создатель самбо краткая биография

Самбо — боевое искусство, отработанное на советских хулиганах

sambo

Борьба самбо появилась, когда первый русский, получивший черный пояс по дзюдо, начал отрабатывать свои навыки на чистопрудненских хулиганах. Поразительная, странная и местами дикая история советского боевого стиля продолжается до сих пор.

Ощепков, Спиридонов и Харлампиев — отцы-основатели

1341663317 phoca thumb l solovov 39

Самбо любопытно и замечательно хотя бы по той причине, что это — советское боевое искусство. Оно расшифровывается как «самооборона без оружия», а его появление относится к началу XX века, когда жили три отца-основателя этого стиля.

Первый из них — Виктор Афанасиевич Спиридонов, создатель системы «самоз», прикладной борьбы и рукопашного боя, применявшегося советской милицией и войсками НКВД. Самоз изначально задумывался как закрытый, ведомственный стиль и был создан на основе модного в те времена в Европе японского джиу-джитсу, а также вольной борьбы, классической борьбы, бокса и савата.

Spiridonov Viktor Afanasevich

Основной целью самоза была подготовка милиционеров, диверсантов и контрразведчиков. Подготовка включала в себя изучение приемов, направленных на быстрое обезоруживание и обездвиживание противника. Много внимания уделялось болевым и удушающим приемам в стойке, а также работе против вооруженного противника. Все это понятно: милиционер, вяжущий преступника, или разведчик, берущий «языка», борется не за очки.

Самоз преподавался внутри закрытых школ и не был рассчитан на широкие слои населения, так как в его арсенал входили травмирующие и калечащие техники, которые до автоматизма нарабатывались уже непосредственно при задержаниях и боестолкновениях. Распространение этой системы среди обычных граждан посчитали слишком опасным.

Именно эта закрытость сейчас сыграла злую шутку, ведь многие представители современного российского «булшитто» старательно пытаются подмазаться к секретному ведомственному самозу.

Ощепков и дзюдо

147183419 1433023224

Второй отец-основатель самбо, Василий Сергеевич Ощепков, родился на каторге от осужденной вдовы еще до революции. Однако через некоторое время судьба улыбнулась будущему титану борьбы, и в 1907 году его отправили в русскую семинарию в Японии. Туда набирали мальчиков-сирот, чтобы сделать из них знатоков японской истории и культуры, а заодно и разведчиков. Незадолго до этого закончилась русско-японская война, и сведения об этом опасном соседе были крайне важны.

Кроме целого комплекса дисциплин в семинарии преподавались и основы дзюдо, переживавшего свой расцвет в Японии. Ощепков с удовольствием тренировался и, став лучшим учеником, получил шанс оказаться приглашенным на занятия в знаменитую школу дзюдо «Кодокан» к самому Дзигоро Кано, основателю этой борьбы.

К чести японского учителя, он оценил стойкость и дисциплинированность Ощепкова и не стал обращать внимание на национальные различия. Именно он рассказал ему о секрете, зная который можно было попасть в Кодокан. Дело в том, что перед претендентами на зачисление выступал сам Дзигоро Кано, который разводил многочасовые речи о морали, вежливости, правилах приличия и прочих, совершенно неинтересных для молодых парней вещах.

jigoro 2

Естественно, большинство претендентов уже через несколько минут теряли интерес к словам Кано и начинали отвлекаться, зевать или потягиваться. Именно за этим строго следили стоящие за их спиной тренера Кодокан. И лишь внимательного и почтительного юношу, который все время, не шелохнувшись, с уважением слушал пожилого сенсея, принимали в школу. Так туда попал и Ощепков.

Надо сказать, что тренировки тогда были намного суровей нынешних, и из всех, кто попал в школу вместе с Василием Сергеевичем, остался только один он. Да и японцы, после войны с враждебностью относившиеся к русскому, часто превращали обычные спарринги в настоящие бои, и Ощепкову пришлось очень непросто. Но, тем не менее, он первым из русских получил черный пояс по дзюдо, и третьим из европейцев второй дан.

После революции и гражданской войны Ощепков работал сначала во Владивостоке, устраивая показательные выступления и соревнования по дзюдо. После своего переезда в Москву он сумел заинтересовать высшее руководство страны борьбой, а в 1929 году начал преподавать ее в Государственном центральном институте физической культуры.

sportsambo1

Сохранилась забавная история о том, как он привлек внимание первых людей страны. Ученик Ощепкова, Н.М. Галковский, рассказывает, что однажды секретарь командарма Тухачевского зашел в его кабинет и увидел, что командарм направил револьвер на крепкого, лысого гражданина, однако тот ловким приемом обезоружив шефа, бросил того на пол. Секретарь уже думал броситься на помощь начальнику, и только окрик Тухачевского остановил его. Оказывается, это сам военачальник, неплохо владевший навыками борьбы, попросил Ощепкова продемонстрировать на нем приемы дзюдо.

Именно с работой Ощепкова в Инфизкульте связана еще одна веха в появлении самбо. Дело в том, что учиться туда приезжали крепкие ребята со всех концов многонациональной советской страны, многие из которых неплохо владели своими, национальными видами борьбы.

Ощепков любил познавать новое и часто боролся с учениками, расспрашивая их о потенциально полезных приемах. Их он впоследствии добавлял в свою систему. Так, в будущем самбо появились элементы грузинской чидаобы, татарского и башкирского куреш, молдавской трынты, армянского коха, а также еще нескольких систем борьбы народов Советского Союза. Позже его ученики уже специально ездили по СССР, привозя мастеру фотографии приемов национальных видов борьбы. Конечно, Ощепков дополнял свою систему не только приемами борцов национальных республик. Также он активно впитывал умения классической и вольной борьбы.

image 3

Нужно сказать, что в те времена на улицах расплодилось множество хулиганов, и Ощепкову не раз приходилось успокаивать распоясавшихся люмпенов. Его жена в своих воспоминаниях рассказывала о том, как Василий Сергеевич однажды вырубил негодяя, который шел по улице и всем, попадавшим ему на встречу, бил в лицо.

Позже Ощепков с учениками организовал «чистопрудную практику». Дело в том, что в те времена на Чистопрудном бульваре в Москве вечером постоянно терлись хулиганы, пристававшие к прохожим и избивавшие тех, кто пытался их урезонить. Именно туда чуть ли не каждый вечер отправлялся Ощепков с учениками, чтобы устроить местным бузотерам показательную порку, избивая и разгоняя злостных нарушителей спокойствия. Будущим самбистам приходилось драться против преступников, вооруженных ножами, кастетами и палками, набирая, таким образом, бесценный опыт.

harlampiev

После трагической гибели В.С. Ощепкова в тюрьме в 1937 году, инициативу подхватил его ученик Анатолий Аркадьевич Харлампиев, превратив борьбу вольного стиля дзюу-до (это не ошибка, именно так тогда это и произносилось) Ощепкова в то самбо, которое мы теперь знаем. Хотя официально советская борьба вольного стиля стала называться так только в 1947.

Современное самбо

2107552

Сейчас самбо — динамично развивающаяся система «борьбы в куртках», где разрешены броски в стойке, а также болевые на ноги и на руки в партере. Удушающие здесь, к слову, запрещены. Это было сделано еще на заре возникновения и популяризации самбо, так как в массы решили нести более мягкую и менее травматичную версию борьбы.

Однако для любителей пожестче в конце 90-х появилось боевое самбо — смесь ударных техник и борьбы, где разрешены добивания, удары руками и ногами, удары головой, удушения и прочие прелести нынешнего MMA. Практически, это и есть MMA, поэтому соревнования по боевому самбо выглядят так брутально.

Самбисты в MMA

e139245830792611de61466dc98ba552

Утверждение о том, что боевое самбо — это MMA «в куртке», полностью подтверждается нашими борцами, отлично проявляющими себя в смешанных единоборствах.

Самый очевидный пример — Федор Емельяненко, знаменитый «Последний Император», крушивший всех во времена японского «Прайда», и ставший символом ММА в России, сделав этот спорт столь популярным у нас. Кстати, 13 октября этого года он будет биться в Беллатор с любителем «трэштока» Чейлом Сонненом.

Также можно вспомнить Виталия Минакова, бывшего чемпиона в тяжелом весе все того же Беллатора. Ждем, когда он вернется в промоушен и получит обратно свой пояс.

taktarov

Нельзя забывать и о первопроходце ММА из России, Олеге Тактарове, который бился в UFC, когда оно еще не было мейнстримом. В свое время он даже завоевывал пояс чемпиона.

Ну, и естественно, говоря о бойцах самбо в ММА, невозможно не упомянуть нынешнего чемпиона UFC в легком весе Хабиба «Орла» Нурмагомедова. Американской публике он, прежде всего, запомнился своей белой папахой и надписью на футболке «если бы самбо было легким, оно называлось бы джиу-джицу».

NMIu 3LquKc

Недавно UFC анонсировало супербой между Хабибом и Конором Макгрегором за пояс в легкой весовой категории. Если никто опять не слетит с боя, что раньше бывало не раз, 6 октября этого года мы увидим противостояние настоящих титанов.

Читайте также:  библейские истории для детей картинки

Самбо в уличной драке

Насколько самбо применимо в уличной драке? Главное преимущество этой борьбы заключается в том, что в ней есть множество приемов, как в стойке, так и в партере. Воткнуть противника головой в асфальт для профессионального самбиста — раз плюнуть, ведь он прошел все круги спаррингов и соревнований. А умение бороться в куртке для нашей климатической зоны трудно переоценить.

Источник

Харлампиев Анатолий Аркадьевич

Спортивный деятель. Заслуженный мастер спорта СССР. Заслуженный тренер СССР. Исследователь элементов борьбы народных игр, боевых искусств и национальных видов борьбы народов СССР, один из основоположников впервые четко разделенного им спортивного и боевого самбо.

Харлампиев изучал Дзюдо Кодокан под руководством Василия Сергеевича Ощепкова, которого также принято считать одним из основоположников борьбы Самбо, наряду со Спиридоновым Виктором Афанасьевичем. Но особый его интерес вызывали национальные виды единоборств народов СССР, которые в течение многих лет изучал и систематизировал, описывая и классифицируя их технические приемы.

Практически сразу после завершения обучения Анатолий Харлампиев начал преподавать физкультуру в коммунистическом университете трудящихся Востока, где учились представители разных народностей, в том числе из среднеазиатских и кавказских республик, многие из которых владели национальными видами единоборств. Таким образом, обучая студентов, обучался сам. Организуя и участвуя в поединках со своими студентами, перенимал у них уникальные, свойственные лишь определенным этническим группам, приемы рукопашного боя.

Кроме преподавательской практики Анатолий Аркадьевич регулярно, не реже одного раза в год отправлялся в исследовательские экспедиции по советским республикам, где изучал новые стили боевых искусств и совершенствовал свое мастерство. С 1935 года вел тренировки по дзюу-до вольного стиля в московском дворце спорта «Крылья Советов». В 1936 году окончил Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма.

Важнейшим этапом в жизни мастера стала Великая Отечественная Война. За время войны Харлампиев многократно проявлял отвагу и доблесть, за что награжден орденом «Красной Звезды», медалями «За оборону Москвы», «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга». После Победы перевелся в войска, которым удалось разгромить Квантунскую японскую армию. Даже во время войны продолжал учиться, проявляя интерес к пленным японцам, учась у них и устраивая поединки с ними. Увлечение боевыми искусствами помогало расположить к себе пленных и заставить их уважать себя даже при таких тяжелых обстоятельствах.

После окончания войны Анатолий Аркадьевич направил все силы на развитие и популяризацию Самбо. С 1947 года продолжено проведение чемпионатов СССР. В том же году по его инициативе проведен второй всесоюзный сбор тренеров. На нем решено новый вид борьбы в одежде, называть борьбой самбо, а также создать Федерацию борьбы самбо.

Соревнования по борьбе самбо стали регулярно проводить в городах, областях и республиках Советского Союза. Началось издание учебно-методической литературы по самбо. Спортивно-воспитательная работа с молодежью, подростками и сотрудниками силовых структур в секциях самбо, которую проводил Анатолий Аркадьевич Харлампиев и его соратники, способствовала росту числа занимающихся борьбой самбо в СССР.

Анатолий Аркадьевич Харлампиев скончался 16 апреля 1979 года в возрасте семидесяти двух лет. Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.

Награды Анатолия Харлампиева

Орден «Красной Звезды»
Медаль «За оборону Москвы»
Медаль «За боевые заслуги»
Медаль «За взятие Кенигсберга»
Заслуженный мастер спорта СССР (1947)
Заслуженный тренер СССР (1958)

Память об Анатолии Харлампиеве

18 октября 2018 года при НИУ «МЭИ» был открыт Институт развития самбо имени А. А. Харлампиева, призванный стать базовой научно-исследовательской организацией по вопросам развития самбо в России и мире

Книги Анатолия Харлампиева

Семья Анатолия Харлампиева

Источник

Анатолий Харлампиев. Непобедимый «отец самбо»

Анатолию Харлампиеву удалось создать боевую систему, способную сделать из простого советского гражданина супергероя. Вобрав в себя все лучшее, самбо стало нашим ответом дзюдо, карате и боксу. Ответом, который понятен без всяких слов.

Фамилия Харлампиев с греческого языка переводится как «сияющий свет». Дед Анатолия Харлампиева, Георгий, добросовестно дослужился до чина надворного советника, был уважаемым в обществе человеком и настоящим силачом. В книге Эдуарда Хруцкого «Этот неистовый русский», рассказывается о том, что в семье Харлампиева большое значение уделялось физическим упражнениям, своего сына Аркадия Георгий Харлампиев воспитывал в строгой дисциплине, проводил с ним атлетические занятия.

Харлампиевы участвовали в кулачных боях на берегу или льду Днепра. Себя в качестве бойца Георгий Харлампиев не позиционировал, в то время всех физически развитых людей просто называли гимнастами.

Но гимнаст Георгий Харлампиев был особенным, он рвал пальцами трехкопеечную монету, однажды остановил руками понесшую лошадь. Сын Георгия, Аркадий, был художником, альпинистом и первым профессиональным русским боксером. Для того, чтобы заработать деньги на пропитание семьи и обучение в парижской Академии изящных искусства, он принимал участие в боях за деньги под псевдонимом Шарль Лампье. Вернувшись в Россию, развивал бокс, преподавал в центральной школе милиции и других учебных заведениях, писал в соавторстве с Гретье и Градополовым учебные пособия по боксу, называя его «благородным искусством самозащиты».

Достойный сын и внук

Анатолий Харлампиев был, таким образом, потомственным бойцом. Его дед-силач и отец-боксер с раннего детства воспитывали ребенка в атмосфере уважения к атлетизму и тяжелому труду. В возрасте шести лет будущий «отец самбо» выступал в цирке, исполняя гимнастические кульбиты под куполом манежа.

В 16 лет он был уже разносторонне развитым спортсменом, ещё во время обучения в школе занимался силовой атлетикой, гимнастикой, борьбой, боксом, альпинизмом.

Однако Анатолий Харлампиев был не просто силачом и спортсменом, но и живо интересовался искусством, изучал живопись, скульптуру, учился в музыкальном техникуме. Однако его подлинной страстью все равно остаются единоборства. После школы Анатолий Харлампиев закончил курсы спортивных инструкторов и начал работать в Обществе строителей Международного Красного стадиона и Красном университете трудящихся Востока преподавателем физкультуры. В это же время Харлампиев познакомился с Николаем Подвойским, председателем Спортинтерна, который «подкинул» ему идею создания универсальной борьбы вольного стиля. Видимо, тогда Харлампиев и «загорелся».

До сих пор, когда Харлампиева называют «отцом самбо», в интернете разгораются жаркие споры по поводу его «отцовства». Учителем Харлампиева был друг его отца Василий Ощепков. Он был настоящим «локомотивом» развития боевых искусств в России. В 1913 году Ощепков закончил в Японии школу «Кудокан», обучался он у самого Дзигоро Кано и стал третьим европейцем, получившим второй дан по дзюдо.

В России Ощепков открыл школу дзюдо, обучал рукопашному бою милиционеров и бойцов Красной армии, проводил турниры.

Однако Ощепков не только продвигал дзюдо, но и пошел дальше: ввел русские названия приемов, заменил поклон на рукопожатие до и после схватки, ввел весовые категории и «борцовки», изменил покров куртки и внедрил в арсенал дзюдо приемы из национальных видов борьбы, которые изучал, путешествуя по республикам Союза. Ощепкова действительно можно считать одним из патриархов самбо, но не отцом, а скорее «дедом». Систематизировал техники Советской вольной борьбы в одежде (так первоначально называлось самбо) уже Анатолий Харлампиев.

Об этом периоде его жизни в 1983 году был снят фильм «Непобедимый», в котором роль Харлампиева исполнил Андрей Ростоцкий. К 1936 году, когда Харлампиев защищал диплом, он собрал уже более 1000 приемов из разных видов борьбы. Сразу после начала Великой Отечественной войны, Харлампиев ушел добровольцем на фронт. Закончив войну в войсках, разгромивших Квантунскую армию, он также учился борьбе у пленных японцев, в обозе которых нашлось с десяток татами. Начав воевать простым солдатом, Харлампиев был демобилизован в звании старшего лейтенанта, заслужил ордена и медали.

В отличие от всех традиционных боевых искусств, самбо до сих пор является открытой системой. Первоначальный импульс к развитию был задан дзюдо, но самбо быстро его переросло, включив в свой арсенал не только приемы из национальных видов борьбы (куреша, чидаобы и других), но и техники армейских боевых систем.

В начале 60-х годов, в преддверии Токийской олимпиады, в СССР впервые прибыли лучшие дзюдоисты Японии со своими тренерами.

В 50-х годах японцы присвоили Харлампиеву почетный восьмой дан по дзюдо, что для неяпонца было просто немыслимо. За годы своей тренерской деятельности (только в МЭИ Харламипиев преподавал 25 лет) он подготовил 70 мастеров спорта. В 1961 году дзюдо было включено в программу Олимпийских игр, самбисты стали уходить из самбо в дзюдо, что не могло, конечно, нарвиться Анатолию Харлампиеву, но этот «исход» показал, насколько самбо универсальная система.

Читайте также:  аниме история семьи аркана ова

Доказывают это и успехи российских мастеров самбо в соревнованиях по смешанным единоборствам.

Харлампиев был предан самбо, вкладывая в его развитие всего себя. Даже когда самбо стало популярным видом спорта (его даже включили в нормы ГТО-2) и в залах не хватало места, Харлампиев не отказывал никому. Первая тренировка у мастера начиналась в 9 утра, последняя в 9 вечера. Сам Харлампиев ничего не требовал за свои достижения для себя и своей семьи, долгое время жил в коммуналке. Одна комната была для него и спальней, и кабинетом, и кухней. Скончался «отец самбо» в 1979 году, оставив после себя школу, мастеров и новый эффективный вид единоборства.

Источник

Анатолий Харлампиев — создатель САМБО

Анатолий Аркадьевич Харлампиев (1906 – 1979) – выдающийся исследователь национальных боевых искусств, заслуженный мастер спорта СССР и заслуженный тренер СССР, посвятивший свою жизнь созданию и развитию борьбы САМБО.

Анатолий Харлампиев обучался боевым искусствам с раннего детства, сначала под руководством деда – выдающегося гимнаста и кулачного бойца, а затем и отца – чемпиона Франции и Европы по боксу, считающегося основоположником русской школы бокса.

Позднее Анатолий Харлампиев изучал Дзюдо Кодокан под руководством Василия Сергеевича Ощепкова, которого также принято считать одним из основоположников борьбы САМБО, наряду со Спиридоновым Виктором Афанасьевичем.

Но особый его интерес Анатолия Харлампиева вызывали национальные виды единоборств народов СССР, которые он в течение многих лет изучал и систематизировал, описывая и классифицируя их технические приемы.

anatolij harlampiev4

Соединение воедино наиболее эффективных приемов различных видов единоборств, а также использование их комбинаций – стало основой для создания нового вида борьбы, как говорил сам Анатолий Аркадьевич, чтобы слабый и безоружный всегда мог защититься.

Практически сразу после завершения обучения Анатолий Харлампиев начал преподавать физкультуру в коммунистическом университете трудящихся Востока, где учились представители разных народностей, в том числе из среднеазиатских и кавказских республик, многие из которых владели национальными видами единоборств.

Таким образом, обучая студентов, Анатолий Аркадьевич обучался сам. Организуя и участвуя в поединках со своими студентами, он перенимал у них уникальные, свойственные лишь определенным этническим группам, приемы рукопашного боя.

Кроме преподавательской практики Анатолий Харлампиев регулярно, не реже одного раза в год отправлялся в исследовательские экспедиции по советским республикам, где изучал новые стили боевых искусств и совершенствовал свое мастерство.

anatolij harlampiev5

Официальной датой создания борьбы вольного стиля (как тогда называлось САМБО) считается 1938 год, когда система была признана, как самостоятельный вид спорта в СССР, а Анатолий Харлампиев назначен старшим тренером.

Важнейшим этапом в жизни мастера стала Великая Отечественная Война. За время войны «Непобедимый» мастер многократно проявлял отвагу и доблесть, за что был награжден орденом «Красной Звезды», медалями «За оборону Москвы», «За боевые заслуги», «За взятие Кёнигсберга».

После Победы Харлампиев перевёлся в войска, которым удалось разгромить Квантунскую японскую армию.

Большой интерес мастера вызывали японские боевые искусства.

Даже во время войны Харлампиев продолжал учиться, проявляя интерес к пленным японцам, учась у них и устраивая поединки с ними.

Увлечение боевыми искусствами помогало Харлампиеву расположить к себе пленных и заставить их уважать себя даже при таких тяжелых обстоятельствах.

anatolij harlampiev1

Начиная с 1947 года и по настоящее время регулярно проводятся соревнования по борьбе САМБО, в том числе ежегодно проводятся чемпионаты имени Анатолия Аркадьевича Харлампиева, а центр Центр боевого самбо МЭИ, на кафедре физического воспитания и спорта которого мастер проработал последние двадцать шесть лет своей жизни, носит его имя.
Вклад мастера в создание, развитие и популяризацию САМБО неоценим.

Помимо мощнейшего прикладного аспекта, который несет в себе единоборство, САМБО — это философия жизни, позволяющая человеку выработать логику и тактику ведения боя, развивает аналитические способности и внимательность, позволяет в кротчайшие сроки мобилизовать внутренние резервы организма и направить их на достижения цели.

anatolij harlampiev3

Особым вкладом в развитие САМБО являются книги Анатолия Харлампиева, которые несут на себе печать легендарной личности мастера.

Книги Харлампиева А.А:

Источник

Самбо устояло: кто на самом деле придумал «борьбу вольного стиля»

Depositphotos 148161323 xl 2015

80 лет назад 16 ноября 1938 года Всесоюзный комитет по физической культуре и спорту издал приказ №633 «О развитии борьбы вольного стиля». В нем, в частности, говорилось о необходимости «организовать секции борьбы вольного стиля при всех республиканских, краевых, областных и городских комитетах по делам физкультуры и спорта. В республиках, краях и областях, в которых национальные виды борьбы пользуются популярностью среди местного населения, организовать и укрепить спортивную работу по данным видам борьбы». Для этого «отделу физкультуры и спорта ВЦСПС и всем ЦС добровольных спортивных обществ дать указания на места о развертывании работы по борьбе вольного стиля, обязав выделить на это дело необходимые средства». Хотя в документе говорится о «борьбе вольного стиля», на самом деле речь идет о самбо. Точнее, о том виде единоборства, которое мы сегодня знаем под этим названием.

Depositphotos 163584612 xl 2015

Уроки русских пластунов

TASS 13664795 0

spiridonov

Виктор Афанасьевич Спиридонов — один из основателей борьбы самбо

В конце 1930-х его вынудили уйти из «Динамо», но, к счастью, у него уже было достаточно много учеников, которые могли продолжить дело. В начале Великой Отечественной войны уже почти шестидесятилетний Виктор Афанасьевич вернулся к активной деятельности и обучал эффективному рукопашному бою бойцов формировавшейся из спортсменов-динамовцев Отдельной мотострелковой бригады особого назначения НКВД. В 1943 году он скончался в столице после тяжелой болезни.

GettyImages 517213326 1

Ветер с востока

Второй Атлант, на плечах которого было построено современное самбо, — это Василий Ощепков, родившийся в 1892 году на Сахалине. Родители его были каторжанами, позже мать перевели на положение ссыльной. Мальчик рано остался сиротой. В 1905 году остров отошел Японии, и Василий оказался в Стране восходящего солнца в духовной семинарии при Русской православной миссии в Токио. Там начал заниматься дзюдо, которое входило в обязательную школьную программу. Успехи юноши были столь очевидны, что его решили показать в институте дзюдо Кодокан, — Василий выдержал вступительные испытания и был принят в школу, которую называют храмом дзюдо. Дословно Кодокан переводится как «Дом изучения пути». Он был основан Дзигоро Кано — человеком, создавшим современное дзюдо, заложившим основы техники и философии. У него и учился Ощепков.

RIAN 56124.HR .ru

Василий Ощепков, родоначальник советского дзюдо и один из основателей самбо

В 1913 году Василий получил черный пояс первого дана, став третьим европейцем и первым русским мастером в истории. Через несколько лет он сдал экзамен на второй дан. После революции Ощепков вернулся в Россию, видимо, из-за прекращения финансирования. Дальний Восток был занят Колчаком, Ощепкову волей-неволей пришлось контактировать с новым правительством; но в Гражданской войне он не участвовал. Василий свободно владел японским, поэтому зарабатывал переводами и уроками. Почти сразу открыл школу дзюдо во Владивостоке. В 1923 году Ощепков снова объявился в Японии уже как бизнесмен-кинопрокатчик, не нашедший общего языка с советской властью. На самом деле он уже работал в отделе агентурной разведки Пятой армии.

GettyImages 594264353

20060518 gaf u41 005

Древнегреческая фреска с изображением двух бойцов в перчатках, напоминающих современные шингарты

%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D1%86%D0%B5%D0%B2 %D0%9A%D1%83%D0%BB%D0%B0%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B8%CC%86 %D0%B1%D0%BE%D0%B8%CC%86 1836

Старинная русская народная забава — кулачный бой. Картина художника Федора Солнцева, 1836 год

GettyImages 534228810

GettyImages 534227950

e018657762461288d7e47a47eee11b93

8 августа 1889 года в США состоялся последний боксерский поединок на голых кулаках за звание чемпиона мира между Джоном Салливаном и Джеком Килрейном. Бой продлился 75 раундов

GettyImages 515146002

Бой между Джеймсом Джеффрисом и первым чернокожим чемпионом-тяжеловесом Джеком Джонсоном

GettyImages 515297192

Величайший американский боксер-профессионал Шугар Рэй Робинсон в своем главном бою против Джейка Ламотты, 1951 год, Чикаго. До этого поединка соперники встречались на ринге шесть раз

GettyImages 517431770

GettyImages 160068613

20170827 zap t114 037

Первый в истории бой между бойцом смешанных единоборств Конором Макгрегором и профессиональным боксером Флойдом Мейвезером, 2017 год. Поединок проходил по правилам бокса, где Макгрегору пришлось сменить привычные шингарты на классические перчатки боксера

Через несколько лет Ощепкова обвинили в растрате казенных денег — не все потраченные им на агентов средства оказались подтверждены расписками. Наверное, свою роль сыграло и недоверие ОГПУ к бывшему «колчаковскому переводчику», да еще женившемуся в Японии на белоэмигрантке. Ощепкову пришлось вернуться в СССР. Дело против него быстро закрыли, однако путь в Токио теперь был отрезан. Зато боевое искусство становится главной сферой его жизни.

Depositphotos 100670546 original 1

Сначала Ощепков преподавал искусство самообороны в Новосибирске, но уже в 1929 году его пригласили в Москву. Он вел занятия в ЦДКА (Центральный дом Советской Армии — предтеча ЦСКА) занятия по рукопашному бою, которые имели всё больше поклонников. Была даже создана специальная группа для высшего комсостава РККА. С 1930 года Василий Сергеевич преподает дзюдо в качестве одной из учебных дисциплин в Московском институте физкультуры и ведет там несколько групп.

Читайте также:  аниме с сильными персонажами

В это время Ощепков стал замечать, что некоторые чисто японские традиции непонятны нашим людям, и стал реформировать свой стиль. Отказался от непривычного татами и классического кимоно, оставив только куртку с поясом, без которых невозможно было проводить захваты. Отменил церемониальные поклоны, заменив их рукопожатием, и изменил систему оценки приемов. Заменил непривычные японские названия приемов на русские: «отхват изнутри с захватом ноги», «зацеп», «боковая подсечка», «бросок через голову», «бросок через бедро», «удержание» и т.д. Кроме того, Ощепков обогатил технику борьбы новыми приемами, которые подметил в процессе работы. На организуемые им соревнования приезжали борцы со всей страны, которые не знали, что такое дзюдо, зато владели национальными видами единоборств — армянской борьбой кох, азербайджанской гюлеш, казахской, узбекской и татаркой куреш, грузинской чидаоба, тувинской хапсагай, бурятской бухэ барилдаан, молдавской трынта и т.д.

Собственно, термин «вольный стиль» и появился сначала как возможность показать себя борцам разных национальных школ. А потом Ощепков пошел дальше и включил ряд неожиданных приемов из этих самобытных стилей в свою систему борьбы.

С самого начала Ощепков разделял спортивное и прикладное направление своего стиля борьбы. Первое нужно было для тренировок, самосовершенствования и соревнований, второе — для применения в бою. И здесь ограничений не было, а борцовские приемы были дополнены ударными техниками японского карате, окинавского джиу-джицу, французского савата и классического бокса. Но всё же, основой системы Ощепкова было дзюдо, чего он никогда не скрывал. В традиции восточных единоборств, где каждый мастер мог создавать свою школу, творчески развивая опыт его учителей, можно было бы говорить о «школе дзюдо Ощепкова», но советские реалии вынуждали его расширять спектр возможностей своего стиля.

RIAN 559244.HR .ru

Здание Центрального дома Советской армии на Суворовской площади в Москве

c5f8448150b0e8e72c552daa86c98ac8

К середине 1930-х Ощепков преподавал рукопашный бой на военном факультете Институте физкультуры, школе профсоюзов имени Шверника, вел секцию во Дворце спорта Осоавиахима. Летом 1937 года Василию Сергеевичу удалось добиться открытия специализации по дзюдо в организованной при инфизкульте Высшей школе тренеров. И вдруг в начале октября арест и обвинение по традиционной 57-й статье — враг народа и японский шпион. Всего через неделю великий тренер скончался — то ли не выдержало больное сердце, то ли «перестарались» на Лубянке.

Летом 1937-го Красная армия вошла на территорию Монголии, после чего отношения с Японией обострились до предела. В прессе началась антияпонская истерия, под которую попало и дзюдо. Вот типичная газетная цитата тех времен: «Родина воинствующего фашизма, страна реакции, террора и интервенции Япония имеет систему физического воспитания, предназначенную исполнять классовые заказы японских империалистов. Эта система носит название дзюу-до» (цитата по книге: Лукашев М. Н. «Сотворение самбо: родиться в царской тюрьме и умереть в сталинской»).

Ощепков с его японским воспитанием, языком и дзюдо сразу же попал под подозрение. Но арест его был вызван не реальной деятельностью тренера, а начавшимся маниакальным поиском шпионов. Поскольку «фигурант» скончался в тюрьме, дело закрыли, и подробности его канули в Лету. Через несколько дней после ареста Василия Сергеевича, когда он был еще жив, в инфизкульте вышел приказ о закрытии отделения дзюдо.

Рождение самбо

Тем не менее школа выжила. Ученики Ощепкова — В.В. Сидоров. Н.М. Галковский, Р.А. Школьников, Б.А. Сагателян, А.А. Будзинский, A.M. Ларионов, В.П. Волков и другие продолжили дело. К этому времени почти все они стали самостоятельными мастерами, вели секции, издавали пособия для разных силовых ведомств. И всё же особняком стоит фигура еще одного ученика Ощепкова — Анатолия Харлампиева.

TASS 307369

Заслуженный тренер СССР Анатолий Харлампиев, стоявший у истоков нового вида спорта самбо, 1976 год

Выходец из цирковой семьи, он уже в детстве стал выходить на манеж в качестве акробата. Его дед был знаменитым борцом и цирковым атлетом, а отец изучал бокс во Франции, стал чемпионом Европы и одним из основоположников этого спорта в СССР. Но Анатолий увлекся борьбой и поступил в институт физкультуры к Ощепкову на отделение дзюдо. Окончил в 1936-м, после чего Василий Сергеевич передал ему свою секцию во Дворце спорта Осавиахима — Ощепков физически не успевал сам вести занятия во всех основанных им кружках и «подтягивал» лучших учеников.

01 RIAN 03059778.HR .ru

Когда Ощепкова арестовали, Анатолий по просьбе супруги тренера забрал все его архивные материалы — книги, конспекты, рукописи и т.д. Это был по тем временам весьма смелый и рискованный шаг, тем более что родной брат Харлампиева тоже числился «врагом народа». Так Харлампиев, по сути, стал наследником мастера, хотя он не был самым сильным или самым способным из его последователей и представлял уже «вторую генерацию» — учеников его первых учеников. С другой стороны, их связывали и неформальные отношения, поскольку Василий Сергеевич дружил с отцом Анатолия, между прочим, основателем Высшей школы тренеров по боксу при Институте физической культуры.

Харлампиев отлично понимал «суть времени». Он сразу отказался от названия дзюдо (или сознательно им пожертвовал), чтобы сохранить содержание и организационную структуру созданной Ощепковым школы. Не меняя ничего в технике и философии его стиля борьбы, он окружил ее идеологическим пузырем, который идеально вписался в пропагандистскую систему тех лет. При каждом удобном случае нужно было говорить о «народном» и «национальном» происхождении «борьбы вольного стиля», его объединяющем «пролетарском» смысле и, конечно, важнейшей роли партии в оттачивании техники бросков и удушающих приемов.

Летом 1938 года в Москве состоялся первый всесоюзный тренерский сбор «борьбы вольного стиля», в рамках которого состоялась и научно-практическая конференция. На ней Харлампиев выступил с докладом с характерным названием «О систематике советской борьбы вольного стиля»: «Только в нашей Советской стране, руководимой коммунистической партией, которая идет под знаменем Ленина-Сталина, только в Сталинскую эпоху, согретые Сталинской заботой о человеке, народы необъятного Советского Союза Республик сумели создать этот прекрасный вид спорта — «Советскую борьбу вольного стиля»!» (цитата по стенограмме конференции).

TASS 307371

В секции самбо Анатолия Харлампиева, 1976 год

В итоге Харлампиев был назначен старшим тренером по борьбе, которая через несколько месяцев — 16 ноября — обрела официальный статус. Была создана Всесоюзная секция борьбы вольного стиля, ответственным секретарем которой тоже стал Анатолий Харлампиев. В следующем году в Ленинграде прошел первый чемпионат СССР по «борьбе вольного стиля», были выработаны правила проведения соревнований. Точнее сказать — утверждены, ведь они мало отличались от тех, которые ранее создал Ощепков. Еще до войны вышла работа по «борьбе вольного стиля» Николая Галковского и Романа Школьникова, было издано учебное пособие для школ НКВД Виктора Волкова — ученика и Ощепкова, и Спиридонова. Кстати, тогда возник конфликт между Волковым и Спиридоновым, который обвинил своего воспитанника в плагиате. Пришлось даже создавать комиссию для разрешения этого спора.

610e8cd91ceb60d521f1db9c3964dff2

Война стала важнейшим рубежом в становлении нового вида борьбы, поскольку ее прикладная ценность была доказана практикой. Аргументировать необходимость и целесообразность развития ее больше не было необходимости. Многие мастера из школ Ощепкова и Спиридонова тренировали различные армейские спецподразделения, многие сами применяли навыки в боях. В 1946 году у отточенной практикой системы появилось новое название — «самбо». Оно мгновенно вошло в обиход, заменив не ставший популярным термин «самоз» и аморфное понятие «борьба вольного стиля». В эти же годы произошло четкое разделение на чисто прикладное «боевое самбо» и спортивную борьбу с тем же названием.

Мифы и реальность

В 1947 году в журнале «Огонек» появился очерк писателя Исая Рахтанова «История самбо», в котором основателем этого вида единоборства был объявлен Анатолий Харлампиев. С этого началась легенда, в которой не нашлось места Ощепкову, Спиридонову или Нилу Ознобишину, а все лавры достались исключительно Харлампиеву. Это, мягко говоря, не совсем справедливо, хотя и его роль как функционера, популяризатора и автора первых книг по самбо принижать тоже не стоит. К тому же до реабилитации в 1957 году имя «врага народа» Ощепкова опасно было даже упоминать. А когда это стало возможно, были уже написаны десятки статей и книг о «создателе самбо» Харлампиеве, и разрушить легенду оказалось практически нереально. Правда, Анатолий Аркадьевич и не пытался.

TASS 19292211

XVIII летние Олимпийские игры. Чемпион Олимпиады по дзюдо в тяжелом весе И. Инокума во время соревнования, Япония, Токио, 12 октября 1964 год

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector