советская методика обучения детей навыкам чтения

Урок 1. Самые популярные методики обучения детей чтению

1Практически каждый из нас сегодня может вспомнить знаменитый букварь синего цвета, при помощи которого учился читать. Но время идет, и представленный инструмент теряет свою актуальность, уступая место специальным методикам обучения детей чтению. Сегодня подобных методик можно найти немало, но мы расскажем вам о самых популярных, а также укажем на основные их преимущества и недостатки, если таковые имеются. Конечно же, мы скажем несколько слов и о букваре, а также познакомим с преимуществами практических методов обучения детей чтению, собранных в данном курсе командой 4Brain. Но, как у нас и заведено, – обо всем по порядку.

Для начала не будет лишним еще раз заметить, что обучать детей чтению рекомендуется не раньше 4-5 лет, но не исключаются случаи, когда осваивать этот навык дети начинают раньше (о показателях готовности малышей к чтению мы говорили в первом уроке). Авторские методики, о которых мы расскажем, рассчитаны на раннее, т.е. начальное обучение детей.

Содержание:

Методика Николая Зайцева

Смысл этой системы обучения чтению, применяющейся уже свыше 20 лет, состоит в изучении детьми не букв и звуков, а складов. Инструментарий включает себя статичные кубики, способствующие освоению ребенком фонетического состава языка. Кроме того, дидактический материал представлен 12 группами. Есть золотые, железные и деревянные кубики с разнообразными наполнителями. Играя с ними, малыш осваивает различия между гласными, согласными, глухими, мягкими и твердыми звуками. Помимо кубиков, в набор входят особые таблицы, размещающиеся на стене немного выше роста малыша, и аудиозаписи.

Обучая ребенка читать, родители пропевают, а не проговаривают склады букв. Такой прием называют «попевками». А таблицы применяются для более качественного усвоения материала. Результатом же регулярных занятий по методике Зайцева является то, что ребенок свободно запоминает более 240 складов русского языка.

Важно сказать, что кубики Зайцева успешно себя показали при работе с левшами и детьми с психоэмоциональными нарушениями. Скорость же обучения всегда зависит от возраста маленьких учеников. Например, если ребенку более 3 лет, научится читать он уже через полгода при занятиях минимум 2 раза в неделю по 15-30 минут.

Педагоги выделяют у методики Зайцева как положительные, так и отрицательные стороны (далее мы так же будем приводить информацию, основанную на мнениях педагогов).

Методика Глена Домана

Методика Глена Домана основывается на автоматическом освоении ребенком целых слов, что достигается посредством применения специальных карточек со словами и предложениями. Занимаясь с детьми, родители в течение 15 секунд показывают им конкретные карточки и громко называют их значения.

Занятия проводятся ежедневно по 5-10 минут, в результате чего ребенок не просто быстро осваивает чтение, но у него также развиваются интеллектуальные способности, внимание и концентрация, фотографическая память.

Методика Павла Тюленева

Данная методика известна под названием «МИР». Автор подробно описывает ее в своей книге «Читать раньше, чем ходить». Автор указывает на то, что дети без проблем могут составлять из букв слова уже к году, а бегло читать – к двум годам.

Чтобы достичь такого результата предлагается заниматься с малышом с первых месяцев рождения, демонстрируя ему карточки с буквами и громко их озвучивая. Особое внимание следует уделять первым четырем месяцам жизни ребенка – именно в этот период его мозг наиболее восприимчив к графическим изображениям.

Кроме того, очень важно, чтобы в процессе занятий ребенка не отвлекали посторонние предметы, например, игрушки. Благодаря этому можно создать развивающую среду, содействующую активному обучению в перспективе.

Методика Елены Бахтиной

Во главе методики Елены Бахтиной стоит ассоциативное мышление, а сама методика нередко называется «живой азбукой». Автор утверждает, что начинать обучение следует с букв, а продолжать – изучением слогов. Но особенность системы состоит в том, что все буквам соответствуют свои неповторимые образы, по причине чего дети с большим удовольствием изучают составленный Бахтиной букварь и впоследствии совсем не путают буквы.

Результат гарантируется уже после недели занятий, а навык чтения, по словам автора, осваивается детьми возрастом 2 года всего за 4 месяца. Также Елена Бахтина считает, что чтение с раннего возраста дарит детям возможность черпать из книг тот же объем знаний, что и из телевизора.

Методика Евгения Чаплыгина

Автор этой методики разработал кубики «Читаю легко». Аналогично кубикам Зайцева, они помогают детям учиться читать по слогам. Рассчитаны они на детей от 3 лет, но и детям помладше их тоже можно использовать, если они могут говорить и связывать произносимое с написанным.

Отличие же от методики Зайцева в том, что акцент ставится на игровую составляющую занятий. Результат гарантируется автором уже после первого занятия, а уже через несколько дней ребенок начнет читать самостоятельно.

Дидактический материал состоит из 10 деревянных кубиков, 10 двойных кубиков и книжки-шпаргалки для мам и пап, где приводится описание занятий. Кстати, кубики Чаплыгина уже нашли широкое применение в детских дошкольных центрах.

При помощи букв, размещенных на гранях кубиков, составляются десятки и сотни слов. Кроме того, есть возможность составлять предложения и даже сказки. О том, как это делается, написано в книжке-шпаргалке.

Методика Вячеслава Воскобовича

Представленная методика, получившая название «Складушки», представляет собой игру, рассчитанную на работу с детьми 3-4 лет по знакомой нам уже системе складов. Пособие состоит из 21 карточки со складами в виде вертикальных столбиков, находящихся на обеих сторонах карточек. Из двух столбиков получаются домики, а образы этих домиков создаются рисунками, иллюстрирующими всю систему обучения.

Например, в городе Складинске есть 20 домиков, жителями которых являются песенки о разных персонажах. Пропевая такие песенки, родители изначально показывают ребенку склады, а потом указывают на них пальцем. В процессе занятий необходимо добиться хорошего знания малышом складовых песенок, т.к. это особый инструмент для овладения ребенком навыком чтения. Можно приучить малыша к конкретному расположению складов, и тогда он научится сам находить нужные элементы.

Автор уверяет, что трехлетние ребятишки научаются читать за полгода, шестилетние – за месяц и даже быстрее, и это при том, что заниматься нужно всего дважды в неделю по полчаса.

Методика Марии Монтессори

Базовый принцип методики Монтессори – обучение детей самостоятельному изучению окружающей среды, обеспечение свободы и естественности в развитии. Исходя из идей автора, детская личность всегда стремится познавать, а ребенок сам в состоянии определять, что ему нужно для обучения.

Основной идеей системы является непосредственный контакт малыша со всевозможными материалами. В ходе занятий родитель занимает позицию наблюдателя. Главная его задача состоит в том, чтобы направлять действия ребенка, и когда он выберет интересное ему занятие или предмет, родителю нужно просто смотреть, что делает его чадо.

В традиционной форме методика Монессори рассчитана на детей старше 3 лет, однако в несколько измененном виде она применима и к детям младшего возраста. Что касается занятий, то они проходят непрерывно до 3 часов. В процессе ребенок абсолютно не привязан к месту, предметам и действиям.

Букварь

Рассматривая букварь в качестве методики обучения детей чтению, можно сказать лишь, что этот способ является классическим. Представленный тип пособия интересен тем, что включает в себя множество картинок и изображений. А принцип, на котором построен букварь, таков: ребенок в процессе изучения пособия осваивает навык соединения слогов в отдельные слова.

Одновременно с этим, у малыша есть возможность изучать особые предложения, где присутствуют всевозможные сочетания гласных и согласных звуков. Крайне важно, чтобы в букваре имелась информация обо всех буквах и их соединениях. Только многократно складывая слоги, ребенок учится правильно читать и осознавать принципы чтения.

Таким образом, мы с вами рассмотрели самые популярные методики обучения детей чтению. При желании, конечно, можно найти еще несколько их разновидностей, но мы решили, что указанных вполне хватит.

Вы вправе использовать в работе со своим ребенком любую понравившуюся вам методику, а бескрайние просторы интернета и масса литературы на данную тему помогут вам разобраться более подробно и получить ответы на все возникшие вопросы.

Однако мы хотим сказать вам о том, что вполне достойную альтернативу вышеназванным методикам составляет и разработанный нами курс по обучению детей чтению.

В подготовленном нами курсе мы собрали самую эффективную на наш взгляд информацию из большинства имеющихся методов, немного переработали и адаптировали ее для лучшего восприятия и, конечно же, систематизировали.

Кроме того, многие советы, упражнения, способы и рекомендации опробованы членами команды 4Brain на личном опыте. Поэтому если у вас есть желание познакомиться с полноценным инструментом, который помог бы вам научить свое дитя читать, а также, если вы не хотите тратить бесценные часы на поиски дополнительной информации и скрупулезное изучение каких бы то ни было методик, данный курс именно для вас.

Продолжайте знакомство с нашим курсом – в третьем уроке мы более подробно побеседуем о том, на что следует обращать внимание, обучая детей чтению, и перейдем непосредственно к практике – познакомим вас с одним из легких способов научить ребенка читать. А уроки с четвертого по десятый будут носить исключительно практический характер.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Источник

Как научить читать нечитающих детей? Из опыта работы учителя начальных классов

7150

Родителей всегда волнует вопрос: «А надо ли учить детей читать до поступления в школу или пусть учитель научит?»

Родителей в подготовительный год перед школой волнует вопрос: «А надо ли учить детей читать до поступления в школу или пусть учитель научит?»

Читайте также:  рггу история искусств заочное отделение экзамены

Раньше при советском дошкольном образовании программа детского сада предусматривала поэтапное обучение детей грамоте, начиная с ясельного возраста 1,5 года.

read1

* Ясельная группа – произношение звуков, название предметов, объединение в группы (посуда, игрушки, мебель и т.д.)

* Младшая группа – вычленение звуков, покажите предмет на М, на какой звук начинается слово «мама»

* Старшая и подготовительная группа – звуко-буквенный анализ, изучение букв, слоговое чтение.

draw1

С чего начать?

Для начала запомните несколько простых правил, без них вы не добьётесь успеха.

1. Обучение должно быть без принуждения и вызывать интерес у ребёнка к чтению. Проводить только в игровой форме.

2. Наберитесь терпения, если ваш ребёнок даже вундеркинд (по вашему мнению), грамота не будет усваиваться так быстро, как вам хотелось бы.

3. Не отпускайте в адрес ученика нелестные эпитеты (ты бестолочь, я уже 3 раз показываю), а в особенности не повышайте голос. Поставьте себя на его место, представьте, что вам нужно выучить, например: китайский язык за неделю. Ну и как, потянете?

4. «Повторение – мать учения». В головке малыша всё должно успевать раскладываться по полочкам, для этого надо время.

5. Обращайте внимание на малейшие успехи в чтении, хвалитесь ими перед родными, особенно на начальном этапе. Это поднимет престиж чтения (Папа, а наш Владик уже 5 букв выучил. Хочешь послушать?)

6. Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими в учёбе. (Соседка Мила уже слова читает. А ты буквы путаешь). Это очень болезненно для детей. Они теряют веру в себя. (Я у вас глупый.)

7. Не забегайте вперед. Учим последовательно. От лёгкого к сложному. Но не делайте длительных перерывов, а то придётся начинать всё сначала, изученное быстро забывается. Лучше понемногу, но ежедневно.

8. Не используйте школьную программу и учебники, потом вашему ребёнку будет неинтересно в школе. Купите «Азбуку в картинках» или отыщите «Букварь» из советских времён. Он самый лёгкий для обучения.

9. Не учите ребёнка письму, предоставьте это школе. Для развития моторики пальцев учите аккуратно раскрашивать, не выходя за линии, да и просто рисовать, лепить, выполнять аппликации, выкладывать из мозаики.

draw(1)

10. Купите книги В. Волиной из серии «Учимся, играя.» Это ваше методическое пособие. Можете начинать обучение.

718997fc03c7af7c0c45eacde9787244

Я использую три разных приёма для обучения чтению: звуко-буквенный анализ, слоговое чтение, чтение готовыми словами. Первый используется в школе. Учащиеся подробно изучают звук: гласный, согласный; твёрдый, мягкий; звонкий, глухой; йотированный. Для домашнего обучения очень сложно, поэтому я всегда предупреждаю родителей, не учите ребёнка читать побуквенно, потому что потом его трудно переучить читать слогами. Слоговое чтение подразумевает повтор готового слога за родителями, чтение готовыми словами аналогично. Особенно оно ценно для детей с отклонениями в развитии, например, у меня сын глухонемой, и именно так я научила его читать и говорить.

Начинаем обучение:

Принесли домой новую игрушку: азбуку. Она может быть в картинках, кубиках, звуковая, книжка с буквами и стихами к ним. Начинаете её с ребёнком рассматривать. Его привлекут картинки. Задаёте вопрос: «Что нарисовано на картинке?» Два-три дня просто знакомство с рисунками, не торопите процесс, пусть родится интерес.

read2

Теперь можно приступать к изучению гласных звуков: а, и, о, у, ы, э.

А – первая буква в вашей азбуке. Называем картинку словом (арбуз) и протяжно тянем первый звук.

С какого звука начиналось слово? Показываем ребёнку букву А, внимательно её рассматриваем. На что похожа? Чаще всего дети говорят «крыша», но чем больше вы с ними придумаете ассоциаций, тем прочнее она запомнится. Если в доме есть предметные картинки, то выкладываем те, где слово начинается с А.

Сначала 3–5 (апельсин, рыбка, автобус, арбуз, слон), произносим с ребёнком и просим его выбрать те, что начинаются на А. Если у вас есть книга В. Волиной «Учимся играя», то начинайте по ней обыгрывать букву. Если нет, то проявите свои творческие способности, придумайте стихи про букву или сказку, в которой много слов на А.

«Два столба наискосок, посредине поясок. Посмотрите, какова! Перед вами буква А.»

«Аист ест большой арбуз. С виду алый. А на вкус? Он и сам не разберёт, то ли сахар, то ли мёд.»

Надеюсь, вы вспомнили эти стихи из вашего детства?

Азбука в стихах «Веселый зоопарк»

Дидактические игры:

Затем составляем первые слоги из гласных (печатаем на листе, шрифт 72) и протяжно произносим, тянем первый звук до тех пор пока ребёнок сообразит, какой второй (Занятие ведём не более 5 минут).

АУ АИ АО АЫ АЭ УА ИА ОА ЫА ЭА УИ ОИ ОЫ УЫ до полного усвоения, это на первых порах займёт 2-3 дня.

Теперь начинаем изучать согласные

(М Ш Б В Г Д Ж К Л Н П Р С Т) и составляем с ними таблицы скорочтения (первая крупным шрифтом, следующие уменьшаем постепенно). Читаем, используя приём «Эхо», читаете сами по 5 слогов, ребёнок повторяет.

Приклеиваем такие же слоги на отдельные картонки и играем в «Прятки». Прячете карточки по комнате, так, чтобы легко было найти. Когда ребёнок нашёл карточку, он должен прочитать слог или слово, вернее, это получается повтор наизусть, слоги запоминаются зрительно. Ищете по очереди, то вы, то ребёнок. Это помогает в игре повторить слоги несколько раз и вселяет в него уверенность, что он может читать.

Таблица 1.

ма ша да па ба га жа ра са ла ка ва мама Маша Мара жара сажа каша Кама сама Сара дама лама Лара наша ваша Даша рама рада папа Паша пара палата баба тара Наташа панама гагара (это же разрезать на отдельных карточках для игры в прятки).

После медленного усвоения переходим к игре: «Финиш». Кто прочитает быстрее. Если интерес к чтению не проявляется, то подключите игрушки, читайте за кукол, мишек, играйте в школу.

Таблица 2.

мо ро бо до по ло но со то мода вода сода роса коса лото болото долото борона борода порода погода колода сорока ворона ворота корова солома нога гора дорога лопата

Таблица 3. (перед зеркалом покажите постановку губ при произношении И, Ы)

ми мы би бы ви вы ги ди ды ки ли лы ни ны пи пы ри ры си сы ти ты жи ши мыло мило мышка мишка были били выли вилы гири ноги воды диво кино лиса липа лыко кони они слоны пили пыль рыба рыси норы сила сыны сыры тина паутина малина калина Полина помыли выбили гитара диваны бараны жили шили шина шило шалаши машина малыши шипы животы ножи хороши лыжи кожи дороги пироги

Таблицы ежедневно надо повторять для беглого усвоения. Взрослый может читать иногда слово неправильно. Пусть ребёнок вас поправит. Это развивает внимание к слову и поддерживает читательский интерес. Теперь изучите гласные Е, Ё, Ю, Я ( произносятся ЙЭ, ЙО, ЙУ, ЙА)

му мю бу бю гу гю ду дю пу ту тю ру рю су сю ну ню мука рука бусы гуси дуда душа дума пума дюна тура тюря рука порю сума сумма сюда нуга нюня бумага рукава супы меню дарю пою играю солю это ели эти енот мэр мел мёл мол вол вёл вели пол пел тётя дядя мал мял ёж ерш Тома Тёма Таня Маня

Таблица 5. (Изучаем буквы: З, Ф, Х, Ц, Ч, Щ, Й)

за фа ха ца ча ща заря заряд фара фаза фазан хата хала халат цаца цып чаща роща дача удача задача чай чайка чудо хочу лечу учу май мой пой пей лей сей жалей налей рой майка сойка дойка мойка лейка

Таблица 6. (Учимся читать слова с закрытым слогом)

он сон сок сорт там тот ток тут тир бок бук бак кол ком кот крот дом сом лом рот сел мел вол зол мыл мил

боч-ка кош-ка мыш-ка миш-ка шиш-ка лож-ка печ-ка рыб-ка дыр-ка кор-ка лод-ка бул-ка гор-ка пуш-ка

Таблица 7. (Отрабатываем произношение твёрдых и мягких согласных)

Мал-мол-мыл-мул-мил-мел вал-вол-вёл-вил бак–бок–бык–бук был–бил-бел кот-кит лак–лик-лом–лес–лис нос–нёс сук–сок-сыр–сер– сел рыл–рёв-рот-рис–рад ток-тик–тук

e76cc946020b13b14eb1279789cef198

Дидактические игры со словами

Если у вас есть разрезная азбука букв или набор пластмассовых, деревянных букв без картинок, то можно закреплять изученные слоги и слова в игре «Наборщик». Называете слово, ребёнок складывает его из букв и читает, но нельзя при наборе вслух произносить побуквенно, пусть без вашей помощи соберёт слово целиком. Когда научится бегло читать, то в эту игру играют по другому: выкладывают большое слово, например, первоклассница, и из его букв придумывают новые слова (перо, класс, кол, сон, нос и т.д.)

«Если взять большое слово,

Вынуть буквы раз и два.

А потом сложить их снова,

Станут новые слова.»

«Дело было в воскресенье

У слона на день рожденья.

Гости пели, веселились

И на части развалились.

Из слогов собрать гостей».

Игра «Слово в слове». (Отыщите другие слова в большом слове)

Удочки (дочки, очки), марка (арка), дорога (рога), машина (шина), собаки (баки).

Игра «Перевёртыши». (анаграммы), (составьте слово наоборот).

Нос – сон, кот – ток, кит – тик, насос – сосна, мала – лама, лом – мол, налим – лиман, вол-лов, лес – сел.

Цепочки. (Меняем только одну букву и получаем новые слова).

Коса- коза, роза, поза, лоза, Лиза, луза, лупа, липа, лира, лиса, Лида, Люда, люди, люки, луки, луни.

Буква заблудилась. (Отыскать слово с ошибкой)

«Неизвестно что случилось.

Только буква заблудилась.

Забежала в чей-то дом

И хозяйничает в нём.»

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме.

Там ползёт зелёный лук

Забодал меня котёл

На него я очень зол.

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак.

На крючок попался дом.

Бежит волна за кораблями.

Летают майки над волнами.

На верхушке каланчи

День и ночь кричат врачи.

А о чём они кричат?

Вы спросите у врачат.

Врач напомнил дяде Мите:

Десять цапель перед сном».

Наращивание слов. (Добавьте новый слог)

Рог – пирог, бок – грибок, бор – забор, ход- поход, сук- барсук, нос – поднос, пар- парта, жар- жарко, пожар; лик- суслик, ролик, столик; стол- столбик, низ – карниз, лук- каблук, розы- морозы, лиса- кулиса.

Собери слова в корзинку.

Мы отправились в лесок.

Соберём слова на –ОК

И положим в кузовок.

Грибок, лесок, голосок, колобок, песок, носок, чулок, колосок, волосок, замок, мысок, сучок, щенок.

Колодец (нарисуйте колодец, на ведёрках А О У Е Ё И Ы) (на месте тире прорези)
Б ___К Л_____К М____Л С ____К В______Л Н____С
Б ___К Л_____К М____Л С ____К В______Л Н____С
Б ___К Л_____К М____Л В______Л
Б ___К Л_____К М____Л
бак лак мал сок вал нос
бок лук мол сук вол нёс
бук лес мул выл
бык лис мыл

Лишнее слово (Прочитать, назвать лишнее слово, объяснить, почему)

864c8376b05babdc45b1a33692d556f4

Дидактические игры помогают не только научить ребёнка читать, но и постоянно поддерживают интерес к чтению. После того, как появятся первоначальные навыки чтения, начинаем читать книжки, в которых слова разделены на слоги. Если ребёнок боится начинать читать сам, то прочитывайте сами предложение, а ему оставляйте одно знакомое слово. И лишь после нескольких таких совместных прочтений ребёнок начнёт читать сам.

Первичное чтение отводится взрослому, при чтении следите пальцем по словам, затем научите этому ученика. Современные дети, которые много сидят у телевизора или компьютера приобретают синдром скачущего зрения, поэтому при чтении часто теряют строку. Когда ребёнок будет читать бегло, можно применять закладку или короткую линейку, сдвигая её вниз по строке.

Не отчаивайтесь, если вам кажется, что никогда не научите читать своего ученика, знания должны перейти в умения. У разных детей процесс протекает по-разному. Кто-то за месяц усвоит технику чтения, кому-то надо полгода, а некоторым и года не хватает. Но любого ребёнка можно и нужно научить читать, тем более, что лучшая память у детей от 3 до 9 лет.

Читайте ежедневно своему ученику стихи, сказки, учите его пересказывать, отвечать на вопросы, интересуйтесь ежедневно, чему новому он научился в школе. Только тогда ребёнок поймёт, что он в первом классе занят важным и нужным делом.

Подбадривайте, хвалите почаще, даже если вам кажется, что он не так уж много усвоил на домашнем уроке. Спрашивайте, а где ему было трудно. Почаще повторяйте трудный материал.

Поймите, что если ребёнок начинает отставать в первом классе, то он становится «изгоем» на всю жизнь и до окончания школы учёба превращается в муку для него и вас. Судьба вашего ребёнка в ваших руках, помогите ему освоиться в этом сложном мире знаний.

Источник

Библиотека старых советских учебников по Русскому языку

Скачать Советский учебник

ru metod 1961 570dc

Авторство: Сергей Поликарпович Редозубов, Составители А. В. ЯНКОВСКАЯ-БАЙДИНА, А. П. КУБАРЕВА.

Формат: PDF Размер файла: 28.1 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Педагогическая и научно-методическая деятельность С. П. Редозубова 5

Методика обучения грамоте

Исследование вопросов методики обучения грамоте 31

Обучение грамоте в свете современной фонетики и экспериментальных данных. Тезисы доклада 59

Обучение грамоте (Руководство для учителей начальной школы)

Рационализация системы обучения грамоте по звуковому методу в русской дореволюционной и советской школе

Что нужно знать учителю о словах, слогах и звуках русской речи 77

Система обучения грамоте 88

Подготовка учителя к работе по обучению детей грамоте 90

Конспекты уроков грамоты 135

Обучение русскому языку детей семилетнего возраста в период обучения грамоте 117

Проблемы обучения грамоте детей шести лет 165

Особенности обучения детей в первых классах с разной подготовкой учащихся к школе 184

Методика русского языка в начальной школе 193

Научные основы методики классного чтения в начальной школе

Наглядные учебные пособия по грамматике и орфографии 298

Приложение. Примеры таблиц по грамматике и орфографии для I—IV классов, составленные С. П. Редозубовым 302

Методика развития устной и письменной речи учащихся 312

Научные основы методики развития речи учащихся

Краткий историко-критический обзор методов развития речи учащихся в русской начальной школе 317

Система работы по развитию речи учащихся в советской начальной школе 322

Работа над словом и предложением 328

Методические указания к работе над разными видами изложений и сочинений 341

Общие сведения о морфологическом составе и о значении слов 351

Словарная работа на уроках грамматики и правописания в IV классе 365

Методика преподавания русского языка в начальных классах за 40 лет советской школы

Характеристика преподавания русского языка в первый период работы советской начальной школы (с 1917 по 1931 г) 373

Характеристика второго периода работы советской начальной школы в области преподавания русского языка

Список печатных работ С. П. Редозубова 411

Печатается по решению Ученого совета Института общего и политехнического образования АПН РСФСР

КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

1 skachtat 7228f

Скачать. PDF

Сергей Поликарнович Редозубов оставил ценное методическое наследство. Его работы по методике русского языка, по методике развития речи учащихся, обучения грамоте, чтению, письму являются значительным вкладом в развитие советской методической мысли.

Созданные им методические руководства и при его участии учебники и наглядные пособия но русскому языку пользуются большой популярностью среди учителей и методистов.

Сборник избранных трудов С. П. Редозуоова публикуется впервые. В нем помещены главы из основных трудов С. П. Редозубова: «Обучение грамоте», «Методика русского языка в начальной школе», «Обучение русскому языку детей семилетнего возраста в период обучения грамоте»,— которые им были созданы в итоге многолетней практической и исследовательской работы. В это издание вошли также статьи С. П. Редозубова по исследованию вопросов методики обучения грамоте, по методике чтения, методике развития речи учащихся, по методике преподавания грамматики и правописания, публиковавшиеся в 40-х и 50-х годах в различных периодических изданиях, сборниках.

Кроме того, в настоящем издании впервые публикуются следующие статьи:

1) «Обучение грамоте в свете современной фонетики и экспериментальных данных»,

2) «Проблемы обучения грамоте детей шести лет»,

3) «Особенности обучения детей в первых классах с разной подготовкой учащихся к школе»,

4) «Словарная работа на уроках грамматики и правописания в IV классе»,

5) «Методика преподавания русского языка в начальных классах за 40 лет советской школы».

В сборнике весь материал расположен в тематическом порядке, по четырем разделам.

Первый раздел — «Методика обучения грамоте» — основной раздел книги, так как вопросы обучения грамоте детей были центральными в научной и методичесгши работе С. П. Редозубова. В этот раздел вошли статьи: «Исследование вопросов методики обучения грамоте», «Обучение грамоте в свете современной фонетики и экспериментальных данных», статьи об обучении грамоте детей шести и семи лет и главы из книги «Обучение грамоте».

Во втором разделе — «Методика чтения» — помещены главы из «Методики русского языка в начальной школе», в которых С. П. Редозубов дает новое освещение постановки классного и внеклассного чтения в начальной школе.

В третьем разделе — «Методика грамматики, правописания и развития речи учащихся» — представлены следующие главы из книги «Методика русского языка в начальной школе»: «Методика преподавания грамматики и правописания» и «Методика развития речи учащихся» и статьи «О морфологическом составе и значении слов», «Словарная работа на уроках грамматики и правописания».

В заключительном разделе сборника печатается посмертно статья С. П. Редозубова «История преподавания русского языка в начальной школе за 40 лет советской школы» и «Библиография трудов С. П. Редозубова».

Разделы первый и второй составлены А. В. Янковской-Байдиной; раздел третий — А. П. Кубаревой; список печатных работ С. П. Редозубова составлен К. М. Редозубовой.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С. П. РЕДОЗУБОВА

Среди советских педагогов, которые своей практической работой и своими творческими трудами участвовали в строительстве советской школы, видное место принадлежит крупному методисту русского языка Сергею По-ликарповичу Редозубову.

Работа С. П. Редозубова по народному образованию была яркой, многогранной и плодотворной. Он был активным организатором коллективной научно-исследовательской работы ио созданию новых методов преподавания и их проверки, умел сплотить на этой работе учителей и методистов, был талантливым автором учебников и методических руководств по обучению детей младшего возраста русскому языку.

С. П. Редозубов родился в 1891 г. в селе Бор Нижегородской губернии (ныне город Бор Горьковской области) в семье крестьянина.

Несмотря на очень тяжелое материальное положение, С. П. Редозубов сумел благодаря упорному труду, настойчивости, страстному желанию работать в области просвещения получить образование и стать народным учителем.

В 1909 г. восемнадцатилетним юношей С. П. Редозубов начал работать в двухклассном училище в селе Хохлома Семеновского уезда, Нижегородской губернии.

Два года (1909—1911) учительской деятельности в Хохломской школе Сергей Поликарпович считал очень важными в формировании его как педагога. Это были годы, полные забот, упорного труда и учения.

С осени 1914 г. после трехлетнего обучения в Московском учительском институте (1911—1914) С. П. Редозубов в течение одиннадцати лет (до 1925 г.) работал сначала в учительской семинарии в селе Новом Ярославской губернии, а затем после ее преобразования в пед-техникум и перевода в город Углич—преподавателем русского языка и директором педтехнпкума.

Великая Октябрьская социалистическая революция внесла коренные изменения во всю систему народного образования и открыла учителям широкие горизонты. Коммунистическая партия определила новую цель воспитания и образования подрастающего поколения — формирование всесторонне развитых строителей коммунистического общества. Шла интенсивная перестройка народного образования, создавалась новая трудовая советская школа. Передовая часть учителей находилась в состоянии творческих исканий, испытывала разные методы обучения и воспитания и находила решение поставленных жизнью вопросов.

Деятельность С. П. Редозубова в первые годы после революции поражает энергией, многогранностью и характеризуется стремлением как можно больше сделать для народного образования.

Сергей Поликарпович горячо взялся за организацию новой школы, за широкое вовлечение детей в школу. Он считал начальное образование первой ступенью овладения культурой, фундаментом, на котором зиждется дальнейшее развитие каждого человека, он считал, что начальная школа дает детям не только знания, навыки и умственное развитие, в ней формируются и их первые нравственные убеждения, их моральный облик, их отношение к людям и своим обязанностям.

Для подготовки будущих учителей к занятиям по ТРУДУ с учащимися начальной школы Сергей Поликарпович организовал при педтехникуме сельскохозяйственный участок и мастерскую по ручному труду.

С. П. Редозубов работал уездным школьным инструктором и состоял членом коллегии УОНО. Он ездил по школам уезда, читал доклады, давал показательные уроки, проводил консультации, помогал учителям в методических вопросах. Кроме того, он проводил большую общественную работу по ликвидации неграмотности (был заместителем председателя ликбеза), читал лекции по литературе среди населения уезда, был лектором в Народном университете.

Сергей Поликарпович организовал в Доме просвещения педагогический кружок и два года руководил им. На всех летних курсах по переподготовке учителей он принимал активное участие как лектор и организатор. Все это он делал с большой охотой и любовью к делу, заражающей окружающих.

С 1925 по 1930 г. С. П. Редозубов работает директором школы № 69 Краснопресненского района Москвы.

В Москве начинается работа Сергея Поликарповича со столичным учительством. Методическая работа в этот период в Москве была сосредоточена в Центральной педагогической лаборатории MOHQ. Сергей Поликарпович с 1926 г. стал одним из ее сотрудников, затем научным консультантом по вопросам русского языка и методики его преподавания при Учебно-методическом совете МОНО.

В период с 1931 по 1944 г. С. II. Редозубов преподает в московских педтехникумах (педагогических училищах).

Работа в педтехникуме особенно привлекала Сергея Поликарповича, так как он придавал большое значение начальной школе и считал очень важной подготовку молодых кадров. Сергей Поликарпович умел внушить любовь к учительскому делу учащимся — воспитанникам педучилища.

Вот как говорит о С. П. Редозубове один из его учеников — методист Е. В. Квятковский: «Каждому известно, как много нерешенных вопросов у студента педагогического училища на пороге самостоятельной деятельности. У каждого из нас был в памяти образ какого-либо из наших учителей, по примеру которого мы намечали строить свою педагогическую деятельность. Неожиданно в училище появился новый учитель, который заслонил собой всех учителей. Это был Сергей Поликарпович Редозубов — жизнерадостный, умный, сердечный, простой, доступный. Он находил путь к нашим сердцам тем, что мог показать все тайны педагогического искусства. Мы несколько раз были на его уроках. Это был показ мастерства, показ его искусства преподавания. В том, что по окончании педагогического училища многие из выпускников почувствовали себя учителями, большая заслуга С. П. Редозубова»).

1 Из речи Е. В. Квятковского по стенограмме заседания в Институте методов обучения 20/Х 1958 г., посвященного годовщине смерти С. П. Редозубова.

Впоследствии, хотя Сергей Поликарпович оставляет преподавание в педучилищах, он не теряет с шши связи до конца своей жизни. С. П. Редозубов принимал участие в составлении программ для педучилищ, участвовал в создании методических руководств по русскому языку и по методике русского языка.

В 1931 г. С. П. Редозубов был приглашен работать в Центральный институт повышения квалификации руководящих работников народного образования.

В ЦИПКРРНО Сергей Поликарпович читал лекции по русскому языку и методике его преподавания, посещал со слушателями московские школы, выезжал на учительские летние курсы в областные и районные центры. Сергею Пеликарповичу приходилось быть уже не телько учителем учителей, но учителем руководящих кадров по народному образованию: инструкторов, инспекторов, методистов, заведующих отделами народного образования в районах и областях. Выступая в этой ответственной роли, С. П. Редозубов с присущей ему энергией много работает над повышением своей квалификации.

В 1935 г. С. П. Редозубов был утвержден Аттестационной комиссией Наркомпроса РСФСР в звании доцента.

С основания Московского городского института усовершенствования учителей Сергей Поликарпович состоит его научным сотрудником. Он читает лекции, организует и проводит семинары, конференции.

С 1937 до 1948 г. С. II. Редозубов работает редактором Учпедгиза.

Большой опыт руководства педагогической практикой, живая связь со школой, учительством, педагогическими училищами, а также непрестанный интерес С. П. Редозубова к теоретическим вопросам филологической науки способствовали успешной деятельности его как редактора.

Он умел найти изюминку в рукописи учителя, дать дельный совет опытному методисту в литературном оформлении его труда, заметить недоработку или недостаточно четкую педагогическую направленность в трудах ученых-лингвистов.

Безусловно, в истории создания школьных учебников С. П. Редозубов как редактор оставил заметный след.

В 1944 г., когда была создана Академия педагогических наук РСФСР, Сергей Поликарпович начал работать старшим научным сотрудником в секторе методики начального обучения Научно-исследовательского института методов обучения. С этого времени он всецело переключился на научно-методическую работу.

Труды С. П. Редозубова, созданные за последние 15—20 лет жизни, свидетельствуют, что он уделял внимание всем разделам методики русского языка в начальной школе и творчески работал над ее усовершенствованием.

Постоянная связь С. П. Редозубова со школой и учителями составляла самую характерную черту его научнометодической работы.

Через всю свою жизнь и пятидесятилетнюю научнопедагогическую деятельность С. П. Редозубов пронес глубокую любовь к школе, к учителю и неясную любовь к детям. Он проявлял постоянную заботу о первых усилиях ребенка в овладении грамотой, всегда видя за этим приобщение его к общечеловеческой культуре.

С. П. Редозубов более двадцати лет своей жизни посвятил научно-исследовательской работе но рационализации системы обучения грамоте и был выдающимся специалистом в этой области.

Свою исследовательскую работу он начинает с тщательного изучения дореволюционной методической литературы и составляет для учителей начальной школы ценное пособие — сборник основных высказываний дореволюционных методистов об обучении грамоте по звуковому методу. Сборник был издан в 1941 г. Учпедгизом под названием «К. Д. Ушинский, В. П. Вахтеров, В. А. Флеров об обучении грамоте».

Вводная статья С. П. Редозубова не только помогала учителям разобраться в том ценном вкладе, который внесен в методику начального обучения дореволюционными методистами, но и давала четкие указания и твердые положения о том, как следует использовать методическое наследство в советской школе и обучать детей грамоте по звуковому аналитико-синтетическому методу.

Сергей Поликарпович во Введении дал интересную сравнительную таблицу расположения букв и слогов в букварях Ушинского, Вахтерова, Флерова, охарактеризовал особенности каждого метода и рекомендуемые приемы звукового анализа и синтеза. Кроме того, он наметил систему их использования в советской школе. Заканчивая Введение, С. П. Редозубов делает такой вывод:

«Нашей задачей в настоящее время является — отобрать все ценное из дореволюционного наследства, собрать ценный опыт советской школы и создать наиболее целесообразную систему обучения грамоте, которая приводила бы детей к усвоению прочных навыков грамотности наиболее легким и быстрым путем».

Изучив методическое наследство о звуковом аналити-ко-синтетическом методе, С. П. Редозубов начал работу по созданию новой системы обучения грамоте с позиций современного советского языкознания с учетом целей и задач советской школы. Этот период его научной работы охватывает пять лет (1941 —1946).

В результате Сергеем Поликарповичем были созданы для школы Букварь, руководство для учителей «Обучение грамоте» и «Таблицы по обучению грамоте». Эти три пособия по обучению грамоте явились серьезным достижением советской методики. Заслуга Сергея Поликарповича была в том, что он исходил из новых данных научной фонетики, изучения системы фонем русского языка.

С. П. Редозубов построил методику обучения грамоте на усвоении основных звуков русской речи, или фонем. Он подробно анализирует характер соотношений между звуками и буквами, указывает на необходимость научить детей выделять основные звуки из любой части (слога) любого слова и произносить их (коротко или длительно) по возможности без посторонних призвуков; научить детей сочетать звуки в слоги разной трудности. С. П. Редозубов в этом видел сущность обучения грамоте.

1 К. Д. Ушинский, В. П. Вахтеров, В. А. Флеров об обучении грамоте, М., Учпедгиз, 1941, стр. 48.

Анализируя рекомендуемые приемы звукового метода в его аналитической, синтетической и аналитико-синтетической разновидности, начиная с Уиганского, Паульсо-на и кончая Вахтеровым и Флеровым, С. П. Редозубов разработал, во-первых, стройную систему последовательного усвоения учащимися русской азбуки, во-вторых, систему методических приемов усвоения каждой новой буквы, обозначающей тот или иной основной звук (фонему) русской речи.

Вместо прежнего механического слияния звуков Сергей Поликарпович опирался в своем Букваре и в своей методике «Обучение грамоте» на сознательное усвоение учащимися особенностей отдельных звуков и букв, составляющих слова, на выработку у детей умения различать твердость и мягкость согласных и обозначать их буквами, на понимание звукового состава слова, умение расчленять его на отдельные звуки и снова сливать их в слоги и слова.

Экспериментальная проверка Букваря С. П. Редозубова и метода обучения грамоте по нему ясно показала преимущество новой системы перед прежними системами обучения грамоте. Результат проверки полностью подтвердил правильность его предположений.

Как Букварь, так и новая система обучения грамоте послужили основой для букварей в союзных республиках: Армянской, Туркменской, Таджикской,— а также за пределами СССР, в народно-демократических странах. Составители букварей консультировались с С. П. Редозубовым. Он просматривал их рукописи, оказывал конкретную помощь.

С 1947 по 1952 г. С. П. Редозубов участвовал в коллективной работе Академии педагогических наук РСФСР по теме «Научные основы обучения грамоте». Совет Министров РСФСР поручил Академии педагогических наук РСФСР создать новый букварь, который удовлетворял бы требованиям современной науки и был бы доступен детям семилетнего возраста. При Президиуме АПН РСФСР была организована комиссия, которая разработала «Требования к новому букварю». Они состояли из следующих разделов:

1. Общепедагогические требования.

2. Требования психологические.

3. Требования методические и лингвистические.

4. Требования гигиенические.

5. Требования к художественному оформлению букваря.

Первый г третий разделы этих требований были разработаны С. П. Редозубовым.

Исследование, проведенное этой комиссией по анализу эффектности обучения грамоте по действующим в школе букварям1, показало, что наиболее эффективные результаты в обучении детей грамоте дает система, разраоотанная С. П. Редозубовым.

1 Проверялись три букваря: А. И. Воскресенской, Н. А. Костина и С. П. Редозубова.

В мае 1948 г. состоялась научная конференция по итогам экспериментальной проверки букварей. Конференцией был утвержден следующий вывод из

«Метод обучения грамоте, разработанный С. П. Редозубовым, и букварь, составленный по нему, являются наиболее научно обоснованными. Редозубов исходит из новых данных научной фонетики, из учения о системе фонем русского языка, разработанного в последние 20 лет советскими учеными. л

. Экспериментальное исследование приемов обучения грамоте и проверка букварей, проведенные в 1947 году, подтвердили правильность гипотезы Редозубова, что умение детей различать основные звуки нашей речи (42 звука) и понимание способа их графического изображения посредством 33 букв алфавита повышает качество навыков чтения и письма у детей, обученных по этому методу.

Весь метод обучения построен главным образом на анализе нашей живой речи, умении слышать звуки и различать их качество.

С. П. Редозубов внес в методику новое положение, что детям надо указывать на особенности каждого звука, что нельзя пользоваться одними и теми же приемами анализа пии прохождении всех звуков, что каждый звук требует особых приемов применения анализа (и опирающихся на него приемов синтеза). В букваре дается детям материал для различения твердых и мягких согласных (сопоставление слов, наращение букв, преобразование, подобие). С. П. Редозубов строит обучение грамоте на аналитических упражнениях и применяет лишь те приемы синтеза, которые опираются на анализ или неразрывно с ним связаны.

В каждом из действующих букварей имеется добукварный период; однако он разработан в букварях различно: в методическом отношении более целесообразно этот период разработан в Букваре Редозубова.

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector
532a5ebc2d2af516480682b86e33260f