Тайны Спаса на Крови: как собор пытались разрушить и не смогли
140 лет назад в Санкт-Петербурге на набережной Екатерининского канала убили российского императора Александра II. На месте теракта сразу же заложили временную часовню, а спустя два года начали строить храм, известный как Спас на Крови. Сейчас это один из главных символов города. С ним связано много тайн и легенд. Как этот православный храм повлиял на распад СССР? И что за икона-предсказательница, по легенде, хранится под его сводом? Об этом рассказывает программа «Загадки человечества» с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.
Почему собор назвали Спас на Крови?
Легенда про икону-предсказательницу
Красивый храм, возведенный на месте трагедии, сразу породил множество слухов, мифов и легенд. Одной из самых известных стала легенда про особую икону, которая заключает в себе тайные знания о прошлом и будущем России.
По Петербургу ходили слухи, что если смотреть на икону долго, не отрывая взгляд, то можно обнаружить там даты ключевых событий нашей истории. Якобы тайный смысл этих дат открылся прихожанам только в XX веке, так как они предупреждали об Октябрьской революции, Великой Отечественной войне и смерти Сталина.
Ася Суворова вот уже 13 лет работает в Санкт-Петербурге экскурсоводом и легенду о таинственной иконе слышала много раз, вот только с подтверждениями слухов ни разу не сталкивалась.
Со Спасом на Крови связана еще одна нумерологическая тайна. Говорят, что высота колоколен выбрана архитектором не случайно. Зодчий Альфред Парланд на специальном конкурсе завоевал себе право воплотить в жизнь замысел Александра III и увековечить память Александра II.
Почему считается, что Спас на Крови невозможно разрушить?
Во время Великой Отечественной Спас на Крови превратили в один из городских моргов. После войны некоторое время уникальный собор служил складом, потом и вовсе стал заброшенным. Легенда о том, что один из символов Санкт-Петербурга заговорен и его нельзя разрушить, нашла еще одно неожиданное подтверждение в начале 60-х годов прошлого века.
О невероятных событиях истории и современности, об удивительных изобретениях и явлениях вы можете узнать в программе «Загадки человечества» с Олегом Шишкиным!
Почему Спас на крови так называется?
Полное название храма — Собор Воскресения Христова на Крови.
Храм Спаса на Крови был освящён в честь Воскресения Христова, ― так появилась первая часть названия. Вторая часть названия храма («на Крови») указывает на место, в котором был смертельно ранен император Александр II.
Александр III, сын убиенного императора, решил возвести храм-мемориал своему отцу. Он это сделал в качестве искупительной жертвы всего народа за мученическую кончину царя-освободителя. Каждый, кто посещал храм, должен был нести службу по убиенному.
Строительство храма началось с добровольных пожертвований. Их приносили не только жители России, но и все славянские страны. На стенах колокольни с использованием мозаики было велено разместить гербы городов, губерний и уездов, пожертвовавших деньги.
История храма
Храм начали возводить в 1883 году, а закончили уже в 1907 году. Церковь освятили и она получила своё название ― Собор Воскресения Христова, но в народе её прозвали по-другому ― храм Спаса на Крови.
На сегодняшний день храм носит два официальных названия.
В 1956 году была вторая попытка сноса здания, но у местных жителей началось волнение, ― они встали на защиту. В этот раз им удалось отстоять святую постройку и снос здания был запрещён.
В 1971 году церковь смогла получить статус музея. На восстановление собора ушло 27 лет. В 2004 году храм Спаса на Крови повторно освятили, после чего началось его новое духовное возрождение.
Интересные факты
Почему на императора Александра II покушались 7 раз, и как появился храм Спас на Крови
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Александр II – цель цареубийц
То был едва ли не единственный способ повлиять на политическую власть в государстве – ведь ни о каком выборе его главы речи не шло. Недовольство правлением Александра II запустило целую серию покушений на его жизнь, которые в конечном итоге закончились гибелью императора.
Никаких сюрпризов при переходе власти от одного правителя к другому не было. Александра, старшего сына Николая I, готовили к этой роли задолго до коронации. В 1837 году великий князь Александр Николаевич совершил большое путешествие по Российской империи, первым из семейства Романовых побывав в Сибири. В Тобольске он встретился с некоторыми из декабристов и ходатайствовал потом перед отцом об их помиловании.
Спустя десять лет после начала царствования Александр впервые оказался перед лицом возможной гибели от рук убийцы. Но лишь еще через пятнадцать лет это дело будет доведено до конца.
Первые покушения на императора
За свой подвиг картузник Комиссаров был тотчас же приглашен в Зимний дворец, награжден, возведен в дворянство. Прожил он недолгую жизнь, через некоторое время после своего подвига спился и умер. Что касается Каракозова, тот был приговорен к смертной казни через повешение, приговор был приведен в исполнение 3 сентября того же года.
Следующее покушение состоялось через год – уже не в Петербурге, а в Париже, где проходила в это время Всемирная выставка. Александр II отправился туда с официальным визитом, который предполагал и встречу с французским императором Наполеоном III. Оба императора в тот день оказались в одной карете, возвращаясь с ипподрома. Кроме них, в экипаже были сыновья Александра. В этот раз в русского царя выстрелил Антон Березовский, один из участников польского освободительного движения.
Приблизившись к карете, он спустил курок, но на этот раз офицер охраны успел оттолкнуть руку нападавшего, и пуля попала в лошадь. Березовского задержали, осудили на пожизненную каторгу в Новой Каледонии. В 1906 году он был амнистирован.
Третье покушение произошло через двенадцать лет, снова весной. На этот раз его исполнителем стал дворянин, учитель Александр Соловьев. Он был членом организации «Земля и воля», занимался революционной пропагандой, но во время покушения на императора действовал самостоятельно, хоть и в соответствии с целями своего общества. Он поджидал Александра II неподалеку от Зимнего дворца, в то время как император совершал прогулку. Соловьев выстрелил пять раз; охрана рванула к стрелявшему. Очередной покушавшийся на жизнь государя был приговорен к повешению и казнен.
Народовольцы и убийство императора
Седьмое и последнее покушение, завершившееся смертью Александра II, произошло 1 марта 1881 года. Операцию готовили несколько месяцев. Группа под руководством Софьи Перовской наблюдала за всеми перемещениями императора, который к тому времени вследствие покушений на его жизнь выезжал все реже. Приняли решение действовать в воскресенье: каждую неделю в этот день император совершал поездку из Зимнего дворца в Михайловский манеж на развод караулов.
Члены организации сняли сырную лавку на Малой Садовой – там обычно проезжал экипаж Александра. Из лавки была прорыта галерея для закладки динамита.
В тот день смертельные ранения, не считая императора и самого Гриневицкого, получили еще три человека, включая 14-летнего мальчика из мясной лавки. Сразу же после теракта было разгромлено ядро «Народной воли», те, кто принимал участие в проведении теракта, были приговорены к смертной казни. А на месте, где состоялось последнее покушение на Александра II, был построен храм Спас на Крови. Средства на его строительство собирались по всей России. Внутри собора можно увидеть сохраненный фрагмент мостовой и ограды набережной Екатерининского канала.
Эпоха правления Романовых завершалась. Александр II не был последним русским императором, на чью жизнь совершались покушения: вот как японский самурай чуть не оставил Россию без цесаревича Николая.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Храм Спаса на Крови: Почему храм, возведённый по трагическому поводу, имеет праздничный вид
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Гибель императора Александра II
Это был конец, через 3 часа царя не стало. На престол взошел его сын, Александр III.
Скончался от полученных ран и Гриневский. Остальные участники покушения были вскоре арестованы и повешены на Семеновском плацу.
Гибель императора потрясла всю Россию. Борис Чичерин писал:
« Страшной катастрофой завершилось одно из величайших царствований в русской истории. Монарх, который осуществил заветные мечты русских людей, который дал свободу двадцати миллионам крестьян, установил независимый и гласный суд, даровал земству самоуправление, снял цензуру с печатного слова, этот монарх, благодетель своего народа, пал от руки злодеев, преследовавших его в течение нескольких лет и, наконец, достигших своей цели. Такая трагическая судьба не может не произвести потрясающего действия на всякого, в ком не помутилась мысль, и в ком не иссякло человеческое чувство ».
« Он не хотел казаться лучше, чем был, и часто был лучше, чем казался » (В.О.Ключевский).
История возведения храма
На месте трагедии, где « пролилась священная кровь Государя », соорудили временный памятник и поставили часового.
Но Александр III повелел на этом месте построить храм, а пока готовился проект, возвести временную часовню, и 4 апреля часовня уже стояла.
Александр III хотел, чтобы будущий храм был выполнен в псевдорусском стиле церковного зодчества XVII века, и стоял непременно на этом же месте.
В 1893 году Александр III заложил первый камень в основание храма, и начались подготовительные работы.
В 1887 году был, наконец, утвержден проект, авторами которого были А. Парланд и архимандрита Игнатий из Троицко-Сергиевой пустыни, но он требовал доработки, поэтому к работе подключили и других архитекторов. В результате окончательный вариант уже мало чем напоминал первоначальный проект А. Парланда.
Строительство затянулось надолго, освятили собор лишь в 1907 году.
Всепобеждающая красота
Выполненный в псевдорусском стиле, яркий и праздничный, с нарядными куполами из четырехцветной эмали, храм прекрасно гармонирует с окружающими его строгими зданиями.
Священным местом в храме является шатер из самоцветов – на четырех колоннах из яшмы воздвигнута сень из горного хрусталя с крестом на вершине. Внутри шатра находятся дошедшие до нас в неприкосновенности кусок брусчатки и часть решетки с набережной, хранящие на себе кровь убиенного царя.
«Заговоренный» храм
В 70-м году храм решили отреставрировать и установили леса, которые простояли целых двадцать лет. Ходили слухи, что пока этот храм стоит в лесах, в стране будет советская власть. Удивительно, но сняли леса в августе 1991 года, накануне путча.
Окончательно реставрацию завершили в 1997 году, и храм открыли для посетителей, а в 2004 году его освятили еще раз.
И теперь этот удивительный храм – гордость северной столицы.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
История Спаса на Крови (храма Воскресения Христова)
В этой заметке мы поговорим об истории создания храма-памятника Спас на Крови, или храма Воскресения Христова: узнаем, почему он получил такое название, какие архитекторы и в каком стиле его строили, как продвигались строительные и отделочные работы, а также как сложилась судьба этого уникального храма-памятника после революции, в XX и XXI веке. Спас на Крови на старой открытке (с сайта [6]):
Предыстория. Убийство на Екатерининском канале
Возводить церковные сооружения в честь важных исторических событий или в память о погибших — древняя традиция русского зодчества. В качестве примеров можно назвать церковь Покрова-на-Нерли, церковь Св. Димитрия-на-Крови или, скажем, храм Василия Блаженного, с которым иногда сравнивают Спас на Крови (хотя их действительное сходство не так велико). Правда, если московский храм был построен по радостному поводу (взятие Казани), то петербургский посвящен далеко не веселому событию: Спас на Крови стоит на том месте, где 1 марта 1881 года (по старому стилю) в результате террористического акта был смертельно ранен император Александр II.
Царствование Александра II с самого начала было отмечено зловещими предзнаменованиями. Первое случилось уже во время коронации: на торжествах в Успенском соборе Московского Кремля 26 августа 1856 года пожилой царедворец внезапно потерял сознание и выронил подушку с державой [1]. Символ самодержавия, зазвенев, покатился по каменному полу.
При Александре II началась настоящая перестройка государства, были проведены многочисленные реформы, не имевшие себе равных в истории России: ликвидация военных поселений, введение суда присяжных, организация земского самоуправления, реформа цензуры, реформа образования, военная реформа (переход от рекрутского набора к всеобщей воинской повинности) и, самая главная реформа, отмена крепостного права.
Манифест об отмене крепостного права был подписан 19 февраля 1861 года.
Император Александр II в рабочем кабинете (источник фото [1]):
Покушение А. Соловьева на жизнь Александра II (источник иллюстрации [1]):
Покушение 1 марта 1881 года, ставшее для императора роковым, подготовили народовольцы во главе с Андреем Желябовым. Но за несколько дней до покушения Желябова арестовали, и операцию возглавила Софья Перовская.
На этот раз тоже не обошлось без зловещих предзнаменований: накануне император несколько раз видел под окнами своего дворца мертвых голубей. Оказалось, на крыше поселился огромный коршун, который убивал голубей. Коршуна поймали, но в Петербурге заговорили, что это не к добру [13].
Убийцу схватили. Царь же не пострадал. Выйдя из экипажа, он захотел взглянуть на преступника, а затем направился вдоль канала к раненым, но вдруг от решетки канала отделилась фигура незамеченного охраной другого «бомбиста». Это был народоволец Игнатий Гриневицкий.
Покушение на Александра II 1 марта 1881 года (источник иллюстрации [1]):
Взрыв снаряда на Екатерининском канале 1 марта 1881 года (источник иллюстрации [23]):
Незадолго до своей гибели Александр II подписал конституционный проект М. Т. Лорис-Меликова (введение в Государственный совет выборных делегатов от городов и губерний). И вот, накануне опубликования указа, который должен был ознаменовать начало в России конституционного правления, 1 марта 1881 года, царь-освободитель был убит.
Тяжело раненного Александра II укладывают в сани (источник иллюстрации [23]):
Это восьмое покушение стало смертельным. Как тут не вспомнить о французской гадалке, предсказавшей императору, что он умрет от восьмого из совершенных на него покушений [2].
Александр II и его убийца умерли почти одновременно, через несколько часов после взрыва. Император скончался в 15:35 пополудни в Зимнем дворце, а Гриневицкий — в придворном госпитале, который тогда размещался в доме № 9 на набережной Екатерининского канала ([2]; [31]). Остальные участники покушения — Рысаков, Кибальчич, Михайлов, Желябов и Перовская — были приговорены к смертной казни через повешение, которая состоялась 3 апреля 1881 года на Семёновском плацу.
Рассказывали, что, поднимаясь на помост эшафота, Софья Перовская вдруг будто бы выхватила откуда-то белый платочек и взмахнула им над собравшейся толпой, как тогда, когда подавала сигнал бомбометателям. С тех пор живет легенда о самом известном привидении Петербурга — призраке Софьи Перовской. Мол, ежегодно первого марта перед рассветом на мостике через канал Грибоедова появляется силуэт молодой женщины в саване, со шрамом на шее и с белым платочком в руке [2].
Спас на Крови: история создания храма
Уже на следующий день после трагедии, 2 марта 1881 года, на месте гибели Александра II появился временный памятник, куда люди приносили цветы [17]. В тот же день Городская дума Петербурга на чрезвычайном заседании приняла решение просить взошедшего на престол императора Александра III «разрешить городскому общественному управлению возвести. на средства города часовню или памятник» погибшему государю.
Временный памятник на Екатерининском канале (фото с сайта [17]):
Новый император идею одобрил, но ответил, что желательно было бы иметь на месте цареубийства не часовню, а целую церковь. Он повелел возвести храм, который напоминал бы «душе зрителя о мученической смерти покойного императора Александра II и вызывал верноподданнические чувства преданности и глубокой скорби русского народа» [35].
Первая попытка проектирования
Конкурс на создание мемориальной церкви был объявлен комиссией Городской думы по увековечению памяти Александра II 27 апреля 1881 года. Таким образом, строительство храма на месте, где «пролилась священная кровь Государя» [15], было лишь делом времени.
А до тех пор решили построить временную часовню. Временная часовня по проекту молодого Л. Н. Бенуа была возведена уже 4 апреля 1881 года и освящена 17 апреля — в день рождения Александра II. Часовня заменила прежний временный памятник. Она представляла собой небольшой деревянный павильон с восьмигранной крышей, увенчанной золоченой главкой с крестом. Как вспоминает А. Н. Бенуа, часовенка «при всей своей незатейливости обладала какой-то особой грацией, что и вызвало общее одобрение» [18].
Временная часовня на Екатерининском канале (источник фото [16]):
Деньги на эту постройку выделил известный петербургский купец и лесопромышленник И. Ф. Громов, а строительные работы оплатил купец Милитин (Милицын). В часовне ежедневно служили панихиды об упокоении души убиенного раба Божия Александра. Через стекло двери можно было видеть звено ограды набережной и часть мостовой со следами крови убитого императора [31]. Часовню установили на специальных рельсах, так что ее можно было сдвигать в сторону для совершения молебнов над местом трагедии [4]. На Екатерининском канале часовня простояла до весны 1883 года — до начала сооружения каменного храма. После этого ее перенесли на Конюшенную площадь, а в 1892 году разобрали окончательно [15].
Тем временем продолжался конкурс проектов храма-памятника, который решено было возвести на набережной Екатерининского канала. Проекты подавались под условным девизом (чтобы не довлел авторитет участника). Срок представления чертежей был установлен 31 декабря 1881 года. К этому времени на рассмотрение жюри под председательством ректора Академии художеств по архитектуре А. И. Резанова поступило 26 проектов, в том числе произведения ведущих петербургских зодчих: И. С. Китнера и А. Л. Гуна, В. А. Шретера, А. О. Томишко, И. С. Богомолова и др. Свой вариант представил также Л. Н. Бенуа (в отличие от большинства проектов в духе «византийского стиля», он предложил вариант барочной церкви) (источник иллюстрации [15]):
Результаты конкурса были подведены в феврале 1882 года. Первой премии удостоился проект под девизом «Отцу отечества» архитектора А. О. Томишко (известного как автор проекта тюрьмы «Кресты») (источник иллюстрации [16]):
Ему уступил вариант А. Л. Гуна и И. С. Китнера под девизом «1 марта 1881 года», а третье место занял проект Л. Н. Бенуа «Кесарю кесарево» [16].
Всего для представления императору было отобрано 8 проектов. Однако ни один из них не получил Высочайшего одобрения.
Линия власти: «русский стиль»
Александр III неожиданно забраковал «византийский стиль». Он признал работы участников «даровитыми художественными произведениями» [38], но не утвердил ни одного, высказав пожелание, «чтобы храм был построен в чисто русском вкусе XVII столетия, образцы коего встречаются, например, в Ярославле» [15]. Также царь пожелал, что «самое место, где император Александр II был смертельно ранен, должно быть внутри самой церкви в виде особого придела» [4].
Выдвинутые Александром III условия стали непременными для участников последующего конкурса. Как видим, уже на начальном этапе создание храма-памятника осуществлялось под неусыпным контролем императора. Это был тот исключительный случай, когда творческий процесс строго регламентировался властью ([35];[38]) — настолько важен был этот памятник, в первую очередь с политической точки зрения.
Выбор архитектурного стиля был обусловлен вполне конкретными факторами. После 1 марта 1881 года начался период контрреформ, сопровождавшихся усилением русификации. Отражением нового курса стал манифест 29 апреля 1881 года о неуклонном сбережении начал самодержавия, составленный обер-прокурором Синода К. П. Победоносцевым. Вместе с пересмотром политической программы на первый план вышло официальное течение «русского стиля». Теперь в России утверждался стиль зодчества «великой православной Руси», «стиль эпохи московских царей», которому в соответствии с указанием монарха теперь надлежало следовать. Приоритеты власти были однозначны: архитекторы должны были ориентироваться на конкретный круг прообразов.
Новый царь, любивший допетровскую старину, воспринимал Петербург почти как враждебный город, средоточие террористической деятельности. К тому же слишком многое напоминало здесь о сложных отношениях с отцом и о прежнем реформаторском курсе, объявлявшемся теперь результатом «чужебесия». Не случайно весной 1881 года даже ходили слухи о возвращении столицы в Москву [4].
Создание храма-памятника в традициях XVII века служило бы метафорой приобщения Петербурга к заветам старомосковской Руси. Напоминая об эпохе первых Романовых, сооружение символизировало бы единство царя и государства, веры и народа. То есть новый храм мог стать не просто мемориалом убитому императору, но памятником российскому самодержавию вообще.
Второй конкурс и интриги архимандрита
Второй конкурс проектов храма-памятника был спешно проведен в марте – апреле 1882 года. Поспешность проведения конкурса лишний раз доказывает повышенное внимание власти к разработке и отбору проектов [38].
Теперь проекты составлялись с обязательным учетом стилистических предпочтений монарха. Так, проекты Л. Н. Бенуа, Альб. Н. Бенуа, Р. А. Гедике, А. П. Кузьмина, Н. В. Набокова, А. И. Резанова и других авторов были навеяны московскими памятниками середины XVII века. В проектах Н. Л. Бенуа, Н. Ф. Брюллова, В. А. Коссова и В. А. Шретера сильнее проявились черты ярославского зодчества. Проект Л. Н. Бенуа (источник иллюстрации 15]):
К 28 апреля в Городскую управу было представлено 28 проектов. Постфактум поступило еще три.
Во втором конкурсе принял участие и будущий строитель храма — А. А. Парланд. В проекте под девизом «Старина» он отталкивался от московской церкви Иоанна Предтечи в Дьякове (XVI в.), но его вариант имел существенные конструктивные отличия [4]. Центральная часть храма была прорезана высоким окном с полукруглым завершением — эта деталь затем перейдет на фасад колокольни осуществленного здания. С западной стороны Парланд спроектировал притвор с двумя часовнями, одна из которых отмечала место смертельного ранения Александра II. (Как раз по образцу этих симметричных павильонов Парландом затем была построена часовня-ризница около Спаса на Крови).
Проект Парланда под девизом «Старина» (источник иллюстрации [38]):
Альфред Александрович Парланд (1842-1920), потомок выходцев из Шотландии, родился в Петербурге [4]. Вскоре после окончания Академии художеств создал свои первые сооружения. Позднее преподавал в Академии художеств и Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица. В 1881 году Парланд вернулся из пятилетней пенсионерской поездки за границу и получил звание академика архитектуры. (Подробнее творческая биография Парланда приводится тут).
Когда его собственный конкурсный проект под девизом «Старина» был уже готов, к зодчему обратился с предложением о разработке совместного проекта архимандрит Игнатий [27].
Архимандрит Игнатий (в миру И. В. Малышев) (1811-1897), выходец из мещан Ярославской губернии, в 1857 году стал настоятелем Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом, преемником знаменитого подвижника и духовного писателя Игнатия Брянчанинова. Игнатий не был чужд искусству: в молодости занимался живописью в Академии художеств, изучал древнерусское зодчество.
Почувствовав себя «зодчим по призванию», Игнатий развернул в пустыни большое строительство. В 1881 году его удостоили звания почетного вольного общника Академии художеств. Ряд работ в Троице-Сергиевой пустыни по просьбе Игнатия выполнил и Парланд: например, по его проекту там был построен не существующий ныне Воскресенский собор (церковь во имя Воскресения Христова).
Во время проведения второго конкурса по храму на Екатерининском канале Игнатия вдруг «осенила мысль начертить проект» [4], и следом возникла уверенность, что именно его предложение будет принято. Сделав первые наброски, он «всецело предался выполнению своей заветной мечты — сделаться строителем храма, предназначенного служить вечным памятником Царя – Освободителя и Мученика» [4].
Архимандрит был хорошо известен при дворе и умело играл на религиозных настроениях царской семьи. По воспоминаниям мозаичиста В. А. Фролова, через набожную великую княгиню Александру Иосифовну, часто посещавшую пустынь, Игнатий доводил «до сведения царя о явлении к нему во сне Богоматери, якобы показавшей ему главные основы храма» [4].
Однако разработать проект столь крупного и сложного сооружения самостоятельно архимандриту вряд ли было под силу — потому он и обратился к А. А. Парланду, которого хорошо знал по совместным работам в пустыни. Предложение о сотрудничестве от столь влиятельного лица, как Игнатий, было соблазнительно. Правда, сначала архитектор отнесся к нему скептически (тем более что его собственный проект уже был готов), но в итоге согласился, видимо, рассчитывая на то, что имя Игнатия сыграет свою роль.
Совместный конкурсный проект Парланда и Игнатия (источник иллюстраций [17]):
Так и произошло. 29 июня 1883 года Александр III соизволил одобрить совместный проект архимандрита Игнатия и архитектора Парланда (это был как раз один из трех проектов, поданных позднее прочих).
Личность архимандрита сыграла едва ли не решающую роль в выборе именно этого варианта [4]. Официально было заявлено, что император выделил этот проект «главным образом вследствие особенной отделки места смертельного поранения царя» [27]. Политическая подоплека такого выбора понятна: на первом месте для власти стояли не столько художественные достоинства проекта, сколько «боговдохновенность» и вообще религиозно-символический аспект [38].
Проект доработать!
Выбранный императором вариант, разработанный А. А. Парландом совместно с архимандритом Игнатием, отдаленно напоминал трехчастный тип церквей XVII века, спланированных «кораблем». Место рокового покушения на Александра II выделялось в мемориальную шатровую колокольню, к которой примыкали шатровые же крыльца. Нижний ярус фасадов трехнефного храма опоясывала галерея. Центральная башня была навеяна церковью в Дьякове, а боковые приделы напоминали надвратные церкви конца XVII века [4].
Совместный конкурсный проект Парланда и Игнатия (источник иллюстрации [17]):
Авторство архимандрита Игнатия служило гарантом верной идеологической направленности постройки. Именно он, а не Парланд, воспринимался в первые годы общественностью как главное действующее лицо. Однако Игнатий не был профессиональным зодчим, хотя это обстоятельство и пытались смягчить, именуя его «опытным хозяином-строителем» и подчеркивая склонность духовного лица к искусствам [38].
Выбор именно этого варианта вызвал среди архитектурного цеха некоторое недоумение. Многие профессионалы крайне низко оценивали художественные достоинства проекта-победителя. А. Н. Бенуа вспоминал: «. к государю проник со своим проектом (пользуясь связями с духовенством и низшими служащими) архитектор Парланд, и его чудовищное измышление, поднесенное в очень эффектной раскраске, нашло себе высочайшее одобрение. Уже во время постройки “Храма на крови” Академия художеств настояла на том, чтобы были исправлены слишком явные нелепости и недочеты проекта Парланда» [18].
И действительно, император принял проект лишь «в целом», с условием дальнейшей доработки, «с тем, чтобы проект был рассмотрен и в чём следует изменён для исполнения профессором императорской Академии художеств Д. И. Гриммом» [38]. Ситуацией попытался воспользоваться профессор И. В. Штром, который в январе 1883 года предложил собственную кандидатуру для разработки идеи Игнатия. Он предложил возвести сооружение из разноцветного кирпича с майоликой, золочеными и эмалированными куполами и внутренней росписью, напоминающее храм Василия Блаженного [4]. Кандидатуру Штрома отклонили, но его предложения существенно повлияли на композицию осуществлённой постройки.
В марте 1883 года сформировали Комиссию по строительству, председателем которой стал президент Академии художеств великий князь Владимир Александрович. В ее состав вошли архитекторы Р. А. Гедике, Д. И. Гримм, Э. И. Жибер, Р. Б. Бернгард. По рекомендациям комиссии Парланд и его помощники как раз и вели доработку проекта. Они составили несколько альтернативных вариантов, один из которых был утвержден 29 июня 1883 года, однако и этому проекту не было суждено стать окончательным [4].
Этот новый проект предполагал строительство не просто одиночного храма, а грандиозного комплекса по типу монастырского. Комплекс включал церковь, мемориальную зону, музей, колокольню и галерею для шествий, углы которой были отмечены небольшими постройками со складчатыми куполами (копия часовен из конкурсного проекта «Старина»; эти угловые павильоны воспроизводит осуществленная часовня-ризница Спаса на Крови). Колокольня должна была стоять на другом берегу канала и соединяться с храмом галереей, перекинутой через мост [31]. Сам храм в этом проекте представлял собой пятиглавое сооружение с центральным шатром и фасадными кокошниками, а также с примыкающим к основному объему столпообразной башней. Как показал дальнейший ход событий, эта композиция оказалась вполне самодостаточной, — отсюда выкристаллизовался известный нам сегодня облик Спаса на Крови.
Масштабный проект 1883 года (источник иллюстрации [8]):
По всей видимости, на этом этапе проектирования участие Игнатия в разработке проекта было уже чисто номинальным, а «в окончательной редакции» проект настолько далеко отошел от совместного конкурсного варианта, что А. А. Парланд мог уже правомерно назвать себя единоличным автором создаваемого здания [27]. Детали проекта уточнялись уже в ходе строительства. Финальное утверждение проекта состоялось лишь 1 мая 1887 года.
Окончательный проект (источник иллюстрации [20]):
Как видите, оба конкурсных проекта Парланда — как «Старина», так и совместный с Игнатием — в конечном счете оказались весьма далекими от осуществленного варианта. Оно и к лучшему, поскольку итоговый храм получился несравненно более законченным и цельным в художественном отношении [4]. Сооружение в итоге лишилось того масштаба, которым отличался альтернативный проект июня 1883 года, зато стало более цельным и компактным. Столпообразная башня над местом смертельного ранения императора сохранила функцию монумента и одновременно превратилась в колокольню.
Название храма и символика Спаса на Крови
Хотя в народе больше прижилось другое название — Спас на Крови, каноническое наименование собора — храм во имя Воскресения Христова на месте смертельного поранения в Бозе почившего императора Александра II.
Посвящение храма Воскресению Христову также утверждало связь между мученической кончиной Александра II и искупительной жертвой Спасителя, распятого и затем воскресшего. И. В. Штром писал: «Как Спаситель умер за всё человечество, так Александр II умер за свой народ» [4]. Ассоциацию гибели царя с крестной смертью Спасителя можно встретить и в фольклоре того времени: «Государя жизнь скончали / Второй раз Христа распяли». Такая параллель находила дополнительное подтверждение в календарных совпадениях: император родился 17 апреля 1818 года на Пасхальной неделе и был убит в первое воскресенье Великого поста.
Таким образом, храм-мемориал строился в качестве искупительной жертвы за мученическую кончину царя-освободителя [35]. Он создавался для увековечения памяти о его смерти и был призван выражать охранительные начала самодержавия и православия, а также идеи преодоления смерти через Воскресение. Место смертельного ранения Александра II должно было восприниматься как «Голгофа для России» [4].
Как в обиходном названии «Спас на Крови», так и во всей символике церкви прослеживается параллель между крестной смертью Христа и гибелью Александра II.
Спас на Крови: история строительства
Торжественная закладка храма Воскресения Христова на Екатерининском канале произошла 6 октября 1883 года в присутствии митрополита Исидора и царской четы [6]. Первый камень положил лично император Александр III. В основание храма поместили гравированную доску с надписью о соавторстве архимандрита Игнатия с архитектором Парландом [4].
Закладка храма (источник фото [17]):
Перед этим фрагмент решетки канала, гранитные плиты и часть булыжной мостовой, обагренной кровью Александра II, сняли, уложили в ящики и перенесли на хранение в часовню на Конюшенной площади [31]. Впоследствии эти реликвии вернули на исторические места, и над ними возвели мемориал в виде сени в духе древнерусской архитектуры.
Хотя окончательный проект, как мы знаем, к 1883 году еще не был утвержден, строительство уже началось. В 1883-1886 годах проводились подготовительные и земляные работы. Интересно, что при возведении собора отказались от обычного метода забивки свай под основание здания: впервые в истории петербургской архитектуры был применен бетонный фундамент под всей площадью сооружения ([1]; [19]). Прочный фундамент из бутовой плиты на сплошной бетонной подушке имеет толщину 1,2 м [4]. Наружный цоколь собора облицевали гранитом мастера, работавшие в известной в Петербурге мастерской Гаэтано Бота [31]. Потом началась кладка стен из кирпича, поставлявшегося российским заводом «Пирогранит», а затем — пилонов из бутовой плиты на гранитных основаниях.
Строительство храма (источник фото [17]):
Планировалось, что строительство будет завершено к 1890 году, но работы затянулись.
В 1889 году разразился скандал, связанный с присвоением казенных средств конференц-секретарем Академии художеств А. Исеевым [4]. Растрату допустил президент Академии и председатель Комиссии по строительству великий князь Владимир Александрович. В 1892 году была собрана новая комиссия, в состав которой вошли архитекторы Э. И. Жибер, М. Т. Преображенский и А. А. Парланд. Но строительные и отделочные работы продвигались медленнее, чем предполагалось. В. А. Фролов объяснял это бюрократизмом, царившим в работе комиссии, а также нежеланием Парланда расставаться с престижной должностью архитектора-строителя [4].
В 1890-1891 годах скульптор Г. Ботта и мастер Андреев исполнили из алебастра большую, «безукоризненную во всех отношениях» раскрашенную модель храма высотой 3,5 м, она была выставлена на месте строительства.
А. А. Парланд у модели храма (источник фото [4]):
К сооружению сводов, арок и парусов приступили лишь в 1893 году. В следующем году закончили основной объем здания и выложили гранитное кольцо в основании центрального барабана. Стены и детали фасада облицовывались долговечными прочными материалами: эстляндским мрамором (поставляла фирма «Кос и Дюрр»), глазурованным кирпичом, изготовленным на Зигерсдорфских заводах (Siegersdorfer Werke) в Германии, а также цветными плитками, заказанными Императорскому фарфоровому заводу. На Петербургском металлическом заводе были смонтированы конструкции куполов и железный каркас шатра [4]. В 1896 году началась отливка колоколов на заводе П. Н. Финляндского.
Подробно об архитектуре храма можно прочитать в статье «Спас на Крови: описание архитектуры».
Оригинальным новшеством стало покрытие глав эмалированными медными пластинами. Яркие полихромные купола создавались в 1896-1898 годах на фабрике А. М. Постникова в Москве, там же были изготовлены золоченые кресты. Средняя надалтарная глава была по предложению П. П. Чистякова выложена золоченой смальтой (работа мозаичной мастерской Фроловых). Главы боковых апсид и колокольни покрыты в 1897-1900 годах золоченой медью. Правда, купол колокольни быстро потемнел, и в 1911-1913 годах позолоту заменили кантарельным покрытием (золотой смальтой) под наблюдением В. А. Фролова.
В 1900 году здание стало постепенно освобождаться от лесов. Крыльца соорудили в 1900-1901 годах. Тогда же на фасадах засверкали эмалированные изразцы, созданные в мастерской М. В. Харламова (там же была создана цветная глазурованная черепица для апсид, центрального шатра, а также шатров и скатов крылец).
В 1905-1907 годах по рисункам И. И. Смукровича выполнили входные двери (врата) из меди, инкрустированной серебряным орнаментом. Эту уникальную работу выполнила мастерская костромского ювелира Савельева в 1905—1907 годах. На серебряных барельефах врат изобразили святых покровителей царствующего дома Романовых (до наших дней из 80 пластин дошло всего 33) [47]. Одновременно велась внутренняя отделка с использованием более десятка пород самоцветов. В убранстве интерьера участвовали лучшие отечественные и итальянские фабрики.
Вместе с Парландом работал большой творческий коллектив, в том числе И. Ф. Шлупп, Л. Н. Соловьев, И. П. Злобин, Н. Н. Краморенко, М. Ф. Еремеев и другие.
При сооружении храма Воскресения Христова перед архитекторами была поставлена особая задача: участок мостовой, на котором пролилась кровь Александра II, необходимо было оставить нетронутым и включить в пространство храма ([1]; [6]; [9]). Отсюда столь необычное расположение Спаса на Крови: прямо у кромки набережной. Перед объявлением конкурса Городская дума составила план урегулирования этого участка набережной с устройством широкого моста и полукруглой площади. Кроме того, великая княгиня Екатерина Михайловна, владелица Михайловского дворца, согласилась безвозмездно отдать под строительство часть Михайловского сада ([4];[27]).
В общей сложности строительные и отделочные работы в Спасе на Крови продолжались 24 года: с 1883 по 1907 год.
Достаточно длительный срок объясняется богатством и разнообразием декора (особенно большого времени требовало изготовление мозаичного оформления), а также применением передовых для своего времени инженерно-строительных технологий. Да-да, несмотря на «архаизирующие» внешние формы, храм строился с учетом последних достижений инженерной мысли. Все коммуникации, система парового отопления и электрификации, молниезащита были сделаны в соответствии с самыми современными нормами ([1]; [19]). Для предотвращения проникновения воды канала и грунтовых вод по периметру здания был сооружен хитроумный глиняный «замок». Электрическое освещение осуществлялось с помощью 1689 ламп [19]. Оригинальную систему пародухового отопления разработали в бюро инженера С. Я. Тимоховича, электрического освещения — Русское общество «Шуккерт и К°». Металлическую корону для 288 электроламп в главном куполе изготовили на фабрике Берто ([4];[31]).
Окружающая храм территория
Появление в историческом центре Петербурга столь значительного сооружения, как Спас на Крови, требовало перепланировки окружающей территории. Как выглядел этот район прежде, можно понять, взглянув на фрагмент панорамы Невского проспекта работы В. С. Садовникова 1830-х годов (источник [21]). Сейчас мало кто сможет сходу узнать это место, до того непривычен вид на перспективу канала Грибоедова (бывшего Екатерининского).
Около храма появилась выложенная брусчаткой площадь. Часть Михайловского сада с восточной стороны обнесли художественной кованой оградой в стиле модерн. К сожалению, возведение ограды существенно сократило западную часть Михайловского сада. При этом были вырублены деревья, посаженные еще при Петре I [27].
К северу от храма появился хозяйственный двор с жилыми флигелями [4]. Из этих построек до нашего времени дошел лишь один двухэтажный дом, где теперь размещается администрация музея [27] (он виден на фотографии). Рядом, фасадом к набережной, в 1906-1907 годах возвели часовню-ризницу Иверской иконы Божией Матери.
Изначально Парланд планировал снести дома между каналом и Конюшенным музеем и навести широкий мост, чтобы храм располагался не на узкой набережной, а эффектно завершал пространство расширенной Конюшенной площади. Однако проекты моста так и не были реализованы. В итоге к открытию храма в 1907 году спешно навели деревянное перекрытие, которое лишь в 1967 году заменили железобетонным мостом, сохранив кованую ажурную решетку. Этот мост в 1975 году был назван мостом Гриневицкого, а с 1998 года именуется Новоконюшенным.
Поскольку пространство Конюшенной площади, вопреки планам, не было расширено, и канал не был перекрыт, храм не получил полноценного обзора. Случайно главным оказался южный фасад собора, обращенный в сторону Невского проспекта. В действительности же как главный Парландом задумывался западный фасад, но поскольку он остался обращен к узкой набережной, его торжественная композиция несколько потерялась [4].
Освящение Спаса на Крови
Храм был торжественно освящен в чудесный солнечный день 19 августа 1907 года, на праздник Преображения (летнего Спаса), в присутствии императора Николая II (внука Александра II), его супруги Александры Федоровны, императорского двора, высшего духовенства и министров правительства. На торжество освящения попала только «чистая публика»: в храм проходили по специальным пропускам, подписанным П. Столыпиным [31].
Крестный ход вокруг храма (источник фото [1]):
Событие имело актуальное политическое значение: Россия только что пережила первую революцию, и открытие храма-мемориала должно было утвердить незыблемость самодержавия [4]. Тогда же, видимо, закрепилось обиходное название «Спас на Крови». Здесь не исключена прямая ассоциация со старинной церковью Св. Димитрия-на-Крови в Угличе, который поставлен на месте убиения царевича Димитрия Угличского [4]. Та давняя трагедия вновь ожила в памяти людей в 1906 году, когда отмечалось 300-летие перенесения останков царевича из Углича в Москву.
За день до освящения Спаса на Крови, 18 августа, в храме прошла торжественная всенощная [26]. Также накануне на улицах Петербурга появилось множество торговцев со свежеотпечатанными открытками с фотографиями нового храма. Подобные же открытки (только более высокого художественного качества) появились в магазинах. Торговля шла бойко [26].
Группа строителей храма, присутствовавших на освящении, в том числе А. А. Парланд (источник фото [20]):
Утром 19 августа 1907 года в Петербург прибыла из Петергофа царская семья. Катер доставил монарших особ к роскошно оформленной временной пристани у Мраморного дворца. Оттуда они проследовали в открытой коляске через Марсово поле — к храму. Государь был в мундире Преображенского полка и Андреевской ленте, а государыня. И вот тут становится ясно, что все корреспонденты в газетах и журналах того времени были мужчинами. Они сообщают только одно: государыня была в белом платье [26]. И больше никаких подробностей.
Крестный ход вокруг храма (источник фото [1]):
В ожидании прибытия императора и царской семьи на площади перед собором выстроились шеренги всех родов войск. После исполнения гимна царь в сопровождении великих князей совершил обход войск [31]. В освящении храма участвовал митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний. Был установлен и освящен престол в алтаре, проведен обряд его омовения. Затем под перезвон колоколов и музыку начался крестный ход. Седовласый камердинер Александра II нес запрестольный крест, за ним шли архимандриты, митрополит, императорская чета, придворные, сенаторы, министры. Архиерей кропил стены храма, а хор певчих исполнял тропари.
Николай II принимает парад в честь освящения Спаса на Крови (источник фото [1]):
Заключительный этап освящения престола и храма произошел в алтаре. Окропление стен алтаря святой водой завершило чин освящения Спаса на Крови.
Интерьер освященного храма в 1907 году (источник фото [20]):
Горнее место в храме Спаса на Крови (фотография с освящения храма, 1907 год) (источник [48]):
Затем в полдень началась торжественная литургия с литией у места смертельного ранения Александра II. После литии было окончание литургии и затем — парад войск. Войска воздали почести императору, проходя маршем мимо новоосвященного собора. Под ликующие возгласы царский кортеж покинул территорию храма [31]. После этого царская семья отбыла в Петропавловскую крепость, где поклонилась надгробиям Александра II и Александра III.
Шедевр или архитектурное убожество?
Появление в Петербурге необычного храма, выдержанного скорее в московском стиле, вызывало в столице споры и пересуды.
Петербургские газеты и журналы того времени поместили фотографии и подробные описания храма и его интерьеров, рассказали о самой церемонии освящения. Было много восторженных отзывов. Профессор Покровский в статье «Новый храм Воскресения Христова на Екатерининском канале в С-Петербурге» в «Прибавлениях к “Церковным ведомостям”» отмечал: «В общем и целом, как архитектура вновь сооруженного храма… так и его внутреннее убранство представляют собою явление замечательное и заслуживают особого внимания… стройность архитектурных линий, красота форм, богатство материала и совершенство техники ставят его в ряд лучших произведений современной русской архитектуры» [26].
Критики, группировавшиеся вокруг объединения «Мир искусства», воспользовались сооружением Спаса на Кровы для демонстрации своих художественных пристрастий и обличения режима. «Варварским образчиком художественного убожества» назвал Спас на Крови А. А. Ростиславов, а В. Я. Курбатов желал, чтобы «поскорей забыли о псевдорусских постройках, так испортивших русские города» [10]. С. К. Маковского приводило в ужас «небывалое архитектурное уродство» храма, этой «позорной страницы русского искусства», он призывал будущие поколения «уничтожить произведение Парланда бесследно, срыть до основания чудовищный собор» [10].
Однако в советское время борьба за сохранение храма — одной из немногих не взорванных церквей в «русском стиле», своеобразного символа последнего периода существования Российской империи — стало важным для ленинградской интеллигенции. (О судьбе Спаса на Крови после революции читайте ниже).
За чей счет этот храм
Принято считать, что Спас на Крови строился на народные деньги. На самом деле это не совсем так [4]. Основным источником финансирования служили поступления из Государственного казначейства: казна выделила на строительство 3 млн 600 тыс. рублей серебром — огромные по тем временам деньги [12]. Кроме того, значительную сумму составили пожертвования от учреждений, от императорской фамилии и должностных лиц. Частные же вклады играли скорее символическую роль.
Общая стоимость ансамбля храма Воскресения и его художественного убранства, включая мозаики, составила более 4,6 млн рублей [4]. Стоимость строительства оказалась превышена на 1 млн рублей из-за замены живописи мозаикой, дороговизны сени и случаев финансовых злоупотреблений [10].
В дальнейшем содержание храма взяло на себя государство. На таком особом положении в то время находились лишь Исаакиевский собор в Петербурге и храм Христа Спасителя в Москве: они финансировались непосредственно из государственной казны.
В Спасе на Крови ежедневно читали проповеди, служили панихиды, проводили службы, посвященные памяти Александра II. Однако здесь не крестили и не венчали, так как храм «ввиду особого значения как общенародного памятника» не являлся приходским ([1]; [4]). Для верующих было отведено место около западного фасада, перед мозаичным «Распятием», где и проходили церковные службы.
История Спаса на Крови после революции
Храм при новой власти
После революции судьба Спаса на Крови складывалась драматично. В 1918 году храм перешел в ведение Наркомата имуществ РСФСР, а с января 1920 года стал приходским. Вход в храм был открыт для всех желающих.
С июля 1922 года по июль 1923 года храм Воскресения Христова, будучи приходским, принадлежал Петроградской автокефалии под управлением епископа Петергофского Николая (Ярушевича), после чего перешел к просоветской группе «обновленцев» (с 5 июля по 9 августа 1923). С августа 1923 года по декабрь 1927 года храм носил статус кафедрального собора епархии. С конца 1927 года по ноябрь 1930 года Спас на Крови был центром иосифлянства в Ленинграде — течения в Русской Церкви, возникшего как оппозиция «обновленческой» группе, лояльной коммунистическому режиму [8].
Естественно, новая власть вскоре пресекла эту деятельность. 3 марта 1930 года Президиум Совета Центрального городского района по обращению Ленинградского отделения Всероссийского общества памяти политкаторжан и ссыльно-поселенцев постановил: «В целях прекращения ведущейся в храме черносотенной агитации, а также учитывая обнаруженные в этой церкви злоупотребления уголовного характера, в исполнение наказа избирателей, возбудить перед Президиумом Лен. Совета ходатайство о закрытии указанной церкви и передаче здания под культурно-просветительные нужды» [4]. Постановлением Президиума ВЦИК от 30 октября 1930 года за № 67 Спас на Крови был закрыт. Попытки устроить тут музей революционной борьбы народовольцев не удались [4].
Собор использовали как склад. Некоторое время в его стенах располагалась дробильная мастерская для получения гранитной крошки. Из-за отсутствия должного надзора и охраны многие ценные элементы интерьера были утрачены.
Но даже после того как храм был закрыт, он оставался местом поклонения многих верующих. Люди не забывали легенд о погибшем монархе и приходили сюда молиться [4]. Многие ленинградцы помнят, как набожные бабушки проходили с западной стороны к иконе «Распятие», прикладывались к ней и молились (сейчас проход к этой части храма закрыт).
Из-за идеологического значения храма как памятника самодержавию в официальных оценках советского времени Спас на Крови оценивался в лучшем случае с осторожностью, а иногда и откровенно негативно. Непринятие было обусловлено также и отрицательным отношением ко всей архитектуре периода эклектики, включая образцы «русского стиля». Здание рассматривалось как грубый диссонанс в среде классицистических ансамблей города на Неве.
Поскольку считалось, что храм не представляет историко-художественной ценности и его архитектура чужда облику города, в 1930-х годах принимались решения разобрать Спас на Крови, фрагменты убранства передать в музеи, а редкие минералы пустить на новое строительство. В 1930-х годах с храма сбросили колокола. Неоднократно поднимался вопрос о сносе здания. Специальная комиссия при участии В. А. Фролова, созданная в марте 1941 года Отделом охраны памятников Ленисполкома, ратовала за сохранения памятника «как здания уникального, характерного для определенного периода русской архитектуры» [4].
Большинство церквей в «русском стиле» в Ленинграде было разрушено. Спас на Крови чудом уцелел. Можно сказать, что его спасла война: акция по сносу здания, запланированная на 1941 год, сорвалась из-за того, что взрывников буквально от стен храма направили на фронт.
Спас на Крови во время блокады
Мозаика в люнете колокольни храма, фото 1944 года (источник [25]):
Часть поврежденных во время блокады стен храма восстанавливать не стали, сохранив их живым свидетельством испытаний, перенесённых ленинградцами [17].
Хотя после Великой Отечественной войны Спас на Крови уцелел, надругательство над ним продолжалось еще долгие годы. Здесь находились мастерские, картофелехранилище, склад декораций Малого театра оперы и балета имени М. П. Мусоргского [10]. Произошедший тогда пожар нанес значительный ущерб уникальной мозаике собора.
Лишь в 1968 году здание вновь обрело статус памятника архитектуры. А в 1970 году благодаря усилиям директора Государственного музея «Исаакиевский собор» Г. П. Бутикова Спас на Крови передали этому музею в качестве филиала. Это стало важной вехой в истории возрождения Спаса на Крови.
К этому времени храм Воскресения Христова находился в аварийном состоянии и требовал срочной реставрации [31].
Реставрация Спаса на Крови
Реставрация Спаса на Крови началась в 1972 году и длилась около 25 лет. Разрушения, нанесенные памятнику войной и складированием декораций, потребовали проведения масштабных восстановительных работ. Практически полностью была разрушена сень над местом гибели Александра II. Мрамор цоколя стен, пилонов, иконостаса был загрязнен и сильно потрескался. Во многих местах фасадов, а также в интерьере была утрачена мозаика. Оказался почти полностью разрушен уникальный пол, инкрустированный итальянским мрамором [12].
На первом этапе реставрации были проведены сложные инженерные работы по гидроизоляции, ремонту отопительных и вентиляционных устройств, металлоконструкций, а в 1980 году приступили к восстановлению уникального художественно-декоративного убранства. Бригада А. А. Щербакова выполнила большую часть реставрации каменного убранства фасадов и интерьера [25]. Наиболее сложной оказалась реставрация мозаик храма Воскресения Христова. Ее восстанавливали в течение 14 лет мозаичисты под руководством В. Шершнева [31].
Пресловутые строительные леса, которыми был обнесен храм всё это время, вошли в городской фольклор и даже в песню Розенбаума («. мечтаю снять леса со Спаса на Крови»). Горожане шутили, что как только снимут леса со Спаса на Крови, так и советской власти придет конец. Леса разобрали в аккурат в 1991 году [16]. Так что шутку можно считать пророческой.
В 1997 году реставрационные работы были в основном завершены, и Спас на Крови открылся для посетителей. Произошло это 19 августа 1997 года, ровно через 90 лет после освящения памятника [8]. Но реставрационные работы продолжились и после этого, несмотря на прекращение финансирования из государственного бюджета [31]. В связи с появлением новых материалов и технологий в XXI веке стало возможным произвести на более высоком уровне реставрацию центральной апсиды и продолжить воссоздание утраченных элементов декора интерьера.
Благодаря мастерству и огромному труду реставраторов, инженеров и архитекторов, работавших над восстановлением храма, это уникальное произведение искусства вновь засияло во всей красе.
Вам также могут понравиться другие интересные материалы о Спасе на Крови:
Посещение храма Спас на Крови в Петербурге: часы работы, цена билетов, как добраться и прочие полезные детали для туристов
Адрес Спаса на Крови: набережная канала Грибоедова, д. 2б, литер А. Ближайшая станция метро — «Гостиный двор»/«Невский проспект» (выход на канал Грибоедова). Как добраться: от станции метро «Невский проспект» нужно пройти вдоль набережной канала Грибоедова примерно 500 метров в сторону уменьшения нумерации домов (см. на карте ниже).
Посмотреть расположение Спаса на Крови на карте Петербурга также можно тут.
В наши дни собор открыт как музей, но по выходным, а также в дни праздников проводятся утренние богослужения (см. расписание богослужений на официальном сайте).
Режим работы Спаса на Крови следующий. Собор Воскресения Христова (Музей-памятник «Спас на крови») открыт для посещения ежедневно (кроме среды), с 10:30 до 18:00. Работа касс и впуск посетителей прекращаются за полчаса до закрытия. Вечерние программы Спаса на Крови: с 18:00 до 22:30 (только с 1 мая по 30 сентября, выходной день — среда).
Стоимость входных билетов в Спас на Крови: взрослый билет стоит 250 рублей, для студентов, школьников и пенсионеров — 50 рублей. Стоимость аудиогида для посещения Спаса на Крови — 100 рублей.
Вход в Музей камня, расположенный в храмовой часовне-ризнице, стоит 100 руб. Комплексный билет в Спас на Крови и Музей камня — 350 рублей. Цена билетов приведена по состоянию на 2014 год.
Вы можете осматривать собор совершенно самостоятельно или с аудиогидом, либо присоединиться к экскурсионной группе (это бесплатно при условии приобретения входного билета). Группы формируются при входе. Подробная информация о других экскурсиях в Спасе на Крови приводится на официальном сайте музея.
Фотографировать внутри Спаса на Крови разрешается, причем фотосъемка бесплатная.
Вход в храм находится рядом с кассой. Сначала необходимо приобрести в кассе билет, затем пройти через турникет, приложив билет штрих-кодом к считывающему устройству. Вход — через левую (северо-западную) дверь-притвор западного фасада, выход — через правую (юго-западную) дверь (соответственно, входа там нет). Помимо собственно интерьера, внутри Спаса на Крови можно посмотреть стенд со старинными фотографиями, рассказывающими об истории храма. Также там есть интересный киоск с сувенирами: можно купить книги, путеводители, ювелирные украшения, пасхальные яйца.
Спас на Крови является обязательным пунктом посещения для всех туристов, приезжающих посмотреть Питер. Около храма действует крупнейший рынок сувениров в Петербурге, рассчитанный в основном на иностранцев. Также к Спасу на Крови приезжают многочисленные молодожены, чтобы сделать свадебные фото на память.
1. Нагорский Н. Спас на крови: Храм Воскресения Христова. СПб., 2013
2. Зуев Г. И. Вдоль канала Грибоедова. — М-СПб: Центрполиграф: МиМ-Дельта, 2006
12. Голомолзин Е.В. Петербург пешком. Самые интересные прогулки по Северной столице России / Евгений Голомолзин. — М. : Эксмо, 2014
14. Золотая коллекция лучших мест Санкт-Петербурга. – М. : Эксмо, 2012
16. Андрей Зайцев, Арсений Загуляев. Споры о храмовой архитектуре: «наше наследие», или «лучше бы снесли большевики» // Нескучный сад, 15.03.2013
19. Очерки / Авсеенко В. Г. – Москва: Директ-Медиа, 2012