спасо преображенская пустынь елгава история

Спасо-Преображенская пустынь (Латвия)

contact facebookcontact okcontact vkcontact twittercontact linkcontact code

Spaso Preobrazhenskaya pustyin Latviya

Источник: sobory.ru
Автор фотографии: Илья Лепетян

У Свято-Троице-Сергиева монастыря, что стоит в центре Риги, есть подворье, которое находится в живописном лесу под Елгавой. Это Спасо-Преображенская пустынь. История как монастыря, как и пустыньки, тесно связана с судьбой сестер Мансуровых, Екатерины и Натальи. Именно Мансуровы открыли в Риге школу для девочек из бедных семей и сиротский приют, при котором годом позже была организована женская монашеская община. Прошло еще немного времени – император дарит сестрам и их воспитанницам землю под Елгавой. Сестры Мансуровы принимают постриг. Екатерина, в монашестве Сергия, становится игуменьей рижской обители, Наталья – монахиня Иоанна, принимает руководство лесной пустынькой.

В ту пору вековые леса в Курляндской губернии стояли нетронутыми. Монахини жили настолько уединенно, что их обыденный каждодневный распорядок напоминал подвижничество древних времен. На жизнь сестры зарабатывали тем, что белили воск для рижского свечного завода.

На подворье выстроили храм Преображения Господня, а вслед за ним еще один, во имя Преподобного Сергия Радонежского. Добрая слава об обители распространилась на много километров, и в праздничные дни уже две церкви не могли вместить всех паломников. А после того, как открыл свои двери просторный величественный Свято-Троицкий собор, пустынь из места отшельничества стала центром православия в Прибалтике.

В это время лесное подворье посетила великая княгиня Елизавета Федоровна, основательница московской Марфо-Мариинской обители. Матушка Елизавета подарила пустыни икону преподобного Иоанна Лествичника.

Время благоденствия сменилось периодом испытаний. Великая Отечественная война заставила сестер эвакуироваться в Новгородскую область, а по возвращении поднимать разоренную обитель с нуля. Большую роль в восстановлении монастыря сыграл тогдашний духовник обители, архимандрит Кирилл. Воспитанник Валаама, он помогал сестрам в любых обстоятельствах не терять присутствие Духа. После его кончины монахинь десять лет окормлял известный подвижник, архимандрит Таврион (Батозский). При таких наставниках количество насельниц стремительно росло. В конце восьмидесятых годов в обители было 130 сестер. Их число сократилось только после того, как в России стали возрождаться монастыри –пустынские воспитанницы стали настоятельницами многих монашеских обителей в России.

Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Источник

Спасо преображенская пустынь елгава история

upgrade

slogan ru

Уникальная фотография

kuznecovka rabotnici

Работницы фабрики Кузнецова, 1912 год

Спасо – Преображенская пустынь

После освящения Преображенской церкви в пустыни начались регулярные богослужения. Теперь постоянно здесь находились тридцать сестер, увеличилось число богомольцев. Пустынь постепенно благоустраивалась. Была построена каменная ограда с трехчастными воротами, странноприимный корпус. После преобразования общины в монастырь (1902), в пустыни был возведен игуменский дом. Добротный одноэтажный сруб с двускатной крышей был задуман в едином комплексе с домовым храмом, в который из дома вел крытый переход. Разрешение на строительство домового храма было получено в Рижской Духовной Консистории весной 1907 года. Храм во имя преподобного Иоанна Лествичника стал украшением пустыни, он без перестроек сохранился до наших дней. Это бревенчатый крещатый в плане сруб, средокрестие которого выделено большим четвериком. Над ним внутри открывается восьмигранный шатер, снаружи покрытый четырехгранной кровлей. Над шатром небольшой четверик несет изящную главу с крестом, в форме которой чувствуется влияние стиля модерн. Более низкие прямоугольные срубы «рукавов» креста с четырех сторон примыкают к основному объему. Стены храма срублены «с остатком», их украшает скромный пропильной декор в русском стиле, крыльцо с резными столбами. Простые формы храма очень гармонично вписались в окружающий ландшафт и умиротворяющую среду обители. Одноярусный иконостас с ажурными царскими вратами и множество икон дополнили интерьер храма. Освящение церкви состоялось 9 мая 1908 года, его совершил архимандрит Вячеслав, настоятель Рижского Алексеевского монастыря. Рядом с храмом была поставлена деревянная рубленая часовня, покрытая шатровой кровлей, в которой до сих пор хранится крест, прежде стоявший на поляне.

Массовое паломничество в пустыньку (так ласково называют ее паломники и сегодня) стало традиционным в начале XX века. Сюда устремились люди разных сословий. Всех богомольцев бесплатно кормили на общей трапезе. Летом 1909 года обитель посетила Великая княгиня Елизавета Федоровна. Каждый год с крестным ходом в пустыньку прибывала чудотворная Якобштадтская икона Божией Матери. Это были самые благополучные годы Рижской обители. В годы Первой мировой войны на территории пустыни стояли немецкие войска. С правой стороны от главных ворот сохранилось обширное военное кладбище тех лет с бетонными крестами и стеллой. 20 апреля 1915 года сестры были вынуждены покинуть пустынь, взяв с собой только самые необходимые вещи и стадо коров. Часть насельниц не уехали в эвакуацию, остались в Риге. После войны сестрам пришлось восстанавливать храмы и все постройки, заново обустраивать быт. Пустынька окормляла беженцев из России, бедствующих после войны рижан. Летом в пустынь вывозили детей из восстановленного детского приюта и школы при монастыре. Во время Второй мировой войны обитель снова подверглась разрушениям. После изгнания гитлеровцев сестры с большими трудностями старались восстановить то, что уцелело. Чтобы выжить, насельницы пустыни занимались в основном сельским хозяйством, помогали местному колхозу в уборке урожая, заготавливали на зиму продукты для монастыря.

Читайте также:  слушать страшные истории на ночь подряд без остановки и без рекламы про зомби

В 1954 году на служение в пустынь митрополит Вениамин (Федченко) благословил игумена Кирилла (Смирнова). Скромный и искренний о. Кирилл (схиархимандрит Косьма) пользовался большим уважением верующих, которых окормлял до лета 1968 года. После его кончины духовником в пустынь был назначен архимандрит Таврион (Батозский). Здесь прошли последние десять лет трудов праведного старца. В годы его духовничества в пустыньке царила атмосфера раннехристианской общины. Подвижническая жизнь о. Тавриона, его молитвенный подвиг, ежедневные богослужения и проповеди привлекали в пустыньку тысячи паломников со всех концов Советского Союза. Материальное положение пустыни улучшилось. За активной жизнью обители пристально следили власти, но, несмотря на это, о. Тавриону удалось расширить и благоустроить помещения для приема приезжающих, построить паломническую кухню. Последнюю службу в храме о.Таврион совершил на Троицу 18 июня 1978 года. После его смерти пустынька продолжала материально укрепляться, число насельниц увеличивалось, но уникальность духовной жизни обители уже не повторялась.

1) Демина Н. «Рижский Св.Троице-Сергиев женский монастырь», Pētergailis, с.116-130, 151-163., 231-223.

2) Вильгерт В. «Архимандрит Таврион (Батозский)», изд. «Отчий дом», Москва, 2001.

3) «Rīgas dievnami. Arhitektūra un māksla», Zinātne, Apgāds mantojums, 2007, c.537.

Источник

Православный храм во имя Всех Святых, в земле Российской просиявших

(Клайпеда, Литва)

20150206 161158 RichtoneHDR1 e1423854869171

По святыням Латвии и Литвы

Дорогие братья и сестры! Предлагаем Вашему вниманию первый из серии рассказов о маршрутах паломнических поездок, организуемых по благословению настоятеля прихода всех Русских Святых о.Петра Олехновича.

20150206 161158 RichtoneHDR

Паломники у Тихвинской иконы Божией Матери в Паланге.

Начнем с маршрута поездки в Латвию (Елгава, Рига), куда в феврале 2015 года совместно съездили паломники из России и Литвы (организаторы — паломническая служба Калининградской Епархии и Клайпедское благочиние).

До отъезда в Латвию, паломники – россияне, в течение дня, побывали в Клайпеде, где посетили Храм всех Святых Российских и Покрово-Никольский храм, побывали в Паланге на экскурсии по Храму Иверской иконы Божией Матери, а вечером, вместе с паломниками из Клайпедских Храмов, отправились в Рижскую Спасо-Преображенскую пустынь На следующий день в Рижский Троице-Сергиев женский монастырь. Паломники молились у Толгской, Казанской, Иверской икон Богородицы, прошли крестным ходом с Иверской иконой вокруг монастыря в пустыньке под Елгавой, посетили святые места Риги, прикладывались к святыням, знакомились с православными историческими памятниками Риги и Елгавы.

Далее расскажем отдельно о пустыньке и о Рижском монастыре.

Спасо-Преображенская пустынь под Елгавой — филиал рижского Троице-Сергиева женского монастыря — удивительная обитель, имеющая свою уникальную историю, чтимые места и реликвии. Божья обитель в лесной глуши.

Спасо-Преображенская пустынь появилась на свет в конце XIX века. Находится она буквально в нескольких километрах от Елгавы, на огромной поляне среди густого леса, который паломникам порой кажется почти сказочным.

Сказочной кажется и сама монастырская территория. Кругом зеленые деревья, кусты роз самых разных цветов и сортов, удивительная чистота и умиротворяющая тишина, прерываемая лишь пением птиц да звоном колоколов, возвещающих о начале богослужений.

В лесу чуть дальше от монастыря — Божья горка. На одном из деревьев сестры укрепили икону Богородицы, поставили несколько деревянных скамеек. Существует предание, что именно здесь когда-то было явление Богородицы.

От Александра III до наших дней Преображенскую женскую пустынь основали сестры рижского Троице-Сергиева монастыря Мансуровы. В 1894 году они нашли в лесу под Митавой (Елгавой) полянку, как будто вырубленную крестом, взмолились Богородице, и через несколько месяцев, в июле этого же года, получили дар от государя Александра III — 170 десятин лесов в найденной ими местности. Пустынножительницы занимались белением воска для свечного завода.

В 1899 году здесь был освящен первый храм — в честь Преображения Господня. Тогда же была выстроена часовня во имя преподобного Иоанна Лествичника, а в 1908 году был освящен и деревянный храм во имя этого святого.

Сестры Мансуровы приняли иноческий постриг в 1901 году. Старшая, Екатерина, поселилась в рижской обители монастыря, а младшая, Иоанна, — в лесной обители.

В 1909 году Преображенскую пустынь посетила ныне прославленная в лике святых княгиня Елизавета Феодоровна и подарила обители образ Иоанна Лествичника.

В годы Первой и Второй мировых войн пустынь подвергалась жутким разрушениям, монастырское имущество и святыни приходилось эвакуировать.

Настоящее возрождение началось лишь в 1953 году — с назначением духовником обители архимандрита Кирилла (в схиме Косьмы). Батюшка был воспитанником в Валаамском монастыре, во время войны помогал партизанам, был в плену, чудом избежал расстрела.

Читайте также:  семь жизней черного кролика персонажи

В пустыньке он прослужил 15 лет. Был удивительно кроток и смирен. Навещал больных, помогал сестрам по хозяйству, мастерил стульчики для матушек и паломников, вскапывал огороды. Старец Косьма сам себе смастерил гроб и могильный крест.

Похоронен батюшка на кладбище в пустыньке. Неподалеку от могилы другого удивительного старца, сыгравшего огромную роль в истории православной Латвии, — владыки Филарета Филаретова, назначенного на рижскую кафедру в 1877 году. Его мощи при перезахоронении были найдены абсолютно нетленными…

Икона Спасителя и храмовой образ преподобного Иоанна Лествичника. Эти иконы периодически мироточат, когда же миро стекает особо обильно и постоянно, его собирают мягкой кистью и добавляют в елей. Духовник монастыря архимандрит Тихон каждое воскресенье после Божественной литургии помазывает верующих.

Иверская икона Богородицы, перед которой чаще всего молятся о счастье в личной жизни, даровании детей, исцелении от болезней.

Через несколько лет после Второй мировой войны этот образ нашли на чердаке в одном из домиков в пустыньке. Икону поместили в красивую ризу, и буквально сразу по молитвам к ней стали происходить чудеса.

Казанская икона Богородицы, выполненная из финифти и расписанная эмалью.

Пару лет назад этот образ принес освятить в обитель обычный человек. Отец Тихон тогда тихонечко произнес: «Вот бы нам в монастырь такую!» Не успел он произнести фразу, как мужчина тут же с радостью подарил обители образ.

Феодоровская икона Богородицы (старинного письма). Находится в царских вратах храма Иоанна Лествичника.

Икона Николая Чудотворца.

Она отсутствовала в обители семнадцать лет. Икону украл некий мужчина, все эти годы мучился содеянным и пять лет назад, в канун празднования Николы летнего, решился вернуть святыню домой — просто подбросил образ к входу в храм Иоанна Лествичника.

В монастыре в Риге также находятся: икона Преображения Господня.Ссестрам подарила этот образ матушка Сергия из Дивеевского монастыря, икона Сергия Радонежског, чудотворная икона Божией Матери «Умиление», чудотворная Толгская икона Божией Матери, чудотворная «Скоропослушница», чудотворная Почаевская икона Божией Матери.

На территории пустыньки сегодня действуют три храма — Преображенский (обычно открыт на праздники Пасхи, Рождества и Преображения Господня), во имя Иоанна Лествичника и домовая церковь в честь Рождества Богородицы, где сестры читают молитвенные правила и богослужения проходят только на Рождество Богородицы.. С 1998 года накануне праздника Преображения Господня из монастыря вРиге в Пустынь совершается крестный ход с иконой Божией Матери «Достойно есть».

Марина Асонкова (руководитель паломнического центра Клайпедского благочиния) по материалам сайтов.

Источник

Валгунде. Спасо-Преображенская пустынь.

Valgundes Kristus Apskaidrošanās tuksnesis

Карта и ближайшие объекты

Статьи

6 августа 1897 года в Валгундском лесу состоялась закладка храма во имя Преображения Господня. Материальная поддержка стройке была оказана также Прибалтийским Православным братством. Торжественное освящение храма 20 июня 1899 года совершил епископ Рижский и Митавский Агафангел (Преображенский). После освящения Спасо-Преображенской церкви в пустыни начались регулярные богослужения. Теперь постоянно здесь находились тридцать сестер, увеличилось число богомольцев. Пустынь постепенно благоустраивалась. Была построена каменная ограда с трехчастными воротами, странноприимный корпус. После преобразования общины в монастырь (1902 г.), в пустыни был возведен игуменский дом. Добротный одноэтажный сруб с двускатной крышей был задуман в едином комплексе с домовым храмом во имя преподобного Иоанна Лествичника, в который из дома вел крытый переход. Разрешение на строительство домового храма было получено в Рижской Духовной Консистории весной 1907 года, а освящение церкви состоялось 9 мая 1908 года, его совершил архимандрит Вячеслав, настоятель Рижского Алексеевского монастыря. Рядом с храмом была поставлена деревянная рубленая часовня, в которую поместили крест, прежде стоявший на месте Спасо-Преображенского храма. Массовое паломничество в пустыньку (так ласково называют ее паломники и сегодня) стало традиционным в начале XX века. Сюда устремились люди разных сословий. Всех богомольцев бесплатно кормили на общей трапезе. Летом 1909 года обитель посетила Великая княгиня Елизавета Федоровна. Каждый год с крестным ходом в пустыньку прибывала чудотворная Якобштадтская икона Божией Матери. Это были самые благополучные годы Рижской обители.

В годы Первой мировой войны на территории пустыни стояли немецкие войска. С правой стороны от главных ворот сохранилось обширное военное кладбище тех лет с бетонными крестами и стеллой. 20 апреля 1915 года сестры были вынуждены покинуть пустынь, взяв с собой только самые необходимые вещи и стадо коров. Часть насельниц не уехали в эвакуацию, остались в Риге. После войны сестрам пришлось восстанавливать храмы и все постройки, заново обустраивать быт. Пустынька окормляла беженцев из России, бедствующих после войны рижан. Летом в пустынь вывозили детей из восстановленного детского приюта и школы при монастыре. Во время Второй мировой войны обитель снова подверглась разрушениям. После изгнания гитлеровцев сестры с большими трудностями старались восстановить то, что уцелело. Чтобы выжить, насельницы пустыни занимались в основном сельским хозяйством, помогали местному колхозу в уборке урожая, заготавливали на зиму продукты для монастыря.

Читайте также:  можно ли смотреть историю в инстаграме незаметно

В 1954 году на служение в пустынь митрополит Вениамин (Федченко) благословил игумена Кирилла (Смирнова). Скромный и искренний о. Кирилл (схиархимандрит Косьма) пользовался большим уважением верующих, которых окормлял до лета 1968 года. После его кончины духовником в пустынь был назначен архимандрит Таврион (Батозский). Здесь прошли последние десять лет трудов праведного старца. В годы его духовничества в пустыньке царила атмосфера раннехристианской общины. Подвижническая жизнь о. Тавриона, его молитвенный подвиг, ежедневные богослужения и проповеди привлекали в пустыньку тысячи паломников со всех концов Советского Союза. Материальное положение пустыни улучшилось. За активной жизнью обители пристально следили власти, но, несмотря на это, о. Тавриону удалось расширить и благоустроить помещения для приема приезжающих, построить паломническую кухню. Последнюю службу в храме о.Таврион совершил на Троицу 18 июня 1978 года. После его смерти пустынька продолжала материально укрепляться, число насельниц увеличивалось, но уникальность духовной жизни обители уже не повторялась.

Источники информации: 1) Демина Н. «Рижский Св.Троице-Сергиев женский монастырь», Pētergailis, с.116-130, 151-163., 231-223. 2) Вильгерт В. «Архимандрит Таврион (Батозский)», изд. «Отчий дом», Москва, 2001. 3) «Rīgas dievnami. Arhitektūra un māksla», Zinātne, Apgāds mantojums, 2007, c.537.

Источник

Спасо преображенская пустынь елгава история

none

none

Описание Спасо-Преображенской пустыни

История Спасо-Преображенской пустыни, расположенной в живописном лесу недалеко от Елгавы, неразрывно связана с Рижским Свято-Троице-Сергиевым монастырем, которому она принадлежит.

spp1

Во исполнение заповеди служения ближним в Пустыни был построен странноприимный дом, открыта приходская школа. В определенные дни богослужение совершалось на латышском языке.

В 1908 году был освящен деревянный храм во имя преподобных Иоанна Лествичника и Сергия Радонежского. Облик этой простой бревенчатой церкви особенно соответствует духу пустынного монашеского подвига.

В 1909 году тихая Преображенская пустынь была удостоена посещения прославленной ныне в лике святых великой княгини Елизаветы Федоровны, основательницы Марфо-Мариинской обители в Москве. Больше недели провела княгиня среди сестер, знакомясь с их жизнью.

В 1915 году в Пустыни насчитывалось сорок четыре сестры. Они несли различные послушания: по-прежнему белили воск, занимались рукоделием, содержали пчельник, были заняты на огородно-полевых работах и скотном дворе.

В дальнейшем насельницы Пустыни разделили судьбу сестер Рижского монастыря: эвакуация под Новгород, труды по восстановлению обители после возвращения, скорбные годы после Второй мировой войны. Но Пустынь выжила, и в послевоенные годы начинается новый период ее существования. Большим духовным событием явилось назначение в 1953 г. архимандрита Кирилла (в схиме Космы) Смирнова духовником Пустыни. Воспитанник Валаамского монастыря, истинный подвижник, он способствовал возрождению духа монашеского подвига, который изначально был присущ обители.

Десять лет, с 1969 по 1979 г., прослужил в Пустыни известный исповедник православной веры архимандрит Таврион (Батозский), проведший в заключении более 20 лет. Своей энергией и проповедническим даром он привлек в Пустынь множество паломников. Имена этих подвижников вписаны в историю не только Пустыни, но и всего отечественного православия. В конце 80-х годов, когда стихли гонения на церковь, при игумений Магдалине (Жегаловой) возобновился прием сестер в обитель, и она возросла численно. Были возведены новые корпуса, в одном из которых в 1988 году была освящена домовая церковь в честь Рождества Богородицы.

Нынешняя благоустроенная Пустынь уже мало напоминает ту затерянную в лесной глуши, тихую и скромную обитель, где возносили молитвы первые насельницы. Изменения, происшедшие в мире за сто лет, неизбежно коснулись и жизни обители. Но всеми силами стараются сестры, чтобы внешние перемены не угасили благодатный молитвенный дух, созидавшийся несколькими поколениями монашествующих.

Бережно хранят в Пустыни память об усопших. Особой заботой сестер окружено монашеское кладбище с дорогими могилами настоятельниц, духовников и сестер монастыря. В сентябре 1990 года здесь погребен митрополит Леонид (Поляков, 1913-1990), 24 года возглавлявший Рижскую епархию. Мало кто из современников знал, что смиренный и скромный во всем владыка Леонид по образованию был врачом-хирургом, имел степень доктора богословия и боевые награды. Он принял монашество в послевоенные годы, когда сама Пресвятая Богородица явилась ему и сказала: «Я тебе помогла, теперь ты Мне служи».

Верующему христианскому сердцу отрадно сознавать, что в многонациональном Прибалтийском крае в скромной обители преп. Сергия вот уже более 100 лет беспрерывно возносятся смиренные иноческие молитвы ко Господу и Пресвятой Богородице о спасении всего мира.

«Сколь много в монашестве смиренных и кротких, жаждущих уединения и пламенной в тишине молитвы. Скажу, что от сих кротких и жаждущих уединенной молитвы выйдет, может быть, спасение земли русской! Образ Христов хранят пока в уединении своем благолепно и неискаженно, в чистоте правды Божией. и когда надо будет, явят его поколебавшейся правде мира» (Ф.М.Достоевский).

Паломнические поездки к Спасо-Преображенской пустыни

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector