Союз спасения
Союз спасения («Общество истинных и верных сынов Отечества») — тайное политическое общество, первая декабристская организация, возникшая в Российской империи 9 февраля 1816 года на базе двух преддекабристских организаций — «Священной артели» и «Семёновской артели». Учредителями и организаторами общества были гвардейские офицеры А. Н. Муравьёв, М. Муравьёв-Апостол и С. Муравьёв-Апостол, князь Сергей Трубецкой. Помимо членов Семёновской и Священной артелей, в состав общества вошли также Н. М. Муравьёв, Павел Пестель, майор М. С. Лунин, полковник Ф. Н. Глинка.
Содержание
История создания
С 1814 года началось создание первых тайных организаций, получивших название преддекабристских. Всего насчитывалось 4 организации: «Орден русских рыцарей» (граф М. А. Дмитриев-Мамонов, генерал М. Ф. Орлов), «Священная артель» (Н. Н. Муравьёв и А. Н. Муравьёв), Семёновская артель (С. П. Трубецкой, С. И. Муравьёв-Апостол, И. Д. Якушкин, всего около 15—20 человек), а также кружок В. Ф. Раевского. По приказу Александра I в 1815 году Семёновская артель, самая многочисленная из всех преддекабристских организаций, была запрещена. Все эти организации существовали на легальном или полулегальном положении.
9 февраля 1816 года члены Священной и Семёновской артелей объединились в первую декабристскую организацию, получившую название «Союз спасения». Учредителями и организаторами общества были гвардейские офицеры А. Н. Муравьёв, М. Муравьёв-Апостол и С. Муравьёв-Апостол, князь Сергей Трубецкой. Помимо членов Семёновской и Священной артелей, в состав общества вошли также Н. М. Муравьёв, Павел Пестель, майор М. С. Лунин, полковник Ф. Н. Глинка.
Программа
В 1817 году Общество приняло устав («Статут»), составленный Павлом Пестелем. Согласно уставу, Союз спасения был переименован в «Общество истинных и верных сынов Отечества». Целями общества были провозглашены уничтожение крепостного права и замена самодержавия на конституционную монархию. Большинство предполагало добиваться этих целей мирным путём, посредством давления на общественное мнение. Сами члены общества обязывались вести себя и поступать во всех отношениях так, чтобы не заслужить ни малейшей укоризны. Члены общества стремились к обличению социального зла и пороков, в частности, невежества народа, казнокрадства, взяточничества чиновников, жестокого обращения с солдатами, неуважения к человеческому достоинству, несоблюдения прав личности. Меньшая часть общества предполагала действовать более решительными мерами. Декабрист М. С. Лунин первым предложил план по убийству царя. Это предложение отвергал Пестель, предлагавший устройство тайного общества, разработки конституции и более четкой организации. Разногласия в путях осуществления своей программы привели в конечном итоге к кризису и роспуску организации.
Организация
Во главе «Союза спасения» стоял Верховный собор из «бояр» (учредителей). Остальные участники делились на «мужей» и «братьев», которых предполагалось сгруппировать по «округам» и «управам». Однако этому помешала малочисленность общества, насчитывавшего не более тридцати членов. Была принята глубокая конспирация, беспрекословное подчинение нижестоящих членов вышестоящим. Принятие новых членов и переход членов из одной ступени в другую осуществлялся при согласии «бояр».
История
Разногласия по поводу путей осуществления своих целей привели к ожесточённым спорам внутри общества. В сентябре 1817 года состоялось совещание членов Общества (т. н. «Московский заговор»). Предметом обсуждения было предложение И. Д. Якушкина осуществить цареубийство во время пребывания императорского двора в Москве. Большинство членов общества отвергло это предложение. В итоге ввиду «скудости средств у достижению цели» цареубийство было запрещено. Передовые члены решили в конце концов распустить организацию, создав на её основе новую, более организованную, широкую и сплочённую. В качестве переходной организации было создано «Военное общество» в октябре 1817 года, в котором состояли большая часть членов Союза спасения. «Военное общество» было распущено в январе 1818 года, на его базе был сформирован Союз благоденствия.
Кого не cмог спасти «Союз спасения»: пять фактов о восстании декабристов
14 (26 по н.ст) декабря 1825 года на Сенатской площади Санкт-Петербурга произошло восстание декабристов, в ходе которого погибло более тысячи человек – как военных, так и гражданских. Хотя попытка совершить государственный переворот оказалась неудачной, это трагическое событие неизменно вызывало и вызывает бурные обсуждения.
От верных сынов Отечества до цареубийц
Первые тайные политические организации, состоящие в основном из молодых офицеров гвардии, начали появляться после Заграничных походов. Множество факторов (включая патриотический подъем, увлечение идеями Просвещения и знакомство с европейской общественной жизнью) сошлись воедино и стали поводом для возникновения «Союза спасения» во главе с будущими декабристами Муравьевым, Трубецким и Пестелем. С 1817 года «Союз» принял устав и сменил название на более звучное, превратившись в «Общество истинных и верных сынов Отечества».
Главная цель заговорщиков была очевидна – ликвидировать унизительное крепостное право и ввести конституционную монархию вместо самодержавной. Добиться этого «сыны Отечества» планировали, воспользовавшись моментом смены императоров. Все члены тайного общества, коих всего за год собралось немало, обязались соблюдать конспирацию и беспрекословно подчиняться своим лидерам, а попутно стремились занять важные государственные посты, формировать общественное мнение в дворянской среде, бороться против казнокрадства и жестокого обращения с солдатами. Постепенно в «Союзе» наметилось два течения: часть заговорщиков стояла на исключительно мирных методах, другие же допускали факт цареубийства в случае необходимости. Правда, планы по физическому устранению царя вскоре сочли несвоевременными, но начало расколу тайного общества уже было положено. «Союз спасения» распался в 1818 году, уступив место «Союзу благоденствия», а затем – Северному и Южному обществам.
Собрание членов тайного общества
«За Константина и жену его Конституцию!»
Отличие этого мятежа заключалось в том, что декабристы сознательно не призывали к участию народ, желая сделать все самостоятельно. Узкая социальная база восстания сыграла с ними злую шутку: подавить его удалось быстро, а многие участники даже не понимали, во имя чего их вывели на Сенатскую площадь. Солдатам гвардейских полков, конечно, не объясняли программные положения Северного общества, а подали ситуацию несколько иначе: дескать, нужно поддержать законного императора Константина Павловича (брат Александра I, отрекшийся от престола), царствовать которому мешает Николай Павлович. Времени на дальнейшие разъяснения у декабристов не было, и они полагались исключительно на личную преданность их полков. А солдаты, в свою очередь, самозабвенно выкрикивали лозунг: «За Константина и Конституцию!», не слишком понимая его смысл.
Монета с изображением Константина Павловича
Солдаты не могли знать, что участвуют не в дворцовом перевороте, а в государственном. О том, что Константин Павлович отрекся по доброй воле, а Николай I и вовсе никогда не готовился к роли монарха, им тоже было неведомо. И все же, если о Константине солдаты знали и первую часть красивого лозунга понять было несложно, то с Конституцией дела обстояли хуже. Вероятно, большинство вообще не задумывались о значении этого слова, но в народе возникла легенда. Говорили, что под «конституцией» солдаты подразумевали не правовой документ, а супругу Константина Павловича! Так это было или нет, выяснить трудно, однако даже в подобном курьезе есть своя логика. Константин был женат на полячке графине Грудзинской, имя которой для обывателей оставалось загадкой. На самом деле женщину звали Жанеттой, и брак с великим князем стал одним из поводов для отказа последнего от императорского титула.
Диктатор, который не пришел
Руководить восставшими 14 декабря 1825 года предстояло полковнику С.П. Трубецкому, одному из главных деятелей Северного общества. Трубецкой сделал блестящую военную карьеру, начав службу подпрапорщиком в лейб-гвардии Семеновском полку. Он участвовал в Отечественной войне 1812 года и Заграничных походах, сражался в Бородинской битве и «Битве народов» под Лейпцигом, где получил ранение, но поле боя покидать отказался. За храбрость Сергей Петрович был удостоен орденов св. Анны и св. Владимира 4 степени, а также прусского ордена «За заслуги». К 1825 году Трубецкой – полковник гвардии, которого члены Северного общества избрали «диктатором» грядущего восстания.
Сергей Петрович Трубецкой
Часто С.П. Трубецкого называли «северным Пестелем», хотя политические взгляды у лидера Южного общества были куда более радикальными. Трубецкой же не разделял мечты о республиканской форме правления в России и делал ставку на конституционную монархию. К идее цареубийства он тоже относился весьма критически, а Павла Пестеля подозревал в желании стать диктатором и обрести неограниченную власть. Как бы то ни было, С.П. Трубецкой согласился возглавить декабристов в Петербурге, но в назначенный день на Сенатскую площадь не явился.
Существует несколько версий, объясняющих поступок неудавшегося «диктатора». Во-первых, Трубецкой не мог не осознавать, что наскоро подготовленное восстание имеет очень мало шансов на успех. Возможно, он полагал, что его появление на площади усугубит и без того тяжелую ситуацию и послужит сигналом к бессмысленному кровопролитию. Во-вторых, не имея серьезной веры в победу декабристов, С.П. Трубецкой мог опасаться возложенной на него ответственности. Наконец, именно «диктатор» оказался в числе тех заговорщиков, о деятельности которых Николаю I было известно заранее, и в ночь с 14 на 15 декабря С.П. Трубецкой отправился в Зимний дворец уже как арестант.
Восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 года
Когда расследование по делу декабристов завершилось, в списке приговоренных к вечной каторге фамилия Трубецкого значилась первой. Наказание бывший полковник лейб-гвардии Преображенского полка отбывал сначала на Нерчинских рудниках, а затем на Петровском заводе. Его супруга Екатерина Ивановна первой из всех жен декабристов добилась высочайшего разрешения последовать за мужем в Сибирь, причем поддержала ее в этом сама императрица Александра Федоровна.
Друг Пушкина против брата царя
Великий князь Михаил Павлович, младший брат Николая I. Художник Джордж Доу. 1829 год
Выбор Вильгельма Карловича мог быть неслучайным: интересно, что мать Кюхельбекера нянчила Михаила Павловича в его детские годы. После поражения декабристов Кюхельбекер бежал в Польшу, но был пойман и отправлен на допрос в столицу. Никого из своих соратников он не выдал, а сам готовился к смертной казни. На отмене высшей меры настоял сам Михаил Павлович, и Вильгельм Кюхельбекер получил приговор в виде двадцати лет каторги. Вскоре смягчили и это наказание, отправив его в одиночное заключение в крепости. В октябре 1827 года с лицейским товарищем увиделся А.С. Пушкин, однако встреча их была недолгой. Из Шлиссельбурга Вильгельма Кюхельбекера везли в арестантские роты Динабургской крепости. В дневнике Пушкин оставил запись: «Мы кинулись друг другу в объятия, жандармы нас растащили. ». Впоследствии поэт снабжал своего друга литературными новинками, которые тот достать самостоятельно в заточении не мог.
Портрет Вильгельма Кюхельбекера, выполненный А.С. Пушкиным
Губернатор Петербурга и товарищ декабристов
Одним из печально известных эпизодов 14 декабря 1825 года стало появление перед восставшими петербургского генерал-губернатора Михаила Милорадовича, оказавшееся для него роковым. Герой Отечественной войны, отважный и удачливый (в боях не получил ни одного ранения!) Милорадович был лично знаком со многими декабристами, поэтому вызвался самостоятельно усмирить своих боевых товарищей. При себе он держал шпагу с надписью «За храбрость», подаренную Константином Павловичем. Возможно, таким образом генерал пытался показать солдатам, что против Константина новый император не выступает и к отказу от престола его не принуждал.
Речь М.А. Милорадовича получилась очень эмоциональной, и лидеры восстания заметили колебания среди солдат. Внять увещеваниям генерала в войсках не успели – Милорадович получил два несовместимых с жизнью ранения. Обычно главным виновником смерти прославленного генерала называют отставного поручика Петра Каховского, выстрелившего генерал-губернатору в спину из пистолета. Но к гибели героя войны приложил руку и другой декабрист: Евгений Оболенский, взявший на себя командование войсками из-за отсутствия Сергея Трубецкого, ранил М.А. Милорадовича штыком. В отличие от Каховского, приговоренного к высшей мере наказания, Оболенский в 1826 году был отправлен на каторгу.
Смертельное ранение М.А. Милорадовича
После полученных ранений Михаил Милорадович прожил всего несколько часов. Узнав, что стреляли в него из пистолета, генерал испытал облегчение – значит, напал не солдат. Перед смертью генерал успел продиктовать завещание, согласно которому надлежало освободить от крепостной зависимости всех его крестьян.
Движение декабристов: Союз спасения и Союз благоденствия
Одними из таких обществ были Союз спасения и Союз благоденствия.
Союз спасения: цели и характер организации
Союз спасения – первое общество декабристов, которое возникло в Петербурге в феврале 1816 года.
Инициатором создания данного общества был А.Н. Муравьев. В Союз спасения вошли молодые офицеры С. П. Трубецкой, два брата М. И. и С. И. Муравьевы-Апостолы, И. Д. Якушкин и другие.
Когда в Союз спасения вступил П.И. Пестель, он составил устав общества, и с тех пор оно стало называться «Общество истинных и верных сынов Отечества».
Отбор в общество осуществлялся очень строго, принимались только офицеры Генерального штаба или гвардейских полков. Изначально это была группа, малочисленная по своему составу, она насчитывала около 12 человек, затем количество человек увеличилось до 30.
Союз спасения преследовал две цели:
Однако средства достижения этих целей были не ясными, не было четкой политической программы. Так же было договорено не присягать новому царю, если он откажется от провозглашения конституционной монархии.
Члены общества надеялись, что царь сам сможет подарить Конституцию, в таком случае они решили его поддержать.
В августе 1817 г. царь со своей гвардией осуществил поездку в Москву в честь пятилетия победы в войне 1812 года. В гвардию входили все члены декабристской организации. Их штабом была квартира А.Н. Муравьева.
В этот период произошли события, которые вызвали возмущения у декабристов:
Среди декабристов были противники цареубийства, из-за чего начались продолжительные споры, что привело к расхождениям взглядов внутри общества. Это привело к ликвидации Союза спасения и созданию более широкой организации – Союза благоденствия.
Союз благоденствия: устав и цели общества
Данное общество просуществовало три года и сделало огромный шаг в разработке программных положений декабризма.
Можно выделить следующие отличия Союза благоденствия от Союза спасения:
Первая часть обозначала следующие цели общества:
Первая часть была знакома всем членам общества, а вот вторая часть обозначала «тайную цель общества» и была доступна не для всех. Так, целью Союза благоденствия, согласно второй части, были следующие мероприятия:
Данная часть «Зеленой книги» не сохранилась, о ней знают лишь из показаний самих декабристов.
Декабристы считали, что политический переворот может возникнуть тогда, когда будут созданы необходимые условия с помощью общественного мнения. На создание этих условий, по их мнению, следует отвести около 20 лет. Именно поэтому они создавали различные просветительские и литературные общества, которые носили как легальный, так и нелегальный характер. Такие общества, по утверждениям декабристов, способствовали распространению общественного мнения в стране.
Союз благоденствия выступал в защиту развития науки, выпускал различные журналы и альманахи, участвовал в защите несправедливо осужденных, выкупал талантливых крепостных самоучек, создавал школы в армейских частях, оказывал помощь голодающим крестьянам. Многие члены общества вели открытую борьбу против крепостного права и прямую антиправительственную пропаганду в армии.
По воспоминаниям И.Д. Якушина « мы обсуждали главные язвы отечества: закоснелость народа, крепостное состояние, жестокое обращение с солдатами, для которых служба в течение 25 лет была каторгой, повсеместное лихоимство, грабительство и, наконец, явное неуважение к человеку вообще».
В 1820 г. кризис между радикальными и умеренно настроенными членами общества обострился, необходимо было искать новые пути борьбы. Так, в январе 1821 года в Москве собрался съезд «управы» Союза благоденствия. На съезде было принято решение о формальном самороспуске тайной организации для того, чтобы «избавиться» от ненадежных членов общества и уйти от подозрения правительства.
Союз спасения
Полезное
Смотреть что такое «Союз спасения» в других словарях:
Союз спасения — («Общество истинных и верных сынов Отечества») тайное политическое общество, первая декабристская организация, возникшая в Российской империи 9 февраля 1816 года на базе двух преддекабристских организаций «Священной артели» и… … Википедия
СОЮЗ СПАСЕНИЯ — «СОЮЗ СПАСЕНИЯ», первое из тайных обществ декабристов. Создано в 1816 А. Н. и Н. М. Муравьевыми, М. И. и С. И. Муравьевыми Апостолами, С. П. Трубецким, И. Д. Якушкиным, М. С. Луниным, М. Н. Новиковым, Ф. П. Шаховским. Союз был немногочисленным по … Энциклопедический словарь
«Союз спасения» — «Союз спасения», первая тайная организация декабристов. Создана 9 февраля 1816 по инициативе А. Н. Муравьёва на собрании в квартире С. И. и М. И. Муравьёвых Апостолов в офицерских казармах Семёновского полка (не сохранилась). К 1817 «Союз»… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»
Союз спасения — первая тайная организация декабристов. Создана 9 февраля 1816 по инициативе А. Н. Муравьёва на собрании в квартире С. И. и М. И. Муравьёвых Апостолов в офицерских казармах Семёновского полка (не сохранилась). К 1817 «Союз» объединял свыше… … Санкт-Петербург (энциклопедия)
Союз Спасения — первое из тайных обществ декабристов. Создано в 1816 А. Н. и Н. М. Муравьевыми, М. И. и С. И. Муравьевыми Апостолами, С. П. Трубецким, И. Д. Якушкиным, М. С. Луниным, М. Н. Новиковым, Ф. П. Шаховским. Политическая наука: Словарь справочник. сост … Политология. Словарь.
«СОЮЗ СПАСЕНИЯ» — тайная политич. орг ция, положившая начало деятельности декабристов. Создана в февр. 1816 по инициативе А. Н. Муравьева группой молодых гвард. офицеров, участников Отечеств. войны 1812 и заграничных походов 1813 14. С. с. насчитывал ок. 30 членов … Советская историческая энциклопедия
«Союз Спасения» — первая тайная политическая организация декабристов в 1816 17. По уставу (1817) называлось «Общество истинных и верных сынов отечества». Учредители А. Н. и Н. М. Муравьёвы, С. П. Трубецкой, М. И. и С. И. Муравьёвы Апостолы, И. Д. Якушкин,… … Энциклопедический словарь
Союз спасения — Со юз спас ения (общество декабристов) … Русский орфографический словарь
К 201-летию декабристского «Союза спасения»
автор: Иван Зацарин
Вот и очередная попытка раскачать ситуацию в Белоруссии, где пока что маршируют рассерженные тунеядцы. Да и нам расслабляться не нужно, ожидаем к следующей зиме.
…В первой серии сериала «Шерлок» психотерапевт посоветовала Ватсону завести блог и описывать всё, что с ним происходит. «А ничего не происходит», – с лёгким оттенком раздражения ответил тот. Это крайне распространённый диагноз. Если прежде жили от пятилетки к пятилетке, то теперь – от одной версии IPhone к другой. Череда однообразных будней так и подзуживает изменить всё к лучшему. Тем более, вот же, вот, за забором – всё красочно и ярко.
Сегодня, когда мы вспоминаем 201-ю годовщину превращения ветеранов Отечественной войны 1812 года в заговорщиков, стоит поговорить о том, что справляться с такими вызовами государству по силам. Правда, для этого придётся заново учиться планировать и моделировать своё будущее, а не жить в том, что моделируют другие.
От спасения и благоденствия к перевороту
Когда Александр I в 1815 году совместно с другими монархами Европы основывал Священный союз, направленный помимо прочего, против революционного движения, он вряд ли предполагал, что уже спустя полгода в России возникнет первая организация, которая постепенно поставит своей целью бескровную, но революцию в России. А спустя 10 лет попытается её совершить.
Почему первый – «Союз спасения», а не любая из четырёх додекабристских организаций (обе артели, «Орден русских рыцарей», кружок Раевского), существовавших в 1814-1815 годах? По простому признаку: переходу от «надо что-то делать» хоть к какой-то программе. Программа, к слову, весьма напоминает повестку современной российской оппозиции: переход от самодержавия к конституционной монархии, борьба с казнокрадством, соблюдение прав личности. Правда, если нынешняя оппозиция для этого стремится существующее государство сломать, то декабристам казалось, что достаточно будет лишь немного его подправить. Правда, идея цареубийства среди членов «Союза спасения» также возникла, хотя и почти никем из них поначалу не разделялась.
Частые переформирования организации – «Военное общество» (1817)=> «Союз благоденствия» (1818)=> «Южное общество» и «Северное общество» (1821) – частично были вызваны постепенной радикализацией программы заговорщиков: от влияния на общественное мнение (такая вот soft power XIX века) до вооружённого восстания. Идея цареубийства в процессе также находила всё больше сторонников. Однако ещё одной причиной было то, что информация о деятельности тайных обществ не являлась абсолютным секретом. Ещё в 1821 году Александр Бенкендорф (будет руководить дознанием по делу декабристов) подавал Александру I докладную записку с полным раскладом: численность, структура, программа, лидеры и идеологи. Реакция на неё была крайне мягкой: указ о закрытии тайных обществ и взятие подписки со всех, состоящих на гражданской или военной службе, о непринадлежности к тайным обществам. Ну, то есть намёками, намёками: не шалите, господа.
Эволюционировали не только методы, но и цели. Если романтики «Союза спасения» хотели исправить и улучшить государство, то «Южное общество» Павла Пестеля уже было готово его ломать – очевидно, главным злом в государстве его члены уже полагали само государство.
То есть «декабристы» – это не нечто единое с 1816 по 1825 годы, сам термин вводит в заблуждение. С определённого момента заговорщики не более романтичны и невинны в своих устремлениях, чем застрельщики какой-либо «цветной революции». Так, членами «Южного общества» предлагалось восстановить независимость Польши, они и переговоры в Киеве на сей счёт с поляками из Патриотического общества провели, но споткнулись на том кому достанутся территории нынешних Литвы, Белоруссии и Украины вплоть до восточных границ.
А чего им не хватало-то? Тут интересная история: спутали турпоездку с эмиграцией. Россия по итогам Заграничного похода справедливо стала жандармом Европы. При этом в самой России после победы над Наполеоном мало что изменилось. Несбывшиеся надежды, неоправданные ожидания, отсутствие образа привлекательного будущего, особенно по возвращении на родину. Вот эти первые додекабристские кружки – это ведь всё сослуживцы по наполеоновской кампании, вернувшиеся в Санкт-Петербург. А многие ведь и не вернулись, осели в Европе.
В итоге в декабре 1825 года состоялась заведомо провальная попытка переворота (за месяц до выступления власти в очередной раз получили исчерпывающую информацию о состоянии заговора). В качестве повода использовали небольшой казус с престолонаследием (великий князь Константин Павлович из-за женитьбы на красивой полячке тайно отказался от своих прав на трон, но после смерти Александра I это нужно было подтвердить, чтобы императором стал Николай I). Дальше суд, казни, ссылка на каторгу, жёны декабристов. И очень разные судьбы. Скажем, сосланный в Сибирь основатель «Союза спасения» – Александр Муравьёв – уже в 1828 году стал в Иркутске городничим, а в 1856 году – военным губернатором Нижнего Новгорода.
Почему декабристы не возникли в XX веке
Спустя примерно 130 лет история во многом повторилась. Взяли не Париж, но Берлин. Разбили не Наполеона, но фашистского диктатора, также покорившего всю Европу. И советские войска достаточно долго находились в Европе, чтобы детально рассмотреть – что и как там устроено. Однако по итогам никакого заговора в среде военных не случилось, никто спустя десяток лет не выводил полки на Красную площадь, отстаивая симпатичную им кандидатуру преемника Сталина, а заодно гласность, демократизацию и возврат Польши.
Не будем утверждать, что те, кто закопал очередного на нашу голову Наполеона, вернулись в лучшую из стран. Это как раз им предстояла надрывная послевоенная пятилетка. Однако они вернулись в страну, за которую им не было стыдно и у которой было будущее. Поэтому даже если бы по мягкости отношения к заговорщикам Сталин напоминал Александра I, он мог не опасаться очередного «Союза спасения». В таких условиях заговоры не живут.
Из этих двух похожих и непохожих ситуаций XIX и XX веков есть вывод и для века XXI. Доступный и привлекательный образ будущего – главный сдерживатель заговоров внутри элиты и народных бунтов. Даже более действенный, чем экономическое благополучие. Одно условие: современники должны знать, что это будущее – в их руках.
Однако по итогам никакого заговора в среде военных не случилось
никто спустя десяток лет не выводил полки на Красную площадь, отстаивая симпатичную им кандидатуру преемника Сталина
А им и не нужно было, Берию просто арестовали и расстреляли.
а заодно гласность, демократизацию и возврат Польши
Вместо этого нам показали 20 съезд КПСС и развенчание культа личности Сталина.
Гарин-Михайловский о России, которую мы потеряли
Понадобилось недавно по писательской надобности перечитать прочно забытого сегодня публициста Гарина-Михайловского.
Перечитывая, понял, что кое-какие его репортажи из тогдашней благословенной России не мешало бы и освежить в памяти.
. Воспоминаний об Юматове сохранилось больше. Он оставил память о себе, как о хорошем хозяине, но был лют и охоч до баб. Это, главным образом, и погубило его.
Исторический факт таков: Юматова убили ночью, нанеся ему до ста ран. Двухлетние розыски не приводили ни к чему. Наконец, один из главных виновников, пьяный, на празднике в соседней деревне, рассказал как было дело. Виновного схватили, посадили в острог, два года он запирался, а потом, когда уже хотели, было, на всё махнуть рукой, повинился во всём и выдал сообщников.
Дело кончилось тем, что 40 дворов было сослано в Сибирь. Сами князевцы охотно вспоминают о смерти Юматова и так приблизительно передают дело:
– В Казань за подходящими людьми посылали. Две недели кормили и поили их. Всё никак нельзя было: то он в гости, то к нему гости. Дворню всю на свою сторону переманили. Мальчик при нём дворовый спал, – тоже на нашу сторону поддался. Часовых по дорогам расставили…
Здоровый был: девять человек насели на него; он их волоком проволок по всем комнатам, – всё выходу искал. Выскочи они во двор, так и не дался бы, да на самом крыльце один в лоб ему угодил оглоблей, тут он и повалился.
О самой ссылке предание совершенно умалчивает. Князевец угрюмо отделывается короткою фразой:
– Греха много было… Вытерпели… – помолчав, угрюмо добавляет он.»
(с) Гарин-Михайловский. «Несколько лет в деревне».
Это отрывок из моей книги «Служба забытых цитат».
Оправдан спустя 70 лет после казни
Самый юный человек, казнённый в США в XX веке.
Были убиты Бетти Джун Бинникер (11 лет) и Мэри Эмма Темз (8 лет). Преступление произошло 23 марта 1944 года в Алколу, Южная Каролина.
Городок был разделён железной дорогой надвое, в одной части жили белые, в другой — афроамериканцы. Белые девочки поехали на велосипедах за цветами в «чёрную» часть городка и пропали. Известно, что они разговаривали со Стинни около дома его семьи. После начала масштабных поисков тела девочек с разбитыми головами были найдены в заполненной грязной водой канаве.
После ареста Джорджа его отца сразу уволили с работы, и семье Стинни (родителям, братьям и сестрам) предложили покинуть город. Семья вынуждена была бежать, оставив 14-летнего ребёнка без поддержки на время его 81-дневного заключения и суда. Его суд, в том числе рассмотрение дела присяжными, продлился всего один день. Назначенный судом адвокат был налоговым комиссаром, собиравшимся поступать на государственную службу.
На суд вызвали для допроса троих полицейских, которые утверждали, что Стинни сознался им в совершении преступления. Признание не было сделано в письменном виде. На суд были вызваны трое свидетелей — человек, обнаруживший тела убитых, и врачи, вызванные на место преступления. Свидетелей со стороны защиты не было. Суд длился два с половиной часа. Присяжным (все из которых были белыми американцами) потребовалось десять минут на обсуждение для вынесения вердикта о том, что Стинни виновен.
Казнь Стинни осуществлена в Южной Каролине в тюрьме в Колумбии, 16 июня 1944 года, в 7:30 на электрическом стуле. Стинни был слишком мал ростом (около 155 см) для того, чтобы сесть на стул, на сиденье ему пришлось подложить библию, которую ему было разрешено взять с собой в камеру и на время проведения судебного разбирательства.
В 2013 году бывший сокамерник Стинни рассказал прессе, как тот говорил ему, что не совершал преступления.
25 октября 2013 года адвокат семьи Стинни Рэй Чендлер и местные активисты Маккензи и Берджесс подали ходатайство о повторном процессе, сообщив, что у них есть доказательства невиновности.
В январе 2014 года в судебном заседании они представили показания братьев и сестер Стинни о том, что он был с ними во время убийств. Уилфорд «Джонни» Хантер, который находился в тюрьме со Стинни рассказал, что подросток сказал ему, что его заставили признаться, и что он всегда говорил о своей невиновности
В 2004 году делом Стинни занялся темнокожий историк Джордж Фриерсон, также являющийся выходцем из Алколу. Он начал собственное расследование и пришёл к выводу, что девочки могли быть убиты в другом месте, а затем перенесены в канаву. В этом случае Стинни не мог быть убийцей, так как ему бы попросту не хватило сил, чтобы перетащить тела. Работа Фриерсона, в свою очередь, заинтересовала известных адвокатов Стива Маккензи и Мэтта Берджесса. Они побеседовали с братом и сестрой Джорджа — Чарльзом и Эйм. Те заверили адвокатов, что Джордж в момент убийства находился дома.
Кроме того, по мнению членов занимавшейся теперь делом Стинни команды, характер повреждений на телах девочек якобы не соответствовал фигурировавшему в деле штырю, так как было похоже, что это скорее следы от удара молотком. Исходя из косвенных данных, авторы частного расследования предположили, что убийцей мог быть сын владельца лесопилки — уважаемого белого бизнесмена.
Вместо того, чтобы начать новое судебное разбирательство, 17 декабря 2014 года судья окружного суда Кармен Маллен отменила приговор Стинни из-за процессуальных нарушений. Она постановила, что он не получил справедливого судебного разбирательства, поскольку ему не была предоставлена эффективная правовая защита, и тем самым была нарушена шестая поправка к конституции. Судья также постановила, что казнь 14-летнего подростка представляет собой «жестокое и необычное наказание», запрещенное в США восьмой поправкой к конституции, и что его адвокат «не смог вызвать свидетелей со стороны защиты или подать апелляцию». При этом судья Маллен отметила в своём вердикте, что Стинни «вполне мог совершить это преступление».
Члены семьи Бетти Бинникер и Мэри Темз выразили разочарование по поводу данного решения. Они заявили, что они признают, что казнь в возрасте 14 лет противоречива, но они никогда не сомневались в невиновности Стинни. Племянница Бетти Бинникер сказала, что она и ее семья широко исследовали это дело и что «люди, которые просто читают статью в газете на эту тему, не знают всей правды»
Клеймение каторжан
Как-то я пообещал товарищу @Kurganov1945 добраться до музея Декабристов и сфотографировать клейма, которыми клеймили каторжан. Обещал, сделал:
Клейма находятся в правом нижнем углу. Это их общий вид. За клеймами одежда каторжан.
А вот и сами клейма (буква К перевёрнута, видимо работники музея не хотели мучить посетителей разгадыванием зеркальных изображений). Клейма окунались в пигмент, как правило, на основе сажи, и наносились на лицо каторжан.
Преступников благородного сословия такой процедуре, как правило, не подвергали. Однако, все декабристы круглосуточно носили ножные кандалы и иных послаблений режима до определённого момента не имели. Но это уже совсем другая история.
Обещание считаю выполненным. Надеюсь было интересно.
Булгаков. Любимец прототипа Воланда
Мы, конечно, просто преступно мало знаем даже о самых, казалось бы, хрестоматийных событиях и личностях собственной истории. И даже о таких, казалось бы, разобранных буквально на молекулы эпохах, как Великая русская революция.
История России ХХ века, особенно её советского периода, действительно многократно переписывалась и «корректировалась». Но самая жесткая её корректировка произошла отнюдь не в период сталинского «Краткого курса истории ВКП(б)» и принятия «самой демократической в мире Конституции», а в куда более поздние и, как принято считать, куда более вегетарианские времена.
Когда у крестьянства, «замордованного сталинскими колхозами», урезались, а порой и просто отбирались приусадебные участки, уничтожался, в лице «Пром-» и «Потребкооперации», пресловутый «малый и средний бизнес», начинались невиданные с Великой Отечественной войны перебои с продуктами, расстреливалась рабочая демонстрация в Новочеркасске. Зато для элиты, в том числе творческой интеллигенции, наступали дни «неслыханной оттепели».
Переписывалось и вымарывалось буквально всё.
Переименовывались города, «выметались» архивы, даже Сталинградскую битву едва не переименовали в «Волгоградскую». Помешало только то, что именно как Сталинградскую её знал весь остальной, в том числе и «цивилизованный» мир. И именно тогда, едва ли не с поощрения властью «импровизаций на тему» «оказался наш отец не отцом, а сукою», и начало рождаться то причудливое мифотворчество, в том числе и о тех «жертвах сталинского режима», которых «режим», на самом деле, не «уничтожил», а как раз именно защитил.
Вот одна такая «жертва».
Михаил Афанасьевич Булгаков никогда не был и даже не прикидывался ни «советским писателем», ни, тем более, «советским человеком». Более того, тот медицинский факт, что он является откровенно «антисоветским человеком», знала в двадцатые и тридцатые годы вся светская и богемная, глубоко при этом «советская», Москва.
А кем ещё мог быть военный врач, никогда не скрывавший, что воевал на стороне белых? В (подчёркиваем!) Вооружённых силах Юга России. И не бежал, сначала в Крым, а потом и далее, только потому, что свалился с тифом во Владикавказе. Который написал «Белую гвардию» (а потом переделал её в «Дни Турбиных», открыто идущие во МХАТе), «Собачье сердце» и «Бег». Высокомерный, крайне острый (до оскорбительного) на язык дворянин, открытый фактически морфинист и светский лев, относившийся с нескрываемым презрением ко всему нарочито-«пролетарскому».
И тут нет абсолютно ничего удивительного.
Родом Михаил Афанасьевич происходил из славного города Киева, из не особенно богатой, но вполне обеспеченной «профессорской» семьи: отец – сначала доцент, а потом и профессор Киевской духовной академии, мать – преподаватель женской прогимназии. Получил блестящее по тому времени образование, окончив сначала элитную Первую киевскую гимназию, а затем с отличием медицинский факультет Киевского университета.
Во времена Первой мировой войны работал врачом сначала в прифронтовой зоне, затем просто фронтовым военным врачом, участвовал в Брусиловском прорыве.
В Гражданскую был сначала мобилизован в качестве военврача в армию Украинской народной республики, откуда, впрочем, довольно скоро предпочел «раствориться», сохранив на всю оставшуюся жизнь воистину великолепное презрение ко всему «псевдоукраинскому». И тут не надо ничего выдумывать: довольно перечитать великую «Белую гвардию», по ходу прочтения которой, заливаясь смехом, иной раз думаешь, что великий мастер описывал в том числе и нынешних «деятелей» майданной «революцiї гiдностi».
А вот военным врачом 3-го Терского казачьего полка Вооруженных Сил Юга России Булгаков, что бы ни писал он потом в советских анкетах, судя по всему, стал вполне осознанно. И не эмигрировал тогда вместе с остальными белогвардейцами, как мы уже писали выше, Михаил Афанасьевич по причине вполне банальной: подхватил тиф.
Собственно говоря, не знать о «подвигах» перебравшегося в Москву в 1921 году Булгакова пусть и молодая, но вполне умеющая работать с информацией советская власть просто-напросто не могла. Фигурой талантливый драматург и фельетонист курировшегося лично Дзержинским «Гудка» был в столичной богемной среде более чем заметной. Да и приходили к нему в 1926 году с обыском из ОГПУ, изъяли откровенно антисоветское «Собачье сердце» и личный дневник, которые, правда, потом вернули. Дневник, кстати, Булгаков, понимая, что к чему, немедленно уничтожил. И благодарить современные литературоведы за возможность ознакомления с великолепным историческим и литературным документом должны исключительно те самые рассекреченные архивы «страшной Лубянки». Которая дневник со всей тщательностью и перефотографировала.
Ну, а «Дни Турбиных» при этом как шли в Москве, так и продолжали идти. Фельетоны в «Гудке» тоже выходили исправно, принося их автору, кстати, вполне достойный по тем временам доход. Но и сказать, что жил Михаил Афанасьевич в те удивительные времена безоблачно и не страдал от них, – это тоже погрешить против истины.
Вот только не от партийных властей и не от страшных чекистов, а от своих собратьев литераторов – как сейчас сказали бы, «людей с чистыми, светлыми лицами», многие из которых сейчас превозносятся, как безвинные жертвы сталинских репрессий. Доносы они на Булгакова писали вполне открыто и травили писателя на удивление регулярно.
Вот, к примеру, удивительный документ-донос ещё от 1929 года, подписанный такими знатными деятелями культуры, как В. Билль-Белоцерковский (драматург), Е. Любимов-Ланской (режиссёр, директор Театра им. МГСПС), А. Глебов (драматург), Б. Рейх (режиссер), Ф. Ваграмов (драматург), Б. Вакс (драматург и критик), А. Лацис (теаработник и критик), Эс-Хабиб Вафа (драматург), Н. Семёнова (теаработник и критик), Э. Веский (критик), П. Арский (драматург). Донос известен нам исключительно благодаря жёсткой резолюции Сталина, этот донос отвергнувшего. Да ещё и с разъяснениями, почему: «Что касается собственно пьесы «Дни Турбиных», то она не так уж плоха, ибо она даёт больше пользы, чем вреда. Я бы не имел ничего и против постановки «Бега», если бы Булгаков прибавил к своим восьми снам ещё один или два сна, где бы он изобразил внутренние социальные пружины гражданской войны в СССР, чтобы зритель мог понять, что все эти по-своему «честные» Серафимы и всякие приват-доценты оказались вышибленными из России не по капризу большевиков, а потому, что они сидели на шее у народа (несмотря на свою «честность»)…».
И это – только один пример, помимо всех легендарных «ночных телефонных разговоров со Сталиным», которые Булгаков действительно вёл, это никакой не миф. Вот что он позже писал во вполне официальном и вполне дошедшем до нас письме к вождю: «…хочу сказать Вам, Иосиф Виссарионович, что писательское мое мечтание заключается в том, чтобы быть вызванным лично к Вам. Поверьте, не потому только, что вижу в этом самую выгодную возможность, а потому, что Ваш разговор со мной по телефону в апреле 1930 года оставил резкую черту в моей памяти. Я не избалован разговорами».
Но, тем не менее, «советская интеллигенция», потомки которой сейчас водружают мемориальные таблички на дома в Москве своим предкам как незаконно репрессированным, продолжала травить Булгакова, доносить на Булгакова и пытаться запрещать Булгакова даже вопреки явной воле самого товарища Сталина. И нет ничего удивительного в том, что в «сатирической» линии знаменитого «Мастера и Маргариты» Михаил Афанасьевич вполне себе с уважением пишет и об «органах», и о «власти». И так злобно высмеивает ту прослойку, которую сейчас превозносят его как бы «поклонники», то есть саму творческую среду. Воистину, есть известная ирония в том, что наследниками великого Мастера самозвано себя объявили именно наследники «критика Латунского», квартиру которого с такой ненавистью разносила в прах и пепел превратившаяся в ведьму Маргарита. А глядя на некоторых современных либеральных политиков, можно очень легко понять, кого именно подразумевал мастер под «девицей со скошенными от постоянного вранья глазами».
А что касается самого Сталина, то есть любопытная литературоведческая и вполне непротиворечивая версия, что одним из прототипов Воланда – «зла, явившегося покарать большее зло» – был для Михаила Афанасьевича именно Иосиф Виссарионович. Который, кстати, как и Воланд в книге, едва ли не до конца пытался хоть как-то устроить судьбу мастера, и дать «не свет, но покой». По крайней мере, приходивший перед смертью к Булгакову видный не только писатель, но и литературный чиновник Александр Фадеев, обсуждавший с ним за месяц до ухода «поездку на Юг Италии для выздоровления», вряд ли делал это без ведома, и, возможно, даже личной инициативы вождя.
Это, собственно говоря, к чему.
А к тому, что не надо судить великую эпоху и её людей «по себе». Они в наших оценках не нуждаются. Это мы нуждаемся в опыте и уроках великой эпохи и её людей. И для начала достаточно научиться их знать и понимать.