современная история россии учебник для вузов

Современная история россии учебник для вузов

История России. Учебное пособие для вузов

Под редакцией доктора исторических наук И. И. Широкорад

Рекомендовано УМО в качестве учебного издания для студентов высших учебных заведений

Учебник подготовлен кафедрой Отечественной истории и культуры Московского государственного университета геодезии и картографии (МИИГАиК).

доктор исторических наук И. И. Широкорад – руководитель авторского коллектива – гл. I–III, VIII (§ 1, 2); IХ (§ 3, 4); гл. X–XIV.

профессор В. А. Соломатин – предисловие; кандидат исторических наук, доцент Г. Н. Чарыгина – гл. I–III;

кандидат исторических наук, доцент А. Н. Закатов – гл. IV–V, VIII (§ 3, 5, 7);

доцент Т. В. Филатова – гл. VIII (§ 4, 6, 8), IX (§ 1, 2) старший преподаватель Е. В. Рыжкова – гл. VI–VII.

доктор исторических наук, профессор Н. П. Ионичев. доктор исторических наук, профессор Н. Н. Марчук.

© Широкорад И. И., 2004

Многовековой опыт человечества убеждает, что история, как гуманитарная наука, исследующая прошлое человеческого общества во всей пространственной его конкретности и многообразии, дает ключ к пониманию настоящего и тенденций развития в будущем.

Многие выдающиеся деятели прошлого отмечали общественную роль и значение изучения истории. Крупнейший русский историк В. О. Ключевский подчеркивал, что без знания истории мы должны признать себя «случайностями», не знающими, как и зачем пришли в мир, как и для чего мы живем, как и к чему должны стремиться. Другой видный историк И. Е. Забелин неизменно указывал не только на познавательное, но и воспитательное значение преподавания истории в учебных заведениях. «Познание законов физической жизни необходимо, но столько же и еще в высшей степени необходимо познание законов жизни нравственной и умственной, ибо в человеческой жизни устройство физического существования вполне зависит от умственных и нравственных начал жизни. Кто же нам раскроет с большой подробностью все те начала и законы, как не история», – говорил он, обращаясь к воспитанникам Константиновского межевого института, в стенах которого долгое время преподавал.

В последние десятилетия многократно возросла политизированность российского общества. Средства массовой информации каждый день доносят до читателей и слушателей огромное количество сведений по истории нашего Отечества. Однако многие их этих сведений носят фрагментарный характер, зачастую, в условиях естественного ныне плюрализма мнений, содержат противоречивые, подчас взаимоисключающие суждения и оценки. Нередко русская история, особенно ее советский период, рассматривается с негативных позиций. Однако, как писал Расул Гамзатов: «Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки». Поэтому в оценке исторического прошлого необходим взвешенный, объективный подход.

Задачу данного учебного пособия авторы видят в том, чтобы представить историю России во всем ее многообразии и противоречивости, избегая при этом крайностей, ажиотажа и сенсационности, взвешенно учитывая воздействие объективных и субъективных факторов на исторический процесс. Только такой подход позволяет оставаться на принципах научности, объективности, историзма и системности.

Методологической основой излагаемого материала является представление об истории как о прогрессивном, поступательном процессе, органически цельном и непрерывном. Еще И. Е. Забелин в заметках к лекциям по истории России писал: «Вся история заключается в неразрывном, жизненно связном круге отношений личности, общества и государства. Все это составляет одно, живое целое, которое по частям рассматривает только наука, изучение. Это та связь, целое и именуется историей». Авторы пытаются следовать этим забелинским принципам изложения курса истории России.

Предлагаемое изложение отечественной истории реализует важнейшее требования Государственного образовательного стандарта РФ – гуманизацию и гуманитаризацию высшего образования.

Хотя необходимость гуманитаризации образования сейчас никем не оспаривается, острые столкновения наблюдаются как раз в вопросе поиска гармонии межеду гуманитарными и профессиональными дисциплинами в учебных планах высших учебных заведений, прежде всего технического профиля. В связи с этим непродуктивной представляется постановка вопроса: «Что важнее для студента: гуманитаризация или профессионализация?». Без качественной профессиональной подготовки не может быть сформирован специалист, и, стало быть, обучение в вузе теряет свой изначальный смысл. Однако без гуманитарной составляющей образования не может быть сформирована полноценная личность. Профессия помогает человеку функционально включиться в социум, в разветвленную систему общественной деятельности со стороны его навыков и умений. Однако помимо функциональной адаптации к социуму через профессию, человек должен еще вписаться в пространство культуры, освоить ее смысл и ценности. В этом освоении или, вернее, присвоении смысла и ценностей гуманитарной культуры формируется духовность человека, его мировоззрение, понимание им своего места и роли в обществе. Вне этой духовности мы имеем ущербного человека, функционера в заданной системе общественного разделения труда, «винтика» в гигантской машине, называемой государством.

Изучению истории как важнейшему образовательному и воспитательному элементу формирования молодого поколения в рамках высшей технической школы всегда уделялось пристальное внимание. Так, в одном из старейших высших учебных заведений России – Константиновском межевом институте в середине XIX в. история преподавалась в течение шести лет. В низших классах читался курс «Всеобщая история», составленный из трех разделов: «Древняя история», «Средняя история» и «Новая история». В старших изучался курс «История России» и дополнительная историческая дисциплина: «Русская история в связи с археологией». Причем преподаватели истории, среди которых – И. Е. Забелин и Ю. В. Готье, в своих лекционных курсах особое внимание уделяли изложению истории земельных отношений, аграрной политики государства на разных этапах его развития, истории межевого дела и межевания в России. Это свидетельствует о том, что уже тогда в преподавании истории непременно учитывался, говоря современным языком, профиль вуза.

Опираясь на богатый научный и учебно-методический опыт преподавания исторических курсов в прошлом, авторы настоящего учебного пособия стремились максимально точно и объективно осветить основные этапы истории страны, показать историю России как составную часть мировой истории. При этом наряду с достаточно подробным изложением политической истории основное внимание уделено социально-экономическим отношениям, прежде всего, в аграрной сфере.

Читайте также:  описался в школе на уроке истории

В учебном пособии освещается история России с древнейших времен до начала XXI века. Структура пособия определяется общепринятой периодизацией.

Авторы использовали архивные и опубликованные исторические источники, законодательные акты, фундаментальные исследования по истории России, научные монографии, представляющие различные направления исторической мысли, теоретические и историографические труды, методические издания, обширную справочно-информационную и энциклопедическую литературу.

Учебное пособие «История России» написано в соответствии с традициями преподавания предметов гуманитарного цикла в Императорском Константиновском межевом институте, правоприемниками которого являются Московский государственный университет геодезии и картографии (МИИГАиК) и Государственный университет по землеустройству (ГУЗ), и призвано способствовать возрождению и развитию этих традиций в современных условиях.

Источник

История России, С древнейших времен до наших дней, Учебник для вузов, Моисеев В.В., 2019

История России, С древнейших времен до наших дней, Учебник для вузов, Моисеев В.В., 2019.

Учебник подготовлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения. В нем освещается тысячелетняя история России, а также отражен многогранный и противоречивый процесс осуществления реформ в нашей стране, включая новейший период истории. Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений, изучающих историю России. Он может быть полезен также абитуриентам, поступающим в вузы. Данное издание публикуется в авторской редакции. Учебник дважды награжден Дипломом лауреата Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу, проводимого Фондом развития отечественного образования среди преподавателей высших учебных заведений в 2013 и 2017 годах.

114991

Восточные славяне — наши исторические предки.
Первые упоминания о славянах. Славяне — обособившаяся часть индоевропейской общности людей, населявших нашу планету в середине II тыс. до н. э. Первые письменные источники, в которых упоминаются славяне, относятся к началу первого тысячелетия, но уже нашей эры. О славянах сообщали греческие, римские, арабские, византийские летописи и другие источники. Слово «славяне» в древних источниках появляется лишь в VI в. н.э. До этого славян упоминали античные авторы под именем «венедов», готские летописцы называли их «антами», византийцы — «склавинами» и т.п.

СОДЕРЖАНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ: Предмет, метод и задачи изучения курса «История России».
Глава 1.Восточные славяне. Образование Киевской Руси. Борьба с захватчиками.
Глава 2.Объединение земель вокруг Москвы.
Глава 3.Россия в Смутное время.
Глава 4.Развитие России в XVII в.
Глава 5.Россия в эпоху Петра Великого.
Глава 6.Российская империя в XVIII в.
Глава 7.Россия в первой половине XIX в.
Глава 8.Россия во второй половине XIX в.
Глава 9.Россия в начале XX в.
Глава 10.Создание и укрепление Советского государства.
Глава 11.Строительство социализма в годы первых пятилеток.
Глава 12.Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
Глава 13.Послевоенное развитие СССР.
Глава 14.Перестройка и распад СССР.
Глава 15.Обновленная Россия.
Глава 16.Актуальные проблемы современной России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

Источник

Современная история россии учебник для вузов

История России от древнейших времен до начала XX века

История России от древнейших времен до начала XX в.

(Учебник истории для ВУЗов)

1. ПЕРВОБЫТНООБЩИННЫЙ СТРОЙ. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ

III. БОРЬБА РУСИ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ В XIII в.

IV. ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО ЛИТОВСКОЕ И ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИЕ ЗЕМЛИ В XIII-XVI вв.

V. МОСКОВСКАЯ РУСЬ в XIV-XVII вв.

1. Становление Русского государства в XIV-XVI вв.

VI. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ

1. Россия в XVIII в.

2. Российская империя в конце XVIII-пер. половине XIX в.

3. Россия в эпоху капитализма

4. Россия в конце XIX-начале XX в.

Настоящая книга, предназначенная для абитуриентов, не является учебником по истории России. Она служит учебным пособием, облегчающим подготовку к вступительному экзамену в высшую школу по соответствующему предмету. Авторы создавали ее, руководствуясь но столько систематическим, сколько тематическим принципом. И в этом есть определенное достоинство пособия, поскольку темы и проблемы, освещаемые в нем, подобраны не случайно, а с учетом многолетнего опыта проведения конкурсных экзаменов по отечественной истории на гуманитарные факультеты Петербургского университета. Во время приема экзаменов обнаружился целый ряд вопросов, часто вызывающих серьезные затруднения среди экзаменующихся. На этих вопросах авторы и сосредоточили свое внимание. Однако отсюда не следует, будто ими подготовлены разрозненные очерки, искусственно собранные в одном переплете. Напротив, их рассказы со стороны смысловой и хронологической составляют связное повествование, позволяющее получить цельное представление о русской истории с древнейших времен и до революции 1917 г. В чем же основное отличие предлагаемого пособия от обычного школьного или даже вузовского учебника по истории СССР?

Помимо концептуальных моментов и общих наблюдений, в пособии большое место занимает изложение конкретных фактов, лежащих в основе исторического знания. Поэтому в соединении со школьным учебником оно является достаточной основой для подготовки и успешной сдачи экзамена по истории при поступлении в высшее учебное заведение.

I. ПЕРВОБЫТНООБЩИННЫЙ СТРОЙ. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ

Каменный век: от палеолита к неолиту

Источник

Современная история россии учебник для вузов

image001

image002

image003

image004

image005

Рекомендован Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений

Авторы учебника — известные отечественные ученые, доктора исторических наук, профессора ведущих вузов страны — анализируют в своем труде сложные, противоречивые исторические процессы России, руководствуясь научными принципами объективности, историзма, социального подхода. Первый раздел посвящен феодальному периоду истории России, образованию и развитию Российского государства. Второй охватывает историю страны в период капиталистического развития. Третий раздел освещает советский и постсоветский периоды. В приложении приведены: генеалогия российских царей, биографические сведения о деятелях трех российских революций, краткая летопись исторических событий России, документы из истории России, список рекомендуемой литературы.

Для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений, а также всех читателей, интересующихся отечественной историей.

Биографические сведения о деятелях трех российских революций:

Читайте также:  канал клерик сборник историй

Монографические исследования, хрестоматии, крупные документальные публикации, мемуары, сборники статей.

Аврех А.Я. Царизм накануне свержения. М., 1989.

Алексеев Д.Г. Под знаменем Москвы. Борьба за единство Руси. М., 1992.

Алексеев И.В. Агония сердечного согласия: царизм, буржуазия и их союзники по Антанте. 1914-1917 гг. Л., 1990.

Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России. Государство Ивана Грозного. М., 1988.

Анисимов Е.В. Время петровских реформ. Л., 1939.

Бакунин A.M. Государственность и анархия. Избранные произведения. Т. 1. М., 1930.

Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1991.

Борзаковский П.К. Императрица Екатерина Вторая Великая. М., 1991.

Борисов Н.С. Русские полководцы. М., 1994.

Буганов В.П. Петр Великий и его время. М., 1989.

Бухарин Н.И. Избранные произведения. М., 1993.

Валишевский К. Первые Романовы. М., 1989.

Витте С.Ю. Избранные воспоминания. М., 1991.

Возвращенные имена. Сборник публицистических статей. В 2-х кн. М., 1989.

Головатенко А. История России: спорные проблемы. М., 1994.

Горбачев М.С. Декабрь-91. Моя позиция. М., 1992.

Гордиенко Н.С. Крещение Руси: факты против легенд и мифов. М., 1986.

Горький М. Несвоевременные мысли: заметки о революции и культуре. М., 1990.

Готовил ли Сталин наступательную войну против Гитлера? Сборник статей под ред. Г. Бордюкова. М., 1995.

Дан Ф.К. К истории последних дней Временного правительства. М., 1990.

Данилов А.А. История инакомыслия в России. 1917-1991 гг. Уфа, 1995.

Демидова Н.Ф. Служилая бюрократия в России XVII в. и ее роль в формировании абсолютизма. М., 1987.

Джон Рид. 10 дней, которые потрясли мир. М., 1959.

Ельцин Б.Н. Записки президента. М., 1994.

Жилин П.А. Кутузов. М., 1983.

Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. В 3-х т. 10-е изд. М.,1990.

Жуков В. Власть и оппозиция. Российский политический процесс XX столетия. М., 1994.

Захарова Л.Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России. М., 1984.

Иоффе Г. Семнадцатый год. Ленин. Керенский. Корнилов. М., 1995.

История политических партий России. М., 1994.

История России. М.: РЭА им Г.В. Плеханова, 1993.

Кавторин В.Л. Первый шаг к катастрофе. 9 января 1905 г. Свободное размышление строго по документам. Л., 1992.

Карамзин Н.М. Об истории государства Российского. М., 1990.

Карамзин Н.М. Предания веков. М., 1989.

Карр Э. История Советской России. М., 1990.

Кирпичников А.Н. Куликовская битва. Л., 1980.

Киселев Г.С. Трагедия общества и человека. Политика осмысления опыта советской истории. М., 1991.

Кларов Ю. Арестант пятой камеры. Допрос Колчака. М., 1990.

Ключевский В.О. Курс русской истории. Т. 1. М., 1987.

Козлов В.Г. Грани российской государственности. Сер. «История». М., 1992.

Корецкий В.П. Формирование крепостного права и первая крестьянская война в России. М., 1975.

Корнеева Н.Г. Земство на переломе. М., 1995.

Кузнецов Н.Г. Накануне. Курсом к победе. М., 1991.

Лаптева Л.В. Земские учреждения в России 1762-1917 гг. М., 1995.

Ленин В.И. Памяти Герцена//Полн. собр. соч. Т. 21. С. 255-262; Он же. От народничества к марксизму//Там же. Т. 9. С. 190-197; Он же. Две тактики социал-демократии в демократической революции//Там же. Т. 11. С. 1-131; Он же. О задачах пролетариата в данной революции//Там же. Т. 31. С. 113-118; Он же. Речь о роспуске Учредительного собрания на заседании ВЦИК 6(19) января 1918 г.//Там же. Т. 35. С. 232-237; Он же. О продовольственном налоге//Там же. Т. 43. С. 205-245; Он же. Письмо к съезду//Там же. Т. 45. С. 343-348; Он же. Странички из дневника//Там же. Т. 45. С. 363-368.

Леонтович В.В. История либерализма в России. 1762-1917 гг. М., 1995.

Литвак Б.Г. Переворот 1861 года в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. М., 1991.

Локарт Брюс Р.Г. История изнутри. Мемуары британского агента. М., 1991.

Медведев Н.А. Личность и эпоха. Политический портрет Л.И. Брежнева. М., 1991.

Милюков П.Н. Воспоминания. Т. 1, 2. М., 1991.

Мироненко С.В. Страницы тайной истории самодержавия. Политическая история России первой половины XIX столетия. М., 1990.

Мироненко С.В. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в начале XIX в. М., 1989.

Морозова Л.Б. Смутное время в России. М., 1990.

Набоков В. Временное правительство. М., 1991.

Национальная доктрина России (проблемы и приоритеты). М., 1994.

Некрасов Вл. Тринадцать «железных наркомов». История НКВД от Рыкова до Щелокова. М., 1996.

Никольский Н.М. История русской церкви. М., 1990.

Октябрь 1917 и судьбы политической оппозиции: Совместное российско-белорусское исследование. Гомель, 1993.

Они не молчали: о сопротивлении в годы культа личности Сталина. М., 1991.

Опенкин Л.А. Оттепель: как это было? (1953-1955). М., 1991.

Отечественная история. М.: РЭА им. Г.В. Плеханова, 1994.

Павленко П.М. Петр Великий. М., 1990.

Палеолог М. Царская Россия накануне революции. М., 1991.

Пашков Б.Г. Русь, Россия, Российская империя. Хроника событий. 862-1917 гг. М., 1994.

Плеханов Г.В. Социализм и политическая борьба. М., 1983.

Плеханов Г.В. Наши разногласия. М., 1983.

Политическая история России. М.: РЭА им Г.В. Плеханова, 1996.

Похлебкин В.В. Внешняя политика Руси, России и СССР за 1000 лет в именах, датах, фактах. Вып. 1. М.: Международные отношения, 1992.

Рабинович А. Большевики приходят к власти. Революция 1917 г. в Петрограде. М., 1989.

Революция 1917 в Петрограде. М., 1989.

Революция и гражданская война в описаниях белогвардейцев. Деникин. Юденич. Врангель. М., 1991.

Россия на рубеже веков: исторические портреты. М., 1991.

Россия в XV веке: историки мира спорят. Сборник статей. М: РАН, 1994.

Российский архив. История Отечества в свидетельствах и документах XVIII-XX вв. В пяти выпусках. М.: Студия «ТРИТЭ» творческо-производственное объединение Никиты Михалкова, 1991-1994.

Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества. М., 1993.

Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1988.

Рыков А.И. Избранные произведения. М., 1990.

Самарская Е.А. Социал-демократия в начале века. М., 1994.

Сахаров А.Д. Статьи и выступления. М., 1990.

Сахаров A.M. Образование и развитие Российского государства в XVI-XVIII вв. М., 1962.

Скрынников Р.Л. Иван Грозный и его время. М., 1991.

Читайте также:  самые загадочные персонажи аниме

Скрынников Р.Л. Борис Годунов. М., 1992.

Согрин В. Политическая история современной России. М., 1994.

Соколов Б.Ю. Цена победы Великой Отечественной: неизвестное об известном. М., 1991.

Степанов С.А. Черная сотня России. 1905-1917 гг. М., 1993.

Столыпин П.А. Нам нужна Великая Россия. М., 1991.

Суровая драма народа. Ученые и публицисты о природе сталинизма. М., 1989.

Суханов Н.Н. Записки о революции. М., 1991.

Такер Роберт. Сталин. Путь к власти. 1879-1929. М., 1990.

Тихомирова М.Н. Российское государство XV-XVII вв. М., 1979.

Троцкий Лев. Сталин. В 2-х т. М., 1990.

Троцкий Л.Д. К истории русской революции. М., 1990.

Тютюкин С.В., Шелохаев В.В. Марксизм и русская революция. М.,1996.

Устинов В.М. Турар Рыскулов. Очерки политической биографии. Алма-Ата, 1996.

Хальвеч В. Возвращение Ленина в Россию в 1917 году: Перев. с нем. М., 1990.

Хрестоматия по истории России. В 4-х т. М., 1994.

Хрестоматия по истории СССР. М., 1990. Хроника диссидентского движения (1968-1983 гг.). М., 1991.

Черняев А.С. Шесть лет с Горбачевым. По дневниковым записям. М., 1993.

Чивилихин Е. Память. М., 1989.

Шульгин В.В. Дни. М., 1990.

Эйдельман Н. Из потаенной истории XVIII-XIX вв. М., 1993.

Юшко А.А. Московская земля IX-XIV вв. М., 1991.

Источник

Современная история россии учебник для вузов

История России. Учебное пособие для вузов

Под редакцией доктора исторических наук И. И. Широкорад

Рекомендовано УМО в качестве учебного издания для студентов высших учебных заведений

Учебник подготовлен кафедрой Отечественной истории и культуры Московского государственного университета геодезии и картографии (МИИГАиК).

Авторский коллектив:

доктор исторических наук И. И. Широкорад – руководитель авторского коллектива – гл. I–III, VIII (§ 1, 2); IХ (§ 3, 4); гл. X–XIV.

профессор В. А. Соломатин – предисловие; кандидат исторических наук, доцент Г. Н. Чарыгина – гл. I–III;

кандидат исторических наук, доцент А. Н. Закатов – гл. IV–V, VIII (§ 3, 5, 7);

доцент Т. В. Филатова – гл. VIII (§ 4, 6, 8), IX (§ 1, 2) старший преподаватель Е. В. Рыжкова – гл. VI–VII.

Рецензенты:

доктор исторических наук, профессор Н. П. Ионичев. доктор исторических наук, профессор Н. Н. Марчук.

© Широкорад И. И., 2004

Многовековой опыт человечества убеждает, что история, как гуманитарная наука, исследующая прошлое человеческого общества во всей пространственной его конкретности и многообразии, дает ключ к пониманию настоящего и тенденций развития в будущем.

Многие выдающиеся деятели прошлого отмечали общественную роль и значение изучения истории. Крупнейший русский историк В. О. Ключевский подчеркивал, что без знания истории мы должны признать себя «случайностями», не знающими, как и зачем пришли в мир, как и для чего мы живем, как и к чему должны стремиться. Другой видный историк И. Е. Забелин неизменно указывал не только на познавательное, но и воспитательное значение преподавания истории в учебных заведениях. «Познание законов физической жизни необходимо, но столько же и еще в высшей степени необходимо познание законов жизни нравственной и умственной, ибо в человеческой жизни устройство физического существования вполне зависит от умственных и нравственных начал жизни. Кто же нам раскроет с большой подробностью все те начала и законы, как не история», – говорил он, обращаясь к воспитанникам Константиновского межевого института, в стенах которого долгое время преподавал.

В последние десятилетия многократно возросла политизированность российского общества. Средства массовой информации каждый день доносят до читателей и слушателей огромное количество сведений по истории нашего Отечества. Однако многие их этих сведений носят фрагментарный характер, зачастую, в условиях естественного ныне плюрализма мнений, содержат противоречивые, подчас взаимоисключающие суждения и оценки. Нередко русская история, особенно ее советский период, рассматривается с негативных позиций. Однако, как писал Расул Гамзатов: «Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки». Поэтому в оценке исторического прошлого необходим взвешенный, объективный подход.

Задачу данного учебного пособия авторы видят в том, чтобы представить историю России во всем ее многообразии и противоречивости, избегая при этом крайностей, ажиотажа и сенсационности, взвешенно учитывая воздействие объективных и субъективных факторов на исторический процесс. Только такой подход позволяет оставаться на принципах научности, объективности, историзма и системности.

Методологической основой излагаемого материала является представление об истории как о прогрессивном, поступательном процессе, органически цельном и непрерывном. Еще И. Е. Забелин в заметках к лекциям по истории России писал: «Вся история заключается в неразрывном, жизненно связном круге отношений личности, общества и государства. Все это составляет одно, живое целое, которое по частям рассматривает только наука, изучение. Это та связь, целое и именуется историей». Авторы пытаются следовать этим забелинским принципам изложения курса истории России.

Предлагаемое изложение отечественной истории реализует важнейшее требования Государственного образовательного стандарта РФ – гуманизацию и гуманитаризацию высшего образования.

Хотя необходимость гуманитаризации образования сейчас никем не оспаривается, острые столкновения наблюдаются как раз в вопросе поиска гармонии межеду гуманитарными и профессиональными дисциплинами в учебных планах высших учебных заведений, прежде всего технического профиля. В связи с этим непродуктивной представляется постановка вопроса: «Что важнее для студента: гуманитаризация или профессионализация?». Без качественной профессиональной подготовки не может быть сформирован специалист, и, стало быть, обучение в вузе теряет свой изначальный смысл. Однако без гуманитарной составляющей образования не может быть сформирована полноценная личность. Профессия помогает человеку функционально включиться в социум, в разветвленную систему общественной деятельности со стороны его навыков и умений. Однако помимо функциональной адаптации к социуму через профессию, человек должен еще вписаться в пространство культуры, освоить ее смысл и ценности. В этом освоении или, вернее, присвоении смысла и ценностей гуманитарной культуры формируется духовность человека, его мировоззрение, понимание им своего места и роли в обществе. Вне этой духовности мы имеем ущербного человека, функционера в заданной системе общественного разделения труда, «винтика» в гигантской машине, называемой государством.

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector