спарта и афины история

АФИНЫ И СПАРТА

Древняя Греция была разделена на десятки небольших государств: Аттику, Лаконию, Беотию, Элиду, Эпир, Фессалию, Коринф и многие другие. Но самыми сильными из них были находившиеся в постоянном противостоянии Афины в Аттике и Спарта в Лаконии на Пелопоннесе.

Жители Афин были по происхождению греками-ионийцами, отличались мягким нравом, любовью к искусствам и наукам, были прекрасными художниками, поэтами и строителями. Все важные дела в Афинах решались на народном собрании; им избиралась и перед ним должна была отчитываться афинская власть. Эта форма правления получила название демократии.

В Спарте же народное собрание не играло такой роли, как у афинян, всем заправляли геронты (старейшины) и цари. Тем не менее спартанцы считали, что Спарта — самое передовое по своему устройству государство. Соперничество двух этих стран и народов нередко приводило к жестоким войнам, нелюбовь и презрение друг к другу спартанцев и афинян в Греции вошло в поговорку.

Только однажды Афины и Спарта воевали плечом к плечу — когда на землю Греции пришли персы.

Но когда-то в древности в Афинах правили тоже цари. Первым царем Аттики афиняне считали Кекропа, которому легенда приписывала основание города. Древнейшая часть города находилась на скалистом холме, который получил название Акрополь, что значит «верхний город» (как Кремль в Москве). Город получил свое название от имени богини-покровительницы Афины, дочери бога Зевса. Но покровителем города считался и бог моря Посейдон. Превращение Афин в столицу Аттики и объединение племен, живших на равнине вокруг Акрополя, приписывалось древнему герою Тесею. Он же разделил население своей страны на благородных, крестьян-земледельцев и ремесленников.

После правления последнего царя Кодра власть захватили благородные. Они объявили, что после Кодра никто не достоин быть царем. Городом управляли 9 архонтов (старейшин). Архонт Драконт создал первые писаные законы, отличавшиеся крайней суровостью.

Поэт и законодатель Солон (начало 6 века до н. э.) ввел демократическое правление Совета четырехсот.

У Солона был родственник Писистрат. Он был талантливым полководцем, к тому же заботился о простом народе. С помощью крестьян он захватил власть и стал тираном (так греки называли тех, кто правил не по праву наследства). Писистрат богато украсил храмами Акрополь. Сыновья Писистрата Гиппий и Гиппарх не удержали власть. И в дальнейшем афиняне многих выдающихся людей подозревали в том, что они хотят захватить власть. Таких они подвергали остракизму: каждый писал на глиняном черепке, кого надо отправить в изгнание, и тот, чье имя упоминалось чаще, отправлялся из города прочь.

Остракизму (изгнанию) был подвергнут победитель персов при Марафоне Фемистокл, хотя он создал Делосский морской союз, организовал оборону против персов и укреплял могущество города.

Много раз афиняне хотели отправить в изгнание стратега Перикла. Именно Перикл сделал Афины тем великим и прекрасным городом, который мы знаем. В его доме собирались люди, которые составили славу Афин и всей Греции — философ Сократ, скульптор Фидий, историк Геродот и многие другие.

Всего же культурный подъем Афин продолжался около 150 лет, с середины 6 до конца 5 века до нашей эры. Этот небольшой срок, чуть больше продолжительности обыкновенной человеческой жизни, принес плоды, которыми человечество пользуется до сих пор. Но и проиграв войну со Спартой (404 до н. э.), Афины еще столетия оставались мировым культурным центром.

Поэты называли Афины «оком Эллады». О человеке, не бывавшем в Афинах, говорили: «Если ты не видел Афин, ты чурбан; если видел и не восторгался ими — ты осел; а если по своей охоте покинул их — ты верблюд».

Внимание! Информация, размещенная на ресурсе, является действительной на дату опубликования. Рекомендуем Вам уточнять полученные данные в связи с изменениями, происходящими в законодательстве РФ.

Источник

Афины и Спарта — два центра притяжения

2 93f30f34da4e5737099a00113fcf0b63

Расцвет Греции в классическую эпоху связан с образованием и началом соперничества двух крупнейших политических объединений — Пелопоннесской лиги и Афинского морского союза. Во главе этих объединений стояли наиболее мощные в военном плане силы: Спарта, объединившая под своим контролем государства южной части Греции, и Афины, осуществлявшие морскую гегемонию в Эгеиде. Посмотрим, откуда растут корни их конфликта.

Греко-персидские войны

Возникновение Персидской державы в середине — второй половине VI века до н.э. впервые поставило греков лицом к лицу с противником, многократно превосходившим их собственные людские и финансовые ресурсы. Греки не могли и надеяться одержать победу. В конечном счёте ионийцам и эолийцам, жившим в западной части Малой Азии, пришлось покориться. Они обязались выплачивать персам дань, выполнять приказания царских наместников и по первому требованию предоставлять своих воинов для участия в военных походах. Персы, со своей стороны, не вмешивались слишком уж активно в дела своих подданных, довольствуясь получением дани и прочими знаками подчинения. Они разве что старались поддерживать в подконтрольных городах монархическое правление, поскольку таковы были их собственные представления о власти. Персидских ставленников другие греки считали тиранами, что создавало определённое напряжение и в конечном счёте привело к взрыву.

Осенью 499 года до н.э. Аристагор, тиран Милета, преследуя личные цели, сложил с себя тиранию и призвал греков к восстанию против иноземного владычества. В течение осени и зимы к восставшим присоединились другие малоазиатские города, а также греческие города Кипра и островов Эгейского моря. По просьбе восставших помощь им прислали Афины и Эретрия, однако другие города-государства Балканской Греции, в том числе Спарта, не торопились с поддержкой.

После первых успехов в 498 году до н.э., когда грекам удалось захватить и сжечь Сарды, столицу Лидийской сатрапии, персы для борьбы с восставшими собрали большую армию и флот. В 497–494 годах до н.э. греки были разбиты на суше и на море. Милет, их главный центр, персы взяли штурмом и разрушили, а уцелевших жителей увели в рабство. В 494 году до н.э. персы подчинили себе проливы и острова Эгейского моря Лемнос, Лесбос, Имброс, Парос и Фасос, которые оказывали содействие восставшим. В 490 году до н.э. персидская армия, переправившись по морю, высадилась на Эвбее, где персы взяли и разрушили Эретрию. Затем они направились в Аттику, но их остановили афиняне, одержавшие победу в битве при Марафоне.

placeholder 7261d46df3caf14477184fd0ae63a12d0d76d89481141ec8f26d02a82c80da4e

Весной 480 года до н.э. персидская армия по специально построенному ради этой цели мосту переправилась через Геллеспонт. Попытки греков перекрыть Темпейский проход в Фессалии, а затем Фермопилы обернулись неудачей. Персы обошли проход с тыла. Спартанский царь Леонид и его воины, прикрывавшие отступление греков, пали геройской смертью. Несколько греческих государств перешли на сторону Ксеркса. Персы ворвались в Аттику и сожгли Афины.

Судьбу похода решило морское сражение у Саламина близ побережья Аттики, в котором объединённый греческий флот из 380 кораблей одержал громкую победу над персидским. Опасаясь быть отрезанным, Ксеркс с большей частью своей армии ушёл в Азию. В 479 году до н.э. греки разбили оставленный им корпус войск под командованием Мардония в сражении у Платей. В тот же день греческие корабли уничтожили остатки флота Ксеркса в битве у Микале. После этого сражения часть прибрежных городов Ионии и некоторые острова вновь отложились от персов и примкнули к победителям.

Пелопоннесская лига и Афины

В канун персидского вторжения Греция была раздроблена на множество независимых городов-государств, часто враждебных друг другу. Наиболее сильной в военном плане была Спарта, обладавшая собственной армией, набираемой из числа полноправных граждан, и ещё более многочисленным контингентом союзников. В ходе беспрестанных войн, которые Спарта вела со своими соседями в VII–V веках до н.э., ей удалось утвердить своё господство на большей части Пелопоннеса к югу от Коринфского перешейка. Ядром союза были полисы Коринф, Элида, Сикион и Мегары. За пределами Пелопоннеса в союз входили локры, фокидяне, амбракиоты, левкадяне и анакторийцы.

В соответствии с условиями заключённых со Спартой соглашений, союзники обязывались «иметь с ней одних и тех же друзей и врагов», следовать за спартанцами, куда бы те их не повели, и оказывать им помощь в случае необходимости. Эта система договорных соглашений позволяла спартанцам при необходимости мобилизовать крупные армии и набирать флот. В битве при Платеях в 479 году до н.э. участвовало 5000 спартанских гоплитов, 5000 гоплитов из числа лаконских периэков и почти 18 000 гоплитов, выставленных их пелопонесскими союзниками.

Во время вторжения Ксеркса возглавляемая Спартой Пелопонесская лига стала ядром организации обороны. На общем конгрессе в Коринфе, состоявшемся в 481 году до н.э., был учреждён Эллинский союз, объединивший 31 город-государство, которые намеревались сражаться против варваров за греческую свободу. Гегемоном союза стала Спарта, которая естественным образом рассматривала эту организацию как дальнейшее расширение Пелопоннесского союза. В битве при Платеях контингенты пелопоннесцев составляли 3/4 союзного войска и внесли решающий вклад в победу над персами.

Последующие события, однако, выявили расхождения между союзниками относительно дальнейших целей борьбы. Устранив непосредственную угрозу со стороны персов, Спарта считала необходимым далее наказать те греческие государства, которые добровольно выступили на стороне персов. Среди них были такие сильные государства, как Аргос, Фивы и Фессалия, которые представляли серьёзную угрозу для спартанской гегемонии. Это намерение Спарты противоречило интересам недавно присоединившихся к Эллинскому союзу ионийцев и островитян, которых скорее заботили защита от персидской угрозы собственных владений и продолжение войны на море. Выяснив, что эти цели не являются для спартанцев приоритетными, ионийцы обратились за помощью к афинянам.

Афины на тот момент не могли тягаться с пелопоннесцами ни в численности армии, ни в военных умениях, однако обладали мощным военным флотом. Из 378 греческих кораблей, которые в 480 году до н.э. участвовали в сражении у Саламина, 180 принадлежали афинянам. Эти корабли были построены по настоянию Фемистокла в 483 году до н.э. и принадлежали к наиболее мощному в военном отношении классу триер. Перечень кораблей, участвовавших в саламинском сражении показывает, что кроме Афин лишь Коринф (40 кораблей), Эгина (30), Мегары (20) и Халкида (20) обладали в то время флотом, насчитывавшим более двух десятков триер. Спарта имела 16 триер, Сикион — 15, Эпидавр — 10, а остальные греческие государства довольствовались лишь несколькими кораблями этого класса.

Сама судьба подталкивала Афины к продолжению морской войны. Они внесли решающий вклад в победу над персами в морской битве у Микале в 479 году до н.э. После этого по настоянию афинян союзный флот отправился к Геллеспонту, чтобы разрушить персидские мосты и освободить находившиеся здесь греческие города от персидской власти. Когда стало известно, что мосты уже разрушены, командовавший флотом спартанский царь Леотихид вместе с пелопоннесцами отплыл назад. Что же касается афинян, то, поскольку контроль над Геллеспонтом был для них жизненно необходим, они решили остаться и на собственный страх и риск вместе с ионийскими союзниками и островитянами начали осаду Сеста на полуострове Херсонес Фракийский.

Раскол между союзниками

По мнению Фукидида, главное значение экспедиции в Геллеспонт и взятия Сеста состояло в том, что эти события положили начало разделению между двумя лагерями тех союзников, которые только недавно восстали против царя, и тех, которые воевали вместе уже давно. В своём стремлении установить общегреческую гегемонию спартанцы столкнулись с неожиданными помехами. По наущению Фемистокла амфиктиония (союз племён, живших в окрестностях одного святилища) в Дельфах отказалась исключить из своего состава государства, не принимавшие участия в войне с персами. Спартанцы, надеявшиеся таким образом получить большинство голосов в амфиктионии, были разочарованы.

Читайте также:  cyberpunk 2077 характеристики персонажа что качать

Также Фемистоклу удалось убедить афинян возвести новые стены вокруг их города вопреки мнению Спарты, утверждавшей, что эти укрепления могут использовать персы, если предпримут новое вторжение. Закончив все работы в короткий срок, Фемистокл заявил спартанцам, что афиняне благодаря стенам теперь в состоянии сами защищать себя от врагов и в будущем сумеют различать свои собственные и общеэллинские интересы.

Ещё одной дипломатической неудачей Спарты стало бесславное окончание фессалийского похода. Командовавшего войсками Леотихида подкупили правившие в Фессалии Алевады, и тот увёл армию назад. По возвращении в Спарту он предстал перед судом и был приговорён к изгнанию.

Чтобы укрепить единство в Эллинском союзе, Спарта в 478 году до н.э. вновь обратилась к политике продолжения войны с персами. Спартанский регент Павсаний, победитель в сражении при Платеях, в звании стратега эллинов с 20 пелопоннесскими кораблями отправился в Геллеспонт, чтобы захватить Византий. Одновременно афинские друзья Спарты предприняли кампанию по дискредитации Фемистокла, который не был избран в этом году стратегом, и потому во главе афинской эскадры из 30 кораблей к Византию отправился его противник Аристид.

Осада прошла успешно, и город был вскоре взят. Однако заносчивость Павсания, его жестокость и распутство настроили против него союзников. Самосец Улиад и хиосец Антагор даже совершили нападение на корабль Павсания, когда он вышел в море. Чтобы сохранить лицо, спартанские власти отозвали Павсания домой и заставили его отвечать перед судом. Павсанию удалось оправдаться, и в 477 году до н.э. он уже как частное лицо вновь отплыл в Византий, осел там и правил городом наподобие тирана. В дополнение к более ранним своим проступкам он вступил в переговоры с персами, обещая предать им Спарту и всю Грецию. Слухи о его поведении вновь достигли Спарты, и ему было приказано вернуться. На этот раз суд располагал собственноручными письмами Павсания и на основании безоговорочных улик приговорил его к смерти.

Попытки Спарты вернуть доверие союзников, отправив вместо Павсания Доркиса в сопровождении свиты из знатных спартиатов и небольшого войска, не имели успеха. Ионийцы единодушно отказались признавать их гегемонию, и вскоре посланники были отозваны назад. После этого спартанцы, как пишет Фукидид,

«уже больше не посылали других командующих из опасения, как бы они не развратились за пределами Спарты подобно Павсанию, и поэтому приняли решение уступить гегемонию на море афинянам, так как желали избавиться от тягот войны с персами и считали афинян, с которыми находились в то время в дружественных отношениях, способными к главнокомандованию».

Афинские стратеги Аристид и Кимон пользовались известностью и популярностью у союзников. Именно им союзники где-то между отозванием Павсания и прибытием Доркиса предложили заключить особый договор. Аристид ответил согласием, привёл союзников к присяге и сам поклялся от имени Афин «иметь с союзниками одних и тех же друзей и врагов». Заключённое им соглашение фактически упраздняло Эллинский союз в его прежнем виде и учреждало новое политическое образование во главе с Афинами. По месту проведения союзных собраний в святилище Аполлона на острове Делос, оно получило наименование Делосской симмахии.

Морской союз

Не только сбор взносов с союзников, но и обеспечение флота кораблями с самого начала находилось под контролем Афин. Разорённые войной афиняне не могли вносить в союзную казну деньги, но зато брали на себя обязанности по снаряжению до половины объединённого флота, насчитывавшего 300 триер. Афинская гавань Пирей с её мастерскими и крытыми доками являлась постоянным местопребыванием союзного флота.

В отличие от Пелопоннесской лиги, возникновение Делосского союза было обусловлено общим соглашением, заключённым между афинянами и их союзниками. Афинское государство являлось гегемоном союза. Афиняне командовали союзным флотом и армией, собирали денежные взносы, а также выполняли многие другие функции. Вместе с тем союзники участвовали в регулярно созывавшихся на Делосе общих собраниях, которые санкционировали эти действия и принимали важнейшие общие решения. К их числу относились вопросы войны и мира, приём новых членов, раскладка фороса и т.д. Каждое государство было представлено несколькими делегатами, но на общих совещаниях обладало лишь одним голосом. Решения принимались большинством поданных голосов, и они были обязательны для всех голосовавших.

Афиняне также участвовали в этих собраниях, обладая в них правом голоса. Постепенно они усиливали значение своего государства в составе союза, что, в конечном счёте, привело к трансформации Делосской симмахии в Афинскую морскую державу.

Источник

Древняя Греция

Образованию небольших полисов способствовала и сама природа Греции. Весь Балканский полуостров был разрезан труднопроходимыми горными хребтами. Узкий Коринфский перешеек отделял одну часть полуострова от другой.

Греческие колонии раскинулись далеко на запад и восток. На западе они были расположены по берегам Италии, островах Сицилия и Корсика, южных берегах Франции и Испании. На востоке греческая колонизация захватила северные берега Черного моря (Понта Эвксин- ского). Здесь выросли греческие полисы: Ольвия, Танаис, Херсонес, Горгиппия и др. Государственный строй как в городах метрополии, так и в колониях был различен.

В процессе разложения родового строя власть оказывалась в руках зажиточных торговых и промышленных слоев городского населения. Здесь создавалась демократическая форма правления с ее народными собраниями, выборными органами власти. А в ряде городов- государств власть попадала в руки единоличных правителей. Там же, где власть удерживалась родовой знатью, складывались аристократические республики. От аристократии отличали олигархию, где власть закреплялась за представителями богатых граждан.

На страницах данного учебника будет рассмотрен древнейший период в истории Греции (гомеровской Греции) и два государства: Афины и Спарта, как наиболее могущественные из греческих городов-государств, оказавших большое влияние на судьбы других греческих полисов. Афины представляли собой образец рабовладельческой демократии, а Спарта- образец рабовладельческой аристократии.

Гомеровская Греция

Ничто так ярко и образно не раскрывает нам о жизни, борьбе, культуре народа, разложении его родоплеменных отношений как знаменитые поэмы Гомера «Иллиада» и «Одиссея». По преданию они принадлежат древнегреческому слепому поэту-сказителю. Поэмы состоят из песен, каждую из которых можно воспринимать как самостоятельный рассказ о том или ином событии. «Иллиада» повествует о войне ахейцев (так называли себя греки) с троянцами. Поэма «Одиссея» представляет нам картины мирной жизни греческих племен, еще не знавших государства.

Гомеровская Греция представляла собой общество на стадии разложения первобытнообщинного строя. Все население делилось на роды (генос), союзы родов (фратрии) и племена (филы). Каждый человек принадлежал к какому-либо роду. Изгнанный из рода человек не мог рассчитывать на защиту со стороны общества.

Фактическое руководство обществом находилось в руках родовой аристократии, которая имеет в своей собственности и большие земельные наделы, отрезанные от общинного земельного фонда. Старейшины родов, фратрий и фил получают наилучшую и наибольшую часть военной добычи. На них работают десятки рабов. Скот был мерилом ценности: быками рассчитывались за товар, платили выкуп за невесту и др.

Здесь на Балканском полуострове плодородной земли мало, нужда в орошении отсутствовала. Начинало развиваться ремесло. Природа наградила греков прекрасной глиной, медью, оливковыми рощами. В гомеровских поэмах упоминаются кузнецы, гончары, кожевники, добытчики оливкового масла. Появились рабы. У царей-базилевсов и знатных людей в домах были десятки рабов. Богатство скапливается у родоплеменной знати, промышленников и торговцев. Кто богат, тот «лучший», «благородный», «доблестный». Бедняки же у Гомера именуются людьми «худыми», «дурными», «жалкими». Все больше появляется людей, лишенных своего земельного надела (клера).

В гомеровской Греции, идет процесс разложения первобытнообщинного строя. Однако продолжает существовать большая патриархальная семья. Но все чаще можно было встретить семью моногамную, состоящую из мужа, жены, их детей.

Понятие «права» греки еще не знают. Греки руководствуются обычаями, справедливостью в их понимании. В полной мере сохраняется обычай кровной мести. Споры разбираются вождем племени- базилевсом.

Совет старейшин (булэ) являлся постоянным органом власти в данном племени или союзе племен, и состоял он из старейшин родов. Совет вступал в переговоры с другими племенами, участвовал в суде. Совет старейшин у Гомера уже не совет стариков, каким он был раньше в условиях первобытного общества, а совет наиболее видных и богатых представителей родовой знати.

Народное собрание (агора) собиралось для решения важнейших вопросов. Его участниками были вооруженные лица мужского пола, достигшие совершеннолетия. Основную роль в собрании играли знатные мужи, хотя каждый мог высказаться. Голосования в собрании не проводилось, все решения принимались криком. При таких условиях старейшины и базилевсы могли принять любое нужное для них решение.

Базилевс, как родоплеменной вождь, не имел неограниченной власти. Он был военноначальником племени, верховным судьей и верховным жрецом. Он был первым среди равных, т.к. власть его носила отеческий характер. Должность базилевса была выборной. Однако при ее замещении предпочтение стали отдавать сыну умершего базилевса, что привело к наследственному ее замещению. На войне власть царя-базилевса была шире. Ему принадлежало право жизни или смерти над каждым воином. На войне он получал значительную часть добычи.

Говоря словами Ф. Энгельса, «мы видим, таким образом, в греческом строе героической эпохи еще в полной силе древнюю родовую организацию, но вместе с тем, уже и начало подрыва ее». Развивается рабство, войны превращаются в постоянное средство грабежа. Греческое общество представляет собой в описываемое время военную демократию. Она подготовила образование государства как учреждения, призванного закрепить имущественное неравенство и право одних эксплуатировать других.

Образование Афинского государства

Развитие ремесла, торговли, дальнейшее разделение труда привело к тому, что люди родов, фратрий и фил перемешалась, родоплеменные структуры им стали тесны.

Ареопаг состоял из представителей наиболее знатных и богатых семей и постепенно он вытеснил совет старейшин. Отслужившие свой срок архонты пополняли ареопаг, который в свою очередь избирал архонтов. Реальная власть, таким образом, оказалась в руках эвпатридов.

Для защиты побережья и морской торговли страна разбита на несколько территориальных округов (наукрарии), и каждый округ должен был снарядить один корабль для флота. И с этого времени население стало делиться не столько по племенам, сколько по территориям.

В 621 г. до н.э. в Афинах появились первые писаные законы Драконта. Их издание было результатом острой борьбы народа (демоса) против родовой знати. В основу законов легли обычаи племен. Они отличались большой суровостью и ревностно защищали частную собственность.

Реформы Солона. В Афинах весьма рано достигли относительно высокого уровня производство и товаро-денежные отношения. Это объясняется высоким уровнем развития производительных сил, который был достигнут на берегах Средиземноморья к VIII—VI вв. до н.э. Здесь сказала свое слово и природа Аттики, где мало плодородной земли, но зато благоприятное местоположение для торговли, прежде всего внешней. Эгейское море усеяно небольшими островами, и мореходы могли спокойно добираться от одного острова до другого или держать их в качестве ориентира при плавании.

В Афинах образовалось большая прослойка торговцев и ремесленников, интересы которых во многих отношениях совпадали с интересами крестьян. «Демос», что значит «народ», состоявший из крестьян, ремесленников, торговцев, моряков и т.п., находился в постоянной борьбе с родовой аристократией. В обществе происходит рост богатства у одних и обнищание других. Задолженность мелких земледельцев стала массовым явлением. Поля пестрели закладными камнями. Большинство крестьян превратилось в шестидольников, обязанных 5/6 урожая отдавать собственнику арендуемой ими земли. Бедняки, лишенные возможности выплатить свой долг, вынуждены отдавать свой земельный участок кредитору за долги. За долги эвпатриды брали самого должника или члена его семьи, продавали их на чужбину или оставляли работать на себя. Разорение крестьянства и всеобщая задолженность бедноты привели к открытому выступлению против родовой аристократии.

В городе торговые и ремесленные круги также стремились оттеснить от власти родовую знать. Борьба демоса выдвинула на политическую арену Солона, который в 594 г до н.э. был избран архонтом и наделен чрезвычайными полномочиями. Он получил право «отменять или сохранять существующее и вводить новое». Городской демос видел в Солоне своего вождя и защитника от эвпатридов.

Читайте также:  дом миансаровой на сухаревской история

Свою реформу Солон начал с введения закона, отменившего все долги шестидольников. Этот закон не разрешал в дальнейшем обращать в рабство крестьянина или членов его семьи за долги. Так было уничтожено долговое рабство.

Возвращая шестидольникам землю, отнятую у них эвпатридами, Солон не увеличил их наделы за счет земель крупных землевладельцев. И в этом проявилась его политика компромисса. Положение крестьян улучшилось, но они не были избавлены от дальнейшей нищеты. Он лишь на время притупил социальную напряженность в обществе. Солон не думал об отмене рабства. Он и сам был крупным рабовладельцем.

Люди, получавшие доход, превышающий 500 медимнов, зачислялись в первый разряд и назывались пятисотмерникамщ получавшие 300 мер дохода относились ко второму разряду и назывались всадниками те, чей доход был до 200 медимнов назывались зевгитами, и, наконец, к четвертому разряду относились все остальные граждане, которые назывались фетами.

Замещение всех руководящих должностей должно было производиться из представителей первых двух разрядов, а должности архонтов и казначея Афин могли занимать только те, кто принадлежал к первому разряду. Следует отметить, что все должности в Афинах в тот период были безвозмездными и, следовательно, они занимались людьми богатыми. Так в Афинах стало править не родство, а богатство. Если зевгиты могли еще надеяться на получение какой-либо незначительной должности, то фетам это было прямо запрещено. Исключенные из сферы управления феты не были лишены возможности участвовать наряду со всеми другими разрядами в народном собрании и суде присяжных.

Совет 400 избирался филами, т.е. старыми ионическими племенами. Этих племен было четыре и каждое из них посылало в Совет по 100 человек.

Солон не удовлетворил ни аристократию, ни демос. Крестьяне выступали за передел земли и расширения своих наделов (клеров) за счет земель эвпатридов. Солон ограничился лишь ликвидацией долгов и долговой кабалы. В перспективе малоземельного крестьянина ждала такая же участь. Салон укрепил республиканский образ правления, но оставил нетронутым ареопаг и старые четыре филы, где родовая знать еще сохраняла свой вес и могла влиять на выбор своих представителей в Совет 400.

Правление Писистрата и его сыновей продолжалось с 560 по 527 гг. до н.э. Все ранее существующие учреждения были сохранены: выбирались архонты, собирался ареопаг и народное собрание. Тираны заботились лишь о том, чтобы на всех должностях в государстве были их люди. Они смягчили налоги крестьян, ввели разъездные суды. При содействии спартанского царя афинянам удалось изгнать последнего писистратида Гиппия и положить конец тирании. Власть была передана Клисфену.

Тритии делились на демы. Всего было 100 демов по 10 в каждой филе. Дем был одновременно и хозяйственной, и административной, и рекрутской единицей. С демом человек был связан со дня своего рождения. В 18 лет он заносился демархом (старостой) в списки гражданские и военные. С 20 лет афинянин получал гражданские права. По реформе Клисфена права гражданские определялись принадлежностью не к роду, а к дему.

Совет 400 был заменен Советом 500, состоявший из представителей i0 территориальных фил, избранных по 50 от каждой филы, т.е. по 5 представителей от каждого дема. Совершенно ликвидировав значение родоплеменного деления, реформа Клисфена (многие ее называют революцией) завершила процесс образования Афинского государства.

Клисфен знаменит еще и тем, что он ввел остракизм (суд черепков). После изгнания тирана Гиппия Клисфен прежде всего хотел обезопасить государство от новых попыток захватить власть. На одном народном собрании ставился вопрос: Есть ли в Афинах кто-либо из граждан, стремящихся к тирании? Достаточно было кому-либо дать утвердительный ответ и собрание распускалось и собиралось вновь через две недели. Каждый получал глиняный черепок и писал на нем имя человека, которого считал опасным для демократии. Черепки подсчитывались, и если одно и тоже имя написали более половины присутствовавших (число участников собрания должно было быть не менее 6 ООО), то человек считался осужденным и должен был отправиться в изгнание на 10 лет. Бывало и такое, что изгнанию подвергался человек по ложному обвинению или недомыслию.

В первой половине V в. до н.э. всей Элладе пришлось выдержать несколько вторжений могущественной Персии. Кровопролитные войны на суше и на море закончились поражением Персии. Последствием греко-персидских войн было возвышение Афин, сыгравших самую решающую роль в победе над персами. Афины стали во главе образовавшегося во время войны морского союза греческих государств. Защита всех членов союза была поручена Афинам, а другие государства Балканского полуострова стали ограничиваться уплатой денежных взносов. Афинский морской союз был не чем иным как господством Афин над всеми союзными греческими городами-полисами.

Как результатом победы над Персией стала демократизация государственного строя в Афинах в V в. до н.э. Демос, спасший отечество, претендовал на большее участие в политических делах. Архонты стали избираться посредством жребия, а право быть избранным в архонты наряду с гражданами первого класса получили также и всадники.

Общественный и государственный строй

Свободное население состояло из: 1) полноправных граждан; 2) метэков, т.е. иностранцев; 3) вольноотпущенников. Всей совокупностью гражданских и политических прав, привилегиями пользовались только полноправные граждане, рожденные от афинянина и афинянки. При внешнем равенстве свободных граждан их положение в обществе определяло имущественное состояние. Занятие физическим трудом для гражданина считалось позором, исключение составлял труд земледельца, скульптора, архитектора и т.д.

Позорящие профессии были уделом метэков, вольноотпущенников и рабов.

По своему правовому положению к метэкам приравнивались вольноотпущенники.

Рабы составляли собственность господ, они были вещами, а не лицами. В Афинах число рабов доходило до 400000 при 21 000 граждан и 10 000 метэков. Были рабы частных лиц и государственные. Из рабов составлялась полицейская стража, они охраняли порядок в народном собрании, в судах и общественных местах. Однако основным местом работы для них были каменоломни, рудники, земледелие, ремесленные мастерские. Источнйками рабства были: плен, покупка рабов на невольничьих рынках, рождение от.рабов. Господин мог наказать раба только плетью. Смертную казнь ему мог определить только суд.

На Совет возлагалось приведение в исполнение решений народных собраний. Он определял источники доходов в казну и контролировал расходы, производил взыскание государственных долгов и т.д. Под надзором Совета была конница и флот.

Совет занимался международными делами. На нем лежала забота о святилищах, об устройстве празднеств, о государственных постройках. Совет имел право требовать отчеты от должностных лиц.

Естественно, вести оперативные дела в таком многолюдном собрании было невозможно. Поэтому Совет 500 делился на 10 комиссий (пританий), в каждую из которых входило по 50 представителей одной из десяти фил. Каждая притания находилась у власти одну десятую часть года. Очередность правления пританий определялась жребием.

Народное собрание созывалось четыре раза в месяц и проходило на главной площади. Посещать его имели право только полноправные граждане Афин. Метэкам, рабам, женщинам вход в собрание был закрыт. Реальную возможность посещать собрание имели жители самого города и ближайших селений. Крестьяне, занятые сельхозработами, посещали собрание крайне редко. Поэтому для принятия исключительно важных решений был установлен кворум в 6 000 человек. Повестка дня объявлялась заранее. Одно собрание было посвящено проверке деятельности должностных лиц, на других обсуждались вопросы состояния урожая, обороны, продовольственного снабжения, заслушивания заявлений граждан и т.д. В главном собрании шестой притании ставился вопрос о необходимости подвергнуть кого-либо остракизму. По необходимости созывали чрезвычайные собрания.

Автор законопроекта нес уголовную ответственность в тех случаях, когда предложенный им закон противоречил существующему общественному и государственному строю. Возбудить обвинение против автора мог любой гражданин. И если судьи признавали обвинение

правильным, то внесший предложение подвергался денежному штрафу, а иногда и смертной казни. Такая процедура по прохождению закона называлась «графэ параномом». Тот, кто был трижды осужден по графэ параномом, впредь лишался права вносить какие-либо предложения в народные собрания.

Тон в собрании задавали богатые, экономически независимые люди. Не имея утвержденного регламента, тем не менее существовали следующие требования к ораторам: а) не касаться вопросов к делу не относящихся; б) не повторяться; в) не позволять оскорбительных выпадов. Искусство оратора высоко ценилось, поэтому оно было предметом специального изучения.

Гелиэя рассматривала жалобы на решения других судебных инстанций и была первой инстанцией по делам о государственных и должностных преступлениях. Она осуществляла контроль за деятельностью должностных лиц и утверждала их отчеты. И, наконец, ей принадлежало право окончательного утверждения решений народного собрания.

Должностные лица. Высшими должностными лицами до реформы Клисфена были девять архонтов. Однако их роль была сведена к рассмотрению судебных дел и отправлению религиозных обрядов.

Как единая коллегия архонты выступали в качестве коллективного председателя в народном собрании, когда решался вопрос об остракизме. Обычно каждый архонт действовал самостоятельно.

Остальные шесть архонтов составляли коллегию фесмофетов. Это были судьи по различным делам. Коллегия десяти стратегов выбиралась народным собранием. Они считались равными между собой, но во время войны главное командование поручалось одному из них, опять же по выбору народного собрания. Должность стратега не оплачивалась и поэтому ее замещали знатные и богатые люди.

В основу деятельности должностных лиц были положены принципы выборности, подотчетности и коллегиальности.

Судебные органы. Древнейшим судебным органом был ареопаг. Позднее образовался суд эфетов. При Солоне была создана гелиэя. Были и специальные суды, предназначенные для отдельных категорий дел.

О гелиэе было сказано выше. Суд эфетов рассматривал дела о неумышленных убийствах, об увечьях и дела об убийстве метэков, убийствах при самообороне, убийстве вора на месте преступления, убийство любовника жены и др.

Коллегии одиннадцати были подсудны дела разбойников, ночных и карманных воров, похитителей граждан. Имущественные споры слушались в суде «сорока мужей».

Пелопонесская война привела в конечном счете к поражению Афин, чему способствовала военная помощь Спарте со стороны Персии. В 404 г. до н.э. Афины вынуждены были заключить мир на кабальных для себя условиях. Все демократические институты были уничтожены, а власть оказалась у «коллегии тридцати». Ее правление ознаменовалось неслыханным террором. Казнены тысячи людей. По

литическими правами была наделена всего одна тысяча человек, наиболее богатых. Из их числа формировался совет из 500 членов и ему принадлежала вся власть. Фактически же управляла небольшая группа членов «тридцати» во главе с реакционером Критием.

Крушение демократии было не только результатом военного поражения. Само это поражение было результатом тех методов, с помощью которых Афины управляли своими союзниками. Здесь сказалось и недовольство простого народа, который беднел на фоне огромных богатств верхушки общества. Чтобы добыть себе пропитание многие афиняне нанимаются в чужеземные войска, особенно в странах Востока, где их охотно приглашали на службу.

В Афинах резко сократилась возможность денежных раздач, что не могло не усилить недовольство широких масс народа, лишенного средств существования, но по-прежнему презиравшего какой-либо труд.

Во второй половине IV в. до н.э. на Балканах приобретает большую силу наиболее отсталая из всех государств Македония. В 338 г. до н.э. в битве при Херронее македонская армия одержала победу над греческими войсками, и было положено начало господству македонской монархии над всей Элладой. Во II в. н.э. территория Афин становится частью римской провинции.

Всякое покоящееся на рабстве производство и всякое основывающееся на нем общество гибнут от этого противоречия. Разрешение его дается насильственным покорением гибнущего общества другим, более сильным (Греция покорена-Македонией, а позже Римом). Происходит лишь перемещение центра, и весь процесс повторяется на более высокой стадии, пока, наконец, не происходит завоевание таким народом, который вместо рабства вводит новый способ производства.

Читайте также:  мистические истории дитя ночи

Основные черты афинского права

Как и у других народов древнейшим источником права в Афинах являлся обычай. Ареопаг в своей деятельности руководствовался древними обычаями, идущими еще от первобытного общества.

Первая кодификация законов относится к 621 г. до н.э. Она принадлежит архонту Драконту. Это были первые писанные нормы права.

Они до нас не дошли. Плутарх отмечал, что законы Драконта отличались своей жестокостью, что почти за все преступления предусматривалась смертная казнь. Известны нам и законы Солона, которые не ограничивались нормами государственного устройства (см. выше), но и содержали в себе нормы и гражданского, и уголовного права.

С V-IV вв. до н.э. законы в Афинах становятся основным, а точнее, единственным источником права.

Право собственности. В Афинах не сложилось четкого определения собственности подобно римскому dominium. Там еще не сложилось представление о правах частного собственника. Но право собственности ревностно защищалось несколькими исками. Институт частной собственности получил в Афинах полное развитие. Собственник имел право пользоваться и распоряжаться вещью во всех дозволенных законом формах. Право частной собственности позволило накопить огромные богатства в руках немногих граждан. Государство контролировало совокупное имущество каждого гражданина, что и позволяло распределить афинян по имущественным разрядам. В зависимости от имущественного положения определялась и сумма налога гражданина. Богатые граждане обязаны были устраивать на свои средства шествия, празднества, жертвоприношения и пр. Эти обязательства богатых назывались литургией. Обязанное лицо могло переложить литургию на другого, которое по его мнению было богаче его, а если тот отказывался, то предлагал ему обменяться имуществом.

Частная собственность защищалась суровыми мерами. Добросовестное владение также строго охранялось.

В Афинах существовала и государственная собственность, включающая в себя рудники, шахты, военный флот и т.д.

Обязательственное право. Всякое соглашение могло быть основанием договорного обязательства. Неисполнение договорных обязательств до реформы Солона влекло личную ответственность должника, которому грозила долговая кабала.

После отмены долговой кабалы в качестве средств обеспечения договорных обязательств становятся задаток, залог и поручительство. За неисполнение обязательства иногда предусматривались штрафы.

Залоговое право вместе с питавшим его ростовщичеством получило весьма широкое хождение. Заложенные вещи передавались кредитору и в случае неуплаты долга они становились собственностью займодателя.

В Афинах весьма широко практиковался залог недвижимости (hipotheka), т.е. залог земли с оставлением ее в собственности должника. В случае неуплаты долга она переходила в собственность кредитора. Институт ипотеки, возникший в Греции, оказал заметное влияние в дальнейшем на римское право.

Распространенными договорами были договор купли-продажи, договоры найма, ссуды, подряда, займа, товарищества.

Всякий вред, причиненный личности или имуществу, давал основание для предъявления иска. В этих случаях возникали обязательства из деликтов, т.е. правонарушений.

Семейное право. В Афинах вступление в брак было обязательным. Безбрачие рассматривалось как несчастье и как нечестие, т.к. такое состояние приводило к утрате культа предков. Раньше, в гомеровский период, брак заключался в форме купли-продажи невесты. Женщина в брачном договоре не играла существенной роли. Она- объект договора, а не сторона. Жених заключал договор с ее отцом или иным родственником, под опекой которого она состоит.

Муж лишь управлял имуществом, полученным в приданое. Жена в семье занимала подчиненное положение. Муж пользовался услугами рабынь. Широкое распространение получала проституция, как первая профессия, находившаяся под покровительством государства. Связи мужчины с другими женщинами не порождали никаких юридических последствий. На жену смотрели как на вещь, необходимую для работы по хозяйству, и для афинянина она действительно была, помимо деторождения, не чем иным, как старшей служанкой.

Развод для мужчины был свободен. Он был обязан лишь вернуть ей приданое, если развод не был вызван изменой жены.

Разводу по инициативе жены предшествовало ее письменное обращение к архонту, в котором она излагала мотивы развода.

Сначала отец имел право жизни и смерти в отношении своих детей. Он мог продавать их в рабство.

Со временем отцовская власть уменьшилась. Отец мог отречься от ребенка, если считал его не своим. Он мог выдать свою дочь замуж за любого мужчину и даже мог свою волю выразить в завещании. Сын обязан был содержать родителей впавших в бедность.

Наследственное право. Афинское право знало наследование по закону и по завещанию. Порядок первого был следующим. В первую очередь наследуют сыновья умершего. Дочери получали приданое. Сыновья наследство делили поровну. Внебрачные дети не наследовали. Если не было прямых наследников, их место занимали боковые родственники умершего (братья, сестры, дяди, тетки, племянники, двоюродные братья и их дети и т.д.).

Наследование по завещанию появилось после реформы Солона. Завещать мог лишь тот, у кого не было законных детей мужского пола. Не могли завещать женщины и несовершеннолетние. Если у завещателя была одна дочь, то он мог завещать постороннему все свое состояние при условии, если последний женится на ней. Если по завещанию к единственной дочери не был назначен жених, то мужа ей подыскивал архонт.

Уголовное право сохраняло немало пережитков первобытного строя. Так, убийство рассматривалось как дело самих родственников убитого, а не государства. По договоренности родственники убитого от убийца могли получить вознаграждение. Такая же сделка была возможна между мужем и соблазнителем его жены. К делам частного обвинения афинское право относило почти все преступления, причинившие вред личности или его имуществу.

Ложный донос и лжесвидетельство в суде наказывались смертной казнью. Наиболее распространенными наказаниями были: смертная казнь, конфискация имущества, изгнание из страны, лишение гражданских прав.

Особую группу составляли воинские преступления (дезертирство, трусость, уклонение от воинской повинности).

Судопроизводство. Рассмотрению дела в суде предшествовало предварительное расследование. По государственным преступлениям создавались специальные комиссии, в остальных случаях следствие вели архонты и другие должностные лица. Обвинитель и обвиняемый использовали все возможные доказательства, в том числе и свидетельские.

По окончании предварительного следствия все добытые по делу доказательства (документы, протоколы допросов и т.д.) запечатывались в глиняные сосуды и направлялись в суд, где они и зачитывались.

Суд допрашивал свидетелей. Обвинитель и обвиняемый произносили свои речи, обращая внимание судей на имеющиеся в сосуде доказательства. Стороны в своих выступлениях старались эмоционально воздействовать на судей. Этому искусству в Афинах основательно учились. Адвокатуры в Афинах не было. Стороны тщательно скрывали помощь других лиц и вынуждены были заучивать написанные речи наизусть. Стороны в суде для произнесения речей получали одинаковое время и считалось особым достоинством и даже признаком правоты, если сторона досрочно заканчивала речь, а оставшееся время представляла своему противнику.

Судебное расследование заканчивалось голосованием. Если вердикт присяжных был обвинительным, приступали к определению меры наказания. Приговор оглашался лишь на третий день. Это давало возможность обвиняемому покинуть Афины, избавив себя от наказания. На судебное решение допускалась аппеляция к гелиэе.

Государство Спарта

Спарта представляла собой также как и Афины государство- город (полис). Впоследствии Спарта, благодаря своему военному могуществу, объединила ряд городов южной Греции (Пелопоннеса) и образовала Пелопоннесский союз, в состав которого вошли и также богатые города как Коринф, Мегара и др.

С первых же шагов своего становления спартанское государство приобретает все черты военного лагеря. Это объясняется необходимостью удерживать в повиновении огромную массу порабощенных людей. Спартиаты (полноправные граждане Спарты) заботились о недопущении раскола по имущественному принципу среди «равных», как называли себя спартиаты.

Были приняты суровые законы против роскоши, согласно которым крыши всех домов должны делаться одним топором, а двери только одной пилой, без помощи какого-либо другого инструмента. Ликург запретил спартиатам заниматься торговлей, введена тяжелая железная монета, которую перевозили на волах.

Только спартиаты пользовались политическими правами. Каждый из них был наделен земельным участком вместе с илотами, обрабатывающими эту землю.

Все спартиаты должны были участвовать в общественных трапезах (сисситиях). Каждый вносил для этих целей свой взнос натурой и деньгами. Те граждане, которые по своей бедности не могли участвовать в этих совместных трапезах, исключались из числа «равных» и переводились в разряд «опустившихся» (гипомейенов).

Периэки политическими правами не пользовались, но были людьми свободными. Они могли приобретать собственность, совершать сделки. Главным их занятием были ремесло и торговля. Периэки несли воинскую службу в качестве тяжеловооруженных воинов.

Повиновение илотов спартиаты добивались методами жесткого террора. Самых смелых и сильных илотов убивали во время так называемых критий (массовых убийств). Ежегодно эфоры объявляли войну илотам, как бы подводя под массовые убийства правовую основу. Весьма часто илоты поднимали восстания. Так, в 464 г. до н.э. началось всеобщее выступление илотов против своих господ. Ввиду угрожающих размеров восстания Спарта вынуждена была обратиться за помощью к Афинам.

Власть двух царей произошла из власти родоплеменных вождей гомеровской эпохи. Двойная царская власть возникла, вероятно, как результат объединения дорийского и ахейского племен. Со временем реальная власть оказалась у эфоров. Царю, выступавшему в поход, принадлежала в значительной мере власть военного вождя, хотя и здесь он находился под наблюдением двух эфоров. Царь был также верховным жрецом и верховным судьей. Позднее царям оставлены были дела семейные и наследственные.

Неугодные цари могли быть смещены эфорами. Каждые восемь лет эфоры проводили гаданье по звездам и под предлогом неблагоприятных для царя расположения звезд могли сместить царей и даже предать их суду. Цари были окружены почетом. Все должны были вставать перед ними, кроме эфоров.

Члены герусии (геронты) избирались из знатных особ, достигших 60 летнего возраста, уже свободных от обязанности нести военную службу. Геронтов избирало народное собрание посредством крика пожизненно. Герусия предварительно рассматривала все вопросы, выносимые в народное собрание. Она разбирала угольные дела и в том числе государственные. Дела гражданские были подсудны эфорам.

Народное собрание (апелла) не играло в Спарте сколько-нибудь значительной роли. В народном собрании участвовали граждане с 30-летнего возраста. Выступали, как правило, должностные лица и послы других государств. Голосование производилось криком. Если трудно было определить решение таким образом, то участники собрания расходились в разные стороны.

К ведению народного собрания относилось прежде всего избрание геронтов, эфоров, начальников армии и флота. Собрание решало кому из царей идти в поход, принимало новых граждан и лишало отдельных граждан гражданства.

Эфоры занимали особое положение в спартанском обществе. Фактическое руководство делами государства принадлежало эфорам. Их было пять, их ежегодно избирали в народном собрании. Передача реальной власти эфорам объясняется тем, что знать Спарты не полагалась на царей, наследственно занимавших трон, предпочла передать власть своим прямым ставленникам!

Эфоры выносили решение по большинству голосов. Во главе коллегии эфоров стоял первый эфор, его именем и назывался год.

Управление страной было в руках коллегии эфоров, они контролировали деятельность всех должностных лиц. Всякое нарушение дисциплины и установившихся нравов каралось весьма сурово. В своей деятельности эфоры отчитывались только перед преемниками.

В Спарте господствовало неписаное, обычное право. Долгое время сохранялась общинная собственность на землю. Продажа земли и домов была запрещена. Со времени Ликурга число земельных участков оставалось в Спарте неизменным и потому число граждан не должно превышать 10 тысяч человек. Надел переходил старшему брату, другие братья могли стать полноправными гражданами только в том случае, когда появится земельный участок без владельца.

Женщина в Спарте занимала сравнительно высокое положение. Она обладала имущественными правами. Почетное положение женщины можно объяснить остатками матриархата.

Несколько столетий Спарта сохраняла черты военно-земледельческого государства, и перемены здесь наметились лишь в IV—III вв. до н.э. В 196 году до н.э. Спарта утратила свою политическую самостоятельность, попав со всеми государствами Греции под власть Рима.

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector