Алекса́ндр Афана́сьевич Спендиа́ров (Спендиарян; арм. Ալեքսանդր Սպենդիարյան ; 1 ноября 1871, Каховка — 7 мая 1928, Ереван) — армянский композитор и дирижёр, народный артист Армении (1926).
Ученик Н. Кленовского и Римского-Корсакова. Спендиаров — один из основоположников армянской классической музыки (наряду с Комитасом, Чухаджяном и др.), талантливый композитор, видный музыкально-общественный деятель, воспитатель молодёжи, дирижёр. По собственным словам, материал для творчества он черпал из народных напевов, армянской поэзии, литературы, истории и т. д. Верность традициям армянской народной музыки он сочетал с опытом русской музыкальной классики.
Содержание
Биография
Александр Афанасьевич Спендиаров родился 20 октября (1 ноября по новому стилю) 1871 года в местечке Каховка (ныне город Херсонской области Украины).
Музыкальные способности он унаследовал от матери, хорошо владевшей фортепиано. Многосторонняя одаренность Спендиарова проявилась в раннем детстве, но преобладающий интерес к музыке возник позже. С семи лет он начинает сочинять, с девяти — обучаться игре на фортепиано и на скрипке. В 1890 году переехал в Москву, где через пять лет окончил юридический факультет университета.
В 1896 году состоялась решающая для Спендиарова встреча с Н. А. Римским-Корсаковым, который высоко оценил его композиторский талант и ввел его в круг петербургских музыкантов. В последующие годы Спендиаров создал много романсов, хоровых сочинений, вокальных произведений с оркестром, инструментальных и оркестровых пьес.
Среди последних выделяются две тетради «Крымских эскизов» (1903 и 1912) и симфоническая картина «Три пальмы» (1905). Спендиаров обосновался в Крыму, изредка выезжая в Москву, Петербург, Тифлис, где выступал как дирижер. Он встречался с крупнейшими деятелями русской культуры — А. П. Чеховым, Л. Н. Толстым, Ф. И. Шаляпиным, А. М. Горьким (на текст поэмы Горького он написал балладу для баса с оркестром «Рыбак и фея», 1902); тесные дружеские отношения установились у Спендиарова с его учителем Н. А. Римским-Корсаковым, а также А. К. Глазуновым.
В детские годы Спендиаров познакомился с народной музыкой Украины и Крыма. Записал и обработал множество украинских и крымскотатарских народных песен. В 1921 году написал «Украинскую сюиту» и музыку к стихотворению «Заповіт» Т.Г.Шевченко.
Начиная со второго десятилетия XX века усилился его интерес к армянскому искусству. В 1922 году правительство Советской Армении пригласило Спендиарова переехать в Ереван и возглавить музыкальную жизнь республики. Этот период ознаменован расцветом композиторской, педагогической и общественно-музыкальной деятельности Спендиарова. Глубоко проникнув в сущность народной армянской музыки, Спендиаров создал такие выдающиеся произведения, как «Ереванские этюды» для оркестра (1925) и оперу «Алмаст» — одно из лучших творений армянского музыкального театра.
Среди других произведений композитора Концертный вальс (1906) для симфонического оркестра, «Бэда-проповедник» (1907) для голоса с оркестром (удостоено премии имени М. И. Глинки).
«Молодой Моцарт» из Крыма: 150 лет со дня рождения Александра Спендиарова
«Учусь по-русски и по-армянски»
Предки Александра Спендиарова происходят из местечка Армянский Базар в северном Крыму (ныне Армянск). В краеведческом музее города представлена небольшая, но содержательная экспозиция, посвящённая корням композитора.
Ранее детство Спендиарова прошло в Симферополе. Один из особнячков, расположенных в центре города, на тихой улочке Долгоруковской, помнит звуки рояля, который зачаровывал шестилетнего мальчугана. Украшала «красную плюшевую гостиную» этажерка, заставленная Сашиными поделками: скульптурками птиц, лошадок, рыб, сделанными из специальной шёлковой бумаги. Удивительные работы, выполненные талантливым ребёнком, увидел Айвазовский. Он настойчиво рекомендовал родителям Саши обучать сына искусству.
Первый ученик гимназии
Учёба в Симферопольской мужской казённой гимназии поначалу давалась непросто. Саша был невысок и застенчив, одноклассники постоянно задирали его. Мальчик всё больше замыкался в себе, старался избегать общества.
Однажды он забрёл в пустой актовый зал и увидел рояль. Забыв обо всём на свете, стал импровизировать. На звуки музыки прибежал один гимназист, потом другой… Вскоре слух о юном даровании разнёсся по всей гимназии. Отношение к Саше резко переменилось.
А когда в 16 лет пришло первое любовное увлечение, юноша написал романс «Очарован твоею красою». Он был посвящён загадочной Е. А. Впрочем, ни для кого не было секретом, что за этими инициалами скрывается Лизанька Арендт. «Это не девица была, а ухарь какой-то! – вспоминал впоследствии друг юности Спендиарова. – Любила студенческую фуражку носить».
Приют трудов и вдохновенья
Достопримечательностью Ялты является «дом с кариатидами», расположенный в нескольких шагах от набережной, на улице Екатерининской. Его главной отличительной чертой является лоджия, увенчанная кариатидами – женскими фигурами в длинных одеждах. Точно такие же статуи украшают Эрехтейон – храм афинского Акрополя, выдающийся памятник древнегреческой архитектуры.
Дом приобрёл в конце XIX века купец Афанасий Спендиаров. В 1901 году хозяевами шикарной виллы стали молодожёны Александр и Варвара Спендиаровы. Шикарный свадебный подарок сделал Афанасий Авксентьевич любимому сыну!
«Молодым Моцартом» назвал Спендиарова великий Айвазовский. Когда художник узнал, что Афанасий Спендиаров купил недвижимость в Ялте, рекомендовал ему построить там «художественно-музыкальную залу», где он выставлял бы картины, а Александр – исполнял музыку. Афанасий Авксентьевич, заказав проект перестройки дома Николаю Краснову, включил эту идею в техническое задание.
Большой гостеприимный дом Спендиаровых скоро сделался средоточием ялтинской культурной жизни. «Спендиаровские вечера» привлекали многих профессионалов и любителей искусства.
Фасад здания украшают мемориальная доска, посвящённая Александру Спендиарову, и его бюст. 15 лет, прожитые здесь, стали наиболее плодотворными в творчестве будущего классика армянской музыки.
«Прекрасный материал для музыки»
В 1902 году Александр познакомился с модным писателем Максимом Горьким. Он отдыхал на даче в Мисхоре. Два молодых мастера быстро нашли общий язык. Воодушевлённый творчеством Спендиарова, Горький подарил ему «песнь в стихах» «Рыбак и фея». Через несколько дней композитор создал балладу. Она была впервые исполнена в Ялте, в дальнейшем её включили в репертуар Санкт-Петербургского симфонического оркестра.
Ещё одним произведением, тепло встреченным столичной публикой, стали «Крымские эскизы», посвящённые памяти Айвазовского. В основу сюиты легли детские и юношеские впечатления Спендиарова, связанные с жизнью в Крыму: рояль в симферопольском доме, разноголосый гомон Карасубазара, весёлые мелодии на татарских свадьбах…
Тревожные предзнаменования
Концерты приносили неплохие гонорары, и деятельный Спендиаров, унаследовав жилку отца, решил конвертировать творчество в недвижимость: благо подрастали дети. В результате была приобретена дача в Судаке.
Между тем в мире запахло порохом. В 1914 году войска Австро-Венгрии пересекли границу Сербии. Тревожное настроение, овладевшее Александром Афанасьевичем, усугубилось небывалым зрелищем. Выйдя как-то утром к морю, Спендиаров увидел, что пляж и вся прибрежная полоса от мыса Алчак до Генуэзской крепости усеяны красными мелкими насекомыми, похожими на капли крови… А вскоре Германия объявила войну России.
«Как играла скрипка!»
Всю Гражданскую войну и первые годы советской власти Спендиаров находился в Крыму. Несмотря на тяготы и лишения, великая русская смута отмечена взлётом его творчества. Ярким примером служит свидетельство Фаины Раневской:
«По совету друзей Александр Афанасьевич приехал в Симферополь, чтобы устроить концерт из своих произведений и на деньги от сбора купить муки и крупы. После беготни и хлопот, в нетопленном, плохо освещённом зале состоялся концерт. Может быть, в спешке забыли отпечатать афиши или просто не до музыки было голодным людям, но зал был пуст… Бледный, вдохновенный, Спендиаров чудесно дирижировал и, к моему удивлению, явился ко мне после концерта очень довольный.
– Знаете, дорогая, – сказал он, блаженно улыбаясь, – я очень доволен. Правда, сбора не было, но зато как играла первая скрипка! Ах, молодец, первая скрипка!
Он долго ещё расхваливал талант первой скрипки, а потом стал придумывать способ, как расплатиться с оркестрантами. Помнится, очень смущённо попросил меня пойти с ним на рынок продавать часы с цепочкой. Однако этого не понадобилось. Симферопольские друзья исхлопотали пятипудовый мешок муки для его семьи, а музыканты отказались от компенсации».
Алекса́ндр Афана́сьевич Спендиа́ров (Спендиарян; арм. Ալեքսանդր Սպենդիարյան ) (1 ноября 1871, Каховка — 7 мая 1928, Ереван) — армянский композитор и дирижёр, народный артист Армении (1926).
Ученик Н. Кленовского и Римского-Корсакова. Спендиаров — один из основоположников армянской классической музыки (наряду с Комитасом, Чухаджяном и др.), талантливый композитор, видный музыкально-общественный деятель, воспитатель молодежи, дирижер. По собственным словам, материал для творчества он черпал из народных напевов, армянской поэзии, литературы, истории и т. д. Верность традициям армянской народной музыки он сочетал с опытом русской музыкальной классики.
Биография
Александр Афанасьевич Спендиаров родился 20 октября (1 ноября) 1871 года в местечке Каховка. Музыкальные способности он унаследовал от матери, хорошо владевшей фортепиано. Многосторонняя одаренность Спендиарова проявилась в раннем детстве, но преобладающий интерес к музыке возник позже. С семи лет он начинает сочинять, с девяти — обучаться игре на фортепиано и на скрипке. В 1890 году юноша переехал в Москву, где через пять лет окончил юридический факультет университета.
В 1896 году состоялась решающая для Спендиарова встреча с Н. А. Римским-Корсаковым, который высоко оценил его композиторский талант и ввел его в круг петербургских музыкантов. В последующие годы Спендиаров создал много романсов, хоровых сочинений, вокальных произведений с оркестром, инструментальных и оркестровых пьес.
Среди последних выделяются две тетради «Крымских эскизов» (1903 и 1912) и симфоническая картина «Три пальмы» (1905). Спендиаров обосновался в Крыму, изредка выезжая в Москву, Петербург, Тифлис, где выступал как дирижер. Он встречался с крупнейшими деятелями русской культуры — А. П. Чеховым, Л. Н. Толстым, Ф. И. Шаляпиным, А. М. Горьким (на текст поэмы Горького он написал балладу для баса с оркестром «Рыбак и фея», 1902); тесные дружеские отношения установились у Спендиарова с его учителем Н. А. Римским-Корсаковым, а также А. К. Глазуновым.
В детские годы Спендиаров познакомился с народной музыкой Крыма.
Начиная со второго десятилетия XX века усилился его интерес к армянскому искусству. В 1922 году правительство Советской Армении пригласило Спендиарова переехать в Ереван и возглавить музыкальную жизнь республики. Этот период ознаменован расцветом композиторской, педагогической и общественно-музыкальной деятельности Спендиарова. Глубоко проникнув в сущность народной армянской музыки, Спендиаров создал такие выдающиеся произведения, как «Ереванские этюды» для оркестра (1925) и оперу «Алмаст» — одно из лучших творений армянского музыкального театра.
Среди других произведений композитора Концертный вальс (1906) для симфонического оркестра, «Бэда-проповедник» (1907) для голоса с оркестром (удостоено премии имени М. И. Глинки). Спендиаров умер в Ереване 7 мая 1928 года.
Главные произведения
Полезное
Смотреть что такое «Спендиаров» в других словарях:
Спендиаров А. А. — СПЕНДИАРОВ (Спендиарян) Александр Афанасьевич [20.10(1.11).1871, Каховка, 7.5.1928, Ереван], сов. композитор и дирижёр. Нар. арт. Арм. ССР (1926). Теорию композиции изучал у A. C. Кленовского в Москве (189294) и H. A. Римского… … Балет. Энциклопедия
Спендиаров — (настоящая фамилия Спендиарян) Александр Афанасьевич [20.10(1.11).1871, Каховка, 7.5.1928, Ереван], советский композитор, дирижёр, педагог, общественный деятель, народный артист Армянской ССР (1926). Классик армянской музыки. Окончил… … Большая советская энциклопедия
Спендиаров А. А. — (Спендиарян) Александр Афанасьевич (20 X (1 XI) 1871, Каховка 7 V 1928, Ереван) сов. композитор, дирижёр, педагог и муз. обществ. деятель. Нар. арт. Арм. ССР (1926). Окончил юридич. ф т Моск. ун та (1895), обучался игре на скрипке, играл… … Музыкальная энциклопедия
Спендиаров А. А. — СПЕНДИÁРОВ Александр Афанасьевич (18711928), композитор, дирижёр, педагог, нар. арт. Арм. ССР (1926). Ученик Н. А. Римского Корсакова. Создатель классич. арм. симфонич. и оперных произв.: оп. Алмаст (1928), симфонич. картина Три пальмы (по… … Биографический словарь
Спендиаров, Александр Афанасьевич — Спендиаров Александр Афанасьевич Основная информация Дата рождения 1 ноября 1871(1871 11 01) Место рождения … Википедия
Спендиаров Александр Афанасьевич — Спендиаров (настоящая фамилия ‒ Спендиарян) Александр Афанасьевич [20.10(1.11).1871, Каховка, ‒ 7.5.1928, Ереван], советский композитор, дирижёр, педагог, общественный деятель, народный артист Армянской ССР (1926). Классик армянской музыки.… … Большая советская энциклопедия
Спендиаров (Спендиарян) Александр Афанасьевич — (1871 1928), сов. композитор и дирижер. В 1895 написал романс на стихи Л.: «Они любили друг друга» (вошел в его сб.: Четыре романса для голоса с сопровождением фп., СПБ, 1899), в 1901 романс «Ветка Палестины» для вокального квартета с… … Лермонтовская энциклопедия
СПЕНДИАРОВ Александр Афанасьевич — (1871 1928) композитор и дирижер, народный артист Армении (1926). Создатель классических армянских симфоний и оперных произведений. Опера Алмаст (1928), симфоническая картина Три пальмы (1905) и др … Большой Энциклопедический словарь
А. А. Спендиаров был мне всегда близок и дорог как высоко талантливый самобытный композитор и как музыкант с безупречной, широко разносторонней техникой. . В музыке А. А. чувствуется свежесть вдохновения, благоухание колорита, искренность и изящество мысли и совершенство отделки. А. Глазунов
А. Спендиаров вошел в историю как классик армянской музыки, заложивший основы национального симфонизма и создавший одну из лучших национальных опер. Он сыграл также выдающуюся роль в становлении армянской композиторской школы. Органически претворив традиции русского эпического симфонизма (А. Бородин, Н. Римский-Корсаков, А. Лядов) на национальной почве, он расширил идейно-образный, тематический, жанровый диапазон армянской музыки, обогатил ее выразительные средства.
«Из музыкальных влияний в период моего младенчества и отрочества», — вспоминает Спендиаров, — «самым сильным была игра на фортепиано моей матери, которую я очень любил слушать и которая несомненно пробудила во мне раннюю любовь к музыке». Несмотря на рано проявившиеся творческие способности, заниматься музыкой он начал сравнительно поздно — в девятилетнем возрасте. Обучение игре на фортепиано вскоре сменилось занятиями на скрипке. К годам учения в симферопольской гимназии относятся первые творческие опыты Спендиарова: он пробует сочинять танцы, марши, романсы.
В 1880 г. Спендиаров поступает в Московский университет, учится на юридическом факультете и параллельно продолжает заниматься на скрипке, играет в студенческом оркестре. У дирижера этого оркестра Н. Кленовского Спендиаров берет уроки теории, композиции, а после окончания университета (1896) едет в Петербург и в течение четырех лет осваивает курс композиции у Н. Римского-Корсакова.
Уже в период учебы Спендиаров пишет ряд вокальных и инструментальных пьес, сразу же получивших широкую популярность. Среди них романсы «Восточная мелодия» («К розе») и «Восточная колыбельная песнь», «Концертная увертюра» (1900). В эти годы Спендиаров знакомится с А. Глазуновым, А. Лядовым, Н. Тиграняном. Знакомство перерастает в большую дружбу, сохранившуюся до конца жизни. С 1900 г. Спендиаров в основном живет в Крыму (Ялта, Феодосия, Судак). Здесь он общается с выдающимися представителями русской художественной культуры: М. Горьким, А. Чеховым, Л. Толстым, И. Буниным, Ф. Шаляпиным, С. Рахманиновым. Гостями Спендиарова бывали А. Глазунов, Ф. Блюменфельд, оперные певицы Е. Збруева и Е. Мравина.
В 1902 г., находясь в Ялте, Горький познакомил Спендиарова со своей поэмой «Рыбак и фея» и предложил ее в качестве сюжета. Вскоре на ее основе было сочинено одно из лучших вокальных произведений композитора — баллада для баса с оркестром, исполненная Шаляпиным летом того же года на одном из музыкальных вечеров. К творчеству Горького Спендиаров обратился еще раз в 1910 г., он сочинил мелодекламацию «Эдельвейс» на текст из пьесы «Дачники», выразив тем самым свои передовые политические взгляды. В этом плане характерно и то, что в 1905 г. Спендиаров выступил в печати с открытым письмом в знак протеста по поводу увольнения Н. Римского-Корсакова из состава профессоров Петербургской консерватории. Памяти дорогого учителя посвящена «Траурная прелюдия» (1908).
По инициативе Ц. Кюи летом 1903 г. в Ялте состоялся дирижерский дебют Спендиарова, с успехом исполнившего первую серию «Крымских эскизов». Будучи прекрасным интерпретатором собственных сочинений, он впоследствии неоднократно выступает как дирижер в городах России и Закавказья, в Москве и Петербурге.
Интерес к музыке народов, населявших Крым, особенно армян и крымских татар, получил у Спендиарова воплощение в целом ряде вокальных и симфонических произведений. Подлинные мелодии крымских татар использованы в одном из лучших и репертуарных сочинений композитора в двух сериях «Крымских эскизов» для оркестра (1903, 1912). По мотивам романа X. Абовяна «Раны Армении» в начале первой мировой войны была сочинена героическая песнь «Туда, туда, на поле чести». Обложку для издаваемого сочинения оформил М. Сарьян, что послужило поводом для личного знакомства двух славных представителей армянской культуры. Средства с этого издания они передали комитету помощи жертвам войны в Турции. Мотив трагедии армянского народа (геноцида) Спендиаров воплотил в героико-патриотической арии для баритона с оркестром «К Армении» на стихи И. Ионисяна. Эти произведения имели этапное значение в творчестве Спендиарова и подготовили почву для создания героико-патриотической оперы «Алмаст» на сюжет поэмы О. Туманяна «Взятие Тмкаберта», повествующей об освободительной борьбе армянского народа в XVIII в. против персидских завоевателей. В поиске либретто Спендиарову помог М. Сарьян, познакомивший композитора в Тбилиси с поэтом О. Туманяном. Совместно был составлен сценарий, а либретто написала поэтесса С. Парнок.
Прежде чем приступить к сочинению оперы, Спендиаров принялся накапливать материал: собирал армянские и персидские народные и ашугские напевы, знакомился с обработками различных образцов восточной музыки. Непосредственная работа над оперой началась позднее и была закончена уже после переезда Спендиарова в 1924 г. в Ереван по приглашению правительства Советской Армении.
Последний период творческой деятельности Спендиарова связан с активным участием в строительстве молодой советской музыкальной культуры. В Крыму (в Судаке) он работает в отделе народного образования и преподает в музыкальной студии, руководит самодеятельными хорами и оркестрами, обрабатывает русские и украинские народные песни. Возобновляется его деятельность в качестве дирижера авторских концертов, организуемых в городах Крыма, в Москве и Ленинграде. В концерте, состоявшемся в Большом зале Ленинградской филармонии 5 декабря 1923 г. наряду с симфонической картиной «Три пальмы», второй серией «Крымских эскизов» и «Колыбельной» была в первый раз исполнена первая сюита из оперы «Алмаст», вызвавшая благожелательные отклики критики.
Переезд в Армению (Ереван) оказал значительное влияние на дальнейшее направление творческой деятельности Спендиарова. Он преподает в консерватории, участвует в организации первого в Армении симфонического оркестра, продолжает выступать в качестве дирижера. С прежним энтузиазмом композитор записывает и изучает армянскую народную музыку, выступает в печати.
Спендиаров воспитал немало учеников, ставших впоследствии известными советскими композиторами. Это Н. Чемберджи, Л. Ходжа-Эйнатов, С. Баласанян и др. Он одним из первых оценил и поддержал талант А. Хачатуряна. Плодотворная педагогическая и музыкально-общественная деятельность Спендиарова не помешала дальнейшему расцвету его композиторского творчества. Именно в последние годы он создал ряд своих лучших произведений, среди которых замечательный образец национального симфонизма «Эриванские этюды» (1925) и опера «Алмаст» (1928). Спендиаров был полон творческих планов: зрел замысел симфонии «Севан», симфонии-кантаты «Армения», в которой композитор хотел отразить историческую судьбу родного народа. Но планам этим не суждено было сбыться. В апреле 1928 г. Спендиаров сильно простудился, заболел воспалением легких, и 7 мая его не стало. Прах композитора захоронен в саду перед Ереванским оперным театром его имени.
Творчеству Спендиарова присуща тяга к воплощению национально характерных жанровых картин природы, народного быта. Его музыка пленяет настроением мягкого светлого лиризма. Вместе с тем мотивы социального протеста, непреклонной веры в грядущее освобождение и счастье своего многострадального народа пронизывают целый ряд замечательных творений композитора. Своим творчеством Спендиаров поднял армянскую музыку на более высокую ступень профессионализма, углубил армяно-русские музыкальные связи, обогатил национальную музыкальную культуру художественным опытом русской классики.
Александр Спендиаров – один из основоположников армянской классической музыки. Материал для творчества он черпал из народных напевов, армянской поэзии, литературы и истории. Верность традициям армянской народной музыки он сочетал с опытом русской музыкальной классики.
Александр Афанасьевич Спендиаров родился в Каховке 1 ноября 1871 года в семье владельца лесных складов, но крестили его в армянской церкви городского предместья Армянского Базара (Армянска). В 1882–1890 годах Александр учился в Симферопольской мужской казенной гимназии, затем – в Московском университете. Будучи студентом второго курса, Александр, к тому времени прекрасно игравший на скрипке, начал брать уроки композиции у Н. Кленовского, с 1896 года – у Н. А. Римского-Корсакова, жившего в Петербурге. Тогда же Спендиаров начал писать собственную музыку. В августе 1896 года состоялось первое профессиональное исполнение «Старинного танца» Александра Афанасьевича, а спустя четыре года композитор создал «Концерт-увертюру» – свое первое большое произведение.
Сам же Спендиаров началом своего творчества считал 1901 год, когда он поселился в Ялте, на улице Екатерининской. В 1899 году его отец покупает бывший особняк королевы Сербии в качестве свадебного подарка Александру, женившемуся на дочери племянника И. К. Айвазовского. Дом Спендиарова был центром музыкальной культуры Крыма. Ставшие традиционными «Спендиаровские вечера» привлекали в дом многих любителей музыкального искусства. С 1918 года в главном корпусе особняка композитора размещался профсоюзный Дом культуры медицинских работников. В 1927 году в результате землетрясения здание сильно пострадало: появились многочисленные трещины стен, были разбиты скульптуры грифонов и греческих античных философов, кариатиды. В годы Великой Отечественной войны здание также подвергалось дополнительным разрушениям. В послевоенные годы был полностью утрачен парк. В 1971 году в результате пожара пострадали отделка комнат и трехэтажный флигель. В 1989 году здание было полностью восстановлено. В настоящее время здесь находится Дом-музей А. А. Спендиарова.
В 1902 году Александр Афанасьевич познакомился с М. Горьким, приехавшим на Южный берег для поправки здоровья и встреч с А. П. Чеховым. Находясь в Ялте, М. Горький как бы шутя написал песню в стихах «Рыбак и фея» по молдавско-цыганской легенде, которая очень понравилась А. Спендиарову. Композитор также «шутя», легко и быстро положил это произведение на музыку, чем приятно поразил М. Горького. Баллада была исполнена в Ялте, затем ее включили в репертуар Петербургского симфонического оркестра.
С начала XX века А. Спендиаров каждое лето выезжал в Судак, где ему легко писалось на даче, ранее принадлежавшей художнику-маринисту И. К. Айвазовскому. И вскоре в Петербурге прозвучала сюита «Крымские эскизы» (1903), посвященная замечательному живописцу. За первой последовала вторая сюита с тем же названием, далее композитор создает в Ялте симфоническую картину «Три пальмы» (1905), пишет балладу «Беда-проповедник» и мелодекламацию «Мы отдохнем».
Александр Афанасьевич удостаивался премий имени М И. Глинки, на музыку А. Спендиарова «Три пальмы» (стихи М. Лермонтова) М. Фокин ставил в Берлине балет «Семь дочерей короля джиннов» с участием Анны Павловой, тогда же произведение «Три пальмы» было исполнено в Миланском оперном театре «Ла Скала».
В своем ялтинском доме А. Спендиаров принимал известных музыкальных деятелей: С. В. Рахманинова, А. Т. Гречанинова, Ф. И. Шаляпина, Ф. М. Блуменфельда, художника В. Я. Суренянца, работавшего в то время над эскизами к поэме А. С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан», а также их общего знакомого поэта А. Цатуряна: в 1894 году А. Спендиаров написал с ним романс «К розе».
Летом 1909 года Александр Афанасьевич поселился в Судаке, работал здесь над оперой «Шамирам» (вариант имени владычицы Семирамиды), которую не закончил, занявшись обработкой местных танцев и музыкальных пьес. В 1916 году композитор выехал на Кавказ и поселился в Тифлисе, однако через год вернулся в Крым, в Судак. Несмотря на сложности, вызванные Гражданской войной в Крыму, вместе с русской поэтессой С. Я. Парнок композитор создал героическую оперу «Алмаст».
В 1924 году А. Спендиаров выехал в Армению, где занимался педагогической и концертной деятельностью. В 1926 году Александр Афанасьевич стал народным артистом Армянской ССР.
Умер композитор в Ереване 7 мая 1928 года.
В Ялте в 1971 году было установлено его полуфигурное изображение из бронзы на постаменте из диабаза (скульптор Карапетян), его именем названы улица и детская музыкальная школа.