Сперанский история древнерусской литературы
АКМЭ запись закреплена
Михаил Несторович Сперанский член-корреспондент Императорской Академии наук (1902), академик Российской Академии наук (впоследствии — АН СССР, 1921), член Сербской Королевской Академии наук (1907), член Болгарской Академии наук (1926). В 1895 защитил магистерскую диссертацию «Славянские апокрифические евангелия», а в 1899 — докторскую диссертацию «Из истории отреченных книг». Основные труды Сперанского посвящены литературным взаимосвязям славянских народов раннего средневековья и связям их с византийской традицией, а также взаимоотношению литературы и устного народного творчества.
Памятники древней письменности. CXXXI: Из истории отреченных книг. Т. II. Трепетники. Тексты Трепетников и материал для их объяснения собрал и приготовил к изданию М. Сперанский.
Настоящий выпуск очерков по истории отречённой славяно-русской словесности посвящён исследованию Трепетников, служащих в письменности выражением ещё одного вида гаданий, именно, гаданий, основанных на веровании в предвещательное свойство некоторых физиологических явлений в теле человека: зуда, чесанья отдельных частей человеческого тела, звона в ухе, миганья глаза и тому подобных непроизвольных движений человеческого организма. В виду же того, что научных изданий самого памятника при разнообразии дошедших текстов его, в нашей учёной литературе не много, ряд текстов славянских, а также один греческий, бывший до сих пор известным только в отрывке, издаются целиком в приложении.
Памятники древней письменности. CXXXVII: Из истории отреченных книг. Т. III. Лопаточник: Текст Лопаточника и материал для его объяснения собрал и приготовил к изданию М. Сперанский.
Аристотелевы врата или «Тайная Тайных» — древнеукраинский, а возможно и древнебелорусский вариант памятника конца XV в., пользовавшегося исключительной популярностью во всей средневековой Европе и известного там под заглавием «Secretum Secretorum». Сочинение это восходит к арабскому оригиналу VIII—IX вв. и представляет собой собрание житейских наставлений — от политики до алхимии, которые будто бы были преподаны Аристотелем его ученику Александру Македонскому. Арабский текст «Secretum Secretorum» известен в двух редакциях — полной и краткой. В отличие от большей части европейских переводов, которые берут начало от полной редакции через посредство латинского перевода Филиппа Трипольского, данный вариант наряду с неполным кастильским и еврейским происходит от краткой редакции. Некоторые особенности памятника позволяют связать ее с еврейским переводом «Secretum Secretorum», сделанным аль-Харизи в XII—XIII вв. К числу следов еврейского оригинала, сохранившихся в русском тексте, относятся, во-первых, оставшиеся непереведенными еврейские слова; во-вторых, указания при главах на дни недели — характерная черта еврейских текстов (параши-гофтары); наконец, подразделение глав на «врата» (на «врата» делится и «Логика» Моисея бен Маймонида, также переведенная с еврейского). Вместе с тем в древнерусском тексте «Тайной Тайных» имеются отдельные чтения и даже целые разделы, не находящие аналогии в других версиях сочинения. Точной датировке перевод не поддается. Считается, что он сделан либо в конце XV, либо в начале XVI в.; во всяком случае к середине XVI в. он уже существовал. По мнению некоторых исследователей, именно «Тайная Тайных» называется в «Стоглаве» «Аристотелевыми вратами» и упоминается в числе еретических книг. Идеи, сформулированные в этом произведении, оказали влияние на памятники украинской, белорусской и российской публицистики XVI в. В частности, многие советы политического характера, которые дает Аристотель своему ученику, повторяются в сочинениях Ивана Пересветова («Сказание о Магмете-салтане», «Большая челобитная»). Высказывались предположения о влиянии «Тайной Тайных» на политическую концепцию князя А. М. Курбского. Обнаружено также заимствование из памятника в первом послании Ивана Грозного беглому князю.
Сперанский история древнерусской литературы
19.4(1.05).1863, Москва — 12.4.1938, Москва
историк литературы и театра, славист, византолог, этнограф, археограф, фольклорист
член-корреспондент Императорской Академии наук (1902), академик Российской Академии наук (впоследствии — АН СССР, 1921), член Сербской Королевской Академии наук (1907), член Болгарской Академии наук (1926)
Выходец из духовного сословия. Родился в Москве в семье военного врача. Начал учиться в московской прогимназии, а с переводом отца в Тверь продолжил обучение в тверской гимназии и в 1881 окончил ее с серебряной медалью. С 1881 по 1885 учился на славяно-русском отделении историко-филологического факультета Московского университета. Наибольшее влияние за время университетского курса на него оказали Н. С. Тихонравов и Ф. И. Буслаев. По окончании университета Сперанский был оставлен при нем для подготовки к профессорскому званию. После сдачи магистерского экзамена в 1889 был командирован (1890—1892) за границу для работы над магистерской диссертацией. Под руководством И. В. Ягича и К. Крумбахера занимался в архивах Польши, Чехии, Италии, Франции и Германии, где изучал и копировал для издания рукописные источники по славянской истории, археологии, этнографии, исследовал связи России и Византии. Вернувшись из-за границы, преподавал в педагогическом классе училища св. Екатерины, где читал слушательницам историю новой русской литературы. В 1895 защитил магистерскую диссертацию «Славянские апокрифические евангелия», а в 1899 — докторскую диссертацию «Из истории отреченных книг».
В 1896—1906 — профессор истории русской и славянской литератур Нежинского историко-филологического института. В 1906 переехал в Москву. С 1906 по 1923 — профессор истории древней и новой русской литературы Московского университета. С 1907 начал также преподавать в Московском народном университете имени А. Л. Шанявского (профессор русской литературы, 1907—1918) и на Высших женских курсах (профессор русского языка и словесности, 1907—1923).
В 1908 Сперанский был избран членом Комиссии по изданию памятников древнерусской литературы при Пушкинском Доме. В 1910 стал одним из членов-учредителей Общества истории литературы, а с 1912 — его председателем. В 1914 был избран председателем Общества истории и древностей российских, а затем — Общества любителей древней письменности и искусства, членом Археографической комиссии. В 1921—1922 руководил подсекцией древнерусской литературы НИИ языковедения и истории литературы при факультете общественных наук Московского университета. В 1921—1929 руководил Рукописным отделом Государственного Исторического музея (ГИМ), занимался каталогизацией и описанием древних рукописей. С начала 1920-х годов участвовал в деятельности Комиссии по собиранию материалов для словаря древнерусского языка, заседания которой проходили в ГИМ. В 1929, после смерти академика А. И. Соболевского, принял на себя руководство этой комиссией.
Основные труды Сперанского посвящены литературным взаимосвязям славянских народов раннего средневековья и связям их с византийской традицией, а также взаимоотношению литературы и устного народного творчества. Он первым поставил вопрос о влиянии русской литературы на болгарскую и сербскую (Деление истории русской литературы на периоды и влияние русской литературы на юго-славянскую. Варшава, 1896). Итогом его исследовательской и собирательской работы как этнографа стали курс лекций «Русская устная словесность» (М., 1917) и два тома былин и исторических песен в серии «Памятники мировой литературы» (М., 1916—1919). В советские годы Сперанский входил в состав Пушкинской комиссии Академии наук и участвовал в подготовке к печати дневника А. С. Пушкина 1833—1835 гг. по автографу (Труды Государственного Румянцевского музея. М.; Пг.: Гос. изд-во, 1923. Вып. I). В своих исследованиях он касался и «Слова о полку Игореве», изучения взаимоотношений этого памятника с фольклором.
12 апреля 1934 Сперанский был арестован по обвинению в руководстве контрреволюционной организацией «Российская национальная партия». 15 апреля освобожден под подписку о невыезде. Приговором от 16 июня 1934 осужден на 3 года ссылки в Уфу. Однако, видимо по ходатайству младшего брата, главного кремлевского врача-педиатра Георгия Несторовича Сперанского, 17 ноября 1934 приговор был заменен на условный. 22 декабря 1934 Общее собрание АН СССР лишило Сперанского звания академика. В последовавшие годы, оставленный почти без средств к существованию и фактически отлученный от научной жизни, он продолжал работать над вопросами о русско-славянских литературных связях и о русских рукописных сборниках XVIII в.
22 марта 1990 Сперанский был посмертно восстановлен в звании действительного члена Академии наук.
Основная литература о жизни и творчестве
Сперанский история древнерусской литературы
Русский, советский учёный — литературовед, этнограф, филолог-славист и русист.
Профессор Московского университета; член Императорского Московского археологического общества; член-корреспондент по Отделению русского языка и словесности Императорской академии наук (с 1902 г.); затем академик Российской АН (с 1921 г.).
Происходил из духовного сословия (но его отец был врачом). Окончил словесное отделение историко-филологического факультета Московского университета (1885). В 1890–1892 гг. находился в научной командировке за границей (Прага, Вена, другие научные центры Европы). Магистерская диссертация: «Славянские апокрифические евангелия» (1895); докторская: «Из истории отречённых книг» (1899). Публикует со своим предисловием двухтомный сборник «Былины» (1916, 1919). В научном и учебном обороте активно использовались и такие его издания, как «Русская устная словесность» (1917); «История древней русской литературы» (изд. 1–3, 1914–1921 гг.); ряд других печатных и литографированных пособий.
Как видно, научные интересы этого исследователя были широки: славянские литературы и театр, палеография, текстология, этнография, фольклористика. Им подготовлено много учеников — учёных славистов и русистов.
Летом 1894 г. по приглашению рыльского помещика В.В. Филимонова произвёл раскопки курганов на окраине с. Голубковки этого уезда на берегу р. Нестуни (при участии местного доктора Н.И. Коротнева). Этот могильник разрушался распашкой и кладоискателями. Из сохранившихся ста с лишним насыпей упомянутые археологи-любители раскопали тогда 11 (из них 10 среднего размера и 1 большого) с 4 мужскими и 6 женскими трупоположениями древнерусского времени. Вещевой набор погребального инвентаря оказался достаточно типичен для данного времени: гончарные сосуды с волновым орнаментом, импортные бусы, бубенчики, серьги, шейная гривна, медальон, лунница, бронзовый браслет, перстень, височные кольца и т.д. М.Н. Сперанский суммарно опубликовал результаты рыльских раскопок и сопоставил их материалы с вещами, найденными в курской земле А.И. Дмитрюковым и Д.Я. Самоквасовым.
Вывод автора раскопок о северянской принадлежности голубковских курганов был оспорен А.А. Спицыным, приписавшим этот могильник радимичам. Вопрос этот остаётся спорным. Петербургский археолог ревновал к работам московских раскопщиков; сочетание разноплеменных вещей в древнерусских погребениях оказалось на поверку не редкостью. Радимичей же как таковых на юго-востоке Руси дальнейшими раскопками отмечено не было.
Экспедиция М.Н. Сперанского — единственный опыт полевой археологии в Курской губернии на протяжении 1890-х годов.
Интерес к археологическим древностям и этнографии у этого выдающегося филолога находился на втором плане по сравнению с памятниками письменности, однако не прерывался по сути всю жизнь. Он напечатал, частности, работу о семантике таких археологических находок, как змеевики; исследование по славянской эпиграфике; ряд рецензий на работы археологов (включая инструкцию для проведения археологических работ А.А. Спицына, публикации материалов раскопок В.А. Городцова, А. Черепнина и др.; некролог выдающегося нумизмата А.В. Орешникова, воспоминания об И.Е. Забелине), очерки по истории славянской этнографии. Как видно, между прочим, на примере научной биографии академика, взаимосвязь вещественных и письменных источников — перспективное направление изучения региональной истории.
Среди историко-филологических трудов М.Н. Сперанского выделяются аргументированные разоблачения фальсификаций археологических и архивных «находок» пресловутого А.И. Сулакадзева, некоторые из которых якобы происходили из-под Курска (так называемые «Влесовы книги»).
Выпустил первое факсимильное издание «Слова о полку Игореве» (первого издания 1800 г. и рукописи А.Ф. Малиновского), предоставив, между прочим, тем самым возможность курским краеведам текстологического анализа курских реалий памятника. Новый перевод «Слова» и обширные исследования по истории изучения памятника, выполненные учёным, остались неизданными и хранятся в его архиве.
Схожим оказался его вклад в палеографию другого источника по курской истории — «Житие Феодосия Печерского», богослужебный список который из Сербии он ввёл в научный оборот. Изучал и публиковал образцы южнорусского фольклора, включая курские его варианты. Уделял особое внимание современным исполнителям народной музыки и поэзии — бандуристам, лирникам, былинникам, в том числе выступавшим в Курской губернии в конце XIX – начале XX вв. Тем самым опыт и имена этих сказателей оказались сохранены для науки и культуры.
Репрессирован по так называемому «Делу славистов» в 1934 г. — после ареста по ложному обвинению в антисоветском заговоре знакомых ему учёных и мучительного следствия, 71-летний академик был приговорен к высылке в Уфу на 3 года. По ходатайству за него перед И.В. Сталиным младшего брата, известного педиатра, работавшего врачом в кремлёвской больнице, выпущен на свободу, но уволен со службы и исключён из членов Академии наук; оставлен на старости лет без средств к существованию. Последние годы жил на сумму в 12 000 руб., вырученную за продажу своей обширной библиотеки в МИФЛИ. Научной работы не прекратил, написав «в стол» две книги и ряд статей. Дожить до издания этих своих трудов отставному академику не довелось. Они увидели свет посмертно.
Сочинения: Раскопки курганов в Рыльском уезде (Курская губерния) // Археологические известия и заметки, изд. ИМАО. 1894. № 8–9. С. 263–269; Археология у южных славян // Там же. 1898. № 2. С. 45–56; Южнорусские тексты апокрифического евангелия Фомы // Чтения в Обществе Нестора-летописца. Кн. XIII. Киев, 1899; Автобиография // Историко-филологический институт князя Безбородко в Нежине. 1875–1900. Преподаватели и воспитанники. Нежин, 1900; Духовные стихи из Курской губернии // Этнографическое обозрение. Кн. 50. М., 1901. № 3. С. 1–66; Южнорусская песня и современные ее носители (по поводу бандуриста Т.М. Пархоменко) // Сб. Историко-филологического общества в Нежине. Т. 4. Нежин, 1904; Курский лирник Семёнов // Этнографическое обозрение. Кн. 68–69. М., 1906. С. 1–29 (То же: Древности. Труды ИМАО. Славянской комиссии ИМАО. М., 1907); Сербское житие Феодосия Печерского // Сборник статей, посвященный М.О. Ключевскому. М., 1909; Сербское житие Феодосия Печерского (к тексту) // ЧОИДР. Кн. 1. М., 1913; Первое издание «Слова о полку Игореве» и бумаги А.Ф. Малиновского // «Слово о полку Игореве». Снимок с первого издания 1800 г. графа А.И. Мусина-Пушкина под ред. А.Ф. Малиновского. С приложением факсимиле рукописи А.Ф. Малиновского. М., 1920; История древнерусской литературы. 3-е изд. М., 1920–1921; К истории русских рукописных подделок // Доклады АН СССР. Серия В. № 9. Л., 1928. № 9; Повести и сказания о взятии Царьграда турками (1453) в русской письменности XVI–XVII вв. // ТОДРЛ. Т. X. М.–Л., 1954. С. 136–165; Т. XII. М.– Л., 1956. С. 188–225; Из истории изучения «Слова о полку Игореве» в Московском университете // Известия АН. Отделение языка и литературы. Т. XIV. Вып. 3. М.–Л., 1955; Рукописные сборники XVIII в. М., 1963; Русские подделки рукописей в начале XIX в. (Бардин и Сулакадзев) // Проблемы источниковедения. Вып. V. М., 1956.
Литература: Спицын А.А. Заметка о курганах Курской губернии // Археологические известия и заметки, изд. ИМАО. 1894. № 8–9; Список трудов М.Н. Сперанского// Словарь членов Общества любителей российской словесности. М., 1911; Кузьмина В.Д. Хронологический список трудов академика М.Н. Сперанского (I. Печатные издания; II. Литографические издания; III. Рукописи; Портрет учёного) // ТОРДЛ. XII.; Кузьмина В. Д. Предисловие // Сперанский М.Н. Рукописные сборники XVIII в. М., 1963; Ашнин Ф.Д., Алпатов В.М. «Дело славистов»: [19]30-е годы. М., 1994 (Гл. «Академики Сперанский и Перетц»); Трагические судьбы: репрессированные ученые Академии наук СССР. М., 1995. С. 249; Робинсон М.А. Судьбы академической элиты: отечественное славяноведение (1917 – начало 1930-х гг.). М., 2004.
Сперанский, Михаил Несторович
19 апреля (1 мая) 1863 ( 1863-05-01 )
Содержание
Биография
Родился в 19 апреля (1 мая) 1863 года в Москве в семье военного врача. Окончил словесное отделение Московского университета в 1885 году. В 1889 году сдал магистерский экзамен. 1890—92 годы провел за границей, в 1895 г. защитил магистерскую диссертацию («Апокрифические евангелия») и был назначен профессором Нежинского историко-филологического института князя Безбородко. В 1899 году получил степень доктора за диссертацию «Из истории отреченных книг».
С 1907 по 1923 годы профессор Московского университета. С 1921 академик АН СССР. Изучал библейские палеи и средне-вековые апокрифы. Принимал участие в составлении «Православной Богословской Энциклопедии». Одной из центральных тем исследований была связь древнерусской литературы с культурой Византии и славянских стран. [2]
12 апреля 1934 года был арестован по так называемому делу славистов. Приговорен к 3 годам ссылки в Уфу, 17 ноября 1934 года приговор заменен на условный. Реабилитирован 27 февраля 1990 года. [3]
Умер в Москве 12 апреля 1938 года.
Основные работы
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Сперанский, Михаил Несторович» в других словарях:
СПЕРАНСКИЙ Михаил Несторович — (1863 1938), российский филолог, академик АН СССР (академик РАН с 1921). Труды в области славяноведения и византологии; в т. ч. «Славянские апокрифические Евангелия» (1895) … Энциклопедический словарь
СПЕРАНСКИЙ Михаил Несторович — (1863 1938) российский филолог, академик АН СССР (академик РАН с 1921). Труды в области славяноведения и византологии; в т. ч. Славянские апокрифические Евангелия (1895) … Большой Энциклопедический словарь
Сперанский Михаил Несторович — Сперанский (Михаил Несторович) профессор русской словесности в нежинском историко филологическом институте; родился в 1863 г. в Москве, учился в тверской гимназии и в Московском университете, в котором окончил курс по словесному отделению в 1885… … Биографический словарь
Сперанский, Михаил Несторович — профессор русской словесности в нежинском историко филологическом институте; род. в 1863 г. в Москве; учился в тверской гимназии и в московском университете, в котором окончил курс по словесному отделению в 1885 г.; в 1889 г. сдал магистерский… … Большая биографическая энциклопедия
Сперанский Михаил Несторович — профессор русской словесности в нежинском историко филологическом институте; род. в 1863 г. в Москве; учился в тверской гимназии и в московском университете, в котором окончил курс по словесному отделению в 1885 г.; в 1889 г. сдал магистерский… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Сперанский, Михаил Несторович — I профессор русской словесности в нежинском историко филологическом институте; род. в 1863 г. в Москве; учился в тверской гимназии и в московском университете, в котором окончил курс по словесному отделению в 1885 г.; в 1889 г. сдал магистерский… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
СПЕРАНСКИЙ — 1. СПЕРАНСКИЙ Алексей Дмитриевич (1887/88 1961), патофизиолог, академик АН СССР (1939) и АМН СССР (1944). Исследовал роль нервной системы в этиологии, патогенезе, течении и исходах различных патологических процессов. Государственная премия СССР… … Русская история
СПЕРАНСКИЙ М.Н. — Михаил Несторович (1863–1938), рус. сов. филолог, фольклорист и византолог. Окончил Моск. ун–т, где с 1907 по 1923 был профессором. С 1921 академик. Изучал *Палеи и ср. век. *АПОКРИФЫ. Принимал участие в составлении «Православной Богословской… … Библиологический словарь
Сперанский Михаил Михайлович
Граф Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839) вошел в историю как великий русский реформатор, основатель российской юридической науки и теоретического правоведения. Его практическая деятельность во многом была связана с реформированием государственно-правовой системы Российской империи. Концепция Сперанского легла в основу знаменитого указа Александра I «О свободных (вольных) хлебопашцах » (1803 г.), согласно которому помещики получили право отпускать крепостных на «волю», наделяя их землей.
М.М. Сперанский родился в семье сельского священника, а образование получил в Петербургской Духовной академии. После завершения обучения состоял в ней профессором математики, физики и красноречия в период 1792-1795 гг., а позже профессором философии и префектом академии. Учебная и административная деятельность Сперанского продолжалась вплоть до 1797 г., когда он перешел на службу в Сенат.
12 марта 1801 г. Александр I вступил на престол, а уже 19 марта Сперанский был назначен статс-секретарём государя. На данном этапе своей политической карьеры Сперанский выступает автором и редактором многих указов и распоряжений, которые были основой для реформаторского курса императора Александра. К ним относятся восстановление Жалованной грамоты дворянству и Жалованной грамоты городам; отмена телесного наказания священников и дьяконов; ликвидация тайной экспедиции; дозволение ввоза из-за границы книг и нот; восстановление права открывать частные типографии; многочисленные помилования.
Государственный муж Сперанский, плохо разбирался в придворных интригах и отношениях внутри двора. По его инициативе был введен экзамен для чиновников, а также отменена придворная служба, а все придворные звания становились лишь почётными титулами и не более того. Все это вызывало раздражение и ненависть двора. В день своего 40-летия Сперанский был удостоен орденом Александра Невского. Однако ритуал вручения прошёл непривычно строго, и стало ясно, что «звезда» реформатора начинает тускнеть. Недоброжелатели Сперанского (среди которых был шведский барон Густав Армфельд, председатель комитета по делам Финляндии, и А.Д. Балашов, руководитель Министерства полиции) ещё больше активизировались. Они передавали Александру все сплетни и слухи о госсекретаре. Вместе с тем самоуверенность самого Сперанского, его неосторожные упреки в адрес Александра I за непоследовательность в государственных делах, в конечном счете, переполнили чашу терпения и вызвали раздражение императора. Современники назовут эту отставку «падением Сперанского». В действительности произошло не простое падение высокого сановника, а падение реформатора со всеми вытекающими отсюда последствиями. Сперанский в 1812 г. был обвинен в измене, арестован, уволен со всех должностей и сослан в Пермь, откуда вскоре переведен под надзор полиции в с вое небольшое имение Великополье Новгородской губернии. Поначалу он вынужден был закладывать царские подарки и пожалованные ему ордена для того, чтобы обеспечить себе хоть сколько-нибудь достойное проживание.
Опала М.М. Сперанского окончилась в 1816 г. и его назначили губернатором в Пензу, где он прожил около трех лет и предпринял энергичные меры по наведению порядка. В 1819 г. Сперанский стал сибирским генерал-губернатором с чрезвычайными полномочиями для производства ревизии. В 1821 г. он вернулся в Санкт-Петербург с результатами ревизии и с проектом нового Уложения для Сибири. Его планы были утверждены, сам он щедро награжден и назначен членом Государственного Совета и начальником Комиссии о гражданском уложении.