СПАСО-КАМЕННЫЙ МОНАСТЫРЬ
Спасо-Каменный монастырь. Фото Алексея Южакова |
Спасо-Каменный мужской монастырь в честь Преображения Господня на Каменном острове в Кубенском озере Вологодской епархии
Единственным известным в настоящее время документом о возникновении обители является «Сказание о Спасо-Каменном монастыре», составленное Паисием Ярославовым в XV веке. Оно повествует о том, как Белозерский князь Глеб Василькович шел на судах с Белого озера по реке Порозовице в озеро Кубенское. На Кубенском озере недалеко от места, называемого Карачевская пучина, его настигла сильная буря. В минуты опасности князь дал обет построить церковь и монастырь на месте, где сможет обрести спасение. Судно прибило ветром к Каменному острову. Князь нашел на острове двадцать три инока, которые жили в землянках, а для молитвы собирались в часовню. Произошло это в день празднования Преображения Господня, 6 августа 1260 года. Князь приказал построить деревянную церковь во имя Преображения Господня и кельи для монахов. Так был основан Спасо-Каменный Преображенский мужской монастырь.
Со времени основания монастырь существовал под покровительством белозерских князей. Из-за неоднократных пожаров, от которых пострадал монастырский архив, история обители недостаточно известна и состоит из сведений, большей частью отрывочных и неполных.
Во времена жестоких междоусобных войн в 1447 году великий князь Василий Тёмный, свергнутый с престола и ослеплённый князем Димитрием Шемякой, приезжал в Спасо-Каменную обитель на богомолье. Игумен Евфимий благословил Василия Тёмного на продолжение борьбы за власть: «Иди, Государь, в желаемый путь твой на великое княжение, и Бог устроит твоё шествие». Василий Темный сделал богатые земельные вклады в обитель, а его супруга великая княгиня Мария приписала к ней монастырь св. Николая Чудотворца на Святой Луке.
Пожар 1476 года. Возрождение обители
В сентябре 1476 года во время сильного шторма на острове случился пожар. Будучи деревянными, все монастырские строения сгорели. Много монахов погибло в водах озера, спасаясь в ладьях от огня.
Через несколько лет обитель вновь отстроилась. В 1481 году был возведен каменный Спасо-Преображенский собор. Для украшения собора белый камень привозили из Твери со Старицких карьеров. Кирпичи для сооружения храма изготовлялись вручную. Возводила собор артель ростовских зодчих.
В 1528 году великий князь Василий III Иванович вместе со своей супругой Еленой Глинской, совершая богомольное путешествие, посетил обитель на Каменном острове, где молился о чадородии. Великий князь пожаловал монахам Спасо-Каменного монастыря 60 рублей на сооружение теплого храма. Теплая церковь с трапезной во имя Успения Божией Матери была построена уже после смерти Василия III.
Князь Василий III использовал Спасо-Каменный монастырь как место ссылки опальных духовных особ. В начале XVI века сюда был заточен бывший Смоленский епископ Варсонофий (Ходыкин). Немного позднее в монастырь был сослан опальный московский митрополит Варлаам, скончавшийся в монастыре в 1533 году, его гробница не сохранилась.
Наивысший расцвет монастыря пришелся на вторую половину XVII века. В этот период на острове, кроме настоятеля, проживали 93 человека, из них 27 человек монашествующих, остальные – слуги и рабочие люди. В вотчине монастыря было 7 сел, 4 сельца и 98 деревень с 819 душами крестьян мужского пола. В Вологде монастырю принадлежало 2 подворья, в Тотьме – 2 соляные варницы. Были у монастыря и различные торговые льготы.
По описи 1670 года, на острове располагались три каменных храма. Внутренность Спасо-Преображенского собора отличалась особым великолепием и необыкновенным множеством икон (их в храме было около 150), которые имели золоченые серебряные оклады, некоторые были украшены драгоценными камнями и жемчугом. На колокольне было десять колоколов. В ризнице хранились напрестольные Евангелия, украшенные бархатом и серебром, священнические облачения, вышитые жемчугом, в библиотеке хранилось 364 книги, из них шесть древних рукописных, на пергамене.
В результате секуляризационной реформы 1764 года Спасо-Каменная обитель была определена в третий, низший, класс монастырей.
Пожар и упразднение монастыря в 1774 году
В 1774 году сильный пожар уничтожил деревянный ряж вокруг острова вместе с кельями. Из каменных сооружений более всего пострадал Спасо-Преображенский собор и надвратная церковь Иоанна Предтечи. Удалось спасти лишь самые дорогие святыни: мощи преподобного Иоасафа Каменского, несколько образов, наиболее древние и ценные предметы богослужения, облачения, книги.
Спасо-Каменный монастырь упразднили, так как не нашлось нужных средств для возобновления после пожара. Оставшееся от пожара имущество передали на хранение в Спасо-Прилуцкий монастырь. Настоятеля с братией определили в Вологодский Свято-Духов монастырь, который с 1775 года указом Святейшего Синода был переименован в Спасо-Каменный.
Восстановление монастыря
Вид Спасо-Каменного монастыря с южной стороны. Литография 1886 года |
17 июня 1870 года монастырь посетил великий князь Алексей Александрович, совершая путешествие по водной системе из Петербурга в Архангельск. Пробыв в монастыре около часа, князь пожаловал на благоустройство обители 100 рублей.
В 1876 году на острове с разрешения епархиального начальства была открыта первая в губернии спасательная станция Императорского Российского Общества спасения на водах. На крыше братско-настоятельского корпуса был установлен маяк большой мощности (керосиновая лампа), свет которого был виден за 20 верст, а во время туманов и зимних метелей ориентиром для путешественников был звук специального колокола. Четыре матроса-гребца под руководством атамана и немногочисленная братия днем и ночью, зимой и летом спешили на помощь терпящим бедствие людям, при этом каждый раз рискуя собственной жизнью. Руководил работой станции настоятель – архимандрит Павел. Он лично принимал участие в спасательных работах.
Закрытие монастыря
25 июня 1925 года на острове работала комиссия по закрытию монастыря, состоявшая из двух представителей Губернского отдела народного образования и милиционера. Для определения ценности предметов, передаваемых по описи музею, был приглашен заведующий художественным отделом музея Иван Васильевич Федышин. Старинных книг, икон, старинной серебряной богослужебной утвари, инвентарных книг уже не было. Часть предметов, в том числе восемь пудов архивных документов были оставлены в монастыре под охраной сотрудников Губоно.
Настоятель иеромонах Анатолий (Петухов), пять монахов, три послушника составляли население обители. Послушников признали укрывающимися от военной службы, дело передали в милицию. Монахам временно разрешили остаться на острове.
Преображенский собор Спасо-Каменного монастыря, 1926 год |
27 июня 1925 года начальник Вологодской уездной милиции составил рапорт о том, что Спасо-Каменный монастырь закрыт, жилые помещения и монастырский инвентарь переданы по описи в ведение Губернского отдела народного образования «для изоляции там трудновоспитуемых детей».
Через два месяца после открытия колонии, 2 сентября в монастыре возник пожар. Огонь уничтожил братско-настоятельский каменный корпус, в котором помещался детский дом и храмы. Оставшиеся без кровли древние здания постепенно превращались в руины. Остров стал пристанищем для рыбаков, охотников и туристов.
С 1945 по 1960 год уцелевшие здания монастыря (гостиница, колокольня и погреба) использовались под нужды рыбзавода.
При составлении Свода памятников культурного наследия в 1960-ом году колокольня и остатки древних зданий были приняты под государственную охрану с присвоение статуса памятника: Спасо-Каменный монастырь.
Начало возрождения
Успенская церковь-колокольня Спасо-Каменного монастыря, январь 2011 |
С 1983 года архитектор Асафов Александр Алексеевич (+ 1993) начал деятельность по воссозданию архитектурного ансамбля Спасо-Каменного монастыря. Благодаря его усилиям уникальный памятник отечественной культуры был включен в программу «Наследие». Асафов был главным архитектором проекта.
Летом 1991 года началось областное финансирование восстановительных работ. К 1994 году государственное финансирование прекратилось. К этому времени удалось частично отремонтировать гостиницу. Летом 1995 года перед алтарем Спасо-Преображенского собора поставили обетный крест.
В марте 2002 года Дирекцией по охране, реставрации и использованию памятников истории и культуры Вологодской области Успенская церковь Спасо-Каменного монастыря была передана в пользование некоммерческому партнерству «Спас-Камень» для осуществления ремонтно-реставрационных работ.
В 2006 году была осуществлена передача в безвозмездное пользование комплекса зданий Спасо-Каменного монастыря Вологодской епархии. В том же году на Каменном было учреждено архиерейское подворье «Спасо-Каменный монастырь».
В 2007 и 2008 году противоаварийные и ремонтно-реставрационные работы велись на средства федерального бюджета по программе реставрации памятников, находящихся в пользовании Русской Православной Церкви.
В 2009 году завершилось восстановление Успенской церкви-колокольни, 23 декабря в ней прошел первый молебен.
В 2010 году начато воссоздание трапезной палаты, примыкающей к колокольне.
17 августа 2010 года архиепископ Максимилиан (Лазаренко) совершил освящение восстановленной церкви Успения Божией Матери. С этого момента там регулярно стали проводиться богослужения. На острове продолжались работы по воссозданию трапезного корпуса, по благоустройству территории, по сохранению уникальной экосистемы острова.
6 октября 2017 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил вновь открыть Спасо-Каменный Преображенский мужской монастырь.
Святые
Настоятели
Спасо-Каменный мужской монастырь
Спасо-Каменный монастырь основан около 1260 года, один из древнейших монастырей Русского Севера.
Содержание
История [ править ]
Датой основания обители считается 19 августа 1260 года, когда здесь был вынесен на берег попавший в лютую бурю белозерский князь Глеб Василькович, внук великого князя Ростовского Константина Всеволодовича. Князь, молясь Богу о спасении, дал обет основать на том месте обитель, где суда пристанут к какому-нибудь берегу. Волнами суда князя были прибиты к Каменному острову в день Преображения Господня. Остров не оказался пустынным: князь нашёл на нём несколько пустынножителей (около 23), которые, проводя здесь иноческую жизнь, занимались проповедью Христовой веры среди побережных жителей-язычников. Пустынники имели у себя небольшую часовню для молитвенных собраний. Князь исполнил свой обет. Он повелел воздвигнуть здесь храм в честь Преображения Господня, снабдил его иконами и утварью и при нём основал обитель. Настоятельство над братиею он поручил одному из пустынножителей старцу Феодору.
Новооснованная обитель, названная Спасо-Каменною, с самого начала своего существования стала под особое покровительство князей Белозерских и быстро достигла процветания, как по своей иноческой жизни, сиявшее святостью многих подвижников, принимавших здесь пострижение, так и в отношении своего материального благосостояния. Со времени князя Димитрия Донского обитель становится известной и великим князьям московским.
В XV веке Спасо-Каменный монастырь — крупный религиозно-культурный центр, где подвизались Дионисий Глушицкий, Александр Куштский, Иоасаф Каменский (сын местного князя Дмитрия Заозерского).
В 1481 году ростовскими мастерами был возведён каменный собор о двух главах — первая каменная постройка Русского Севера. Позднее теми же мастерами были выстроены сохранившиеся соборы Ферапонтова и Кирилло-Белозерского монастырей.
После учреждения монастырских штатов с изъятием в казну монастырских имуществ для Спасо-Каменной обители наступило время упадка, который был ускорен ещё большим пожаром в 1774 году, истребившим дотла все деревянные монастырские строения. После этого пожара Спасо-Каменный монастырь был закрыт. И это запустение продолжалось 26 лет.
В 1801 году, по повелению императора Павла I, обитель была восстановлена под именем Белавинской Спасо-Преображенской пустыни, так как сюда была переведена братия Белавинской Богоявленской пустыни вместе с имуществом.
Восстановленная обитель снова быстро стала развиваться и приобретать то религиозное значение, каким пользовалась она прежде.
В 1892 году по указу Святейшего Синода монастырю было возвращено его прежнее наименование Спасо-Каменного. Настоятели обители носили сан архимандрита.
Советская власть закрыла монастырь в 1925 году. Монахов прогнали, а в жилых помещениях попытались устроить колонию для малолетних преступников, которые разбежались по осени. Кроме того, осенний пожар повредил многие здания. После закрытия в 1925 году древнейший храм Русского Севера (к тому времени уже пятиглавый) был уничтожен взрывом. На его месте высится груда щебня.
До 1971 года здесь жил штатный сторож районного управления культуры. Когда должность эту сократили, остров стал пристанищем местных рыбаков и охотников. В настоящее время из монастырских построек на острове сохранилась лишь уникальная Успенская церковь-колокольня XVI века.
Несмотря на разрушение Спасского собора, монастырь всё ещё числится среди памятников архитектуры XV—XVII веков, так как сохранилась Успенская церковь «иже под колоколы» 1540-х гг. постройки.
Современное состояние [ править ]
C 1991 года силами энтузиастов велись работы по восстановлению Спасо-Каменного монастыря. Впоследствии средства выделялись уже из федерального бюджета.
В 2006 году на Каменном острове, указом архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана (Лазаренко), было учреждено архиерейское подворье «Спасо-Каменный монастырь».
На острове продолжаются работы по воссозданию трапезного корпуса, по благоустройству территории, по сохранению уникальной экосистемы острова. Планируется воссоздание главного объекта монастыря – Спасо-Преображенского собора.
Спасо-Каменный Преображенский мужской монастырь
Благочиние
Адрес
Россия, Вологодская обл., оз. Кубенское, остров Каменный
Настоятель
игумен Дионисий (Воздвиженский)
Телефон
Вконтакте
Духовенство
Как добраться
Фотогалерея
Справка
Когда-то замечательные сооружения Спасо-Каменного монастыря радовали глаз путников, проплывавших по озеру или проходивших по берегу. Монастырь на маленьком островке возникал подобно волшебному видению, на мгновение показавшемуся из глубины вод. На небольшом островке размером 120 метров в длину и 70 метров в ширину, называемый Каменным, возвышается ныне лишь похожая на колокольню церковь да корпус монастырской гостиницы. Это всё, что осталось от Спасо-Каменного монастыря, одного из древнейших на Севере.
Датой основания обители принято считать 19 августа 1260 года, когда Белоозёрский князь Глеб Василькович, внук Ростовского князя Константина Всеволодовича, плывя из Белоозера в Великий Устюг, был застигнут в пути на Кубенском озере сильной бурей. Судно его прибило к маленькому островку, называемому Каменным. В честь своего спасения князь повелел здесь воздвигнуть храм и устроить монастырь. Более двухсот лет строения на острове были только деревянными. После большого пожара, уничтожившего все монастырские постройки, в 1478 году приступили к строительству первого каменного храма на всём русском Севере — Спасо-Преображенского собора, оконченного и освящённого в 1481 году. Строительство велось на вклад удельного князя Андрея Меньшого, который владел Вологдой, Кубеной и Заозерьем. Белый камень для него доставляли из Старицы, а кирпич — из Твери. Кирпич представлял собой плоскую плинфу, век массового применения которой в строительстве на Руси тогда как раз подходил к концу. Было высказано много предположений о том, откуда были мастера, построившие собор. В настоящее время есть основания полагать, что зодчие были приглашены из Ростова, ведь и сам монастырь в ХV веке входил в состав Ростовской епархии.
В архитектуре собора прослеживалось влияние московского и ростовского зодчества. В своём первоначальном виде Спасо-Преображенский собор представлял собой четырёхстолпный трёхапсидный крестово-купольный храм на невысоком подклете. В завершении были три яруса кокошников и две главы: большая — в центре и маленькая — над юго-восточным углом, где находился придел. Обильный декор, покрывавший стены, апсиды и барабаны глав, состоял из керамических рельефных плиток, поребрика, бегунца и нишек. Собор Спасо-Каменного монастыря послужил образцом для возведения последующих храмов в северных монастырях — Ферапонтовом, Кирилло-Белозёрском, Спасо-Прилуцком. Сохранившаяся Успенская церковь была построена вместе с трапезной на вклад Василия III в 1543-1549 годах ростовскими мастерами Пахомием Горяиновым и одним из известнейших зодчих ХVI века Григорием Борисовым. Трапезная палата была довольно характерным по своему типу зданием: поставленный на подклет прямоугольный объём с главным зальным помещением, сводчатые перекрытия которого опирались на столб в центре. Успенская церковь примыкала к восточной стене трапезной, но не посередине, а ближе к юго-восточному углу. Это — оригинальный храм в виде трёхъярусного столпа. Два нижних яруса его многогранные: первый служил подклетом, а во втором помещалась церковь. Третий ярус с открытыми арками являлся колокольней, отчего и сам храм в древности называли «иже под колоколы». Во второй половине ХVII века церковь получила новое завершение — на восьмигранное основание был поставлен барабан с луковичной главкой.
После учреждения монастырских штатов с изъятием в казну монастырских имуществ, для Спасо-Каменной обители наступило время упадка, который был ускорен ещё большим пожаром в 1774 году, истребившим дотла все деревянные монастырские строения. После этого пожара Спасо-Каменный монастырь был закрыт, и это запустение продолжалось 26 лет. В 1801 году по повелению императора Павла I обитель была восстановлена под именем Белавинской Спасо-Преображенской пустыни, так как сюда была переведена братия Белавинской Богоявленской пустыни вместе с церковным имуществом. В 1892 году по указу Святейшего Синода монастырю было возвращено его прежнее наименование Спасо-Каменного.
В 1991 году двое вологодских энтузиастов стали потихоньку восстанавливать сохранившиеся здания. Вскоре к ним присоединились неравнодушные люди. Средств на восстановление постоянно не хватало. Сначала из руин восстало последнее из появившихся здесь до революции капитальных строений — одноэтажная монастырская гостиница, сгоревшая в 1971 году по вине рыбаков.
В 2006 году на Каменном острове указом архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана (Лазаренко) было учреждено архиерейское подворье «Спасо-Каменный монастырь», настоятелем которого был назначен игумен Дионисий (Воздвиженский). В 2009 году в Успенском храме был отслужен первый молебен, а 17 августа 2010 года был освящен храм, и с тех пор богослужения в храме стали регулярными. К 2010 году, к 750-летнему юбилею, завершилось восстановление Успенской церкви-колокольни, во втором ярусе которой был устроен небольшой храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. 6 октября 2017 года монастырь возрождён официально.
Спасо-Каменный: в поисках спасительного узкого пути
Спасо-Каменный монастырь в честь Преображения Господня – одна из самых малых действующих обителей в России – находится на крошечном острове в Кубенском озере (Вологодская область). Несмотря на размеры, значение монастыря, как духовное, так и культурное, для России огромно. Большинство людей, приезжающих сюда, стремится попасть на остров вновь: кто – ради тишины и спокойствия внешнего и внутреннего, кто – ради того, чтобы почувствовать глубину веков, кто – ради серьезных размышлений, ради изменения к лучшему своего духовного состояния. В любом случае равнодушным не остается никто. И этому неравнодушию игумен Дионисий (Воздвиженский), единственный пока насельник обители, очень радуется: хорошо, если человек переживает за свое духовное состояние. Значит, есть возможность действительно исправиться – что отдельному человеку, что обществу в целом.
– Отец Дионисий, большинство обителей на Севере немноголюдны: иноков здесь мало. О чем это свидетельствует, по вашему мнению? Действительно ли становится меньше желающих принять монашество? Если это так, то чем, на ваш взгляд, это вызвано? Только ли относительным материальным благополучием в миру? Или же есть более существенные причины?
– Спасо-Каменный монастырь не то что немноголюдный или малолюдный – он вообще безлюдный. Из постоянных насельников здесь пока только я один. Летом приезжают паломники. Ситуация у нас особая: просто разруха. Братский корпус в развалинах, и негде братии пока жить. Поэтому на вторую часть вопроса нельзя ответить, исходя из обстоятельств нашей обители.
Если же говорить отвлеченно от местных реалий, то уменьшение числа желающих посвятить себя, свою жизнь монашеству действительно наблюдается, и тому есть причины. Без причин на свете ничего не бывает. В 1990-е годы, после очередной революции в нашей стране, с открытием многих монастырей в них начался большой приток насельников. Люди истосковались по духовной жизни, проявились подспудные настроения и намерения, душевные устремления, так долго загоняемые вовнутрь, прорвалась жажда приобщения, так сказать, к родным истокам. Я бы сравнил ситуацию с тем, как происходит обращение к Богу у отдельно взятого человека. Первый порыв наиболее сильный, всё идет с охоткой, трудности переживаются легко, какая-то неведомая энергия движет им. Это первичная Благодать. То, что дается авансом и проявляет вкус к духовному, дает подлинную радость и утешение. Но это только начало, после которого последует обязательно иной период: сложный, с преткновениями и падениями. Такое обучительное оставление Благодатью Божией. И вот здесь не всем хватает терпения и усердия. А его непременно надо проявить, чтобы со временем обрести уже неотъемлемую Благодать Божию.
Так вот, эта первая волна для наших монастырей прошла, теперь нужно доказать свою состоятельность, чтобы иссякнувший ручеек наполнился, пусть и не так стремительно, но верно. Это как бы со стороны самих монастырей. А что касается других объективных причин… Что сказать? Живем «хорошо», много всего в мире, трудно найти узкий путь. То, что было для людей, вышедших из советской эпохи, глотком чистого воздуха, ярким новым явлением на общем сером фоне, теперь стало, наоборот, блеклым на фоне мирского разноцветья. Но это картина сгущенными красками. На самом деле контраст не так велик, как может показаться. Ведь и монастырей сейчас стало еще больше, чем 10–15 лет назад. Где же им всем наполниться, народу-то у нас в стране не столь уж много?
Монашествующих столько, сколько и должно быть. Господь сказал: «Не все вмещают сие, но кому дано»
А вообще мне кажется, что религиозный подъем и связанный с ним приток в монастыри ищущих пострига – из ряда вон выходящее явление. Поэтому сегодняшняя ситуация вполне естественна и закономерна.
Почему мало приходящих в монастырь? Ну, мало или много – это относительно. Наверно, их столько, сколько и должно быть. Господь сказал, что «не все вмещают сие, но кому дано». Просто такой период. В истории ведь тоже бывало по-разному. Во времена великих учителей и иноческих наставников – Великих Антония, Пахомия, Макария – в древних обителях насельников были тысячи, как известно. Затем постепенный упадок. Были и в нашей Русской Церкви периоды расцвета и угасания: одно дело – эпоха преподобного Сергия и его учеников, последователей, и другое дело – век XVIII или XX, к примеру. Наше церковное возрождение сегодня по части монастырей – это такой духовный «ренессанс», явление масштабное, внешне прекрасное, но с повторением не всегда лучших форм прежней синодальной эпохи. Какие причины и препятствия к приходу в монастырь сейчас? Уже, наверное, сказал: монастырь – не для всех. Плюс множество соблазнов.
– Вопрос о соотношении «количество/качество». Звучит, может быть, грубо, но, тем не менее: каковы сегодня главные «качества» христиан – что монашествующих, что мирян?
По причинам внешним монашество избирать нельзя. Только внутреннее призвание к такому образу жизни!
– Знаете, был такой лозунг: «Лучше меньше, да лучше». Вот к монашеству он тоже подходит. У святителя Николая (Велимировича) одна женщина спрашивала: вот, мол, мы с дочерью сидим и думаем, куда ей пойти – замуж или в монастырь? А святитель ответил в письме: раз вы выбираете, значит, надо избрать общий путь – путь семейной жизни. А на монашество можно решиться только когда внутри одна цель и нет раздвоений. По причинам внешним вообще монашество избирать нельзя. Только внутреннее призвание к такому образу жизни! Архиепископ Феофан (Быстров), человек святой жизни, инспектор и ректор Петербургской духовной академии в начале XX века, когда к нему обращались с вопросом о монашестве студенты и говорили, что хотят послужить Церкви, отвечал так: послужить Церкви можно и в миру, для этого совершенно не обязательно быть монахом. Опять же указывал на Божие призвание и расположение к уединенной молитвенной жизни. Это же совершенно очевидно! Об этом все опытные духовники говорят.
Так что сегодня христиане не лучше и не хуже прежних. Разве что физически слабее по причине комфорта и более рассеянны из-за изобилия информации, зачастую пустой и ненужной.
– Каковы главные трудности северных обителей сегодня – духовные и материальные?
– Мне думается, одна из главных трудностей – это внешнее служение. Дело в том, что с сегодняшними общежительными монахами произошла такая метаморфоза. Благодаря нашим благочестивым предкам (Царство им Небесное и вечная память), создавшим чудные и великолепные монастыри, мы оказались в несопоставимых с нами по масштабу обителях. По крайней мере, в нашем краю эта проблема налицо. Если раньше, в лучшие времена, монастыри внешне росли соответственно росту числа братии, то теперь враз мы получили грандиозные сооружения, во много раз превосходящие наши потребности. А восстанавливать надо, следить за их состоянием и поддерживать необходимо. Здесь, пожалуй, без внешних пособий и помощи не обойтись. Но для духовного здоровья и исполнения своей миссии едва ли такие заботы нужны. Силы не безграничны, а они порой уходят в основном на восстановление, реставрацию и т.д. Преподобный Исаак Сирин писал, что для преуспеяния в постижении словес Божиих надо пребывать в нищете. А пребывание в нищете позволяет углубляться в Божественное Писание. Преподобный Исаак Сирин, правда, был отшельником, поэтому его совет относится по большей части к личному имуществу монаха. К монастырю его не применишь.
– Кстати, такой вопрос. Часто слышны горячие споры – они, впрочем, продолжаются с давних времен – о том, должна ли каждая обитель быть обязательно богатой, или ей просто необходимо быть нищей? Для чего нужны нищета и богатство вообще? Почему и Нил Сорский, и Иосиф Волоцкий, с именами которых и связывают эти споры, – оба святые, которых мы почитаем?
Да, богатство не к лицу монастырям. Но внешнее благолепие, особенно древних обителей, поддерживать необходимо
– Любые крайности вредны, как известно. Надо следовать путем средним. Хотя нужда помогает укрепляться духом. Во всяком случае, богатство не к лицу монастырям. Но внешнее благолепие, особенно известных, древних монастырей, памятников, является неизбежным. Это наше национальное достояние. Но богатство обители ради богатства находится в противоречии с монашеским деланием. Еще святитель Игнатий (Брянчанинов) советовал по возможности избирать для жительства обитель, не прославленную в глазах мирян, дабы не заразится духом тщеславия. А потом, Господь в Евангелии сказал юноше раздать имущество и следовать за Ним. А считавший, что исполнил все заповеди молодой человек, как оказалось и как говорится в толкованиях на это место, не исполнил главной – о любви к ближнему. Если бы был истинно милосердным, то как мог остаться богатым?
По теме так называемого «спора» между нестяжателями и иосифлянами написано много исследований. Спора никакого вообще-то и не было: были (и, может быть, остаются) два разных взгляда на устроение монашеской жизни. Да, разные взгляды. Но разность мнений не исключает любви. И тот, и другой по-своему были правы. Но, к сожалению, на нашей почве почему-то всегда наблюдается стремление противопоставлять, сохранять одно за счет другого. Преподобный Нил придерживался принципа полного отрешения от мира, существования только за счет своих трудов, следовал скитскому образу жизни, которому он научился, когда жил в Палестине и на Святой Горе. Но этот образ жизни, особенно на Севере, был далеко не всем по силам. Преподобный Иосиф смотрел на русское монашество более широко. Он предусматривал реалии жизни, когда монастыри были едва ли не единственными центрами просвещения и культуры. То есть стоял за укрепление, материальную обеспеченность монастырей как возможность их широкого служения миру по духу христианской любви и милосердия. Точка зрения преподобного Иосифа в целом возобладала, хотя до времени известной секуляризации и упразднения многих малочисленных обителей таких пустынь, почти скитского типа, было немало, особенно в северных пределах Руси.
Сегодня мы живем в иных реалиях, чем преподобные Нил и Иосиф. Но уроки истории надо изучать – и не повторять ошибок. Непомерный рост благосостояния монастырей, превращение их в крупных землевладельцев, этаких феодалов, привели в конце концов к тому, что пострадали в печально известном 1764 году все монастыри – и большие, и маленькие.
– Верно ли, по вашему мнению, такое утверждение: задача обителей, открытых в последнее время, – это неспешная, но тщательная и кропотливая работа по воспитанию, становлению монашеской общины, желательно без направленности в сторону внешнего мира, а нуждами мирян пусть занимаются приходы и белое духовенство? В каких случаях ни монастырю, ни мирянину не повредит общение?
– В целом утверждение верное. Когда спрашивали, что нужно сделать, чтобы помочь возрождению монастырей, один мудрый человек ответил: оставить их в покое. Это касается, конечно, внутренней жизни. Оставившие мир и пришедшие в монастырь люди, в большинстве своем серьезные христиане, принявшие ответственное решение, сами в своем братстве разберутся со своими проблемами, и это на самом деле большой целожизненный труд. Как бы пафосно это ни звучало.
А общение между монахами и мирянами не повредит, если оно совершается в духе смирения и христианской любви. Традиционно это общение заключалось в духовном окормлении опытными иноками приходящих за советом и утешением в монастырь. Так должно быть и сейчас.
– Почему существует строгий совет: не «бегать за чудесами»? Чем он обусловлен, по вашему мнению?
– А бегать за чудесами никак и не нужно. Чудеса вокруг нас и в нас совершаются постоянно. Может, мы просто их не видим. Не чудо ли такое непостижимое творение, как человек и окружающий нас космос! А главное чудо – это когда грешный и немощный человек становится святым. Вот стремиться бы всегда видеть себя «ниже всякой твари» (по-русски – всего сотворенного) – правильное устремление.
– Как относятся местные жители к возрожденной обители? Чувствуется ли помощь от святых, подвизавшихся здесь?
– Хорошо относятся большей частью. Не все, правда, хорошо понимают, что такое монастырь и как правильно надо себя вести, когда приехал «просто посмотреть». Здесь ведь летом на озере бывает много отдыхающих, подплывают и к монастырю в разных состояниях и в неподобающем виде. Но с каждым годом такое случается всё реже.
А о святых вопрос риторический. Разве могут они быть безразличны к своей обители, где они подвизались? Помощь от них, конечно же, есть: молитва ведь проникает сквозь века, связывая святых предков и несвятых потомков. Наше незавидное духовное состояние они видят и, как мы постоянно убеждаемся, молятся, ходатайствуют о нас перед Христом.
– Кстати, имена каких святых связаны с этой обителью?
– Из прославленных – святитель Дионисий Грек, преподобные Дионисий Глушицкий, Александр Куштский, Иоасаф Каменский, Кассиан Каменский, Евфимий Сянжемский, Василий Каменский, Пахомий Каменский, Адриан Монзенский… Есть, думаю, и неизвестные нам святые: подвижники всех времен отличаются скромностью.
Для желающих оказать посильную помощь обители публикуем ее реквизиты:
Православная религиозная организация Архиерейское подворье «Спасо-Каменный монастырь» Вологодской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
ИНН 3525179378
КПП 352501001
ОГРН 1073500000155
р/с 40703810312000001013
Отделение № 8638 «Сбербанка России», г. Вологда
БИК 041909644
к/с 30101810900000000644