соцреализм это в истории

Социалистический реализм

220px Plenty of wheat

magnify clip

220px Grekov trubachi

magnify clip

Социалисти́ческий реали́зм, соцреали́зм — основной художественный метод, использовавшийся в искусстве Советского Союза начиная с 1930-х годов, разрешенный, либо рекомендованный, либо навязываемый (в разные периоды развития страны) государственной цензурой, поэтому и тесно связанный с идеологией и пропагандой. Он был официально [источник не указан 251 день] одобрен с 1932 года партийными органами в литературе и искусстве. Параллельно ему существовало неофициальное искусство СССР.

Для произведений в жанре социалистического реализма характерна подача событий эпохи, «динамично изменяющихся в своём революционном развитии». Идейное содержание метода было заложено диалектико-материалистической философией и коммунистическими идеями марксизма (марксистская эстетика) во второй половине XIX—XX вв. Метод охватывал все сферы художественной деятельности (литературу, драматургию, кинематограф, живопись, скульптуру, музыку и архитектуру). В нём утверждались следующие принципы: [источник не указан 727 дней]

Содержание

История возникновения и развития

Термин «социалистический реализм» впервые предложен председателем Оргкомитета СП СССР И. Гронским в «Литературной газете» 23 мая 1932 года. Он возник в связи с необходимостью направить РАПП и авангард на художественное развитие советской культуры. Решающим при этом явилось признание роли классических традиций и понимание новых качеств реализма. В 1932—1933 Гронский и зав. сектором художественной литературы ЦК ВКП(б) В. Кирпотин усиленно пропагандировали этот термин.

На 1-м Всесоюзном съезде советских писателей в 1934 году Максим Горький утверждал:

Утверждать этот метод как основной государству потребовалось для лучшего контроля над творческими личностями и лучшей пропаганды своей политики. В предшествующий период, двадцатые годы существовали советские писатели, занимавшие порой агрессивные позиции по отношению ко многим выдающимся писателям. Например, РАПП, организация пролетарских писателей, активно занималась критикой писателей непролетарских. РАПП состоял в основном из начинающих писателей. В период создания современной промышленности (годы индустриализации) Советской власти необходимо было искусство, поднимающее народ на «трудовые подвиги». Довольно пёструю картину являло собой и изобразительное искусство 1920-х. В нём выделилось несколько группировок. Наиболее значительной была группа «Ассоциация художников революции». Они изображали сегодняшний день: быт красноармейцев, рабочих, крестьянства, деятелей революции и труда. Они считали себя наследниками «передвижников». Они шли на фабрики, заводы, в красноармейские казармы, чтобы непосредственно наблюдать жизнь своих персонажей, «зарисовывать» её. Именно они стали основным костяком художников «соцреализма». Намного тяжелее пришлось менее традиционным мастерам, в частности, членам ОСТ (Общество станковистов), в котором объединилась молодёжь, окончившая первый советский художественный вуз.

Горький в торжественной обстановке вернулся из эмиграции и возглавил специально созданный Союз писателей СССР, куда вошли в основном писатели и поэты просоветской направленности.

Характеристика

Определение с точки зрения официальной идеологии

Впервые официальное определение социалистического реализма дано в Уставе СП СССР, принятом на Первом съезде СП:

Социалистический реализм, являясь основным методом советской художественной литературы и литературной критики, требует от художника правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в её революционном развитии. Причём правдивость и историческая конкретность художественного изображения действительности должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания в духе социализма.

Это определение и стало исходным пунктом для всех дальнейших интерпретаций вплоть до 80-х годов.

«Социалистический реализм является глубоко жизненным, научным и самым передовым художественным методом, развившимся в результате успехов социалистического строительства и воспитания советских людей в духе коммунизма. Принципы социалистического реализма …явились дальнейшим развитием ленинского учения о партийности литературы.» (Большая советская энциклопедия, 1947 [3] )

Ленин следующим образом выражал мысль о том, что искусство должно стоять на стороне пролетариата:

«Искусство принадлежит народу. Глубочайшие родники искусства могут быть найдены среди широкого класса трудящихся… Искусство должно быть основано на их чувствах, мыслях и требованиях и должно расти вместе с ними».

Принципы соцреализма

Метод включал в себя единство реализма и советской романтики, сочетая героическое и романтическое с «реалистическим утверждением подлинной правды окружающей действительности». Утверждалось, что таким образом гуманизм «критического реализма» дополнялся «социалистическим гуманизмом».

Государство давало заказы, посылало в творческие командировки, организовывало выставки — таким образом, стимулируя развитие необходимого ему пласта искусства.

В литературе

Писатель, по известному выражению Сталина, является «инженером человеческих душ». Своим талантом он должен влиять на читателя как пропагандист. Он воспитывает читателя в духе преданности партии и поддерживает её в борьбе за победу коммунизма. Субъективные действия и устремления личности должны были соответствовать объективному ходу истории. Ленин писал: «Литература должна стать партийной… Долой литераторов беспартийных. Долой литераторов сверхчеловеков! Литературное дело должно стать частью общепролетарского дела, „винтиками и колесиками“ одного единого великого социал-демократического механизма, приводимого в движение всем сознательным авангардом всего рабочего класса».

Литературное произведение в жанре соцреализма должно быть построено «на идее бесчеловечности любых форм эксплуатации человека человеком, разоблачать преступления капитализма, воспламеняя умы читателей и зрителей справедливым гневом, вдохновлять их на революционную борьбу за социализм». [источник не указан 727 дней]

Максим Горький, писал о социалистическом реализме следующее:

«Для наших писателей жизненно и творчески необходимо встать на точку зрения, с высоты которой — и только с её высоты — ясно видимы все грязные преступления капитализма, вся подлость его кровавых намерений и видно все величие героической работы пролетариата-диктатора».

«…писатель должен обладать хорошим знанием истории прошлого и знанием социальных явлений современности, в которой он призван исполнять одновременно две роли: роль акушерки и могильщика».

Горький считал, что главной задачей социалистического реализма является воспитание социалистического, революционного взгляда на мир, соответствующего ощущения мира.

Читайте также:  disco elysium портрет персонажа

Критика

25px Wiki letter w.svg

Источник

Соцреализм

Соцреализм — направление в искусстве, вмещающее в себя официальное искусство СССР и некоторых других стран соцлагеря примерно с 1930-х и до середины 1980-х. Провозглашалось логическим развитием реализма, в особенности — критического, фактически являлось… тем, чем являлось.

Содержание

Откуда это пошло [ править ]

В основе художественной концепции соцреализма лежит представление о том, что главной целью искусства в условиях угнетения трудящихся масс буржуазными кровопийцами и накала классовой борьбы должна быть мобилизация пресловутых трудящихся масс на борьбу с пресловутыми кровопийцами — подобные идеи возникли у некоторых большевиков задолго до революции, в частности, один из активных пропагандистов соцреализма, будущий нарком просвещения Анатолий Луначарский носился с этой идеей ещё в 1900-е годы (называть подобное искусство он предлагал то «пролетарским реализмом», то «социальным реализмом»). Как ни странно, представление это вполне разделили многие модернистские авторы из числа тех, кто приветствовал Октябрьскую революцию — например, художественная формация ЛЕФ, учреждённая по инициативе Владимира Маяковского и Осипа Брика, в 1923 г. писала о пропаганде и указании человечеству путь в светлое коммунистическое будущее как о своей главной задаче. Беда была в том, что модернистское и особенно авангардное искусство требовало от читателя, зрителя и слушателя незаурядных усилий, приложенных к пониманию, а также определённой психологической готовности вникнуть в разбросанные по странице странным образом строки или непонятные сочетания геометрических фигур. Несмотря на то, что у авангардистов были свои сторонники в рядах партии (уважительно, хотя порой и обрушиваясь с критикой, относился к модернизму Лев Троцкий), а Ленин в вопросы искусства и культуры предпочитал не вмешиваться, справедливо полагая у себя отсутствие компетенции в столь тонких материях, ЛЕФ и прочие «попутчики» (как называли в те годы сторонников большевиков из числа бывшей буржуазной интеллигенции) быстро попали в опалу.

Оппозиционный авангарду фланг начал складываться уже в первые месяцы после Октября — его основой стали группы «пролетарских писателей» и «пролетарских художников», создававшие преимущественно кустарные образцы живописи и поэзии на идеологически одобряемые темы. Ко второй половине 1920-х эти группы оформились в РАПХ и РАПП — Российские ассоциации пролетарских художников и писателей соответственно. На основе РАППа и РАПХа были созданы Союзы писателей и художников СССР, куда в добровольно-принудительном порядке загоняли уже всех. Удобный ярлык для отделения классово верного и понятного пролетарским массам искусства от тлетворного буржуазного модернизма предложил Максим Горький в 1934 г., став официальным автором термина «социалистический реализм». Ирония была в том, что сам Горький начинал как яркий неоромантик — то есть фактически был модернистом, да и в более поздних его текстах модернистская закалка очень видна.

Как это выглядит [ править ]

Целью соцреализма провозглашалось реалистическое изображение действительности (то есть без элементов фантастики и модернистских вывихов языка или предметов на полотне), но непременно в контексте классовой борьбы или строительства социализма в стране победившего пролетариата, а главными ориентирами провозглашались реалисты XIX в.: передвижники в живописи, классики той же поры и критические реалисты вроде Чернышевского — в литературе.

На практике подобная консервация искусства в его состоянии примерно 50-80-летней (на тот момент) давности оборачивалась сильной унификацией и потерей художественной выразительности большинства произведений: редкий искусствовед отличит полотна одного художника-соцреалиста от другого, если речь не идёт о самых известных представителях, а соцреалистическая литература (в изобилии породившая производственные романы с их фирменной борьбой хорошего с отличным) тяготела то к уныло-протокольной бежевой прозе, то к воспроизведению давно устоявшихся языковых и сюжетных штампов.

Были, однако, в числе соцреалистов и по-настоящему выдающиеся авторы — например, живописцы Александр Дейнека и Гелий Коржев. Но, как и в случае с Горьким, художественная выразительность их произведений обеспечивалась не благодаря, а вопреки концепции соцреализма — в их полотнах невооружённым глазом заметна модернистская закалка. Современно (относительно мирового искусства своего времени) и впечатляюще картины Дейнеки выглядят из-за яркой колористики и характерных динамичных, остроугольных, «рубленных» форм (очевидное влияние кубофутуризма), в то время как мрачные, брутальные и бедные на яркие краски полотна Коржева могут напомнить об экспрессионизме. Соцреализм в творчестве большинства по-настоящему выдающихся авторов регламентировал лишь сюжеты — колхозные поля, заводские станки, первомайские демонстрации, счастливые советские дети.

Если суммировать, то характерными чертами соцреализма являются:

Как это оценивать [ править ]

Политизированность направления сыграла с ним злую шутку: положительно оценивающие СССР читатели, как правило, его нежно любят, в то время как критики советского режима (а также не особо озабоченные проблемами политики ценители модернистского искусства) настроены к соцреализму критически. В их среде соцреалистические произведения сильно страдают от синдрома «не читал, но осуждаю» — мало кто из них добровольно возьмёт в руки роман эпохи сталинского ампира или застоя, но стереотип о том, что хуже этой муры ничего и вообразить нельзя, чрезвычайно стоек.

Впрочем, те писатели, художники, композиторы и режиссёры, которые реально старались создать нечто прекрасное, а не тупо мечтали о Ленинской премии и даче в Переделкине, интересны и сегодня. Захватывающая история с яркими персонажами, которые были никем, а стали всем, наполненная интересными фактами о разных профессиях («Открытая книга» Каверина) или судьба простого человека, его семьи и друзей на фоне больших политических событий («Вечный зов» Иванова) — что ж в этом плохого?

Тем не менее, даже самые заурядные образцы соцреализма представляет большой интерес для искусствоведов и других гуманитарных исследователей — прежде всего, как источник знаний о советской культурной политике. Между тем, литературовед или просто искушённый читатель, открыв Фёдора Гладкова, чьё творчество стало едва ли не синонимом занудной соцреалистической прозы про стройку коммунизма, обнаружит там много следов модернистского влияния и других интересных артефактов эпохи.

Читайте также:  картина опять двойка решетников история создания картины

Кроме того, соцреализм важен нам как объект переосмысления и деконструкции. Ею занимались, например, яркие представители советского неофициального искусства — поэты «московского романтического концептуализма», в особенности — Д. А. Пригов, чьи убедительно стилизованные под графоманию стихи основываются на субстрате советского официозного языка. Любил пройтись по соцреалистическим штампам и некогда близкий концептуалистам Владимир Сорокин — эти мотивы звучат в «Норме», «Тридцатой любви Марины», «Голубом сале». Интересным примером переосмысления соцреалистической эстетики может послужить позднее творчество двух мэтров соцреализма — Леонида Леонова и Гелия Коржева. Леонов, удостоенный за свою образцово соцреалистическую прозу трёх почётнейших советских премий (Ленинской, Сталинской и Госпремии СССР) и аж шести (!) орденов Ленина, на излёте перестройки опубликовал мистическо-религиозный роман «Пирамида» со сложной структурой, в котором много рассуждает о советском проекте. Гелий Коржев, народный художник СССР, в последние годы жизни, не изменив характерной манеры, в которой ранее изображал борющийся пролетариат, создал ряд картин на экзистенциальные и религиозные сюжеты, проникнутые при этом духом крайней безысходности.

Некоторые современные социалистически и патриотически настроенные творцы в своих произведениях, особенно о советской эпохе, близки к соцреализму. В литературе это, например, Сергей Шаргунов (критики характеризуют его стиль как «сконструированный где-то в начале восьмидесятых специально для премии Ленинского комсомола»), в меньшей степени — Юрий Поляков и Захар Прилепин (последнего критики некогда много сравнивали с Максимом Горьким). В кино это фильмы «Территория» и «28 панфиловцев». В изобразительном искусстве — львиная доля современного творчества Студии военных художников имени Грекова.

Примеры [ править ]

Внутримировые примеры [ править ]

…Бурный романчик между женатым начальником главка и замужним технологом на фоне металла и недовыполнения плана по литью. …Десятилетия проходят, исписываются тысячи и тысячи страниц, но ничего, кроме откровенной халтуры или, в лучшем случае, трогательной беспомощности, литература такого рода нам не демонстрирует.

И ведь вот что поразительно: сюжет-то ведь реально существует! Действительно, металл льется, планы недовыполняются, и на фоне всего этого и даже в связи со всем этим женатый начальник главка действительно встречается с замужним технологом и начинается между ними конфликт, который переходит в бурный романчик, и возникают жуткие ситуации, зреют и лопаются кошмарные нравственно-организационные нарывы, вплоть до КПК …

Все это действительно бывает в жизни, и даже частенько бывает, и все это, наверное, достойно отображения никак не меньше, нежели бурный романчик бездельника-дворянина с провинциальной барышней, вплоть до дуэли. Но получается лажа.

И всегда получалась лажа, и между прочим, не только у нашего брата — советского писателя. Вон и у Хемингуэя высмеян бедняга халтурщик, который пишет роман о забастовке на текстильной фабрике и тщится совместить проблемы профсоюзной работы со страстью к молодой еврейке-агитатору.

У меня вот в «Товарищах офицерах» любовь протекает на фоне политико-воспитательной работы среди офицерского состава Н-ского танкосамоходного полка. И это ужасно. Я из-за этого собственную книгу боюсь перечитывать. Это же нужен какой-то особенный читатель — читать такие книги! И он у нас есть. То ли мы его выковали своими произведениями, то ли он как-то сам произрос — во всяком случае, на книжных прилавках ничего не залеживается.

Источник

Соцреализм

От Дейнеки до картины «Опять двойка»: какой стиль живописи создал Сталин

Фильм «Цирк» режиссера Григория Александрова заканчивается так: демон­страция, люди в белых одеждах с сияющими лицами шествуют под песню «Широка страна моя родная». Этот кадр через год после выхода фильма, в 1937-м, будет буквально повторен в монументальном панно Александра Дей­неки «Стахановцы» — разве что вместо чернокожего ребенка, который сидит на плече одного из демонстрантов, здесь на плечо стахановки посадят белого. А потом та же композиция будет использована в гигантском полотне «Знатные люди Страны Советов», написанном бригадой художников под руко­водством Василия Ефанова: это коллективный портрет, где представлены вместе герои труда, полярники, летчики, акыны и артисты. Такой жанр апофеоза — и он бо­лее всего дает зрительное представление о стиле, который практически моно­польно господствовал в советском искусстве более двух десятилетий. Соцреа­лизм, или, как назвал его критик Борис Гройс, «стиль Сталин».

content circusКадр из кинофильма Григория Александрова «Цирк». 1936 год Киностудия «Мосфильм»

Социалистический реализм сделался официальным термином в 1934 году, по­сле того как Горький употребил это словосочетание на Первом съезде совет­ских писателей (до этого были случайные употребления). Потом оно попало в устав Союза писателей, но объяснено было совсем невнятно и очень трескуче: про идейное воспитание человека в духе социализма, про изображение дей­ствительности в ее революционном развитии. Вот этот вектор — устремлен­ность в будущее, революционное развитие — мог быть еще применен к литературе, потому что литература — временно́е искусство, в ней есть сюжет­ная последовательность и возможна эволюция героев. А как применить это к изобразительному искусству — непонятно. Тем не менее термин распростра­нился на весь спектр культуры и стал обязательным для всего.

Главным заказчиком, адресатом и потребителем искусства соцреализма было государство. Оно рассматривало культуру как средство агитации и пропаганды. Соответственно, канон соцреализма вменял в обязанность советскому худож­нику и писателю изображать ровно то, что государство хочет видеть. Это каса­лось не только тематики, но и формы, способа изображения. Конечно, прямого заказа могло и не быть, художники творили как бы по зову сердца, но над ними существовала некая принимающая инстанция, и она решала, быть ли, напри­мер, картине на выставке и заслуживает ли автор поощрения или совсем наобо­рот. Такая властная вертикаль в вопросе о закупках, заказах и прочих способах поощрения творческой деятельности. Роль этой принимающей инстанции ча­сто играли критики. Притом что никаких нормативных поэтик и сводов правил в соцреалистическом искусстве не было, критика хорошо ловила и транслиро­вала верховные идеологические флюиды. По тону эта критика могла быть глумливой, уничтожающей, репрессивной. Она вершила суд и утверждала при­говор.

Читайте также:  ильяс валиуллин мята биография

Система госзаказа складывалась еще в двадцатые годы, и тогда главными наем­ными художниками были участники АХРРа — Ассоциации художников рево­люционной России. Необходимость выполнять соцзаказ была записана в их де­кларации, а заказчиками были государственные органы: Реввоенсовет, Красная армия и так далее. Но тогда это заказное искусство существовало в разнообраз­ном поле, среди множества совершенно других инициатив. Были сообщества совсем иного толка — авангардистские и не вполне авангардистские: все они конкурировали за право быть главным искусством современности. АХРР в этой борьбе победил, потому что его эстетика отвечала и вкусам власти, и массово­му вкусу. Живопись, которая просто иллюстрирует и протоколирует сюжеты действительности, всем понятна. И естественно, что после принудительного роспуска всех художественных группировок в 1932 году именно эта эстетика сделалась основой социалистического реализма — обязательного к испол­нению.

В соцреализме жестко выстроена иерархия живописных жанров. На ее верши­не — так называемая тематическая картина. Это изобразительный рассказ с правильно расставленными акцентами. Сюжет имеет отношение к современ­ности — а если не к современности, то к тем ситуациям прошлого, которые нам эту прекрасную современность обещают. Как и было сказано в определении соцреализма: действительность в ее революционном развитии.

В такой картине часто присутствует конфликт сил — но какая из сил правая, демонстрируется недвусмысленно. Например, в картине Бориса Иогансона «На старом уральском заводе» фигура рабочего находится на свету, а фигура эксплуататора-фабриканта погружена в тень; к тому же художник наградил его отталкивающей внешностью. В его же картине «Допрос коммунистов» мы ви­дим только затылок белого офицера, ведущего допрос, — затылок жирный и складчатый.

Источник

Соцреализм — искусство хвалебного прославления коммунистических идеалов

Соцреализм, или социалистический реализм — стиль в искусстве, для которого характерно хвалебное изображение в произведениях коммунистических ценностей. Соцреализм — это также единственный официально признанный властью художественный метод отображения жизни людей в СССР в период с конца 1920-х до начала 1990-х годов.

%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B0.%20%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C%20138%20(1)%20%D0%A1%D0%BE%D1%86%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC.%20%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%20%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%85%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B2.%20%D0%9A%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%2C%201935

Соцреализм, вопреки своему названию, имеет гораздо меньше общих черт с традиционным реализмом, чем с классицизмом и романтизмом. Для него также присуще идеализированное изображение жизни процветающего и счастливого общества людей, строящих светлое будущее под руководством Коммунистической партии.

%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B0.%20%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C%20138%20(1.1)%20%D0%A1%D0%BE%D1%86%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC.%20%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%20%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B2.%20%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD%20%D0%B8%20%D0%92%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%88%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B2%20%D0%B2%20%D0%9A%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D0%B5%2C%201938

Отличительные особенности соцреализма

Соцреализм всегда был важной частью официальной идеологии и пропаганды Советской власти. Поэтому руководство Коммунистической партии предъявляло жесткие требования к творчеству художников в соответствии с учением марксизма-ленинизма.

%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B0.%20%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C%20138%20(2)%20%D0%A1%D0%BE%D1%86%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC.%20%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%20%D0%94%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D0%B5%D0%BA%D0%B0.%20%D0%9E%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B0%20%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8F%2C%201942

Основными отличительными чертами соцреализма принято считать:

%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B0.%20%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C%20138%20(2.1)%20%D0%A1%D0%BE%D1%86%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC.%20%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%20%D0%94%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D0%B5%D0%BA%D0%B0.%20%D0%AD%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%84%D0%B5%D1%82%D0%B0%2C%201947

Художественный метод соцреализма постоянно находился под плотной опекой и контролем государства. Любые произведения, не соответствующие установленным критериям, запрещались, а их авторы подвергались острой критике и гонениям со стороны властей.

%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B0.%20%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C%20138%20(2.2)%20%D0%A1%D0%BE%D1%86%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC.%20%D0%92%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B5%D1%80%20%D0%92%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%87%D0%BA%D0%B0.%20%D0%9C%D0%BE%D0%B7%D0%B0%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%9D%D0%B0%D1%88%D0%B0%20%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D1%8C%2C%201964

История развития соцреализма

История развития соцреализма берет свое начало с дореволюционных времен, а его основоположником можно по праву назвать видного советского деятеля Анатолия Луначарского. Будущий первый нарком просвещения РСФСР в 1906 году придумал термин «пролетарский реализм» для обозначения произведений искусства, созданных в духе революционной классовой борьбы за свержение царской власти. В своих взглядах он опирался на идеи Ленина о неразрывной связи пролетарского искусства и партийной идеологии большевиков.

%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B0.%20%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C%20138%20(3)%20%D0%A1%D0%BE%D1%86%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC.%20%D0%98%D1%81%D0%B0%D0%B0%D0%BA%20%D0%91%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9.%20%D0%92.%20%D0%98.%20%D0%9B%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD%20%D0%B2%20%D0%A1%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%BC%C2%BB%2C%201930

После революции 1917 года в России наступил период кардинальной ломки традиционных устоев общества во всех сферах, в том числе и в искусстве. Академические каноны создания произведений живописи, скульптуры, графики и литературы были объявлены устаревшими, наступило благодатное время для развития всевозможных течений авангардного искусства:

%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B0.%20%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C%20138%20(3.1)%20%D0%A1%D0%BE%D1%86%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC.%20%D0%92%D1%8B%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%92.%20%D0%98.%20%D0%9B%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%BC%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B5%20%D0%B2%20%D0%BC%D0%B0%D0%B5%201917%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0%2C%201929

Но к концу 1920-х годов окрепшая Советская власть всерьез решила навести порядок в искусстве. Ей нужен был мощный инструмент идеологического воздействия на массы в условиях строительства коммунизма, которым и стал соцреализм.

%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B0.%20%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C%20138%20(3.2)%20%D0%A1%D0%BE%D1%86%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC.%20%D0%92%D0%B5%D1%80%D0%B0%20%D0%9C%D1%83%D1%85%D0%B8%D0%BD%D0%B0.%20%D0%A0%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%87%D0%B8%D0%B9%20%D0%B8%20%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%85%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0%2C%201937

Впервые название художественного метода «социалистический реализм» было озвучено общественным деятелем Иваном Гронским в статье в «Литературной газете», опубликованной 23 мая 1932 года. Спустя 2 года на Конгрессе советских писателей были официально определены основные каноны соцреализма, подлежащие неукоснительному соблюдению всеми деятелями искусств Советского Союза.

%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B0.%20%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C%20138%20(3.3)%20%D0%A1%D0%BE%D1%86%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC.%20%D0%92%D0%B5%D1%80%D0%B0%20%D0%9C%D1%83%D1%85%D0%B8%D0%BD%D0%B0.%20%D0%95%D0%B2%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9%20%D0%92%D1%83%D1%87%D0%B5%D1%82%D0%B8%D1%87.%20%D0%92%D0%BE%D0%B8%D0%BD %D0%BE%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%2C%201949

С этого момента социалистический реализм стал единственным художественным методом творчества в СССР на долгие годы. Главным героем произведений писателей, живописцев, скульпторов и кинематографистов был объявлен простой советский труженик — член идеального социалистического общества, а любая критика существующего строя была строго запрещена.

%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B0.%20%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C%20138%20(3.4)%20%D0%A1%D0%BE%D1%86%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC.%20%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B9%20%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D0%B9.%20%D0%A0%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0 %D0%9C%D0%B0%D1%82%D1%8C%20%D0%B2%20%D0%9A%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B5%2C%201981

После Второй мировой войны соцреализм стал неотъемлемой частью идеологической системы стран Восточной Европы, в которых установились коммунистические режимы. Этот стиль в искусстве также взяли на вооружение лидеры многих стран Азии, Африки и Латинской Америки, выбравших социалистический путь развития после получения независимости.

%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B0.%20%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C%20138%20(3.5)%20%D0%A1%D0%BE%D1%86%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC.%20%D0%9A%D1%83%D0%B7%D1%8C%D0%BC%D0%B0%20%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2 %D0%92%D0%BE%D0%B4%D0%BA%D0%B8%D0%BD.%20%D0%A1%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%82%D1%8C%20%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%B0%D1%80%D0%B0%2C%201928

Соцреализм успешно пережил времена правления Сталина и Хрущева, Брежнева, Андропова и Черненко. Только с приходом к власти Михаила Горбачева в 1985 году этот художественный метод начал стремительно терять лидирующие позиции в идеологической сфере. А с распадом СССР идеи социалистического реализма и вовсе утратили популярность. Художники бывшего Союза наконец получили возможность самостоятельно выбирать подходящий стиль для реализации своих творческих идей.

%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B0.%20%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C%20138%20(3.6)%20%D0%A1%D0%BE%D1%86%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC.%20%D0%9C%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B0%D0%BD%20%D0%93%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%B2.%20%D0%A2%D1%80%D1%83%D0%B1%D0%B0%D1%87%D0%B8%20%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%BE%D0%B9%20%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D0%90%D1%80%D0%BC%D0%B8%D0%B8%2C%201934

Самые известные художники-соцреалисты

Среди ярких представителей этого стиля есть много талантливых мастеров искусства. Большинство из них искренне верили в коммунистические идеалы и творили по велению собственного сердца. Среди самых известных художников-соцреалистов особо выделяются:

%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B0.%20%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C%20138%20(4)%20%D0%A1%D0%BE%D1%86%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC.%20%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9%20%D0%93%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%B5%D0%B2.%20%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BC%20%D0%B2%20%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D1%81%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%BB%2C%201949

Соцреализм, несмотря на противоречивые оценки искусствоведов, в большинстве стран бывшего СССР признается частью культурного наследия. Этот художественный метод давно утратил свою актуальность, хотя в Северной Корее он и сегодня считается единственным официальным стилем искусства.

Источник

Поделиться с друзьями
Моря и океаны
Adblock
detector