создатель первой в истории образования академии

СЛАВЯНО-ГРЕКО-ЛАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

Первое в России высшее учебное заведение, основанное в 1687 году. Оно предоставляло всесословное образование, сыграло большую роль в становлении и развитии светского среднего и высшего образования в России. Самый знаменитым учеником Академии был М.В. Ломоносов. Закрыта в 1814 году.

Первые московские школы

«Латинствующие» и «грекофилы»

Симеон Полоцкий (1629-1680), выпускник Киево-Могилянской академии и инициатор создания Славяно-греко-латинской академии, приехал в Москву в 1664 году по приглашению Алексея Михайловича для преподавания наук царевичам. Поэт, переводчик, писатель, книгоиздатель и представитель «латинствующих», он выступал с идеей о том, что светские знания не противоречат истинной вере, отстаивал необходимость развития светского образования, приобщения к европейской культуре через изучение латинского языка. «Грекофилы», пользовавшиеся покровительством патриарха Иоакима, оспаривали позицию «латинствующих», отстаивали ориентацию исключительно на греческую православную культуру и богословское направление в образование. Примером такой школы стала открытая в 1681 году школа при Печатном дворе (Типографская) для изучения греческого языка. По оценке В.О. Ключевского, греческое влияние, проводившееся церковью, «направлялось к религиозно-нравственным целям», а идущее от государства западное влияние «призвано было первоначально для удовлетворения его материальных потребностей, но не удержалось в этой сфере, как держалось греческое в своей».

Славяно-греко-латинская академия

Первые ученики, 104 человека, были набраны из Богоявленской и Типографской школ. В 1689 году число обучающихся возросло до 182 человек. Руководствуясь всесословным принципом, учиться принимали всех желающих «всякого чина, сана и возраста». Обучение было бесплатным. Целый его курс составлял 12 лет и был разделен на 8 классов или «школ». В низших классах преподавали славянский и латинский языки, арифметику, историю, географию, катехизис. В дальнейшем изучали латинский язык, стихосложение, литературное сочинение, красноречие и богословие. Многих учеников посылали заграницу для продолжения образования. Академия становилась известна в Европе. С 1721 года в ней начали обучаться и иностранцы. Большую известность получили академические библиотека и театр (один из первых в стране).

В XVIII веке несколько раз поднимался вопрос о переносе академии из стен Заиконоспасского монастыря: сначала в Донской монастырь, а затем в Троице-Сергиеву лавру. Но этим проектам не суждено было сбыться. Учебный процесс продолжился на старом месте. В 1812 году он был прерван из-за разорения Заиконоспасского монастыря французами и возобновлен в 1813 году. В 1814 году Славяно-греко-латинская академия была закрыта.

Источник

История Российской империи

История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего (М. Сервантес)

header

Первая Российская Академия наук

%D0%98%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F %D0%90%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%8F %D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA %D0%B8 %D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2

Императорская Академия наук и художеств

Замысел создания Российской Академии наук принадлежал Петру I.
Пример Парижской академии, беседа Петра I со многими учеными за границей, советы Лейбница, неоднократные представления многих иноземцев, сподвижников Петра в его реформах убедили императора в необходимости завести и в России академию наук. Этому способствовало также и то обстоятельство, что Парижская академия наук избрала его своим членом.

Петр писал: «Сделать академию, а ныне приискать из русских, кто учен и к тому склонность имеет, также начать переводить книги юриспруденции».

%D0%98. %D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BD

И. Никитин «Портрет Петра I»

Фактически все предпосылки для создания Академии были: о средствах личных не нужно было задумываться, так как уже был опыт привлечения иностранцев для дел государственного управления — таковых можно было получить и для состава академии. Денежных средств — предполагали — также можно ассигновать из государственного казначейства, а некоторые принадлежности для академии уже существовали; из книг, доставшихся при завоевании Остзейского края в виде добычи, составилась уже библиотека, дополнившаяся при Петре закупкой книг за границею, а из разнообразных коллекций, полученных Петром во время заграничных путешествий, образовалась кунсткамера.

Каждый академик должен был составить учебное руководство для юношества и каждый день по часу заниматься публичным преподаванием своего предмета. Академик должен был приготовить одного или двух воспитанников, которые бы со временем могли заступить его место, причем Петр высказал пожелание, «чтобы такие были выбираемы из славянского народа, дабы могли удобнее русских учить».

Но приехавшие из-за границы академики не застали уже в живых императора Петра I, и Академия открылась только при Екатерине I. Первое заседание было 12 ноября 1725 г., а 27 декабря того же года состоялось торжественное заседание в присутствии императрицы.

%D0%96. %D0%9C. %D0%9D%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B5 %D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82 %D0%95%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%8B I

Ж.-М. Натье «Портрет Екатерины I»

Императрица оказывала особенное покровительство Академии; сверх назначенного Петром штата отвела помещения, нередко посещала заседания Академии. Но так как в Академии не было Устава, то там царили произвол и воровство, особенно в хозяйственной части. Когда по кончине императрицы высшее государственное управление Петра II перенесено было в Москву, куда отправился и президент академии Блументрост, то положение академиков, не получавших содержание и находившихся под гнетом и произволом непременного секретаря Шумахера, иногда было отчаянным. Открытие при академии типографии, различные мастерские, гравировальные и рисовальные палаты поглощали почти все штатные суммы Академии и образовывали постоянный, сильно выраставший дефицит. Новый президент Академии барон Корф заявлял, что «ежели академия скорой помощи не получит и не приведена будет в надлежащее и определенное состояние, то имеет она без сомнения разрушиться, и столь многие тысячи купно с оною честию, которую академия у иностранных себе получила, пропадут без всякой пользы».

М.В. Ломоносов в Академии наук

250px Lomonosov 3

М.В. Ломоносов. Работа неизвестного художника

Успехи Ломоносова в учебе были поразительны. И в 1735 году по запросу президента Петербургской Академии наук барона Корфа Ломоносов вместе с другими двенадцатью учениками «в науках достойными» был направлен в Петербург в качестве студента университета, организованного при Академии наук. В университете Ломоносов старался как можно больше накопить впечатлений, «испытать» законы науки в их непосредственном проявлении, дознаться до первопричин явлений.

Читайте также:  ломоносов древняя российская история читать

Часто засиживался допоздна в академических мастерских, лабораториях, библиотеке. Эта редкая работоспособность воспитанника была замечена и, когда появилась возможность послать за границу трех наиболее подготовленных студентов для специализации в области химии, металлургии и горнорудного дела, президент академии без колебаний принял кандидатуру Ломоносова. Почти 5 лет длилась заграничная жизнь Михаила Васильевича.

Это время было проведено в Марбургском университете в Германии. Студенты слушали лекции по механике, гидравлике, теоретической физике и логике, изучали теоретическую химию, посещали лабораторные занятия по экспериментальной химии, учились ставить опыты, обобщать анализы, делать научно обоснованные выводы и заключения. Химия к середине XVIII века становилась едва ли не самой влиятельной и перспективной наукой.

Химия казалась наукой реального волшебства, ее торопили, щедро финансировали. В 1741 году Ломоносов вернулся в Россию. Через полгода после возвращения в Петербург 30-летний ученый был назначен адъюнктом Академии по физическому классу. Основным направлением в своей научной работе Ломоносов избрал химию. Значение этой дисциплины в связи с развитием промышленного производства возрастало с каждым годом.

Но для внедрения химических опытов нужна была экспериментальная база, лаборатория. Ломоносов разработал проект лаборатории и в январе 1742 года передал его на рассмотрение в Академию. И только через шесть лет, после его неоднократных просьб и протестов, руководство Петербургской Академии согласилось на постройку химической лаборатории. Она была построена и открыта благодаря усилиям Ломоносова в 1748 году.

Химическая лаборатория стала местом, где Михаил Васильевич в 50-х годах с увлечением занялся совсем новым и очень своеобразным делом — мозаикой. Задача эта вполне подходила характеру и вкусам Ломоносова: в ней переплеталось изобразительное искусство с химией цветного стекла, оптикой и техникой. Ему пришлось выполнить многие тысячи пробных плавок по изготовлению разных сортов цветного стекла.

Очень печально, что потомки не сумели сохранить до нашего времени ни химической лаборатории, ни дома на Мойке, где размещалась домашняя лаборатория, ни многочисленных приборов, изготовленных собственноручно Ломоносовым. Остался только замечательный лабораторный дневник «Химические и оптические записи», который раскрывает огромную экспериментальную работу, охватывающую самые разнообразные научные, инструментальные и технические задачи.

%D0%9B%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B2 %D0%9F%D0%BE%D0%BB%D1%82%D0%B0%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F %D0%B1%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%8F %D1%84%D1%80%D0%B0%D0%B3%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82 %D0%BC%D0%BE%D0%B7%D0%B0%D0%B8%D0%BA%D0%B8

М. Ломоносов «Полтавская баталия» (фрагмент мозаики)

Новый Устав Академии наук

Новый Устав Академии с новым штатом появился при императрице Елизавете Петровне в 1747 г.

%D0%A8%D0%B0%D1%80%D0%BB%D1%8C %D0%B2%D0%B0 %D0%9B%D0%BE%D0%BE %D0%95%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B0 %D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0

Шарль ван Лоо «Портрет Елизаветы Петровны»

По регламенту 1747 г. она носила название Императорская Академия наук и художеств, с 1803 г. — Императорская Академия наук, с 1836 г. —Императорская Санкт-Петербургская Академия наук, с мая 1917 г. —Российская Академия наук.

Академия была разделена на два установления: собственно академию и университет. Собственно академию должны составлять десять академиков и при каждом из них адъюнкт и десять почетных, вне академии работающих, членов. Адъюнкты академии все должны быть из русских. Для непосредственного заведования делами Академии и начальствования над академиками назначен президент, а для того, «чтобы собрания академиков были порядочны» и чтобы вести журнал собрания, назначен конференц-секретарь.

В начале каждого года Академии указано предлагать задачу по одной отрасли наук. Лучшие новейшие сочинения академики должны представлять президенту, который приказывает их перевести на русский язык и напечатать. В Уставе высказана и обязанность для академиков выполнять требующие специальных знаний поручения правительственных органов. От академического дела прямо выделен университет, для которого указано президенту академии выбрать тридцать подготовленных учеников и поместить их как студентов при Академии.

Для подготовки таких студентов учредить при академии гимназию. Прежние принадлежности, не только библиотека и кунсткамера, но и типографии, книжная лавка и прежние мастерские палаты сохранены при Академии. При этом на содержание Академии вместе с гимназией и со всеми принадлежностями назначено штатом 53298 руб. Гимназии и университет при Академии действовали по этому уставу до 1766 г.

Академия наук при Екатерине II

%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B0 %D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%8F %D0%A4.%D0%A0%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2

Ф. Рокотов «Екатерина Великая»

Правительство желало, чтобы ученые труды Академии непосредственно были направлены на принесение пользы государству. Императрица Екатерина II на этом основании поставила Академию наук в непосредственное свое ведение, учредив для того особую при академии комиссию под президентством графа Орлова, которой поручено было, между прочим, привести в порядок весьма упавшую хозяйственную часть Академии.

В особенности же эта мысль, что Академия наук должна действовать для пользы народа и государственного управления, была выражена в законодательстве Александра I. В 1802 г. издан указ, повелевающий Академии наук извлекать из иностранных журналов все о новых открытиях по разным частям ремесел, художеств и земледелия, переводить их на русский язык и издавать при публичных ведомостях и в академических ведомостях помещать новейшие известия об открытиях в науках.

Академиков продолжали приглашать из-за границы в течение всего XVIII в., однако вскоре ведущее место заняли учёные, воспитанные в самой Академии наук. Уже к 1731 г. были назначены 5 профессоров из адъюнктов, в том числе приехавший в 1727 г. 20-летним адъюнктом и ставший в Академии наук знаменитым математиком Л. Эйлер и будущий исследователь Сибири И. Г. Гмелин.

Первый русский адъюнкт — В. Е. Адодуров (с 1733г.), первый профессор из уроженцев России — Г. В. Рихман (с 1741г., адъюнкт с 1740г.), первые русские профессора (с 1745 г.) — М. В. Ломоносов (студент с 1735 г., адъюнкт с 1742 г.) и поэт В. К. Тредиаковский. Во 2-й половине XVIII в. выдвинулись русские академики: натуралисты и путешественники С. П. Крашенинников, И. И. Лепёхин, Н. Я. Озерецковский, В. Ф. Зуев, математик С. К. Котельников, астрономы Н. И. Попов, С. Я. Румовский, П. Б. Иноходцев, химик Я. Д. Захаров, минералог В. М. Севергин и др. Быстрому научному росту членов Академии наук (большинство получало звание академика до 40 лет, а около трети — до 30 лет) способствовала связь их работы с практическими задачами.

Читайте также:  браво старс история спайка

Основные достижения XVIII в. относятся к области физико-математических и естественных наук и связаны прежде всего с именами Эйлера и Ломоносова, а также астрономов Ж. Н. Делиля и Румовского, физиков Рихмана и Ф. У. Т. Эпинуса, физиолога К. Ф. Вольфа. В Географическом департаменте во главе с Делилем был подготовлен «Атлас Российской» (1745) — первое собрание карт, имевших астрономо-математическую основу. Организовывались экспедиции на огромной территории — от западных границ до Камчатки, в результате которых уточнялись географические карты, изучались природные богатства, растительный и животный мир, быт и культура народов. По инициативе Ломоносова Академия наук организовала сбор экономико-географических сведений (с помощью рассылки анкет) и получение с мест образцов руд. Значительны труды Академии в собирании и публикации источников по истории России и в изучении стран Востока. Ломоносов положил начало русской филологии. В 1783 для изучения проблем русского языка и словесности создана Академия Российская. Академия наук издавала ежегодные сборники. 1—2 раза в год проводились публичные собрания, в которых с речами выступали члены Академии наук; речи публиковались. Поддерживались связи с зарубежными учёными и научными учреждениями. С ними велась оживлённая переписка. Эйлер, Делиль, Ломоносов и другие были членами иностранной Академии наук, а членами русской академии были Х. Вольф, И. Бернулли, Р. А. Реомюр, Вольтер, Д. Дидро, Ж. Л. Л. Бюффон, Ж. Л. Лагранж, Б. Франклин и др.; с 1749 ежегодно объявлялись международные конкурсы по актуальным проблемам науки с присуждением премий.

С конца XVIII в., по мере возникновения и развития университетов и других высших учебных заведений, научных обществ, первоначальные функции Академии наук сузились. Закрылись академический университет и гимназия; другим ведомствам были переданы геологические, картографические, переводческие и другие прикладные работы. Усилия членов Академии наук стали сосредоточиваться преимущественно на теоретических исследованиях.

С 1841 г.Академия наук состояла из 3 отделений: физико-математических наук; русского языка и словесности; исторических наук и филологии. Действительные члены АН делились на 3 класса: адъюнкт, экстраординарный академик, ординарный академик (с 1912 введено единое звание — академик). Существовали не входившие в штат и не имевшие перед Академией наук научных обязательств почётные члены и члены-корреспонденты (русские и иностранные). Действительными членами АН были, как правило, крупнейшие отечественные учёные — математики М. В. Остроградский, В. Я. Буняковский, П. Л. Чебышев, А. А. Марков, А. М. Ляпунов, физики В. В. Петров, Э. Х. Ленц, Б. С. Якоби, Б. Б. Голицын, химики Н. Н. Зинин, А. М. Бутлеров, Н. Н. Бекетов, Н. С. Курнаков, астрономы В. Я. Струве, А. А. Белопольский, Ф. А. Бредихин, биологи К. М. Бэр, А. О. Ковалевский, физиолог И. П. Павлов, минералог Н. И. Кокшаров, геолог А. П. Карпинский, филолог А. Х. Востоков, литературовед А. Н. Веселовский, историк С. М. Соловьев и др. Но вне Академии оставались многие крупные учёные. Прогрессивные члены АН старались привлекать их к работе, используя право присвоения званий почётных членов (математик Ф. Г. Миндинг, исследователи Средней и Центральной Азии Н. М. Пржевальский, П. П. Семёнов-Тян-Шанский, лингвист В. И. Даль, историк флота Ф. Ф. Веселаго, врач Г. А. Захарьин и др.) и членов-корреспондентов (математик С. В. Ковалевская, механик Н. Е. Жуковский, филолог А. А. Потебня, историки В. С. Иконников, Н. И. Костомаров, биологи И. И. Мечников, И. М. Сеченов, К. А. Тимирязев, химики Д. И. Менделеев, А. А. Воскресенский и др.). Почётными академиками по Разряду изящной словесности были избраны В. Г. Короленко, А. П. Чехов, Л. Н. Толстой, В. В. Стасов и др.

Управление Академией наук Е. Дашковой

%D0%B4.%D0%9B%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9 %D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82 %D0%95%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%8B %D0%94%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9

Д. Левицкий «Портрет Екатерины Дашковой»

Императрица Екатерина II указом от 24 января 1783 года назначила Дашкову на пост директора Петербургской Академии наук при президентстве графа К. Г. Разумовского, который она занимала до 12 ноября 1796 года.

Екатерина Романовна Воронцова-Дашкова стала первой женщиной в мире, которая управляла Академией наук. По её предложению была также учреждена 30 сентября 1783 года Императорская Российская академия, имевшая одной из главных целей исследование русского языка, и Дашкова стала её директором. Главным предметом Российской академии было очищение и обогащение русского языка, утверждение общего употребления слов, свойственное русскому языку витийство и стихотворство, а средствами для достижения цели предполагались сочинение — трудами новой академии — российской грамматики, российского словаря, риторики и правил стихосложения. По почину Дашковой был основан журнал «Собеседник любителей российского слова», выходивший в 1783 и 1784 (16 книжек) и носивший сатирическо-публицистический характер. В нём участвовали лучшие литературные силы: Державин, Херасков, Капнист, Фонвизин, Богданович, Княжнин. Здесь помещены были «Записки о русской истории» императрицы Екатерины, её же «Были и небылицы», ответы на вопросы Фонвизина, «Фелица» Державина. Главным научным предприятием Российской академии было издание «Толкового словаря русского языка». В этом коллективном труде Дашковой принадлежит собирание слов на буквы Ц, Ш, Щ, дополнения ко многим другим буквам; она также много трудилась над объяснением слов (преимущественно обозначающих нравственные качества). 29 ноября 1783 года на заседании Российской академии Дашкова предложила использовать печатную букву «Ё». На академическом заседании Екатерина Романовна спросила у Державина, Фонвизина, Княжина и прочих присутствовавших, правомерно ли писать «iолка» и не разумнее ли заменить диграф «iо» на одну литеру «ё».

Дашкова писала стихи на русском и французском языках, переводила с английского и французского, произнесла несколько академических речей, писала комедии и драмы для театра, была автором мемуаров об эпохе Екатерины II. Новое неудовольствие императрицы Дашкова навлекла напечатанием в «Российском театре» (издававшемся при Академии) трагедии Княжнина «Вадим» (1795). Трагедия эта была изъята из обращения. В том же 1795 году выехала из Санкт-Петербурга и жила в Москве и своей подмосковной деревне. В 1796 году по восшествии на престол император Павел отстранил Дашкову от всех занимаемых ею должностей.

Читайте также:  козлов министр природных ресурсов и экологии российской федерации биография

В XIX — начале XX вв. были организованы новые научные учреждения: Азиатский (основан в 1818 г.), Египетский (1825 г.), Зоологический (1832 г.) и Ботанический (1823 г.) музеи; Пулковская обсерватория (1839 г.), Физиологическая лаборатория (1864 г.), Лаборатория по анатомии и физиологии растений (1889 г.), Пушкинский дом (1905 г.), Комиссия по изучению естественных производительных сил России (КЕПС, 1915 г.) и др.

Источник

Юбилей Российской Академии наук.

8 февраля 2019 года Российской академии наук исполняется 295 лет. Она была создана по распоряжению Петра Первого указом Правительственного сената от 28 января (8 февраля) 1724 года под названием: Императорская академии наук и художеств в Санкт-Петербурге. Впоследствии она неоднократно переименовывалась: с 1836 года называлась Императорской Санкт-Петербургской академией наук, с июля 1917 года – Российской академией наук, с июля 1925 года – Академией наук СССР, с декабря 1991 года – Российской академией наук.

К моменту создания Академии наук в мире шло интенсивное накопление достоверных данных о природе, основанных на экспериментах и математических методах. Развитие промышленности, транспорта, горнорудного дела, торговли, культуры, да и сама жизнь требовали развития науки для использования её результатов в разных областях человеческой деятельности. Образование Академии наук было важной составляющей кардинального обновления страны, проводимого Петром Первым. Он стремился преодолеть отставание России от передовых стран, укрепить российское государство и вовлечь его в общемировой процесс промышленного, научного и культурного развития. Им было организовано интенсивное строительство новых фабрик и заводов, он издал несколько указов об организации просвещения и специального образования.

Как и при реализации других грандиозных проектов, Пётр Первый основательно подошёл к организации первой в России Академии наук. Изучению опыта работы иностранных академий наук он посвятил несколько зарубежных поездок. Во время поездки во Францию он посетил Сорбонну, обсерваторию, Академию письменности и словесности и даже принял участие в заседании Королевской академии наук в Париже, в состав которой полгода спустя он был принят в качестве иностранного члена за участие в составлении детальной карты Каспийского моря и его побережья. Он также посетил Лондонское королевское общество, Оксфорд, ряд музеев и научных лабораторий, верфи Голландии. Изучив организацию и опыт работы этих организаций, Пётр Первый утвердился во мнении о необходимости создания в России не только Академии наук, но и сети научно-учебных центров, университетов.

Среди западноевропейских учёных, оказавших влияние на императора, особое место занимает великий немецкий философ, математик и организатор науки Леонард Лейбниц. Поскольку в тот момент в России отсутствовали дипломированные учёные, Пётр Первый назначил его тайным юстиц-советником и поручил опекать научные учреждения. Именно по совету Лейбница он начал создавать Академию и стал приглашать для работы видных иностранных учёных и профессоров. В числе первых приглашённых учёных наибольший вклад внёс знаменитый математик Л.Эйлер, воспитавший целую плеяду блестящих российских математиков, физик Д.Бернулли и механик Н.Бернулли.

По своей структуре и задачам Российская академия наук существенно отличалась от западных академий. Во-первых, понимая, что создание академии на частной или общественной основе не даст ожидаемого результата, Петр предусмотрел создание Академии, как государственного учреждения с финансированием за счёт казны. Во-вторых, академия создавалась в комплексе с университетом и гимназиями. Её члены были обязаны вести преподавание и индивидуально вести одного-двух воспитанников, которые впоследствии смогли бы их заменить. Этим обеспечивалась ускоренная подготовка отечественных научных и преподавательских кадров для академии, университета и гимназий. Вместе с тем в европейские университеты и академии направлялись на учёбу и стажировку перспективные молодые учёные. Торжественное открытие Императорской академии наук и художеств состоялось уже после кончины Петра – 27 декабря 1725 года (7 января 1726 года по новому стилю).

Первым её президентом стал Лаврентий Блюменпрост, медик по специальности. Начальный состав академии включал только иностранных специалистов. По мере подготовки отечественных учёных и профессоров они постепенно заменяли иностранцев.

Одним из первых российских учёных начал работать в академии вернувшийся в 1742 году из заграничной командировки в Германию Михайло Ломоносов, впоследствии прославивший российскую науку. В числе первых четырёх российских учёных он был назначен профессором химии в Московском университете, позднее названный его именем, и возведён в ранг членов Академии. В 1746 году он выпустил учебник по экспериментальной физике на русском языке, по которому учились несколько поколений студентов. Ломоносов проявил себя, как чрезвычайно разносторонний учёный. Им был открыт закон сохранения массы, впоследствии экспериментально подтверждённый французским учёным Лавуазье. В 1748 году Ломоносов создал первую в России научно-исследовательскую и учебную лаборатории и построил завод художественного стекла. Он провёл обширные исследования в области горного дела, астрономии. Велика его роль в развитии русского языка, он создал учебник «Российская грамматика».

В настоящее время Российская академия наук насчитывает 932 члена. К сожалению, несмотря на свою многочисленность, она не может похвастаться своими достижениями, низка результативность её работы. В течение многих последних лет её членам не присуждались Нобелевские премии. Причин, по моему мнению, немало: тут и издержки высшего образования, невнимание к фундаментальным исследованиям, недофинансирование, приведшее к отставанию экспериментальной базы, резкому сокращению притока молодых научных кадров и оттоку перспективных учёных за рубеж. Не продумана и система выборов в Академию, когда в числе академиков оказываются лица, не имеющие достаточного для такого звания научного уровня.

В статье использованы некоторые материалы из публикаций Интернета.

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector