спас на крови история аудио

Содержание

Аудиогиды по Спасу на Крови

История и достояние

Аудиоэкскурсия с билетами

166 отзывов на аудиоэкскурсии в Санкт-Петербурге

Впервые в Эрмитаже: билеты с аудиоэкскурсией по парадным залам и главным шедеврам

Музей Фаберже: экскурсия с аудиогидом и билетом

Музей Фаберже: экскурсия с аудиогидом и билетом

Кунсткамера: знакомство с первой коллекцией Петра I и культурами народов мира

Фантастические фасады и дворы Петроградки: прогулка от Петроградской до Спортивной

Это храм в Санкт-Петербурге, построенный в память об убитом Александре II. Жизнь императора была полна рисков: он пережил 7 нападений, последнее из которых стало для него смертельным. Про его непростую историю царствования, про тот самый роковой день и про сам храм мы рассказли в аудиогиде по Спасу на Крови.

Предыстория

Император захотел лично осмотреть место нападения. И здесь его настигла гибель от повторного взрыва. О роковом событии этого дня мы рассказали подробно в аудиогиде.

В тот же день участок, на котором случилось происшествие, был огорожен и поставлен под охрану. А уже через день депутаты Городской Думы выдвинули предложение построить на этом месте часовню в память императору. Принявший правление его сын, Александр III, одобрил идею, но воздвиг вместо часовни полноценный храм.

Спас на Крови сегодня

Сегодня церковь входит в музейный комплекс Исаакиевского собора.

Главная святыня здесь — это тот самый участок мощеной мостовой в первозданном виде. Именно на этом месте оборвалась жизнь императора из рода Романовых. Над святыней установлен памятный крест из горного хрусталя, украшенный топазами. Аудиоэкскурсия WeGoTrip ведет вас по храму, обращает ваше внимание на детали внутреннего убранства, рассказывает их историю.

Источник

Спас на Крови

Аудиогид

Фотографии

spas na krovi 1spas na krovi krovichram zmrtvychvstani jezise krista 2shatr v spase na krovi 1hram spasa na krovi s otrazheniem v kanale griboedova 0hram spasa na krovi 7 3cathedrale saint sauveur sur le sang verse de saint petersbourgfragment sobora voskreseniya hristova spas na krovibloodchurch p1030497sobor voskreseniya hristova mozaiki na stenah hrama 0church of the saviour on the blood img 7405sankt peterburg 003khram voskresenia khristova v peterburgechurch of our savior on spilled blood 1917 0 eirik sundvor. leningrad. savior on the blood 1935

Режим работы 2021

Индивидуальное посещение

Вечерние программы музея

С 23 июля по 30 сентября:

Посещение выставки

«Гимн солнечному камню. Янтарь. А. М. Крылов» в Часовне-музее «Спаса на Крови»:

В дни каникул и праздников

Посещение богослужений

Стоимость билетов 2021

Цены и льготы в 2021 году остаются прежними:

Полная стоимость

Комплексный билет

Входной билет в вечернее время

Льготные билеты

Бесплатное посещение

Бесплатно посещать музей-памятник «Спас на Крови» могут следующие посетители:

Важно знать!

Льготное/бесплатное посещение музея возможно только в основное время работы музейных объектов и не распространяется на дополнительные услуги:

Адрес и как добраться

Собор Воскресения Христова расположен в историческом центре Санкт-Петербурга на берегу канала Грибоедова, рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью.

Официальный сайт

aleksandr 2

Эту идею поддержал сын погибшего императора, Александр ІІІ.

aleksandr 3 0

И уже 17 апреля 1881 года, в день рождения Александра ІІ, была освящена деревянная часовня, спроектированная Леонтием Николаевичем Бенуа. В этой часовне ежедневно служили панихиду об упокоении души императора. На этом месте часовня просуществовала до начала возведения храма — 1883 года.

0 chasovnya

В конкурсе проектов храма принимали участие лучшие архитекторы Петербурга, однако, при рассмотрении работ, лучшего найти не удалось.

28 апреля 1882 года комиссия приступила к рассмотрению работ второго конкурса. Среди всех очень отличалась совместная работа архимандрита Игнатия, настоятеля Троице-Сергиевой пустоши и архитектора Альфреда Александровича Парланда.

arhitektor a.a.parland

Несмотря на победу, проекту, под влиянием Александра ІІІ, было суждено неоднократно меняться. Окончательное одобрение проект получил лишь в 1887 году.

proekt ignatiy parlad.3

Собор был заложен 6 октября 1883 года в присутствии императора Александра ІІІ и императрицы Марии Федоровны. Первый камень был возложен самим императором. Строительство собора было растянуто почти на два с половиной десятилетия, на что было потрачено более 4,6 миллиона рублей. Кроме всего прочего, темпам строительства мешала близость канала. При строительстве храма впервые в России был использован фундамент вместо традиционных свай.

proekt ignatiy parlad.2

Год за годом возводились и, одновременно, украшались стены храма. К 1894 году были сомкнуты своды купола, а в 1896 – выполнены металлические каркасы девяти глав собора. Спустя год, в 1897 году состоялась установка креста на центральную главу храма. Высота установленного креста составляла 4,5 метра. В течение последующих десяти лет велись отделка и мозаичные работы. Высота центральной шатровой главы составила 81 метр. Место трагедии было выделено колокольней, высота которой равнялась 62,5 метра.

khram voskresenia khristova v peterburge

История Спаса на Крови

Православный Собор Воскресения Христова, или как его в народе нарекли Спас на Крови, был сооружён в память того, что на этом месте 14 марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II. Новый император, сын погибшего, Александр III, поддержав решение Думы, пожелал возвести не часовню, а храм-памятник. Был объявлен конкурс на создание проекта храма над местом трагедии.

narodovolec i. grinevickiy brosil bombu pryamo pod nogi caryu

Однако 17 апреля 1881 года, в день рождения Александра II, на набережной канала была освящена деревянная шатровая часовня, сооруженная по проекту Л. Н. Бенуа на средства купца И. Ф. Громова. В ней ежедневно совершали панихиды об упокоении души убиенного императора Александра Николаевича. Через стеклянные двери можно было видеть звено ограды набережной и часть мостовой со следами крови. Часовня простояла до начала строительства храма в 1883 году, потом её перенесли на Конюшенную площадь и впоследствии разобрали.

chasovnya

Храм-памятник царю-мученику

Выражение на крови указывает на кровь царя. Мемориальный однопрестольный храм во имя Воскресения Христова возвели как памятник царю-мученику на средства, собранные по всей России. Храм Спаса на Крови является одним из самых ярких достопримечательностей Санкт-Петербурга. Построенный при драматических обстоятельствах, сам собор стал свидетелем не менее печальных событий.

Современный храм был возведён по указу императора Александра III в 1883—1907 годах по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева), который впоследствии от строительства отошёл.

proekt ignatiy parlad.1

Проект выполнен в «русском стиле», храм Спаса на Крови несколько напоминает московский собор Василия Блаженного. Строительство длилось 24 года, 19 августа 1907 года собор был освящён.

1907 g. torzhestvennoe osvyashchenie spasa na krovi

church of our savior on spilled blood 1917

Послереволюционные перемены

После революции 1917 года финансирование храма царской семьей было прекращено. В связи с этим храму Воскресения приходилось выживать на скудные пожертвования прихожан. Как и другие прекрасные строения царского периода, храм был разграблен и лишен большинства своих уникальных ценностей.

Более того, в 1922 году «экспертами» новой власти сооружение было признано «не представляющим художественной и архитектурной ценности», что привело к еще большему разграблению и упадку храма. Дошло до того, что храм, как «не представляющий ценности», решено было снести, к чему были проведены соответствующие приготовления. Этому событию помешала другая трагедия – война.

810px the memorial church of alexander the second. 17 lccn2014646341

Собор во время блокады

Часть повреждённых во время Великой Отечественной войны стен собора восстанавливать не стали, сохранив их в качестве живого свидетельства испытаний, которые выпали на долю ленинградцев.

00 spas vo vremya voyny

Восстановление храма

0 leningrad. savior on the blood 1935

19 августа 1997 года собор был открыт, как музей в составе музейного комплекса «Исаакиевский собор». Спустя годы, 23 мая 2004 года храм был заново освящён и в нём состоялась первая за долгое время литургия. С сентября 2010 года в храме проходят постоянные богослужения.

В настоящее время православный Собор Воскресения Христова имеет статус музея, входит в музейный комплекс Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор».

00 spas vo vremya voyny pri sssr 0

Архитектура

Спас на Крови выделяется на фоне торжественной и утонченной архитектуры центральной части Петербурга. Храм похож на сказочный теремок с витыми колоннами, резными изразцами, расписными кокошниками над крылечками и окнами. Его разноцветные купола играют на солнце, притягивая взоры прохожих. Вид этого наряднейшего собора из русской сказки вызывает восхищение и улыбку.

0000 spas na krovi arh

В основе композиции Собора Воскресения Христова положен компактный четверик, который увенчан пятиглавием. Спас на Крови — это четырехстолпный храм, свод которого зиждется на четырех опорах. В основе строения — четверик. Над храмом расположены пять глав: в середине шатровая, а по бокам — луковичные.

Место центральной главы занимает шатёр высотой 81 метр. Всего собор Воскресения Христова венчают 9 глав, создающих асимметричную живописную группу. Часть глав имеют позолоченное покрытие, а часть — эмалевое.

1911 spas na krovi

Центром храма является восьмигранный шатер, который устремлён ввысь. В основании его устроены 8 продолговатых окон, украшенных резными кокошниками. Над ними шатер сужается, в нём прорезаны 8 выступов с окошками.

Главка покрыта белой, жёлтой и зелёной эмалью в виде обвивающих её цветных полосок. Венчает шатер фонарь с главкой и крестом. Это самый высокий купол храма. Но он меньше окружающих его куполов, отчего создаётся впечатление, словно храм уходит в глубину небесного свода.

Читайте также:  страшные истории картинки читать

0000 spas na krovi arh.2

Пять глав покрыты ювелирной эмалью, причём, узор каждой главки не повторяется. От этого облик храма получился сказочным и лёгким. Впервые для покрытия куполов использовали медные пластины с нанесением на них эмали. До того времени эмали использовались только в небольших ювелирных произведениях. Площадь покрытия в храме превышает тысячу квадратных метров.

00000 memorialnaya cerkov sankt peterburg c1910

Именно этот разноцветный хоровод куполов делает Спас на Крови схожим с Московским собором Василия Блаженного. Но это сходство лишь видимое. В архитектурно-стилистическом плане храмы очень сильно отличаются друг от друга.

Восточная часть храма украшена тремя небольшими золочеными куполами, венчающими полукруглые алтарные аспиды. В западной части обустроена колокольня над местом трагической гибели императора. Вверху — самый большой купол. Всего на храме установлено 9 куполов разных размеров.

0000 spas na krovi arh.3

Колокольня выполняет особую роль в архитектуре храма. Именно на этом месте был убит император. Внутри сохранилась брусчатка и фрагмент забора, у которого произошла трагедия. Колокольня немного выдвинута за границы набережной и словно врезана в русло канала. Из-за такого решения в храме отсутствует традиционный центральный вход, а с боковых сторон колокольни устроены крыльца-притворы, выполненные в стиле русских теремов.

00 spas vo vremya voyny starye foto

В архитектуре храма очень много символизма. Это отражается и в узорах на стенах и в пропорциях церкви. Центральный шатёр поднимается над землей на 81 метр, что соответствует году, когда погиб император. Массивный купол над колокольней имеет высоту 63 метра по числу лет жизни Александра II. Длину храма с запада на восток составляет 56,7 метров, ширина по центру равна 30,1 метрам, в западной части — 44,1 метра.

0000 st. petersburg. cathedral of the resurrection of christ

Спас-на-Крови являет собой лучший образчик русской самобытности. Архитектору удалось так органично вписать его в окружающий ландшафт, что он не выглядит чужеродным или неуместным. Напротив, он украшает и оживляет панораму улиц.

osvyatil sobor 19 avgusta 1 sentyabrya 1907 goda mitropolit sankt peterburgskiy i ladozhskiy antoniy v prisutstvii imperatorskoy chety

Архитектура Спаса на Крови являет собой образец так называемого «позднего русского стиля». Этому направлению присущи декоративность, сложные силуэты, большое количество деталей. Характерными особенностями стиля являются резные кокошники над окнами и дверями, узорные колонны, расписные пояски на стенах, яркие цвета и детальная прорисовка орнаментов. Парадоксальный факт состоит в том, что «русский стиль» зародился в архитектурной школе Петербурга, однако в самом городе до возведения Спаса на Крови не было ни одного строения, выполненного по его «канонам».

00 spas na krovi

Главный архитектор искренне полагал, что преобразования Петра Великого несколько «затёрли» исконную “русскость” в зодчестве, поэтому свою главную задачу усматривал в её возрождении. Он скрупулезно отбирал самобытные элементы декоративной отделки. Парланд использовал в проекте увиденные составляющие русской архитектуры и культуры.

istoriya spasa na krovi hrama voskreseniya hristova

Но его шедевр получился ярким, своеобразным и неподражаемым, непохожим ни на один из своих прототипов. Здание собора Воскресения Христова представляет собой собирательный образ русского православного храма. В нём прослеживаются архитектурные черты церквей Москвы и Ярославля XVI—XVII веков.

0 church of the savior on blood2

В целом, архитектура собора Василия Блаженного оказала большое влияние на внешний облик храма Спаса на Крови. С внешней стороны собора можно увидеть надписи, отражающие достижения России в период правления императора Александра II. В отделке собора применён разнообразный отделочный материал — кирпич, мрамор, гранит, эмаль, позолоченная медь и мозаика. spas na krovi 19.08.1907 07

Внешний вид

Внешний вид храма Спаса на Крови очень примечателен благодаря благородным отделочным материалам. Нижний цоколь отделан темно-серым гранитом, верхняя часть, колонны, двухлопастные арки над крылечками сделаны из более светлого гранита, привезенного с острова Германа, что в Ладожском озере. Подкупольные барабаны, наличники и обрамляющие окна кокошники выполнены из эстляндского мрамора. Облицовано здание немецким кирпичом. Цветовая гамма выдержана в строгих «петербургских» тонах.

Но фасады храма богато украшены сложным орнаментом, присущим ярославским и московским храмам. Помимо этого весь фасад украшен фарфоровыми и керамическими вставками-изразцами, которые можно увидеть и в углублениях стен, на кровле, в арках и на колоннах. На фоне кирпичной кладки все эти элементы выглядят очень нарядно.

0 vneshniy vid spas na krovi

Каждый элемент в отделке церкви не только выполняет декоративную функцию, но и несёт сакральный смысл. Эти символы встречаются и в православии и в культурах других народов. Распускающийся бутон означает зарождение Вселенной. Сердцевина бутона – мир, вращающийся вокруг центра. Равносторонний крест внутри круга – символ равномерного расширения Вселенной.

spas na krovi 1925

Наружный декор

Спас на Крови богато украшен мозаикой как внутри, так и снаружи. Впервые в России при строительстве храма так широко была использована мозаика в оформлении фасадов, их площадь составляет более 400 квадратных метров.

К изготовлению мозаичных полотен были привлечены специалисты как российских, так и зарубежных компаний. Но большая часть работ выполнялась в мастерской Фроловых, находящейся в Санкт-Петербурге. В период с 1895 по 1900 годы были выполнены почти все фасадные и большая половина интерьерных мозаичных сюжетов.

0 vneshniy vid spas na krovi sobor voskreseniya hristova

В западной части храма расположена колокольня. Эта часть более других украшена мозаикой и другими декоративными элементами. Колокольня была построена непосредственно над местом совершения теракта, унесшего жизнь императора.

В небольших квадратных нишах с трёх сторон колокольни находятся 134 мозаичных герба. Это геральдические знаки всех губерний, областей и некоторых уездных городов России. Они стали символом того, что храм возводился всем миром, а также знаком народной скорби по почившему императору. Под куполом можно прочесть слова молитвы Василия Великого, выложенные мозаикой: «Сам безсмертный Царю. «.

Центром западного фасада служит открытая часовня, в которой можно увидеть мозаичное полотно «Распятие». Его автором стал сам архитектор Парланд. Над распятым Христом можно увидеть изображение Бога Отца в окружении шестикрылых серафимов. Рядом с распятием находятся образы святого Зосима, в день поминовения которого родился император, и святой Евдокии, в день памяти которой он трагически погиб. До революции здесь всегда горела лампада.

spas na krovi. 1933 g 0

Над часовней располагаются мозаичные картины, украшающие полукруглое окно. Вверху — образы ангелов со Христом, а по обеим сторонам — молящиеся Дева Мария и апостол Иоанн. Выше на цоколе — мозаичный образ Александра Невского – небесного покровителя города на Неве.

Северный и южный фасады колокольни отражают сцены из жизни Христа. С южной стороны видна икона «Божья Матерь, Иоаким и Анна». Богородица сидит на троне с Младенцем на руках. С северной стороны находится икона «Деисус», изображающая Христа с Девой Марией и Иоанном Крестителем.

Кокошники, которыми украшена колокольня, заполнены мозаичными образами святых, просиявших в земле русской, а также небесных покровителей императорской семьи. Особого внимания заслуживают треугольные тимпаны над четырьмя крыльцами, расположенные по обеим сторонам колокольни.

0 kokoshniki church on the blood sverhu

Они украшены мозаичными картинами, созданными по эскизам Васнецова. Здесь изображены самые страшные моменты в жизни Христа. Каждое из этих изображений передаёт муки, выпавшие на долю Спасителя, и заставляет задуматься о том, что жизнь коротка, а душа вечна.

Южный фасад украшен мозаикой «Христос во славе», автором которого является художник Кошелев. На нем помимо Спасителя, от которого исходит золотое сияние, пронизывающее всю картину изображены святитель Николай и Александр Невский. В руках у святого макет храма. Мозаичист Фролов считал, что эта композиция одна из лучших его работ.

Северный фасад украшает панно «Воскресение Христово», автором которого стал художник Нестеров. Здесь Христос изображён в белоснежной плащанице. В руках он держит красный крест. Весь его облик – с одной стороны воплощение смирения, а с другой – торжество жизни.

Центральная аспида храма украшена мозаикой «Благословляющий Спаситель», эскиз которой создал Парланд. Всё мозаичное украшение фасадов отображает земные страдания Иисуса и его победу над смертью, даруя всем живущим надежду на спасение.

peterburgskiy hram spas na krovi

Летопись правления на фасаде

В 1905 году во впадинах цоколя были установлены пластины из привезённого из Норвегии красного гранита. Изначально на них планировалось высечь имена жертвователей, которые внесли свою лепту в строительство храма. Но, в итоге, список оказался не слишком большим, и все имена можно было уместить на одной доске. Поэтому на плитах высекли летопись жизни императора Александра II, который слыл великим реформатором.

Мемориальные доски повествуют о рождении императора, о его венчании и о восшествии на престол. А также описаны реформы, увековечившие его имя: отмена крепостного права, развитие железных дорог в стране, отмена телесных наказаний, введение образования для простого народа, а также достижения императора на международной арене: окончание Восточной войны, присоединение к российским землям Уссурийского и Амурского края, покорение Кавказа и окончание Кавказской войны, и многое другое.

Деяния царя уместились на двадцати памятных досках. Последняя, двадцатая повествует о трагической смерти государя, на месте которой возведён храм. Строительство храма длилось 24 года. Итогом кропотливой работы стал восхитительный собор, ставший отражением широкой и загадочной русской души.

Читайте также:  38 параллель это в истории

stella yuzhnogo fasada

Интерьер собора

Интерьер собора – это великолепное сочетание мозаичного и каменного убранства. Площадь, которую покрывают мозаичные работы, равна 7 тыс. квадратным метрам. Храм является неоспоримым рекордсменом Европы по количеству мозаик. Большинство мозаичных работ были выполнены мозаичной мастерской Александра Александровича Фролова.

Мозаичные произведения были строго продуманы. Так, в центральной части представлен земной путь Спасителя: от рождения младенца до чудес и исцелений. Над алтарем расположен образ «Спас в силах», выполненный по эскизам Николая Николаевича Харламова.

spas v silah

Пол храма выложен итальянским мрамором более десяти сортов. Площадь его занимает свыше 600 кв. м. Нижняя часть пилонов облицована черным лабрадоритом завезенным из Украины. Этот удивительный камень отличается уникальным радужным свечением, будто бы идущим из самой глубины камня. Невероятное по своей красоте сочетание мозаичного и каменного оформление храма великолепно подчеркивает и дополняет друг друга.

Освящение храма состоялось 19 августа 1907 года митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием. Церемония была проведена в присутствии императора Николая ІІ и императрицы Александры Фёдоровны.

0 torzhestvennoe osvyashchenie spasa na krovi

Собор внутри – фото

Храм Спаса на Крови отличает богатая, многогранная отделка. На работу ушло более 10 лет. Были использованы медь, кирпич, гранит, русские самоцветы, итальянский мрамор, ценные минеральные камни, эмали. Мозаичная коллекция занимает более семи тысяч квадратных метров площади храма. Ею расписано почти всё внутри, включая иконы и киоты.

Кроме изумительного мозаичного оформления, уникальность собору придаёт использование ценных минералов, что делает его настоящим музеем камня. Его создавали знатнейшие отечественные и заграничные мастера.

Камень — второй по значимости материал после смальты, сделавший собор отличным от других. Стены внутри храма на высоту 2,5 метров радуют глаз изумрудными переливами. По одной версии, это калабрийский мрамор, по другой — итальянский серпентинит. Из этого же материала вырезаны скамьи и солея иконостаса.

Нижняя часть пилонов в центре отделана житомирским лабрадоритом. Этому минеральному камню приписывают мистические свойства — умение отгонять злых духов, очищать энергетику, даже снимать порчу и сглаз. Он обладает свойством иризации — из глубины камня проступают яркие искры.

Цоколь панелей сочетается со строгим античным орнаментом пола. Набранный из итальянской мраморной плитки, он занимает более 600 квадратных метров помещения. Толщина верхнего слоя мрамора — 5 мм. Правда, «родное» покрытие, изготовленное компанией Джузеппе Нови, храм утратил. Но современные реставраторы смогли воссоздать дорогую копию.

В храме 3 иконостаса, главный — расположен по центру, южный и северный — по бокам и симметрично к первому. Магнетическое место — центральный иконостас, человек несведущий может принять его отделку за резьбу по дереву. Но это образец гениальной работы с мрамором итальянских мастеров. Следуя эскизам Парланда, иконостас от красно-коричневого цвета органично восходит к нежнейшим солнечным тонам. Парадный камено-резной иконостас храма — самая выдающаяся его достопримечательность.

sobor voskreseniya hristova mozaiki na stenah hrama 0

Подобная контрастность — от тёплого «древесного» мрамора, переходящего к изумрудным стенам, делает антураж целостным произведением искусства. Иконостас разделен колонками с неповторяющимися узорами. Карниз венчают кокошники с крестами, 3 по центру выполнены из горного хрусталя, боковые — мраморные.

Киоты, места для расположения самых почитаемых икон, представляют собой ценнейшую коллекцию отечественного цветного поделочного камня. Их создавали гранильные мастера Екатеринбурга. Орнамент каменных киотов придумал автор проекта Спаса на Крови архитектор и художник Парланд. Над воплощением дивного узора гранильная фабрика трудилась 12 лет, причём полным составом.

Цоколь киотов выполнен из ревневской яшмы, а эффектные колонки в цоколе — из темно-красного коргонского порфира, верхняя часть — из родонита, или, как его называют на Урале и в Сибири — орлеца. По легенде, «кровавый» цвет камня привлекал орлов. Принимая его за что-то съестное, они таскали его в свои гнезда.

church of the saviour on the blood img 7405

Название «родонит» берёт начало от греческого «родона», что означает «роза». Для храма был выбран его лучший сорт — сочно-розовый. Вдобавок, эффектный родонит инкрустирован резьбой из яшмы пастельных тонов, все вместе создающие восхитительные растительные узоры.

Общая цветовая картина киотов и окружения складывается из различных минералов контрастных цветов, что смотрится весьма гармонично и идеально. Посетители всему тут диву даются. Великолепия и величия Спасу на Крови не занимать, и храм будет пожизненно волновать и приятно поражать, радовать и назидать.

bloodchurch p1030497

Мозаика храма

Мозаичная экспозиция Спаса на Крови является одной из крупнейших коллекций в Европе. Мозаичные работы на 10 лет задержали освящение. Торжественная закладка храма состоялась в октябре 1883 года. Освящение Спаса на Крови Митрополит Антоний (Вадковский) совершил 19 августа 1907 года, в день Преображения Господня, известный также как Второй Спас, в присутствии императора Николая II и иных членов императорского Дома.

Сегодня внутреннее убранство храма Спаса на Крови способно покорить сердце. Собор рассчитан на более полутора тысяч верующих, а его пространство устроено достаточно уютно. Важно, что всё вокруг радует глаз и блистает неподражаемым великолепием.

ucelevshaya mozaika s bibleyskim syuzhetom

Внутри храм выглядит как сказочная шкатулка. Мозаика чудесным образом вписывается в святые интерьеры собора. Не зря его мозаичное оформление причисляют к самым крупным в нашей стране образцам мозаичного искусства. Поэтому его величают “музеем мозаики”. Снаружи здания мозаика делает акцент на его главных элементах. Внутри же мозаичные композиции повсюду, к примеру, на папертях в виде растительного орнамента.

Мозаикой обустроены арочные проходы и оформлены ветхозаветными сюжетами с двунадесятыми праздниками. На пилонах и пилястрах стен можно увидеть мозаичные изображения святых Церкви, апостолов, мучеников, пророков.

Центральные стены и своды занимают картины земной жизни Христа, выложенные мозаикой. В западной части находятся мозаичные полотна — сцены страдания Спасителя. Восточная сторона посвящена явлению Господа после Воскресения и имеет мозаичное оформление.

sp mosaic 9

Над оформлением внутреннего убранства c 1895 года трудились различные отечественные и заграничные иконописцы и живописцы. По изначальным задумкам главного архитектора Альфреда Александровича Парланда мозаичное авторство должно принадлежать прославленному мастеру религиозной живописи — Виктору Михайловичу Васнецову.

Но из-за занятости он создал лишь эскизы — «Спасителя» и «Богоматери с Младенцем» и к 5-ти фасадным мозаикам. К данной работе был привлечён художник Андрей Петрович Рябушкин. Ему принадлежат 17 мозаик внутреннего убранства и 7 наружного.

sobor voskreseniya hristova spas na krovi. mozaika

Главенствующее пространство было отведено творчеству большого художника-монументалиста Николая Николаевича Харламова. Этому мастеру обязан интерьер изобретением 42-х мозаик, масштабнейшей из которых является — образ Христа Вседержителя.

В мозаичном обустройстве участвовал художник Николай Андреевич Кошелев. Он разработал панно для храма. Сорок восемь заготовок для мозаик создал художник Василий Васильевич Беляев. Его золотых рук дела: «Нагорная проповедь», «Вход в Иерусалим», «Благословение детей», «Сошествие Святого Духа».

На плечи этого мастера легла самая серьёзная работа по сотворению полотен на месте смертельного ранения Александра II. Тема мученичества и сохранение памяти императора явилась самой главной концепцией возведения Спаса на Крови. Поэтому здесь мозаичные композиции имеют тесную связь со Страстями Христа и Голгофской трагедией, и являются самыми главными.

sp mosaic 5

Мозаичные святые лики и сюжеты создавались — по творениям великих художников: Виктора Михайловича Васнецова, Михаила Васильевича Нестерова, Николая Корнилиевича Бодаревского, Николая Павловича Шаховского, Николая Александровича Бруни и прочих, а также Мозаичным отделением Академии художеств и мастерской Фроловых, немецкими и итальянскими фирмами.

В начале ХХ века работы по картонам интерьерной живописи были закончены. Мозаика Исаакия создавалась на масляной живописи, в Спасе на Крови упор делался на их изготовление в смальте. Поразительно, но тут нет ни одной живой живописи. Красивейшие мозаичные шедевры –огромнейшая заслуга архитектора Парланда и 32 гениальных мастеров.

Каждый из них отличался своей манерой исполнения. Иконы Рябушкина, Кошелева и Бодаревского отражают академизм, в творениях Нестерова и Бруни явно прослеживается модерн, у Васнецова и Харламова доминируют признаки византийской иконописи.

sp mosaic 7

Так, явились миру большие шедевры, обладающие различными характеристиками, однако в этом вся прелесть, магия и сила. Дополняя друг друга, они создают гармоничный и целостный ансамбль внутреннего убранства.

Мозаичные композиции Спаса на Крови представляют большую художественную ценность, также их масштабность поражает всякое воображение. Мозаикой снаружи выложено 400 квадратных метров фасадов, внутри ею оформлено 7065 квадратных метров.

По площади мозаичного убранства Собор Воскресения Христова занимает первое место среди православных сооружений у нас и является одним из крупнейших в Европе. Профессор Покровский сравнил его с храмами византийскими, римскими, равеннскими и сицилийскими, и признал, что даже в них нет такого мозаичного богатства.

sp mosaic 14

К мозаике обратиться вынудил петербургский климат. И строили святое сооружение на века, не жалея ни сил, ни средств. Зодчие старались создать шедевр. Если сравнивать с росписями, мозаика обходится намного дороже, но её прочность и долговечность с годами «окупает» себя.

Как доказала история, использование мозаики помогло собору выстоять во времена тяжелейших испытаний, и чтобы мы сегодня им любовались и в нем было приятно находиться. Впервые в России был применён передовой и быстрый «обратный» или «венецианский» мозаичный метод мастером Александром Александровичем Фроловым.

Читайте также:  обязанные крестьяне это в истории

Далее разбивали нарисованный сюжет на участки. Впоследствии наклеивали на каждый из них смальту. Готовые блоки обрамляли и заливали цементным раствором. Их крепили к стенам, заполняя швы мастикой. Завершалась работа «добиранием» изображения на месте.

mozaika

Сень над местом гибели Александра II

konchina aleksandra 2

По его настоянию храм был спроектирован таким образом, чтобы место ранения находилось внутри монументального здания. Архитектор храма – Альфред Александрович Парланд выделил для «памятного места» особое положение. Подлинные плиты и булыжники тротуара, обагренные царской кровью, часть решетки Екатерининского канала и перила набережной были уложены на 7 ступенек пониже пола всего собора.

Поскольку поначалу шатёр охраняла часовенка, выстроенная в 1881 году и освященная в день рождения Александра II, во время строительства великого храма, который мы видим сегодня, эти реликвии были сняты и бережно хранились в укромном тайнике. По завершению работ они были заново установлены на свои места.

Так, над трагическим фрагментом мостовой возникла изумительная по красоте и величию сень, сразу над которой колокольня с большим золотым куполом. Парланд создал 14-метровое сооружение по образу и подобию «царских мест» XVII века. Они обычно выполнялись из дерева и украшались ажурной резьбой.

Сень, символизирующую присутствие духа убитого императора под сводами церкви, оформили по-особенному богато и искусно из драгоценных и поделочных камней, привезенных сюда со всех концов России.

shatr v spase na krovi

Основанием сооружения послужили уральские и алтайские самоцветы. Резьбу выполнили мастера Колыванской камнерезной фабрики и мастерских Екатеринбурга и Петергофа по эскизу Парланда. Сень выстроена в виде шатра, опирающегося на 4 колонны из фиолетовой яшмы. По углам он украшен каменными вазонами.

Резной подзор выполнен из уральского змеевика. На колоннах есть изображения святых покровителей Романовых. Кокошники и розетки из разноцветной яшмы увенчаны массивным крестом из 112 драгоценных топазов (или хрусталя). Он установлен на пирамиде из уральских камней.

Внутренний свод был украшен флорентийской мозаикой из бухарского лазурита, агата, яшмы, и топазовыми звездами. Убранство церкви отличается роскошной позолотой и драгоценной каменной резьбой. Но изготовление сени пошло почти столько же средств, сколько было израсходовано на весь храм.

Вход в сень защищает позолоченная решетка, встроенная в балюстраду из родонита. Ее установили в 1911 году, тогда, как сама сень была возведена в 1907 году. В дальнейшем сень была практически разрушена.

Чтобы потомкам чтить память погибшего царя и лицезреть святой шатёр в том виде, в котором он был изначально устроен, восстановление проводилось достаточно тщательно и буквально недавно закончилось.

sen nad mestom smertelnogo raneniya imperatora aleksandra ii

Интересные факты

Собор Спаса на Крови является одной из самых ярких достопримечательностей Санкт-Петербурга. Построенный при драматических обстоятельствах, сам собор стал свидетелем не менее печальных событий.

Как известно, Санкт-Петербург строился по самым строгим архитектурным правилам и канонам, но и здесь храм не вписывается в общие правила. Его расположение, в буквальном смысле, «нависает» над каналом, разрывая набережную.

cerkov spasa na krovi

После освящения храма Спаса-на-Крови появились мистические легенды. Некоторые горожане говорили, что иногда можно расслышать стоны убитого императора. Многие люди верили, что новый храм может уберечь от бед. В народе ходила такая молитва-заговор:

От волка, от дурака,

Во время блокады в храме был размещён морг, в котором находились замороженные тела ленинградцев, погибших от голода или от обстрелов. Однако снаряды и бомбы невероятным образом пролетали мимо собора, как будто он и вправду был заговоренным.

В хрущевские времена храм снова был под угрозой сноса – он мог разделить судьбу сотни взорванных церквей Петербурга. Однако, и здесь вмешалось провидение, которое спасло храм от разрушения. Слухи утверждают, что от сноса храм спасли души умерших ленинградцев. А некоторые утверждают, что от разрушения его охраняют таинственные знаки равносторонних крестов начертанные на кокошниках окон.

sp archi 2

Для реставрации храма в 1970 году вокруг его стен были установлены строительные леса, но реставрация затянулась. К середине 80-х стали ходить слухи, что советская власть продлится, пока не сняты леса с храма. В это можно верить или нет, но сняли их как раз накануне путча 1991 года.

Последнее придание гласит о чудесной иконе, которая являет роковые для истории России даты: 1917, 1941, 1953. Согласно этому приданию, если внимательно присмотреться, то можно увидеть и следующие года, но их пока никто расшифровать не смог. Наверное это и к лучшему, так как тайна должна оставаться тайной.

0 stroitelstvo spasa na krovi. spas na krovi starye foto

Легенды Спаса на Крови

В свое время месторасположение храма Спаса на Крови сыграло немаловажную роль в его истории. Поговаривают, что в советское время дабы спасти убранство храма от большевиков, горожане сняли с него кресты и опустили их на самое дно канала Грибоедова. Впоследствии, когда опасность миновала, а Спас на Крови начали реставрировать, но никак не могли отыскать кресты, которые венчали храм, произошёл любопытный случай.

Прохожий, знавший легенду, подошёл к команде реставраторов и посоветовал поискать убранство в воде. Рабочие решили попробовать и отправили бригаду водолазов обследовать дно — ко всеобщему удивлению кресты оказались именно там, где указал незнакомец.

spas na krovi 1961

osvyashchenie sobora voskreseniya hristova spasa na krovi 1907

В хрущевские времена храм снова был под угрозой сноса — он мог разделить судьбу сотни взорванных церквей Петербурга. Однако, и здесь вмешалось провидение, которое спасло храм от разрушения. Слухи утверждают, что от сноса храм спасли души умерших ленинградцев. А некоторые утверждают, что от разрушения его охраняют таинственные знаки равносторонних крестов начертанные на кокошниках окон.

Для реставрации храма в 1970 году вокруг его стен были установлены строительные леса, но реставрация затянулась. К середине 1980-х стали ходить слухи, что советская власть продлится, пока не сняты леса с храма. В это можно верить или нет, но сняли их как раз накануне путча 1991 года.

preobrazhenie

Последнее придание гласит о чудесной иконе, которая являет роковые для истории России даты: 1917, 1941, 1953. Согласно этому приданию, если внимательно присмотреться, то можно увидеть и следующие года, но их пока никто расшифровать не смог. Наверное это и к лучшему, так как тайна должна оставаться тайной.

Магия чисел действительно существует, и петербургский храм вполне успешно доказывает это — например, экскурсоводы, желающие добавить некого мистического шарма, частенько обращаются к нумерологии и рассказывают о том, что высота центрального сооружения составляет 81 метр, что это в полной мере соответствует году гибели Александра II, а ещё одно число 63 — не только высота, на которую вздымается один из куполов, но и возраст императора в момент покушения на его жизнь.

spas na krovi v sovetskoe vremya

Официальный сайт Собора Воскресения Христова

Собор Воскресения Христова (Спас на Крови) Санкт-Петербургской Епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата имеет официальный сайт: spas.spb.ru

Храм Спаса на Крови также имеет статус музея, относится к музейному комплексу «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор», который имеет сайт: cathedral.ru и музей Спас на Крови отдельную страницу: cathedral.ru/ru/spas/building

00000 spas bogosluzheniya

Экскурсии в храме

Экскурсии в Спасе на Крови достаточно популярны. В них участвуют многие туристы, чтобы побольше узнать о храме и получить незабываемые впечатления. Экскурсии проводятся по следующим маршрутам:

Евангельские сюжеты в мозаиках собора

Мозаики Спаса на крови представляют крупнейшее собрание христианских персонажей, насчитывающее 277 имен; 68 сюжетов на библейские и евангельские темы. Посетители музея могут подробно ознакомиться с их тематикой и христианской символикой.

Мозаика храма-памятника

Посетители музея услышат увлекательный рассказ о крупнейшем мозаичном ансамбле Европы, занимающем важное место в контексте мирового мозаичного искусства. Любуясь светоносными мозаиками храма, они узнают о художниках – авторах эскизов для мозаичных икон, о мастерах-мозаичистах, о технике и технологии мозаичного набора.

0000 spas na krovi poseshch

Архитектура и наружное убранство

0 church of the savior on blood in water

«Спас на Крови» в Белые ночи

Построенный в традициях допетровского культового зодчества, Спас на крови вобрал в себя наиболее выразительные черты московских церквей XVI-XVII веков. Яркие эмалевые купола, уносящийся ввысь шатёр, покрытый полихромной черепицей, обилие цветных изразцов на фасадах и фигурные кокошники с живописными мозаиками придают храму красочный неповторимый облик, столь не характерный для Северной столицы.

В музее-памятнике Спас на Крови проводятся экскурсии на русском и иностранных языках.

Экскурсии на русском языке

Экскурсии на иностранном языке

Стоимость услуги указана в рублях РФ.

0 aerial view of mikhailovsky garden

Музей-памятник сегодня: что рядом

Собор Воскресения Христова расположен в самом сердце Санкт-Петербурга, в его историческом центре, на набережной канала Грибоедова. Рядом находятся — один из самых известных парков Северной столицы — Михайловский сад, а также одна из центральных площадей города — Конюшенная, получившая своё название по Императорскому конюшенному двору Екатерины I.

В пешей доступности — все самые главные достопримечательности города на Неве — Исаакиевский собор, Государственный Эрмитаж, Зимний дворец, а также Петропавловская крепость и многие другие. Рядом — центральная улица Северной столицы — Невский проспект, сам по себе — кладезь замечательных мест великого города на Неве.

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector