современный кабинет истории в современный школе

Оформление кабинета истории и обществознания в школе

Как именно оформить тот или иной школьный класс, главным образом зависит от предмета, который будут в нем преподавать. В этой статье речь пойдет про кабинет истории : как оформить, какое оборудование необходимо, что и где разместить.

В большинстве школ принято закреплять за учителями определенные классные комнаты. Такая документально закрепленная ответственность педагога за вверенную ему территорию предполагает, что он не только будет следить за чистотой и порядком в этой комнате, но и поспособствует ее облагораживанию, по мере сил и возможностей, конечно.

Несомненно, каждый преподаватель-историк, начиная работу в школе, мечтает о своем «царстве», где он сможет воплотить все свои мечты в реальность. Но оказывается, наша бурная фантазия должна иметь определенные рамки, которые предусмотрены министерствами и ведомствами.

kabinet istorii 1

kabinet istorii 2

Начальное оформление школьного класса любого учебного предмета

Стоит ли говорить, что ежегодно в летний период неплохо было бы проводить косметический ремонт. Естественно, подобного отношения к себе требуют все классы любой школы.

Далее в кабинете следует продумать расположение функциональных зон:

Совет. Проводя косметический ремонт, наибольшее внимание уделите выбору цвета стен. Учтите, что пастельные тона утомляют глаза в наименьшей степени, а яркие краски могут способствовать не только быстрому утомлению, но и отвлечению от учебного материала.

kabinet istorii 3
kabinet istorii 4

Оборудование кабинета истории и обществознания

Существует два наиболее часто применяемых на практике варианта оформления кабинета истории и обществознания (скорее всего, оба эти предмета будут преподаваться в одном классе).

Первый вариант предусматривает строгий деловой стиль:

Такой стиль вполне приемлем для классной комнаты, где будут обучаться старшеклассники или учащиеся специализированных классов. И если возможности вашей школы позволяют иметь два кабинета истории, то один из них можно оформить именно так.

Презентация кабинета истории

Второй вариант оформления:

kabinet istorii 5

kabinet istorii 7

Качественное оформление поспособствует заинтересованности учащихся и улучшит восприятие излагаемого вами на уроке материала. Кроме того портреты и иллюстрации стимулируют творческую активность учащихся и помогают заинтересовать их в работе с дополнительным материалом.

Ещё одна презентация

Источник

Требования к оснащению кабинета истории в связи с переходом на обучение по ФГОС

1490295077k03uc

Требования к оснащению кабинета истории в связи с переходом на обучение по ФГОС

При переходе на обучение по ФГОС требования к оснащению кабинета истории и обществознания меняются. В отличие от существовавших ранее перечней средств обучения и учебного оборудования по истории и обществознанию настоящие требования к оснащению образовательного процесса ориентированы не только на обеспечение наглядности процесса обучения, но и, прежде всего, на создание необходимых условий для реализации требований к уровню подготовки выпускников. Государственный стандарт по истории и обществознанию предполагает приоритет деятельностного подхода к процессу обучения, развитие у обучающихся широкого комплекса общих учебных и предметных умений, овладение способами деятельности, формирующими познавательную, информационную, коммуникативную компетентности. Материально-техническое обеспечение учебного процесса должно быть достаточным для эффективного решения этих задач.

Помещение кабинета истории и обществознания должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2.2821-10). Помещение должно быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки учащихся. Особую роль в этом отношении играет создание технических условий для использования компьютерных и информационно-коммуникативных средств обучения (в т. ч. для передачи, обработки, организации хранения и накопления данных, сетевого обмена информацией, использования различных форм презентации результатов познавательной деятельности)

Я хочу предложить Вашему вниманию таблицу, которая проиллюстрирует требования к оснащению кабинета истории и обществознания.

Настоящие рекомендации разработаны на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по истории и обществознанию (для основной средней школы, базового и профильного уровней полной средней школы).

Конкретное количество указанных средств и объектов материально-технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса (25-30 учащихся). Для отражения количественных показателей в требованиях используется следующая система символических обозначений:

Ø Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),

Ø К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),

Ø Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),

Ø П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6-7 экз.).

Требования к кабинету истории

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Источник

Современный кабинет истории в школе

Эффективность преподавания во многом зависит не только от содержания учебного материала, но и от условий обучения. Одним из важнейших факторов совершенствования учебно-воспитательного процесса является кабинетная система.

Ю.Ф. Кузнецов отмечает, что «школьный учебный кабинет – это единая, органически связанная система учебного оборудования по предмету, смонтированная в одной классной комнате, оформленная в соответствии с требованиями научной организации труда как учителя, так и учащихся и обеспечивающая достаточно высокий уровень преподавания».

Таким образом, кабинет истории представляет собой комплексную материальную базу обучения, опираясь на которую учитель оказывает функциональное воздействие на весь учебно-воспитательный процесс.

Кабинет – это не только база занятий с учащимися, но и место методической работы учителя. В условиях кабинета, в котором находится фонд учебно-наглядных пособий, технические средство обучения (ТСО), библиотека, деятельность учителя становится более творческой. Создавая наилучшие условия для методического творчества, кабинет предъявляет более высокие требования к подготовке учителя не только общеобразовательной, но и специальной (коррекционной) школы. Постоянно расширяется круг знаний, без которых успешное преподавание предмета становится затруднительным. Учитель должен быть хорошо знаком с содержанием диафильмов, кинофильмов, фонозаписей; таким образом, его подготовка к урокам в известной мере переносится в кабинет. С организацией и оснащением кабинета разнообразными средствами обучения перед учителем встает вопрос о комплексном использовании их на уроке.

Особенно тщательно к оформлению кабинета истории следует подходить учителю специальной (коррекционной) школы, помня о том, что излишнее украшательство стен класса только рассеивает и без того слабое внимание учащихся с нарушением интеллекта, мешает им целенаправленно воспринимать излагаемый учителем материал, сосредоточиться на серьезной работе во время урока.

Неразумно рассматривать кабинет и как мастерскую по изготовлению самодельных наглядных пособий, как выставку этих ученических изделий. При правильной организации учебного процесса наличие кабинета истории отражается на уровне обучения истории, отношении учащихся к предмету, проведении внеклассной историко-краеведческой работы.

База кабинета истории складывается из трех основных элементов: оборудования в виде специальной мебели и приспособлений, необходимой аппаратуры и фонда учебных пособий.

1. Оборудование кабинета включает в себя:

а) классную доску, магнитную доску;

б) специальные приспособления (зажимы, крючки, стойки) для демонстрации картин и карт;

в) проекционный экран;

г) учительский стол с приспособлениями для демонстрации предметов и объемных пособий;

д) столы со стульями для учащихся;

е) шторы на окнах для быстрого затемнения класса при использовании световой наглядности;

ж) технические средства обучения, их рациональное размещение;

з) приспособления для хранения пособий (шкафы, стеллажи), которые размещаются вдоль задней или боковой стены класса;

и) хорошее освещение, розетки для включения аппаратуры.

Очень важно правильно решить вопрос о планировке кабинета, чтобы его оборудование было приспособлено к труду учителя и учеников, был обеспечен доступ к хранящимся пособиям. Нельзя допускать размещения стендов, выставок, картин на передней стене, т. к. оформление кабинета не должно отвлекать учащихся от учебного процесса. На передней стене располагаются классная доска, экран, наборное полотно.

Оборудование для хранения пособий (шкафы, ящики для таблиц и т. п.) размещается вдоль задней или боковой стены. В шкафу может разместиться кабинетная библиотека, атласы, альбомы, папки с вырезками, раздаточный материал, объемные пособия, ученические работы, ТСО, видеои фономатериалы.

Читайте также:  альсим черноскулов самбо биография

Стены кабинета должны быть свободны от пособий, не имеющих отношения к текущему уроку. Все долговременные экспозиции, выставки, различные витрины можно размещать в коридоре возле кабинета или в рекреации. Единственное исключение следует сделать для «ленты времени» – пособие, которое отражает протяженность исторического времени путем показа смены веков, общественно-экономических формаций (общественного строя), государственного устройства на территории нашей Родины.

Текстуальные источники включают:

а) обязательную учебную литературу, с опорой на которую строится преподавание истории (учебники, учебные пособия и хрестоматии по истории Отечества; пособия по краеведению; брошюры с текстом Конституции РФ; учебные пособия по обществоведению, отдельная информация из которых используются в специальной (коррекционной) школе при изучении правовых вопросов);

б) научно-популярную и художественно-историческую литературу, необходимую для внеклассного чтения;

в) справочную и методическую литературу для учителя, комплекты журналов «Преподавание истории в школе», «Дефектология»;

г) папки и альбомы с вырезками из газет и журналов – тематические подборки к урокам и внеклассной работе.

Наглядные учебные пособия включают:

а) исторические карты, изданные для школы, а также самодельные тематические карты, изготовленные учителем (или учащимися под руководством учителя); комплекты исторических атласов и контурных карт; политическую и физическую карты России, необходимые для проведения отдельных уроков;

б) картины на исторические сюжеты, портреты (серии учебных картин, изданных в помощь школе, репродукции произведений искусства и памятников культуры);

в) плакаты времен Гражданской и Великой Отечественной войны и современного периода истории;

г) аппликации (изданные для школы и самодельные), применяемые для работы с картами, составления на доске схем сражений, динамических картин, схем, раскрывающих сложные понятия;

е) объемные наглядные пособия из различных материалов (макеты, уменьшенные копии отдельных архитектурных сооружений, модели орудий труда, вооружений, изготовленные школьниками под руководством учителя, что имеет большое образовательно-воспитательное и коррекционно-развивающее значение, т.к. учащиеся специальной (коррекционной) школы в практической деятельности учатся применять исторические знания, одновременно пополняя их и лучше осмысливая. Вместе с тем и сами средства обучения становятся более разнообразными и интересными);

ж) таблицы печатные и самодельные (сравнительные, хронологические, обобщающие);

з) демонстрационные карточки, на которых записаны исторические термины, отдельные фразы, даты, названия историко-географических объектов, фамилии людей и др. С помощью таких карточек можно составлять различные виды таблиц, схем, проводить словарную работу;

и) опорные планы, ориентирующие учащихся в изучаемом материале (планы изучения исторического периода, события, деятеля, план изучения картины и т. п.);

к) учебные памятки и правила (правила составления связного рассказа, правила сравнения, правила чтения причинно-следственной цепочки и др.);

л) иллюстративный раздаточный материал (открытки, вырезки из газет и журналов, фотографии). Учитель может привлечь учащихся к созданию самодельного раздаточного материала, скомплектовав затем его по темам курса, важным проблемам содержания школьной программы.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Источник

Кабинет истории

kabinet istorii

Хорошо оборудованный кабинет истории создается годами, совершенствуется и дополняется учебными пособиями, аппаратурой, дидактическими материалами в зависимости от методических приемов и педагогических предпочтений преподавателя.
Для рассмотрения различных тем из курсов истории и обществознания требуются абсолютно разные подходы, используются разнообразные средства обучения.
Во многих образовательных учреждениях (ОУ) работают этнографические или исторические музеи, универсальные или посвященные определенным периодам.
Возможность прикоснуться к предметам пережившим века, увидеть своими глазами грубую обработку металлических или каменных изделий, оказывает огромное воспитательное влияние и стимулирует возникновение интереса к предмету у учащихся, наглядно демонстрируя уровень развития технологий другого времени и образ жизни предыдущих поколений.

Оформление кабинета истории

oformlenie kabineta istorii

Внутренний вид учебного помещения регламентирован:

· Санитарными нормами. Это – условия освещенности, возможная заполняемость помещения, правила уборки и проветривания, а также ряд требований к используемой мебели.
· Образовательным стандартом. Вид кабинета истории должен способствовать достижению нужного качества образования.
· Внутри школьными нормативными актами. Это может быть Положение об учебном кабинете, приказ директора или другие документы.
· Правилами эстетики. Привлекательный и спокойный дизайн необходим для создания благоприятной психологической и рабочей обстановки.

Внутреннее убранство зависит от желаний педагога и отражает его мнение о наиболее важных методических моментах преподавания, внеклассной работы с учащимися.
Не рекомендуется использование слишком большого числа экспозиций. Лучше использовать меньшее их количество, но хорошо продумать дизайн элементов в виде текста, диаграмм, таблиц, иллюстраций или использовать частично или полностью сменные экспозиции в зависимости от изучаемых тем, чтобы добиться емкости, системности и логичности в подаче информации. Таким образом удастся добиться лучшей запоминаемости материала учащимися.

Оснащение кабинета истории.

osnashchenie kabineta istorii

Оснащенность помещения имеет несколько аспектов:

· Инженерно-технический. Это наличие необходимых архитектурных и инженерных приспособлений для обеспечения образовательного процесса – количество розеток, светильников, сантехники, отопления, окон и средств их затемнения, покрытие стен, пола, потолка.
· Дизайн помещения. К нему относится расположение мебели, организация рабочих мест учащихся и учителя. Так, стоит рассчитывать необходимое количество глухих и открытых шкафов для систематизированного хранения пособий, закрытых витрин и открытых стеллажей в школьных исторических и этнографических музеях, столики и кронштейны для технических средств и многое другое. Рабочие места должны быть удобными, безопасными, содействующими наиболее продуктивному течению образовательного процесса.
· Методический. Этот аспект полностью зависит от преподавателя. Вопросы использования определенных средств обучения, дополнительных материалов, пособий и организация учебного процесса зависят от педагогических приемов, общей эрудиции, увлеченности и таланта преподавателя. По его выбору и с учетом финансовых возможностей ОУ решаются вопросы приобретения необходимого оборудования, печатных материалов и пособий.

Оборудование для кабинета истории.

oborudovanie dlya kabineta istorii

Согласно действующему приказу Мин образования РФ от 27-12-93 529 и письму, содержащему рекомендованный перечень оборудования для учебных кабинетов от 01.04.2005 № 03417 кабинет истории должен быть оборудован в соответствии с требованиями ФГОС, а именно:
· Предоставлять возможности совершения универсальных учебных действий учащимися. То есть – иметь интернет для поиска нужной информации, программное обеспечение для творческой деятельности, контроля знаний – например, софт для работы с лентой времени, построения генеалогических древ, диаграмм, создания тестов преподавателем.
· Быть интегрированным в образовательную среду ОУ. Иметь свой сайт на сервере школы или страничку на ее сайте. Осуществлять связь родителей и учеников с преподавателем во внеурочное время.
· Иметь необходимую аппаратную и программную базу для организации процесса обучения – акустическую систему, проекторы, экраны, интерактивную доску, оргтехнику, средства для записи и воспроизведения мультимедиа.

Материалы в кабинет истории

materialy v kabinet istorii

Информационная среда кабинета истории должна содержать в себе следующие компоненты:
· Демонстрационные печатные материалы для постоянного экспонирования и использования во время уроков. Это таблицы, карты, схемы, иллюстрации, портреты историков.
· Методические пособия. Это литература для учителя, дидактические раздаточные материалы, комплекты контрольно-измерительных материалов для диагностики уровня знаний.
· Библиотека. Допускается наличие ее на цифровых носителях, если имеется аппаратура для считывания информации. Это небольшая классная библиотека, содержащая словари, справочники, учебники, хрестоматии, Конституцию РФ и другую литературу.
· Результаты творческой деятельности учащихся. Эссе, рефераты, отчеты о походах и экспедициях, итоги научных изысканий.
· Иллюстративный материал на цифровых носителях. Это фильмы, презентации, аудио и видео ролики, слайды.
· Наглядные пособия. К ним относятся экспонаты школьных музеев.

ФГОС кабинета истории

fgos kabineta istorii

Образовательный стандарт определяет цели и результаты изучения курса исторических наук в среднем образовании, как:
· Формирование культурной, этнической, гражданской и социальной самоидентификации личности.
· Развитие чувства патриотизма, социальной ответственности, гражданственности.
· Формирование общей картины развития человеческого общества от древности до наших дней, понимания роли общества и личности в цепи исторических событий, закономерностей развития социума.
· Овладение знаниями и опытом цивилизационного подхода к оценке событий, умением мирно сосуществовать в современном мультикультурном, много конфессиональном, интернациональном мире.
· Обучение навыкам поиска, анализа, оценки и сопоставления информации и ее источников.
Для достижения этих целей необходимо материально-техническое оснащение, способное обеспечить:
· Творческую деятельность школьников, участие их в исторических исследованиях.
· Доступ к информации для ее изучения, анализа, переработки.
· Самостоятельный опыт универсальных учебных действий
· Размещение результатов своей практической деятельности в информационной среде образовательного учреждения.

Стенды в кабинет истории

stendy v kabinet istorii

Временные или постоянные настенные экспозиции в кабинете истории должны:

Читайте также:  безотказный займ на карту без проверок круглосуточно с плохой кредитной историей и просрочками

· Быть видны и читабельны с любого рабочего места в помещении.
· Содержать нужную информацию по изучаемой теме – данные для запоминания, даты, портреты исторических личностей.
· Быть информационно емкими.

Существует много их разновидностей:
· Постоянной экспозиции с несменяемой информацией. Выполняются в виде плакатов, лент, напечатанных на жесткой или полужесткой основе.
· Сменные. На пластиковой основе крепятся прозрачные карманы, в которые вставляются листы бумаги или фотографии стандартного размера.
· В настоящее время разработаны и уже выпускаются промышленностью электрифицированные интерактивные стенды, выводящие на подсвеченной поверхности данные в зависимости от выбранного варианта запроса. Подобные устройства могут быть оснащены пультом дистанционного управления, программным обеспечением, обеспечивающим такие режимы работы как «демонстрация» или «виртуальный докладчик», а также системой блокировки и автоматического распознавания, позволяющей ограничивать доступ к управлению.

Паспорт кабинета истории

Паспортизация учебных помещений производится ежегодно с целью проверки готовности к образовательному процессу, планирования нагрузки, имущественного учёта, определения ответственных за поддержание функциональности помещения.
Документ должен содержать исчерпывающую информацию об учебном помещении:
· Имена ответственных. Заведующим назначается преподаватель, также за ним закрепляется один из классов.
· Инженерно-техническую. Сведения о площади, объеме, освещенности, архитектурных особенностях, электропроводке, сантехнике, возможности вентиляции.
· Имущественную. Документ отражает количество, вид и расположение мебели, стационарного оборудования, наличие кронштейнов, подсветки доски или дополнительного освещения. В виде списков оформляются данные о переносном оборудовании, настенных объектах, дополнительных экспозициях.
· Методическую. Списки учебных пособий, литературы, плакатов, карт, схем, раздаточных и дидактических материалов.

Качество образования зависит от таланта педагога, умеющего использовать в работе огромное количество дополнительного материала, преподносить его в доступном виде, в том числе, в качестве элементов дизайна учебного помещения, мотивируя интерес учащихся к самостоятельным внеурочным занятиям.

И в окончание, предлагаем посмотреть видео ролик про кабинет истории и варианты его оснащения:

Источник

Реферат на тему «Кабинет истории, его роль в организации урочной и внеурочный работы с учащимися. Основные требования к школьному кабинету истории»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Реферат по дисциплине:

«Учитель истории: Преподавание истории в образовательной организации»

«Кабинет истории, его роль в организации урочной и внеурочный работы с учащимися. Основные требования к школьному кабинету истории»

Хасанов Мубаракша Махмутович

Кабинет истории, его роль в организации урочной

и внеурочной работы учащихся………………………………4

Оформление и оснащение кабинета истории………………..7

Основные требования к школьному кабинету истории……..8

Школа сегодня – это огромный мир, живущий по определенным законам. Двадцать первый век с его разнообразием технических новинок во многом формирует интеллект детей, «живущих в Сети Интернет», и с этим нельзя не считаться. Эффективность преподавания учебного предмета в общеобразовательной школе во многом зависит не только от содержания учебного материала, но и от окружающей обстановки, условий обучения.

Школьный кабинет – это единая система учебного оборудования по предмету. Он выполняет разные функции: обучающую, информационную, воспитательную. Именно поэтому правильное оформление и оборудование кабинета является важной задачей любого учителя истории, желающего достичь успехов в обучении учащихся.

Учебный кабинет – это учебное помещение школы, оснащенное наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью и техническими средствами обучения, в котором проводиться учебная, факультативная и внеклассная работа с обучающимися в полном соответствии с действующими государственными образовательными стандартами, учебными планами и программами.

Кабинет истории, его роль в организации урочной и внеурочной работы учащихся.

В течение 2-3-х десятилетий в школе утвердилась кабинетная система обучения. Поэтому особую актуальность приобретает проблема оформления современного кабинета истории. Хорошо известно, что эффективность усвоения учащимися курса (материала) в любой предметной области во многом зависит от того, как организован и осуществляется учебно-воспитательный процесс. Основными компонентами данного процесса в педагогической науке принято считать научно-обоснованную учебную программу курса; оптимальную методику проведения занятий; соответствующую современным тенденциям в образовании учебно-материальную базу ; необходимые передовые средства обучения.

К учебно-материальной базе относится, прежде всего, кабинет истории и его оснащение. Надо найти такой вариант его оснащения, оформления и комплектации, который действительно помогал бы обучению учащихся. Ведь средства обучения, сосредоточенные в кабинете, система работы с ними способствуют развитию самостоятельной деятельности учащихся, повышают интерес к предмету, являются базой осуществления преподавателем комплексного подхода к образованию, воспитанию и развитию.

Учебно-материальная база должна постепенно совершенствоваться с развитием науки, техники и педагогики применительно к потребностям сегодняшнего дня, и в соответствии с требованиями обязательных документов Министерства образования и науки РФ.

В настоящее время основным направлением изменений в преподавании истории, бесспорно, становится применение информационных технологий на уроках. Это влечет за собой и соответствующее изменение кабинета истории. Компьютер все больше рассматривается как обучающая машина, открывающая новые возможности, как для преподавателя, так и для учащихся. Сегодня накоплен достаточно большой опыт в использовании готовых программных продуктов при проведении лекций, тестирования, изучения исторических источников. В настоящее время существуют дидактические компьютерные среды и программные комплексы, содержащие справочники, обучающие и контролирующие блоки, динамическую графику с конкретной тематикой.

Значимость школьного кабинета истории в урочной и внеурочной работе учащихся очевидна. И от того, каким он будет, во многом зависит качество обучения. Создание учебного кабинета истории, как творческой лаборатории учителя – актуальная задача для многих общеобразовательных учреждений.

Внеурочная работа по истории – это организация учителем различных видов деятельности учащихся после уроков, обеспечивающих необходимые условия для овладения ими навыками и умениями теоретической и практической работы по более глубокому усвоению и активному восприятию исторического опыта и окружающей действительности.

Правильно организованная система внеурочной деятельности по истории представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

Эффективность проведения уроков истории во многом зависит от эффективного оборудования кабинета истории. Важно наличие в кабинете библиотеки, учебно-наглядных пособий, технических средств обучения, необходимо грамотное их использование на уроках.

Как известно история – не только наука о прошлом. История учит нас будущему, история – один из основных предметов, воспитывающих патриотизм. Для расширения воспитательной работы, для проведения различных внеурочных занятий и внеклассных мероприятий в нашей школе создан небольшой музей. В нем есть стеклянные витрины и различные стенды.

Есть витрины, посвященные быту дореволюционной России: прялка, рубило, утюги, монеты, лапти и т. д. Возможность прикоснуться к предметам, пережившим века, увидеть своими глазами грубую обработку металлических или каменных изделий, оказывает огромное воспитательное влияние и стимулирует возникновение интереса к предмету у учащихся, наглядно демонстрируя уровень развития технологий другого времени и образ жизни предыдущих поколений.

Есть витрины, включающие экспонаты, рассказывающие о подвиге наших земляков в годы ВОВ: солдатские письма с фронта, реальные медали и ордена, газеты тех времен, фотографии и документы.

Еще витрина, возвращающая нас назад, в СССР: бытовая техника, фотографии, атрибуты пионерской и комсомольской организаций. Есть стенды, посвященные истории деревни, истории базового хозяйства (колхоза). Все экспонаты собирались и продолжают пополняться учащимися и учителями школы, оформляются временные выставки. Ученики 5-6-х классов, впервые попав в кабинет, с огромным интересом рассматривают экспонаты, старшеклассники проводят экскурсии. Такой «кабинет истории» – огромная помощь в работе учителя: он помогает прививать интерес к предмету, расширяет возможности внеклассной работы, помогает качественно готовить старшеклассников к ГИА и ЕГЭ.

Оформление и оснащение кабинета истории

Оборудование учебного кабинета должно позволять вести эффективное преподавание предмета при всем разнообразии методических приемов и педагогических интересов учителей, при этом оно должно отвечать определённым требованиям.

Требования к кабинету истории: наличие проекционной техники; возможность организации интерактивного диалога между учителем и учениками; подключение к Интернету и к внутришкольной сети; возможность тиражирования материалов в печатном виде.

Я работаю в кабинете, который полностью соответствует специфике деятельности учителя истории. Большое место в кабинете отведено наглядным средствам обучения. Все средства обучения, сосредоточенные в кабинете, способствуют развитию самостоятельной деятельности учащихся, повышают интерес к предмету, являются базой осуществления комплексного подхода к образованию, воспитанию и развитию. В кабинете есть современная мебель, компьютер с мультимедийным проектором, раздвижной экран, электронные библиотеки. ИКТ значительно расширяют круг поиска дополнительной информации при подготовке к уроку, дают возможность подготовить презентации иллюстративного и информационного характера. Подготовка к такому уроку становится творческим процессом. Большое место в кабинете отведено наглядным средствам обучения, которые являются не только источниками информации, но помогают также управлять познавательной деятельностью учащихся, обеспечивают новые способы передачи информации, позволяют чередовать различные виды работы (коллективные, индивидуальные, устные, письменные), расширяют возможности для самостоятельной работы учащихся и значительно облегчают воспитание культуры общения.

Читайте также:  история калининграда и кенигсберга кратко читать

Как известно, большую часть информации человек воспринимает зрительно, поэтому с помощью средств наглядности снимается дополнительная нагрузка на память учащихся, школьники лучше запоминают изучаемый материал. Для лучшего усвоения материала и качественной подготовки к ГИА и ЕГЭ необходимы картографические знания. Портретная галерея выдающихся исторических деятелей прошлого и настоящего – еще один необходимый атрибут кабинета истории.

Использование компьютерных технологии, позволяет проводить уроки не только с использованием иллюстраций, схем, графиков, но и демонстрировать небольшие видеоролики. Учащиеся получили возможность создавать проектные работы, используя ИКТ.

Основные требования к школьному кабинету истории.

В настоящее время оборудование школьного кабинета истории регламентируется «Требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов» (они размещены на сайте Федерального агентства по образованию РФ по адресу: www//ed.gov.ru). Хотя данный документ и называется «Требованиями», уже в первом его предложении подчеркивается его рекомендательный характер: «Настоящие рекомендации разработаны на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по истории» (имеется в виду стандарт 2004 г.).

«Требования» включают перечни книгопечатной продукции (библиотечный фонд), демонстрационных печатных пособий, информационно-коммуникационных средств, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий, учебно-практического и учебно-лабораторного оборудования. «Требования» включают в себя не только объекты, выпускаемые в настоящее время, но и перспективные, создания которых необходимо для обеспечения федерального государственного образовательного стандарта.

Модель образовательного пространства учебного кабинета истории должна быть разработана в соответствии с поставленной цели – формирование универсальных учебных действий в личностной, коммуникативной, познавательной и регулятивной сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Развивающая среда в помещении учебного кабинета должна отвечать принципам: безопасности и личного комфорта; вариативности в использовании форм и методов обучения, учебных пособий, средств и материалов; динамической изменчивости в соответствии с прохождением учебной программы, изменением индивидуальных интересов учащихся.

В современном школьном кабинете истории обязательно должна присутствовать книгопечатная продукция, печатные пособия, а именно учебники, соответствующие Стандарту основного общего и среднего (полного) образования по истории, рабочие тетради к ним, книги для внеклассного чтения, необходимая методическая и дидактическая литература для учителя, рабочие программы по истории. Для реализации учебной деятельности должны быть настенные исторические карты, атласы, контурные карты, иллюстративный материал. Большую помощь учителю оказывают имеющийся в наличии раздаточный материал, содержащий образные, логические и оценочные разноуровневые задания, КИМ-ы. Раздаточный материал для работы с понятийным материалом, историческими документами.

Хороший вариант работы с визуальными источниками, взятыми (вырезанные) из старых учебных пособий, учебников. Они помогают осуществить личностно-ориентированный подход через игровую деятельность.

Методические материалы к поурочным планам урока, сами поурочные планы целесообразно распределить по отдельным папкам. Каждая папка относится к отдельным курсам истории, уровню класса. Такое распределение помогает учителю в подготовке к уроку, экономит его время. Содержимое папок постоянно обновляется.

Оснащение учебного кабинета должно способствовать эффективности занятий. А именно, переходу от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работ; формированию умений работать с различными видами информаций, и ее источниками; формированию коммуникативной культуры учащихся; формированию системы универсальных учебных действий; развитию способностей к самоконтролю, самооценке. Самоанализу, воспитанию высокоорганизованной личности.

Оборудование учебного кабинета должно позволять вести безопасное и эффективное преподавание предмета при всем разнообразии методических приемов и педагогических интересов учителей.

Заведующий учебным кабинетом в своей деятельности руководствуется вышеперечисленными документами, в первую очередь Законом РФ «Об образовании».

При оформлении учебного кабинета истории каждый его элемент должен быть не просто формальным украшением помещения, а обозначал, что это учебный кабинет истории и помогал в работе учителю.

Помещение учебного кабинета, его оборудование, площадь, освещенность и воздушно-тепловой режим, расположение и размеры рабочих, учебных зон должны соответствовать государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам и обеспечивать возможность безопасной и комфортной организации всех видов урочной и внеурочной деятельности для всех участников образовательного процесса, а также требованиям пожарной безопасности.

Мебель в кабинете должна соответствовать возрастным особенностям учащихся, в соответствии требованиям стандартов технической безопасности. Высота парт и стульев должна соответствовать их росту. Например, парты с низкими ножками можно поставить вперед, а повыше назад рядов. Цвет стен, жалюзи, горшки цветов должны эстетично гармонировать между собой. Возможно устройство зоны (уголка) национально-культурных ценностей и традиций, в зависимости от территориальной принадлежности.

Несмотря на внедрение новых технологий, стенды в кабинете истории остаются важным инструментом учебного процесса. Информация, размещенная на них, помогает обучающимся в реализации умений воспринимать, обобщать, оценивать, делать выводы. Повышается познавательный интерес к предмету, расширяется кругозор школьников.

Основным направлением изменений в преподавании истории, бесспорно, становится применение информационных технологий на уроках. Внедрение современных средств и технологий в образовательный процесс является особенностью современной школы. Об этом неоднократно заявляли руководители всех образовательных ведомств и президент РФ В.В.Путин. В ФГОС основного общего образования, достаточно четко сформулированы требования к материально-техническому и информационному оснащению образовательного процесса. Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы общего образования должны обеспечиваться современной информационно-образовательной средой.

Компьютер все больше рассматривается как обучающая машина, открывающая новые возможности, как для преподавателя, так и для обучающихся. Сегодня накоплен достаточно большой опыт в использовании готовых программных продуктов для организации учебно-воспитательного процесса. В настоящее время существуют дидактические компьютерные среды и программные комплексы, содержащие справочники, обучающие и контролирующие блоки, динамическую графику с конкретной тематикой.

Можно отметить, что в современной школе существует тенденция постепенной замены большинства технических средств обучения, использующихся ранее при изучении истории, информационными компьютерными технологиями. Их внедрение в учебный процесс является позитивным во всех отношениях изменением, позволяющим интенсифицировать изучение истории в школе. На современном этапе перехода к компьютеризации учебного процесса наряду с применением новейших информационных технологий на уроках истории по-прежнему широко используются и другие технические средства обучения.

Проблема хранения и каталогизации материалов всегда занимала важное место и отнимала у заведующих кабинетом много времени. Перевод материалов в цифровой вид резко снижает временные затрата на эту рутинную работу.

Как и где должны храниться предметные цифровые ресурсы? Решение этой задачи заключается в создании школьного ресурсного центра, например «Сетевого города образования». Для этого школа имеет внутришкольную сеть с выделенным сервером (-ами). На сервере размещаются ресурсы, доступные с любого компьютера школьной Сети и извне (если это разрешено администраторами Сети).

Учебный кабинет должен представлять собой особую развивающую среду, позволяющую реализовывать цели, ценности и принципы личностно-ориентированного и системно-деятельностного подхода. Эта развивающая среда должна способствовать раскрытию индивидуальности каждого ученика, его творческой самореализации, поощрять к развитию у него инициативы и самостоятельности, создать возможности для обучения учащихся на основе их личной активности.

Хочется верить, что в очень скором времени во всех школах России (в том числе и сельских), будет обеспечено хорошее техническое оснащение кабинетов, появятся возможности для работы в информационном пространстве. Однако кроме оборудования кабинет еще должен быть эстетически правильно оформленным, нести полезную правовую, экономическую и другую обществоведческую информацию. А это уже задача не администрации школы, а прежде всего самого учителя, который и должен создать интересную и познавательную среду вокруг учеников, которые будут спешить на уроки истории.

Аппарович Н.И., Полторак Д.И. Кабинет истории и обществознания в средней школе. М., 1982;

Полнер Е.Д. Комплексное применение средств обучения в кабинете истории // ПИШ. 1981. № 3;

Потехин Е.В. Из опыта работы кабинета истории // ПИШ. 1986. № 6;

Степанов В.П. О хранении наглядных пособий // ПИШ. 1980. № 2;

ФЗ Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Шкарлупина Г.Д. Теория и методика преподавания истории и обществознания: учебно-методическое пособие. М., 2014.

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector