спас на крови история названия кратко

Содержание

Тайны Спаса на Крови: как собор пытались разрушить и не смогли

1769ead7f9eb2faf740f924f36abde75c5242e11

140 лет назад в Санкт-Петербурге на набережной Екатерининского канала убили российского императора Александра II. На месте теракта сразу же заложили временную часовню, а спустя два года начали строить храм, известный как Спас на Крови. Сейчас это один из главных символов города. С ним связано много тайн и легенд. Как этот православный храм повлиял на распад СССР? И что за икона-предсказательница, по легенде, хранится под его сводом? Об этом рассказывает программа «Загадки человечества» с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.

Почему собор назвали Спас на Крови?

b6c3eaa81867adb365c6735602d68e5366627c39

Легенда про икону-предсказательницу

Красивый храм, возведенный на месте трагедии, сразу породил множество слухов, мифов и легенд. Одной из самых известных стала легенда про особую икону, которая заключает в себе тайные знания о прошлом и будущем России.

По Петербургу ходили слухи, что если смотреть на икону долго, не отрывая взгляд, то можно обнаружить там даты ключевых событий нашей истории. Якобы тайный смысл этих дат открылся прихожанам только в XX веке, так как они предупреждали об Октябрьской революции, Великой Отечественной войне и смерти Сталина.

Ася Суворова вот уже 13 лет работает в Санкт-Петербурге экскурсоводом и легенду о таинственной иконе слышала много раз, вот только с подтверждениями слухов ни разу не сталкивалась.

Со Спасом на Крови связана еще одна нумерологическая тайна. Говорят, что высота колоколен выбрана архитектором не случайно. Зодчий Альфред Парланд на специальном конкурсе завоевал себе право воплотить в жизнь замысел Александра III и увековечить память Александра II.

15f303c5595a1e0ff24562cccfdea883fdb037fd

Почему считается, что Спас на Крови невозможно разрушить?

Во время Великой Отечественной Спас на Крови превратили в один из городских моргов. После войны некоторое время уникальный собор служил складом, потом и вовсе стал заброшенным. Легенда о том, что один из символов Санкт-Петербурга заговорен и его нельзя разрушить, нашла еще одно неожиданное подтверждение в начале 60-х годов прошлого века.

87050a802f2d1a445f9e9e2e11b000059ac51a1a

О невероятных событиях истории и современности, об удивительных изобретениях и явлениях вы можете узнать в программе «Загадки человечества» с Олегом Шишкиным!

Источник

Почему Спас на крови так называется?

spas na krovi2

Полное название храма — Собор Воскресения Христова на Крови.

Храм Спаса на Крови был освящён в честь Воскресения Христова, ― так появилась первая часть названия. Вторая часть названия храма («на Крови») указывает на место, в котором был смертельно ранен император Александр II.

Александр III, сын убиенного императора, решил возвести храм-мемориал своему отцу. Он это сделал в качестве искупительной жертвы всего народа за мученическую кончину царя-освободителя. Каждый, кто посещал храм, должен был нести службу по убиенному.

Строительство храма началось с добровольных пожертвований. Их приносили не только жители России, но и все славянские страны. На стенах колокольни с использованием мозаики было велено разместить гербы городов, губерний и уездов, пожертвовавших деньги.

История храма

Храм начали возводить в 1883 году, а закончили уже в 1907 году. Церковь освятили и она получила своё название ― Собор Воскресения Христова, но в народе её прозвали по-другому ― храм Спаса на Крови.

На сегодняшний день храм носит два официальных названия.

В 1956 году была вторая попытка сноса здания, но у местных жителей началось волнение, ― они встали на защиту. В этот раз им удалось отстоять святую постройку и снос здания был запрещён.

В 1971 году церковь смогла получить статус музея. На восстановление собора ушло 27 лет. В 2004 году храм Спаса на Крови повторно освятили, после чего началось его новое духовное возрождение.

Интересные факты

Источник

Уникальные факты о Спасе на Крови в Санкт-Петербурге — легенды и мифы о храме

main spas na krovi 9

Спас на Крови — православный храм, полное название которого — Собор Воскресения Христова, расположен в историческом центре Санкт-Петербурга, на набережной канала Грибоедова. Рядом находится один из самых известных парков Северной столицы — Михайловский сад, от которого храм Спаса на Крови отделяет ограда.

Также поблизости расположена одна из центральных площадей города на Неве — Конюшенная, получившая своё название по Императорскому конюшенному двору Екатерины I — российской царствующей государыни, второй жены Петра I, матери императрицы Елизаветы Петровны.

Сегодня Спас на Крови ещё и музей, который входит в состав музейного комплекса «Государственный музей-памятник „Исаакиевский собор». Храм имеет непростую историю, немало уникальных фактов, а также легенд и мифов. Обо всё этом мы и расскажем ниже.

Название храма Спаса на Крови

Своё название храм получил от места, на котором был возведён. Тут 13 марта 1881 года было совершено покушение на Александра II, в результате чего император был ранен и вскоре скончался. Слова «на Крови» в названии собора указывают на кровь царя.

Стиль и облик Собора Воскресения Христова

Храм Спаса на Крови возводился в русском стиле. По оценкам специалистов, он несколько повторяет стиль Собора Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, более известному как Храм Василия Блаженного в Москве. Архитектурными ориентирами собора стали соборы Москвы и Ярославля XVI—XVII веков.

Часовня до храма Спаса на Крови

На месте современного храма Спаса на Крови и где был смертельно ранен император Александр II, сразу же после его кончины и до начала строительства Спаса на Крови, располагалась часовня. Решение о её возведении возникло уже на следующий день после гибели царя.

Предложение о строительстве часовни было утверждено на чрезвычайном заседании Городской думы. Святыня возводилась на средства купцов Громова и Милитина, последний из которых стал старостой (ведал хозяйством).

Часовню освятили 29 апреля 1881 года. Она находилась тут до 1833 года, потом её перенесли на Конюшенную площадь, а затем через 9 лет она была полностью разобрана.

Первые проекты и архитекторы собора

Собор начали строить по приказу сына Александра II — императора Александра III. Был объявлен конкурс на лучший проект. В нём приняли участие авторы 26 работ, из которых было отобрано 8 лучших. Победил проект А. Тимошко под названием Отцу Отечества». Работа предполагала возведение собора в русско-византийском стиле.

Второе место занял проект академиков И. Китнера и А. Гуна под названием «1 марта 1881 года». Дело в том, что день убийства царя 13 марта — это по новому стилю, а 1 марта — по старому. На третьем месте оказался проект Л. Бенуа, автора часовни, которая находилась на этом же месте.

Однако, ни один из отобранных проектов не был одобрен Александром III. Было вынесено решение о проведении 2-го конкурса. На него представили авторы 31 проект. И эти работы отклонил глава государства. Провели 3-й конкурс, на котором победил проект архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева).

Стоит заметить, что и этот проект был одобрен с условием его дальнейшей доработки. Одобрение первоначального проекта состоялось летом 1883 года, а его окончательный вариант был утверждён только в мае 1887 года.

Читайте также:  история возникновения геометрической прогрессии

Для архитектора Альфреда Парланда Спас на Крови стал самой известной работой. Настоятель Троицко-Сергиевой пустыни архимандрит Игнатий (Малышев) со временем отошёл от строительства храма, в результате чего собор оказался воздвигнутым всецело по проекту Парланда.

Возведение Спаса на Крови и ризницы

Храм Спаса на Крови был сооружён как памятник царю-мученику на средства, собранные по всей России. Храм-мемориал возвели в качестве искупительной жертвы всего народа за мученическую кончину царя-освободителя. Его строили на добровольные пожертвования, всем миром.

Строительство велось в течение 24 лет и обошлось в 4,6 млн рублей. Начавшиеся в 1883 году строительные работы были завершены только в 1907-м. 19 августа того года, в день Преображения Господня, известный также как Второй Спас, храм был освящён митрополитом Антонием (Вадковским) в присутствии императора Николая II и членов императорской семьи.

В следующем 1908 году рядом с храмом была освящена Часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери. Её основным предназначением стало использование для хранения икон и других даров, которые были преподнесены в память о кончине Александра II.

Новшества Собора Воскресения Христова

Собор Воскресения Христова на Крови возводили с применением новых технологий строительства. Здание было полностью электрифицировано: в нём располагалось почти 1700 электроламп.

Вход в храм Спаса на Крови по пропускам

Интересен и тот факт, что Спас на Крови не являлся приходским храмом. Собор находился на государственном содержании, в ведении Министерства внутренних дел. В храме не предусматривались массовые посещения, хотя он мог вмещать много (до 1600) прихожан. В императорской России вход в храм Спаса на Крови в Петербурге осуществлялся только по пропускам.

Собор хотели разобрать при СССР

С приходом советской власти, в 1920 году, храм стал приходским. В 1922-1930 годах Спас на Крови был и собором Петроградской автокефалии, и обновленческим, и кафедральным собором «староцерковной» («тихоновской») Петроградской епархии, и центром иосифлянства в Ленинграде.

30 октября 1930 года храм Спаса на Крови закрыли, через год было принято решение о разборке здания. К счастью, сроки этой процедуры обозначены не были. Так собор Воскресения Христова простоял до начала Великой Отечественной войны.

Спас на Крови во время и после войны

В годы блокады Ленинграда Спас на Крови выполнял функцию морга. В него свозили тела погибших горожан. Как ни странно, после Великой Отечественной войны в храме разместили склад декораций Малого оперного театра.

Собор Воскресения Христова под охраной

В 1968 гожу Спас на Крови передали под охрану Государственной инспекции по охране памятников. Через 2 года было принято решение об организации здесь филиала музея «Исаакиевский собор», каковым он является и сегодня.

Новейшая история храма Спаса на Крови

Спас на Крови открылся для первых прихожан в августе 1997 года, а 23 мая 2004 года в нём отслужили первую после нескольких десятков лет перерыва Литургию. В январе 2014 года здесь зарегистрировали приход храма.

Красота, архитектура и размеры Спаса на Крови

Красота храма Спаса на Крови покоряет сердца туристов, которые увидев его однажды, остаются в неописуемом восторге до следующего посещения города на Неве. Их рассказы о храме дома близким и знакомым людям создают эффект сарафанного радио.

Популярность собора с годами не то, что не проходит, а неизменно растёт. Посмотреть на Спас на Крови едут со всех уголков России и мира. Причём, полюбоваться собором можно как снаружи, так и внутри. Композиционный центр здания представляет собой четверик, увенчанный 5-ю куполами. Кроме того, Спас на Крови имеет ещё 4 главы.

Храм представляет собой асимметричную группу, увенчанную 5-ю куполами, часть из них имеет позолоченное покрытие, а часть — эмалевое. Центральной глава храма является шатёр, высота которого достигает 81 метр.

Мозаика храма — одна из крупнейших коллекций в Европе

С внешней стороны на стены храма нанесены надписи о достижениях России во время правления императора Александра II. В оформлении Спаса на Крови зодчие использовали различный отделочный материал: кирпич, мрамор и гранит, а также эмали, позолоченную медь и мозаику.

Во внутреннем убранстве храма особенно много мозаики, общая площадь которой 7065 квадратных метров. Её создавали в мастерской русского художника-мозаичиста Владимира Фролова. Работы выполнялись по эскизам более 30 художников, среди которых были такие, как В. М. Васнецов, Ф. С. Журавлёв, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, В. В. Беляев, Н. Н. Харламов и др.

Сегодня мозаичная экспозиция Спаса на Крови представляет собой одну из крупнейших коллекций подобного рода во всей Европе.

Сень в храме Спаса на Крови

В западной части храма Спаса на Крови, устроена сень над местом смертельного ранения императора Александра II. Под ней сохранена часть мостовой и ограждение набережной канала, обагрённые кровью Царя-Мученика. Над сенью находится колокольня с большим золотым куполом.

Часовня-ризница при соборе Воскресения Христова

При посещении Собора Воскресения Христова на Крови отдельного внимания заслуживает часовня-ризница — памятник истории и культуры федерального значения. В ней часто проводятся выставки.

Сооружение имеет прямоугольную форму, увенчанную большим куполом. На его вершине находится хризма — монограмма имени Иисуса Христа. Она выполнена в виде греческих букв «хи», «ро», «альфы» и «омеги», вписанных в круг. Украшениями здания являются изразцы и мозаичные иконы.

Уникальная история с отголосками войны

Источник

Спас-на-Крови

Спас-на-Крови – один из самых красивейших, христианских, однопрестольных храмов в России. Полное название – «Собор Воскресения Христова на Крови», названный из-за события произошедшего 13 марта 1881 г. Именно на этом месте было организовано покушение на Александра II, впоследствии чего он скончался. Название «Спас-на Крови» символизирует пролитую царскую кровь. В финансировании строительства участвовала вся Россия. Собор располагается в Санкт-Петербурге, на берегу Грибоедовского канала, который раньше именовался Екатерининский, вблизи Михайловского сада и Конюшенной площади. Строение насчитывает 9 куполов, самый высокий из которых составляет 81 м., и может вместить одновременно около 1600 человек. Собор считается архитектурным памятником, внутри которого располагается музей.

История собора Спас-на-Крови

В 1883 г., по указу правителя Александра III, началось строительство собора. Строение построено в «русском стиле» и немного схоже с храмом «Василия Блаженного» в Москве. Возведение храма продолжалось 24 года, и в 1907 г., собор освятили. Вместо храма изначально была возведена часовня, где проводились панихиды по усопшим. Государственной думе это практически ничего не стояло, все средства на строительство часовни поступили от купца первой гильдии Громова. Впоследствии собор перенесли на Конюшенную площадь, где просуществовал еще 9 лет, а потом его разобрали. Император Александр II издал указ о построении на месте часовни храма.

После смерти Александра II, для увековечивания памяти царя, был объявлен конкурс на лучший, архитектурный проект, и организованна специальная комиссия. 31 декабря 1881 г., на рассмотрение представлены 26 работ, из которых 8 рассмотрел Александр III. Ни одна из работ не отвечала требованиям царя, он принял решение о строительстве собора в чертах русской архитектуры XVII века, например таких, как в Ярославле. Предполагалось, что место трагедии, будет располагаться внутри храма, в виде отдельного предела. 28 апреля 1882 г. был объявлен второй конкурс, где участвовало уже большее количество знаменитых архитекторов, и была представлена 31 работа. Но так же, как и в первый раз император отклонил все. Разрабатывались новые проекты архитектуры, из которых император выбрал работу Альфреда Парланда и 13 мая 1887 г., проект получил утверждение.

1 49

Первая работа по закладки камня свершилась в 1883 г. Свои доработки и исправление недочетов вносили в проект многие известные архитекторы. Управлять комиссией возлагалось князю Владимиру Александровичу. Работы по возведению храма сильно задерживали мозаичные работы. И вот, в середине августа 1907 г., архиепископом Антонием Вадковским, храм был освещен. Освещение состоялось в день православного праздника – Преображения Господня.

В торжественном мероприятии принимал участие император Николай II и вся императорская семья. Возведение храма стоило 4,6 млн. рублей. Иконы, собранные как подношение памяти Николая II, были размещены в рядом стоявшей Иверской часовне. Освещение ризницы состоялось 27 апреля 1908 г. Спас-на-Крови строился с применением новейших технологий, так например храм электрифицировали, что даже не наблюдалось во многих государственных учреждениях. Освещение составляли 1689 ламп, что по тем временам считалось немыслимым! В начале XX века начались работы по реконструированию прилегающей территории.

Читайте также:  золото и уголь утиные истории

Собор был передан на Государственное содержание и не считался приходским. Вход производился строго по пропускам, там проводились службы, в честь памяти Александра II и ежедневно читали проповеди.

Октябрьская революция в 1917 г. поставила точку на финансировании и содержании собора. Настоятелю пришлось обратиться с просьбой к петроградцам, по возможности вносить денежные суммы. В 1919 г., от властей города поступило решение – организовать приход при храме. Настоятель Спаса-на-Крови, Петр Лепорский, очень сильно возражал против этого, настаивая на том, что он никогда не был приходским. В 1922-1923 гг., управление было передано новообразованному приходу, под руководством епископа Николая Ярошевича. Из-за противостояния большевиков и православного, оппозиционного направления, в октябре 1930 г. храм был закрыт. В 1931 г., Ленинградским Областным Советом, был вынесен рациональный указ о необходимости разбора собора на Крови. Этот указ был приостановлен государством. Впоследствии власти возвращались к этому вопросу, но началась ВОВ 1941 г, и решение пока осталось не принятым. Помещению собора нашлось другое применение, при блокаде Ленинграда в здание свозили умерших от холода и недоедания людей, в послевоенное время помещения применяли как хранилище декораций одного из театров.

Что посмотреть в соборе

Спас-на-Крови по своему строению является уникальным, самобытным строением и на первый взгляд напоминает самоцветную, резную шкатулку. Многообразие используемых материалов просто поражает: камень, мрамор, гранит, резное дерево и т.д. Собор имеет четырехугольную форму, наверху которого располагаются пять глав: боковые луковичные, а средняя – шатровая. Центральное место отведено шатру с восьми гранями, самый высокий купол устремляется вверх. Выполнен шатер, как и маленькие, луковые главки с традиционным, золоченым покрытием.

В основании самой высокой из глав, расположено 8 продолговатых окна, наличники которых выполнены в виде кокошников. В строительстве именно этого собора впервые применялась эмаль. Пластины из эмали покрывают пять основных глав, а остальные купола расписаны полосками разных цветов: зеленые, желтые, белые. В юго-западной части сооружения располагается колокольня, увенчанная куполом. В основании колокольни, почти со всех сторон, размещены 134 герба, выполненных из мозаики.

Изображения всех гербов губерний и областей Российской Империи созданы для отражения скорби по умершему императору. Постамент храма выложен с темновато-серого, а в верхней части с бледно-серого цвета. Этот камень был привезен с острова Герман, что находится в Ладожском озере. Из этого же материала выстроены скульптурные колонны и арки всех крылец здания. Фасад собора оформлен сложными, измельченными рисунками.

Внутри самого собора место гибели царя отметили сенью на 4 столбах, под которой сохранили часть мостовой и землю, окропленную кровью императора. Там всегда покоятся свежие гвоздики и по сторонам расположены иконы святых. Подборка мозаичного художества, собранного в храме, считается самой впечатляющей в Европе. Насчитывается около 7 тыс. кв.м. оформленных мозаикой стен, колонн и даже полы, выполненные из мрамора, которые составляет 45 картин, не похожих друг на друга.

В центре главного шатра расположена мозаичная картина образа «Христа Вседержителя». Южный свод представлен в виде картины из мозаичных кусочков «Нагорная проповедь». Рисунок купола на северо-восточной стороне собора называется «Спас Благое молчание», здесь представлено изображение Христа на подобии молодого крылатого юноши. На юго-восточном куполе представлен Христос в отрочестве – «Спас Эммануил». На юго-западном куполе – «Иоанн Креститель» На стенах собора так же располагаются многочисленные мозаичные работы: государь Владимир и его жена Ольга, икона Александра Невского, схождение святого духа на апостолов, Христос во Славе, Богоматерь и спаситель.

Так же в соборе расположен стенд с картинками реставрации и строительства собора. По ним можно отследить всю историю создания и воссоздания храма «Спас-на-Крови».

Вокруг храма ходит много легенд. Так одна из них гласит, что жители Петербурга, дабы сохранить православные кресты от осквернения большевиков, спрятали их в канале Грибоедова. При реставрации никак не могли найти эти кресты, пока один человек не подсказал где искать. И действительно они нашлись именно в воде.

2 51

Еще одно из поверий гласит, что высота самой высокой башни составляет 81 м., именно в 1881г. было совершено нападение на императора России. Так же люди отмечали, что одна из башен составляет 63 м., именно в 63 года умер Александр II.

Часы работы собора Спас-на-Крови, билеты

Собор «Спас-на-Крови» можно посетить с 10-30 до 18-00, все дни, кроме среды. Среда в храме считается выходным. С 1 мая по 30 сентября, часы посещения собора меняются, его можно посетить с 18-00 до 22-30. Но в 2020 г. храм приостановил посещение посетителей, из-за проблемы распространения инфекции «короновируса». И только с 23 июля собор опять открыл свои двери и заработал в обычном режиме.

3 65

Посетители могут выбрать одну из трех разновидностей экскурсии:

Цена билета на взрослого человека составит 350 рублей. Дети в возрасте до 7 лет могут пройти бесплатно. Дети от 7 до 18 лет заплатят за билет 100 рублей. Для студентов и пенсионеров Белоруссии и России билет обойдется в 100 рублей. Студенты зарубежных стран, при наличии карты ISIC – 200 рублей. Посещение в вечернее время стоит 400 рублей.

Как добраться до Спас-на-Крови

Собор расположен по адресу: г. Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова дом 26, Невский проспект, Гостиный двор.

Доехать до собора можно на метро: самая близкая остановка «Невский проспект» расположен в 500 метрах от исторического памятника России, чуть дальше, в 700 метрах, располагается остановка метрополитена «Гостиный двор». Цена билета на метро составит 45 рублей. Так же, его можно найти, ориентируясь на другие достопримечательности, находящиеся неподалеку: Русский Музей, Михайловский Сад, Казанский Собор. На наземном транспорте можно доехать до остановки на Невском проспекте и на улице Садовая.

Невзирая на всю свою роскошь, собственное величие и необыкновенную привлекательность, история возникновения собора весьма трагична и напрямую соединена с историческими фактами Российской империи в 1881-ом году. Многие жители этого города много раз видели «Спас-на-Крови» снаружи, но так и ни разу, не вошли внутрь помещения. А вот туристы, посещая город, в своем маршруте, ставят на первое место посещение Спаса-на-Крови.

Источник

Храм Воскресения Христова (Спас на крови) и узел русской истории

История возникновения храма

Храм Воскресения Христова, получивший в народе название Спас на Крови, построен на месте покушения на императора Александра II и представляет собой уникальный памятник национальных исканий русской архитектуры конца XIX – начала XX веков. Возведение мемориальных культовых сооружений на Руси имело давнюю традицию. Храмы-памятники посвящались главным образом историческим событиям, чудесным избавлениям или памяти монархов.

Однако преобразования императора были прерваны трагическими событиями 1 марта 1881 года. Революционеры из подпольной организации «Народная воля» считали самодержавие устаревшей формой правления. Под воздействием идеи утопического социализма они полагали, что гибель царя вызовет в стране смятение, на волне которого «Народная воля» свергнет самодержавие и установит республиканское правление. Взяв на себя право вынести императору «смертный приговор», они стали предпринимать одну за одной попытки привести его в исполнение. На Александра II было совершено шесть покушений. Государь оставался жив только чудом, но при этом гибли люди, оказывавшиеся поблизости, что террористов не смущало.

На следующий день на место трагедии огромное число петербуржцев принесли цветы. Надежды «Народной воли» не оправдались – убийство царя не вызвало выступлений народных масс, а правительство и консервативные силы тесней сплотились перед угрозой опасности. Последовала эпоха политической реакции, приостановившей преобразовательные реформы Александра II.

По повелению нового императора Александра III на месте трагедии был возведен храм-памятник. С внешней стороны храм облицован рядами плит из красного гранита, где высечены основные реформы и преобразования Александра II. Внутри храма оставлен фрагмент булыжной мо1375161kti crстовой, где пролилась кровь государя. Характерно, что само название – храм Воскресения Христова – знаменует тему преодоления смерти.

Читайте также:  булочная вольчека история создания

Церковь была построена по совместному проекту молодого архитектора А. А. Парланда и архимандрита Игнатия (в миру – И. В. Малышева). Живописные эскизы для мозаик Спаса на Крови создавали 32 художника, отличавшихся как степенью своего дарования, так и художественной направленностью. Среди них В. М. Васнецов, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин.

Освящение собора состоялось 19 августа 1907 года, в день летнего Спаса. Храм не был приходским, в нем не служились требы. В церкви ежедневно служили панихиды по Александру II и дважды в год — Литургию.

В годы советской власти Спас на крови неоднократно собирались снести, он уцелел только чудом. После сильнейших повреждений храм-памятник был восстановлен, его открыли для посещения.2651489034 70147342c7%D0%B0

На весь мир Спас на крови славится своими мозаиками – наружными и интерьерными. По масштабу мозаичного убранства храм превосходит как ранневизантийские храмы, так и собор Св. Марка в Венеции. Осуществлен набор мозаик Спаса на Крови первой в России частной мастерской братьев Фроловых. Орнаменты храма гармонично соотносятся с мозаичными иконами, цветным поделочным камнем иконостаса и киотов, а также мраморным мозаичным полом. Это удивительной красоты сочетание производит незабываемое впечатление на каждого посетителя храма.

Образ Московской Руси в Петербурге

Храм Воскресения Христова был построен в стиле допетровского зодчества и народного искусства и представляет собой собирательный образ храмов Москвы и Ярославля конца XVI – начала XVII веков. Такой стилизаторский способ освоения старины назывался «русским стилем» и развивался в общем русле эклектики второй половины XIX века. Архитектурный образ в нем формировался на основе сознательного отбора соответствующих прототипов разных стилей или их элементов.

Весь облик храма Спаса на крови пестрит архитектурными цитатами. «Русский стиль», как и любое воссоздание архитектурных форм, представляет собой стилизацию – всегда более декоративную, чем ее первоисточник. Поэтому храм насыщен декоративными деталями. Здесь фигурные наличники и кокошники, всевозможные пояски и изразцы, яркие, %D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC %D0%92%D0%BE%D1%81%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F %D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0 %D0%A1%D0%BF%D0%B0%D1%81 %D0%BD%D0%B0 %D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B81праздничные кресты и главы неповторяющегося рисунка. Из первоисточников Парланд отбирал наиболее яркие, насыщенные элементы, утрируя приметы «самобытности».

Из церковного зодчества Московской Руси храм Воскресения Христова наиболее сопоставим с храмом Василия Блаженного, общепризнанным символом Московского государства. Изощренность декора, обилие в нем декоративных элементов, почти фольклорных по своему происхождению, преобладает над интерьером храма. Эта особенность здания обращала на себя внимание иностранных гостей Московского царства, которые говорили, что храм %D0%A1%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80 %D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%8F %D0%91%D0%BB%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BEВасилия Блаженного «построен скорее для украшения, чем для молитвы».

Но отмечена ли декоративность фасадов Спаса на крови той же печатью фольклорности, что и архитектура Храма Василия Блаженного? Содержание декора в том случае, когда он принципиально вторичен, уже не может считаться непосредственным фольклором, в той степени, в какой это могло иметь место в архитектуре Московской Руси. Парадоксальным образом «спасает» от фольклорной реальности собор именно его стилизация, которая никогда не лежит в том же историческом и культурном пространстве, что и прообраз.

Важно отметить, что Спас на крови состоялся как храм в своей цельности во многом за счет гармоничного соотношения внешнего облика и внутреннего убранства. Этого не хватает собору Василия Блаженноvhrame1%D0%B01го, чье стесненное внутреннее пространство производит все же впечатление некоей скудости, контрастной с внешним чрезмерно пышным убранством.

Напротив, интерьер Церкви Воскресения Христова выглядит цельным и монументальным. Храмовая программа, в основу которой положена византийская иконография, с достаточной полнотой раскрывает смысл христианского откровения. По типу строения храм является крестовокупольным, и в куполе помещено догматически главенствующее изображение – образ Христа Пантократора, созданный по эскизу Н. Н. Харламова. Расположение мозаик в храме определено тем, что он посвящен Христу. Например, на пилонах изображены святые. Это символично, так как пилоны поддерживают свод храма, а святые являются опорой Церкви.

Национальные искания в архитектуре храма в контексте европейской романтической традиции

Почему же прообразом и эталоном национальных исканий в русской культуре XIX века стало именно искусство XVII века, которое от всех предшествующих отличалось любовью к чрезмерной декоративности и фольклорностью? Национальные искания в культуре XIX века развивались под влиянием славянофильства, для которого народность была «почвой» русской культуры. Именно с нею был связан уклон в сторону фольклора в архитектуре XIX века. Но существенно здесь то, что поиск национальной самобытности, который привел к подражанию архитектуре допетровской Руси, осмыслялся в контексте неприятия влияния Запада и радикальных реформ Петра I. При этом не принималось во внимание, что русскую культуру изначально сближало с западной гораздо больше, чем казалось славянофилам и их последователям. Ведь в результате крещения, Русь вошла в тот культурный круг стран, который центрировала собой Византийская империя, наследовавшая Античность. Не следует забывать, что в этот период в церковном отношении Запад оставался единым с Востоком. Вместе с христианством восприняты церковная архитектура, иконопись, которые на Руси обрели свои особенности.

Интересно, что явление историзма в искусстве, в рамках которого в архитектуре существовали ретроспективные стили, был как в России, так и в странах Европы. Эта тенденция ведет свое происхождение от романтизма, культурного течения конца XVIII – первым десятилетием XIX века, которое можно назвать не просто западным, но западным по преимуществу. Причина романтической обращенности к прошлому вполне объяснима. Провозглашенные Просвещением идеи прогресса, его отвержение прошлого, и в первую очередь Средневековья, как пережитка предрассудков, для романтизма стали совершенно неприемлемыми. Утверждение полной свободы творческой личности, свойственной романтическому мышлению, позволяло выбирать тот или иной стиль. Развиваясь во многих странах, романтизм повсюду приобретал яркое национальное своеобразие, обусловленный местными историческими традициями. Архитектура наглядно и образно прослеживает выражение некоторых романтических настроений.

В чем же состояли национальные искания в западноевропейской культуре и как они соотносимы с тем процессом в России, который мы только что описали? Для иллюстрации можно привлечь знаменитый замок Нойшванштайн в Баварии, построенный в 1869 – 1886 гг. самым «романтичным» государем XIX века, баварским королем Людовиком II. Замок построен на вершине крутой горы, подножие которой омывается быстрым и шу200px Castle Neuschwanstein1мным потоком, и в таком природном ландшафте производит впечатление, будто он врос в гору. Поклонник и покровитель Вагнера, потрясенный его музыкальным воплощением средневекового эпоса, молодой король принимает решение заново отстроить старые крепостные руины возле ущелья в настоящем стиле средневековых немецких рыцарских замков и крепостей. Но Нойшванштайн не отвечает одному из существенных смыслов средневекового замка – быть непреступным укреплением. Для этого он слишком возвышенный и неземной, слишком романтически устремлен в запредельность. Король требовал от Кристиана Янга, работавшего над строительством, прежде всего «архитектурной живописности». В этом и сказалось свойство романтизма – стремление к воссозданию внешнего очертания архитектурного образа, вне зависимости от того назначения, которое он нес в исторической действительности.

Обращение к историческому прошлому в России и Европе представляют одну и ту же романтическую тенденцию в культуре. В России это «русский стиль», черпающий свои основы в архитектуре Московской Руси, на Западе — «романско-романтический» или «псевдоготический» стили, вдохновленные архитектурными образами Средневековья.

Поэтому на примере «русского стиля» в архитектуре можно с достаточным основанием утверждать, что национальные искания XIX века в России выводили отечественную культуру в пространство западноевропейской романтической традиции скорее, чем в подлинный контекст московской эпохи. Храм Воскресения Христова можно признать ярким тому подтверждением.

Это можно увидеть и в том, как вписывается храм в пространство Санкт-Петербурга. Город строился Петром I в противовес архитектуре Московской Руси и может по праву именоваться самым «западным» среди городов России. Но европейская тенденция национальных исканий в архитектуре и стилизация Спаса на крови делают присутствие храма уместным среди строгой классицистической и ампирной застройкой района Невского проспекта. Храм как бы дополняет собой стилистическое многообразие города, не нарушая его ритма. Поэтому Спас на крови можно назвать своеобразным символом примирения, который соединил собой архитектуру европейской традиции и допетровской Руси.

В этом году исполняется 130 лет со дня убийства Александра II. С недавнего времени в храме, который после реставрации был открыт только как музей, каждое воскресенье служится Литургия и панихида по императору.

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector