спарта история древнего государства кратко

Спарта история древнего государства кратко

Ключевые слова конспекта: Спарта, полис, спартанцы, Ликург, народное собрание,

Спарта — древнее государство в Греции в области Лакония на юге полуострова Пелопоннес, в долине Эврота. Древняя Спарта — образец аристократического государства, которое в целях подавления подневольного населения (илотов) искусственно сдерживало развитие частной собственности и безуспешно пыталось сохранить равенство среди самих спартиатов. В основе возникновения государства в Спарте, относимого обычно к VIII—VII вв. до н. э., лежали общие закономерности разложения первобытнообщинного строя.

Основным занятием мужчин-спартанцев было военное дело. Им запрещалось заниматься другим делом. Общество делилось на:

Систему госуправления в Спарте создал законодатель Ликург. Основным органом управления стало Народное собрание (апелла), куда входили только мужчины-спартанцы. Собрание объявляло войну, заключало мир, выбирало:

%D1%81%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0

Организация политической власти у спартиатов была типичной для периода распада первобытнообщинного строя: два родоплеменных вождя (возможно, как результат объединения ахейских и дорийских племен), совет старейшин, народное собрание. В VI в. до н. э. сложился так называемый «ликургов строй» (установление илотии, укрепление влияния общины Спарты путем уравнивания их в экономическом отношении и политических правах и превращения этой общины в военный лагерь). Во главе государства стояли два архагета, которые выбирались каждые восемь лет путем гадания по звездам. Им подчинялось войско, и они имели право на большую часть военной добычи, обладали правом жизни и смерти в походах.

Пример Спарты в этом отношении наиболее показателен, поскольку именно здесь выступают с наибольшей отчетливостью основные признаки, унаследованные полисом от его исторической предшественницы. И, вместе с тем, особенно заметны существующие между ними принципиальные различия. в Спарте сложилась особая форма рабовладельческого хозяйства, при которой непосредственное вмешательство рабовладельца в производственный процесс стало чем-то совершенно необязательным или даже вообще исключалось.

Не исключено также, что у спартанцев сохранялись даже какие-то элементы общинной организации. Особая форма рабовладельческого хозяйства, сложившаяся в Спарте, предполагает в качестве естественного и необходимого дополнения особый тип организации. Или, другими словами, особый тип полисного строя. Особенность спартанской формы полиса заключается в том, что лежащий в самой природе античной собственности принцип коллективизма получил здесь яркое выражение. Воплотился в самом жизненном укладе спартиатов, пронизанном идеей равенства.

%D1%81%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0

Это конспект по теме «Спарта — исторический полис Древней Греции». Выберите дальнейшие действия:

Источник

drevnyaya sparta

Особенности географического положения

Рассматривая успешное политическое, экономическое и социальное положение Спарты со своим флагом и языком, нельзя оставить без внимания ее выгодное местонахождение на современной карте мира. Она располагалась в южной части Пелопоннесского полуострова, а именно в области Лакония (Греция).

geograficheskoe polozhenie

Государство омывалось Ионическим и Егейским морями, которые и открыли легкие пути спартанцам для совершения военных походов и переправы на родину добытых богатств. В период расцвета территория могучей державы охватывала около 8 000 кв. км. Она считалась непобедимой и могучей в те времена, сохраняя подобное звание на протяжении нескольких веков. Удивительно, но побережья не были укреплены оборонительными стенами, настолько спартанцы были уверены в своей неуязвимости.

Основание страны

Название города произошло от известного мифологического персонажа Лакедемона, вернее, в честь его жены Спарты. В своих древних документах философ Плутарх дал краткую информацию о том, что этот воин в свое время царствовал в Лаконии на протяжении длительного периода, однако о его выдающихся военных и политических успехах мало что известно. Считается, что родителями Лакедемона являлась плеяда Тиагеда и Зевс.

afiny

История Спарты начинается в конце XI в. до н. э., в то время на ее землях жили ахейцы, вытеснив коренных лелег. Постоянно велись военные сражения за города Мессению, Аркадию, Аргос, Афины. Спартанцы, одержав победу, проявили мягкосердечие и сохранили жизнь проигравшим местным жителям. Они сделали их рабами, дав название «илоты», что означает в переводе «пленные».

Законы в древней державе

Правовая система империи связана с именем общественного деятеля Ликурга. Его жизнь мало описана, но законы, им изданные в древности, обговариваются и сегодня. Именно они были положены в основу правового спартанского института. Законами выступали ретры — это правовые короткие изречения, которые изучались наизусть и передавались из уст в уста. Всего известна 1 большая ретра и 3 малых.

zakony

В одной из последних говорилось про запрет создания письменных законов. Таким способом правящая аристократия уходила от рамочных ограничений прописанного текста. Ретры Ликурга контролировали всю жизнь спартанцев. Ограничения заключались в том, что воинам запрещалось пользоваться денежной единицей. Любая материальная сделка предполагала проведение обмена.

Недопустимо было осуществление коммерческих операций, связанных с земельными участками. Чтобы спартанцы не сошли с пути истинного, ретры запрещали им пользоваться предметами роскоши, украшениями, заниматься изготовлением таких вещей.

Семейная жизнь

История древней Спарты гласит, что законами Ликурга контролировались и личные отношения. По обычаю, в 16 лет мужчина имел право жениться, но со своей семьей он не проживал постоянно. Основное его назначение состояло в несении воинской службы. Рождающиеся дети не принадлежали своим родителям. В возрасте 7 лет они изымались из семьи и воспитывались в специальных казармах. Воспитание боевого духа буквально зашкаливало:

semeynaya zhizn

Стоит отметить, что своеобразная проверка представляла собой порку, при которой кричать разрешалось, но нельзя было просить о пощаде.

В брачно-семейном праве Спарты имело место понятие развода. Но его мог затребовать только мужчина, уличив жену в измене, или если она являлась бесплодной.

Аскетизм как принцип жизни

Жизненный уклад государства подлежал жесткому контролю и соблюдению порядка во всем. О его аскетизме и в настоящее время ходят легенды. Девочки воспитывались в атмосфере, где их готовили в качестве жен и будущих матерей для бойцов. Спартанцы же во время сражений всегда использовали только темно-красные хитоны, которые при ранении скрывали кровопотерю. Между помощью от рук медика и смертью на поле боя выбор воина оставался за последним.

princip zhizni

Суровое воспитание прослеживалось в сдержанности, выносливости и неиссякаемой силе духа. Известно, что при рождении отбирались только сильные малыши. Слабые же дети сбрасывались со скалы, считалось, что им нет места в обществе. Однако эта легенда имеет противоречивые отзывы со стороны ученых.

Государственное устройство

История Спарты указывает на то, что создание управленческой лестницы также принадлежит Ликургу. Многие историки называют воинов малограмотными. Несмотря на это, государственная форма их державы была намного более продвинутая в сравнении с другими.

Во главе находилось 2 царя, это были представители отдельных династий, к которым подданные проявляли уважение. Владыки совместно управляли действующим войском, однако на сражения отправлялся только один монарх — архегат. Обязанностью второго из них — басилея — являлось:

gosudarstvennoe ustroystvo

Правители были членами собрания старейшин — герусии, на котором интересующие проблемы государственной важности обсуждались совместно. Цари, представляющие враждующие семейства, с течением времени на фоне постоянных ссор утратили доверие подданных. Их обязанности преобразовались в представительную монархию, реальная же власть находилась у эфоров. Тем не менее спартанские цари всегда оставались в почете и получали определенные доходы от населения в виде:

zemelnyy nalog

Герусия и народные собрания

Управление государства было особенным. Герусия состояла из 28 мужчин возрастом старше 60 лет. В их обязанности входило обсуждение государственных проблем. В отдельные периоды старейшины наделялись правом наложения вето на указы царя и пользовались этим.

narodnoe sobranie

Постепенно такой законодательный орган утратил силу воздействия на политическую систему, плотно занявшись судебной практикой. Совет занимался определением уголовных дел, вел обсуждения относительно наказания для виновного, выносил приговоры. С особой жестокостью наказывались изменники родины.

Имели свою силу и апеллы, так назывались народные собрания. Они состояли из мужчин старше 30 лет, которые были выходцами из аристократических семей. Характерной чертой являлось то, что на подобных собраниях избирались эфоры, при отсутствии престолонаследника решался вопрос о том, какой из царей останется на месте, а какой отправится на сражение. Здесь же принимались окончательные решения относительно изменников, которых лишали гражданства.

Апеллы имели право присваивать человеку звание спартанца при условии, если он изъявил такое желание. Но голосования проходили не совсем честно. Прав оказывался тот, кто крикнет или переманит на свою сторону других представителей собрания. Честное голосование отсутствовало.

Могущество эфоров

Эти представители власти в количестве 5 человек избирались на 8 лет. Чтобы эфоры были прославлены на века, апеллы называли календарные годы их именами. Правители имели контроль над всеми представителями власти и контролировали любой вид деятельности.

moguschestvo eforov

Когда назревало военное сражение, эфоры сопровождали царя, который мог нажиться на военных делах или проявить трусость во время боя. Нередко из таких управленцев выходили настоящие диктаторы, чувствующие безнаказанность за свои действия из-за отсутствия письменных законов. Эфоры наделялись правом изгнания царя, чем и пользовались, чтобы не выполнять его приказы.

Суть древнегреческой империи

Войны Спарты — то, чем она прославилась на весь мир. Здесь впервые была разработана и задействована на практике схема по тактическому размещению солдат, которая часто решала исход битвы. Только появившись на свет, спартанцы воспитывались для войны. В зрелом возрасте на сражение они отправлялись с венком на голове. Погибнув, они подвергались погребению с достоинством. Отважным бойцам чужда была слабодухость, трусость, безразличное отношение к стране.

drevnegrecheskaya imperiya

Дезертиры подвергались гонениям, но им сохраняли жизнь, чтобы они мучились из-за содеянного, а именно из-за предательства родины. Отличительным признаком предателей являлись специальные прически, повязки, и с такими людьми никто даже не разговаривал.

Что касается детей дезертиров, они автоматически приравнивались к изменникам Спарты, не имели права заводить семьи. Удивительно, но обычные люди, проявляющие интерес к искусству или книгам, считались трусами, изгоями. Наверное, по этой причине из известного древнегреческого государства не вышел ни один философ или художник.

Спартанские крестьяне

Илоты — так принято называть местное население, плененное завоевателями еще в период образования государства. Спартанцы постоянно увлекались военными походами, сражениями. Основное же занятие крестьян заключалось в работе на государевых землях, они растили и собирали урожай. Однако они отдавали в государство только часть сборов, которая была строго фиксированной. Не сохранились точные сведения про размер так называемого налога. Илотам оставалась часть сборов, которая не давала им умереть с голода.

spartanskie krestyane

Крестьянами управлял хозяин, что касается прав и обязанностей таких людей, они регламентировались на государственном уровне. Илот отличался от раба тем, что ему позволено было заводить семью, он мог копить деньги для своих нужд. В собственности мог быть дом, передающийся по наследству.

Что касается уголовного права, в этой сфере с аграриями не церемонились. Он мог быть высечен, казнен, за малейшую оплошность следовала ампутация части тела. Спартанцы относились к пахарям как к внутренним врагам, поэтому контролировали их численность, которая никогда не превышала полумиллиона.

Отношение к культуре

В Древней Спарте скудным было развитие той или иной сферы деятельности. Люди, по каким-либо причинам не способные заниматься боевыми искусствами, высмеивались. Презиралось увлечение письмом, искусством, философией.

kultura drevney sparty

Спартанцы отличались малограмотностью, хотя в военных школах будущим воинам преподавалось письмо с чтением. Но они часто пропускали уроки из-за оттачивания навыков для будущих походов и укрепления физических сил. Основной культурный элемент заключался в патриотических песнях. Однако их исполняли далеко не все. В каждой фразе песни прослеживалась поддержка человека, идущего в бой.

Немаловажный культурный атрибут — религия. В Спарте существовала вера в древнегреческих богов. Каждый поход, любая битва сопровождались особенным культом. Богам подавались жертвоприношения, считалось, что так они будут охранять бойцов в сражениях. Каким бы ни был итог схватки, обязательно воспевалась хвала богам.

Государство и традиции Древней Спарты прошли нелегкий путь, залитый кровью. Но благодаря этому, мир увидел неповторимое достижение человечества — бесстрашных и сильных духом воинов, которые с честью погибали за свою родину.

Чтобы понять, кто такие спартанцы, стоит побывать на месте некогда процветавшего города-государства, соприкоснуться с историей их родной земли, осмотреть руины, оставшиеся на месте поселения.

Источник

Древняя Спарта

drevnyaya sparta drevnyaya sparta

Всего получено оценок: 1486.

Всего получено оценок: 1486.

Спарта – одно из государств, располагавшихся на древнегреческой территории (Пелопоннес), которое сделало существенный вклад в развитие военного дела. Разработанные там принципы используются современными армиями. О Спарте и пойдет речь в нашей статье.

alexandrova ekaterina

Государственное устройство

Древняя история Спарты начинается с XI века до н. э. возникновением одноименного города в Лаконии (южная область Пелопоннеса). Территория сначала была освоена ахейцами, а в X веке до н. э. завоевана дорийцами (древнегреческие племена).

Законодателем государственного устройства Спарты считается царь Ликург (9 век до н. э.), превративший ее из военной демократии в рабовладельческую республику. Аристократическое государство устанавливало строгие правила существования жителей, ограничивало развитие частной собственности. Аристократия должна была осваивать только спорт и военное искусство, а простой народ и рабы – земледелие, торговлю, ремесла.

Читайте также:  взахлеб страшные истории гача лайф

Основной упор делался на армию. Путем успешных военных действий Спарта закрепила свое превосходство в Пелопоннесе.

Возглавляли страну сразу два правителя (архагеты). Высшими органами власти являлись:

которые читают вместе с этой

lazyimg

lazyimg

lazyimg

lazyimg

lazyimg

Социальное разделение

Население Древней Спарты делились на:

В Спарте была довольно специфическая система воспитания, направленная на физическое развитие и выносливость (отсюда неподтвержденные сведения о том, что слабых детей сбрасывали в пропасть). С 7 до 20 лет дети свободных граждан обучались в военных школах-интернатах, считаясь собственностью государства. Им прививали бездумную преданность стране.

Армия

Спартанские воины с детства обучались военным дисциплинам и тренировали соответствующие качества (решительность, патриотизм).

Спартанцы были хорошо вооружены. Бойцы в полном обмундировании (копье, короткий меч, щит, шлем, поножи, панцирь) назывались гоплиты. Воины дополнительных отрядов носили лук, дротики или легкие копья.

Всадники (гиппеи) являлись отрядом царской гвардии (300 человек) и воевали вместе со строем пехотинцев.

Всемирно известный сюжет о доблести 300 спартанцев основан на реальных событиях. Отряд под руководством царя Леонида погиб в сражении с персами в ущелье Фермопилы, защищая Родину.

lazyimg

Что мы узнали?

Краткое содержание статьи: раскрыта тема «Древняя Спарта» для урока истории в 5 классе; описано государственное устройство Спарты, классовое деление общества; охарактеризована армия, являвшаяся главной опорой страны.

Источник

Древняя Спарта – краткое содержание (история, 5 класс)

Спарта – одно из государств, располагавшихся на древнегреческой территории (Пеллопонес), которое сделало существенный вклад в развитие военного дела. Разработанные там принципы используются современными армиями. О Спарте и пойдет речь в нашей статье.

d9e63c2fd26153706c54e8c808911c18

Государственное устройство

Древняя история Спарты начинается с 11 века до н. э. возникновением одноименного города в Лаконии (южная область Пеллопонеса). Территория сначала была освоена ахейцами, а в 10 веке до н. э. завоевана дорийцами (древнегреческие племена).

Законодателем государственного устройства Спарты считается царь Ликург (9 век до н. э.), превративший ее из военной демократии в рабовладельческую республику. Аристократическое государство устанавливало строгие правила существования жителей, ограничивало развитие частной собственности. Аристократия должна была осваивать только спорт и военное искусство, а простой народ и рабы – земледелие, торговлю, ремесла.

Основной упор делался на армию. Путем успешных военных действий Спарта закрепила свое превосходство в Пеллопонесе.

Возглавляли страну сразу два правителя (архагеты). Высшими органами власти являлись:

966f4826c8161aab0f98de1ec8b31e46

Рис. 1. Территория Древней Спарты.

Социальное разделение

Население Древней Спарты делились на:

ae7c16c1f2b104c0ee924d0540e722dd

Рис. 2. Илоты в Спарте.

В Спарте была довольно специфическая система воспитания, направленная на физическое развитие и выносливость (отсюда неподтвержденные сведения о том, что слабых детей сбрасывали в пропасть). С 7 до 20 лет дети свободных граждан обучались в военных школах-интернатах, считаясь собственностью государства. Им прививали бездумную преданность стране.

Армия

Спартанские воины с детства обучались военным дисциплинам и тренировали соответствующие качества (решительность, патриотизм).

Спартанцы были хорошо вооружены. Бойцы в полном обмундировании (копье, короткий меч, щит, шлем, поножи, панцирь) назывались гоплиты. Воины дополнительных отрядов носили лук, дротики или легкие копья.

Всадники (гиппеи) являлись отрядом царской гвардии (300 человек) и воевали вместе со строем пехотинцев.

Всемирно известный сюжет о доблести 300-т спартанцев основан на реальных событиях. Отряд погиб в сражении с персами в ущелье Фермопилы.

637deb8f3e26c6d3c38b6b274ccf3d14

Рис. 3. Спартанские воины.

Что мы узнали?

Краткое содержание статьи: раскрыта тема «Древняя Спарта» для урока истории в 5 классе; описано государственное устройство Спарты, классовое деление общества; охарактеризована армия, являвшаяся главной опорой страны.

Источник

Это Спарта! Часть I

Страна, о которой будет рассказано в статье, называлась Лакедемон, и её воинов всегда можно было узнать по греческой букве λ (лямбда) на щитах.

1549173037 spartanskij schit

Но вслед за римлянами все мы теперь называем это государство Спартой.

Если верить Гомеру, история Спарты уходит в далекую древность, и даже Троянская война началась из-за похищения спартанской царицы Елены царевичем Парисом. Но события, которые могли стать основой «Илиады», «Малой Илиады», «Киприй», поэм Стесихора и некоторых других произведений, большинством современных историков датируются XIII-XII в.в. до н.э. А известная всем Спарта была основана не ранее IX-VIII в.в. до н.э. Таким образом, сюжет о похищении Елены Прекрасной, видимо, является отголоском доспартанских преданий народов крито-микенской культуры.

На момент появления на территории Эллады дорийских завоевателей, на этих землях жили ахейцы. Предками спартанцев считают людей трёх дорийских племён – диманов, памфилов, гиллеев. Предполагают, что они были наиболее воинственными среди дорийцев, и потому продвинулись дальше всех. Но, возможно, это была последняя «волна» дорийского расселения и все другие области уже были захвачены другими племенами. Побежденные ахейцы, по большей части, были превращены в государственных крепостных – илотов (вероятно, от корня hel – пленить). Те из них, что сумели отступить в горы, через некоторое время также были покорены, но получили более высокий статус периеков («живущие вокруг»). В отличие от илотов, периеки были свободными людьми, но их права были ограничены, они не могли принимать участия в народных собраниях и в управлении страной. Предполагают, что численность собственно спартанцев никогда не превышала 20–30 тысяч человек, из которых от 3 до 5 тысяч были мужчинами. Все дееспособные мужчины входили в состав войска, военное воспитание начиналось с 7 лет и продолжалось до 20. Периеков было от 40–60 тысяч человек, илотов – около 200 тысяч. Ничего сверхъестественного для Древней Греции в этих цифрах нет. Во всех государствах Эллады количество рабов на порядок превышало количество свободных граждан. Афиней в «Пире мудрецов» сообщает, что, согласно переписи Деметрия из Фалер в «демократических» Афинах было 20 тысяч граждан, 10 тысяч мете­ков (неполноправные жители Аттики – переселенцы или освобождённые рабы) и 400 тысяч рабов – это вполне согласуется с расчетами многих историков. В Коринфе, по тому же источнику, рабов было 460 тысяч.

Территория спартанского государства представляла собой плодородную долину реки Эврот между горными хребтами Парнон и Тайгет. Но был у Лаконики и существенный недостаток – неудобное для мореплавания побережье, возможно, поэтому спартиаты, в отличие от жителей многих других греческих государств, не стали искусными мореплавателями и не основали колоний на побережье Средиземного и Черного морей.

1549173171 karta

Археологические находки дают основания предполагать, что в архаическую эпоху население Спартанской области было более разнообразным, чем в других государствах Эллады. Среди жителей Лаконики в те времена встречались люди трех типов: «плосколицые» с широкими скулами, с лицами ассирийского типа и (в меньшей степени) – с лицами семитического типа. На первых изображениях воинов и героев чаще всего можно увидеть «ассирийцев» и «плосколицых». В классическом периоде истории Греции спартанцы изображаются уже как люди с умеренно-плоским типом лица и с умеренно выступающим носом.

Название «Спарта» чаще всего связывают с древнегреческим словом, означающим «род человеческий», либо близким к нему – «сыны земли». Что неудивительно: многие народы называют «людьми» именно своих соплеменников. Например, самоназвание германцев (алеманы) означает «все люди». Эстонцы ранее именовали себя «народом земли». Этнонимы «мадьяр» и «манси» ведут происхождение от одного слова, означающего «люди». А самоназвание чукчей (луораветлан) и вовсе означает «настоящие люди». В Норвегии есть древняя поговорка, которая в буквальном переводе на русский язык звучит следующим образом: «Люблю людей и иностранцев». То есть, иноземцам в праве называться людьми вежливо отказано.

Следует сказать, что помимо спартанцев в Элладе жили еще и спарты, и греки никогда их не путали. Спарты – значит, «рассеянные»: происхождение слова связано с легендой о похищении Зевсом дочери финикийского царя Агенора – Европы, после которого Кадм (имя означает «древний» или «восточный») и его братья были отправлены отцом на поиски, но «рассеялись» по свету, так и не найдя ее. Если верить легенде, Кадм основал Фивы, но затем, по одной версии, он и его жена были изгнаны в Иллирию, по другой – превращены богами сначала в змеев, а потом в горы Иллирии. Дочь Кадма Ино погубила Гера за то, что она вскормила Диониса, сын Актеон погиб после убийства священной лани Артемиды. Из рода спартов происходил знаменитый полководец фиванцев Эпаминонд.

1549173170 falanga

Скоро враги догадались выставлять впереди своего строя легковооруженных пельтастов, которые обстреливали медленно идущую фалангу короткими копьями: щит с вонзившимся в него тяжелым дротиком приходилось бросать, и часть воинов оказывалась уязвимой. Спартанцам пришлось задуматься о защите фаланги: пельтастов стали разгонять молодые легковооруженные воины, часто набираемые из горцев-периеков.

1549173285 s boevym ohraneniem

Итак, Спарта получила возможность пользоваться ресурсами покоренной Мессении. Но было и другое очень важное последствие этой победы: в Спарте появился культ героев и ритуал почитания воинов. В дальнейшем от культа героев Спарта перешла к культу воинской службы, в котором добросовестное выполнение долга и беспрекословное подчинение приказам командира ценились выше личных подвигов. Известный спартанский поэт Тиртей (участник II Мессенской войны) писал, что долг воина — стоять плечом к плечу со своими товарищами и не пытаться выказать личный героизм в ущерб боевому порядку. В общем, не обращай внимания на то, что творится слева или справа от тебя, держи строй, не отступай и не лезь вперед без приказа.

Знаменитую диархию Спарты – правление двух царей (архагетов), традиционно связывали с культом близнецов-диоскуров. По наиболее известной и популярной версии, первыми царями стали близнецы Прокл и Эврисфен – сыновья Аристодема, потомка Геракла, умершего во время похода в Пелопоннес. Они, якобы и стали родоначальниками родов Еврипонтидов и Агидов (Агиадов). Однако цари-соправители не были родственниками, более того, они вели происхождение из враждебных кланов, в результате чего даже появился уникальный ритуал ежемесячной взаимной клятвы царей и эфоров. Еврипонтиды, как правило, симпатизировали Персии, Агиады же возглавляли антиперсидскую «партию». Царские династии не заключали между собой брачных союзов, жили в разных районах Спарты, у каждой из них были свои святилища и свои места погребений. И один из царей вел происхождение от ахейцев!

Часть власти ахейцам и их царям Агиадам вернул Ликург, который смог убедить спартанцев, что божества двух племен примирятся, если будет разделена царская власть. По его настоянию дорийцы имели права устраивать праздники в честь завоевания Лаконики не чаще одного раза в 8 лет. Ахейское происхождение Агиадов многократно подтверждается в разных источниках и сомнений не вызывает. Царь Клеомен I в 510 г. до н.э. сказал жрице Афины, которая не хотела впустить его в храм на том основании, что в него было запрещено входить мужчинам-дорийцам:

«Женщина! Я – не дориец, а ахеец!»

Уже упоминавшийся поэт Тиртей говорил о полноправных спартанцах, как о поклонявшихся Аполлону пришельцах, пришедших в ставший им родным город гераклидов:

Богом-покровителем ахейцев был Геракл, дорийцы больше всех богов чтили Аполлона (в переводе на русский язык это имя означает «Губитель»), потомки микенцев поклонялись Артемиде Ортии (точнее – богине Ортии, позднее отождествленной с Артемидой).

1549173411 doska iz hrama artemidy ortii v sparte

Законы Спарты (Священный договор – Ретра) были освящены именем Аполлона Дельфийского, а древние обычаи (ретма) были записаны на ахейском наречии.

Знаменитый царь Леонид, вставший у Фермопил на пути персов, был Агиадом, то есть – ахейцем. Он привел с собой лишь 300 спартиатов (вероятно, это был его личный отряд телохранителей-гиппеев, полагавшийся каждому царю — вопреки названию, эти воины сражались пешими) и несколько сотен периеков (в распоряжении Леонида были также войска греческих союзников, но подробнее об этом будет рассказано во второй части). А дорийцы Спарты в поход не пошли: в это время они отмечали священный праздник Аполлона Карнейского и не могли прервать его.

1549173422 pamjatnik carju leonidu v sparte foto

Герусия (Совет старейшин, состоявший из 30 человек – 2 царя и 28 геронтов – спартиаты, достигшие возраста 60 лет, избиравшиеся пожизненно) контролировалась дорийцами. Народное собрание Спарты (Апелла, в нем имели право участвовать спартиаты 30 лет и старше) не играло большой роли в жизни государства: оно всего лишь утверждало или отвергало предложения, подготовленные Герусией, причем большинство определялось «на глазок» – кто громче крикнет, того и правда. Истинная власть в Спарте классического периода принадлежала пяти ежегодно избираемым эфорам, которые имели право немедленного наказания любого гражданина, преступившего обычаи Спарты, но сами были никому неподсудны. Эфоры имели право суда над царями, контролировали распределение военной добычи, сбор налогов и проведение военного набора. Также они могли высылать из Спарты показавшихся им подозрительными иностранцев и осуществляли надзор за илотами и периэками. Эфоры не пожалели даже заподозренного ими в попытке стать тираном героя битвы при Платеях – Павсания. Регент сына знаменитого Леонида, попытавшийся укрыться от них у алтаря Афины Меднодомной, был замурован в храме и умер от голода. Эфоры постоянно подозревали (и порой небезосновательно) царей-ахейцев в заигрывании с илотами и периеками и опасались государственного переворота. Царя из рода Агидов во время похода обязательно сопровождали два эфора. А вот для царей-Еврипонтидов порой делались исключения, их мог сопровождать только один эфор. Контроль эфоров и герусии над всеми делами в Спарте постепенно стал поистине тотальным: царям оставили только функции жрецов и военачальников, но при этом они были лишены права самостоятельно объявлять войну и заключать мир, и даже маршрут предстоящего похода заверялся Советом старейшин. Цари, которые, вроде бы, почитались людьми, ближе других стоящими к богам, все время подозревались в изменах и даже взятках, будто бы получаемых от врагов Спарты, и суд над царем был обычным делом. В конце концов, царей практически лишили и жреческих функций: чтобы добиться большей объективности, служителей культа стали приглашать из других государств Эллады. Решения по жизненно важным вопросам по-прежнему принимались только после получения дельфийского оракула.

Читайте также:  арцыбушевская 171 история здания

1549173455 1549173506

1549173475 sovremennoe foto

Абсолютное большинство наших современников уверены, что Спарта была тоталитарным государством, общественное устройство которого порой называют «военным коммунизмом». Спартиатов многие считают непобедимыми «железными» воинами, коим не было равных, но при этом – тупыми и ограниченными людьми, которые разговаривали односложными фразами и все время проводили в военных упражнениях. В общем, если отбросить романтический ореол, получится что-то вроде люберецких гопников конца 80-х – начало 90-х годов ХХ века. Но нам ли, россиянам, разгуливающим по улицам с медведем в обнимку, бутылкой водки в кармане и балалайкой наперевес удивляться черному пиару и верить грекам враждебных Спарте полисов? Мы же, в конце концов, не скандально знаменитый британец Борис Джонсон (бывший мэр Лондона и бывший министр иностранных дел), который совсем недавно, внезапно прочитав на старости лет Фукидида (вот уж, поистине, «не в коня корм») сравнил древнюю Спарту с современной Россией, а Великобританию и США, разумеется, с Афинами. Жаль, что ещё Геродота не почитал. Особенно ему, вероятно, понравился бы рассказ о том, как прогрессивные афиняне сбросили послов Дария со скалы — и, как и подобает истинным светочам свободы и демократии, гордо отказались приносить извинения за это преступление. Не то, что глупые тоталитарные спартанцы, которые, утопив персидских послов в колодце («земли и воды» предложили в нем поискать), посчитали справедливым отправить к Дарию двух высокородных добровольцев – чтобы царь имел возможность поступить с ними так же. И не то, что персидский варвар Дарий, который, видите ли, не захотел явившихся к нему спартиатов ни топить, ни вешать, ни четвертовать — дикий и невежественный азиат, по-другому и не назовешь.

Впрочем, афиняне, фиванцы, коринфяне и прочие древние эллины, безусловно, отличаются от борисов джонсонов, так как, по мнению тех же спартанцев, все же умели быть справедливыми – один раз в четыре года, но умели. В наше время и эта одноразовая честность вызывает большое удивление, т.к. сейчас уже и на Олимпийских играх честными быть получается не очень и не со всеми.

Лучше Бориса Джонсона были и первые политики США – как минимум, более образованные и более интеллектуальные. Томас Джефферсон, например, тоже прочитал Фукидида (и не только), и говорил потом, что из его «Истории» узнал больше, чем из местных газет. Но выводы из его трудов сделал противоположные умозаключениям Джонсона. В Афинах он увидел произвол всесильных олигархов и развращенную их подачками толпу, радостно топчущую истинных героев и патриотов, в Спарте – первое в мире конституционное государство и истинное равноправие ее граждан.

1549173878 dzheferson odin iz avtorov deklaracii o nezavisimosti ssha tretij po schetu prezident ssha

«Отцы-основатели» американского государства об афинской демократии вообще говорили, как об ужасном примере того, чего следует избегать в возглавляемой ими новой стране. Но, по иронии судьбы, вопреки их намерениям, именно такое государство, в итоге, и получилось из США.

Но раз претендующие называться серьезными политики сравнивают нас сейчас с древней Спартой, давайте попробуем разобраться с ее государственным устройством, традициями и обычаями. И попытаемся понять, нужно ли считать обидным это сравнение.

Торговля, ремесленничество, земледелие и прочий грубый физический труд, действительно, считались в Спарте занятиями, недостойными свободного человека. Гражданин Спарты должен был посвящать свое время более возвышенным вещам: гимнастике, поэзии, музыке и пению (Спарту даже называли «городом прекрасных хоров»). Результат: культовые для всей Эллады «Илиаду» и «Одиссею» создал… Нет, не Гомер, а Ликург: именно он, ознакомившись в Ионии с разрозненными песнями, приписываемыми Гомеру, предположил, что те являются частями двух поэм, и расположил их в «нужном», ставшем каноническом, порядке. Это свидетельство Плутарха, конечно, не может считаться истиной в последней инстанции. Но, вне всяких сомнений, он взял этот рассказ из каких-то, не дошедших до нашего времени, источников, которым вполне доверял. И никому из его современников эта версия не показалась «дикой», абсолютно невозможной, недопустимой и неприемлемой. В художественном вкусе Ликурга и его способности выступить в роли литературного редактора величайшего поэта Эллады никто не усомнился. Давайте продолжим рассказ о Ликурге. Его имя означает «Волчья отвага», и это самый настоящий кенинг: волк – священное животное Аполлона, более того, Аполлон мог превращаться в волка (а также в дельфина, ястреба, мышь, ящерицу и льва). То есть, имя Ликурга может означать «Отвага Аполлона». Ликург был из дорийского рода Еврипонтидов и мог стать царем после смерти старшего брата, но отказался от власти в пользу его еще не рожденного ребенка. Что не помешало недругам обвинить его в попытке узурпации власти. И Ликург, подобно многим другим, страдающим избыточной пассионарностью эллинам, отправился в путешествие, посетив Крит, некоторые полисы Греции и даже Египет. В ходе этой поездки, у него возникли мысли о реформах, необходимых его Родине. Реформы эти были настолько радикальными, что Ликург счел необходимым сначала проконсультироваться у одной из дельфийских пифий.

1549173948 delakrua likurg sovetuetsja s pifiej

Прорицательница заверила его, что задуманное им принесет Спарте пользу – и теперь Ликурга было уже не остановить: он вернулся домой и известил всех о своем желании сделать Спарту великой. Услышавший о необходимости реформ и преобразований царь, тот самый племянник Ликурга, вполне логично предположил, что его сейчас будут немножечко убивать – чтобы не стоял на пути прогресса и не заслонял народу светлое будущее. И потому сразу же побежал прятаться в ближайшем храме. С огромным трудом его из этого храма вытащили и заставили выслушать новоявленного Мессию. Узнав, что дядя согласен оставить его на троне в качестве марионетки, царь облегченно вздохнул и в дальнейшие речи уже не вслушивался. Ликург учредил Совет старейшин и Коллегию эфоров, землю поделил поровну между всеми спартиатами (получилось 9 000 наделов, обрабатывать которые должны были закрепленные на них илоты), запретил в Лакедемоне свободное обращение золота и серебра, а также – предметы роскоши, практически ликвидировав тем самым на долгие годы взяточничество и коррупцию. Питаться теперь спартиаты должны были исключительно на совместных трапезах (сисситиях) – в закрепленных за каждым из граждан общественных столовых на 15 человек, являться в которые следовало очень голодными: за плохой аппетит эфоры могли и гражданства лишить. Гражданства лишался также и тот из спартиатов, кто не мог вовремя внести взнос на сисситию. Пища на этих совместных трапезах была обильной, здоровой, сытной и грубой: пшеница, ячмень, оливковое масло, мясо, рыба, разбавленное на 2/3 вино. И, разумеется, знаменитая «черная похлёбка». В её состав входили вода, уксус, оливковое масло (не всегда), свиные ноги, свиная кровь, чечевица, соль – по многочисленным свидетельствам современников, иностранцы не могли съесть даже и ложки. Плутарх утверждает, что один из персидских царей, отведав этой похлёбки, заявил:

А спартанский полководец Павсаний, попробовав после победы при Платеях пищу, приготовленную персидскими поварами, сказал:

Если верить Дж. Свифту, не понравилась чёрная похлёбка и Гулливеру. В третьей части книги («Путешествие в Лапуту, Бальнибарби, Лаггнегг, Глаббдобдриб и Японию) говорится, в том числе, и о вызове духов известных людей. Гулливер рассказывает:

Спартиаты уравнивались даже после смерти: большинство из них, даже цари, хоронились в безымянных могилах. Именного надгробия удостаивались лишь воины, павшие в бою, и женщины, умершие при родах.

Теперь поговорим о положении несчастных, многократно оплаканных разными авторами, илотов и периеков. И при ближайшем рассмотрении окажется, что периеки Лакедемона жили очень даже неплохо. Да, они не могли участвовать в народных собраниях, избираться в Герусию и коллегию эфоров, и не могли быть гоплитами – только воинами вспомогательных частей. Вряд ли эти ограничения их очень сильно задевали. В остальном же они жили не хуже, а часто даже лучше полноправных граждан Спарты: есть чёрную похлёбку в общественных «столовых» их никто не заставлял, детей из семей в «интернаты» не забирали, быть героями не требовали. Занятия торговлей и различными ремеслами давали стабильный и очень приличный доход, так что в поздний период истории Спарты они оказались богаче многих спартиатов. У периеков, кстати, были собственные рабы — не государственные (илоты), как у спартиатов, а личные, покупные. Что также говорит о достаточно высоком благосостоянии периеков. Земледельцы-илоты тоже особо не бедствовали, так как, в отличие от тех же «демократических» Афин, в Спарте драть с рабов три шкуры не было никакого смысла. Золото и серебро были запрещены (наказанием за их хранение была смертная казнь), копить бруски порченого железа (вес каждого – 625 г.) никому и в голову не приходило, и даже нормально поесть в своем доме было нельзя – плохой аппетит на совместных трапезах, как мы помним, был наказуем. Поэтому спартиаты с закреплённых за ними илотов многого не требовали. В результате, когда царь Клеомен III предложил илотам получить личную свободу, заплатив пять мин (более 2 кг серебра), выкуп смогли внести шесть тысяч человек. В «демократических» Афинах нагрузка на податные сословия была многократно большей, чем в Спарте. «Любовь» афинских рабов к своим «демократическим» хозяевам была так велика, что, когда спартанцы в ходе Пелопонесской войны заняли Декелею (район, севернее Афин), около 20 000 этих «илотов» перешли на сторону Спарты. Но даже и жесточайшая эксплуатация местных «илотов» и «периеков» запросы привыкших к роскоши аристократов и развращенного охлоса не обеспечивала, приходилось фактически грабить союзные полисы, которые очень быстро понимали, как дорого обходится им афинская демократия. С союзных государств Афины собирали средства на «общее дело», практически всегда оказывавшееся выгодным именно Аттике и только Аттике. В 454 г до н.э. общая казна была перенесена из Делоса в Афины и расходовалась на украшение этого города новыми зданиями и храмами. За счет союзной казны были построены и Длинные стены, соединившие Афины с портом Пирей. В 454 г. до н.э. сумма взносов союзных полисов составляла 460 талантов, а в 425 — уже 1460. Для принуждения союзников к лояльности афиняне создавали на их землях колонии – как в землях варваров. В городах особо ненадежных размещались афинские гарнизоны. Попытки выхода из Делосского союза заканчивались «цветными революциями», либо прямым военным вмешательством афинян (например, в Наксосе в 469, на Фасосе в 465, на Эвбее в 446, на Самосе в 440–439 гг. до н.э.) Вдобавок, ещё и юрисдикцию афинского суда («самого справедливого» в Элладе, разумеется) они распространили на территорию всех своих «союзников» (которых, скорее, все же следует называть данниками). Примерно так же обходится с союзниками сейчас и самое «демократическое» государство современного «цивилизованного мира» – США. И столько же стоит дружба с Вашингтоном, стоящем на страже «свободы и демократии». Только победа «тоталитарной» Спарты в Пелопонесской войне избавила 208 больших и маленьких греческих городов от унизительной зависимости от Афин.

Дети в Спарте объявлялись общественным достоянием. О воспитании мальчиков Спарты рассказано множество глупых небылиц, которые, увы, до сих пор печатаются даже в школьных учебниках. При внимательном рассмотрении, эти байки не выдерживают критики и рассыпаются буквально на глазах. На самом деле, учеба в спартанских школах была настолько престижна, что в них воспитывалось множество детей знатных иностранцев, но не всех – только имеющих какие-то заслуги перед Спартой.

1549174157 jedgar dega spartanskie devushki vyzyvajut na sostjazanie junoshej

Система воспитания мальчиков называлась «агогэ» (в буквальном переводе с греческого – «увод»). По достижении возраста 7 лет мальчики забирались из семей и передавались наставникам – опытным и авторитетным спартиатам. Жили и воспитывались они в некоем подобии интернатов (агелах) до 20 лет. Удивления это не должно вызывать, потому что во многих государствах дети элиты воспитывались примерно так же – в закрытых школах и по особым программам. Наиболее яркий пример – Великобритания. Условия в частных школах для детей банкиров и лордов там до сих пор более чем суровые, об отоплении в зимний период даже и не слышали, зато вплоть до 1917 года с родителей ежегодно взимались деньги на розги. Прямой запрет на использование телесных наказаний в государственных школах в Британии был введен лишь в 1986 г., в частных – в 2003 г.

Читайте также:  карлов министр здравоохранения свердловской области биография

1549174204 rozgami v anglijskoj shkole gravjura

Кроме того, в британских частных школах считается нормальным то, что в российской армии называется «дедовщиной»: безусловное подчинение учеников младших классов старшим однокашникам – в Британии считают, что это закаляет характер джентльмена и господина, учит повиноваться и повелевать. Нынешний наследник престола принц Чарльз признался как-то, что в шотландской школе Гордонстаун его били чаще остальных – просто в очередь выстраивались: потому что, каждый понимал, насколько приятно будет потом рассказывать за обеденным столом о том, как он нынешнему королю морду набил. (Стоимость обучения в школе Гордонстаун: за детей 8-13 лет – от 7 143 фунтов стерлингов за триместр; за подростков 14-16 лет – от 10 550 до 11 720 фунтов за триместр).

1549174243 gordonstaun

Самой известной и престижной частной школой Великобритании является Итонский колледж. Герцог Веллингтон даже сказал, как-то что «битва при Ватерлоо была выиграна на спортивных площадках Итона».

1549174369 iton

Недостатком британской системы воспитания в частных школах является довольно распространенная в них педерастия. Про тот же Итон сами британцы говорят, что он «стоит на трех B: beating, bulling, buggery» – телесные наказания, дедовщина и содомия. Впрочем, в нынешней западной системе ценностей эта «опция» является скорее достоинством, чем недостатком.

Небольшая справка: Итон – самая престижная частная школа Англии, в которую дети принимаются с 13 лет. Регистрационный взнос – 390 фунтов стерлингов, стоимость обучения в одном триместре – 13 556 фунтов, кроме того, оплачивается медицинская страховка – 150 фунтов, и взимается депозит для оплаты текущих расходов. При этом очень желательно, чтобы отец ребенка был выпускником Итона. Выпускниками Итона являются 19 премьер-министров Великобритании, а также принцы Уильям и Гарри.

Кстати, знаменитая школа Хоггвартс из романов о Гарри Поттера, является идеализированным, «причесанным» и политкорректным примером частной английской школы.

В индуистской государствах Индии сыновья раджей и знати воспитывались далеко от дома – в ашрамах. Церемония посвящения в ученики рассматривалась, как второе рождение, подчинение наставнику-брахману было абсолютным и беспрекословным (такой ашрам был достоверно показан в сериале «Махабхарата» на канале «Культура»).

В континентальной Европе девочек аристократических семей на несколько лет отправляли на воспитание в монастырь, мальчиков отдавали в оруженосцы, работали они подчас наравне со слугами, и никто с ними не церемонился. Домашнее воспитание вплоть до последнего времени всегда считалось уделом «черни».

Таким образом, как мы видим сейчас, и еще убедимся в дальнейшем, ничего особенно ужасного и выходящего за рамки в Спарте с мальчиками не делали: строгое мужское воспитание, не более.

Теперь рассмотрим ставший хрестоматийным, лживый рассказ о том, что слабых или некрасивых детей сбрасывали со скалы. Между тем, в Лакедемоне имелось особое сословие – «гипомейоны», в которое первоначально входили физически неполноценные дети граждан Спарты. Они не имели права участия в делах государства, но свободно владели полагавшейся им по закону собственностью, занимались хозяйственными делами. Спартанский царь Агесилай хромал с детства, это не помешало ему не только выжить, но и стать одним из самых выдающихся полководцев Античности.

Кстати, археологами найдено ущелье, в которое спартанцы, якобы, бросали неполноценных детей. И в нем, действительно, обнаружены останки людей, датирующиеся VI–V вв. до н. э. – но не детей, а 46 взрослых мужчин в возрасте от 18 до 35 лет. Вероятно, данный ритуал проводился в Спарте только в отношении государственных преступников или предателей. И это была исключительная мера наказания. За менее серьезные проступки иностранцев обычно изгоняли из страны, спартиатов – лишали прав гражданства. За незначительные и не представляющие большой общественной опасности проступки назначалось «наказание позором»: провинившийся ходил вокруг алтаря и пел специально сочиненную, позорящую его песню.

Другой пример «черного пиара» – рассказ о «профилактических» еженедельных порках, которым якобы подвергали всех мальчиков. На самом деле, в Спарте среди мальчиков раз в год у храма Артемиды Ортии проводилось состязание, которое называлось «диамастигосис». Побеждал тот, кто, молча выдерживал большее количество ударов бича.

Ещё один исторический миф: байки о том, что спартанских мальчиков заставляли добывать себе пропитание воровством – якобы, для приобретения военных навыков. Очень интересно: какие именно полезные спартиатам воинские навыки можно было таким образом приобрести? Главной силой спартанского войска всегда были тяжеловооруженные воины – гоплиты (от слов гоплон – большой щит).

1549174413 sparta

Детей граждан Спарты готовили не к тайным вылазкам в лагерь врага в стиле японских ниндзя, а к открытому сражению в составе фаланги. В Спарте наставники даже не учили мальчиков приемам борьбы – «чтобы они гордились не искусством, а доблестью». На вопрос, видел ли он где-нибудь хороших людей, Диоген ответил: «Хороших людей – нигде, хороших детей – в Спарте». В Спарте, по мнению иностранцев, было «выгодно только стареть». В Спарте виновным в позоре нищего, просящего подаяние, считали того, кто первым подал ему и сделал его бездельником. В Спарте женщины обладали правами и свободой, невиданными и неслыханными в античном Мире. В Спарте осуждалась проституция и Афродиту презрительно называли Перибасо («гулящая») и Трималитис («пронзенная насквозь»). О Спарте Плутарх рассказывает притчу:

Разумеется, внебрачные связи были и в Спарте. Но этот рассказ свидетельствует о наличии общественного императива, такие связи не одобрявшего и осуждавшего.

И вот эта Спарта воспитывала своих детей ворами? Или — это сказки о каком-то другом, мифическом городе, выдуманном врагами настоящей Спарты? И, вообще, можно ли вырастить из запоротых до полусмерти и запуганных всевозможными запретами детей уверенных в себе и любящих свою родину граждан? Могут ли стать, вынужденные воровать кусок хлеба, вечно голодные заморыши внушающими страх здоровыми и сильными гоплитами?

1549174485 spartanskij goplit

Если этот рассказ имеет какую-то историческую основу, то относиться он может только к детям периеков, которым такие навыки, действительно, могли пригодиться во время службы во вспомогательных частях, выполняющих разведывательные функции. И даже у периеков это должно было быть не системой, а обрядом, своеобразной инициацией, после которой дети переходили на более высокую ступень обучения.

Теперь мы немного поговорим о гомосексуализме и педерастической педофилии Спарте и Элладе.

В произведении «Древние обычаи спартанцев» (приписывается Плутарху) говорится:

Другие античные авторы (в частности, Элиан) также свидетельствуют, что в спартанских агелах, в отличие от британских частных школ, настоящей педерастии не существовало. Цицерон, основываясь на греческих источниках, писал позже, что между «вдохновителем» и «слушателем» в Спарте допускались объятия и поцелуи, им даже разрешалось спать в одной постели, но в этом случае между ними следовало положить плащ.

Если верить сведениям, которые приводит в книге «Сексуальная жизнь в Древней Греции» Лихт Ганс, самое большое, что мог позволить себе порядочный мужчина в отношении мальчика или юноши – поместить пенис между его бедрами, и ничего больше.

Вот, Плутарх, например, пишет о будущем царе Агесилае, что «его возлюбленным был Лисандр». Какие же качества привлекли Лисандра в хромом Агесилае?

Прославленный полководец безошибочно нашел и выделил среди других подростков будущего великого царя и знаменитого полководца. И речь идёт о наставничестве, а не о банальных половых контактах.

В других греческих полисах на такие, весьма спорные, отношения между мужчинами и мальчиками смотрели по-разному. В Ионии считалось, что педерастия бесчестит мальчика и лишает его мужественности. В Беотии, напротив, «отношения» юноши с взрослым мужчиной считались практически нормальными. В Элиде подростки в такую связь вступали за подарки и деньги. На острове Крит существовал обычай «похищения» взрослым мужчиной подростка. В Афинах, где распущенность была, пожалуй, наивысшей в Элладе, педерастия допускалась, но только между совершеннолетними мужчинами. При этом, гомосексуальные отношения практически везде считались бесчестящими пассивного партнера. Так, Аристотель утверждает, что «против Периандра, тирана в Амбракии, составлен был заговор из-за того, что он во время пирушки со своим любовником спросил его, забеременел ли он уже от него».

Римляне, кстати, пошли в этом отношении ещё дальше: пассивный гомосексуалист (кинед, патикус, конкубин) по своему статусу приравнивался к гладиаторам, актерам и проституткам, не имел права голоса на выборах и не мог сам защищать себя в суде. Гомосексуальное изнасилование во всех государствах Греции и в Риме рассматривалось, как тяжелое преступление.

Но вернёмся в Спарту времён Ликурга. Когда стали взрослыми первые дети, воспитанные по его заветам, престарелый законодатель снова отправился в Дельфы. Уезжая, он взял с сограждан клятву, что до его возвращения в его законы не будут внесены изменения. В Дельфах он отказался принимать пищу и умер от голода. Опасаясь, что его останки перенесут в Спарту, и граждане будут считать себя свободными от клятвы, перед смертью он распорядился сжечь свой труп и бросить пепел в море.

О наследии Ликурга и государственном устройстве Спарты историк Ксенофонт (IV в. до н.э.) писал:

Сократ и Платон считали, что именно Спарта явила миру «идеал греческой цивилизации добродетели». Платон видел в Спарте желаемый баланс аристократии и демократии: полная реализация каждого из этих принципов организации государства, по мнению философа, неизбежно ведет к вырождению и гибели. Его ученик Аристотель всеобъемлющую власть эфората считал признаком государства тиранического типа, но выборность эфоров была признаком государства демократического. В итоге, он пришел к выводу, что Спарту следует признать аристократическим государством, а не тиранией.

Римлянин Полибий сравнивал спартанских царей с консулами, Герусию – с Сенатом, эфоров – с трибунами.

Много позже Руссо написал, что Спарта была республикой не людей, а полубогов.

Многие историки считают, что современные понятия о воинской чести пришли в европейские армии из Спарты

Спарта сохраняла свое уникальное государственное устройство очень долго, но вечно продолжаться это не могло. Спарту погубили, с одной стороны, стремление ничего не менять в государстве в постоянно изменяющемся мире, с другой — вынужденные половинчатые реформы, которые только ухудшали ситуацию.

Как мы помним, Ликург разделил землю Лакедемона на 9000 частей. В дальнейшем эти участки стали стремительно дробиться, так как после смерти отца они делились между его сыновьями. И, в какой-то момент вдруг оказывалось, что кому-то из спартиатов дохода с полученной по наследству земли не хватает даже на обязательный взнос на сисситию. И полноправный законопослушный гражданин автоматически переходил в разряд гипомейонов («младших» или даже, в другом переводе, «опустившихся»): он уже не имел права участвовать в народных собраниях и занимать любую государственную должность.

Пелопонесская война (431-404 г.г. до н.э.), в которой возглавляемый Спартой Пелопонесский союз нанес поражению Афинам и Делосскому союзу, несказанно обогатила Лакедемон. Но эта победа парадоксальным образом лишь ухудшила ситуацию в стране победителей. Золота у Спарты стало так много, что эфоры сняли запрет на владение серебряной и золотой монетой, но использовать их граждане могли только за пределами Лакедемона. Спартиаты стали хранить свои сбережения в союзных городах или в храмах. И многие богатые молодые спартанцы предпочитали теперь «наслаждаться жизнью» за пределами Лакедемона

Около 400 г. до н. э. в Лакедемоне была разрешена продажа наследственной земли, которая моментально оказалась в руках самых богатых и влиятельных спартиатов. В результате, по свидетельству Плутарха, число полноправных граждан Спарты (коих при Ликурге было 9000 человек) уменьшилось до 700 (основные богатства при этом были сосредоточены в руках 100 из них), остальные права гражданства потеряли. И многие разорившиеся спартиаты покинули родину, чтобы служить наемниками в других греческих полисах и в Персии.

В обоих случаях итог был один: Спарта теряла здоровых сильных мужчин – и богатых, и бедных, и становилась слабее.

В 398 году до н.э., потерявшие свою землю спартиаты, которых возглавил Кидон, попытались восстать против новых порядков, но потерпели поражение.

Закономерным итогом всеобъемлющего кризиса, охватившего теряющую жизненные силы Спарту, стало временное подчинение Македонии. Спартанские войска не участвовали в знаменитой битве при Херонее (338 г до н.э.), в которой Филипп II разбил объединенное войско Афин и Фив. Но в 331 г. до н.э. будущий диадох Антипатр разгромил Спарту в битве при Мегалопроле – погибли около четверти полноправных спартиатов и царь Агис III. Это поражение навсегда подорвало могущество Спарты, положив конец её гегемонии в Элладе, и, следовательно, значительно сократив поступления денег и средств из союзных ей государств. Наметившееся прежде имущественное расслоение граждан стремительно нарастало, государство окончательно раскололось, продолжая терять людей и силы. В IV в. до н.э Катастрофой обернулась война против Беотийского союза, полководцы которого Эпаминонд и Пелапид окончательно развеяли миф о непобедимости спартиатов.

О спартанском войске и военной истории Спарты более подробно будет рассказано в следующей статье.

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector