специальность история искусств кем работать

Содержание

Профессия: искусствовед

Как я отказалась от карьеры в МИД ради работы в музее

%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4

%D0%9A%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE

Кто такой искусствовед

Искусствовед — это человек, который сведущ в искусстве и получил соответствующее высшее образование. Он может работать в музее, фонде искусства или аукционном доме, а ещё заниматься научной или преподавательской работой.

В качестве музейного работника искусствовед вместе с коллегами занимается хранением коллекций, проводит выставки, читает лекции для детей и взрослых. В небольших организациях искусствовед и швец, и жнец. В крупной галерее это научный сотрудник, который исследует и описывает произведения искусства. Например, пресс-релиз выставки на большой площадке готовит пиарщик, а искусствовед пишет каталог — размышление или историческое исследование на тему экспозиции.

В аукционных домах и галереях работают агенты и галеристы. Они общаются с художниками, обсуждают выставки или продажу картин. Для этой работы не всегда требуется специальное образование, но для оценки произведений всё-таки нужен искусствовед.

Высшее образование в сфере искусства можно получить во многих вузах России, например по программам «История искусств», «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», «Искусства и гуманитарные науки». Традиции классического искусствоведения сильны в Италии и Англии: там глубоко изучают работы мастеров старой школы. Центром современного искусства сейчас являются выставочные площадки и университеты США.

Как я нашла своё призвание

Школа в Марокко и подготовка к ЕГЭ

Я из семьи потомственных дипломатов: родилась в Москве, но первые четыре класса училась в школе при посольстве в городе Рабат, куда родителей отправили в командировку. Влиться в учебный процесс по возвращении было непросто: в пятом классе оказалось больше ребят, чем во всей моей прежней школе.

В московской школе я получила свою первую двойку и даже тройку за четверть. Справиться со стрессом и исправить ситуацию помогла мудрость родителей. Они поддерживали меня, говорили, что нужно немножко позаниматься и отметки повысятся.

Моими любимыми предметами были английский, французский и русская литература. Другие давались сложнее, особенно история. Поэтому, когда в 10-м классе я поняла, что придётся сдавать её в формате ЕГЭ, — это была трагедия. Два года я усиленно изучала историю с нуля, в том числе один год в экстернате.

Как я поступила в МГИМО

В старших классах я понятия не имела, куда поступать: сидела на уроках, выполняла домашние задания и не думала, что могу интересоваться чем-то ещё. Сейчас мне кажется, что стоило пойти поработать, заняться волонтёрской деятельностью, чтобы понять, чего я хочу. Но тогда я ощущала сильное давление со стороны сверстников, которые куда-то готовились, и взрослых, которые пугали: «Если сейчас не поступишь, будет плохо».

image 8

В надежде, что я заинтересуюсь дипломатией и продолжу семейную традицию, родители предложили поступать на международные отношения в МГИМО. Все готовились к экзаменам, и если ты никуда не собирался поступать, то просто выпадал из тусовки, поэтому я согласилась. В 2009 году все впервые поступали только по ЕГЭ. Я хорошо написала английский, а по истории набрала всего 78 баллов. Однако этого хватило, чтобы меня зачислили на платное.

Удивительная стажировка в Париже

Годы учёбы в МГИМО были славным временем: я нашла друзей, с которыми поддерживаю отношения до сих пор. Учёбой я не особенно интересовалась, поскольку выбор специальности был почти бессознательный. Университет стал для меня возможностью изучать французский и поехать на стажировку.

На третьем курсе мне повезло отправиться в Париж по программе студенческого обмена. Так вышло, что решение об этом приняли внезапно, поэтому я не смогла вовремя записаться на популярные курсы. Обычно студенты по обмену стараются взять те предметы, которые им перезачтут в родном вузе, но мне вместо политологии и международных отношений пришлось изучать нечто экзотическое.

Мой учебный план в Институте политических наук Сьянс-По составили «Нации и национализм», «Партия как организм чего-то там» и потрясающий, хотя абсолютно бесполезный, как мне тогда казалось, предмет «История футбола». Этот великолепный курс преподавал обаятельный француз, ярый фанат, который знает про футбол абсолютно всё. Другой необычный предмет вели адвокатесса и девяностолетний литератор: они рассказывали, как юридические дела отражаются в литературе и что это может дать читателю. Наконец, моей основной дисциплиной была «Культура европейца».

Главный курс моего парижского семестра стоял в расписании в восемь утра по четвергам. Это было единственное занятие, и желание туда не пойти было просто гигантским. Однако я не пропустила ни одной лекции, потому что впервые в жизни мне стало ужасно интересно. Я просыпалась в шесть часов, чтобы не опоздать к началу, а потом с огромным удовольствием сидела в библиотеке над дополнительной литературой.

Я впервые испытала ощущение радости и удовольствия от учёбы. Мне так понравилось изучать культуру, что по возвращении я начала искать, что могу делать дальше в этом направлении. До диплома бакалавра в МГИМО оставался один год, поэтому мысли бросить учёбу у меня не было. Я думала о магистратуре и выбирала, куда пойти.

Читайте также:  биография и творчество гончарова

Как я стала искусствоведом

Сначала я считала, что искусствоведение следует изучать только в МГУ, но меня напугали требования к поступающим в магистратуру. Например, на письменном экзамене нужно в числе прочего продемонстрировать знание специфики европейских школ академического рисунка и семиотики как эмпирического и теоретического знания о природе искусства. Поэтому я успешно прошла вступительные испытания на программу по русской культуре в моём родном вузе. Однако её передумали открывать. Так в апреле на четвёртом курсе я понятия не имела, куда идти дальше, пока не услышала о магистратуре ВШЭ.

Оказалось, что в НИУ ВШЭ шёл набор на программу «История художественной культуры и рынок искусства». Я разузнала всё об этой магистратуре и сообщила родителям о своём решении. Хорошо помню этот непростой разговор: родители были сильно расстроены, ведь без диплома магистра в сфере международных отношений путь в МИД для меня был закрыт. Мама и папа мечтали, что я стану дипломатом в четвёртом поколении, но я наконец-то поняла, что именно мне нужно.

Два года в Вышке стали самыми прекрасными в моей жизни: там я встретила преподавателей с горящими глазами, мы изучали историю архитектуры, технику живописи и скульптуры. Нас водили в реставрационные мастерские, где художники и скульпторы показывали, как делают отливы. Увидеть всё это вживую было неземным наслаждением.

image 10

Один из спецкурсов был посвящён ориентализму. Это направление в искусстве показывает культуру востока глазами европейца: романтизированную, утрированную, например, с банями и бассейнами, где прекрасные женщины курят кальян. Конечно, такое представление не совсем соответствует действительности, и меня это заинтересовало. Я писала магистерскую диссертацию по творчеству французских художников-путешественников: Александра-Габриэля Декана, Жана-Леона Жерома, Эжена Фромантена.

Как я искала работу

После поступления в магистратуру мне казалось, что с дипломом я буду модная, концептуальная и стану делать выставки. Очень скоро стало ясно, что это не совсем моё, а в середине второго курса я начала искать работу. На весь портал HeadHunter было две вакансии в сфере искусства, и одна из них меня заинтересовала.

Фонду русского абстрактного искусства требовался искусствовед, который будет делать всё. Я отправила резюме, и меня взяли, несмотря на скромный опыт волонтёрства на выставках. Работать я начала сразу полный день: занималась хранением картин, отбирала работы на реставрацию, писала тексты для сайта, брала интервью у художников. Мне довелось буквально прикоснуться к искусству: я трогала руками работы, когда перекладывала листы графики микалентной бумагой, чтобы сангина и уголь не осыпались. Именно в Фонде я познакомилась практически со всеми видами деятельности искусствоведа.

Как я попала в музей и начала преподавать

Однажды моя научная руководительница из Вышки сказала, что знакомая ищет ведущую семинаров для подростков. Я ответила: «Музей?! Конечно хочу! Это же музей!» У меня было убеждение, что самое главное — это поработать в музее. Мне казалось, что именно там мне будет очень хорошо. Мои ожидания полностью оправдались. А ещё через год мне так же предложили вести занятия в лицее ВШЭ.

В музее мне дали готовую программу занятий, однако я могла придумывать любые задания. Экспозиции давали огромный простор для творчества. В лицее мне дали полный карт-бланш, поэтому первый год я вела занятия по истории искусств, на следующий мы с ребятами проследили, как менялись колорит и композиция работ в разные периоды, а затем я взялась за курс по иконографии. Это было довольно сложно, на подготовку каждого занятия уходило до пятнадцати часов, зато теперь я хорошо разбираюсь в этой теме. Преподавательская деятельность дарит возможность постоянно узнавать новое.

С чего начать путь в мир искусства

Существует несколько способов разобраться в искусстве и понять, насколько вам это близко. Идея, которая лежит на поверхности, — знакомиться с мировыми художественными шедеврами и интересоваться судьбой их авторов. Можно самостоятельно пройти экспресс-курс истории искусств по книге Эрнста Гомбриха или прийти на мои занятия в «Фоксфорде». Я помогаю школьникам научиться определять стиль и период создания произведения по отличительным признакам.

Другой важный момент в становлении любого культурного человека, и в особенности искусствоведа, — насмотренность. Нужно посетить достаточно много выставочных залов, чтобы напитаться впечатлениями. Лучше начать с признанной классики или лучших образцов современного искусства.

Ещё один занятный способ знакомиться, например, с архитектурой — гулять по городу и обращать внимание на памятники и дома, читать таблички и вывески. Так можно узнать о людях, которые жили здесь, работали или строили здания.

Чтение научно-популярных статей и биографий творческих деятелей подогревает интерес к искусству и расширяет кругозор. К этому можно добавить просмотр документальных фильмов, например, о направлениях в живописи или видеолекций известных искусствоведов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Специальность «История искусств» (бакалавриат)

Степень: Академический бакалавр

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

Содержание

Специалисты направления подготовки 50.03.03 «История искусств» в процессе обучения изучают комплекс общественных наук, в центре внимания которых художественная культура в целом и отдельные виды искусства. Указанное направление является относительно молодым в отечественной образовательной структуре. В качестве самостоятельной научной отрасли история искусств возникла лишь начале минувшего века, а содержание профессиональной деятельности выпускников до сих пор подвергается переосмыслению, трансформациям.

Специалисты направления не только получают фундаментальные знания относительно истории классических, постмодернистских искусств, тенденций их развития, но и формируют общественное мнение в отношении тех или иных произведений, принимая активное участие в формировании культурного багажа человечества.

Условия поступления

200904281248568087Основной задачей обучения является формирование у студентов чувства прекрасного, создавать максимально оптимальные условия для развития творческих способностей, генерирования инновационных идей в сфере искусства. Отбор абитуриентов, обладающих высоким уровнем творческих способностей, осуществляется уже на этапе поступления.

Читайте также:  немцы поволжья история возникновения заселения

В качестве вступительных испытаний будущим студентам необходимо сдать следующие дисциплины:

Будущая профессия

Объектами профессиональной деятельности будущих выпускников выступают историко-художественные процессы в их культурных, художественных, социокультурных, семантических измерениях, их репрезентация в памятниках архитектуры, художественных дискурсах.

Профессиональная деятельность будущего выпускника неразрывно связана с искусством, его научным и критическим изучением, оцениванием. Во многом непосредственно от оценки и критики специалистов направления формируется общественное мнение, принятие или, наоборот, непризнание того или иного произведения искусства обществом, что, в свою очередь, определяет весь культурный запас социума и человечества.

Профессионалы направления являются настоящими ценителями искусства, работа которых заключается в постоянном общении с шедеврами отечественной и мировой культуры.

Куда поступать

На сегодняшний день подготовкой будущих специалистов в данной области занимаются следующие отечественные вузы:

Срок обучения

Срок обучения (очная форма) составляет 4 года.

Дисциплины, входящие в курс обучения

b0120228 pavl MG 9426Искусство – привилегия нашего социума, необходимо приложить множество усилий для того, чтобы окунуться в мир прекрасного, а уж тем более понять его. Выпускники профиля «История искусств» – не просто сотрудники музея, но специалисты с широким кругозором, разбирающиеся в классическом искусстве прошлого и умеющие видеть будущее каждого индивидуального художественного дискурса, представители элитной профессии, во многом формирующие культурный багаж государства.

Процесс формирования высококвалифицированного специалиста требует изучения ряда специализированных дисциплин:

Отдельно следует добавить, что специалисты этого направления учатся на протяжении всей жизни и сроком обучения в вузе обучение не ограничивается.

Приобретаемые навыки

Специфика профессиональной деятельности приводит к повышению уровня требований к ключевым проф. компетенциям будущего выпускника.

Будущий специалист учится:

Перспективы трудоустройства по профессии

iscusstvovedenieДипломированный бакалавр направления знает все об особенностях стиля индивидуальных мастеров, особенностях эпохи, школы или направления.

Специалисты направления могут реализовать себя в качестве:

Минимальный порог заработной платы по России составляет 10 000 руб. В больших городах оплата культурологов, музееведов, архивариусов достигает 45 000 руб. Зарплата критиков, искусствоведов, антикваров зависит от уровня профессионализма специалиста и назвать верхний порог оплаты назвать сложно.

Перспективы профессионального совершенствования выпускников

Как уже отмечалось, уровень заработной платы специалистов непосредственно зависит от профессионализма, по этой причине многие выпускники продолжают свое обучение в магистратуре, аспирантуре или докторантуре. Как уже отмечалось, пожалуй, ни одна профессия не требует приложения стольких усилий для постоянного самосовершенствования, как профессия специалистов данного направления. Обучение в магистратуре позволяет углубить теоретический багаж знаний, продолжить дальнейшее изучение выбранной темы, продолжить занятия научной, исследовательской деятельностью, формирование ключевых компетенций, попробовать себя в педагогической деятельности. Магистратура может стать первым шагом в научной карьере.

Источник

Прикоснуться к прекрасному: все о профессии искусствоведа

orig

Искусство ― одно из тех понятий, определение которых занимает добрый абзац и все равно зачастую не дает о нем полного понимания. Коротко говоря, под этим термином подразумевают творческую деятельность человека, которая является отражением его видения окружающего мира, собственных чувств и эмоций и воплощением его творческих способностей.

Соответственно, с этих позиций следует рассматривать профессию искусствоведа. О том, где получить образование искусствоведа и куда идти работать, поговорим в этой статье.

1050

Два слова об истории

Искусство возникло десятки тысяч лет назад. Уже тогда люди умели изображать объекты доступными способами. Самая известная находка ― наскальные рисунки в пещере Ласко во Франции. Ученые считают, что этим, хоть и примитивным, но вполне различимым и понятным изображениям, около 40 000 лет. В эпоху палеолита, к которой относят эту находку, люди использовали резьбу по камню и натуральные красители. Просто чудо, что такие артефакты дошли до наших дней.

Искусство ― изобразительное, пластическое, музыкальное ― всегда было отражением того, что происходит с человеком и вокруг него. Какими бы ни были направления и течения в искусстве, это всегда некий переработанный мозгом и чувствами опыт. Некоторые произведения оставили столь глубокий след в истории и культуре человека, что мимо них нельзя пройти до сих пор.

История искусства тесно переплетается с историей общества и ее ответвлениями: социальной, религиозной, политической, экономической сферой деятельности человека. Удивительно, но некоторые шедевры, если их расположить в хронологическом порядке и правильно проанализировать, способны пересказать историю человечества лучше всякого учебника.

Эта мысль и подводит нас к профессии искусствоведа как некого проводника в мир художественных форм.

1050

Знать и понимать

Прежде всего ответим себе на вопрос: а зачем вообще нужны искусствоведы? Ведь полюбоваться Моной Лизой в Лувре, оценить красоту слога Тургенева и великолепие Санта-Мария-дель-Фьоре вполне реально без теоретических изысканий.

Однако все не так просто. Размах Флорентийского собора понять гораздо легче, если знать, что это — первый подобный проект в истории человечества. До Филиппо Брунеллески никто не мог придумать, как удержать такой огромный купол. Это уникальный и самый большой кирпичный купол, который не поддерживается ничем, кроме стен собора и им самим. Его уникальность состоит в кладке кирпичей, в которой каждый следующий кирпич поддерживает предыдущий. Разгадать тайну того, как Брунеллески удалось так точно рассчитать углы кладки, ученые не могут до сих пор.

Обо всем этом и многом другом знают искусствоведы. Они изучают литературу, музыку, театр, живопись, графику, скульптуру, архитектуру, кино ― словом, все виды искусств. Это направление предполагает изучение теории и истории искусств, а также художественную критику. Искусствоведение формулирует принципы искусства, помогает его пониманию и развитию.

Нельзя не отметить и такую функцию, как популяризация. Работы искусствоведов ― критические статьи, экскурсии, лекции, фильмы ― знакомят публику с произведениями искусства, помогают из понять и оценить их, формируют вкус.

Искусствоведы, как правило, специализируются не только в одном-двух видах искусства, но и на конкретной эпохе, художнике или направлении. Они часто выступают в роли экспертов по оценке предметов искусства, могут определить возраст, эпоху и авторство, основываясь на манере исполнения, контексте и других аспектах.

Где учиться на искусствоведа

Без сомнения, искусствоведы ― люди широкого кругозора и эрудиции. Образованию искусствоведа можно позавидовать. Впрочем, они учатся всю жизнь, все глубже погружаясь в предмет своего научного интереса.

Читайте также:  как поменять пол персонажа в гта

Искусствоведа отличает прекрасная память, способность емко и красиво выражать свои мысли, аналитические способности, тонкий эстетический вкус.

Изучение искусства ― полноценное и длительное образование. Большая часть учебного времени отведена изучению мировой и отечественной истории, поскольку искусство не существует вне исторического контекста.

Кроме этого, студенты подробно изучают следующие предметы:

Часть учебного процесса посвящена практике. В зависимости от направления, это может быть работа в музее, архиве, хранилище. Студентов учат анализировать и систематизировать информацию, работать с первоисточниками и каталогами.

Поступают в вуз после 11-го класса, для чего нужно сдавать следующие предметы: русский язык, историю, иностранный язык. Образование искусствоведа можно получить в рамках нескольких программ, которые предлагают российские вузы:

1050

Где работать искусствоведу

После окончания обучения искать работу можно в нескольких направлениях. Во-первых, это, конечно, музеи и музейные комплексы. Галереи, центры искусства ― все это потенциальное место работы специалиста по искусству. Во-вторых, это — аукционные дома и крупные компании, которые торгуют предметами искусства и антиквариата. В-третьих, профильные учебные заведения.
Много времени искусствовед посвящает и написанию собственных работ: книг, монографий, статей. С развитием интернета многие вещи можно реализовывать онлайн, развивая свой собственный блог или канал.

Зарплата искусствоведа зависит от его опыта, сферы научного интереса и места работы. В среднем зарплаты колеблются в размере от 25 000 до 70 000 рублей. Дополнительный доход приносит чтение лекций, ведение блога и написание статей.

Одним из преимуществ профессии искусствоведа является ее постоянная востребованность. Разрыв между поколениями создателей и зрителей все больше. Многое, например исторический контекст, обстоятельства жизни художника, принятые во время создания работы правила, нужно объяснять зрителю.

Без искусствоведов смысл многих произведений искусства будет утрачен. И уже никто не поймет, зачем смотреть в глаза Джоконде и что новаторского в иконописи Андрея Рублева. Кроме того, эта профессия ― возможность окружать себя поистине прекрасными вещами: интересными книгами, удивительными картинами, яркими людьми.

Источник

Специальность «Теория и история искусств» (бакалавриат)

Теория и история искусств

Степень: Академический бакалавр

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

Содержание

В сферу профессиональной деятельности направления входит работа, связанная с оцениванием способов функционирования искусства и культуры в социуме. Будущие специалисты должны обладать рядом редких и уникальных качеств, включая художественный вкус, развитое образное, интуитивное мышление, сенсорную память, умение передавать собственные знания, готовность учиться и самосовершенствоваться на протяжении жизненного пути. Специалисты направления принимают непосредственное участие в процессе изучения, формирования представлений относительного направлений, тенденций развития современного искусства, переосмыслении искусства традиционного, существенно обогащая культурных багаж человечества.

Условия поступления

Основной задачей курса обучения является фундаментальное изучение дисциплин гуманитарного цикла, формирование проф. компетенций и создание оптимальных условий для выявления, развития творческих способностей студентов.

pic2Выявление талантливых абитуриентов осуществляется на этапе зачисления в вуз. Для поступления студентам необходимо подготовиться к сдаче следующих вступительных испытаний:

Письменный доклад должен представлять собой детальный анализ одного из произведений искусства, включая исследование изобразительных, образных средств создания экспрессивности, выразительности дискурса, выявление и обоснование вида, жанра, содержания произведения.

Будущая профессия

В центр научных интересов будущих выпускников входят следующие аспекты:

Куда поступать

На сегодняшний день подготовкой будущих специалистов в области искусства занимаются следующие отечественные вузы:

Срок обучения

Срок обучения (очная форма) составляет 4 года, заочная форма – 5 лет.

Дисциплины, входящие в курс обучения

1322846796 776321 3В процессе освоения программы обучения осуществляется формирование проф. компетенций, а также фундаментальной теоретической базы, мотивируются потребности в реализации творческой деятельности, как в процессе обучения, так и при осуществлении последующей проф. деятельности. Формированию фундаментальной теоретической базы способствует изучение следующих основных дисциплин программы:

Приобретаемые навыки

Профессиональная деятельность подразумевает изучение, анализ с последующей систематизацией опыта сохранения культурного наследия России и человечества, активное участие в разработке, модернизации, практическом внедрении методик организации творческих социальных процессов; мониторинг, интерпретацию информации относительно произведений искусства, создание собственных баз данных относительно творческой деятельности современности, пропаганда идеалов, духовно-нравственных ориентиров культуры и искусства.

Эффективная реализация актуальных задач пропаганды нравственных идеалов, ориентиров, представленных в культурном наследии, формирование общественного мнения в отношении тех или иных произведений искусства требует высокого уровня сформированности проф. компетенций, включая следующие:

Перспективы трудоустройства по профессии

1383534306 450 132834915714Несмотря на то, что на сегодняшний день профессии данного направления представляются менее востребованными, чем специалисты экономического, юридического, информационного профилей, специалисты прогнозируют перспективное будущее выпускникам именно этого направления. В течение многих лет в России практически отсутствовала подготовка искусствоведов, музееведов, архивариусов и пр., что позволяет предположить, что уже в ближайшие годы на рынке труда данные профессии будут одними из наиболее актуальных. Аналогичная ситуация наблюдается практически во всех мировых странах, где активная и целенаправленная работа по обучению специалистов профиля начала осуществляться лишь в последние десять лет.

Чувство прекрасного, творческое мышление, фундаментальная теоретическая база и профессиональные компетенции позволяют специалистам направления успешно осуществлять профессиональную деятельность в качестве:

Минимальная заработная плата молодого специалиста стартует от 10 тыс. руб. Максимальный порог достигает 45 тыс. и выше в зависимости от выбранного направления деятельности и места трудоустройства.

Перспективы профессионального совершенствования выпускников

Данное направление более других профессий требует постоянного самосовершенствования, большая часть выпускников бакалавриата выбирает дальнейшее обучение в магистратуре. Помимо наличия возможности дальнейшего углубления теоретического курса знаний выбранной специальности, продолжение обучения даст возможность продолжить научную, изыскательную деятельность на базе вуза, получить диплом магистранта, который не нуждается в переаттестации при выезде за границу, что особенно актуально для специалистов, исследующих направления зарубежного искусства. В процессе обучения магистрант может попробовать себя в качестве педагога, перспективного научного деятеля, а сама магистерская диссертация может стать основой для дальнейшего написания кандидатской, докторской работ.

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector