«Союз Спасения»: Дней Александровых трагический конец
Рецензии на фильмы >>
Декабристы — в общественном сознании скорее мем, чем реально существующие люди. «Первенцы свободы», мученики, первые большевики, кумиры советских диссидентов: у каждого своя вариация декабристского тропа, и только один образ универсален для всех — «жена декабриста», самоотверженно последовавшая за ним в ссылку. Из школьной программы не очень ясно, что же все-таки произошло на Сенатской площади 26 декабря 1825 года, какие требования выдвигали декабристы (кажется, что-то было про императора Константина и жену его Конституцию) и к каким политическим последствиям это привело (вроде как заставили Николая I стать консерватором, зато разбудили Герцена).
«Союз Спасения» преследовал благородную цель закрыть эти лакуны, а цель, как известно, оправдывает средства (в том числе финансовые, — у фильма внушительный бюджет в 700 млн рублей). Наверное, потому, что «Союз Спасения» хотел быть не только кино, а еще и историческим ликбезом, два с небольшим часа мы наблюдаем слишком быструю смену повествовательных линий, имен, дат, событий, точно на открытом школьном уроке истории. Неспроста зрителями премьеры раздали буклеты со списком действующих лиц и краткими википедийными справками.
В принципе, если убрать характерную беллетристику исторического романа, основная мысль прослеживается очень четко и, опять же, дублирует нехитрые тезисы из школьной программы: монополия власти — это хорошо. Особенно в России. Бунты — губительны, «бессмысленны и беспощадны», а те, кто их затеял — как правило наивны и безрассудны. Ничего личного, просто политика. Декабристы в «Союзе Спасения» при этом просто очаровательны: умные, образованные, порывистые — как в таких не влюбиться. Кондратий Рылеев (Антон Шагин ) — нежный отец и патриот России, Михаил Бестужев-Рюмин (Иван Янковский
) — прирожденный боец, которой не остановится ни перед чем, князь Сергей Трубецкой (Максим Матвеев
) — аристократ, потомок Гедимина, поборник конституционной монархии.
Они были цветом нации, — гвардейцы, поэты, — которому все что-то не сиделось, но ведь это всегда так по молодости. Конечно, декабристы действовали не в одиночку, и вот тут уже в качестве «помощника героя» появляются менее симпатичные персонажи — пронырливые снабженцы, предприниматели, политические советники. Они, конечно, тоже хотят прогресса, но пуще остального все-таки личной выгоды. Революция — дело дорогое, и между заговорщиками начинаются дрязги из-за денег: движение дает первые трещины. Еще один немаловажный вопрос, который неизбежно углубит раскол — цена победы. Стоит ли конституционная монархия в России слезы ребенка? Авторы «Союза Спасения», вторя Федору Михайловичу, считают, что не стоит.
С одним тезисом «Союза Спасения» спорить трудно: Александр I действительно пытался реформировать Россию. Будучи продолжателем дела бабушки (Екатерины Второй), которая единолично занималась его воспитанием и даже сама написала букварь для маленького Саши, он мечтал о либерализации неповоротливой страны с сохранением статуса империи. Александр в исполнении Виталия Кищенко (очень убедительном) — уставший, заматеревший монарх. Старый лев, который предчувствует кончину и рассуждает об уходе на покой в духе псевдоисторических баек про Федора Кузьмича («А знаете, говорят, что когда Наполеона хоронили, в гробу лежал не он?» — обращается он к камердинеру). Александр знает о том, что в стране растут диссидентские настроения, но решает пока никак на них не реагировать («потерял хватку»). Он постоянно повторяет, что хочет реформ не меньше либералов, да только платить за них никто не готов (не совсем понятно, правда, в какой валюте платить — слезинке ребенка или политических реперкуссиях).
Александр устал, он уходит (сердечный приступ настиг императора в Таганроге), и в стране образуется вакуум власти. Константин, следующий в очереди по закону о престолонаследии, квартирует в Польше и официально пока не отрекся от престола, а Николай, находящийся в Петербурге, в этой ситуации не может пока объявить себя императором. Конечно, этим решают воспользоваться заговорщики — и только благодаря своей неорганизованности и спонтанности их путч выглядит скорее как недоразумение, слегка омрачающее объявление Николаем своего вступления на должность императора Всероссийского.
Будущий император Николай Павлович (Иван Колесников ) — гамлетовский персонаж, которого очень сильно изменит переворот 26 декабря. Он видел, к чему привело «попустительство» его брата, который предпочел не бороться с декабристскими кружками, а закрывать на их существование глаза. Отныне он будет «беречь Россию» и бороться с крамолой. Грядет время «чугунных уставов», ужесточения крепостнических порядков и бесславных войн — любимая многими Николаевская эпоха. Весьма недвусмысленный референс.
Сопродюсер фильма Анатолий Максимов (он работал в паре с Константином Эрнстом
) и режиссер-постановщик Андрей Кравчук
вместе работали над такими картинами как «Викинг» и «Адмиралъ», так что то, что создателями будет руководить скорее реконструкторский порыв, нежели желание точно запечатлеть эпоху, было довольно предсказуемо. Самая зрелищная часть картины — тщательно воссозданные батальные сцены: «звучал булат, картечь визжала». В красивую форму гвардейцев можно вглядываться бесконечно — и даже от одного этого невольно загрустить по старой России.
«Союз Спасения» в прокате с 26 декабря.
Герои эпохи и полный эффект присутствия: фильм о восстании декабристов «Союз спасения»
Точно не проиграли и те, кто в новогодние праздники отправился в кино. Каникулы — время громких премьер. И картина «Союз спасения», пожалуй, самая обсуждаемая из них. Вдумчивое и серьезное кино о важном событии нашей истории — восстании декабристов. Новый взгляд, отличный от того, что написано в школьных учебниках.
Кстати, погружение в эпоху киверов и эполет начинается еще до того, как в зале гаснет свет. В фойе некоторых столичных кинозалов зрителей встречали военные реконструкторы, одетые как 200 лет назад.
Именно деталям создатели картины, снятой при участии Фонда кино, компании «Дирекция кино» и Первого канала, уделили особое внимание. Точное воссоздание костюмов и интерьеров, и главное — малоизвестные факты о восстании на Сенатской площади.
Купить билет, к слову, теперь можно одним движением руки — во время рекламного ролика или прямо сейчас. Достаточно поднести смартфон к экрану, считать QR-код и перейти по ссылке. Это не только удобно, но и безопасно: ссылка ведет на проверенный сервис продаж. Функцией уже воспользовались тысячи людей.
Это был довольно смелый шаг. И вовсе не потому что взявшись за историю декабристов, создатели фильма были обречены оказаться в перекрестье прицела всех тех, кто в трагедии неудавшейся попытки военного переворота 200-летней давности ищет и находит злободневность. Просто в новогодние праздники, традиционно ассоциирующиеся сначала с суетой, а затем с продолжительным увеселением, рискованно выходить на рынок с картиной, по окончании которой зрители расходятся из зала в глубокой задумчивости.
«Потрясающе, до слез. Вообще-то, меня учили немножко другому, что все они хорошие, что все было слаженно. А тут хочется даже пойти уточнить все, почитать», — говорит мужчина.
«Кто любит смотреть комедию, тот пойдет смотреть комедию. А мы будем своим знакомым рекомендовать посмотреть именно этот фильм», — подчеркивает зрительница.
И люди пошли. От Хабаровска до Калининграда, выбирая между бессмыслицей привычной новогодней буффонады и зрелищной картиной драмы, разыгравшейся на Сенатской площади 200 лет тому назад, зритель сделал свой выбор в пользу русской истории.
«Отличный фильм. Держал в напряжении. Все-таки это история. Очень, очень хорошо снят», — отмечает молодой человек.
«Вот именно как раз то, что мы не знали, мы сейчас узнали из фильма. Судьба декабристов, история России. Очень хороший фильм, понравился», — говорит один из зрителей.
Ни на минуту не становясь развлечением, «Союз спасения» — это, бесспорно, зрелище. Все два часа, от первого до последнего кадра. Зрелище, по мере приближения к развязке становящееся все более захватывающим.
Образы наших соотечественников, яркие, сыгранные лучшими актерами страны, поддерживают тот же эффект интригующего наблюдения. Детально пересказывая фактическую сторону этой трагической эпопеи, авторы картины осознанно оставляют право судить о мотивации всех ее участников зрителю.
Те, кому известны подробности, получат удовольствие от такой визуализации своих знаний. Те же, для кого декабристы просто «разбудили Герцена» и «были слишком далеки от народа», «Союз спасения» — это приглашение к знанию, от которого после просмотра уже сложно отказаться.
«Хороший фильм, бесподобный! Хочется почитать, поглубже узнать всю эту эпоху», — признается зрительница.
«Интересно было смотреть. Честно говоря, когда читали учебник по истории, не так представлялось», — говорит молодой человек.
Расхожее представление о том, что историческое кино можно будет посмотреть и дома на экране телевизора, на «Союз спасения» не распространяется. Можно, конечно, но величественные панорамы Санкт-Петербурга начала XIX века, воссозданные с помощью невероятной графики, и батальные сцены с эффектом присутствия — это все не для голубого экрана, какой бы диагонали он ни был.
«Получить настоящее, вот что сложно. Получить ту живую эмоцию, которую от нас требует экран. Погружаем камеру в максимально документальные события, делаем это незаметно, и в этом наш секрет», — говорит оператор кинофильма «Союз спасения» Игорь Гринякин.
Стать свидетелем того, насколько технологически продвинулось отечественное кино, можно только в кинотеатре.
«Союз спасения» — это реальная русская история преступления и наказания, государственного преступления и государственного наказания, оставляющая зрителю право самому трактовать эти важные словосочетания.
В студии программы «Сегодня вечером» актеры расскажут, как проходили съемки фильма «Союз спасения». Начало в 21:20, сразу после программы «Время».
«Союз Спасения» мифов
Сейчас, когда споры утихли, попробуем взглянуть на Союз Спасения беспристрастно.
Главные вопросы
Среднестатистический зритель, плохо помнящий уроки истории и с трудом представляющий суть идейных разногласий между республиканцем Павлом Пестелем и конституционным монархистом Никитой Муравьевым, вместе с купленным билетом приобрел, как ему казалось, возможность погрузиться в окутанную романтическим флером эпоху. Звездный актерский состав. Филигранная работа оператора Игоря Гринякина. Великолепные гвардейские и армейские мундиры. Масштабные батальные сцены, создающие эффект присутствия. Величественный Санкт-Петербург.
Что ж, давайте разберемся, что заставило красивых людей в расшитых золотом и серебром мундирах создавать тайные общества, бунтовать против власти и в конечном счете проливать кровь сограждан.
В фильме я не увидел ответа. Но он есть в документах, давно введенных в научный оборот.
Беспокойство чудо-богатырей
Могущество империи, одержавшей победу над Наполеоном и постоянно державшей под ружьем почти миллионную армию, находилось в кричащем противоречии с внутренней российской необустроенностью. И вернувшиеся из Заграничных походов молодые офицеры стали это обсуждать во время своих дружеских встреч. Главным злом было крепостное право: после Европы владение человека человеком казалось аморальным.
Эти слова принадлежат Ивану Дмитриевичу Якушкину (1793-1857), который в составе лейб-гвардии Семеновского полка сражался на Бородинском поле в 1812-м, в битве при Кульме в 1813-м и брал Париж в 1814-м. Якушкину и ему подобным молодым гвардейским офицерам, в течение двух лет совершавшим исполинские подвиги, хотелось быстро покончить с отечественными язвами и казалось возможным сделать это с помощью «бескровной» военной революции. Именно Якушин принял Фонвизина в тайное общество.
Эти опасения были вполне справедливыми.
Но члены Союза Спасения не просчитывали последствий насильственной отмены крепостного права.
Дискуссионный клуб под присмотром
Но если бы крепостное право отменили «по манию царя» еще при Александре I, то несмотря на то, что слов «дефолт» и «коллапс экономики» еще не существовало, случилось бы именно это.
Поставьте себя на место помещика, имение которого заложено, а он должен вносить платежи в банк. Однако в один прекрасный день власть объявляет, что отныне все помещичьи крестьяне свободны. О каких платежах теперь может идти речь?! Раз уничтожен залог, значит, исчезает обязанность платить. А незаложенных имений к этому моменту было не очень много. Это чистой воды дефолт, то есть невозможность платить по долговым обязательствам.
В итоге Александр I, еще в бытность наследником престола грезивший отменой крепостного права, не рискнул пойти на реформу даже в момент своего наивысшего могущества.
Аналогично обстояло дело с решением других наболевших российских проблем: солдатчиной, косностью, невежеством народа и т.д. и т.п. Стоило только начать практически распутывать любую из них, как гордиев узел российской необустроенности начинал запутываться еще сильнее. Люди осторожные и благомыслящие стали сомневаться в практической осуществимости радикальных изменений. Одни сочли за благо покинуть тайное общество, другие
— продолжали спорить о способах достижения «сокровенной цели». По сути в течение нескольких лет тайные общества были дискуссионными клубами, члены которых не помышляли о насильственном ниспровержении существующего строя.
Знал ли император об этих разговорах? Безусловно. Почему же он не отдал приказ о превентивных арестах?
В 1823 году всесильный граф Алексей Андреевич Аракчеев, по общему мнению, «первый вельможа того времени», откровенно сказал видному деятелю ранних декабристских организаций полковнику Федору Николаевичу Глинке (1786-1880) о принципиальном нежелании Александра I наказывать своих подданных за одни слова, не подкрепленные делами:
«Государь. никого не желает преследовать за разговоры, разве кто уже выйдет слишком из меры, и тогда отечески смирим и помилуем!» 6
На самого Глинку еще в 1821 году поступил донос, в котором говорилось о членстве полковника в тайном обществе. В течение длительного времени государь внимательно наблюдал за Глинкой и изучал его поведение, а затем велел ему передать: «Мне описали Глинку человеком опасным, но скажи ему от меня, что он может оставаться спокоен!» 7
Жандармская модернизация Пестеля
Механизм модернизации России был в мельчайших подробностях обдуман Пестелем и подробно прописан в его «Русской Правде». Остановимся только на одном очень выразительном моменте.
Политический аморализм Пестеля отвратил от него очень многих. К сожалению, реальный план, в котором были подробно прописаны мельчайшие детали модернизации Российской империи, был только у него. Все остальные программные документы, будь то «Конституция» Никиты Муравьева или «Манифест» князя Трубецкого, были набором прекраснодушных либеральных лозунгов.
Ниточка для Александра I
В 1825 году Александр I получил подтвердившиеся уже после его смерти доносы о существовании в империи широко разветвленных тайных обществ, готовивших ниспровержение законной власти военным путем. В доносах силы тайного общества были многократно преувеличены. После смерти государя в его кабинете была найдена короткая, но очень емкая записка, написанная рукой Александра I:
События развивались стремительно. 19 ноября в Таганроге скоропостижно скончался Александр I. 9 декабря, еще достоверно не ведая, кто станет новым императором, генерал-адъютант Дибич собственной властью распорядился арестовать члена Южного тайного общества прапорщика Федора Федоровича Вадковского (1800-1844). Арестовал его в Курске 11 декабря известный нам Николаев. 13 декабря в Тульчине арестовали полковника Пестеля.
Но только после восстания на Сенатской площади 14 декабря 1825 года власть перестала опасаться «невыгодных толков» и приступила к широкомасштабным арестам членов тайного общества.
Солдатская кровь «во спасение»
Эпические массовые сцены фильма «Союз спасения», реконструирующие события на Сенатской площади и восстание Черниговского полка в Малороссии, содержат ряд досадных фактических неточностей и не акцентируют внимания зрителя на главном: члены тайных обществ обманом склонили солдат к нарушению присяги и бунту. Солдат обольстили грядущим сокращением срока службы с 25 до 10 лет и убедили: они получат это, если сохранят верность присяге, данной великому князю Константину Павловичу и воспрепятствуют восшествию его брата Николая на престол. Когда солдаты осознали обман, было уже слишком поздно.
Знаменитый художник-медальер и член Союза Спасения граф Федор Петрович Толстой (1783-1873) сохранил в своих мемуарах слова заслуженного унтер-офицера, смертельно раненного на Сенатской площади:
Всех этих знаков отличия они были по суду лишены.
Прозрение в оковах
После окончания следствия Николай I повелел подготовить для него свод предложений декабристов по модернизации страны. После чего в течение его тридцатилетнего царствования, в условиях глубочайшей бюрократической тайны, в тиши служебных кабинетов разрабатывались важные нормативные документы, уже в новое царствование ставшие базой для проведения Великих реформ.
Эти реформы были успешно проведены «людьми сороковых годов», сформировавшимися и подготовленными при Николае I.
Именно с декабристов началось свойственное русской интеллигенции стремление ускорить ход Истории радикальными средствами. Фактически интеллигенция добивалась диаметрально противоположного: пугала своим радикализмом власть, усиливала ее охранительные тенденции и в итоге на десятилетия откладывала проведение реформ, которые должны были модернизировать страну.
1. Восстание декабристов: Документы. Т. III. М.; Л.: Госиздат, 1927. С. 71.
2. Якушкин И.Д. Мемуары, статьи, документы. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1993. С. 80 (Серия «Полярная звезда»).
3. Записки С.П. Трубецкого // Мемуары декабристов. Северное общество. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. С. 28.
5. Восстание декабристов: Документы. Т. ХХ. М.: РОССПЭН, 2001. С. 163.
8. Декабристы. Биографический справочник. М.: Наука, 1988. С. 299.
9. Восстание декабристов: Документы. Т. VII. М.: Госполитиздат, 1958. С. 341, 669-673.
10. ГА РФ. Ф. 109. Оп. 223. Д. 1. Л. 39 об., 94 об.
11. ГА РФ. Ф. 109. Оп. 223. Д. 4. Л. 169.
12. Восстание декабристов: Документы. Т. VII. М.: Госполитиздат, 1958. С. 118.
13. Шильдер Н.К. Император Александр Первый. Его жизнь и царствование. Т. IV. СПб. 1898. С. 330.
14. Шильдер Н.К. Император Николай Первый. Его жизнь и царствование. Т. I. СПб. 1903. С. 623.
16. Записки графа Федора Петровича Толстого. М.: РГГУ, 2001 // https://www.rulit.me/books/zapiski-grafa-fedora-petrovicha-tolstogo-read-554562-111.html.
17. Восстание декабристов: Документы. Т. VI. М.; Л.: Госиздат, 1929. С. 134.
19. Там же. С. 199-202.
20. Восстание декабристов: Документы. Т. IХ. М.: Госполитиздат, 1950. С. 49.
Хотите как на Сенатской?: рецензия на фильм «Союз спасения»
Масштабная историческая драма о взбалмошных декабристах и загнанной в угол власти.
Трейлер
Прогнило что-то в русском государстве: тайные общества увеличиваются, недовольство растёт, император слабеет. Грядёт декабристское восстание — ключевое событие дореволюционной истории, которое позже отзовётся бесчисленным количеством смертей. Но пока энтузиасты Муравьёв-Апостол, Трубецкой, Пестель и Бестужев-Рюмин лишь придумывают, как изменить порядок в стране.
Кадр из фильма «Союз спасения»
По словам режиссёра Андрея Кравчука и продюсера Константина Эрнста, «Союз спасения» — последняя часть исторической (и, как нетрудно догадаться, незапланированной) трилогии о монархической России. Если «Викинг» рассказывал о зарождении государства, а «Адмиралъ» — о крахе самодержавия, то новый фильм выступает связующим звеном и обращается к промежуточному этапу правления Александра I и Николая I, в котором вскрываются причины общественного разлада, вскоре приведшего к революции. По крайней мере, так это должно было выглядеть.
Кадр из фильма «Союз спасения»
Даже для дорогого российского кино, которое, казалось бы, уже привыкло к масштабности, «Союз спасения» необычайно помпезен. Сцены пестрят аутентичными костюмами и дореволюционными интерьерами, а кадры оператора Гринякина напоминают размашистые батальные полотна. Кино такого безупречного технического исполнения на постсоветском пространстве (хотя хороший CGI даже здесь остался нереализуемой мечтой) — большая редкость. Эстетика XIX века, пускай с некоторой долей декоративности и театральщины, воплощается на экране ещё и через довольно понятные культурные ярлыки: революционные стихотворения Рылеева, кряхтящего и проповедующего лояльность оппозиции Александра I и прочих героев-ораторов. Даже несмотря на то, что современная политическая повестка здесь довольно топорная, а из умалчиваний и неточностей наверняка можно будет собрать ещё один текст, поначалу фильм ловко скрывает всё за яркой ширмой.
Кадр из фильма «Союз спасения»
Прогрессивная (относительно других представителей жанра) форма не ограничивается только оригинальной визуальной стороной. «Союз спасения» с трудом вмещается в рамки академичной исторической драмы из-за необычных и в то же время глупых эпизодов. Связкой с современностью здесь служат знакомые мотивы оркестровых каверов: «Прогулки по воде» «Наутилуса», «Сансара» Басты (авторы, кажется, сами не поняли, на какое преступление пошли, когда под эту музыку повесили героев-декабристов) и Heart-Shaped Box «Нирваны». Есть и забавная сцена со сломом четвёртой стены: во время манёвров революционеры убивают императора, но вскоре оказывается, что всё это лишь проекция их плана, обернувшаяся фиаско даже в смелой фантазии.
Кадр из фильма «Союз спасения»
Оттого обиднее, что эти моменты соседствуют с уже изжившими себя драматургическими костылями из дешёвых ТВ-проектов. Вместо экспозиции — сотни титров под каждым из героев, будто хотя бы треть из них после представления не исчезнет с экрана навсегда, вместо развития действия — текст на чёрном фоне, небрежно склеивающий временные промежутки. И флешбэки, безостановочно сменяющиеся флешфорвардами. Как и недавно вышедшему «Аванпосту», «Союзу спасения» отчаянно не хватает хронометража для настолько масштабной истории.
Кадр из фильма «Союз спасения»
Потому и возникает одна из важнейших проблем прочтения фильма — совершенно невнятные образы декабристов. Шагин может сколько угодно выспренно цитировать Рылеева, а Прилучный с красным, как помидор, лицом изображать разгневанного Пестеля — арки их персонажей упираются в недостаток времени; сложные личности, какими они задумывались, превращаются в маски. Один импульсивный, второй не от мира сего, третий циничный, а четвёртый — самый дерзкий и целеустремлённый — напролом, забыв о возлюбленной, идёт со знаменем революции. Впрочем, надолго в сюжете они не задерживаются: история слишком суматошно и вскользь рассказывает о судьбе каждого из них.
Кадр из фильма «Союз спасения»
В сравнении с ними образы императоров выглядят внушительнее и сложнее. Александр I — правитель, великодушно закрывающий глаза на тайные общества, любопытное воплощение мысли о необходимости ежовых рукавиц. Николай I — жертва положения и суровый политик, который не хочет устраивать резню, но в силу обстоятельств обязан замарать руки (проще говоря — те самые ежовые рукавицы). И даже в критические моменты он пытается предотвратить катастрофу, даёт декабристам шанс уйти с Сенатской целыми и невредимыми, несмотря на убийства соратников.
С одной стороны, налицо попытка создать элементарнейший парадокс из разряда «одни не хотят — другие не могут». Император и чиновники совсем не прочь остановить кровопролитные распри мирным путём, но смену власти, побуждаемую декабристами, не приветствуют. Революционеры, выступившие за своего императора, вроде бы тоже люди принципа, но в сравнении с монументальными характерами властителей выглядят как инфантильные бунтари, не способные пойти на компромисс. История о неумении власти и народа договариваться превращается в историю о том, что на самом деле народу было бы неплохо поумерить пыл и научиться идти на уступки. Или вы хотите, как на Сенатской?