спектакль иркутская история 1959

Иркутская история (пьеса А. Арбузова)

Вы здесь

Новости ogirk.ru

«Иркутская история. » в новостях:

irkutskaya istoriya

Пьеса «Иркутская история» вышла на сцену в 1959 году. Если можно говорить о большом, серьезном событии — театральном, гражданском, общественном, психологическом, — именно оно произошло вместе с выходом этой пьесы. Её автор, А.Н. Арбузов, о котором стали почтительно забывать, «проснулся», как принято писать в театральных рецензиях «ведущим драматургом». Это негласное первое место обычно занимает кто-либо из наиболее репертуарных, нравственно-авторитетных писателей. И нет здесь ничего зазорного. Если чемпионов знает спорт, если звезд знает кино, если лидеров знает политика, отчего бы и литературе не знать властителей дум. Как справился Арбузов с «шапкой» и «бармами», полученными при негласном этом избрании, мы еще попробуем рассказать. А пока — в советской литературе, советском театре появилась «Иркутская история».

Поначалу пьесу сразу же захотели вывести из разряда любовных драм: любовная ее стихия мешает ясному гражданскому звучанию. Появились статьи, где наивно разделяются сферы чувств и сферы труда, будто бы в жизни не связаны эмоции и идеи, будто бы любовь не несет в себе никаких элементов общественного бытия времени. «Многие считают, — говорилось в подобных статьях, — что пьеса Арбузова о любви. потому-то она и пользуется такой популярностью, потому-де спектакль на «вечную тему» так долго не сходит со сцены многих театров. Но спектакль вахтанговцев — это меньше всего спектакль о любви. это взволнованный и честный рассказ о рабочей семье экипажа большого шагающего». Таким образом, пьеса Арбузова, посвященная силе преобразующей любви, вдруг стала рекламироваться как рассказ об экипаже большого шагающего. К счастью, эта идея не осталась в умах ни театральных коллективов, ни зрителей. «Иркутская история» — пьеса о любви и одновременно о новом типе жизни людей, о том, как один человек, осознавший себя личностью, может поднять другого, сделать личностью и его, разрушить одиночество и цинизм, искусственно создаваемые иногда вокруг себя слабыми и неуверенными. Именно любовь дважды спасла героиню пьесы от нравственного падения. Первый раз это была любовь Сергея Серегина, которая помогла ей обрести женское достоинство. Во второй раз это была любовь Виктора, которая помогла ей обрести человеческое трудовое достоинство. Любовь связалась здесь и с жизнью экскаваторщиков, и с коллективной их моралью, и с величием новой стройки. И уже не различишь, где в пьесе — гражданское, а где — лирическое, — это особый сплав публицистического лиризма, героических чувств, гражданских эмоций и глубоко личных переживаний. Все спаяно и потому прекрасно, потому так сильно отозвалось в сердцах современников — они узнали и о новом уровне чувств, и о новой радости труда.

Главная героиня пьесы — кассирша Валька, которую за легкость поведения так и называли «Валька-дешевка». Думала она, что главное — красивое личико, привычные любовные признания, вороватые поцелуи в темноте последнего сеанса да бойкий, острый язычок городского мещанства, одновременно и приманивающий парней и отталкивающий их, когда ухаживания переходят границу. Наиболее постоянным был при ней Виктор. Не щадил и он Валиной репутации, и он говорил о ней цинично, неуважительно, грубо. О том, чтобы жениться, не было и речи. Вот бы насмешил всю стройку, ведь с ней можно и так, без обязательств. Но случилось неожиданное, то, чего не поняли, не узнали, пока что еще не почувствовали они оба. Из пошлой этой историйки рождалась история их любви — Валя и Виктор полюбили друг друга. Но Виктор еще и не подозревал об этом, поощряемый Валиным легкомыслием к без обязательной канители вечерних свиданий, ленивой болтовни, к привычному, гаденькому неуважению. Валя отчетливее слышала свою любовь, но ей не давала высказаться гордость, а вдруг он высмеет, оборвет ее. Да и странным казалось хорошее, нежное чувство — ведь привыкла размениваться на случайные встречи, на липкий уют чужих комнат, на легкую свободу неподотчетных совести дней.

Так и не слышали они пока что друг друга, разговаривая каждый день, так и не знали друг друга, каждый день встречаясь. А потом появился Сергей, друг Виктора, давно приметивший Валю, разгадавший за внешней бравадой ее чистое сердце. Сергей предложил ей стать его женой, и Валя согласилась. Тут мы подходим к самому переломному, самому драматическому моменту пьесы.

На секунду остановимся, чтобы разглядеть нечто очень существенное — писатель совершает сдвиг в области морали, явление не такое уж частое, обычно сюжет движется по традиционным дорогам моральных правил. Но Арбузов решается на акцию сложнейшую, он ищет своего нового поворота, новых возможностей для разговора о новом уровне человеческих отношений. Сколько помнит себя человечество — любовь двоих была главной основой для соединения, конечно если речь шла об условиях нормальных, не трагических, не социально- искривленных. Брак без любви всегда почитался куплей-продажей, цинизмом, несчастьем, нарушением естественных человеческих норм. Там, где речь шла о настоящей любви, к ней не примешивалось ни доводов рассудка, ни голоса уважения, ни мыслей о нужности или ненужности решительного шага. Все, что шло от разума, оскорбляло, принижало подлинную любовь, сводило ее до уровня обычных житейских дел, где можно было и продумать все выгоды и невыгоды предпринятого союза, и порассуждать о возможном его финале. Стоило только Вронскому на один из бесконечных вопросов Анны Карениной о любви ответить ей, что он ее уважает, как она поняла, что любовь его кончилась, и прозвучала отчаянная, трагическая ее реплика: «Уважение выдумано вместо любви. Там, где нет любви, говорят об уважении». Нечто прямо противоположное найдем мы в «Иркутской истории». Валя любит Виктора, но замуж выходит за Сергея. На секунду ужаснулись все окружающие, те, кто знал больше, чем сами герои, — Хор, существующий в этой пьесе, «Что ты делаешь? Одумайся, Валентина. Ведь ты не любишь его», — так скажет ей Хор в Последнюю ночь перед свадьбой с Сергеем.

Читайте также:  почему инстаграм не сохраняет биографию

Ужаснется Хор, но не испугается автор. Валя выйдет замуж за Сергея без печали, без осуждения, напротив, в белом подвенечном платье будет Валя на свадьбе, и этим нарядом подчеркнет писатель, что все правильно, все хорошо, все как надо. Бывают случаи, когда любовь вовсе не главное, для того чтобы соединиться с человеком, — скажет Арбузов. Многие твердили Вальке о любви, но никто, ни один из них не сказал Валентине об уважении, о высоте ее женского достоинства. Все предлагали ей любовь, один Сергей предложил ей уважение, дружбу, товарищескую поддержку. Любовь тех, других, была легкой и не пробуждающей душу, уважение этого заставило Валю одуматься, почувствовать радость семьи, вкус верности, счастье покоя. И важнее всех любовных признаний оказались ей сейчас эти слова доверия, уважения, слова–аванс ее будущей чистой жизни. Это нечто совершенно новое в пьесе «Иркутская история», нигде не встречавшаяся ранее точка зрения на союз людей, на возможные мотивы этого союза, среди которых любовь вовсе не единственная, благородная, бескорыстная причина. И то, что Сергей решился жениться на Вале, понимая, что любви с ее стороны, той самой настоящей, единственной любви, нет, что она идет к нему, боясь одиночества, боясь окончательно потерять себя, делает его натурой исключительной, незаурядной. Где тут говорить о его «обыкновенности», «обычности». Необычный человек экскаваторщик Серегин — крепкая рабочая закалка, высокая трудовая гордость помогли ему стать законодателем и новых моральных категорий. Он — не политик и не ученый, не государственный деятель и не писатель — устанавливает свой закон жизни. Уважение, доверие — вот главное между людьми, а любовь придет, она не может не прийти, если в основе ее заложено товарищество, взаимное понимание, трогательное желание помочь, поддержать, спасти.

В художественном построении «Иркутской истории» видное место занимает хор. Это обстоятельство вызвало целую дискуссию, участники которой высказывали полярно противоположные взгляды. Роль хора весьма многообразна. В одних случаях хор поясняет зрителю обстановку, в других, раздвигая рамки времени, излагает предысторию героев.
В третьих — он вступает с ними в беседу. В четвертых — он произносит вслух скрытые мысли героев. А в сцене с Сердюком в хоре звучит голос давней возлюбленной Сердюка — фронтовой санитарки. Девичий голос этот рассказывает зрителю о печальном заблуждении героя: Сердюк полагал, что любимая изменила ему. На самом деле она была убита.

В любом из этих применений хор обогащает выразительность пьесы. Непривычный для современного зрителя, он уже по этой причине обостряет его интерес к происходящему на сцене, придает свежесть его восприятию. Хор существует в драматургии ни много ни мало три тысячелетия. Вероятно, никто не будет оспаривать, что за это время он доказал свою оправданность как средство сценической выразительности.

Хор сопровождает людей и дела этой пьесы, Хор, уже давно ставший неотъемлемой частью арбузовских произведений. Разные были мнения высказаны о Хоре в «Иркутской истории». Считался он и не нужным, и искусственным, и ничего не меняющим в ходе сюжета, и претенциозным. Думается, дело состояло в том, что ни один из театров, включая и Театр имени Вахтангова, давшего этой пьесе путевку в огромную сценическую жизнь, не сумел разглядеть в ее Хоре своеобразный замысел драматурга. Хор появлялся на различных сценических площадках либо в абстрактных концертных костюмах, подчеркивающих его остраненность, либо в будничных комбинезонах, подчеркивающих, что Хор — это как раз не абстракция, не символика, но обычное окружение героев, их друзья по работе. Но если внимательно вглядеться в реплики Хора, открывающие пьесу, когда Первый юноша, Второй юноша и Девушка заговорят о силе изменяющей человека любви — можно распознать и нечто другое. Сразу же за этими репликами, сказанными юношами и Девушкой, в сюжет вступят Валя, Сергей, Виктор. Их выход не обозначен, они не появляются и не уходят, а как бы преобразуются из Хора, будучи за секунду назад юношами и Девушкой вообще, — они обретают конкретные имена и конкретные судьбы. Хор это олицетворенные души Вали, Сергея и Виктора, их олицетворенный внутренний мир, лучшее в них, чего они еще не знают о себе сами. То, что Валя, Сергей и Виктор говорят обычно, буднично и просто, их двойники в Хоре повторяют патетически, эмоционально, в высоком лирическом регистре. Люди не могут сами говорить о себе словами торжественными, звучными, громкими. Это было бы и неправдиво и неестественно. Но люди, преображенные в Хор, как бы отделившиеся от земной своей оболочки, могут говорить о себе, друг о друге словами яркими, праздничными. От Сергея, реально действующего в драме, мы бы никогда не услышали того, что говорит в ней Второй юноша: «А разве не может случиться, что сила моей любви переменит тебя неузнаваемо, и ты станешь такой прекрасной, что даже я сам не узнаю тебя?» Но от этих слов, не сказанных Сергеем в сюжете, особый новый свет падает на его характер, собранный, строгий, не склонный к чувствительным излияниям. Соединив в своем сознании Сергея реального и Сергея из Хора, выговаривающего то; что неслышно звучит в душе арбузовского героя, мы познакомимся с человеком более содержательным, более многогранным, чем если бы судили по одному лишь конкретному тексту бригадира экскаваторщиков. Хор в «Иркутской истории» — это не комментарии и не аккомпанемент, не абстрактные символы и не обычные рабочие парни и девушки. Хор из «Иркутской истории» — это лирические отступления пьесы, ее патетический план, ее поэтический подтекст. Таким образом, в «Иркутской истории» — одной из ключевых драм Арбузова — соединяются вместе многие роды искусств — язык кинематографа, патетика поэзии, условность театра, эпичность литературы, правда документа, правда большой иркутской стройки середины двадцатого века.

Читайте также:  смешная история про арбуз

Заканчивались пятидесятые годы. Наступали новые — шестидесятые. Рубежом между ними в творчестве Арбузова была «Иркутская история» — пьеса, близкая и годам прошлым и времени наступающему.

Источник

Иркутская история

На одной из строек Иркутска в продовольственном магазине работают две девушки — Валя и Лариса. Валя — кассирша, ей двадцать пять лет. Это весёлая девушка, мало задумывающаяся о своём поведении и образе жизни, за что и заслужила прозвище Валька-дешёвка. Её друг Виктор Бойцов, ровесник Вали, знакомит её с Сергеем Серегиным. Серегин — мастер-машинист на шагающем экскаваторе. Виктор — его первый помощник, электрик.

Виктор обещает Вале пойти в кино, а потом — на танцы, но поскольку начальник, Степан Егорович Сердюк, даёт ему задание, касающееся починки экскаватора, Виктор просит Сергея пойти с Валей вместо него. После кино Валя и Сергей сидят на скамейке в парке и разговаривают. Валя рассказывает, что хочет быть похожей на Кармен, — раз про неё написали такую замечательную оперу, значит, она не может быть отрицательным героем. Сергей рассказывает Вале о том, что уже был женат. На Валин вопрос о причине развода отвечает, что, видимо, «в помощи друг друга не нуждались. Не настоящая, значит, была любовь». Валя говорит, что ей бы очень хотелось, чтобы существовала настоящая любовь, потому что одной — страшно.

Пока они разговаривают, к скамейке подходят два парня и начинают оскорблять Валю. Сергей бьёт одного из них по лицу. Валя просит у Сергея прощения и убегает. Действие переносится на берег Ангары. Лариса и Валя пьют пиво и разговаривают. Валя рассказывает подруге, что ей пришло письмо от неизвестного. Там было написано, что человек живёт не зря и не напрасно. От его дела должно все вокруг становиться лучше. Счастье нельзя испытывать в одиночку. Приходит Виктор. Лариса оставляет их одних. Валя говорит ему, что собралась идти замуж — хоть бы и за него. Тот в ответ говорит, что это было бы смешно, им и так хорошо.

Комната девушек в общежитии. День рождения Вали. Она приглашает Виктора и Сергея. Сергею, однако, она не говорит о том, по какому поводу у неё собираются гости. Виктор обрадован тем, что будет Сергей. Ему «не улыбалось» проводить вечер в обществе двух девушек. Сергей советует Виктору жениться на Вале. Тот отвечает, что ему неохота себя связывать.

За столом Валя читает вслух письма от неизвестного, в том числе и то, где неизвестный просит её выйти за него замуж. Валя же говорит, что лучше выйдет за Виктора, но он от неё отступается. Тогда Сергей признается, что письма писал он и что он никогда не сказал бы об этом, не отступись Виктор от Вали. Валя выгоняет Виктора. Тот обещает это запомнить.

Виктор начинает пить, прогуливать работу. Он просит Сергея оставить Валю, но Сергей её любит и Виктору отказывает.

На свадьбе у Вали и Сергея Лариса знакомится с Сердюковым. Виктор на память о себе дарит Вале колечко и убегает.

Проходит время. У Вали и Сергея родились близнецы — Федор и Леночка. Сергей советует Вале идти учиться, а потом работать. Он считает, что человеку для счастья нужно, чтобы дело его было хоть чуточку лучше, чем он сам.

Тридцатое июля. Очень жаркий день. Сергей берет полотенце и идёт на Ангару окунуться. По дороге к реке он встречает мальчика и девочку, которые присоединяются к нему: дети идут ловить рыбу.

Тем временем к Вале приходит Виктор. Он до сих пор не может забыть её и очень страдает. Валя же любит Сергея. Неожиданно приходит их друг Родик и рассказывает о том, что Сергей утонул. Мальчик и девочка, которые ловили рыбу, перевернулись на плоту. Сергей спас их ценой своей жизни.

После гибели Сергея вся его бригада решает работать за него, а деньги отдавать Валентине. Против один Виктор. Он считает, что это должно Валю унизить. Валя, однако, принимает деньги. Тогда Виктор обвиняет её в иждивенчестве. Он любит Валю и хочет, чтобы она сохранила человеческое достоинство. Он говорит ей то же, что когда-то сказал Сергей: что она должна идти учиться и работать. Зовёт её к ним в смену. Валя соглашается. В ней, кажется, зарождается новое чувство к Виктору, хотя она и не торопится это признавать. Голос Сергея желает Виктору счастливого пути в жизни.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Источник

«Иркутская история» (А. Арбузов)

Цитата: «А правда ли, что, полюбив, человек распрямляется,

как цветок на свету?».

История создания

Эта лирическая история пользовалась огромной популярностью в театрах. По статистике, за 19601961 гг. «Иркутская история» была поставлена в театрах СССР 9 тысяч раз.

Проблематика:

Смысл названия: в названии отмечается обычность такой истории: данная история может произойти с молодыми людьми в любом городе.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: драма.

Жанровые особенности: чтобы голос автора присутствовал непосредственно в сценическом действии, Арбузов обращается к античной традиции и вводит в действие хор.

Время и место действия: действие пьесы происходит в Иркутске в 1960-е годы.

Действующие лица

Краткое содержание

Часть первая

Иркутск. При стройке есть продуктовый магазин, а в нём работают Валя и Лариса. Валя — весёлая девушка, любит погулять, за что рабочие наградили её обидным прозвищем «Валька-дешёвка». Валя встречается с Виктором, знакомится с его друзьями — в частности, с Сергеем.

Читайте также:  мистические истории шаман на тв3

Виктор приглашает Валю в кино, но на него сваливается дополнительная работа (починка экскаватора), поэтому Виктор просит Сергея сходить с Валей в кино за него. После фильма Валя и Сергей беседуют в парке. Валя рассказывает, что хочет быть, как Кармен (про неё и оперу написали, значит, Кармен хороший человек). А Сергей рассказывает, что развёлся с женой. На вопрос Вали о причинах развода Сергей отвечает: «Не настоящая, значит, была любовь». Валя говорит, что очень хочет настоящую любовь. К скамейке подходят парни. Они оскорбляют Валю, и Сергей ударяет одного из них кулаком в лицо. Валя просит Сергея простить её и бежит домой.

На берегу реки Валя и Лариса пьют пиво. Валя рассказывает, что ей пишет письма неизвестный друг. Девушке очень нравятся эти письма: это её надежда на завтрашний день. Приходит Виктор, и Лариса отправляется домой. Валя говорит Виктору, что ей хочется замуж — может, они поженятся? Виктор отвечает, что им и так хорошо.

День рождения Вали. Девушка приглашает в общежитие Виктора и Сергея. Виктор рад, что его приятель тоже приглашён: парню надоело общение с Валей. Сергей рекомендует Виктору жениться на Валентине, но тот не хочет.

Во время застолья Валя читает письма от неизвестного. Он предлагает девушке выйти за него замуж. Валя говорит, что выйдет за Виктора. Виктор публично отказывается жениться на девушке. Сергей сознаётся, что именно он — тот самый неизвестный, который пишет Вале. Валя же выгоняет Виктора вон.

Виктор понемногу опускается, пьёт. Он даже просит Сергея не встречаться с Валентиной, но Сергей любит Валю и не может выполнить просьбу друга.

Валя и Сергей женятся. На их свадьбе Лариса знакомится со Степаном Егоровичем, начальником Сергея и Виктора. Приходит и Виктор. Он дарит Ларисе кольцо на память.

Прошло время. У Сергея и Вали родились двойняшки — Федя и Лена. Сергей хочет, чтобы Валя пошла учиться, а потом и работать. В этом заключается его жизненная философия: человек всё время должен становиться немножко лучше, чтобы жизнь улучшалась.

В один из летних дней Сергей идёт искупаться в реке. Вместе с ним идут Антон и Лера, которые собираются ловить рыбу.

Тем временем к Вале заходит Виктор. Он по-прежнему любит Валентину, но её интересует только муж. Прибегает Родик и сообщает о несчастье: Сергей спасал Антона и Леру, плот которых перевернулся. Дети живы, но Сергей погиб.

Бригада рабочих принимает решение выполнять работу Сергея, а деньги за эту работу отдавать Вале, которая сидит с детьми. Валя согласна. Но Виктор считает, что такой подход оскорбит достоинство Вали. Он повторяет Валентине то, что ей когда-то говорил Сергей: надо учиться и работать. Валя соглашается работать на стройке вместе с бригадой Виктора. Возможно, её чувства к нему возвращаются.

За сценой — голос Сергея, который желает Виктору счастья.

Экранизация

«Иркутская история» (СССР, 1973).

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Назовите имена детей Вали и Сергея.

Ответ. Фёдор (Федя) и Елена (Леночка).

Кто в «Иркутской истории» является носителем голоса автора?

Ответ. Хор.

Арбузов обращается к античной традиции и вводит хор для озвучивания лирических обобщений.

Источник

Иркутская история

image

Серия 1

image

Серия 2

Молодая девушка по имени Валентина всегда имела репутацию легкомысленной особы. Она была яркой и веселой, но никто не воспринимал ее всерьез и не хотел звать в жены. Девушку так и называли — Валя-дешевка. И лишь один парень по имени Виктор дружил с ней много лет, хоть и не показывал своих чувств.

Однажды Виктор зашел в магазин, где работала Валя, со своим новым начальником Сергеем. Молодые люди вместе трудились на одной из иркутских строек. Девушка сразу приглянулась приезжему парню. Но Сергей не решался ухаживать за Валей. Зато попытался натолкнуть на серьезный шаг Виктора. Витя высмеял слова друга и отрекся от Вали. Тогда Сергей открыл девушке свои чувства и позвал ее замуж. Это стало настоящим ударом для Виктора.

Прошло время, у пары родились дети. Валя была очень счастлива и ценила каждый миг, проведенный с мужем. Виктор же затаил злобу на Сергея и желал ему зла. Его словам было суждено сбыться и зло не заставило себя ждать. Сможет ли Валя пережить горе, поддержит ли ее Виктор. А может судьба вновь хочет свести людей, которым суждено быть вместе. Об этом расскажет Иркутская история.

Картина снята в формате телеспектакля по драматической театральной постановке Алексея Арбузова в 1973 году. В свое время данная постановка имела огромный успех среди советских зрителей. Она вдохновила создателей на двухсерийный фильм, который был высоко оценен критиками и поклонниками черно-белого кино.

Режиссерами фильма Иркутская история стали Борис Ниренбург и Евгений Симонов. Ведущие роли исполнены Юлией Борисовой, Вячеславом Шалевичем и Василием Лановым, которые блестяще справились со своими образами.

Источник

Спектакль иркутская история 1959

920774

Zeiza Vladimirovich Nikita

919820

Viktor Dmitrievich Kupreev

919561

Светлана Ивановна Панкратова

«Живи сегодня и сейчас»

Специалист по адм. хоз. работе

922189

Светик Александровна Насретдинова

competition car1

Поднять запись

Татьяна Анатольевна Иванова

«Глупый тот, кто думает, что другой не думает. Испанская пословица.»

Татьяна Анатольевна Иванова

«Глупый тот, кто думает, что другой не думает. Испанская пословица.»

Вспомнилась мне пьеса, на которую ходила с мамой.

Иркутская история (1959)

Премьера спектакля состоялась под новый 1960 год. Автор пьесы — Алексей Арбузов посвятил «Иркутскую историю» Юлии Борисовой. Действие происходило в пятидесятые: Сибирь, Ангара, Иркутская ГЭС. Борисова играла кассиршу Вальку-дешевку — вульгарную, самоуверенную, разбитную и неунывающую. Вахтанговцы поставили «Иркутскую историю» первыми, а потом она пошла по всему Союзу. Успех спектакля был ошеломляющим. «Иркутская история» удачно вписалась в театральную ситуацию своего времени: в ней непривычно соединялись оптимистический пафос и трудовой антураж с искренностью интонации.»

Пьесу мы смотрели в другом театре.

1629292675.M331051P23220Q

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector