современником царя ивана грозного был

Новое в блогах

7043561 4955774

На фоне своих современников Иван Грозный был человеком чрезвычайно образованным. Он обладал феноменальной памятью и богословской эрудицией. Правда, в его политике и характере немало имелось противоречий. Царь, например, был религиозен, но при этом погубил немало народу. О знаменитых современниках Ивана Грозного и их отношениях с царём пойдет речь в сегодняшней статье.

7043561 4955775

Вклад в развитие культуры

Иван Грозный сделал немало хорошего для государства. В 1551 году по его приказу духовные лица организовали школы во всех городах. По инициативе царя была создано в Александровской Слободе нечто наподобие консерватории. Здесь работали лучшие музыканты тех лет. Во время правления Ивана IV был создан также Лицевой летописный свод.

На этом царь не остановился. Он решил организовать типографию в Москве. Кристиан II отправила русскому правителю Библию в переводе Лютера и два катехизиса. После основания печатного двора Иван IV приказал организовать строительство храма Василия Блаженного.

Существует мнение, что Иван Грозный унаследовал от Софьи Палеолог обширную библиотеку. Правда, что с ней сталось, неизвестно. Согласно одной из версий, она была уничтожена во время одного из московских пожаров. Некоторые исследователи полагают, что царь библиотеку, доставшуюся ему по наследству, спрятал. Ну вот куда? Различного рода предположения стали основой для сюжетов многочисленных художественных произведений.

Церковь

Царь, отнявший жизнь у собственного сына, был удивительно богобоязненным. Правда, эта черта характера выражалась в основном в указах о строительстве храмов. Существует немало легенд о долгих и довольно странных беседах, которые вел Иван Грозный с Василием Блаженным – московским юродивым, который не боялся говорить правду в лицо даже самому царю. Но об этой удивительной личности расскажем чуть позже.

Иван Грозный жертвовал не только на постройку новых монастырей, но и на помин души людей, которые убиты были по его приказу. В этом, пожалуй, главная противоречивость личности царя. Он приказывал создавать новые храмы, при этом подвергал казни монахов и священников, грабил церкви в поместьях бояр, оказавшихся в опале.

В конце 20 столетия отдельными церковными служителями было выдвинуто предложение о канонизации Ивана Грозного. Однако эта идея вызвала волну возмущения. Слишком много преступлений совершил против православной церкви этот царь. Вспомним о современниках Ивана Грозного. Это даст более полную характеристику царя.

7043561 4955776

Сильвестр

Этот человек был православным политическим и литературным деятелям, священником, духовником Ивана Грозного. Сильвестр карьеру начал в Новгороде, после принятия сана священника служил в Благовещенском соборе. Известен протопоп Сильвестр и тем, что в 1547 году, когда в Москве произошел очередной пожар, произнес обличительную речь в адрес юного царя. Как ни странно, слова священника были восприняты Иваном Грозным благосклонно. Более того, он стал одним из его приближенных.

7043561 4955777

Изгнание Сильвестра

Царь однажды перенес сильное заболевание, чудом остался жив. Правда, современные историки полагают, что это был один из его методов, позволяющих понять истинное отношение приближенных. В то время как Иван Грозный находился при смерти или же симулировал, Сильвестр сблизился с его двоюродным братом, который претендовал на престол.

Иван Грозный, к огорчению своего родственника, не умер. После полного выздоровления к Сильвестру охладел. В 1562 году весьма кстати появились слухи о причастности протопопа к смерти царицы Анастасии. Неизвестно, поверил ли им царь, но на всякий случай сослал Сильвестра в Соловецкий монастырь. Там и провёл бывший священник остаток жизни, проповедуя философию нестяжательства.

7043561 4955778

Митрополит Филипп

Это известный в свое время человек. Одна из самых знаменитых личностей 16-го века. Иван Грозный уважал и даже побаивался митрополита. Но некоторые разногласия однажды перешли в открытый конфликт.

В 1537 году родственники Федора встали на сторону Андрея Ивановича Старицкого – князя, который поднял бунт против Елены Глинской. Все они оказались в опале. Фёдор тем временем покинул Москву.

До Филиппа митрополитом московским был архиепископ Герман. Однажды он выразил несогласие с политикой Ивана IV, за что мгновенно попал в немилость. Филипп, перед тем как дать согласие на предложение царя о принятии митрополичьего сана, поставил условие об уничтожении опричнины, с которым царь не согласился.

Первые два года оказались относительно спокойными. В это время в Москве почти не слышно было о казнях. Но митрополит Филипп нередко обращался к царю с ходатайством об опальных боярах. Таким образом он пытался смягчить известную всем свирепость правителя. Об административной деятельности этого церковного деятеля известно мало. В Москве благодаря ему была построена Церковь святых Зосимы и Савватия. Филипп способствовал развитию книгопечатания.

7043561 4955779

Конфликт между царем и митрополитом

Государством Иван Грозный управлял довольно своеобразно. Излюбленным методом его были массовые казни. После возвращения царя из Лионского похода начался новый период кровавого террора. Причина заключалась в письмах польского короля к боярам, которые удалось перехватить. Кого-то царь приказал тут же казнить. Кто-то был отправлен в монастырь.

Эти события переросли в конфликт между Иваном Грозным и духовной властью. Митрополит Филипп выступил против террора. Сперва предпринял несколько попыток остановить беззакония в мирных беседах с царем, но они ни к чему не привели.

Настоящий конфликт между Иваном Грозным и Филиппом произошёл в 1568 году. В марте митрополит позволил себе публичную критику в адрес политики террора. Иван Грозный вскипел гневом, ударил жезлом оземь. На следующий день началась новая волна казней. Служилых людей и бояр подвергали пыткам, дабы выбить из них показания о замыслах митрополита против Ивана Грозного.

Как утверждал Карамзин, царь побаивался Филиппа в силу его всенародного почитания, а потому направил свой гнев на бояр. Митрополит в знак протеста уехал в один из московских монастырей.

В 1568 году над Филиппом состоялся суд. Соловецкие монахи дали показания. Что в них содержалось, неизвестно. Очевидно, это были типичные для той эпохи обвинения в колдовстве. Филипп был лишён митрополичьего сада.

7043561 4955780

Князь Андрей Курбский

Этот полководец – еще один приближённый Ивана Грозного, который, как и многие, в свое время не избежал опалы. Андрей Курбский участвовал в походе на Казанское ханство. Во время болезни Ивана Грозного, он стал одним из немногих, кто не отказывался присягать на верность цесаревичу Дмитрию. Когда начались преследования сторонников Сильвестра, князь все же понял, что опалы не миновать. В 1653 году Курбский перешел на сторону Сигизмунда.

Читайте также:  отель биография мысхако официальный сайт

7043561 4955781

Василий Блаженный

Московский юродивый родился в обычной крестьянской семье. С детства отличался трудолюбием и богобоязненностью. Будучи отроком, обнаружил дар прозрения. Пожалуй, это самый легендарный современник Ивана Грозного. Известно немало историй о пророчествах Василия Блаженного.

Юродивый ходил без одежды круглый год. Он ночевал под открытым небом, всегда соблюдал пост и смиренно терпел лишения. К Василию москвичи относились с почитанием. Нередко ему в дар преподносили теплую одежду, которая тут же куда-то исчезала. Но самое удивительное в том, что это был едва ли не единственный современник Ивана Грозного, который вовсе не боялся его. Более того, согласно историческим источникам, скорее, свирепый правитель испытывал страх при виде безобидного юродивого.

7043561 4955782

Когда Василий тяжело заболел, Иван Грозный посещал его. Юродивый умер в 1552 году. Царь вместе с боярами нес гроб. Василий Блаженный похоронен у Троицкой церкви.

Источник

Современники и историки об Иване Грозном

36715 900

Иван Васильевич Грозный (Часть 10)

«До сих пор история правления первого русского царя излагается по заложенной еще Н.М. Карамзиным на основе сочинений Курбского схеме «двух Иванов»: хорошего государя в 1550-е гг., времени реформ, времени правления «Избранной рады», и необузданного тирана после 1560 г., после смерти царицы Анастасии, разгона «Избранной рады» и «облютения» царя. Существование данной схемы — самый главный след в истории, который сумел оставить Курбский. Его глазами историки и литераторы смотрят на Россию XVI в. вот уже больше 300 лет».
Филюшкин А.И. (доктор исторических наук)

«Злодей, зверь, говорун-начетчик с подьяческим умом, – и только. Надо же ведь, чтобы такое существо, потерявшее даже образ человеческий, не только высокий лик царский, нашло себе прославителей»
Погодин М.П. (российский академик XIX века)

«Иван IV был первый из московских государей, который узрел и живо почувствовал в себе царя в настоящем библейском смысле, помазанника Божия. Это было для него политическим откровением, и с той поры его царственное я сделалось для него предметом набожного поклонения. Он сам для себя стал святыней и в помыслах своих создал целое богословие политического самообожания в виде ученой теории своей царской власти. Тоном вдохновенного свыше и вместе с обычной тонкой иронией писал он во время переговоров о мире врагу своему Стефану Баторию, коля ему глаза его избирательной властью: «Мы, смиренный Иоанн, царь и великий князь всея Руси по Божию изволению, а не по многомятежному человеческому хотению».»
Ключевский В.О. (российский академик XIX века)

«Как это ни покажется удивительным, но в научной литературе не обращалось внимание на то, что ни один из современников царя не называет его «Иваном Грозным». И даже в фольклоре XVI–XVII вв., допускающем вольные переосмысления, четко выдерживается определенное, очень продуманное отношение к этому слову. «Грозный» в фольклоре — это прилагательное, не превращенное в имя собственное.

«Отвечает Кастрюк-Мастрюк: «Говорит Грозный царь, Иван Васильевич»; «Во матушке было в каменной Москве, / При Грозном царе Иване Васильевиче»; «Другой борец идет Иванушка маленький. / «Уж ты здравствуй, Грозный царь Иван Васильевич!» и т. д. и т. п. И ни разу — Иван Васильевич Грозный: это значит, что современники и ближайшие потомки твердо знали, что царя нельзя подобным образом именовать. Судя по всему, причина запрета заключается в том, что слово «Грозный» как предикат уже употреблялось, и достаточно широко, но применительно к небесным силам вообще и Архангелу Михаилу в частности. Как бы ни уподоблялся царь Богу, но небесная иерархия была выше любой земной. По всей видимости, именно из фольклора слово это, при посредничестве В. Н. Татищева, перекочевывает в науку, но уже с иным смыслом и как имя собственное русского царя».
Юрганов А.Л. (профессор РГГУ)

«Своеобразие идеологической позиции Ивана Грозного в том именно и заключалось, что идея нового государства, воплощающего правую веру, «изрушившуюся» во всем остальном мире, начисто освобождалась у него от прежних вольнодумных и социально-реформаторских черт и становилась официальной идеологией уже существующего «православного истинного христианского самодержавства». Главной задачей становились поэтому не реформы в государстве, а защита его от всех антигосударственных сил, которые «растлевают» страну «нестроением и междоусобными браньми». Разделяя пересветовскую враждебность к «вельможам», царь делал отсюда один важный вывод: негодных и «изменных» бояр должны были сменить новые люди».
Лурье Я.С. (советский филолог и историк)

«Грозный, которого некоторые историки считают воплощением абсолютизма, на самом деле, несмотря на все свои жестокости, был одним из русских государей, наиболее чутким к народной воле. Желая оградить народ от хищений бояр, царь учредил систему областного самоуправления, которая, не будь Смутного Времени и последующей разрухи, смогла бы предотвратить некоторые пагубные результаты Петровых реформ.

В управительной системе Грозного заметно желание сблизить царский престол с жизнью всех сословий путем привлечения толковых людей, независимо от их рода. Царь, говоривший, что ему — выше других поставленному, тем самым виднее то, что не видит «куриное око», предвидя вред бюрократии, т. е. чиновничества, опираться на живые силы государства, самоуправляющиеся под верховенством царской власти. Грозный обратил также большое внимание на земские соборы, созываемые государями для решения важнейших дел. Сам состав соборов указывает нам на пользу этого характерного для Московской Руси учреждения. В соборах принимали участие выборные служилые и тяглые люди со всего государства, благодаря чему их мнения, не в пример западным парламентам современных демократий, подлинно выражали народные настроения и чаяния.

Так, в 1566 г. земский собор в Москве призван был решать важнейший вопрос внешней политики — войны или мира с Литвой, и Иван IV поступил согласно соборному приговору. Один этот факт полностью разрушает обвинение Грозного в абсолютизме».
Воейков Н.Н. (генерал-майор свиты ЕИВ, русский историк)

«Послания Ивана Грозного Курбскому — это уникальный религиозно-философский памятник, ибо в них впервые в русской истории сам государь полностью, в законченном виде сформулировал, исторически и религиозно-философски обосновал основные принципы самодержавной власти русских монархов. Один из важнейших принципов — полнота самодержавной власти. Иван Грозный и утверждает необходимость и возможность только неограниченно самодержавного, единовластного правления в России, если Российское царство хочет исполнить возложенную на него вселенскую миссию по утверждению истинного православия. В этом заключался кардинальный политический разрыв Ивана Грозного и с «Избранной радой», и с «нестяжательской » традицией.

Государь формулирует и второй принцип — Божественное происхождение самодержавной власти. Более того, Иван Грозный обосновывает тезис богоизбранности самого государя. И никто не имеет права покушаться на его власть. «Кто противится такой власти — противится Богу!» — восклицает он.

Читайте также:  президент киргизии 2021 биография

И, наконец, третий принцип самодержавной власти: главный смысл власти русского самодержавного государя состоит в том, чтобы нести свет истины по всему миру, устроить и свою страну, а то и весь мир по Божественным Заповедям. Иван Васильевич писал: «Я же усердно стараюсь обратить людей к истине и свету, чтобы познали единого истинного Бога, в Троице славимого, и данного Богом государя. »

Итак, в Первом послании Курбскому Иван Грозный впервые свел в единую систему основные принципы самодержавной власти русских государей. Но понимание методов воплощения этих принципов в реальную историческую практику связано уже исключительно сличными качествами Ивана Грозного, с его личным мировоззрением, как политическим, так и религиозно-мистическим. Иван Грозный понимал суть царской власти — как разновидность монашеского подвига. Вот и приоткрывается, как кажется, тайна Ивана Грозного. Все его деяния, все его поступки объясняются в первую очередь своеобразным религиозно-мистическим мировоззрением первого русского царя».
Перевезенцев С.В. (профессор МГУ)

«Развратники (новые советники царя после удаления Сильвестра и Адашева. — Сост.), указывая царю на печальные лица важных бояр, шептали: «Вот твои недоброхоты! Вопреки данной ими присяге, они живут адашевским обычаем, сеют вредные слухи, волнуют умы, хотят прежнего своевольства». Такие ядовитые наветы растравляли Иоанново сердце, уже беспокойное в чувстве своих пороков; взор его мутился; из уст вырывались слова грозные. Обвиняя бояр в злых намерениях, в вероломстве, в упорной привязанности к ненавистной памяти мнимых изменников, он решился быть строгим и сделался мучителем, коему равного едва ли найдем в самых Тацитовых летописях!

Не вдруг, конечно, рассвирепела душа, некогда благолюбивая: успехи добра и зла бывают постепенны; но летописцы не могли проникнуть в ее внутренность; не могли видеть в ней борения совести с мятежными страстями; видели только дела ужасные и называют тиранство Иоанново чуждою бурею, как бы из недр ада посланною возмутить, истерзать Россию».
Карамзин Н.М. (русский историк XIX века)

«Ливонская война началась до опричнины и закончилась после ее крушения. Между тем они были тесно связаны в различных отношениях. Они были порождены одними и теми же причинами — явным расколом царя со своими ближайшими советниками и стремлением его к безграничной власти. Именно поражения на фронтах Ливонии побудили царя окончательно отказаться от земского строя и придумать для себя «опричнину». Введение же опричнины в конечном счете привело к поражению России в Ливонской войне».
Кузьмин А.Г. (советский профессор, МГУ)

«Иван Грозный стремился распространить на мирскую жизнь идеал жизни монашеской, собираясь решать мирские проблемы методами монашеского подвижничества, и, прежде всего, методом «истязания плоти».

Создается впечатление, что, считая себя воплощением Божественного Замысла на земле, Иван Грозный внутренне уверился и в том, что он имеет полное и несомненное право относиться к собственному государству и к собственному народу, как к телу, которое необходимо истязать, подвергать всяческим мучениям, ибо только тогда откроются пути к вечному блаженству. И только пройдя через страх Божий в его самом непосредственном, телесном выражении, Российское государство, ведомое своим государем-иноком, придет к «истине и свету».

Вот и должен он вести святую войну против всех врагов правой веры, и прежде всего против бояр-злобесников, посягающих на его Богом данную власть. Поэтому казни и преследования, совершаемые государем, вовсе не плод его больной воспаленной фантазии, не следствие самодурства и нравственной распущенности. Это — совершенно сознательная борьба с изменниками Богу, с теми, кем овладел бес, кто предал истинную веру. Иван Грозный, карая измену, последовательно и целенаправленно отсекал от «плоти» Русского государства все греховное.

И разделение государства на две части — земщину и опричнину — объясняется помимо всего прочего еще и тем, что земщина представляет собой часть «плоти» единой Русской земли, которую государь подверг жесточайшему истязанию, дабы проучить врагов православия и поселить в их душах страх Божий. Потому и войско опричное изначально строилось по принципу военно-монашеского ордена, главой которого является сам царь, исполнявший обязанности игумена».
Перевезенцев С.В. (профессор МГУ)

«Опричнина стала в руках царя орудием, которым он просеивал всю русскую жизнь, весь ее порядок и уклад, отделял добрые семена русской православной соборности и державности от плевел еретических мудрствований, чужебесия в нравах и забвения своего религиозного долга.

Ревностно и неукоснительно исполнял царь со своими опричниками весь строгий устав церковный. Как некогда богатырство, опричное служение стало формой церковного послушания – борьбы за воцерковление всей русской жизни, без остатка, до конца. Ни знатности, ни богатства не требовал царь от опричников, требовал лишь верности».
Иоанн (Снычёв), Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский

« В те годы (в годы правления «Избранной рады». — Сост.), как я уже говорил, был царь наш в смирении и хорошо царствовал, и по пути Господня закона шествовал. Тогда, по словам пророка: «Без усилий Господь врагов его смирил», и на страны, посягнувшие на народ христианский, возлагал Он руку Свою. Ведь волю человеческую Господь прещедрый больше милостью направляет на добрые дела и укрепляет ее в этом, нежели наказанием, если же человек закоренелый в зле и непокорным окажется, тогда наказанием, с милосердием смешанным; ну а если он неисцелим, тогда казнит в назидание тем, кто пожелал бы жить не по закону. И добавил Он ко всему еще один дар, как уже говорил, награждая и утешая в покаянии пребывающего царя христианского. В те же годы, или немного раньше, даровал ему Бог к Казанскому еще и другое царство — Астраханское. »

«Неужели не видишь, о царь, к чему привели тебя человекоугодники? И каким сделали тебя любимые твои маньяки? И как свергли вниз и поразили проказой прежде святую и вечную, покаянием украшенную совесть души твоей? А если нам не веришь, понапрасну называя нас лживыми изменниками, да прочтет величество твое в Слове об Ироде златовещательными устами изреченном. «Ирод, говорил он, мучитель граждан и воинов, разбойник, друзей своих губитель». Твое же величество от преизлишней злости не только друзей губителем стал, но и всей Святорусской земли с кромешниками твоими разорителем, домов грабителем и убийцей сыновей. От этого, Боже, сохрани тебя и не допусти этому случиться, Господи Царь веков!»
Курбский А.М. (князь-перебежчик, современник Грозного)

«Благочестивый же тот царь и великий князь всея Руси Иван Васильевич (Иван Грозный. — Сост.) был разумом славен и мудростью украшен, и богатырскими победами славен, и в ратном деле весьма искусен, и во всем царском правлении достохвально себя проявил, великие и невиданные победы одержал и многие подвиги благочестия совершил. Царским своим неусыпным правлением и многой премудростью не только подданных богохранимой своей державы поверг в страх и трепет, но и всех окрестных стран иноверные народы, лишь услышав царское имя его, трепетали от великой боязни. О прочих же его царских добродетельных делах скажем в своем месте».
Патриарх Иов (первый русский патриарх, современник Грозного)

Читайте также:  персонажи похожие на кагеяму тобио

«Как бы мы ни смотрели на Ивана Грозного, царствование его, конечно, одно из замечательнейших в русской истории; а мы, даже до сих пор, все больше обращаем внимание на психологический характер его жестокостей, как будто в них вся сущность дела. Не то же ли это самое, что судить о последней американской войне по одним ее ужасам, о царствовании Петра по розыскам и казням, о нашем призвании в Польше и Западном крае по судьбе враждебного нам элемента? Смотреть так на историю значит заранее отказаться от понимания величайших исторических эпох и событий. Ни в чем наше умственное несовершеннолетие не выказывается так осязательно, как в том, что мы не только не понимаем, но почти не знаем царствования Ивана IV и даже мало им интересуемся, воображая, что, и не изучив его, можно понимать русскую историю; а между тем эпоха Грозного, по своему значению во внутреннем развитии Великороссии, есть преддверие к эпохе Петра и имеет с ней глубочайшую связь».

«Все то, что защищали современники Иоанна, уничтожилось, исчезло; все то, что защищал Иоанн IV, развилось и осуществлено; его мысль так была живуча, что пережила не только его самого, но века, и с каждым возрастала и захватывала больше и больше места. Неужели он был не прав. От ужасов того времени нам осталось дело Иоанна; оно-то показывает, насколько он был выше своих противников».
Кавелин К.Д. (магистр права, МГУ, XIX век)

Источник

Новое в блогах

«ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ»: КАКИМ ПРЕДСТАВЛЯЮТ ИВАНА ГРОЗНОГО СОВРЕМЕННИКИ И ИСТОРИКИ?

· на основе имеющегося опыта психологических исследований личности создать методику составления психологического портрета исторического деятеля;

· пользуясь этой методикой, составить психологический портрет Ивана Грозного.

Предметом исследования является личность царя Ивана Васильевича

Кроме письменных источников, изучению подвергся скульптурный портрет Ивана Грозного, представляющий собой реконструкцию облика царя по его черепу, выполненную в лаборатории М.М. Герасимова.

Существует много методов психологического исследования личности. Но не все из них применимы к историческому деятелю, которого уже более четырёх столетий нет в живых. Поэтому для составления психологического портрета Ивана Грозного использовался метод изучения биографии, нарративный метод, метод контент-анализа и физиогномика.

«ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ»: КАКИМ ПРЕДСТАВЛЯЮТ ИВАНА ГРОЗНОГО СОВРЕМЕННИКИ И ИСТОРИКИ?

Часть 1

Иван Грозный психологический портрет

У первого русского царя было очень трудное и несчастливое детство. Отец, Василий III, умер, когда Ивану было всего три года. Полностью же мальчик осиротел после смерти матери, Елены Васильевны Глинской, умершей в 1538 году, когда ему было восемь лет. Иван рос в обстановке дворцовых переворотов, борьбы за власть враждующих между собой боярских родов Шуйских и Бельских. Убийства, интриги и насилия, окружавшие его, способствовали развитию в нем подозрительности, мстительности и жестокости. Склонность мучить живые существа проявлялась у Ивана уже в детстве, и приближенные одобряли ее. Ребенку трудно было сориентироваться, что хорошо, а что плохо. Как уже было сказано, мальчик рос в обстановке вражды между двумя родами. Каждый род старался переманить юного правителя на свою сторону, не понимая, как это может отразиться на мальчике.

Иван Грозный был заинтересован в расширении и укреплении Российского государства, что доказывает его личное участие в военных походах. В 1550-51 гг. Иван Грозный участвовал в Казанских походах. В 1552 была покорена Казань, затем Астраханское ханство (1556), в зависимость от русского царя попали сибирский хан Едигер и Ногаи Большие. Одним из самых значимых событий в истории России является установление Иваном Грозным торговых отношений с Англией в 1553 году. В 1558 Иван IV начал Ливонскую войну за овладение побережьем Балтийского моря. Первоначально военные действия развивались успешно. К 1560 армия Ливонского ордена была окончательно разгромлена, а сам Орден перестал существовать. Безусловно, в этом была и заслуга Грозного, этим он мог по праву гордиться.

Но в 1560 году в жизни царя и России произошли серьезные изменения: Иван порвал с деятелями Избранной рады и наложил на них различные опалы. Царь стал искать «виноватых» в серии поражений в Ливонской войне, начались опалы и казни. Это говорит о том, что Грозный не умел проигрывать. Радоваться и гордиться победой может каждый, а вот принимать поражение достойно, дано далеко не всем.

Грозного царя всегда отличало такое качество как эгоизм. Он и представить не мог, как другим людям плохо от его действий. Постепенно своим террором он настроил большинство людей против себя. Возможно, иногда он это понимал, но уступать не собирался. Вообще, на мой взгляд, жизнь и политика царя поделена на два периода: до смерти его первой жены Анастасии Захарьиной-Юрьевой и после.

При жизни царицы террора в стране было намного меньше. Внешняя и внутренняя политика шла на пользу государству. После ее смерти царь Иван Васильевич начал довольно быстро меняться в худшую сторону, что вызвало бегство многих бояр и служилых людей в Великое княжество Литовское. С этого момента начинается новый этап жизни и правления Ивана Грозного. Психологическое состояние Грозного могло в считанные минуты стать противоположным. Он то собирался постричься в монахи, то просил у английской королевы Елизаветы убежища от заговорщиков, которые якобы подстерегали его на каждом шагу. Безумие царя дошло до того, что он травил москвичей дикими медведями, которых выпускал в толпу людей.

Царь жил в постоянном страхе и боязни заговоров и покушений на свою жизнь, которые раскрывались практически каждый день. Казни следовали одна за другой. Этим самым царь хотел показать, что будет беспощаден ко всем, кто предаст его, но окажет милость и пощаду к тем, кто останется ему верен. Подтверждение тому мы можем найти у Джерома Горсея в «Записках о России». Он пишет о жестокой расправе царя с князем Борисом Тулуповым и его матерью.

Итак, проанализировав биографию последнего русского царя, можно сделать вывод, что Иван Грозный был натурой сложной. Порой для достижения своей цели он мог использовать самые жестокие меры, вплоть до убийства. Ему не свойственны были внимание к чувствам другого человека, сострадание. Он был жесток и эгоистичен, часто непредсказуем. Приступы крайней жестокости чередовались с приступами исступлённого раскаяния. Возможно, такие особенности личности обусловлены трудным детством.

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector