советские учебники по истории ссср

Советские учебники (скачать)

jpeg

Одно время усиленно искала учебники своего детства, поскольку поняла, что по нынешним учебникам можно только развлекаться, проводить досуг, но никак не получать образование, к сожалению. Сделать это было достаточно сложно, но всё-таки возможно, и кое-что я нашла, чему была очень рада и использую по сей день с внучками. Кстати, результат очень виден. И вот однажды на одном из ресурсов обнаружила целый кладез. Это даже заставило меня подзадержаться на том ресурсе. Хотя больше даже близкого по ценности материала я там не встречала. Замечательная подборка учебников, лично мной проверенная, предлагается для ознакомления. Все файлы, которые вызывали сомнение, удалены. Надеюсь, что эта информация ещё кому-то будет полезной.

jpeg

Вооружаемся тем, что сумеем передать внукам, а некоторые и детям.

Учебники по предметам включая дидактические материалы для преподавателей и прочая дополнительная литература

Алгебра

jpeg

Астрономия

Биология

Ботаника

jpeg

Чтение

jpeg

Физика

География

jpeg

Геометрия

Химия

jpeg

Немецкий язык

История

Литература

Логика

jpeg

Математика

Музыка

jpeg

Рисование

Русский язык

Уроки труда

Физкультура

jpeg

Внимание! Если у вас нет программы для просмотра, предлагаем воспользоваться нашими программами.

Не ставьте предлагаемые программы из неизвестных источников, ставьте с официальных сайтов,этим вы обезопасите себя от возможных вирусов!

Программы которые могут понадобиться для просмотра материалов:

* все программы портабельны (не требуют установки и не внедряются в систему) и бесплатны
* для установки выполняем следующие шаги: скачать-запустить-указать папку для распаковки-готово
* папку с программой можно поместить потом куда угодно даже на флэшку

Для распаковки архивов бесплатный архиватор 7-zip с открытым исходным кодом:
Скачать отсюда. Скачать последнюю версию с Portableapps.com

Для просмотра видео бесплатный VLC media player с открытым исходным кодом:
Скачать отсюда. Скачать последнюю версию с Portableapps.com

Для просмотра pdf документов бесплатный просмотрщик Sumatra с открытым исходным кодом:
Скачать отсюда. Скачать последнюю версию с Portableapps.com

Для просмотра djv и djvu бесплатный просмотрщик WinDjView:
Скачать отсюда. Скачать последнюю версию с Portableapps.com

И как дополнение был комментарий, который я в своё время сохранила. Может, тоже кому пригодится.

Формат FB2 читает так же Программа STDU Viewer.

Читать формат PDF и некоторые другие безопаснее и быстрее чем Adobe Reader
http://www.foxitsoftware.com/downloads/
Foxit Reader
http://biblprog.org.ua/ru/pdf/
Просмотр PDF

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Школьные учебники СССР

Методики Буквари Арифметика Алгебра Геометрия Математика Русский язык Литература География История Физика Астрономия Химия Ботаника Биология Логика Иностранный язык Уроки труда Рисование и черчение Музыка и пение Физкультура Педагогика Начальная военная подготовка ВУЗ

ПОИСК ПО САЙТУ (верхние результаты могут быть сторонние, гугловская реклама). Если отключены скрипты, форма поиска работать не будет.

Для простого поиска на странице Ctrl+F добавлен общий список: sheba.spb.ru/shkola.htm

Программа для чтения DjVu (Windows): windjview.sourceforge.io/ru

Можно также использовать универсальную программу DjVu-PDF, портабельная версия которой не требует установки:
www.sumatrapdfreader.org/download-free-pdf-viewer.html

Программа DjVu для iOS — DjVu Reader; ищите в App Store или берите тут: djvureader-new.ru/for-ios.html.

+ Полезные ссылки. «Живые» переизданные сталинские учебники (магазины):
stalins-bukvar.ru (Фронтов)
rassvetbooks.com (Василишин)

МЕТОДИКИ

ПРАВИЛА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ (1958 г.)

Каждый учащийся обязан:
1. Упорно и настойчиво овладевать знаниями для того, чтобы стать образованным и культурным гражданином и принести как можно больше пользы Советской Родине.
2. Прилежно учиться, аккуратно посещать уроки, не опаздывать к началу занятий в школе.
3. Беспрекословно подчиняться распоряжениям директора школы и учителей.
4. Приходить в школу со всеми необходимыми учебниками и письменными принадлежностями. До прихода учителя приготовить всё необходимое для урока.
5. Являться в школу чистым, причёсанным и опрятно одетым.
6. Содержать в чистоте и порядке своё места в классе.
7. Немедленно после звонка входить в класс и занимать своё место. Входить в класс и выходить из класса во время урока только с разрешения учителя.
8. Во время урока сидеть прямо, не облокачиваясь и не разваливаясь, внимательно слушать объяснения учителя и ответы учащихся, не разговаривать и не заниматься посторонними делами,
9. При входе в класс учителя, директора школы и при выходе их из класса приветствовать их, вставая.
10. При ответе учителю вставать, держаться прямо, садиться на место только с разрешения учителя. При желании ответить или задать учителю вопрос поднимать руку.
11. Точно записывать в дневник или особую тетрадь то, что задано учителем к следующему уроку, и показывать эту запись родителям. Все домашние уроки выполнять самому.
12. Быть почтительным с директором школы и учителями. При встрече на улице с учителями и директором школы приветствовать их вежливым поклоном, при этом мальчикам снимать головные уборы.
13. Быть вежливым со старшими, вести себя скромно и прилично в школе, на улице и в общественных местах.
14. Не употреблять бранных и грубых выражений, не курить. Не играть в игры на деньги и вещи.
15. Беречь школьное имущество. Бережно относиться к своим вещам и к вещам товарищей.
16. Быть внимательным и предупредительным, к старикам, маленьким детям, слабым, больным, уступать им дорогу, место, оказывать всяческую помощь.
17. Слушаться родителей, помогать им, заботиться о маленьких братьях и сёстрах.
18. Поддерживать чистоту в комнатах, в порядке содержать свою одежду, обувь, постель.
19. Иметь при себе табель успеваемости и поведения, бережно его хранить и предъявлять по требованию директора и учителей школы.
20. Дорожить честью своей школы и своего класса, как своей собственной.
За нарушение правил учащийся подлежит наказанию вплоть до исключения из школы.

Источник

Новое в блогах

Как создавался первый учебник по истории СССР.

Двадцатые и тридцатые годы считаются золотыми в истории советской педагогики. До сих пор у всех нас на слуху имя великого педагога тех времён Антона Семёновича Макаренко. Это было время смелых экспериментов и необычных методик. Многие из них давно изучены и переосмыслены. И лишь один эпизод до недавнего времени оставался в тени – создание первого учебника по истории СССР. Мало кто знает в нашей стране, что такой учебник впервые появился в советских школах только спустя двадцать лет после Октябрьской революции. Создан он был просто в уникальных условиях.

Читайте также:  история граф орлов и княжна тараканова история

Постановление Политбюро ЦК ВКП(б)

3 марта 1936 года

СТРОГО СЕКРЕТНО

Объявить конкурс на составление лучшего учебника для начальной школы по элементарному курсу истории СССР с краткими сведениями по всеобщей истории.

В конкурсе могут принимать участие все желающие, без всяких ограничений, как отдельные лица, так и коллективы.

Внешне всё выглядело вполне демократично. На самом же деле вряд ли где-либо проходил подобный конкурс, в котором авторы-участники получали столь жёсткие установочные предписания. За видимой ширмой политкорректности шла тонкая игра – история страны был не тот предмет, который власть собиралась отдавать в руки специалистам. И в результате, участники конкурса оказались в сложнейшей ситуации.

Проект извещения о конкурсе

21 января 1936 г.

Осью всей книги является образование и развитие «государства российского» как некоего целого, как «тюрьмы народов», революционно преобразованной в социалистический союз.

Подобного рода жёсткие установки по поводу исторических формулировок к весне 1936 года уже никого не удивляли. Ещё в конце 20-х в разгар борьбы за власть Сталин начал контролировать всё, что касалось осмысления первых советских лет. Прежде всего, это было связано с тем, что будущий вождь решил подкорректировать собственный имидж. Его оппоненты по внутрипартийной борьбе постоянно ссылались на свой собственный вклад в дело революции, а сам Сталин был в те годы далеко не на первых ролях. Более того, всем было известно, что он мог ослушаться прямого приказа Ленина. Такое поведение не увязывалось с создаваемым образом отца народов.

В связи с этим незадолго до объявления конкурса на лучший учебник, Сталин начал настоящее наступление на гуманитарные науки. Ведь именно они отвечают за мировоззрение граждан. Поэтому представителей гуманитарных наук вызывают в ЦК и дают им понять, что наша страна в данный момент живёт в такое время, в котором разброд и шатания в обществе не нужны. Нам нужна общая консолидированная позиция. А авторитетным человеком, представляющим эту позицию, является только один – Сталин. Аналогичные внушения были сделаны и экономистам. А те, кто продолжал критиковать коллективизацию и индустриализацию, Сталин назвал «кулацкими агентами в науке». В 30-е годы такие слова часто звучали, как приговор.

Историки были под особым контролем. Ссылки на речи Сталина в своих работах для них стали обязательным правилом. Ведь именно в них звучит аксиома, которая не нуждается в доказательствах Мало того, эта тенденция ссылок во всех работах учёных на лидера партии, продержалась до самого конца существования советской власти.

Власти сделали всё, чтобы отрезать историков от их главного источника – архивных документов, которые были переданы в ведение НКВД. Все партийные и правительственные документы автоматически получали гриф секретности. В библиотеках появились так называемые спецхраны, в которые поступали труды неугодных авторов. Многие историки были репрессированы, а исторические факультеты закрыты.

Все эти меры привели к тому, что писать учебник истории было просто некому. Николай Бухарин даже предлагал Сталину параллельно с конкурсом заказать учебник истории пяти различным коллективам – для подстраховки. Для этого пришлось прибегнуть к беспрецедентным мерам.

Тов. Сталину

Февраль 1936 г.

Мы просим вернуть Томсинского (бывший директор Комиссии АН, член партии, не исключённый, очень знающий и добросовестный, имевший в прошлом очень небольшие грешки (не правые) и в порядке профилактики переведённый в Алма-Ату) и освободить от всякой другой работы.

Н. Бухарин

Отношение к историкам резко меняется. Показателен эпизод с бывшим академиком Тарле. Его тоже вернули из Алма-Аты, но после беспощадной критики, обрушившейся на него после написания книги «Наполеон», судьба учёного вновь повисла на волоске. Травля историка прекратилась только после того, как Сталин написал ему письмо, в котором, указав на несколько ошибок в его книге, попросил их исправить. Травля учёного не только прекратилась, но его даже восстановили в партии, поручив включиться в работу над созданием учебника по истории СССР.

Перед авторами учебника была поставлена непростая задача. Нужно было с нуля создать историю первых двадцати лет советской власти (и это нужно было делать в то время, когда живы были миллионы свидетелей её становления!) При этом они не могли использовать не только исторические архивы, но и предшествующий опыт преподавания истории.

Преподавание истории в 20-х годах носило своеобразный характер. Такой предмет, как история, был на несколько лет даже исключён из учебных планов. В те времена отказывались не только от различных учебных планов, но даже и от учебников по различным предметам. Их заменяли отдельные брошюры по различным темам. Была создана так называемая школа труда.

Но очень быстро выяснилось, что такая школа не даёт систематизированных знаний. Именно поэтому в начале 30-х годов было решено вновь вернуться к классно-урочной системе, учебным планам и учебникам. Правда, первый опыт оказался довольно неудачным. Не удалось создать по различным предметам стабильные, издаваемые из года в год учебники. Судите сами, только за 1933-35 годы по русскому языку, литературе, арифметике и географии было издано СЕМЬДЕСЯТ ВОСЕМЬ различных учебников!

Заведующий отделом школ ЦК ВКП(б) Борис Волин лично изучил все эти учебники и забил тревогу на самом высоком уровне:

Товарищу Сталину

И всю эту халтуру, всё это бескультурье, безграмотность и невежество приходится издавать в этом году в сотнях тысяч экз.!

Но как можно долго всё это терпеть!

Б. Волин

Именно в это время власти начинают уделять особое внимание истории. Вышло даже специальное постановление Политбюро от 15 мая 1934 года о преподавании гражданской истории в школах СССР. Согласно этому постановлению предлагалось срочно, к июню 1935 года, подготовить пять учебников по истории для средней школы: по истории древнего мира, средних веков, новой истории, истории СССР и новой истории зависимых и колониальных стран. Правда, дело по созданию этих учебников пошло не так быстро и просто.

Читайте также:  статья история управленческой мысли

Для создания каждого из учебников был создан авторский коллектив. Над учебником по истории СССР работала группа профессора Николая Ванага. В эту группу, как и во все остальные, вошли только историки. К работе над учебниками по истории не привлекли ни учителей, ни психологов. Это была первая, но не единственная ошибка советских властей. Сам срок в один год, данный на создание учебников, говорил о том, что представители власти были далеки от истории и педагогической науки. Это был очень маленький срок для создания полноценных учебников. Результат был закономерен – созданный через год конспект по истории СССР не удовлетворил ни Политбюро, ни лично Сталина. Вот тогда то и возникла сама идея по объявлению конкурса на создание лучшего учебника по истории СССР. Критику и замечания к учебнику профессора Ванага предлагалось использовать как ориентиры для будущих участников конкурса:

Замечания по поводу конспекта учебника по «Истории СССР»

Авторы слепо копируют затасканные и совершенно не научные определения всякого рода буржуазных историков, забывая о том, что они обязаны преподать нашей молодёжи марксистское, научно-обоснованное определение.

8 августа 1934 года.

И. Сталин, А. Жданов, С. Киров

По меткам и исправлениям в замечаниях видно, что активное участие в создании принимали два человека – Сталин и Жданов, но последнее слово всегда оставалось за Сталиным.

Замечания по поводу конспекта учебника по «Истории СССР»

Нам нужен такой учебник истории СССР, где бы история Великороссии не отрывалась от истории других народов СССР, это во-первых, и где бы история народов СССР не отрывалась от истории общеевропейской и вообще мировой истории, это во-вторых.

8 августа 1834 г.

И. Сталин, А. Жданов, С. Киров

Созданные штампы в этих замечаниях продержались всё время существования советской власти, немного смягчаясь с каждым новым партийным лидером. А такие штампы, как Россия это «тюрьма народов», Россия – «жандарм Европы» и миф об абсолютной отсталости царской России прекрасно здравствуют и поныне.

В конечном итоге, на конкурс были представлены ни много ни мало, СОРОК ШЕСТЬ учебников по истории СССР. На каждый из этих учебников каждый из членов жюри составлял подробнейшие замечания по исправлению текста.

В фаворитах оказались шесть учебников. Особенно члены жюри выделяли работу группу Анны Понкратовой, но несмотря на это, в одной только из рецензий было указано 99 замечаний. Каждое из замечаний выглядело примерно так:

Замечания члена жюри к некоторым главам учебника

29 октября 1936 г.

Неправильно говорить о том, что будто бы после 7 ноября крестьяне стали «забирать» помещичьи земли.

В соответствии с исторической действительностью надо рассказать о том, что Советская власть во исполнение закона от 8 ноября 1917 года передавала крестьянам помещичьи земли.

В конце концов, итоги конкурса были озвучены. Итоги оказались неожиданными для всех участников, так как первой премии жюри решило не присуждать. Вторую же премию получила группа профессора А.В. Шестакова. Это был не самый известный историк в то время, но его учебник понравился лично Сталину.

tmpeYv5F5

Нужно отдать должное профессору Шестакову. Потрудился он на славу. В каждом предложении, в каждом абзаце использовались сталинские словечки и выражения.: «двурушничество», «фашистские наймиты», «шпионы», «презренные агенты» и т.д. Учебник был на 100% выдержан в подаче информации и оценки событий в сталинском духе.

Учебник Шестакова был одобрен правительством и рекомендован для школ. Однако и после всего этого его продолжали перечитывать и править. Тут уж не обошлось без идиотских перегибов. Так, например, Постышев из-за плохого зрения изучал текст с лупой в руках. И вот он «обнаружил» на портретах Пушкина и Сталина «значки», напоминающие свастику.

tmpMgz4s7

О таком «вражеском выпаде» Постышев немедленно сообщил Жданову, а тот – Мехлису. Мехлис оказался умнее:

Тов. Жданову

25 ноября 1937 г.

Смотрел с помощью увеличительного стекла значки, о которых пишет т. Постышев. Не вижу никакой свастики. Постышев не там ищет врагов, где они имеются.

Л. Мехлис

Эта трагикомическая переписка говорит о той атмосфере, которая бытовала в то время. Интересно, а что было, если бы Мехлис дал ход «находке» Постышева?

Учебник Шестакова был издан колоссальным тиражом и вскоре поступил во все школы страны. И, несмотря на методические недостатки учебника, политический заказ авторами был выполнен:

Из учебника «Краткий курс истории СССР»

Защита отечества от всех и всяких врагов СССР – высший долг гражданина СССР. Если кто-нибудь перейдёт на сторону врага, выдаст врагу военные тайны СССР – тот изменит своей Родине, своему народу и будет наказан как враг СССР.

Кстати, врагам народа в учебнике был посвящён специальный параграф №64, который назывался «Наши враги и наши друзья за пределами СССР».

tmpSQuG67

Учебник был издан, но классовая борьба продолжалась. И вскоре в учебнике по истории СССР стали появляться такие страницы.

tmpQG2yRK

Уникальность конкурса на лучший учебник по истории состоит в том, что абсолютное большинство из членов жюри не дожило до окончательного подведения итогов. Если при объявлении конкурса были перечислены все фамилии членов жюри, то при его оглашении было написано просто – «члены жюри».

Постановление Политбюро ЦК ВКП(б)

27 августа 1937 г.

СТРОГО СЕКРЕТНО

Ввиду отсутствия какого бы то ни было учебника по истории СССР, составленного в духе марксизма, признать целесообразным преподование краткого курса истории СССР Шестакова не только в 3 и 4, но и в 5, 6 и 7 классах, впредь до появления другого более пространного учебника по истории.

Новый учебник по истории СССР появился только перед войной. А учебник Шестакова продолжал издаваться вплоть до 1955 года.

Прошло много лет. Прекратил своё существование СССР. А вопрос о создании учебника по истории теперь уже России остро стоит до сих пор… От кого теперь лично будет зависеть каким он станет?

Читайте также:  офицер фрэнк тенпенни персонаж какой игры grand theft auto

Источник

История

Рассказы по истории СССР Для 4 класса + карты (Голубева Т.С., Геллерштейн) 1976 год

Скачать Советский учебник

1 13663

11 dd040

Назначение: Учебная книга для 4 класса

Авторство: Голубева Т.С., Геллерштейн Л.С., Под ред. Н.П. Кузина

Формат: PDF Размер файла: MB 58.3, PDF Размер файла карты: 4.51 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Рассказы о нашей Родине в далеком прошлом 9

3. Русь борется с монголо-татарскими завоевателями 17

4. Разгром немецких рыцарей 21

Рассказы о нашей Родине при крепостнических порядках 32

8. Путешествие за три моря 36

9. Начало книгопечатания на Руси 38

11. Навеки с русским народом 44

12. Русские землепроходцы и мореходы 47

14. Образование Российской империи 55

15. Михаил Васильевич Ломоносов 58

16. Изобретатель паровой машины 61

18. Таланты в крепостной неволе 67

19. Штурм Измаила. А. В. Суворов 70

23. Первые железные дороги 83

Рассказы о нашей Родине при капиталистических порядках 86

24. Падение крепостного права 86

26. Положение народов в царской России 94

29. В. И. Ленин — основатель

Коммунистической партии 105

30 — 31. Первая революция в России 108

Великая Октябрьская социалистическая революция и граждан ская война 119

33. Большевики готовят социалистическую революцию 119

34 — 35. Великая Октябрьская социалистическая революция 122

38. «Все на борьбу с Деникиным!» 133

39. «Этих лет не смолкнет слава. »

40. Коммунистические субботники Строительство социализма в СССР

42. Ленин умер, но дело его живет!

46. СССР — социалистическая страна

48. «Все для фронта! Все для победы!»

50. Города-герои 175

54. Борьба за свободу народов 188

Советские люди строят коммунизм 196

56. От социализма к коммунизму 196

61—62. Наша Родина в борьбе за мир и дружбу между народами 211

63. Коммунистическая партия

СКАЧАТЬ PDF

СКАЧАТЬ (карты) PDF

Много славных подвигов совершили советские люди, защищая свободу и независимость нашей Родины.

Союза. Он, как и многие другие герои, погиб, защищая нашу Советскую Родину.

Наша Родина очень велика. Когда утром первого сентября московские школьники идут на свой первый урок, ребята Владивостока уже вернулись из школы. Их учебный день закончен, когда золотые стрелки часов на Спасской башне Кремля показывают полдень, на Чукотке и Камчатке уже поздний вечер.

Много разных народов живет в нашей стране. Они составляют единую дружную семью.

В СССР власть принадлежит трудящимся. Они сами устанавливают законы, сами управляют государством. Все заводы и фабрики, железные дороги и электростанции, шахты и рудники, поля и леса, реки и моря принадлежат всему народу. У нас нет людей, которые бы угнетали других людей, заставляя их работать на себя. Все люди в нашей стране имеют равные права, все работают на общую пользу.

Но так было не всегда. Раньше нашей страной управляли царь, помещики и капиталисты, которые угнетали трудящихся.

Долго боролся трудовой народ, чтобы добиться свободы, чтобы самому стать хозяином страны. В 1917 году рабочие и крестьяне под руководством Коммунистической партии, которую создал Владимир Ильич Ленин, свергли царя, прогнали помещиков и капиталистов, взяли власть в свои руки и стали строить новую жизнь.

В течение многих веков народы нашей страны своим упорным трудом создавали города и села, строили заводы и фабрики, прокладывали дороги и каналы. Много раз враги нападали на нашу страну. С ними наш народ вел тяжелые войны.

История рассказывает о труде и борьбе народов, изучает их жизнь в далеком и недавнем прошлом.

Нельзя понять нашу современную жизнь, нельзя создавать будущее, не зная прошлого, не зная истории.

Как мы узнаем о жизни людей в далеком прошлом

В давние времена жизнь людей была не похожа на современную. Не было больших городов, заводов, железных дорог, самолетов. По-иному выглядели дома, одежда, другими были обычаи людей.

В Средней Азии, в жаркой безводной пустыне, ученые обнаружили следы пересохших каналов, развалины зданий, засыпанные песком, заросшие жестким кустарником. Это были остатки древнего города. Начались раскопки. Вначале машинами, а потом кирками и лопатами осторожно очищали люди от песка и земли развалины массивных стен, высоких башен и русла высохших каналов. Где нельзя было действовать машиной и лопатой, чтобы не повредить находки, работали ножами, щетками и кисточками.

Особенно интересным оказался царский дворец, построенный почти две тысячи лет назад. В большом двухэтажном здании не было ни одного окна. Свет проникал через прямоугольные отверстия в потолке. В верхнем этаже дворца ученые обнаружили на стенах рисунки. Они изображали людей, животных, сцены охоты, битвы с врагами. Там же были найдены бронзовые мечи и кинжалы, серьги и браслеты из бирюзы и серебра. На темно-синих стенах выделялись белые

и красные линии, образуя красивые узоры. Только искусные художники, строители и мастера могли построить такое замечательное здание.

В нижнем полутемном этаже дворца когда-то находилась гончарная мастерская. Здесь при свете факелов и масляных светильников работали древние мастера.

С тех пор прошло много лет, и вот сюда снова пришли люди. Ярко вспыхнули электрические фонари, освещая обширное помещение. Глиняные сосуды для хранения зерна в беспорядке лежали на полу. Некоторые из них были украшены узорами. Повсюду валялись черепки, куски окаменелой глины, незаконченные сосуды со следами пальцев древних мастеров.

Так ученые узнали, что здесь, в безводной пустыне Средней Азии, когда-то был цветущий город. Они узнали, как выглядели жители этого города, чем они занимались.

В те далекие времена сильные государства были и в Закавказье. Многое узнать о них ученым помогли раскопки в Армении и Грузии.

Государства Закавказья и Средней Азии были самыми древними в нашей стране.

В Армении, например, сохранились надписи, выбитые на камне более двух с половиной тысяч лет назад. Эти надписи сделаны по приказанию царей и рассказывают о походах, завоеваниях,

захвате пленных и другой добыче, строительстве каналов и городов.

Во время раскопок в Средней Азии найдены дощечки и куски кожи с письменами. Многие из них ученые пока не могут прочитать.

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector