специально для употребления чая в россии были заведены чайные история которых знаки препинания

Чай в России. 7 мифов о дореволюционных традициях чаепития

Кажется, что чай в России был всегда, но это не так. Мы собрали 7 распространённых мифов и десяток тематических фотографий и, заручившись поддержкой Главархива Москвы, решили пролить свет на историю чая в царской России.

bd1795a2

Есть версия, что впервые чай в России появился при дворе Михаила Фёдоровича Романова, первого русского царя из династии Романовых. В 1618 году он получил в подарок от китайских послов несколько ящиков чая.

Миф 1. Жители царской России чай сразу полюбили, и он стал традиционным напитком дворян и купцов.

50/50. В издании «Экономическое наставление дворянам, крестьянам, поварам и поварихам» Сергея Васильевича Друковцева, члена Вольного Экономического Общества от 1788 года есть глава «О кофе и чае» (здесь и далее используем современное написание и орфографию, без «ять» и т.д.). Друковцев, автор первой поваренной книги на русском языке, пишет: «В России пред недавнем временем кофе и чай никто употреблять не хотел; а ныне к нему многие привыкли, что даже пахотные крестьяне, будучи в разносчиках, вкус находить начали».

Интересно, что в этом же издании есть совет, как правильно вести домашние финансы. Для этого годовой доход нужно поделить на 10 частей и каждую тратить только на определённые нужды. В них входит содержание и воспитание детей, оплата квартиры или содержание дома, на платье и обувь и тд. Восьмой пункт определяет ещё одни траты: «На чай, кофе, сахар, водку, вино, пиво, свечи, дрова и прочие подобные тому домовые мелочи».

ba8d0c00Чай в России. Коллекцию рецептов выпечки к чаю см. здесь

Миф 2. Появление чая в России было окружено домыслами и слухами

Правда. В той же книге Друковцева читаем далее: «Многие безо всякой осторожности чай употребляют таким образом: возьмут чай, зальют горячей водой, пьют не рассуждая о том, что всем уже известно, что чайный лист собирают руками в тёплое время, скатывают и просушивают, потом набивают, рассыпают на фунты и наконец раскладывают по пачкам потными руками безо всякой осторожности и чистоты, а иногда из них (работников чайного производства) бывают некоторые одержимы разными болезнями. Мне видеть случилось и то, что после питья чаю у здорового человека вдруг заболело горло; лекарь это называл простудою».

bb264254Чай в России. Чайная посуда начала XX века

Миф 3. Чай в России сначала рекомендовали пить как лекарство

Правда. Продолжаем читать «Экономическое наставление»: «Однако было и другое. Но если кто охотник пить чай, тот должен, конечно, прежде пыль с чаю (листов чая) сполоснуть и потом употреблять полезнее больным, а не здоровым».

Кстати, слово чай на русском языке впервые встречается именно в медицинских текстах середины XVII века, например, в Материалах для истории медицины в России.

Миф 4. Чай в России всегда хранили бережно и в особых условиях

Правда. Уже в 1788 году знали, что «чай должно держать в таком месте, чтобы другого запаху никакого не было; потому что он всякий запах в себя принимает. И продавать его следует в особых лавках».

b990bb2dЧай в России. Чаепитие, иллюстрация художника Захара Пичугина из книги «Анна Каренина» Л.Н. Толстого, издательство «Товарищество Сытина», Москва, 1914 г.

Миф 5. Чай в России повсеместно стали пить из самовара во второй половине XVIII века

Правда. По старым фотографиям и документам, сохранившимся в ГлавАрхиве можно узнать, как в царской России сервировали чайный стол, что подавали к чаю, как рассаживались хозяева и гости.

В центре стола – непременный самовар. Если во второй половине XVII века самовары производились практически поштучно, к 1850-му году в Туле действовало 28 самоварных фабрик. Самовары были разнообразных форм и обязательно блистали именным клеймом мастера: Баташовых, Ломовых, Тейле, Ваныкиных, Воронцовых, Шемариных и других.

b8633092Чай в России. Обед в дворянском доме, иллюстрация М. Щеглова «Иллюстрированный сборник произведений Льва Толстого», издательство «Товарищество Сытина», Москва, 1914 г

Вокруг самовара расставляли чайную посуду. В купеческих, крестьянских домах и трактирах России пили чай в основном из фаянсовой посуды, производимой в Дулёве, Вербилках, Гжели.. Дворяне сервировали чайный стол русским фарфором, который выпускал Императорский фарфоровый завод.

В какое бы время ни пришёл гость, для него в Москве было принято ставить самовар. Гости и домочадцы рассаживались за столом в строгой иерархии, по старшинству. А разливать чай надлежало хозяйке, иногда она обращалась за помощью к старшей дочери или невестке. Чашку принято было передавать двумя руками с улыбкой и пожеланием: «На здоровье!». Принимая чай, полагалось ответить: «Спаси Бог вас».

У каждой хозяйки в дореволюционной России конца XIX и начала XX вв был свой секрет чая. Для заваривания использовалась особенная мера: «перст» или в современной интерпретации – щепотка, которая удерживается большим и указательным пальцами.

В дореволюционной России существовала также мещанская субкультура чаепития, которую определяли чиновники, служащие, лавочники, разночинцы, подчас копируя и объединяя «дворянские» и «купеческие» чайные традиции. Дмитрий Николаевич Ушаков, филолог и составитель «Толкового словаря русского языка» был ещё и замечательным рисовальщиком. В личном архиве Дмитрия Николаевича сохранился рисунок с изображением чиновник с супругой за чаепитием. Супруга чиновника пьёт чай из блюдца. Интересно, что даже в XX веке в домашнем чаепитии кое-где сохранилась традиция переливания горячего чая из чашки в блюдце и питья из него.

b41d2d72Чай в России. Рисунок Д. Н. Ушакова «Чаепитие»

Кстати, именно во время чайных посиделок мещан в царской России сформировался музыкальный жанр городского романса.

Миф 6. В XIX веке – до 1855 года – чай в России не покупали, а обменивали

Правда. В середине XIX века годах ввоз чая составлял до 95 % всего китайского импорта в Россию. Торговля чаем велась тогда на основе натурального обмена. Китайцы поставляли чай, а русские купцы отправляли в Китай меха, ткани, выделанные кожи, изделия металлургии. Ю. Иванов в Энциклопедии чая пишет, что за два пакета чая давали шкурку одного соболя.

Читайте также:  история блудного сына краткое содержание

Самым дорогим в царской России был чай с типсами, листовыми почками чайного куста. Есть версия, что благодаря ему и появился популярный сейчас термин «байховый чай», которого нет в других странах и языках – только в России. Говорят, что китайские торговцы, нахваливая свой чай, упоминали о типсах. На китайском языке они называются «бай хоа» («белая ресничка»). Наши купцы для простоты и своего удобства стали называть самый ценный чай просто – байховый. Позднее в России любой рассыпной чай так и стали наименовать, только к типсам он уже не имел никакого отношения.

b29f39aaЧай в России. Чаепитие, семья Гунстов во дворе дачи. 1890-1900-е гг.

Миф 7. В XIX веке чаепития с самоваром устраивали в России и дома, и на природе

Правда. В дореволюционной России было модно располагаться со своим самоваром и чаем на природе, и для этого не обязательно было ехать далеко за город. Из Петровского парка (ныне парк около метро «Динамо» и Петровский путевым дворцом) шла дорога в сельцо Зыково. Поблизости от него находилась роща, куда, как отмечается в путеводителе по Москве и окрестностям 1894 г., горожане любили выезжать на чаепитие.

В ГлавАрхиве Москвы есть коллекция тематических фотореликвий. Среди документов семьи Анатолия Оттовича Гунста, архитектора, художника, преподавателя, актёра, основателя Училища изящных искусств и создателя вместе с Вахтанговым Студии драматического искусства, основы Вахтанговского театра – фотографии членов семьи во время чаепитий в их доме в Староконюшенном переулке, 4.

bea82150Чай в России. Во дворе дома семьи Гунстов. Москва, Староконюшенный пер., 4,1890-1900-е гг.

b0ab9524Чай в России. Семья Гунстов (Анатолий Оттович справа, обернувшись смотрит в камеру) во дворе подмосковной дачи. 1890-1900-е гг.

Это фотография членов семьи Гунстов на природе в Подмосковье, недалеко от усадьбы графа Шереметьева (сейчас это берег Останкинского пруда рядом с телебашней).

b1ff4f2bЧай в России. Семья Гунстов во время отдыха в Подмосковье, Останкино.1890-1900-е гг.

На изобразительных документах из коллекции документов купцов Морозовых запечатлён момент чаепития Викулы Елисеевича (внука Саввы Морозова, основателя рода курцов, промышленников и меценатов) и Евдокии Никифоровны с гостями на веранде их дома.

bafb98feЧай в России. Супруги Морозовы с гостями во время чаепития, Викула Елисеевич – справа. 1880-е гг.

А вот снимок, сделанный в имении Петра Петровича Щапова, купца, деятеля Московского купеческого собрания и Московской городской думы, известного филателиста в с. Подсолнечная гора Калининского уезда Московской губернии, где он с родственниками и гостями за чайным столом.

b0db8115Чай в России. П. П. Щапов (крайний слева) с родственниками и друзьями в имении, 1900-е гг.

Благодарим Марию Музалевскую, руководителя пресс-службы Главархива города Москвы за помощь в подготовке материала.

Все права на фотоизображения (кроме 2, 3 и 4 фотографии) принадлежат Главному архивному управлению города Москвы.

Источник

Специально для употребления чая в россии были заведены чайные история которых знаки препинания

LeNM zRM Tp8zfRvWDKXXwPK0QQV4sWV94Nh1gkYWd0PzWitm8mYCOYlawZp5mN8JEwPqWHl

Чаем увлекались повсеместно. В купеческой среде чаепитие осуществлялось с особым размахом. Купцы проводили за чайным столом долгие часы и, бывало, выпивали по двадцать чашек («чай по-купечески»). Горячий чай был незаменимым средством, облегчавшим тяготы передвижения по дорогам России. На почтовых станциях чаем угощали как господ, так и ямщиков, поэтому самовары ставили и в «чистой» половине, и в ямщицкой. Зимой в дороге алкогольные напитки употреблять не рекомендовалось, так как при больших морозах опьянение могло привести к трагедии, а чай бодрил, согревал, поднимал настроение.

LeNM zRM Tp8zfRvWDKXXwPK0QQV4sWV94Nh1gkYWd0PzWitm8mYCOYlawZp5mN8JEwPqWHl

Появились они в сельской местности в Тверской губернии при Александре II. С первых же дней чайные были поставлены правительством в совершенно особые условия: для них была установлена минимальная арендная плата, очень низкий налог и «демократичный» режим работы. Чайные имели право начинать работу с 5 утра (когда трактиры ещё были закрыты). Это вызвало большое недовольство хозяев трактиров, упрекавших власти в предоставлении чайным налоговых льгот.

Чайные быстро завоевали любовь рабочего люда, особенно живущего в бараках и общежитиях, и крестьян, приезжавших на базар, извозчиков, которые коротали время в ожидании седоков.

В Петербурге первая чайная была открыта 28 августа 1882 года. Затем появились они в Москве и в других городах России. Вначале их открывали на рабочих окраинах, вблизи крупных промышленных предприятий, потом появились они около рынков и стоянок извозчиков.

Как правило, в каждой чайной было по три комнаты (кроме кухни, посудомоечной и подсобных помещений). Хозяевам чайных разрешалось иметь «музыку» (граммофон) и бильярд. Почти во всех чайных имелись подшивки газет. А вот алкогольными напитками они не имели права торговать. Кипяток разрешалось подавать только в самоварах.

К чаю подавали молоко, сливки, хлеб, бублики, баранки, масло, колотый сахар.

Вот как описывает смоленский краевед А.Я. Трофимов одну из городских чайных конца минувшего столетия, которую содержало общество попечения о народной трезвости.

Характерной чертой большинства чайных являлись длинные общие столы. Сидевшие за такими столами могли вести общую беседу, делиться с новостями.

В XIX веке русские выработали свой ритуал чаепития и свои рецепты приготовления чая. Из Сибири пришел обычай пить чай с сахаром вприкуску или, как тогда говорили, «с угрызением».

источник: «Книга о чае» Составитель Ю.Г.Иванов, рецензент М.К.Геловани, «Русич», 1997

LeNM zRM Tp8zfRvWDKXXwPK0QQV4sWV94Nh1gkYWd0PzWitm8mYCOYlawZp5mN8JEwPqWHl

Смеркалось; на столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая;
Под ним клубился легкий пар.
Разлитый Ольгиной рукою,
По чашкам темною струею
Уже душистый чай бежал,
И сливки мальчик подавал…
А. Пушкин. Евгений Онегин

Круглый стол, покрытый хрустящей льняной скатертью, чайная пара, фарфоровый чайный сервиз или стаканы в ажурных подстаканниках, розетки с медом и вареньем и большая семья за этим столом. Есть в этом что-то ностальгическое: так сиживали наши прабабушки, причем не важно какого сословия они были, чаепитие – особый уклад той жизни. Нальем по чашке вкусного, ароматного чая и поговорим о традициях.

LeNM zRM Tp8zfRvWDKXXwPK0QQV4sWV94Nh1gkYWd0PzWitm8mYCOYlawZp5mN8JEwPqWHl

Беседа первая: чай по-русски
———————————————
В Россию чай пришёл из Азии через Сибирь, гораздо раньше, чем в Европу, в виде дорогого подарка от монгольского хана. В 1679 году русский посол Головин договорился с Пекинским двором уже о пропуске русских чайных караванов. К 17 веку чай в России подавался на царских приемах и в боярских семьях, в 18 веке стал доступен дворянам и зажиточным купцам. Повсеместное распространение чая в 19 веке родило особый колоритный ритуал.

Русский чайные традиции
————————————-
Традиции чаепития в России совершенно особые, не похожие ни на какие другие. Существует стереотип, что чай по-русски это: чайник с заваркой, самовар с водой – разбавлять, пьют его из стаканов или прихлебывают из блюдечка, кусковой сахар и множество блинов, плюшек варений. Так-то оно так, да не совсем! В дореволюционной Росси существовало несколько чайных традиций:
Дворянский чай – немного измененное английское чаепитие, популярное для московских и петербургских салонов. Чай был больше поводом для беседы, чем собственно его употреблением.

Читайте также:  лозунг моя жизнь мои правила история

Чай по-купечески – как раз такое чаепитие потом и было признано настоящим русским. Пузатый самовар на столе, мед, варенья, пирожки с тем и с другим, калачи, баранки. Пили чай подолгу и помногу, чашка за чашкой. Мещанский чай – обилие еды взято от купеческого стола, а культурная программа – от дворянского. Вот так за чашкой чая с калачами родился русский романс.

Чайный общепит – в любом трактире и ресторане были чайные столы, где подавался чай в лучших купеческих традициях или в пост: «парочку чаю самолучшего, да баранок постных с изюмцем». Здесь тоже чаепитие было процессом неспешным, с толком и расстановкой.

LeNM zRM Tp8zfRvWDKXXwPK0QQV4sWV94Nh1gkYWd0PzWitm8mYCOYlawZp5mN8JEwPqWHl

Русский чайный этикет
———————————
Самовар – главное достояние в семье. Знаменитые Тульские самовары: Баташовых, Ломовых, Воронцовых. Ломовские самовары были удостоены права носить государственный герб. Пришел гость – ставь самовар, вернулся с дороги – ставь самовар, нет повода – все равно ставь самовар, почаевничаем.

Разлить правильно – главная обязанность хозяйки, все должны получить одинаковой крепости неспитой чай, недоливая до краев 1-2 см. Полным стаканом чай подавался в трактирах. Разливает чай хозяйка или старшая дочь. За столом все усаживались по старшинству, гости – на почетном месте. Чашку передавать полагалось двумя руками с пожеланием На здоровье!, принявший отвечал – Спаси вас Бог или Благодарствуйте! Все это создавало особую атмосферу за столом. В мещанских и купеческих семьях пили чай с блюдечка – держа блюдце с особым шиком, вприкуску с сахаром.

Сейчас чай превратился в бутербродную запивку: толстая фаянсовая кружка с дикой картинкой, намотанная на ложку нитка пакетика и вечно стоит недопитым.

Чай принято пить несколько раз в день, причем в пост и зимой еще чаще. Такое чаепитие оправдывало в пост: мы не ели, а так…чайку по семи чашек откушали.

Завершение чаепития – это перевернутая вверх дном чашка или стакан на блюдце. Дескать, все – сыты, благодарствуем. Позже прижилась манера оставлять чайную ложечку в чашке.

LeNM zRM Tp8zfRvWDKXXwPK0QQV4sWV94Nh1gkYWd0PzWitm8mYCOYlawZp5mN8JEwPqWHl

Чайная посуда
————————
Обязательная посуда для праздничного русского чаепития:

самовар или чайник
поднос для самовара
чайный сервиз: заварник, чайные пары, молочник и сахарница, щипцы для рафинада и щипцы для колки рафинада, ситечко для заварочного чайника, вазочки для сладкого.
В 1744 г. в Петербурге указом императрицы Елизаветы Петровны был основан Императорский Фарфоровый Завод. При императрице Екатерине II завод выпускал фамильные чайные сервизы, не уступая саксонскому фарфору.
Трактирный стакан с подстаканником обрел новую жизнь в светских кругах и среди интеллигенции. Стало модно для мужчин пить чай из стакана в серебряном подстаканнике.

LeNM zRM Tp8zfRvWDKXXwPK0QQV4sWV94Nh1gkYWd0PzWitm8mYCOYlawZp5mN8JEwPqWHl

Считается, что в Дореволюционной России, женщинам разрешалось пить чай из фарфора, а мужчинам только из стекла. Сами понимаете, что чай в Дореволюционной России был горячим, стекло нагревалось, а значит, возникла предпосылка к появлению некого устройства, которое служило бы для того, чтобы защищать нежные ладони мужчин. В любом случае, так это было или нет, но точная дата изобретения подстаканника не запечатлена в истории. Случилось это потому, что, в начале своего жизненного пути подстаканник выполнял только техническую функцию. Выглядел подстаканник в то время, наверное, более чем неказисто и нереспектабельно…

Как предмет, знакомый нам, подстаканник оформился в конце восемнадцатого века. Именно с этого периода есть упоминания о подстаканнике, как об элементе русского чаепития с самостоятельной художественной ценностью.

XIX и начало XX века, до Великой Октябрьской Социалистической Революции (ВОСР), характеризуется в судьбе подстаканника как наиболее высокохудожественный период. Изготовлением подстаканника занимаются многочисленные частные и авторские мастерские. Техника исполнения – художественное литье. Упор делается на эксклюзивность изготовления и драгоценные материалы. Хотя подстаканник изготавливается, в основном, для состоятельных любителей горячего чая, стилистика изделия либо «народная», либо это отражение различных художественных течений (готика, возрождение, модерн).

С началом ВОСР производство подстаканника прекращается вообще. Однако, он продолжает занимать достойное место в быту, но уже у творцов революции. В почете у Советских вождей продукция, произведенная еще в Царской России. Возобновляется изготовление подстаканников только в период НЭПа, маленькими частными артелями. В технологию производства наряду с уже известным литьем, вносятся гравировка и выдавливание рисунка.

Начиная с 30-х годов ХХ века, подстаканник вдруг становится популярным, мало того, он начинает нести функцию средства государственной пропаганды. Трудно сказать, кому именно из идеологов нового государства принадлежит эта идея. Определяющим здесь, скорее всего, явился тот факт, что государственная пропаганда это тема почти всего советского искусства: от кино до посуды. Производство подстаканников с этого периода становится на промышленный уровень. Меняется и сам способ производства. Теперь это высоко точная штамповка. Подобран и материал, обеспечивающий простоту изготовления и «породистость» внешнего вида – серебро.

Поскольку подстаканник в этот исторический момент это «зеркало» событий, происходящих в СССР, выпускаются разнообразные тематические серии и отдельные подстаканники, отражающие важные аспекты политической и культурной жизни государства.

Настоящий расцвет подстаканника как «рупора эпохи» приходится на период конца 40-х – начала 70-х годов. Появляются подстаканники, изготовленные из сплава «медь – никель – цинка» (МНЦ) с глубоким серебрением; мельхиора, пищевого алюминия и нержавейки. Выпускаются многообразные серии: архитектура, памятники известным людям, памятные даты, цветы, города СССР, разнообразные узоры и прочие. Интересно еще и то, что на этот временной период приходится расцвет производства самодельных подстаканников. Места их изготовления это: «зоны» и оборонные заводы.

Источник

История русского чаепития

b58ca2680ededbe0f16806a444cc11ef216afs

Друзья, несмотря на то, что в наше время наибольшую популярность имеет китайская чайная культура, наша страна славится богатейшими чайными традициями, вспомнить которые полезно для общей эрудиции, для вдохновения и ради интереснейшего эксперимента на собственной кухне.

Первое упоминание привычного нам слова «чай» в России датируется началом 1567 годом: крупнейший советский и российский историк международных отношений и кулинарии В.В. Похлёбкин рассказывает о том, как казачьи экспедиции под руководством атаманов Петрова и Ялышева, поставляющие из Китая разнообразные, подчас невиданные в России товары, принесли весть о вкусном, полезном напитке под названием «ча», любимом китайцами. Интерес российского монарха стал известен в Китае, и уже в 1618 году китайские послы преподнесли Михаилу Фёдоровичу Романову несколько ящиков отборного чая. Напиток снискал одобрение его императорского величества в качестве тонизирующего и лечебного средства, и с тех пор чай получил статус дипломатического подарка и дарился иноземными дипломатами российской стороне уже регулярно.

Читайте также:  правда ли то что португалия за свою историю никогда не входила в состав испании

Разумеется, высшее общество, российские политики, купцы, высшее духовенство и, что интересно, медики, а за ними и все остальные сословия со временем переняли симпатию императора к китайскому напитку, и в 1689 году был заключен первый договор России с Китаем, в соответствии с которым российские караваны, везущие пушнину в Китай, на обратном пути закупали для России, среди прочих товаров (шёлк, фарфор, драгоценности, специи), и чай. Из Северного Китая был проложен путь длиною 11000 вёрст (11734,8 км) по Кяхтинскому тракту, продолжался он шестнадцать месяцев, был непрост и довольно опасен, в соответствии с чем цена на чай резко возросла, и его употребление стало показателем статуса и финансовой состоятельности семьи.

no avatar

В 1763 году в городе Кяхте на границе с Китаем открылась первая российская чайная ярмарка, и если в первые годы её существования импорт едва достигал 3 тысяч пудов (48000 кг) в год, то уже через десять лет он составил порядка 28-30 тысяч пудов (то есть до 480000 кг) ежегодно. Уже в конце XVIII века доля чая составила более 30% всего русского импорта, торговля динамично развивалась, в России появились чайноторговые дома (товарищества) и трактиры, где посетителям подавали чай; в обязательном порядке самовары ставились в придорожных заведениях, причём согревающий и бодрящий напиток предлагался всем, невзирая на чины и сословия; наконец, в XIX веке, появились не имевшие аналогов в Европе чайные, которые открывались в 5 утра, благодаря особому, очень демократичному налоговому режиму предлагали гуманные цены и быстро завоевали любовь крестьян, приезжавших на базар, извозчиков, ожидавших своих клиентов, рабочих людей, получивших возможность выпить чаю перед тем, как идти на фабрику, и служащим и чиновникам невысокого ранга. Позднее распространилась мода на круглогодичные гуляния в парках и за городом, и уже ни один пикник, ни одна ярмарка не обходились без чая.

Одновременно российскими предпринимателями было принято решение не только завозить чай из Китая, но и выращивать его у нас, на родине. В 1814 году в Никитском саду в Крыму был высажен первый чайный куст, а к 1885 году чайные плантации были заложены уже в нескольких южных районах Российской империи: в Абхазии, Грузии, Аджарии, Азербайджане, на юге Кубани и в Закавказье. Однако законодательницей чайной моды в России, конечно же, стала купеческая Москва! Так, как в Москве, чай не пили нигде: до 60% всего импортируемого в страну чая приходилось на Москву, и даже было в ходу выражение «москвичи-чаёвники».

no avatar

Замечательное описание московского чаепития прошлого века оставил известный писатель-москвовед А.И. Вьюрков: «Чай москвичи пили утром, в полдень и обязательно в четыре часа. В это время в Москве в каждом доме кипели самовары. Чайные и трактиры были полны, и жизнь на время замирала. Пили его вечером; пили, когда взгрустнётся; пили и от нечего делать, и «просто так». Пили чай с молоком, с лимоном, с вареньем, а главное — с удовольствием, причем москвич любил чай крепкий, настоистый и горячий, чтобы губы жёг. От жидкого чая, «сквозь который Москву видать», москвич деликатно отказывался и терпеть не мог пить его из чайника…Если москвич, выпив десяток стаканов, отставлял стакан в сторону, это не значило ещё, что он напился: так он делал передышку. А вот, когда он, опрокинув стакан вверх дном, клал на него остаток сахару и благодарил, это означало, что с чаепитием покончено и никакие уж тут уговоры не помогут. Во время чаепития москвич внимательно следил, как ему наливали чай. Если стакан наливали не доверху, гость тут же просил долить его, чтобы жизнь была полнее. Если самовар, потрескивая углями, «пел песни», суеверный москвич радовался: это к добру. Если же при прогоревших угольях самовар вдруг ни с того ни с сего начинал свистеть, москвич испуганно хватал крышку, прикрывал ею самовар и начинал трясти. Заглушив таким способом свист, москвич долго потом находился в тревоге и ожидании всяких неприятностей. Самой плохой приметой считалось, если самовар распаяется. В этом случае обязательно жди беды».

Чай стал поистине русской традицией. До 1917 года выбор чая у жителя Российской империи был несравнимо шире, чем у европейца. Покупателям предлагался обширнейший ассортимент: белые, зелёные, цветочные, красные (современные «чёрные» сорта), а также тёмные, включая пу-эры. Ценителям и гурманам предлагались высокосортные «фамильные» чаи и редкие сорта от лучших китайских производителей.

no avatar

Дворянское чаепитие

Дворянское сословие предпочитало английскую чайную церемонию: тогда это было модно и бонтонно. По традиции чай подавали дважды в день, значимость чаепития подчёркивалась дорогим фарфоровым сервизом и сдержанностью поведения за столом. Допускались беседы на утончённые темы, стихи и музыка. Именно в такой обстановке появилось новое вокальное направление — русский романс. Традицией было не доливать чай до самых краев, а куски сахара брались щипчиками, опускались прямо в чашку и бесшумно размешивались: это называлось «пить чай внакладку». Также к чаю мог быть подан бисквит.

Купеческий чай

В купеческих домах чаепитие организовывалось с размахом: с непременными пирогами, пряниками, пирожными и шоколадом; чай пили из блюдца, а сахар было принято откусывать передними зубами — отсюда выражение «пить чай вприкуску». Купеческой среде принадлежит рецепт «чая с позолотой», то есть с ромом, придающим чаю золотистый отблеск. За чаем проходило до нескольких часов, велись разговоры на бытовые и интересные для семьи темы, а также деловые переговоры, если за столом собирались партнёры.

Демократическое чаепитие

Пили чай и в простых домах, собирая вокруг самовара всю семью, угощаясь вареньем и мёдом, однако до революции 1917 года рабочее и крестьянское сословия в целях экономии, как правило, предпочитали привычные травяные сборы (листья мяты, малины, земляники, душицы и прочих вкусных и полезных трав традиционно были в ходу столетиями); также популярен в народе был сбитень с мёдом и пряностями и квас на ржаных хлебных корочках. С приходом советской власти сословия упразднились, возможности выровнялись, но вчерашние крестьяне и рабочие придерживались привычного, экономного образа жизни и делали выбор в пользу недорогих сортов чая, бережно расходуя заварку. Чай нередко был «пустым», без сахара, и заваривался по нескольку раз.

И, разумеется, культура не осталась в стороне и сохранила для нас великолепные образцы живописи на тему русского чаепития. Ниже представлены работы Бориса Кустодиева «Извозчики в трактире», «Сундучник» и «Купчиха за чаем»:

no avatar

no avatar

no avatar

История русского чая богата и неистощима, друзья! Обязательно буду рассказывать ещё, а сейчас благодарю вас за внимание и желаю вам доброго, вкусного чая для всех случаев жизни!

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector