, однако в этих заведениях не подавалась еда, и ее запрещали приносить с собой. Дорвавшийся до спиртного человек, употребляя алкоголь без закуски, мог спустить за день всё, что у него было с собой, вплоть до одежды.
Толчок развитию пьянства дало и то, что всем крестьянам, простолюдинам и посадским было официально запрещено изготавливать в своём доме хмельные напитки и самогон. Естественно, люди стали посещать питейные заведения всё чаще и чаще. Началась пьяная эпоха, когда кабаки получали огромные прибыли, шедшие в Государственную (Царёву) казну.
Вклад в развитие пьянство внес Борис Годунов, при котором на территории Руси были безжалостно закрыты все корчмы, где подавали не только алкоголь, но и еду. Монополия государства в торговле водкой была узаконена. В 1598 году царь выпускает указ, который гласит, что частные лица не имеют право торговать водкой ни на каких условиях. Прошло всего сто лет, а пьянство схватило Россию за горло своей железной рукой.
По словам прусского дипломата Адама Олеария, который создал известные «Описания путешествия в Московию», он был поражён количеству пьяных, валяющихся на улице. Пили мужчины и женщины, молодые и старые, священники и светские люди, простолюдины и титулованные особы. К сожалению, такие русские национальные черты как гостеприимство, сыграли в распространении пьянства не последнюю роль. В России было принято встречать гостя радушно, с трапезой и алкоголем. Если гость мог выпить всё, что ему наливали, то к нему относились лучше, чем к тому, кто пил «худо». Это отмечал дипломат Питер Петрей в своих «Московских Хрониках».
Борьба с пьянством
Началом борьбы с пьянством можно читать 1648 год, когда начались так называемые кабацкие бунты. Причина была проста: простолюдины просто не могли отдать все долги за выпитое в этих заведениях. Владельцы кабаков тоже не хотели остаться внакладе, поэтому кабацкая водка становилось всё хуже и хуже качеством. Бунты были настолько сильными, что без применения военной силы и их подавить не удалось.
Этот факт не прошел мимо царя Алексея Михайловича, которым в 1652 году был созван Земский собор, получивший историческое название «собора о кабаках». Результатом был указ об ограничении числа питейных точек на территории России и определении запрещенных для продажи алкоголя дней. Надо сказать, что их было немало, целых 180. Также царь запретил продавать водку в долг. Были повышены цены на этот продукт аж в три раза. Один человек мог купить только одну чарочку водки, которая тогда имела объем 143,5 грамм.
Всё бы было хорошо, если бы царский указ беспрекословно соблюдался в течение долгих лет. Нет, этого не произошло. Количество кабаков не уменьшилось, а остальные пункты указа работали примерно семь лет.
К сожалению, экономическая выгода не позволила сильно сократить торговлю алкоголем. Когда водочная выручка быстро поползла вниз, государственные интересы перевесили. Однако до того, как к власти пришел Петр 1, пьяницами становились в основном малоимущие люди, которые употребляли алкоголь в кабаках. Купцам и аристократам было можно лакомиться вином дома, используя обильную закуску, потому среди них спившихся личностей было значительно меньше.
Петр I тоже пытался бороться с пьянством. Например, он приказал выпустить медали весом более 7 кг и раздавать их всем, кто был замечен в сильном пьянстве. Носить такую медаль нужно было семь дней, снимать ее запрещалось.
Кампания за трезвость и ее результаты
В 1914 году была начата компания за трезвость. Во время мобилизации на основе царского указа продажа любого спиртного было строго запрещена. Это был тот самый Сухой закон, о котором сегодня много говорят. Чуть позднее местные общины получили право самостоятельно решать, осуществлять торговлю алкоголем или же нет.
Эффект превзошел все ожидания. Царский указ был поддержан в большинстве регионов, и всего за год потребление алкогольных напитков уменьшилась в 24 раза. Отмечалось уменьшение больных с диагнозом алкогольный психоз, снизилось количество прогулов и «пьяных» травм. Широко развернулись агитационные кампании, направленные против пьянства.
Однако эта продолжалась недолго. Постепенно достигнутые эффекты стали сходить на нет, самогоноварение и производство подпольного алкоголя увеличились очень сильно.
Производство спирта продолжалось, и появилась проблема его хранения. В сентябре 1916 года Советом министров оно было запрещено, а запасы продукта должны были быть уничтожены, что привело к существенному снижению доходов государства.
Чтобы компенсировать потери от сухого закона, повышались налоги. Дрова и лекарства, спички и соль, табак, сахар и чай – все подорожало. Были увеличены пассажирские и грузовые пошлины. А народ продолжал гнать самогон и пить.
Пьянство стало настигать не только простолюдинов, но и дворянство, интеллигенцию. Так называемые земские гусары (сотрудники службы обеспечения, которые не участвовали в боевых действиях), развернулись вовсю, воруя и спекулируя алкоголем. Между городскими думами и земствами возникла борьба за расширение влияния, проходящая под знаком компании за трезвость, что превратило сухой закон в причину расшатывания социально-экономического положения Российской империи.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Какие алкогольные напитки пили на Руси
Водка в России появилась примерно в середине XV века. Интересно, а какие хмельные напитки пили русские до этого? Оказывается, им было из чего выбирать! Правда, практически все напитки тех времен были слабоалкогольными.
Этот напиток пришел к нам от татар. На Руси он стал известен в XIII столетии. Делали его из просяной муки, варили на воде, пока он не превращался в однородную массу. Затем добавляли дрожжи. Русские усовершенствовали татарскую бузу за счет добавления солода и меда. Сваренную смесь накрывали крышкой и ставили бродить. В результате получался густой сладкий напиток крепостью примерно 4-6 градусов. Подавали его в конце трапезы «на десерт». Именно от забытой ныне бузы произошли такие русские жаргонные слова, как «бузить», «бузотер».
Березовица
И в наше время некоторые собирают березовый сок. Но ту березовицу называли пьяной. Сок от берез наливали в открытые бочки, где он начинал бродить. Хотя пьяная березовица была не слишком крепкой, она все же ударяла в голову.
Помните: «И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, в рот не попало»? Действительно, мед был широко популярен на Руси еще в славянскую эпоху. В языческие времена он имел для наших предков сакральное значение, его использовали в различных ритуалах.
С приходом христианства мед не утратил своей популярности. На основе меда изготавливались вина двух видов: ставленое и вареное. Ставленые вина делались из смеси меда и ягодных соков с добавлением ягод и пряных трав. Смесь сбраживали и переливали в бочку, которую затем смолили и закапывали в землю – называлось это «ставить мед». Через 10-15 лет напиток доходил до кондиции. Но он был очень дорог и простым людям не по карману. Гораздо более распространенным являлся вареный мед. Для его изготовления обычный мед разбавляли водой, добавляли фрукты, ягоды, травы, варили, остужали, вводили закваску и ставили бродить.
Знаменитая медовуха появилась лишь после XIV века и представляла собой брагу с добавлением меда. Впоследствии в нее стали добавлять и водку.
До появления водки пиво являлось на Руси одним из главных алкогольных напитков. В былинах даже говорится о том, что Илья Муромец должен был «выпить пива крепкого», чтобы стать могучим богатырем.
Поскольку пиво было доступно для всех слоев общества, его распитием сопровождались все значимые события, по поводу которых собирали гостей: рождение, крестины, новоселье, свадьба, похороны, поминки. Во время раскопок на территории Новгорода было найдено множество бочонков из-под пива – похоже, в древности его тут варили в каждом доме. Солод для пива чаще всего делали из ячменя, и лишь в некоторых северных регионах, в частности, на территории нынешних Архангельской и Вологодской областей – из ржи.
Сегодня о нем наверняка мало кто знает. Олом называли ячменный напиток, очень напоминающий пиво, куда добавляли хмель и полынь. Первые упоминания о нем относятся к середине XIII века. Считается, что по вкусу ол был похож на английский эль, который также готовили из ячменя с добавлением различных трав, в том числе вереска.
Виноградное вино
Первые упоминания о нем относятся к началу X века. Вино привозили из Византии, и было оно довольно дорогим, поэтому позволить его себе могла только знать. С приходом христианства вино стало играть роль ритуального напитка, ведь именно вино использовали во время причастий.
Кстати, несмотря на относительное разнообразие хмельных напитков, до появления водки особого пьянства на Руси не наблюдалось.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Хмельные традиции: что пили на территории России несколько веков назад
Близятся новогодние праздники, а это значит, что на полках магазинов появится космическое количество шампанского. Но несколько веков назад на праздничных столах наших предков главными были совершенно другие алкогольные напитки.
Полугар
Водку называют сейчас главным русским алкогольным напитком, при этом забывая, что она появилась довольно поздно в нашей истории. До её возникновения главным крепким напитком был полугар. Главным он был не потому что его все ассоциировали с нашей культурой, как это сейчас происходит со «Столичной», а потому что он был настоящим эталоном. Полугаром называли хлебное вино, которое имело крепость 38%. А измеряли её просто — методом «отжига»: брали имеющуюся спиртосодержащую жидкость, наливали в специальный измерительный ковш, и если она выгорала в половину объёма, то напиток называли полугаром. Иногда этот ковш был серебряным (считалось, что он более надёжен при проведении измерений), тогда полученный полугар называли серебряным. Так об этом говорилось в указе Николая I:
«Вино полугарное должно быть узаконенной доброты, которая определяется таким образом, чтобы влитая в казенную заклейменную отжигательницу проба онаго при отжиге выгорела в половину».
Об этом напитке есть упоминания у Крылова и у Белинского. Но популярность полугара быстро улетучилась с появлением водки.
Лампопо
Название этого напитка по одной из версий появилось благодаря перестановке слогов в слове «пополам». Но, скорее всего, так трансформировалось название финского супа leipäkeitto, рецепт которого в XIX веке очутился в Петербурге, переработался и превратился в этот хмельной напиток. И он был культовым! Вокруг него даже образовался кружок любителей — лампопистов. Наверное, это можно сравнить с современной культурой крафта, потому что лампопо не только пили, но и экспериментировали над составом. Но обычно он изготавливался из кисло-сладкого хлеба, светлого пива, лимона и сахара. Однако культ быстро разрушился: его популярность угасла тогда, когда закончилось производство этого особого хлеба.
Берёзовица
Этот алкоголь наши предки пили ещё в первом тысячелетии, так что это один из первых русских хмельных напитков, упоминание о котором дошло до наших дней. Сложно сказать, как древние славяне додумались получать сок из берёзы, но получить его забродившую версию было гораздо проще: за счёт большого содержания сахара эта древесная жижа, оставленная без присмотра, достаточно быстро становилась алкоголесодержащей. Традиционно обычный сок называли берёзовицей, а именно перебродивший — пьяной берёзовицей.
У вина была достаточно сложная история на Руси, ведь большого количества виноградников и культуры виноделия у нас не было и доставлялся к нам этот напиток преимущественно из Византии и Ближнего Востока. Чаще всего вино использовалось для религиозных церемоний, так что можно сказать, что многовековое ритуальное использование этого вида алкоголя продолжилось и в нашей культуре. А гораздо позже вином стали называть любой дистиллированный хмельной напиток (тот же полугар). На основе хлебного вина делали другие веселящие произведения алкогольного искусства: ликёры, ароматные водки, ратафии (что-то типа ягодного ликёра). Вот что о вине говорилось в знаменитом Домострое:
«…А вино курити, самому ж неотступно бытии, или кто верен — и прям тому приказати, а у перепуска потому ж, и крепчяя беречи, да смечать по колку ис котла араки перво, и другой последу уточнять, а у перепуска потому ж смечать, колке ис котла укурит первого, и среднего, и последнего…»
Медовуха
По сути, медовуха в том виде, в котором мы можем её попробовать сейчас, возродилась в XIX веке — изготавливается она из мёда с добавлением дрожжей, хмеля и воды. А во времена более давние сам процесс выглядел иначе и был намного сложнее. Назывались такие напитки в то время питным мёдом («мёд, пиво пил» — вот это всё оттуда). Изготавливался он без добавления каких либо дополнительных ингредиентов — только мёд и сок ягод. Вся смесь подвергалась открытому брожению, потом многократно переливалась, закупоривалась в бочки, которые закапывали в землю на длительный срок, иногда на очень длительный — до 40 лет. Позднее для сокращения времени производства начали мёд вываривать — так уходило меньше сырья, а результатом можно было наслаждаться уже через 2-3 недели.
Пивоподобные алкожидкости в давние времена в нашей стране тоже существовали. Одним из таких был ол. Это был ячменный напиток с добавлением хмеля. В отличие от многих других, он не изготавливался путём обычного брожения, а, как и современное пиво, варился в специальных котлах. Важной его особенностью было то, что в его состав добавлялись травы, отчего иногда ол называли зельем. Часто в его состав добавляли полынь, которая не только придавала интересный запах, но и усиливала хмельные свойства древнерусского пива. Из-за непростого способа приготовления и особого вкуса ол считали благородным напитком.
Некоторые веселящие жидкости приходили в нашу культуру со временем. Так, например, произошло с тюркским слабоалкогольным напитком буза. Получался он путём естественного брожения различных злаков (в разных рецептах могли использоваться пшеница, просо, кукуруза и другие крупы). В нашей истории он не остался как один из классических видов алкоголя, зато помог возникнуть таким словам, как «бузить» и «бузотёр». Нетрудно догадаться, как от названия застольного пойла образовалось слово «бузить», связанное со скандалом.
Вишняк
А этот алкогольный напиток был крепче, чем лёгкая буза. Он приготавливался из вишни с добавлением мёда. Бочка на 3/4 заполнялось очищенной вишней, а оставшуюся часть заливали мёдом, после чего бочки закупоривали и оставляли содержимое бродить в течение нескольких месяцев, причём делали это преимущественно в осенне-зимний период при не очень высокой температуре, чтобы бочки просто не разорвало в процессе брожения. Полученный вишняк процеживали и разливали по бутылкам. В итоге получалось что-то похожее на хмельной мёд и вино, но от первого его отличало то, что основная доля напитка была вишнёвой, а от второго — не такой высокий градус, как в вине.
Сикера
Сикера или сикер — это общее название для любого вида алкоголя, кроме виноградного вина, используемое в Библии. Оттуда оно уже перекочевало и в наш язык, но больше, естественно, использовалось в церковной лексике. Однако некоторое время на Руси так называли отдельный напиток, что-то среднее между медовухой и квасом с крепким и насыщенным вкусом. Такое же имя носил рязанский бар-музей русских алкогольных напитков, но, к сожалению, в этом году он закрылся. Однако ты можешь посетить какое-нибудь другое заведение из нашей подборки необычных музеев России, ведь знания и впечатления ценнее любого средства, затуманивающего рассудок. Ведь чрезмерное употребление алкоголя вредит твоему здоровью, а посещение музея — нет.
Спиртные напитки Древней Руси
В период между IX и XIV веками в Древней Руси существовали следующие термины для обозначения напитков: сыта, вино, мед, квас, сикера, пиво, ол, березовица.
Большая часть этих напитков была алкогольными, охмеляющими. Безалкогольными являлись лишь первые два, то есть вода и сыта, в то время как третий — березовица — уже не был полностью безалкогольным, поскольку различали березовицу простую и березовицу пьяную. То же самое относилось и к квасу. Таким образом, грань между алкогольными и безалкогольными напитками была весьма подвижной.
Даже сыта, то есть смесь воды и меда, также легко могла забродить и тем самым превратиться в слабоалкогольный напиток, сохраняющий то же самое название, что и безалкогольный. Если же вспомнить, что и вино, то есть виноградное вино, привозимое из Византии и Крыма точно так же разбавлялось по древнему греческому обычаю водой, то станет более понятным, почему вода оказалась тесно связанной с алкогольными напитками как постоянный компонент при их употреблении и почему вода входила в число именно напитков, а не была просто жидкостью для разных целей, какой она является в наши дни.
Это отличие в восприятии воды древним человеком и нашими современниками, этот древнерусский взгляд на воду как основу многих или даже всех напитков и, конечно, всех алкогольных напитков надо иметь в виду, когда мы будем говорить о том, почему один из самых крепких алкогольных напитков русского народа — водка — был назван по имени столь безобидного питья, как вода.
Нет никакого сомнения, что к моменту появления водки древнее значение термина «живая вода» хотя и не употреблялось в быту, но все же воспринималось сознанием и потому на Руси новый спиртной напиток не получил названия «воды жизни» и «живой воды», как это было всюду на Западе и у западных славян, испытавших латинское влияние. Именно в Западной Европе первые «водки», то есть винный спирт, содержащий половину или менее половины объема воды, получил латинское название «аквавита» (aqua vitae) (вода жизни), откуда произошли французское «одеви» (eau-de-vie), английское «виски» (whisky), польское «оковита» (okowita), являвшиеся простой калькой латинского названия или его переводом на тот или иной национальный язык.
В русском языке этого не произошло, ибо практика производства водки имела не латинский, не западноевропейский, а иной источник — отчасти византийский и отчасти отечественный. Вот почему в терминологии русских спиртных напитков ни до XIII века, ни после него аквавита не нашла никакого отражения. А сам термин «живая вода» на русском языке относился только к питьевой воде.
Вино
Под этим термином в IX-ХIII веках понималось только виноградное вино, если оно употреблялось без других прилагательных. Вино стало известно на Руси с IX века, еще до принятия христианства, а после принятия христианства, в конце Х века, оно стало обязательным ритуальным напитком. Привозилось вино из Византии и Малом Азии и называлось греческим и сирским (сурьским), то есть сирийским. До середины XII века оно употреблялось только разбавленным водой, так же как его традиционно пили и Греции и Византии. Источник указывает: «Месят воду в вино», то есть воду доливать следует в вино, а не наоборот, не вино подливать в чашу с водой. Это имело глубокий смысл, ибо всегда более тяжелые по удельному весу жидкости следует наливать в легкие. Так, чай надо наливать в молоко, а не наоборот. Сам термин «вино» был воспринят при переводе Евангелия на старославянский язык от латинского слова «винум» (vinum), а не от греческого «ойнос».
С середины XII века под вином подразумевают уже чистое виноградное вино, не разбавленное водой. В связи с этим, чтобы не делать ошибок, в старой и новой терминологии стали обязательно оговаривать все случаи, когда имелось в виду не чистое вино. «Еко же вкуси архитриклин (т. е. распорядитель пира) вина, бывшего от воды». А чтобы избежать длинных оговорок, стали все чаще употреблять прилагательные для уточнения, какое вино имеется в виду. Так появились термины «оцьтьно вино», то есть вино кислое, сухое; «вино осмрьнено», то есть вино виноградное сладкое, с пряностями: «вино церковное», то есть вино виноградное красное, высшего качества, десертное или сладкое, не разбавленное водой. Наконец, в конце XIII века, под 1273 годом, впервые в письменных источниках появляется термин «вино твореное».
Здесь отметим, что он возникает спустя почти 400 лет после появления вина виноградного и спустя 200-250 лет после письменного закрепления разных эпитетов за разными видами виноградного вина. Уже одно это обстоятельство говорит о том, что здесь мы имеем дело не с виноградным, не с естественным вином, а с вином, полученным каким-то иным, искусственным, производственным путем, вином, сделанным, сотворенным самим человеком, а не природой.
Таким образом, термин «твореное вино» не относится уже к собственно вину, как его понимали до XIII века.
Вторым по значению спиртным напитком Древней Руси был мед. Он известен уже в глубокой древности и как сладость (лат. — mel), и как алкогольный напиток (лат. — mulsum). Мед не был, как подчас думают, исключительно алкогольным напитком русских. Он служил основным парадным напитком большинства европейских народов средней полосы — между 40° и 60° с. ш. и встречался у древних германцев (Meth), у скандинавов (Mjod), где считался напитком богов, и особенно у древних литовцев (medus).
Основа слова «мед» вовсе не русская, а индоевропейская. В греческом языке слово «мэду» означало «хмельной напиток», то есть общее понятие алкоголя, а иногда употреблялось в значении «чистое вино», то есть слишком крепкое, слишком опьяняющее, не питьевое по греческим традициям и представлениям. Слово же «мэдэе» означало по-гречески «пьянство». Все это говорит о том, что крепость меда как алкогольного напитка была во много раз больше, чем крепость виноградного вина и поэтому древние греки и византийцы считали, что употребление столь сильных напитков свойственно варварам.
В Древней Руси, насколько это можно судить по фольклорным данным, мед был самым распространенным напитком из числа алкогольных, в то время как вино в фольклоре почти не упоминается. Между тем документальные памятники говорят как будто о другом. Из них известно об употреблении привозного вина с IX века, но мед впервые встречается на Руси, да и то в значении сладости, лишь под 1008 годом, а в Македонии — под 902 годом; в значении алкогольного напитка в Литве и Полоцке — в XI веке, в Болгарии — в XII веке, в Киевской Руси — только в XIII веке (1233 г.), Чехии и в Польше — с XVI века. Только в летописи Нестора под 996 годом упоминается, что Владимир Великий велел сварить 300 проварь меду. Да еще Ибн-Даст (Ибн-Рустам) — арабский путешественник в начале Х века (921 г.) — упоминает, что руссы имеют медовый хмельной напиток, и что древляне в 946 г. дают Ольге дань не пчелиным, а «питным» медом.
Вместе с тем из ряда косвенных византийских сообщений известно, что еще в конце IX века, во времена язычества, отдельные славянские племена, особенно древляне и поляне, умели забраживать мед и по закисании превращали его из mel в rnelsum, а также выдерживали его подобно вину и использовали для улучшения его качества переливы (т. е. неоднократное переливание из одного сосуда в другой — новый и чистый).
Все это дает возможность прийти к следующим выводам: мед как алкогольный напиток был вначале более всего распространен в самой лесистой части Древней Руси, на территории нынешней Белоруссии, в Полоцком княжестве, где процветало бортничество, то есть добыча меда от диких пчел. Отсюда мед по Припяти и Днепру поступал в Киевскую Русь. В X-XI веках мед в Киеве употребляли в исключительных, чрезвычайных случаях и при этом изготовляли его сами из запасов медового сырья: мед варили. Вареный мед как напиток был более низкого качества по сравнению с медом ставленым.
Последний выдерживали по 10-15 лет и более, и он представлял собой результат естественного (холодного) брожения пчелиного меда с соком ягод (брусники, малины). Известны случаи, когда в XIV веке на княжеских пирах подавался мед 35-летней выдержки. Поскольку широкое употребление медов (вареных и ставленых) приходится на XIII-XV века, то представление о том, что в древности основным напитком был мед, нашло отражение прежде всего в фольклоре, произведения которого создавались именно в это сравнительно позднее время, когда началось формирование национальной русской культуры.
Кроме того, расцвет медоварения в XIII-XV веках был связан не с его возникновением в это время (ибо оно возникло в X-XI вв.), а с сокращением привоза греческого вина вследствие сначала монголо-татарского нашествия (XIII в.), а затем упадка и крушения Византийской империи (XV в.). Таким образом, историческая обстановка, включая не только изменения в системе международных отношений и международной торговли, но и изменения чисто географического характера (перемещение территории Русского государства на северо-восток, перенесение столицы из Киева во Владимир, а затем в Москву), приводила к изменению характера потребляемых спиртных напитков. Все это удаляло Русь от источников виноградного вина и заставляло изыскивать местное сырье и местные способы для производства алкогольных напитков.
Мед, хотя и был древним напитком, но в XIII-XV веках он как продукт местного сырья выдвигается на первый план главным образом в обиходе знати, зажиточных слоев. Длительность производства хорошего, настоящего ставленого меда ограничивала круг его потребителей, несомненно, удорожала товар. Для массовых сборищ даже при дворе великого князя употребляли более дешевый, более быстро приготавливаемый и более пьянящий — вареный мед. Тем самым XIII век является рубежом, знаменующим переход к напиткам, во-первых, из местного сырья и, во-вторых, к напиткам значительно более крепким, чем в предыдущие пять столетий.
Нет сомнений, что привычка к употреблению более крепких, более охмеляющих напитков в XIII-XV веках подготовила почву и для появления водки.
В то же время развитое, широкое медоварение было просто невозможно без наличия винного спирта как компонента дешевых, но крепких медов. Уже в XV веке запасы меда сильно сокращаются, он удорожается в цене и потому становится предметом экспорта за счет сокращения внутреннего потребления, ибо находит спрос в Западной Европе. Для местного же употребления приходится и изыскивать более дешевое и более распространенное сырье. Таким сырьем оказывается ржаное зерно, уже с древнейших времен используемое для производства такого напитка, как квас.
Квас
Слово это встречается в древнерусских памятниках одновременно с упоминанием о вине и даже раньше меда. Значение его, однако, не вполне соответствует современному. Под 1056 годом мы находим явное упоминание кваса как алкогольного напитка, поскольку на языке того времени слово «квасник» употреблялось в значении «пьяница».
В XI веке квас варили, как и мед, а это означает, что по своему характеру он был ближе всего к пиву в современном понимании этого слова, но только был гуще и действовал более охмеляюще.
Позднее, в XII веке, стали различать квас как кислый слабоалкогольный напиток и квас как сильно опьяняющий напиток. Оба они, однако, носили одинаковые названия, и только по контексту иногда можно догадаться, о каком виде кваса идет речь. По-видимому, во второй половине XII века или в самом конце XII века сильно опьяняющий квас стали называть твореным квасом, то есть сваренным, специально сделанным, а не произвольно закисшим, как обычный квас.
Этот твореный квас считался таким же крепким алкогольным напитком, как чистое вино, их приравнивали по крепости. «Вина и творена кваса не имать пити», говорится в одном из церковных предписаний. «Горе квас гонящим», — читаем в другом источнике, и это ясно указывает на то, что речь идет не о безобидном напитке. Из всех разновидностей твореного кваса самым опьяняющим, самым «крепким», дурманящим был «квас неисполненный», который весьма часто сопровождается эпитетом «погибельный». На старославянском языке слово «неисплънены» означало незавершенный, не полностью готовый, не доведенный до конца, плохого качества (противоположный латинскому — perfect). Таким образом, речь вероятно, шла о недоброженном или плохо перегнанном продукте, который содержал значительную долю сивушных масел. По-видимому, к этому роду «кваса» относилось и редко встречающееся в источниках слово «кисера» как сильно одуряющий напиток. Если учесть, что слово «квас» означало «кислое» и его иногда именовали квасина, кислина, кисель, то слово «кисера» можно рассматривать как пренебрежительную форму от кваса неисполненного, незавершенного, испорченного, плохого. Но есть указания и на то, что кисера — искажение слова «сикера», также означающего один из древних алкогольных напитков.
Сикера
Слово это вышло из употребления в русском языке, причем из активного бытового языка, как раз в XIV-XV веках,на том самом рубеже, когда произошла смена и в терминологии, и в существе производства русских алкогольных напитков. Поскольку слово это исчезло из языка совершенно бесследно, не оставив никакой замены, аналога или иного лексического рудимента, то мы постараемся как можно тщательнее выяснить его значение и первоначальный смысл, ибо оно проливает свет на историю русских спиртных напитков. Слово «сикера» вошло в древнерусский язык из Библии и Евангелия, где оно упоминалось без перевода, так как переводчики в конце IX века затруднялись подыскать ему эквивалент в славянских языках, в том числе и в древнерусском языке. Оно было употреблено и понималось как первое общее обозначение алкогольных напитков вообще, но в то же время четко отделялось от виноградного вина. В греческом языке, с которого переводилось Евангелие, «сикера» также означала искусственный «хмельной напиток» вообще, причем любой пьянящий напиток, кроме естественного вина. Однако источником этого слова послужили слова на древнееврейском и арамейском языках — «шекар» («шехар») и «шикра».
Шикра (sikra) на арамейском означало род пива, это слово и дало «сикеру». Шекар (Schekar) на древнееврейском — «всякий пьяный напиток, кроме лозного вина». Это слово дало в русском «сикер». Поэтому в одних источниках встречается «сикера», в других — «сихер». Совпадение обоих этих слов по звучанию и очень близких по значению привело к тому, что даже лингвисты считали их за вариации одного и того же слова. Однако это были не только разные слова, но они означали и разные понятия с технологической точки зрения.
Дело в том, что в Палестине и у греков «сикер» изготовлялся из плодов финиковой пальмы и был, по сути дела, финиковой водкой. Арамейское же понятие «сикера» означало хмельной, опьяняющий напиток, по технологии близкий к медо- или пивоварению, без гонки.
Нет сомнения, что в древнерусских монастырях ученые монахи доискивались до подлинного значения упоминаемых в Библии и Евангелии греческих, арамейских и древнееврейских слов и тем самым получали полное представление о технологических процессах и их отличиях.
Пиво
Помимо перечисленных выше алкогольных напитков — вина, меда, кваса и сикеры — в источниках XI-XIII веков весьма часто упоминается и пиво. Однако из текстов того времени видно, что пиво первоначально означало всякое питье, напиток вообще, а вовсе не рассматривалось как алкогольный напиток определенного вида в современном нашем понимании. «Благослави пищу нашу и пиво», — читаем в памятнике XI века. Позднее, однако, появляется термин «твореное пиво», то есть напиток, питье, специально сваренное, сотворенное, как вино. Твореным пивом, как видно из источников, называли очень часто сикеру, а иногда и другой напиток — ол. Таким образом, термин «пиво» сохранил свой широкий смысл и для XII-XIII веков. Если в X-XI веках так назывался всякий напиток, всякое питье, то в XII-XIII веках так стали называть всякий алкогольный напиток: сикеру, квас, ол, твореное вино — все это было в целом твореное пиво или искусственно созданное самим человеком алкогольное питье. Пиво в современном понимании имело другой термин, другое обозначение — ол.
В середине XIII века впервые появляется новый термин для обозначения еще одного алкогольного напитка «ол», или «олус». Есть также данные, что в XII веке зафиксировано название «олуй», что, по всей видимости, означало то же самое, что и «ол». Судя по скупому описанию источников, под олом понимали напиток, подобный совре-менному пиву, но только приготавливалось это пиво-ол не просто из ячменя, а с добавлением хмеля и полыни, то есть трав, зелий. Поэтому иногда ол называли зелием, зельем. Имеются также указания на то, что ол варили (а не гнали, как сикеру или квас), и это еще более подтверждает, что ол был напитком, напоминающим современное пиво, но только сдобренное травами. Его наименование напоминает английский эль, также приготавливаемый из ячменя с травами (например, с добавлением цветов вереска). То, что позднее ол стали отождествлять с корчажным пивом, еще более подтверждает, что олом в XII-XIII веках называли напиток, подобный пивному в современном понимании этого слова.
Вместе с тем ясно, что термин «ол» давался весьма высококачественному и довольно крепкому и благородному напитку, ибо и конце XIII века в «Номоканоне» указывается, что ол может быть принесен в храм «в вина место», то есть может быть полноценной заменой церковного, виноградного вина. Ни один из других видов напитков того времени не пользовался этой привилегией — заменять собой вино.
Березовица пьяная
Этот термин отсутствует и письменных памятниках старославянского языка, но из сообщений арабского путешественника Ибн-Фадлана, посетившего Русь в 921 году, известно, что славяне употребляли березовицу пьяную, то есть самопроизвольно забродивший сок березы, сохраняемый долгое время в открытых бочках и действующий после забраживания опьяняюще.
Первое упоминание алкогольных напитков или их терминов
в Древней Руси IX-XIV веков (Хронологическая таблица)