спасо преображенский собор переславль залесский история

Спасо-Преображенский собор (Переславль-Залесский)

370px %D0%A1%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BE %D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9 %D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80%2C %D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D1%8C %D0%97%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9

Спа́со-Преображе́нский собо́р – собор в Переславском кремле. Функционирует как филиал городского музея-заповедника. Доступ внутрь ограничен.

Содержание

История [ править ]

Спасо-Преображенский собор – древнейший храм в Переславле-Залесском.

В этом сооружении древним мастерам удалось в простой и совершенной форме создать архитектурный образ небольшого, но монументального главного обшественно-культового здания феодального города-крепости.

Стены переславского собора состоят каждая из двух очень тщательно выложенных из тесанного камня параллельных наружных стенок, промежуток между которыми заполнен белокаменным ломом и валунами и залит известковым раствором.

В XIII-XIV веках в соборе погребали переславских удельных князей и членов их семей; советские археологи в 1930-х годах вскрыли несколько княжеских захоронений и обнаружили под полом собора интереснейшие резные саркофаги. Точно известно, что в западном углу собора были похоронены князья Димитрий Александрович (1294 год) и его сын Иван Димитриевич (1302 год).

Около собора стоит памятник князю Александру Невскому, установленный на Красной площади Переславля в 1958 году. И по сей день древнее здание Спасо-Преображенского собора остается музейным, хотя в нем время от времени проводятся службы.

До конца 2015 года в соборе ведутся реставрационные работы.

Источник

Спасо преображенский собор переславль залесский история

Спасо-Преображенский собор

С древнейших времен до сего дня собор остается одним из главных. градообразующих элементов Переславля-Залесского.

В древности он служил усыпальницей переславских удельных князей. Здесь находятся могилы сына Александра Невского, великого владимирского князя Дмитрия Александровича и внука великого полководца, переславского удельного князя Ивана Дмитриевича.

object3 3

Издревле Спасо-Преображенский собор был настоящей сокровищницей древнерусской культуры. К сожалению, до нашего времени дошли лишь немногие памятники: Потир Юрия Долгорукого XII в. (Оружейная палата Московского Кремля), икона «Преображение» (ГТГ) и лицевое Евангелие дьякона Зиновия XIV в. (ОР РНБ), дающие представление о былом великолепии интерьера древнего храма.

Серьезный ущерб художественному оформлению интерьера собора был нанесен во время ремонта конца XIX в., предпринятого по инициативе ктиторов храма. Вместо деревянного иконостаса в нем установили мраморную алтарную преграду в псевдовизантийском стиле. Со стен собора сняли фрески византийских художников XII в., место которых заняли орнаментальные росписи маслом. Все эти разнородные элементы интерьера не образовывали стилистического единства, зато отвечали представлениям о «благолепии», сложившимся к концу прошлого века в русской православной церкви.

object3 1

В течение послереволюционных десятилетий у переславцев и гостей города сложился устойчивый образ собора-музея, в котором можно ознакомиться с оригинальными приемами древнерусского зодчества, подышать воздухом древней истории России, прикоснуться к ее героическому прошлому.

В настоящее время Спасо-Преображенский собор как уникальнейший памятник истории и культуры домонгольской Руси нуждается в особом режиме охраны и эксплуатации, который может обеспечить только музей-заповедник с его возможностями и опытом подобной деятельности.

В июле 2014 г. в результате археологических исследований, проводимых Институтом археологии РАН в дьяконнике собора, была обнаружена печать константинопольского патриарха Афанасия I. Сегодня вы можете увидеть ее в экспозиции «Переяславль новый».

Источник

Спасо-Преображенский собор
в Переславле

Спасо-Преображенский собор Переславля не удивит путешественников помпезным и нарядным видом. Скорее наоборот: туристам, не знакомым с исторической значимостью достопримечательности, религиозная постройка может показаться весьма скромной, а то и даже суровой. На просторах сети её даже сравнивают с немногословным и могучим стражем, охраняющим город.

Но не подумайте, приземистость и лаконичность продиктована отнюдь не бедностью архитектурной мысли. Просто такой облик полностью соответствовал суровому духу своего времени. Мощные стены из белокаменных блоков, луковичная глава, венчающая барабан с прорезанными арочными окнами, и четырёхстолпная конструкция — основные архитектурные черты, характерные для православных храмов Древней Руси, нашли своё отражение и здесь. Но важное историческое значение заключается в другом.

А с недавних пор переславская достопримечательность претендует и на включение в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История Спасо-Преображенского собора в Переславле

Только представьте: возраст религиозной постройки уже давно перевалил за 850 лет. Заложенная в 1152 году ещё при князе Юрии Долгоруком, она была полностью достроена спустя пять лет, в 1157-м, но уже при Андрее Боголюбском.

Белокаменный храм был свидетелем и участником важных исторических событий: в его стенах напутствовали воинов, крестили переславских правителей, в том числе и князя Александра Невского, здесь же они впоследствии нашли и последнее пристанище.

Такие выводы учёным позволили сделать обнаруженные в соборе надгробия и саркофаги. Помнит постройка и Сергия Радонежского, принявшего здесь сан игумена, и многочисленных захватчиков — была разграблена татарами шесть раз. А в XVII веке сильно пострадала от рук польских панов-интервентов.

После каждого нападения будущая переславская достопримечательность, скорее всего, ремонтировалась и возобновлялась. Скорее всего, потому что скупая хроника постройки хранит не так много сведений.

Но доподлинно известно, что Спасо-Преображенский собор был настоящим кладезем древнерусской культуры. Вот только до наших дней дошли далеко не все артефакты. Часть сохранившихся ценностей передана в Третьяковскую галерею и Оружейную палату в Москве, а также Отдел рукописей в Санкт-Петербурге, вторая — хранится в Переславском музее-заповеднике, филиалом которого сейчас и считается храм.

60 45 blur

Внутри Спасо-Преображенского храма

Среди всей этой аскетичности выделяется мраморная алтарная преграда с иконами нового письма, выполненная в псевдовизантийском стиле. Вот только такое художественное оформление изначально не было присуще постройке — появилось вместо деревянного иконостаса после реставрации в 1891–1894 годах.

В то же время религиозная святыня лишилась и фресок XII столетия. Композиции «Страшный суд» и «Богоматерь на престоле» признали не представляющими никакой художественной ценности и уничтожили. Их место заняли масляные росписи.

Интересующиеся древнерусской архитектурой могут увидеть скрытые конструкции. Это возможно только во время проведения реставрационных работ. Чтобы было проще ориентироваться, в соборе установлен планшет с планом основных объектов. Правда, попасть в Спасо-Преображенский собор в Переславле не так просто — работает только в летний период.

60 49 blur

Граффити и надписи

В отличие от интерьера, который можно оценить только в летний период, надписи и граффити доступны в любое время года — находятся с внешней стороны строения.

Так, в 2015 году при снятии штукатурки с южной апсиды специалисты обнаружили уникальное послание. Оно касается событий 800-летней давности — убийства владимирского правителя Андрея Боголюбского. Сообщение содержит имена преступников. 3D-модель помогла исследователям расшифровать сильно повреждённые буквы. Учёные назвали этот обвинительный текст древнейшим письменным памятником Северо-Восточной Руси.

Интерес вызвали и граффити, изображающие бегущего человека, над головой которого высится фантастическое существо. Рисунок сопровождает последовательность из пяти букв и надпись: «Но не всем ладно. Игнат писал». По мнению специалистов, похожие граффити не были распространены на Руси, в отличие от западноевропейских стран.

Большая часть текстов вырезана на стенах здания на высоте до двух метров от фундамента. Сейчас их расшифровкой занимаются лингвисты и архитекторы.

60 39 blur

Как добраться

Собор находится на территории местного кремля. Точный адрес: Красная площадь, 1а. Координаты на карте: 56.736623, 38.852064. Место часто посещают с экскурсионной программой, которая входит в маршрут Золотого кольца. Но добраться можно и самостоятельно, например, на автобусах, автомобиле или такси.

На автобусах из Москвы: до родины Александра Невского транспорт отправляется практически каждый час. Подходят автобусы, следующие как до Переславля-Залесского, так и до Ярославля и Костромы. Время в пути составляет примерно два часа.

На автобусах: расстояние от автовокзала до достопримечательности составляет меньше пяти километров. Его можно пройти пешком, а можно доехать на № 7, 6, 1, 5. Выходите на остановке «Завод ЛИТ».

На автомобиле: из Москвы поезжайте на северо-восток по Е115. Дорога займёт два часа. Из Ярославля — чуть меньше двух часов. Двигайтесь по той же трассе «Е115». Заезжать к пункту назначения можно по Валовому Кольцу, но здесь стоянка запрещена, или по Садовой улице.

Читайте также:  1842 год в истории россии кто правил

Из Ярославля:

Из Москвы:

На такси: доступны сервисы «Яндекс. Go», «Зеленоглазое», «Новое».

Спасо-Преображенский собор на панораме Yandex: вид снаружи

Преображенский собор Переславля на видео (с 07:26):

Источник

Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском – место крещения Александра Невского

Адрес: Россия, Ярославская область, г. Переславль-Залесский, пл. Красная, д. 3
Начало строительства: 1152 год
Окончание строительства: 1157 год
Координаты: 56°44’11.9″N 38°51’08.4″E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Древнейший собор Переславля-Залессокого возвышается над городской Красной площадью и обнесен старым земляным валом. Этот величественный храм – настоящее украшение исторического центра старого русского города. Считается, что он был заложен одновременно с основанием Переславля в 1152 году Московский князем Юрием Долгоруким, а завершен через 5 лет уже при Андрее Боголюбском.

Архитектура Спасо-Преображенского собора

Стены собора выполнены в полубутовой технике. В процессе строительства вначале были сделаны две параллельные стенки из хорошо обтесанного известняка, сложенного почти насухо. Потом пространство между ними заполнили обломками камня и щебнем, и залили раствором. Общая толщина стен при этом достигает от 1 м до 1,3 м. По такой же технологии сделаны стены знаменитой церкви Покрова на Нерли.

spaso preobrazhenskiy sobor 2

Вид на собор со стороны ул. Советская

Первоначально Спасо-Преображенский собор имел высоту 22 м. Но за много веков храм почти на 90 см врос в землю.

Для фундамента применили уже устаревшую к тому времени технологию, и сложили его из крупного булыжника, скрепленного известковым раствором. Строители храма довели фундамент до плотной глины на глубине 1,2 м. А для того, чтобы такое основание смогло выдержать вес каменного строения, его сделали на 1-1,5 м шире стен.

Внешний декор собора строг и прост. Барабан, поддерживающий главу, украшают поребрик и городчатый пояс из кирпичной кладки. А верх трех абсид декорирован аркатурным поясом, поребриком и резным полувалом.

Археологи не нашли никаких свидетельств, что когда-либо возле храма существовали пристройки или приделы. Это дает основания полагать, что Спасо-преображенский собор дошел до наших дней практически без изменений. Учитывая, что этому храму уже более восьми с половиной веков, это большая редкость. Спасо-Преображенский собор и церковь Бориса и Глеба в Кидекше – два сохранившихся белокаменных храма, из всех, построенных в Северо-Восточной Руси в домонгольский период.

Значение Спасо-Преображенского собора в истории

Собор одновременно был княжеской церковью и гарнизоном крепости. В нем крестились многие удельные и переславские князья, в том числе Ярослав Всеволодович (1191 г.) и его сын Александр Невский (1220 г.). Когда Александру было 5 лет, он вместе со своим шестилетним старшим братом Федором прошел в соборе обряд посвящения в воины, так называемый «княжеский постриг».

spaso preobrazhenskiy sobor 3

Вид на южный фасад собора

Проводил Обряд «княжеского пострига» очень уважаемый в те времена священник – епископ Суздальский Симон. В соборе были похоронены последние переславские князья Дмитрий Александрович (умер в 1294 году) и его сын Иван Дмитриевич (умер в 1302 году).

Во время татаро-монгольского нашествия на Русь, Спасо-Преображенский собор много раз разоряли, в результате чего он потерял большую часть из своих накопленных ценностей. И после каждого испытания эту церковь вновь восстанавливали.

В церковной жизни храм известен как место проведения собора святителей Русской православной церкви (1310 г.). Спустя 44 года здесь принял сан священника Сергий Радонежский. Кроме того, в Спасо-Преображенский собор несколько раз приезжал на богомолье царь Иван Грозный.

В годы советской власти храм работал с перебоями, и в конце концов был закрыт. Из собора вывезли многие ценные артефакты, предметы церковной утвари, ювелирные изделия и дорогие дары, в том числе, сделанную из дерева дарохранительницу, серебряную звездницу, символизирующую Вифлеемскую звезду, и ковш XVI века.

В 1958 году на Красной площади перед храмом установили памятник (традиционный бюст) князю Александру Невскому работы скульптора С. Орлова и архитектора Л. Капицы. Князь изображен на этом памятнике в шлеме и кольчуге.

spaso preobrazhenskiy sobor 6

Памятник князю Александру Невскому на фоне Спасо-Преображенского собора

За много лет, пока собор стоял опустевшим, его крыша протекла, и из-за влаги стали портиться пол храма и его стены. Восстановительные работы проходили во второй половине прошлого века и в начале 2000-х годов. Во время них укрепили стены здания, заменили кровлю, позолотили крест и покрасили главу собора. Реставрационные работы внутри здания проходят и сейчас.

Внутренняя роспись, убранство и иконы

Интерьер храма также прост, как и его внешняя отделка. Во второй половине XII века внутренние стены собора расписали фресками. К большому сожалению, они были утрачены во время реставрации храма в 1893 году. Только два небольших фрагмента росписей удалось сохранить. И теперь они экспонируются в государственном Историческом музее. Более поздние фрески, выполненные в XIX веке, не представляли особой художественной ценности, поэтому при современной реставрации были зачищены. И сейчас на стенах Спасо-Преображенского собора никаких росписей нет. В XIX веке в соборе установили новый иконостас из мрамора в псевдовизантийском стиле, который сохранился до наших дней.

В 30-е годы прошлого века здесь также проводились большие реставрационные работы. Во время них были найдены желтые, зеленые и коричневые напольные плитки, выполненные из майолики. Такие же плитки белого цвета с голубым орнаментом, по мнению реставраторов, скорее всего, украшали церковные хоры.

spaso preobrazhenskiy sobor 8

Вид на собор с крепостного вала

Одной из чудом сохранившихся реликвий стал серебряный портир XII века (церковная чаша), которую передал в дар собору Юрий Долгорукий. Хотя часть исследователей считает, что этот портир сделан владимиро-суздальскими серебряниками позднее – в XIII веке, и был подарен храму внуком Юрия Долгорукого – Юрием Всеволодовичем. Гладкая чаша имеет простую форму и украшена искусно вырезанными на серебре медальонами, на которых изображены христианские святые. А по ее венцу проходит надпись. Сейчас этот драгоценный портир хранится в Оружейной палате Московского Кремля.

А Третьяковская галерея экспонирует одну из самых известных храмовых икон собора – «Преображение Господня», написанную знаменитым иконописцем Феофаном Греком в 1403 году. Во всем мире она признана шедевром русского иконописного искусства. В Москву эта икона попала для реставрации в 20-е годы прошлого века, да так и не была возвращена в Переславль. И сегодня в Спасо-Преображенском соборе выставлена ее точная копия.

Этот древний храм продолжает удивлять исследователей и историков и сегодня. В 2014 году в нем проводились работы по укреплению фундамента, и в ходе них была обнаружена печать архимандрита XIII-XIV века.

Время работы и стоимость билетов

Внутрь собора можно попасть с 1 мая по 1 октября. Он открыт с 10.00 до 18.00 ежедневно, кроме вторника. Сейчас вход в собор временно приостановлен до завершения реставрационных работ (по плану – в конце 2015 года).

spaso preobrazhenskiy sobor 10

Вид на собор с Красной площади

Входные билеты для взрослых стоят 50 руб., а для студентов и пенсионеров – 30 руб. Билет на 20-25 мин. экскурсию по собору стоит 250 руб.

Церковные службы в храме проходят трижды в году: в день празднования Преображения, а также 12 июня и 12 сентября – в дни памяти князя Александра Невского.

Как добраться до Спасо-Преображенского собора

Спасо-Преображенский собор расположен по адресу: Красная площадь, д. 1а. Это самый центр города. Московский автобус приезжает в Переславль на автостанцию, которая расположена в южной части города, примерно в 3 км от Спасо-Преображенского собора. От автостанции в центр можно прийти пешком, приехать на такси или на городском автобусе.

Источник

Спасо преображенский собор переславль залесский история

В 1152 г. Юрий Долгорукий, поселив жителей у Клещина озера (Плещеево озеро), нашёл на одном из возвышений иноческую обитель и близ неё городок Клещино, обнесённый высоким земляным валом. Он заложил в нём каменную церковь во славу Преображения Господня.

67974905
Памятник Юрию Долгорукому в Переславле-Залесском

s51718991
Земляной вал

16351677612473654369012453575631632639940819977764996854
Спасо-Преображенский собор

В центре валового кольца расположена соборная площадь, ныне носящая название Красной. Главное место в её архитектурном ансамбле принадлежит Спасо-Преображенскому собору (1152-1157 гг.), с которого начинается история Владимиро-Суздальской школы архитектурного зодчества. Собор построен из белого камня мастерами, привезёнными Юрием Долгоруким из Юго-Западной Руси. Он представляет собой классический образец одноглавого, четырёхстенного храма княжеского типа.

Читайте также:  семь лекций по истории социологии гофман

При Андрее Боголюбском храм был расписан фресками. Композиции «Страшный суд» и «Богоматерь на престоле» обнаружил в 1862 г. краевед и архитектор Н.А. Артлебен.
Во время реставрации собора в 1893-1894 гг. древние фрески были сняты мелкими кусками, уложены в ящики и укрыты в холодном сарае в беспорядке. В 1895 г. Археологическая комиссия признала фрески не заслуживающими дальнейшего сохранения. Сохранившийся фрагмент росписей (поясное изображение апостола Симона) сейчас находится в Историческом музее Москвы. Не представлявшие значительной художественной ценности фрески XIX в. счищены. Сейчас внутри собора белые стены.

78508046
Фреска с изображением апостола из Спасо-Преображенского собора. ГИМ, Москва

52123821
Барабан и апсиды собора

А.Г. Чиняков, обследовавший и реставрироваший собор в 1940-х гг., предполагал, что барабан завершался цепочкой резных арочек, подобных завершениям барабанов владимирского Успенского собора.
Никаких каменных папертей и иных пристроек к собору не сохранилось, никаких их следов археологические исследования не открыли. Вероятно, к заложенному ныне входу на хоры во втором ярусе западного прясла северной стены собора примыкала не каменная (как в большинстве домонгольских храмов Северо-Восточной Руси), а деревянная лестничная башня.
Во время раскопок в храме в конце 1930-х гг. были обнаружены майоликовые плитки жёлтого, зелёного и коричневого цвета, устилавшие пол. Более нарядные плитки, белые с голубым орнаментом, вероятно, украшали хоры.

В Преображенском соборе в 1191 г. крещён великий князь Ярослав II Всеволодович, при котором собор особенно украшался, поддерживалось благолепие…

Рядом со Спасо-Преображенским собором в ХIII в. стоял деревянный дворец переславских удельных князей. Именно в нем, по преданию, 30 мая 1220 года родился Александр Ярославович Невский. Об этом сообщает мраморная мемориальная доска, установленная на стене Спасо-Преображенского собора в апреле 1964 года.

7731809026696936
Памятник Александру Невскому в Переславле-Залесском

В память о Александре Невском на Красной площади перед Спасо-Преображенским собором в 1958 году был установлен бронзовый бюст А.Я. Невского (скульптор – С. Орлов, архитектор – Л. Капица).
В качестве воспитателей Александра и старшего брата его упоминаются Феодора боярин Феодор Данилович и судья Иоаким. По третьему ли по четвёртому году справлялись постриги. Обряд пострижения в древней Руси имел важное значение и в семейном кругу, и в гражданском быту. Он вытекал из понятий и взглядов наших предков на мужчину как на главу семьи, на его обязанности и отношения к обществу как самостоятельного члена этого общества. Пострижение было как бы символом признания прав личности: с этого момента мальчик становился мужем. Княжеский постриг отрока Александра совершал в Преображенском соборе Святитель Симон, епископ Суздальский (ум. 1226 г., один из составителей Киево-Печерского патерика).
В 1241 г. переславская дружина во главе во главе с Александром Невским отправилась отсюда на битву с немецкими рыцарями.

В XIII – нач. XIV вв. собор служил усыпальницей князей переславской династии.
Здесь похоронены, в частности, сын Александра Невского Василий князь Владимирский и Переславский Дмитрий Александрович и внук великого полководца Иван Дмитриевич.
При раскопках в 1939 г. под руководством Н.Н. Воронина была обнаружена редкая декорированная треугольно-выемчатым орнаментом крышка саркофага с могилы Ивана Дмитриевича.

До нашего времени дошли лишь немногие сокровища из храма:
— Потир Юрия Долгорукого XII в. (Оружейная палата Московского Кремля),
— икона «Преображение» (ГТГ),
— лицевое Евангелие дьякона Зиновия XIV в. (ОР РНБ), дающие представление о первоначальном интерьере древнего храма.

32617585
Феофан Грек. Преображение. Икона из Спасо-Преображенского собора

Н.А. Макаров, П.Г. Гайдуков, Вл. В. Седов, В.В. Бейлекчи.
Печать константинопольского патриарха Афанасия из переяславского Спасо-Преображенского собора

В июле 2014 г. Институт археологии РАН провел археологические исследования Спасо-Преображенского собора в Переяславле-Залесском, одного из древнейших белокаменных храмов Северо-Восточной Руси, возведенного в княжение Юрия Долгорукого. Археологические работы связаны с подготовкой проекта реставрации собора. Для исследования стратиграфии отложений у храма и состояния фундаментов было заложено восемь шурфов, семь у стен постройки с внешней стороны, один – внутри храма, в дьяконнике, на участке, где ранее уже производились вскрытия пола и строительных напластований. Из этого шурфа происходит уникальная находка – свинцовая подвесная печать с изображением Богоматери и восьмистрочной греческой надписью.

91894662
Печать патриарха Афанасия

В шурфе в дьяконнике выявлены средневековые строительные отложения, в том числе проливки извести и прослойки белокаменной крошки, перекрывающие лежащую на материке прослойку черного гумуса и древесного тлена – горизонт начала строительства. В центре шурфа расчищена яма от строительных лесов, с востока и запада обнаружены ленточные валунные фундаменты. Вдоль южной стены в шурфе открыты основания и часть стенок белокаменного саркофага с практически полностью сохранившимся изголовьем. Печать обнаружена в юго-западном углу шурфа, она залегала в переотложенном слое на глубине 44 см. от пола, ниже изголовья расколотого саркофага, вероятно, она попала сюда в результате ранее производившихся земляных работ.
Печать заметно выделяется в кругу подобных древностей большой величиной и массивностью. Ее размеры 41–45 мм., толщина 47-48 мм., вес 64 г. Заготовка печати на несколько миллиметров превышает диаметр матриц. На лицевой стороне печати в точечном ободке помещено изображение сидящей на престоле с богато украшенной спинкой Богоматери. Она держит перед собой на коленях обеими руками младенца Иисуса Христа. По сторонам под титлами надпись: ΜΡ–ΘV. На обороте, также в точечном ободке, помещена восьмистрочная греческая надпись. Правая треть надписи немного оплавлена, вероятно, печать побывала в пожаре.
Предлагаем следующий вариант прочтения легенды на булле:
+ΑΘΑNA|CIΟCΕΛΕWΘV|ΑPXΙΕΠΙCΚΟΠΟC|ΚWNCΤΑNΤΙNΟV| ΠΟΛΕWCNΕΑCΡW|ΜΗCΚΑΙΟΙΚΟVΜΕ|NΙΚΟCΠΡΙΑΡ|XΗC (Афанасий, милостью Божьей архиепископ Константинополя, Нового Рима и вселенский патриарх).

Тип печатей с изображением Богоматери и многострочной надписью на другой стороне хорошо известен в византийской и русской средневековой сфрагистике. Так оформлялись печати высших церковных иерархов: патриархов, митрополитов, архиепископов и епископов. Печать, найденная в Переяславле, отличается своими крупными размерами и высоким художественным качеством исполнения изображения и начертания надписи. Благодаря сохранившейся надписи ее персональная атрибуция может быть надежно установлена.
Известно четыре константинопольских патриарха, носивших имя Афанасий. Два из них занимали престол в период существования Византийской империи: в кон. XIII – нач. XIV в. и в сер. XV в. Два других – в период Константинополя под властью Османской империи: в 1634 и 1679 гг. Найденную печать с большой долей вероятности можно связывать с деятельностью лишь первого патриарха – Афанасия I, поскольку существование Афанасия II, последнего патриарха Византийской империи (1450-1453), подвергается историками сомнению. Относить печать к патриархам XVII в. невозможно по многим причинам и в первую очередь из-за непродолжительности их служения, У Афанасия III оно длилось лишь с конца февраля по начало апреля 1634 г., а у Афанасия IV – вообще всего неделю в 1679 г. Таким образом, в атрибуции печати мы склоняемся к патриарху Афанасию I, хорошо известному по письменным источникам. Он занимал патриарший престол дважды: в 1289-1293 и 1303-1310 гг.
Афанасий I, в миру Алексий, родившийся ок. 1235 г. в Адрианополе и умерший в глубокой старости в константинопольском монастыре Ксиролоф, – одна из ярких фигур в истории палеологовской Византии. Монах, долгое время подвизавшийся в монастырях на Афоне и во Фракии, известный своим аскетизмом и отшельнической жизнью, был приглашен на патриарший престол по инициативе императора Андроника II Палеолога и оказывал большое влияние на василевса и политику империи. Известно, что Афанасий был противником сближения Византии с латинским Западом, сторонником усиления императорской власти, как имеющей божественное происхождения, идеологом «очищения нравов» византийского общества, часто вмешивавшимся в дела светского управления. Его общественные и религиозно-философские взгляды получили отражение в обширном эпистолярном наследии, в том числе переписке с императором. Патриарх дважды был вынужден оставлять константинопольский престол под давлением своих противников среди епископата. Почитание Афанасия как святого началось вскоре после его смерти.

Читайте также:  брандт 6 класс история

85214285
Святитель Петр, Митрополит Владимирский.

Патриарх Афанасий сыграл немаловажную роль в истории русской церкви – в 1308 г. он поставил на русскую киевскую митрополию Петра, Ратского игумена, настоятеля одного из галицких монастырей, с именем которого связан последующий перенос митрополичьей кафедры в Москву и строительство в Московском Кремле первого каменного Успенского собора. Утвердив на русской митрополии Петра, высший церковный иерарх Византии отказал в поставлении другому претенденту – тверскому игумену Геронтию. Колоритные подробности этих событий – передачу патриархом Петру святительских риз, пастырского жезла и иконы, принадлежавших умершему тремя годами раньше митрополиту Максиму и привезенных в Константинополь Геронтием, – изложены в Житии митрополита Петра, составленном в конце XIV в. митрополитом Киприаном. Но участие патриарха Афанасия в делах русской церкви этим не ограничилось. В 1309 г. Афанасий послал своего представителя – «единого от клирик» – к Петру после поступивших в Константинополь от тверского епископа Андрея обвинений митрополита в симонии – «ложных и хульных словес» – и предложил рассмотреть эти обвинения на церковном соборе. Собор состоялся в Переяславле-Залесском в 1310 или в нач. 1311 г. Участники собора, в конечном счете, отвергли выдвинутые против Петра обвинения как «облъгания» и «ложные словеса». Согласно тому же житию, решающее значение при этом имела позиция представителя константинопольского патриарха. «Тогда посланный патриархом клирик писаниа и словеса преподобному святителю Петру пред всеми являет». «Клирик», таким образом, не только выступил в защиту Петра, но и предъявил привезенные от патриарха «писаниа». Можно полагать, что именно этот документ был скреплен печатью с именем патриарха, найденной в дьяконнике переяславского собора.

Находки булл высших церковных иерархов Византии на Руси исключительно редки. Изданы лишь две: печать константинопольского патриарха Евстратия Гарида (1081–1084), обнаруженная в 1935 г. при раскопках в северо-западной башне Софийского собора в Киеве (Каргер, 1945) (Каргер М.К. К истории византийской сфрагистики // Византийский сборник. М.; Л., 1945. С.260-264; Самойловский I.М. З археологiчного лiтопису Киiвськоi Софii // Середнi вiки на Украiнi. Киiв, 1973. Вип. 2. С.103.), и печать патриарха Матфея I (1397–1410) происходящая со средневекового поселения на р. Воже, притоке Оки, на территории современной Рязанской области. Эта булла, по характеру своего оформления (крупные размеры, иконография Богоматери) аналогична с печатью из Переяславля. В.Л. Янин и П.Г. Гайдуков, издавшие рязанскую находку, убедительно связали ее с обращением патриарха Матфея к митрополиту Киприану и русским князьям за материальной помощью – «милостью» – для борьбы против турок и последовавшей затем присылкой благодарственных грамот на Русь (Янин В.Л., Гайдуков П.Г. Новая печать константинопольского патриарха Матфея I // Skripta Gregoriana: Сборник в честь 70-летия академика Г.М. Бонгард-Левина. М.: «Восточная литература» РАН, 2003. С.416-418.). Одна из таких грамот могла быть отправлена великому князю Олегу Ивановичу Рязанскому (1350–1402). Как и в случае с переяславской печатью, находка патриаршей буллы может быть, таким образом, соотнесена с конкретными историческими событиями.
Церковный собор 1310 г. в Переяславле – один из драматических моментов московско-тверского противостояния и столь же важная веха в истории русской митрополичьей кафедры. Решения собора укрепили положение Петра на русской митрополии и позиции московских князей, выступавших в его поддержку. Печать патриарха Афанасия – не только яркое материальное отражение византийско-русских церковных связей в нач. XIV в., но и уникальное археологическое свидетельство этого события, известного нам лишь по «Житию митрополита Петра» и сообщениям В.Н. Татищева.

Осенью 1374 г. в Переяславль приехал великий князь Дмитрий Иванович, в будущем Донской, вместе с супругой великой княгиней Евдокией. Здесь 26 ноября у них родился сын Юрий. В Переяславль съехались отец Евдокии, великий князь Дмитрий Константинович Суздальский с женой, братьями, детьми, другие князья и бояре. В их присутствии в Преображенском соборе произошло крещение новорождённого княжича, восприемником был преподобный Сергий Радонежский.

В 1916 г. в соборе служили настоятель, благочинный градских церквей протоиерей Алексий Дилигенский, священники Василий Виноградов и Владимир Побединский.

Нерукотворенный образ Спаса

Список убийц князя Андрея Боголюбского

94367473
Список_убийц_князя_Андрея_Боголюбского Прорись правого столбца надписи об убийстве Андрея Боголюбского

В правом столбце говорится: «Месяца июня 29 убиен бысть князь Андрей своими паробкы (слугами), овому вечная память, а сим – вечная мука». Дальше текст не читается. По словам Алексея Гиппиуса, фраза «овому (то есть князю) в?чная память, а симъ (заговорщикам) в?чна? мука» говорит о том, что надпись была сделана уже после казни заговорщиков.
В левом столбце – список убийц, где было примерно 20 имен. Три первых имени известны по летописи – это Петр Кучков зять (в тексте есть его отчество – Фралович, вероятно, Флорович), Амбал (в летописях встречается и написание «Анбал») и Яким (Яким Кучкович). Затем значительная часть текста утрачена, а в конце есть три имени, которые известны не были: Ивка, Петрко и Стырята. Последнее имя может быть прозвищем, образованным от слова «стырь» (кормило, рулевое весло). Завершается список словами: «Си суть убийцы великого князя Андрея, да будут прокляты». Окончание столбца пока остается не прочитанным.

11149119
Список_убийц_князя_Андрея_Боголюбского. Прорись левого столбца надписи об убийстве Андрея Боголюбского

ПУТЬ ГИПЕРБОРЕЕВ – «ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ»

СИНЕОЗЕРЬЕ ЗАЛЕССКОЕ и СЕМИХОЛМЬЕ МОСКОВСКОЕ

Следующая остановка асградских волхвов была в урочище Белый градец, которое располагалось близ современного городка на Волге в Тверской области. Отсюда по притоку Волги, речке Нерль, и Вексе (участок реки между Плещеевом и озером Сомино называется Вексой, и только по выходе из Сомина река называется Нерль) волхвы делали паломнический визит ко святым местам Плещеева озера, называемого также Синим озером.

Они плыли на ладьях по речке Нерли, текущей в глухих лесах мимо Холма Тарха Дажьбога. Это современная гора Тархов Холм (высота 292 метра) близ деревни Рахманово в десяти верстах от левого берега реки Нерли.

Этот путь описан в «Сказании и Битве цветов»: «И вот корабль… свернул в устье лесной речки Нерли. И почудилось, что он вошёл под высокие зелёные своды… Нерль была тиха и узка, и берега её обросли не только ивою, но и ольхою с черёмухой, кроны коих чуть не смыкались над головами странников. Вон там… за лесом святой Тархов холм. Каждую весну является там Тарх Дажьбог, и поит его живою водою Жива, а он ударяет по холму посохом и так призывает весну…»

Речка Нерль вытекает из Плещеева озера у села Купанское. Рядом с устьем ныне есть почитаемый, особенно накануне Купалы, целебный родник св. Варвары (образ мученицы Варвары, заточённой в башне, на Руси встал на место Рады, также заточённой в башне, откуда её выручил Крышний).

Плещеево озеро, куда прибывали волхвы, в древности также именовалось и Клещеевым (от «клескать», что в древнерусском и в говорах значит «плескать»). Есть также версия, что оно именовано так и по имени владельца, некоего боярина Плещеева или по имени старого городища Клещина.

Волхвы, явившиеся на берегах Плещеева озера, устраивали Ярилины и Купальские мистерии, обходили или проплывали озеро «по коло», почитали богов и духов священных мест, гор, речек и родников.

Почитался здесь Синий камень, что явился на берегу озера с незапамятных времён. В древности он лежал на Боровской горе, где ныне Борисоглебская слобода.
«Бысть во граде Переславле камень за Борисом и Глебом в боярку, в нём же вселился демон, мечты творя и привлекая к себе из Переславля людей: мужей и жён и детей их и разсевая сердца в праздник великих верховных апостолов Петра и Павла. И они слушаху его и стекахуся из году в год и творяху ему почесть». (Житие преподобного Иринарха. XVII в.).
В сер. XIX в. этот камень был потоплен посреди Плещеева озера на глубине пяти метров, но потом, в начале века ХХ, он вновь явился на берегу озера, у основания горы Ярилиной.

49903370
Ключ «Гремяч»

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector