совхоз советский алтай история

Как живет один из самых красивых районов Алтайского края

Лебеди, горы и заснеженные поля… Советский район поражает красотами своей природы. Именно поэтому сюда часто заглядывают туристы, которые едут из Белокурихи или Горного Алтая. Глава района Александр Полковников рассказал об итогах района за 2019 год и о планах на 2020-й.

e8b87ca5d75f3084fe6cba6d20f309fb

Лебеди и туризм

Изюминка Советского района известна каждому. Белокрылые создания ежегодно прилетают в заказник «Лебединый», и тысячи туристов приходят посмотреть на лебедей и сфотографироваться на фоне самых верных в природе птиц. Но этим туризм в районе не заканчивается. Здесь есть множество мест, которые привлекают большое количество туристов.

— В селе Кокши у нас есть Лазурное озеро. Оно арендовано предпринимателем, в нем большое разнообразие рыбы. У нас есть идея проводить там соревнования по зимней рыбалке, — уточнил Александр Полковников.

Не менее интересная достопримечательность в Советском районе — гора Бабырган, высота которой достигает 1009 метров. Летом туда едет множество туристов из Горного Алтая. Правда, коммуникации там пока не развиты — нужны серьезные финансовые вложения.

— Мы сторонники того, чтобы не нарушать баланс в природе. Первозданное должно оставаться первозданным, — считает собеседник.

И действительно, такой принцип помогает району сохранить первозданную и завораживающую природу. Здесь горы, озера, лебеди, бескрайние снежные поля.

Облепиха, сыр и гречиха

Советский район славится не только природой, но и крепкими производственными предприятиями. Основные из них — АО «Барнаульский молочный комбинат», ПО Советское, «Катунь-Олеум», агрохолдинг «Гудвилл», СПК «Шульгинский»,

ЗАО «Сибирское» и ЗАО СХП «Урожайное», АО «На страже мира». Фармацевтические предприятия «Катунь-Олеум» и ЗАО «Сибирское» производят облепиховое масло. Крупнейшее предприятие «Гудвилл» выращивает зерно и за год производит 78 тысяч тонн продукции.

По сравнению с 2018 годом этот год оказался более успешным для Советского района в сельскохозяйственной сфере. Валовый сбор сельскохозяйственных культур составил 116 тысяч тонн, а урожайность — 24 центнера с гектара. Главная гордость района в этом году — победа в краевом трудовом соревновании в агропромышленном комплексе Алтайского края. Дипломом губернатора Алтайского края и денежной премией наградили: операторов машинного доения коров Марину Федорову и Снежану Анисину ЗАО СХП «Урожайное»; тракториста-машиниста Владимира Чернова ООО «АФ Гудвилл»; тракториста-машиниста Евгения Светлакова СПК «Шульгинский»; звено операторов машинного доения коров, звеньевой Александр Карпов ЗАО СХП «Урожайное»; техника по искусственному осеменению коров и телок Людмилу Рудневу ЗАО СХП «Урожайное»; коллектив ООО «Пиво-безалкогольный комбинат Шульгинский», исполнительный директор Елена Белякова.

45bd2889ff3056ef83766d053578759c

Образование, медицина и ЖКХ

Основная задача в районе на данный момент — газификация сел Красный Яр и Шульгинка. Необходимые работы там уже ведут, построили газовую котельную, которую планируют ввести в эксплуатацию в 2020–2021 году.

По программе «80х80» в селе Советском планируют построить поликлинику с посещаемостью 150 человек в сутки. Также в следующем году власти рассчитывают на новый ФАП в селе Сетовка.

Но все же основная проблема — нехватка кадров. Особенно в медицине и образовании. Администрация района надеется, что благодаря новой системе оплаты труда в районе появится больше молодых специалистов.

Спорт — норма жизни

Советский район действительно может похвастаться спортивными достижениями. Здесь развит волейбол, баскетбол, рукопашный бой и самбо. Районная команда волейболисток постоянно занимает призовые места на соревнованиях. В районе появляются и новые спортивные объекты. К примеру, в прошлом году по программе «Устойчивое развитие сельских территорий» здесь построили хоккейную коробку. По программе «85х85» в районе строят новый стадион.

— Теперь у нас есть возможность проводить межрайонные соревнования по хоккею, — рассказывает Александр Полковников. — Планируется также реконструкция сельских стадионов.

Район активно сотрудничает с Алтайским государственным университетом. Преподаватели вуза подготовили программу стратегии социально-экономического развития муниципалитета. Советский район — динамичный, активно развивающийся и безумно красивый уголок Алтайского края. Район богат не только природой, но и предприятиями, урожаем и, конечно же, неравнодушными к родной земле людьми.

Источник

Балыктуюль

Село Балыктуюль (Балыкту-Jул, Балыктуюл) — село, расположенное в Улаганском районе на пр. берегу р. Большой Улаган в 15 км от устья, в месте впадения в неё речки Арагол.

image029Улаганский район Карта

image019
image001 Туристский район: Чулышманский район

Население

По переписи 2010 года составляло 1346 человек.

Туристское значение

В нескольких километрах, находятся знаменитые Пазырыкские курганы. Комплекс захоронений был изучен в 20-м веке и дал название целой культуре, которую выделяют археологи. Находки из них ныне экспонируются в Эрмитаже (древнейший в мире ворсовый ковер, колесница и др.).

В самом селе на фоне разваливающегося двухэтажного здания сельсовета гордо высится красно-коричневого цвета алтайский всадник, который посвящен чабанам. По рассказам жительницы села: «Памятник сделали чабанам совхоза. В советские времена было очень сильно развито скотоводство, и наши чабаны всегда занимали первые места в СССР. Детей чабанов отправляли отдыхать в Москву, большие города, и давали бесплатные путевки на санатории. В общем, памятник не именной, а общий всем чабанам».

Неподалеку от устья реки Арагол в нескольких километрах найдена древняя оросительная система.

Топонимика

Балыкту-Jул (Балыктуюл) р., н. п. Улаг. р-на. Алт. балыкту — имеющий рыбу, с рыбой; Значение апеллятива jул мало знакомо алтайскому населению области (оно известно теленгитам в значении «ложок с водой; урочище»), поэтому для географических имен с данным компонентом существует множество объяснений, в правильности которых можно сомневаться.. Балыкту jул — букв. река с рыбой, рыбный омут.

История

Жили теленгиты (так отмечено в справочнике), а скорее – телесы. По сообщению Ивана Николаевича Михайлова во 2-й Чуйской волости особенным чванством и заносчивостью отличался зайсан Семен Юлуков (сын Мандая, правил около 10 лет, до 1898-1899, смещён за жестокость Дюди из рода Ак-Кöбöк), живший в 1890-е годы в Балыкту-Юле. Юлуков заставлял алтайцев, не доезжая полверсты до его дома, снимать шапку и проезжать мимо зайсанского дома с обнаженной головой и обязательно шагом.

Зайсан под видом родственников держал более 30 батраков. Юлуков давал своим сородичам овец. Взявший овец мог пользоваться частично шерстью овец и заколоть для еды одну; однако за это он пас круглый год зайсанских овец, стриг с них шерсть и катал войлок (кошму), из которого только одна треть, а в лучшем случае половина, оставалась у него, а остальное шло зайсану.

С.Юлуков имел около 800 коров, 80 табунов лошадей (по 12—15 лошадей в табуне), большое стадо маралов. Он ежегодно скупал и продавал (русским купцам Тренихину, Обобкову и др.) 400—500 быков, причем покупал быков телятами по 1 рублю за теленка, а взрослых продавал по 20 рублей.

Юлуков вел большую торговлю с Китаем. Туда он отправлял целые караваны с маральими рогами, которых он ежегодно снимал на несколько десятков тысяч рублей. Караван обслуживали его работники под руководством каравановожатого Петра (из сеока Сагал). Из Китая караван привозил шелк, посеребренную сбрую, различные ткани и изделия, китайскую водку, табак.

У зайсана Семена Юлукова труд алтайцев на помочи был организован следующим образом. Все съехавшиеся косить разбивались на группы по родам, например группа Оргончылар (т.е. рода Оргончи), Саалдар, Иркиттер, Мундустар и т. д. В каждой родовой группе был руководитель (башчы). Руководитель помочи, обычно близкий родственник зайсана, отводил для каждой родовой группы определенный участок покоса с заданием выкосить его к вечеру.

Зайсан во время работы объезжал свои обширные покосы и раскуривал с каждым башчы трубку, прося постараться. Огромнейшие покосы Юлукова выкашивались таким образом в один день. Вечером устраивалось угощение. Варили мясо, пили вино. Богачи (баи) в работах на помочи не участвовали. Они посылали косить своих работников, а сами приезжали вечером на пир. Подобного рода помочи Юлуков устраивал и при съемке и варке маральих рогов.

Каждый род, входящий в состав данного зайсанства, обязан был ежегодно приносить первого убитого кем-либо из членов рода зверя зайсану Юлукову. По материалам С. А. Токарева, этот зайсан «заставлял, например, приносить ему от каждого сомона (участка, подведомственного демичи) в год по лисице. Ему же каждое хозяйство должно было ежегодно давать определенную часть заготовленного сена (по-видимому, это относится к населению, кочевавшему поблизости…»

Читайте также:  корбут гимнастка биография личная жизнь

23 июля 1895 года в аил Балыкту-Иуль прибыл епископ Макарий. Здесь Преосвященный остановливался у одного из местных новокрещеных инородцев, зайсана Семёна, называвшегося до крещения Чöчи.

У этого Семена Степановича Чоочи (скорее всего, это и есть тот Юлуков – Е.Г.) в Балыкту-Юле был довольно большой крытый тесом дом, в котором впрочем жил только зимою, а на лето с семьей откочевыл в степь. До принятия св. крещения Семен жил бедно, часто хворал и занимался камланием. Приняв христианство, он как бы переродился, сделался здоровым, разбогател и наконец избран был в зайсаны.

Видя во всем этом проявление милости Божией к себе, он с усердием отдался на служение миссии: выстроил дом для миссионера в Балыкту-Юле, сделал много пожертвований для местных церквей и на нужды школ.

В 1899 г. на средства Алтайской духовной миссии и с помощью миссионеров и местных жителей была построена церковь во имя Святого Великомученика и целителя Пантелеймона. Освящена епископом Бийским 24 июля 1899 г.

Времена меняются. Сегодня люди, всю жизнь прожившие в социалистическом обществе, начинают сочинять розовое прошлое. Как-то: «основная финансовая помощь на строительство церкви была оказана зайсаном С.Юлуковым, который имел деревянный двухэтажный дом на левом берегу Балыктуюли». Этим бы сочинителям не мешало, не доезжая полверсты до этого дома, снимать шапку и проезжать мимо с обнаженной головой и обязательно шагом…

14 марта 1905 г. Указом Священного Синода в селе был открыт миссионерский стан, миссионерская школа и приют для детей. В школе детей обучали грамоте, церковному пению, ремеслу. Жители получали медицинскую помощь.

В 1906 году депутация от новокрещеных из Балыкту-Юла прибыла к Макарию Невскому, делавшему обзор миссии, с ходатайством о том, чтобы он посетил их селения. Во главе Балыктуюльских уполномоченных стоял Семен. Беседа шла на алтайском языке.

Они приехали на громаднейшую горную равнину (плато), по далеким окраинам которой высились, уходя к небесам, снеговые вершины величественных гор Алтая. Скоро увидели и отрадный дымок, поднимающийся из очагов инородческих юрт в Балыкту-Юле.

Собравшийся народ встретил Макария у своей церкви во имя св. великомученика Пантелеимона с хлебом и солью. Мужчины стояли по одну сторону храма, жены, дочери и дети их по другую. Все приветствовали появление святителя одновременным глубоким поклоном. Местный миссионер Вл. Тозыков был в отпуске с требами по разбросанным аилам своего огромного прихода.

Свою преданность православию жители доказали тем, что в Балыкту-Юле выстроены ими на свой счет церковь и дом для миссионера, благодаря чему представилась возможность открыть здесь новое миссионерское отделение.

Они приготовили материал для возведения у себя храма Божия. Дело стояло только за молитвенным освящением места постройки и строительных материалов. Почему, 2 августа утром, напившись чаю, отправились верхами к месту, где предположено инородцами строить церковь. Оно находилось в верстах 10 от Балыкту-Юла, близ устья р. Улаган.

Бийский мещанин Н. А. Щетинин, торгующий здесь, обещал выстроить церковь. На самом деле её пришлось строить местному обществу.

Место избрано как нельзя лучше: находится оно в прекраснейшей долине, сплошь покрытой роскошною и богатою растительности; по долине шумливо извивается прозрачная, быстротекущая р. Улаган.

Выходило так, конечно, от непривычки их, но в этом богослужебном участии ценно послушание их, за которое Господь Бог в свое время подаст им и недостающее. После вечерни отслужили молебен с водосвятием. Для освящения воды ходили на реку с пением церковных песнопений. По освящении воды инородцы пили ее и омывали ею головы и лица свои, а владыка окропил ею место будущего храма и материалы.

По возвращении в Балыкту-Юл Макарий посетил того Семена, который тоже был в составе депутации. Юрта Семена большая, сравнительно с другими опрятная и чистая, нары застланы кругом красивыми коврами, тоже и пол. Семен в жена его Параскева (болезненная) встретили и приняли весьма сердечно; гостеприимство оказано было самое широкое, и, по обычаю алтайцев, упросили своего гостя, осчастливившего их своим вниманием, принять от них на память в подарок 11 черных мерлушек и небольшой кусок белой и шелковой материи. Мерлушки после, при проезде чрез Чолышманский монастырь, отданы были приют детям.

В 1908 г. строительство церкви было почти закончено. Строительством руководил Тринихин. Был также построен дом для священника и различные постройки. Одной из главных святынь храма до революции была икона Святого Великомученника и целителя Пантелеймона, привезенная из святой горы Афон (Греция).

1909 Приезд на Балыкту-Юл епископа Инннекентия. Служение молебна в недостроенной церкви, на которую уже израсходовано было 4000 рублей, из коих 1000 рублей пожертвованы были Митрофаном Макаровым Белеем, представленным к серебряной медали за это пожертвование.

После падения самодержавия

В 1924 г. в окрестностях и с. Балыктуюль во всех сельских Советах области были организованы кресткомы (крестьянские комитеты обществ взаимопомощи).

В 1926 г. в Балыктуюле был лечебный пункт, лавка общества потребителей, районный исполнительный комитет, почтовое агентство. Согласно списку, в урочище было 43 двора, в которых проживало 66 мужчин и 52 женщины.

В 1968 г. клуб преобразован в складское помещение для зерна.

7 августа 1993 г. в Пантелеймоновской церкви стали совершаться богослужения. Храм восстанавливался общими усилиями жителей всего Улаганского района.

6 августа 1997 г. храм был освящен Преосвященным Антонием, Епископом Барнаульским и Алтайским.

В настоящее время Балыктуюль является центром православной жизни Улаганского района.

Культура

«Учар — это очень высокая гора на берегу реки, где почти никогда не бывает человека, даже охотник туда не ходит, только птицы долетают; это очень крутая гора, которую можно сравнить с рогами коровы, даже снег здесь зимой редко удерживается из-за крутизны».

В с.Балыктуюль, раньше разрешалось уносить с аржана домой воду только в тажуурах — кожаных орнаментированных флягах.

Знаменитые жители

В селе родился (15.03.1933) и жил график, живописец, член Союза художников России (1971), автор Герба Республики Алтай, Заслуженный художник России (1982), Народный художник Республики Алтай (2004) Игнат Иванович Ортонулов. Потомок древнего алтайского рода он использует традиции народного искусства, его сложный символический язык для создания образов глубокого философского содержания. Живопись И.И. Ортонулова востребована, его работы находятся в фондах алтайских музеев, в частных коллекциях.

Источники

Материал подготовил Е.Гаврилов. 14 апреля 2013 г. Ссылка на сайт обязательна!

Источник

ПО ДОРОГАМ ИСТОРИИ населенных мест Сибирского округа

от городов до старинных деревень

Россия
Сообщений: 10669
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 23935

В этой теме предлагаю коллективно собирать материалы из печатных источников, архивных материалов и сети интернета, которые смогут «на шаг» продвинуть каждого по исследованию и изучению мест проживания представителей наших родов.
28473806

Россия
Сообщений: 10669
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 23935

Алтайский край, Панкрушихинский район, Кривое (1784)

Старожилами деревни являются Бирюковы, Кусмарцевы, Кузенковы, Бородкины, Кастерины, Аксентьевы, Миловановы, Берсеневы, Чистяковы, Ананьевы, Кожевниковы.

После падения советской власти на Алтае в 1918 году село Кривое в 1919 г. становится свободным районом и центром объединения партизанского движения на территории Александровской, Велижанской, Купинской, Волчанской, Нижне-Чумышской волостей Славгородского уезда.

Здесь жили с 1909 по 1917 год учителя Алексей Иванович и Вера Степановна Ляпустины, внесшие большой вклад в становление народного образования, культуры. Кривое является родиной писателя Саввы Кожевникова.

В середине 20-х годов в Кривом организовываются коммуны «Бедняк», «Майский пар», а в начале 30-х годов создаются колхозы «ОСО», имени Чапаева, «Красный Октябрь». В 1950 году произошло их объединение в один колхоз имени Чапаева. В апреле 1957 года он вошёл как отделение в совхоз «40 лет Октября». Спустя 7 лет, в 1963 году, Кривинское отделение передано во вновь созданный совхоз «Панкрушихинский».

Читайте также:  срок действия согласия на запрос кредитной истории

В 1977 году из совхоза «Панкрушихинский» выделен совхоз «Кривинский», переименованный в том же году в совхоз имени XXV съезда КПСС, а в январе 1993 года преобразован в АОЗТ «Степное».

Россия
Сообщений: 10669
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 23935

Алтайский край, Панкрушихинский район, Луковка (1800)

С созданием деревни Луковка завершилось заселение крестьянами линии вдоль Бурлинского бора. Первые поселенцы появились после 5-й ревизии 1795 года. Поэтому, вполне вероятно, дата образования деревни Луковка относится к 1800-1803 годам. Во время 6-й ревизии 1811 года в ней насчитывалось 15 семей, 67 душ мужского пола.

Основали деревню Семён Данилович Боярский с сыновьями Василием, Ефимом, Степаном, Иваном, Сергей Степанович Боярский с сыновьями Мироном и Семёном, Пётр и Александр Пестеревы, Василий Семёнович Реутов с братьями Ефимом, Степаном и Иваном, Пётр Киселёв.

В 1930 году организованы колхозы «Сибиряк» и «Ударник». Колхоз имени Эйхе в 1937 году был переименован в колхоз «За коммунизм». Все три колхоза объединились в один «За коммунизм» в 1950 году, а в 1957 году он вошёл в совхоз имени Крупской.

В марте 1982 года Луковка выделилась из совхоза имени Крупской как самостоятельное хозяйство, посёлки Ленск и Петровский вошли в него отделениями. В январе 1993 года совхоз «Луковский» преобразован в АОЗТ, а Ленск выделился из данного хозяйства, было образовано самостоятельное АОЗТ «Ленское».

Россия
Сообщений: 10669
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 23935

Алтайский край, Панкрушихинский район, Подойниково (1770)

Летосчисление села Подойниково начинается с 1770 года. Своё название получило от первого поселенца Михайлы Подойникова из деревни Волчьей. Он приехал вместе с женой Хавроньей Нифантьевной, родом из деревни Камень, и их сыновьями Иваном, Ефимом, Михаилом с семьями.

Сразу после приезда умер сын Иван, в 1775 году умирают глава семейства Михайло и сын Ефим. У Михаилы Михайловича и его жены Анны Сергеевны, родом из д. Волчьей, было 3 сына: Кондратий, Егор, Денис.

С большим семейством в Подойниково в 1771 году по приказу горного начальства Колывано-Воскресенских заводов приезжает из Кулундинской слободы Степан Кузьмич Овечкин со Степанидой Петровной. Вместе с ними и их сыновья Афанасий и Фёдор с семьями. Только мужского пола в этой семье было 14 душ.

Первыми поселенцами были также Тюленевы, Сафроновы, Киселёвы, Бурматовы, Черноскутовы, Шушарины, Араловы, Коноваловы, Архиповы. В 1809 году из деревни Овечкиной Касмалинской слободы Бийского уезда приезжает второе поколение династии Овечкиных во главе с Артамоном Михайловичем. В 1914 году в Подойниково насчитывалось 7 семей Овечкиных. В том же году переселяются из других деревень в Подойниково Мирон Григорьевич Елисеев, Дмитрий Абрамов, Гаврило Корнилов.

В 1896 году из Орловской губернии приезжает Митрофан Кузьмич Пухначёв, учитель по образованию. Земская управа выделила ему часть школьной земли. Он имел лошадь, корову, свинью. Внук Пухначёва Василий Пухначёв впоследствии стал поэтом-песенником, известным всей стране. Из Тамбовской губернии прибыли Степан Ильич Ульянин, Кирилл Полянских. Переселенцами из европейской части страны являются Гордиенко, Ворошиловы, Любичи.

В 1961 году колхоз имени Кирова влился в организованный совхоз «Панкрушихинский», а в апреле 1963 года был организован совхоз «Подойниковский», в декабре 1992 года преобразованный в акционерное общество закрытого типа «Подойниковское».

Россия
Сообщений: 10669
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 23935

Алтайский край, Панкрушихинский район, Романово (1771)

В последние годы 18-го века образование населённых пунктов происходило за счёт местного переселения из Бурлинского уезда, Малышевской и Касмалинской слобод.

В 1904 году была построена деревянная однопрестольная во имя Покрова Пресвятой Богородицы церковь. Ей принадлежало 99 десятин земли, 3593 прихожан, 238 сектантов. Службу вёл священник Сергей Иванович Тяжелов, окончивший Томскую духовную семинарию, псаломщиком был Андрей Иванович Козлов (курсы Иркутской епархии). В деревне были 3 торговых лавки, артельный маслозавод, церковно-приходская школа.

В 1929-1934 годы в селе организуются колхозы «Заря коммунизма», имени Коминтерна, «Большевик», имени Крупской, в 1948 году создаётся Романовская МТС. Объединение колхозов произошло в 1950 году. В 1957 году на базе Романовской МТС организуется совхоз им. Крупской, в 1982 году из совхоза выделяется совхоз «Луковской». В январе 1993 года совхоз имени Крупской преобразован в АОЗТ имени Крупской.

Россия
Сообщений: 10669
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 23935

Алтайский край, Панкрушихинский район, Урываево (1821)

Четвёртым по численности дворов и третьим по количеству жителей в 1917 году была деревня Урываево (Велижанский Лог). В 1911 году в описании деревень этих мест говорилось: «. речки нет, мужчин 2035, женщин 2110 человек». Имелись 2 мануфактурных, 2 мелочных лавки, 2 артельных маслозавода, школа грамоты, 20 ветряных мукомольных мельниц, община евангелистов-христиан, последним пресвитером культа в конце 20-х годов был Фёдор Евдокимович Передерей. Как служитель культа в 1932 году лишён избирательных прав и выслан из села.

Россия
Сообщений: 10669
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 23935

Ликвидированные населенные места Панкрушихинского района.

Панкрушихинский п. Алексеевский п. Зыковский Нет данных 1919
Панкрушихинский с. Береговое д. Береговая р. Бурла 1779
Панкрушихинский п. Березовский Нет данных Нет данных 1959
Панкрушихинский п. Бирючий п. Большой Бирюк Нет данных 1926
Панкрушихинский п. Бирючий п. Бирючевский 1-й Нет данных 1926
Панкрушихинский с. Борисовка выс. Борисовка Нет данных 1919
Панкрушихинский с. Борисовка п. Борисовский Нет данных 1919
Панкрушихинский с. Борисовка п. Пеготинка Нет данных 1919
Панкрушихинский с. Велижанка д. Пестери Нет данных 1781
Панкрушихинский с. Велижанка д. Велижанская Нет данных 1781
Панкрушихинский с. Высокая Грива д. Грива р. Бурла 1765
Панкрушихинский с. Высокая Грива д. Высокая Грива р. Бурла 1765
Панкрушихинский п. Ганенок Нет данных Нет данных 1919
Панкрушихинский п. Заречный Нет данных Нет данных 1970
Панкрушихинский п. Заря с. Заря Нет данных 1959
Панкрушихинский с. Зыково д. Ледянка Нет данных 1781
Панкрушихинский с. Зыково д. Зыкова Нет данных 1781
Панкрушихинский с. Зятьково д. Аксениха р. Аксениха 1882
Панкрушихинский с. Зятьково д. Зятькова р. Аксениха 1882
Панкрушихинский с. Конево д. Конева оз. Русаки 1764
Панкрушихинский п. Красноармейский Нет данных Нет данных 1959
Панкрушихинский с. Кривое д. при озере Кривом оз. Кривое 1824
Панкрушихинский с. Кривое д. Кривинская оз. Кривое 1824
Панкрушихинский п. Кызылту п. Кзылту Нет данных 1939
Панкрушихинский п. Лебедиха Нет данных Нет данных 1919
Панкрушихинский п. Ленский Нет данных Нет данных 1926
Панкрушихинский с. Луковка д. Луковская Нет данных 1824
Панкрушихинский с. Луковка д. Луковка Нет данных 1824
Панкрушихинский п. Нефтебаза Нет данных Нет данных 1959
Панкрушихинский п. Павловский п. Спиридоновский Нет данных 1919
Панкрушихинский с. Панкрушиха д. Панкрушиха р. Бурла 1759
Панкрушихинский с. Панкрушиха д. Панкрушихинская р. Бурла 1759
Панкрушихинский станция Панкрушиха Нет данных Нет данных 1959
Панкрушихинский п. Первомайский Нет данных Нет данных 1959
Панкрушихинский п. Петровский п. Кутурский Нет данных 1919
Панкрушихинский с. Подойниково д. Овечкина р. Бурла 1770
Панкрушихинский с. Подойниково д. Подойникова р. Бурла 1770
Панкрушихинский с. Романово д. Лешачьи озера озера Лешачьи 1771
Панкрушихинский с. Романово с. Романовское озера Лешачьи 1771
Панкрушихинский станция Световская Нет данных Нет данных 1970
Панкрушихинский с. Урываево п. Велижанский Лог Нет данных 1919
Панкрушихинский станция Урываево Нет данных Нет данных 1959

Котешное
(основано в 1821 году )

Деревня Котешинская (Мурашкина) находилась при реке Бурле, входила в состав Бурлинской волости Барнаульского округа. Население составляло к 1911 году 283 человека: 139 мужчин и 144 женщины. Имелся молельный дом, артельный маслозавод, хлебозапасный магазин, 5 ветряных мукомольных мельниц. В 1929 году в Котешном был организован колхоз «Животновод». В начале 50-х годов посёлок прекратил своё существование.
***
Куйбышевский
(основан 1935 году)

Колхозники рассчитались с государством по хлебосдаче. Полностью выполнили план мясопоставки, шерсти и молока. Сейчас колхозники готовятся к посевной 1936 года. Засыпали семена и фураж, заканчивается вспашка зяби 1000 гектар.

Вот какими производственными показателями колхоз имени Куйбышева встречает 18 годовщину Октября».

Так на карте Панкрушихинского района появился новый посёлок Куйбышевский, которому было суждено жить 50 лет.
***
Луковские Хутора
(община Серафима Саровского. Основана в 1914 году)

Читайте также:  нассим николас талеб биография

В 1914 году из Курской, Воронежской, Тамбовской, Вологодской и Вятской губерний приехали 30 семей и обосновали за Луковкой поселение Община Серафима Саровского. Первыми поселенцами были Фёдор Иванович и Константин Иванович Алёхины, Михаил Яковлевич Барабанчиков из Курской губернии; Алексей Петрович Глазунов, Савелий Александрович Корвяков, Митрофан Афанасьевич Карнаухов из Тамбовской губернии. Сын Алексея Петровича Глазунова Емельян в 1935 году станет председателем колхоза «Память Ленина» в этой общине. Одним из первых в районе награждён в 1942 году орденом Трудового Красного Знамени, будучи председателем колхоза «Веселый труд» посёлка Давыдовский. Внук его Александр Емельянович станет почтовым работником в Зыково, затем в Велижанке. Правнук Виталий Александрович Глазунов начал свою трудовую деятельность учителем по труду, был комсомольским, партийным работником, директором совхозов им. Крупской, XXV съезда КПСС, акционерного общества закрытого типа «Луковский».

Внук Митрофана Афанасьевича Карнаухова Пётр Андреевич Карнаухов после окончания Романовской неполной школы работал продавцом, секретарём комитета комсомола совхоза им. Крупской, первым секретарём РК ВЛКСМ, затем на партийной работе. Около 20 лет он был секретарём райкома партии. За это время окончил Омскую партийную школу. Новосибирскую высшую партийную школу, сельскохозяйственный институт. Правнук Митрофана Афанасьевича Олег Петрович после окончания Панкрушихинской средней школы закончил Барнаульский пединститут, затем Академию, работает в органах внутренних дел.

В 1897 году из Виленской (Вильнюсской) губернии в деревню Конёво приехали 5 братьев-переселенцев с семьями: Пётр Иванович, Прокопий Иванович, Василий Иванович, Михаил Иванович, Николай Иванович Рогачёвы. В 1901 году к братьям приезжает Осип (Иосиф) Иванович. Согласно Всероссийской сельскохозяйственной и городской переписи 1917 года, первыми жителями выселка (посёлка) Ново-Петровска в 1914 году стали братья Рогачёвы.

В книге переписи населения значатся Василий Викентьевич и Иван Викентьевич Рогачёвы, приехавшие в Сибирь в разные годы.

Из Конёва переехали в выселок переселенцы из западных губерний Василий Иванович Альхимович, Василий Павлович Бережной, Фёдор Степанович Ворошилов, Иван Осипович Высоцкий, Иван Потапович Веселка, Фёдор Егорович Головач, Фёкла Кузьмовна Горбачёва, Степан Григорьевич Грамм, Ванифатий Иванович Закрасовский, Агафья Кабак, Орешко, Лукьяненко, Шайдук, Лукины.

По материалам книги Скабёлкина П.Я.
«Страницы истории Панкрушихинского района»

( Основной материал заимствован на сайте «Панкрушиха.ру» )

Россия
Сообщений: 10669
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 23935

Алтайский край, Зональный район
Карта Зонального района
Образован в 1938 году. Административный центр — село Зональное, расположенное в 125 км от Барнаула.

В состав района входят 9 муниципальных образований (сельских поселений), объединяющих 22 населённых пункта:

Буланихинский сельсовет: село Буланиха; посёлок Парижская Коммуна
Зональный сельсовет: село Зональное; село Новая Михайловка, посёлок Урожайный
Луговский сельсовет: село Луговское; посёлки Новый Быт, Путь Ленинизма
Новочемровский сельсовет: село Новая Чемровка
Октябрьский сельсовет: посёлок Октябрьский
Плешковский сельсовет: село Плешково; село Берёзовая Роща, станция Буланиха, посёлки Восход, Свекловичный, разъезд Уткуль
Соколовский сельсовет: село Соколово; сёла Комарово, Савиново
Чемровский сельсовет: посёлок Мирный; посёлок Сафоновка
Шубенский сельсовет: село Шубенка

Россия
Сообщений: 10669
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 23935

Алтайский край, Зональный район, БУЛАНИХИНСКИЙ СЕЛЬСОВЕТ

Село Буланиха основано в 1778 году. В 1913 год было закончено строительство церкви и при ней открылась первая церковно – приходская школа. Это был обыкновенный деревянный двухэтажный дом, общей площадью не больше ста квадратных метров. Стоял он поблизости от церковного храма. В этой школе обучались чтению, письму и счёту 80 человек, хотя в то время в селе проживало около 12 тысяч человек.

Село Буланиха расположено в северо-западной части Зонального района, в 43 км от города Бийска, ближайшая железнодорожная станция-станция Буланиха. Село находится в юго-восточной части землепользования хозяйства. Территория, окружающая село, представляет собой пахотные земли. Через село протекает река Буланиха, которая делит её на две равные части.

В центре села располагались дома сельской знати: дом торговца Бушковского, двухэтажный с кирпичной пристройкой. Этот дом перестроен в 1969 г., в одноэтажный, в нём размещается сельский Совет, а кирпичную пристройку занимает продуктовый магазин. В 1917 г. крестьяне расправились со своими угнетателями, перед судом сельского общества предстали поп и торговец Бушковский, другие бесследно исчезли из села.

В 1928 г. в Буланихе постепенно начинают создаваться колхозы. Первыми руководителями колхозов были избраны лучшие люди села: Андрей Ефимович Березовский, Степан Егорович Фоминский, Василий Яковлевич Шишкин. Все они отдали много энергии, труда для утверждения колхозного строя.
Источник

Россия
Сообщений: 10669
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 23935

Алтайский край, Зональный район, Зональный сельсовет

Село Зональное начинается с 1932 года строительством Западно-Сибирской Зональной опытно-селекционной станции и Бийского свекловичного совхоза. В дальнейшем с 1983 по 1991 годы в этом здании размещался райком КПСС и райисполком. В этом же году началось строительство пункта Заготзерно, в последствии – Зональное хлебоприемное предприятие, строятся нефтебаза и свеклопункт.
Председателями в разные годы сельского Совета работали: Т.А. Михайлова, В.Н. Менсак, А.К. Локтев, В.С. Писарев, П.П. Руднев, А.А. Крылов, И.А. Орлов, Ф.И. Дмитров, В.М. Вилисов, Б.А. Урманов, В.В. Банников, Н.И. Мишура, И.И. Моховиков, Б.М. Юрлов и др.
Источник

Россия
Сообщений: 10669
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 23935

Алтайский край, Зональный район, Луговской сельсовет

Село Луговское образовалось в 1771 году на месте заимки «Луговой». Первые жители села были переселенцы в поисках лучшей доли из Тульской, Рязанской, Брянской и других губерний России. Первое поселение находилось на взгорке на территории нынешнего центрального тока, затем луговчане вырубили заросли черемухи и тальника около реки Шубенка и стали строить дома около нее.

Возможно, первым жителем заимки был Трофим Казанцев, который в 1760 году переселился из Бердской крепости ближе к Бийской. Фамилия Казанцев была самая распространенная в селе. Кроме Казанцевых в селе жили Казанины, Волынкины, Шебалины, Пахомовы и другие. Предки ловили рыбу, занимались земледелием, сеяли пшеницу, рожь, ячмень, овес, коноплю, выращивали лен, изготавливали из него одежду. Разводили скот, выращивали мясо, производили шерсть, кожи, масло. Обозы с товаром ходили на ярмарку в Ирбит, Томск и далее, продавали свое, покупали то, что нужно было для себя.

В 1897 году на средства прихожан была построена церковь, когда стала мала ее продали в село Сверчково и в 1905 году построили новую, названную «Воскресенской» она была построена в форме креста.( В музее села Луговское есть ее макет) В 1949 году кресты купола были сняты, появилась новая вывеска «Луговской клуб».

Рядом с церковью была построена церковно-приходская школа с трехгодичным обучением. После 1926года в селе было открыто еще шесть школ. В 1951 году ЦПШ была подстроена еще одна часть, школа стала единственной в селе.

Гражданская война обошла село стороной, участвовали в ней немногие, луговчане скрывались и от Красной Армии и от Колчака. Экономического расцвета село достигло к 1926 году, в годы НЭПа в селе Луговское числилось 626 дворов, 3317 человек (для сравнения в 2009 году в селе проживает 1167 человек).

С 1929года по 1931 год в селах проходило раскулачивание зажиточных крестьян. Более 200(двухсот) семей были сосланы в Нарым и Иркутский север. Многие там и погибли.

В селе Луговское в это время образовались колхозы:

В 1929 году колхоз «Свобода», который в 1935 году был разделен на два колхоза: имени «Куйбышева», имени «Калинина»- они просуществовали до 1950 года.

В 1950 году эти три колхоза образовали объединенный колхоз имени «Калинина».

В 1950 году два колхоза образовали объединенный колхоз имени «Коминтерна».

В поселке Новый Быт в 20-х годах ХХ века образуется коммуна «Дружба», позже она становится колхозом «Молотова»-1933-1949 г.г.

На территории этого поселка с 1927 года по 1949 год существует колхоз «Новый Быт».

В 1949 году два колхоза образуют объединенный колхоз «Новый Быт, который просуществовал до 1961 года.

В поселке «Путь Ленинизма» в 1922 году создается коммуна «Верный путь ленинизма», которая в 1929 году преобразуется в колхоз «Путь Ленинизма».

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector