Спасо-Преображенский собор (Переславль-Залесский)
Спа́со-Преображе́нский собо́р – собор в Переславском кремле. Функционирует как филиал городского музея-заповедника. Доступ внутрь ограничен.
Содержание
История [ править ]
Спасо-Преображенский собор – древнейший храм в Переславле-Залесском.
В этом сооружении древним мастерам удалось в простой и совершенной форме создать архитектурный образ небольшого, но монументального главного обшественно-культового здания феодального города-крепости.
Стены переславского собора состоят каждая из двух очень тщательно выложенных из тесанного камня параллельных наружных стенок, промежуток между которыми заполнен белокаменным ломом и валунами и залит известковым раствором.
В XIII-XIV веках в соборе погребали переславских удельных князей и членов их семей; советские археологи в 1930-х годах вскрыли несколько княжеских захоронений и обнаружили под полом собора интереснейшие резные саркофаги. Точно известно, что в западном углу собора были похоронены князья Димитрий Александрович (1294 год) и его сын Иван Димитриевич (1302 год).
Около собора стоит памятник князю Александру Невскому, установленный на Красной площади Переславля в 1958 году. И по сей день древнее здание Спасо-Преображенского собора остается музейным, хотя в нем время от времени проводятся службы.
До конца 2015 года в соборе ведутся реставрационные работы.
Спасо преображенский собор переславль залесский история
Спасо-Преображенский собор
С древнейших времен до сего дня собор остается одним из главных. градообразующих элементов Переславля-Залесского.
В древности он служил усыпальницей переславских удельных князей. Здесь находятся могилы сына Александра Невского, великого владимирского князя Дмитрия Александровича и внука великого полководца, переславского удельного князя Ивана Дмитриевича.
Издревле Спасо-Преображенский собор был настоящей сокровищницей древнерусской культуры. К сожалению, до нашего времени дошли лишь немногие памятники: Потир Юрия Долгорукого XII в. (Оружейная палата Московского Кремля), икона «Преображение» (ГТГ) и лицевое Евангелие дьякона Зиновия XIV в. (ОР РНБ), дающие представление о былом великолепии интерьера древнего храма.
Серьезный ущерб художественному оформлению интерьера собора был нанесен во время ремонта конца XIX в., предпринятого по инициативе ктиторов храма. Вместо деревянного иконостаса в нем установили мраморную алтарную преграду в псевдовизантийском стиле. Со стен собора сняли фрески византийских художников XII в., место которых заняли орнаментальные росписи маслом. Все эти разнородные элементы интерьера не образовывали стилистического единства, зато отвечали представлениям о «благолепии», сложившимся к концу прошлого века в русской православной церкви.
В течение послереволюционных десятилетий у переславцев и гостей города сложился устойчивый образ собора-музея, в котором можно ознакомиться с оригинальными приемами древнерусского зодчества, подышать воздухом древней истории России, прикоснуться к ее героическому прошлому.
В настоящее время Спасо-Преображенский собор как уникальнейший памятник истории и культуры домонгольской Руси нуждается в особом режиме охраны и эксплуатации, который может обеспечить только музей-заповедник с его возможностями и опытом подобной деятельности.
В июле 2014 г. в результате археологических исследований, проводимых Институтом археологии РАН в дьяконнике собора, была обнаружена печать константинопольского патриарха Афанасия I. Сегодня вы можете увидеть ее в экспозиции «Переяславль новый».
Спасо-Преображенский собор
в Переславле
Спасо-Преображенский собор Переславля не удивит путешественников помпезным и нарядным видом. Скорее наоборот: туристам, не знакомым с исторической значимостью достопримечательности, религиозная постройка может показаться весьма скромной, а то и даже суровой. На просторах сети её даже сравнивают с немногословным и могучим стражем, охраняющим город.
Но не подумайте, приземистость и лаконичность продиктована отнюдь не бедностью архитектурной мысли. Просто такой облик полностью соответствовал суровому духу своего времени. Мощные стены из белокаменных блоков, луковичная глава, венчающая барабан с прорезанными арочными окнами, и четырёхстолпная конструкция — основные архитектурные черты, характерные для православных храмов Древней Руси, нашли своё отражение и здесь. Но важное историческое значение заключается в другом.
А с недавних пор переславская достопримечательность претендует и на включение в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
История Спасо-Преображенского собора в Переславле
Только представьте: возраст религиозной постройки уже давно перевалил за 850 лет. Заложенная в 1152 году ещё при князе Юрии Долгоруком, она была полностью достроена спустя пять лет, в 1157-м, но уже при Андрее Боголюбском.
Белокаменный храм был свидетелем и участником важных исторических событий: в его стенах напутствовали воинов, крестили переславских правителей, в том числе и князя Александра Невского, здесь же они впоследствии нашли и последнее пристанище.
Такие выводы учёным позволили сделать обнаруженные в соборе надгробия и саркофаги. Помнит постройка и Сергия Радонежского, принявшего здесь сан игумена, и многочисленных захватчиков — была разграблена татарами шесть раз. А в XVII веке сильно пострадала от рук польских панов-интервентов.
После каждого нападения будущая переславская достопримечательность, скорее всего, ремонтировалась и возобновлялась. Скорее всего, потому что скупая хроника постройки хранит не так много сведений.
Но доподлинно известно, что Спасо-Преображенский собор был настоящим кладезем древнерусской культуры. Вот только до наших дней дошли далеко не все артефакты. Часть сохранившихся ценностей передана в Третьяковскую галерею и Оружейную палату в Москве, а также Отдел рукописей в Санкт-Петербурге, вторая — хранится в Переславском музее-заповеднике, филиалом которого сейчас и считается храм.
Внутри Спасо-Преображенского храма
Среди всей этой аскетичности выделяется мраморная алтарная преграда с иконами нового письма, выполненная в псевдовизантийском стиле. Вот только такое художественное оформление изначально не было присуще постройке — появилось вместо деревянного иконостаса после реставрации в 1891–1894 годах.
В то же время религиозная святыня лишилась и фресок XII столетия. Композиции «Страшный суд» и «Богоматерь на престоле» признали не представляющими никакой художественной ценности и уничтожили. Их место заняли масляные росписи.
Интересующиеся древнерусской архитектурой могут увидеть скрытые конструкции. Это возможно только во время проведения реставрационных работ. Чтобы было проще ориентироваться, в соборе установлен планшет с планом основных объектов. Правда, попасть в Спасо-Преображенский собор в Переславле не так просто — работает только в летний период.
Граффити и надписи
В отличие от интерьера, который можно оценить только в летний период, надписи и граффити доступны в любое время года — находятся с внешней стороны строения.
Так, в 2015 году при снятии штукатурки с южной апсиды специалисты обнаружили уникальное послание. Оно касается событий 800-летней давности — убийства владимирского правителя Андрея Боголюбского. Сообщение содержит имена преступников. 3D-модель помогла исследователям расшифровать сильно повреждённые буквы. Учёные назвали этот обвинительный текст древнейшим письменным памятником Северо-Восточной Руси.
Интерес вызвали и граффити, изображающие бегущего человека, над головой которого высится фантастическое существо. Рисунок сопровождает последовательность из пяти букв и надпись: «Но не всем ладно. Игнат писал». По мнению специалистов, похожие граффити не были распространены на Руси, в отличие от западноевропейских стран.
Большая часть текстов вырезана на стенах здания на высоте до двух метров от фундамента. Сейчас их расшифровкой занимаются лингвисты и архитекторы.
Как добраться
Собор находится на территории местного кремля. Точный адрес: Красная площадь, 1а. Координаты на карте: 56.736623, 38.852064. Место часто посещают с экскурсионной программой, которая входит в маршрут Золотого кольца. Но добраться можно и самостоятельно, например, на автобусах, автомобиле или такси.
На автобусах из Москвы: до родины Александра Невского транспорт отправляется практически каждый час. Подходят автобусы, следующие как до Переславля-Залесского, так и до Ярославля и Костромы. Время в пути составляет примерно два часа.
На автобусах: расстояние от автовокзала до достопримечательности составляет меньше пяти километров. Его можно пройти пешком, а можно доехать на № 7, 6, 1, 5. Выходите на остановке «Завод ЛИТ».
На автомобиле: из Москвы поезжайте на северо-восток по Е115. Дорога займёт два часа. Из Ярославля — чуть меньше двух часов. Двигайтесь по той же трассе «Е115». Заезжать к пункту назначения можно по Валовому Кольцу, но здесь стоянка запрещена, или по Садовой улице.
Из Ярославля:
Из Москвы:
На такси: доступны сервисы «Яндекс. Go», «Зеленоглазое», «Новое».
Спасо-Преображенский собор на панораме Yandex: вид снаружи
Преображенский собор Переславля на видео (с 07:26):
Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском – место крещения Александра Невского
Адрес: Россия, Ярославская область, г. Переславль-Залесский, пл. Красная, д. 3
Начало строительства: 1152 год
Окончание строительства: 1157 год
Координаты: 56°44’11.9″N 38°51’08.4″E
Объект культурного наследия Российской Федерации
Древнейший собор Переславля-Залессокого возвышается над городской Красной площадью и обнесен старым земляным валом. Этот величественный храм – настоящее украшение исторического центра старого русского города. Считается, что он был заложен одновременно с основанием Переславля в 1152 году Московский князем Юрием Долгоруким, а завершен через 5 лет уже при Андрее Боголюбском.
Архитектура Спасо-Преображенского собора
Стены собора выполнены в полубутовой технике. В процессе строительства вначале были сделаны две параллельные стенки из хорошо обтесанного известняка, сложенного почти насухо. Потом пространство между ними заполнили обломками камня и щебнем, и залили раствором. Общая толщина стен при этом достигает от 1 м до 1,3 м. По такой же технологии сделаны стены знаменитой церкви Покрова на Нерли.
Вид на собор со стороны ул. Советская
Первоначально Спасо-Преображенский собор имел высоту 22 м. Но за много веков храм почти на 90 см врос в землю.
Для фундамента применили уже устаревшую к тому времени технологию, и сложили его из крупного булыжника, скрепленного известковым раствором. Строители храма довели фундамент до плотной глины на глубине 1,2 м. А для того, чтобы такое основание смогло выдержать вес каменного строения, его сделали на 1-1,5 м шире стен.
Внешний декор собора строг и прост. Барабан, поддерживающий главу, украшают поребрик и городчатый пояс из кирпичной кладки. А верх трех абсид декорирован аркатурным поясом, поребриком и резным полувалом.
Археологи не нашли никаких свидетельств, что когда-либо возле храма существовали пристройки или приделы. Это дает основания полагать, что Спасо-преображенский собор дошел до наших дней практически без изменений. Учитывая, что этому храму уже более восьми с половиной веков, это большая редкость. Спасо-Преображенский собор и церковь Бориса и Глеба в Кидекше – два сохранившихся белокаменных храма, из всех, построенных в Северо-Восточной Руси в домонгольский период.
Значение Спасо-Преображенского собора в истории
Собор одновременно был княжеской церковью и гарнизоном крепости. В нем крестились многие удельные и переславские князья, в том числе Ярослав Всеволодович (1191 г.) и его сын Александр Невский (1220 г.). Когда Александру было 5 лет, он вместе со своим шестилетним старшим братом Федором прошел в соборе обряд посвящения в воины, так называемый «княжеский постриг».
Вид на южный фасад собора
Проводил Обряд «княжеского пострига» очень уважаемый в те времена священник – епископ Суздальский Симон. В соборе были похоронены последние переславские князья Дмитрий Александрович (умер в 1294 году) и его сын Иван Дмитриевич (умер в 1302 году).
Во время татаро-монгольского нашествия на Русь, Спасо-Преображенский собор много раз разоряли, в результате чего он потерял большую часть из своих накопленных ценностей. И после каждого испытания эту церковь вновь восстанавливали.
В церковной жизни храм известен как место проведения собора святителей Русской православной церкви (1310 г.). Спустя 44 года здесь принял сан священника Сергий Радонежский. Кроме того, в Спасо-Преображенский собор несколько раз приезжал на богомолье царь Иван Грозный.
В годы советской власти храм работал с перебоями, и в конце концов был закрыт. Из собора вывезли многие ценные артефакты, предметы церковной утвари, ювелирные изделия и дорогие дары, в том числе, сделанную из дерева дарохранительницу, серебряную звездницу, символизирующую Вифлеемскую звезду, и ковш XVI века.
В 1958 году на Красной площади перед храмом установили памятник (традиционный бюст) князю Александру Невскому работы скульптора С. Орлова и архитектора Л. Капицы. Князь изображен на этом памятнике в шлеме и кольчуге.
Памятник князю Александру Невскому на фоне Спасо-Преображенского собора
За много лет, пока собор стоял опустевшим, его крыша протекла, и из-за влаги стали портиться пол храма и его стены. Восстановительные работы проходили во второй половине прошлого века и в начале 2000-х годов. Во время них укрепили стены здания, заменили кровлю, позолотили крест и покрасили главу собора. Реставрационные работы внутри здания проходят и сейчас.
Внутренняя роспись, убранство и иконы
Интерьер храма также прост, как и его внешняя отделка. Во второй половине XII века внутренние стены собора расписали фресками. К большому сожалению, они были утрачены во время реставрации храма в 1893 году. Только два небольших фрагмента росписей удалось сохранить. И теперь они экспонируются в государственном Историческом музее. Более поздние фрески, выполненные в XIX веке, не представляли особой художественной ценности, поэтому при современной реставрации были зачищены. И сейчас на стенах Спасо-Преображенского собора никаких росписей нет. В XIX веке в соборе установили новый иконостас из мрамора в псевдовизантийском стиле, который сохранился до наших дней.
В 30-е годы прошлого века здесь также проводились большие реставрационные работы. Во время них были найдены желтые, зеленые и коричневые напольные плитки, выполненные из майолики. Такие же плитки белого цвета с голубым орнаментом, по мнению реставраторов, скорее всего, украшали церковные хоры.
Вид на собор с крепостного вала
Одной из чудом сохранившихся реликвий стал серебряный портир XII века (церковная чаша), которую передал в дар собору Юрий Долгорукий. Хотя часть исследователей считает, что этот портир сделан владимиро-суздальскими серебряниками позднее – в XIII веке, и был подарен храму внуком Юрия Долгорукого – Юрием Всеволодовичем. Гладкая чаша имеет простую форму и украшена искусно вырезанными на серебре медальонами, на которых изображены христианские святые. А по ее венцу проходит надпись. Сейчас этот драгоценный портир хранится в Оружейной палате Московского Кремля.
А Третьяковская галерея экспонирует одну из самых известных храмовых икон собора – «Преображение Господня», написанную знаменитым иконописцем Феофаном Греком в 1403 году. Во всем мире она признана шедевром русского иконописного искусства. В Москву эта икона попала для реставрации в 20-е годы прошлого века, да так и не была возвращена в Переславль. И сегодня в Спасо-Преображенском соборе выставлена ее точная копия.
Этот древний храм продолжает удивлять исследователей и историков и сегодня. В 2014 году в нем проводились работы по укреплению фундамента, и в ходе них была обнаружена печать архимандрита XIII-XIV века.
Время работы и стоимость билетов
Внутрь собора можно попасть с 1 мая по 1 октября. Он открыт с 10.00 до 18.00 ежедневно, кроме вторника. Сейчас вход в собор временно приостановлен до завершения реставрационных работ (по плану – в конце 2015 года).
Вид на собор с Красной площади
Входные билеты для взрослых стоят 50 руб., а для студентов и пенсионеров – 30 руб. Билет на 20-25 мин. экскурсию по собору стоит 250 руб.
Церковные службы в храме проходят трижды в году: в день празднования Преображения, а также 12 июня и 12 сентября – в дни памяти князя Александра Невского.
Как добраться до Спасо-Преображенского собора
Спасо-Преображенский собор расположен по адресу: Красная площадь, д. 1а. Это самый центр города. Московский автобус приезжает в Переславль на автостанцию, которая расположена в южной части города, примерно в 3 км от Спасо-Преображенского собора. От автостанции в центр можно прийти пешком, приехать на такси или на городском автобусе.
Спасо преображенский собор переславль залесский история
В 1152 г. Юрий Долгорукий, поселив жителей у Клещина озера (Плещеево озеро), нашёл на одном из возвышений иноческую обитель и близ неё городок Клещино, обнесённый высоким земляным валом. Он заложил в нём каменную церковь во славу Преображения Господня.
Памятник Юрию Долгорукому в Переславле-Залесском
Земляной вал
Спасо-Преображенский собор
В центре валового кольца расположена соборная площадь, ныне носящая название Красной. Главное место в её архитектурном ансамбле принадлежит Спасо-Преображенскому собору (1152-1157 гг.), с которого начинается история Владимиро-Суздальской школы архитектурного зодчества. Собор построен из белого камня мастерами, привезёнными Юрием Долгоруким из Юго-Западной Руси. Он представляет собой классический образец одноглавого, четырёхстенного храма княжеского типа.
При Андрее Боголюбском храм был расписан фресками. Композиции «Страшный суд» и «Богоматерь на престоле» обнаружил в 1862 г. краевед и архитектор Н.А. Артлебен.
Во время реставрации собора в 1893-1894 гг. древние фрески были сняты мелкими кусками, уложены в ящики и укрыты в холодном сарае в беспорядке. В 1895 г. Археологическая комиссия признала фрески не заслуживающими дальнейшего сохранения. Сохранившийся фрагмент росписей (поясное изображение апостола Симона) сейчас находится в Историческом музее Москвы. Не представлявшие значительной художественной ценности фрески XIX в. счищены. Сейчас внутри собора белые стены.
Фреска с изображением апостола из Спасо-Преображенского собора. ГИМ, Москва
Барабан и апсиды собора
А.Г. Чиняков, обследовавший и реставрироваший собор в 1940-х гг., предполагал, что барабан завершался цепочкой резных арочек, подобных завершениям барабанов владимирского Успенского собора.
Никаких каменных папертей и иных пристроек к собору не сохранилось, никаких их следов археологические исследования не открыли. Вероятно, к заложенному ныне входу на хоры во втором ярусе западного прясла северной стены собора примыкала не каменная (как в большинстве домонгольских храмов Северо-Восточной Руси), а деревянная лестничная башня.
Во время раскопок в храме в конце 1930-х гг. были обнаружены майоликовые плитки жёлтого, зелёного и коричневого цвета, устилавшие пол. Более нарядные плитки, белые с голубым орнаментом, вероятно, украшали хоры.
В Преображенском соборе в 1191 г. крещён великий князь Ярослав II Всеволодович, при котором собор особенно украшался, поддерживалось благолепие…
Рядом со Спасо-Преображенским собором в ХIII в. стоял деревянный дворец переславских удельных князей. Именно в нем, по преданию, 30 мая 1220 года родился Александр Ярославович Невский. Об этом сообщает мраморная мемориальная доска, установленная на стене Спасо-Преображенского собора в апреле 1964 года.
Памятник Александру Невскому в Переславле-Залесском
В память о Александре Невском на Красной площади перед Спасо-Преображенским собором в 1958 году был установлен бронзовый бюст А.Я. Невского (скульптор – С. Орлов, архитектор – Л. Капица).
В качестве воспитателей Александра и старшего брата его упоминаются Феодора боярин Феодор Данилович и судья Иоаким. По третьему ли по четвёртому году справлялись постриги. Обряд пострижения в древней Руси имел важное значение и в семейном кругу, и в гражданском быту. Он вытекал из понятий и взглядов наших предков на мужчину как на главу семьи, на его обязанности и отношения к обществу как самостоятельного члена этого общества. Пострижение было как бы символом признания прав личности: с этого момента мальчик становился мужем. Княжеский постриг отрока Александра совершал в Преображенском соборе Святитель Симон, епископ Суздальский (ум. 1226 г., один из составителей Киево-Печерского патерика).
В 1241 г. переславская дружина во главе во главе с Александром Невским отправилась отсюда на битву с немецкими рыцарями.
В XIII – нач. XIV вв. собор служил усыпальницей князей переславской династии.
Здесь похоронены, в частности, сын Александра Невского Василий князь Владимирский и Переславский Дмитрий Александрович и внук великого полководца Иван Дмитриевич.
При раскопках в 1939 г. под руководством Н.Н. Воронина была обнаружена редкая декорированная треугольно-выемчатым орнаментом крышка саркофага с могилы Ивана Дмитриевича.
До нашего времени дошли лишь немногие сокровища из храма:
— Потир Юрия Долгорукого XII в. (Оружейная палата Московского Кремля),
— икона «Преображение» (ГТГ),
— лицевое Евангелие дьякона Зиновия XIV в. (ОР РНБ), дающие представление о первоначальном интерьере древнего храма.
Феофан Грек. Преображение. Икона из Спасо-Преображенского собора
Н.А. Макаров, П.Г. Гайдуков, Вл. В. Седов, В.В. Бейлекчи.
Печать константинопольского патриарха Афанасия из переяславского Спасо-Преображенского собора
В июле 2014 г. Институт археологии РАН провел археологические исследования Спасо-Преображенского собора в Переяславле-Залесском, одного из древнейших белокаменных храмов Северо-Восточной Руси, возведенного в княжение Юрия Долгорукого. Археологические работы связаны с подготовкой проекта реставрации собора. Для исследования стратиграфии отложений у храма и состояния фундаментов было заложено восемь шурфов, семь у стен постройки с внешней стороны, один – внутри храма, в дьяконнике, на участке, где ранее уже производились вскрытия пола и строительных напластований. Из этого шурфа происходит уникальная находка – свинцовая подвесная печать с изображением Богоматери и восьмистрочной греческой надписью.
Печать патриарха Афанасия
В шурфе в дьяконнике выявлены средневековые строительные отложения, в том числе проливки извести и прослойки белокаменной крошки, перекрывающие лежащую на материке прослойку черного гумуса и древесного тлена – горизонт начала строительства. В центре шурфа расчищена яма от строительных лесов, с востока и запада обнаружены ленточные валунные фундаменты. Вдоль южной стены в шурфе открыты основания и часть стенок белокаменного саркофага с практически полностью сохранившимся изголовьем. Печать обнаружена в юго-западном углу шурфа, она залегала в переотложенном слое на глубине 44 см. от пола, ниже изголовья расколотого саркофага, вероятно, она попала сюда в результате ранее производившихся земляных работ.
Печать заметно выделяется в кругу подобных древностей большой величиной и массивностью. Ее размеры 41–45 мм., толщина 47-48 мм., вес 64 г. Заготовка печати на несколько миллиметров превышает диаметр матриц. На лицевой стороне печати в точечном ободке помещено изображение сидящей на престоле с богато украшенной спинкой Богоматери. Она держит перед собой на коленях обеими руками младенца Иисуса Христа. По сторонам под титлами надпись: ΜΡ–ΘV. На обороте, также в точечном ободке, помещена восьмистрочная греческая надпись. Правая треть надписи немного оплавлена, вероятно, печать побывала в пожаре.
Предлагаем следующий вариант прочтения легенды на булле:
+ΑΘΑNA|CIΟCΕΛΕWΘV|ΑPXΙΕΠΙCΚΟΠΟC|ΚWNCΤΑNΤΙNΟV| ΠΟΛΕWCNΕΑCΡW|ΜΗCΚΑΙΟΙΚΟVΜΕ|NΙΚΟCΠΡΙΑΡ|XΗC (Афанасий, милостью Божьей архиепископ Константинополя, Нового Рима и вселенский патриарх).
Тип печатей с изображением Богоматери и многострочной надписью на другой стороне хорошо известен в византийской и русской средневековой сфрагистике. Так оформлялись печати высших церковных иерархов: патриархов, митрополитов, архиепископов и епископов. Печать, найденная в Переяславле, отличается своими крупными размерами и высоким художественным качеством исполнения изображения и начертания надписи. Благодаря сохранившейся надписи ее персональная атрибуция может быть надежно установлена.
Известно четыре константинопольских патриарха, носивших имя Афанасий. Два из них занимали престол в период существования Византийской империи: в кон. XIII – нач. XIV в. и в сер. XV в. Два других – в период Константинополя под властью Османской империи: в 1634 и 1679 гг. Найденную печать с большой долей вероятности можно связывать с деятельностью лишь первого патриарха – Афанасия I, поскольку существование Афанасия II, последнего патриарха Византийской империи (1450-1453), подвергается историками сомнению. Относить печать к патриархам XVII в. невозможно по многим причинам и в первую очередь из-за непродолжительности их служения, У Афанасия III оно длилось лишь с конца февраля по начало апреля 1634 г., а у Афанасия IV – вообще всего неделю в 1679 г. Таким образом, в атрибуции печати мы склоняемся к патриарху Афанасию I, хорошо известному по письменным источникам. Он занимал патриарший престол дважды: в 1289-1293 и 1303-1310 гг.
Афанасий I, в миру Алексий, родившийся ок. 1235 г. в Адрианополе и умерший в глубокой старости в константинопольском монастыре Ксиролоф, – одна из ярких фигур в истории палеологовской Византии. Монах, долгое время подвизавшийся в монастырях на Афоне и во Фракии, известный своим аскетизмом и отшельнической жизнью, был приглашен на патриарший престол по инициативе императора Андроника II Палеолога и оказывал большое влияние на василевса и политику империи. Известно, что Афанасий был противником сближения Византии с латинским Западом, сторонником усиления императорской власти, как имеющей божественное происхождения, идеологом «очищения нравов» византийского общества, часто вмешивавшимся в дела светского управления. Его общественные и религиозно-философские взгляды получили отражение в обширном эпистолярном наследии, в том числе переписке с императором. Патриарх дважды был вынужден оставлять константинопольский престол под давлением своих противников среди епископата. Почитание Афанасия как святого началось вскоре после его смерти.
Святитель Петр, Митрополит Владимирский.
Патриарх Афанасий сыграл немаловажную роль в истории русской церкви – в 1308 г. он поставил на русскую киевскую митрополию Петра, Ратского игумена, настоятеля одного из галицких монастырей, с именем которого связан последующий перенос митрополичьей кафедры в Москву и строительство в Московском Кремле первого каменного Успенского собора. Утвердив на русской митрополии Петра, высший церковный иерарх Византии отказал в поставлении другому претенденту – тверскому игумену Геронтию. Колоритные подробности этих событий – передачу патриархом Петру святительских риз, пастырского жезла и иконы, принадлежавших умершему тремя годами раньше митрополиту Максиму и привезенных в Константинополь Геронтием, – изложены в Житии митрополита Петра, составленном в конце XIV в. митрополитом Киприаном. Но участие патриарха Афанасия в делах русской церкви этим не ограничилось. В 1309 г. Афанасий послал своего представителя – «единого от клирик» – к Петру после поступивших в Константинополь от тверского епископа Андрея обвинений митрополита в симонии – «ложных и хульных словес» – и предложил рассмотреть эти обвинения на церковном соборе. Собор состоялся в Переяславле-Залесском в 1310 или в нач. 1311 г. Участники собора, в конечном счете, отвергли выдвинутые против Петра обвинения как «облъгания» и «ложные словеса». Согласно тому же житию, решающее значение при этом имела позиция представителя константинопольского патриарха. «Тогда посланный патриархом клирик писаниа и словеса преподобному святителю Петру пред всеми являет». «Клирик», таким образом, не только выступил в защиту Петра, но и предъявил привезенные от патриарха «писаниа». Можно полагать, что именно этот документ был скреплен печатью с именем патриарха, найденной в дьяконнике переяславского собора.
Находки булл высших церковных иерархов Византии на Руси исключительно редки. Изданы лишь две: печать константинопольского патриарха Евстратия Гарида (1081–1084), обнаруженная в 1935 г. при раскопках в северо-западной башне Софийского собора в Киеве (Каргер, 1945) (Каргер М.К. К истории византийской сфрагистики // Византийский сборник. М.; Л., 1945. С.260-264; Самойловский I.М. З археологiчного лiтопису Киiвськоi Софii // Середнi вiки на Украiнi. Киiв, 1973. Вип. 2. С.103.), и печать патриарха Матфея I (1397–1410) происходящая со средневекового поселения на р. Воже, притоке Оки, на территории современной Рязанской области. Эта булла, по характеру своего оформления (крупные размеры, иконография Богоматери) аналогична с печатью из Переяславля. В.Л. Янин и П.Г. Гайдуков, издавшие рязанскую находку, убедительно связали ее с обращением патриарха Матфея к митрополиту Киприану и русским князьям за материальной помощью – «милостью» – для борьбы против турок и последовавшей затем присылкой благодарственных грамот на Русь (Янин В.Л., Гайдуков П.Г. Новая печать константинопольского патриарха Матфея I // Skripta Gregoriana: Сборник в честь 70-летия академика Г.М. Бонгард-Левина. М.: «Восточная литература» РАН, 2003. С.416-418.). Одна из таких грамот могла быть отправлена великому князю Олегу Ивановичу Рязанскому (1350–1402). Как и в случае с переяславской печатью, находка патриаршей буллы может быть, таким образом, соотнесена с конкретными историческими событиями.
Церковный собор 1310 г. в Переяславле – один из драматических моментов московско-тверского противостояния и столь же важная веха в истории русской митрополичьей кафедры. Решения собора укрепили положение Петра на русской митрополии и позиции московских князей, выступавших в его поддержку. Печать патриарха Афанасия – не только яркое материальное отражение византийско-русских церковных связей в нач. XIV в., но и уникальное археологическое свидетельство этого события, известного нам лишь по «Житию митрополита Петра» и сообщениям В.Н. Татищева.
Осенью 1374 г. в Переяславль приехал великий князь Дмитрий Иванович, в будущем Донской, вместе с супругой великой княгиней Евдокией. Здесь 26 ноября у них родился сын Юрий. В Переяславль съехались отец Евдокии, великий князь Дмитрий Константинович Суздальский с женой, братьями, детьми, другие князья и бояре. В их присутствии в Преображенском соборе произошло крещение новорождённого княжича, восприемником был преподобный Сергий Радонежский.
В 1916 г. в соборе служили настоятель, благочинный градских церквей протоиерей Алексий Дилигенский, священники Василий Виноградов и Владимир Побединский.
Нерукотворенный образ Спаса
Список убийц князя Андрея Боголюбского
Список_убийц_князя_Андрея_Боголюбского Прорись правого столбца надписи об убийстве Андрея Боголюбского
В правом столбце говорится: «Месяца июня 29 убиен бысть князь Андрей своими паробкы (слугами), овому вечная память, а сим – вечная мука». Дальше текст не читается. По словам Алексея Гиппиуса, фраза «овому (то есть князю) в?чная память, а симъ (заговорщикам) в?чна? мука» говорит о том, что надпись была сделана уже после казни заговорщиков.
В левом столбце – список убийц, где было примерно 20 имен. Три первых имени известны по летописи – это Петр Кучков зять (в тексте есть его отчество – Фралович, вероятно, Флорович), Амбал (в летописях встречается и написание «Анбал») и Яким (Яким Кучкович). Затем значительная часть текста утрачена, а в конце есть три имени, которые известны не были: Ивка, Петрко и Стырята. Последнее имя может быть прозвищем, образованным от слова «стырь» (кормило, рулевое весло). Завершается список словами: «Си суть убийцы великого князя Андрея, да будут прокляты». Окончание столбца пока остается не прочитанным.
Список_убийц_князя_Андрея_Боголюбского. Прорись левого столбца надписи об убийстве Андрея Боголюбского
ПУТЬ ГИПЕРБОРЕЕВ – «ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ»
СИНЕОЗЕРЬЕ ЗАЛЕССКОЕ и СЕМИХОЛМЬЕ МОСКОВСКОЕ
Следующая остановка асградских волхвов была в урочище Белый градец, которое располагалось близ современного городка на Волге в Тверской области. Отсюда по притоку Волги, речке Нерль, и Вексе (участок реки между Плещеевом и озером Сомино называется Вексой, и только по выходе из Сомина река называется Нерль) волхвы делали паломнический визит ко святым местам Плещеева озера, называемого также Синим озером.
Они плыли на ладьях по речке Нерли, текущей в глухих лесах мимо Холма Тарха Дажьбога. Это современная гора Тархов Холм (высота 292 метра) близ деревни Рахманово в десяти верстах от левого берега реки Нерли.
Этот путь описан в «Сказании и Битве цветов»: «И вот корабль… свернул в устье лесной речки Нерли. И почудилось, что он вошёл под высокие зелёные своды… Нерль была тиха и узка, и берега её обросли не только ивою, но и ольхою с черёмухой, кроны коих чуть не смыкались над головами странников. Вон там… за лесом святой Тархов холм. Каждую весну является там Тарх Дажьбог, и поит его живою водою Жива, а он ударяет по холму посохом и так призывает весну…»
Речка Нерль вытекает из Плещеева озера у села Купанское. Рядом с устьем ныне есть почитаемый, особенно накануне Купалы, целебный родник св. Варвары (образ мученицы Варвары, заточённой в башне, на Руси встал на место Рады, также заточённой в башне, откуда её выручил Крышний).
Плещеево озеро, куда прибывали волхвы, в древности также именовалось и Клещеевым (от «клескать», что в древнерусском и в говорах значит «плескать»). Есть также версия, что оно именовано так и по имени владельца, некоего боярина Плещеева или по имени старого городища Клещина.
Волхвы, явившиеся на берегах Плещеева озера, устраивали Ярилины и Купальские мистерии, обходили или проплывали озеро «по коло», почитали богов и духов священных мест, гор, речек и родников.
Почитался здесь Синий камень, что явился на берегу озера с незапамятных времён. В древности он лежал на Боровской горе, где ныне Борисоглебская слобода.
«Бысть во граде Переславле камень за Борисом и Глебом в боярку, в нём же вселился демон, мечты творя и привлекая к себе из Переславля людей: мужей и жён и детей их и разсевая сердца в праздник великих верховных апостолов Петра и Павла. И они слушаху его и стекахуся из году в год и творяху ему почесть». (Житие преподобного Иринарха. XVII в.).
В сер. XIX в. этот камень был потоплен посреди Плещеева озера на глубине пяти метров, но потом, в начале века ХХ, он вновь явился на берегу озера, у основания горы Ярилиной.
Ключ «Гремяч»