Социология и история общее
Социологию и историю объединяет опора на факты. Социология, как и история, может базироваться на исторических фактах. Это показал нам М. Вебер в своих работах по истории хозяйства, религии и ее влиянии на тип хозяйственной деятельности.
Опора на исторический факт имеет как преимущества, так и ограничения. Одним из преимуществ является то, что исторический факт – это состоявшееся событие, в котором вполне проявились определенные социальные силы, механизмы, социальные взаимодействия. Другое преимущество – возможность наблюдать определенные следствия, тем самым, выявляя закономерное, повторяющееся. Это особенно касается не какого-то одного события, а больших исторических периодов, социальных циклов и т.д. Так, мы можем всесторонне проанализировать причины Великой французской революции, а также выявить ее социальные, экономические, духовные последствия, как для Франции, так и для Европы в целом.
Ограничением является то, что наука, в том числе и социологическая, вынуждена подчас опираться не на систему исторических фактов, а на отдельные, иногда разрозненные свидетельства. Подлинная картина происходившего нередко трудно поддается реконструкции из-за недостатка свидетельств, архивных материалов.
Например, из-за неоднократных пожаров, уничтоживших главные архивы в средневековой Москве, трудно поддаются реконструкции многие важные события тогдашней Руси, что усложняет понимание процесса формирования русской государственности, культуры, взаимодействия азиатских и европейских элементов, традиции повседневной экономической, политической жизни и постоянно порождает острейшие дискуссии по этому поводу в современной публицистической и научной литературе.
Социология, политология, экономические науки относятся к номотетическим наукам, история, этнография – к идиографическим.
Коренное отличие социологии от истории в том, что ее цель – объяснение повторяющегося, регулярного, типического, закономерного в истории основных форм социальной жизни. Однако следует учитывать, что любая номотетическая наука содержит в себе описательный элемент, а любая идиографическая наука так или иначе основывается на знании законов изучаемого объекта.
Метод истории – это метод, преимущественно индивидуализирующий, рассматривающий социальное явление с точки зрения его неповторимых, индивидуальных характеристик.
Социология и история – науки, взаимно обогащающие друг друга, совместными усилиями дающие более полную, глубокую и всестороннюю картину социальной реальности. Вместе с тем существует определенная опасность социологизации истории. Это происходит в том случае, когда исторически своеобразное явление пытаются подвести под заранее подготовленную жесткую, а иногда и неадекватную схему, социологическую конструкцию. Так, например, не всегда закономерности, выявленные при изучении западной культуры и западного общества в целом, приемлемы для иных культур и обществ.
Вопрос 6
«Новая социальная история» история и историческая социология
Новая история аккумулирует в своих концепциях опыт долгого пути исканий европейской исторической мыслью более адекватных и убедительных, подходов к пониманию исторического прошлого и человека в истории. Становление новой истории неотделимо от преобразовательных процессов в общественной, интеллектуальной, научной жизни послевоенной Европы и мира, в т.ч. и той особой ситуации, которая сложилась в области собственно гуманитарного знания и характеризовалась «встречной» тенденцией движения к «человеку» и «тотальности» подхода к его изучению в разных дисциплинах, как самой исторической науки, так и смежных наук гуманитарного цикла.
Это развитие с к. 60-х гг. нашло отражение в констелляции таких феноменов, как:
1) утверждение новых научных направлений и радикальное преобразование ряда существующих уже многие десятилетия дисциплин, сумевших высвободиться из пут традиционной академической учености (демография, сменившая этнологию антропология, этология, экология, семиология, футурология и др.);
2) обновление (на уровне проблематики, предмета) наук традиционных, мутация которых заявила о себе появлением в названии прилагательных «современный», «новый»: «новая филология», «новая лингвистика», «новая экономика», «новая социология» или «новая математика».
Пионером новой истории как социально и культурно ориентированного направления исторических исследований и ее признанным лидером является «Школа Анналов».
Сегодня новая история «возвращается» к традиционным жанрам, ею же в начале своего пути девальвированным: к истории-повествованию, к истории событийной, биографии, но уже на другом уровне своих аналитических возможностей и профессионального сознания, через критическое переосмысление исследовательского багажа, обретенного в ходе мощного эксперимента 60-80-х гг.
Историческая социология предполагает изучение социальных проблем, институтов, процессов в возникновении, становлении и развитии, постижение специфики соответствующих исторических ситуаций, понимания общих тенденций развития и своеобразия конкретных обстоятельств. Историзм дает возможность извлечь уроки из прошлого опыта самим разработать обоснования современной политики. Используя принцип историзма социология имеет возможность определить уровень и направление развития и объяснить те их особенности, которые обусловлены их исторической связью с другими явлениями и процессами.
В силу специфических задач историческая социология отличается от социальной истории более интенсивным и всесторонним использованием социологического инструментария, осуществляя это двумя путями: (1) переосмыслением исторического материала, собранного и описанного на языке исторической науки, в социологических понятиях и концепциях; (2) познанием исторических явлений, начиная с постановки проблемы и сбора данных, с помощью социологического инструментария. социологических понятий, в соответствии с которыми проходят и сбор эмпирического материала, его обработка и интерпретация. Другими словами, историческое исследование проходит как социологическое и отличается от последнего только историческим объектом изучения. Такой подход открывает большие возможности для эффективного использования социологических понятий, концепций, теорий.
Конспект на тему «История социологии»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Социология за рубежом:
Платон (427-347 гг. до н. э.)
Аристотель (384-332 гг. до н. э.)
Они изучали традиции, обычаи, обычаи и взаимоотношения людей, обобщали факты, строили концепции, которые дополнялись практическими рекомендациями о том, как улучшить общество.
Первая работа по общей социологии Платона «Государство»
Социология как наука появилась в середине XIX века.
Эмиль Дюркгейм (1858-1917) был основателем французской социалистической школы.
Макс Вебер (1864-1920) ввел понятие идеального типа.
Фердинанд Теннис (1855-1936) «Сообщество и общество».
Георг Зиммель (1858-1918) «Философия денег».
Европейские и американские социологи:
Альбион Смолл (1854-1926 гг.) – руководитель факультета социологии в Чикаго, “ American Journal of Sociology ”.
Социология-это интеллектуальный продукт XIX века. Первыми предшественниками социологии были древние социальные философы Платон и Аристотель. Основные идеи и концепции новой науки были разработаны в европейской социальной философии XVII-XIX веков задолго до официального рождения социологии.
Основателем социологии является Огюст Конт, который первоначально назвал эту новую науку социальной физикой. В течение значительного времени социология развивалась в соответствии с принципами позитивизма, разработанными Кортом. Первым фундаментальным принципом позитивизма является признание необходимости универсализма, то есть универсальных законов природы. Вторым краеугольным камнем позитивизма является признание необходимости и целесообразности использования в изучении общества тех методов, которые были установлены в естествознании.
Карл Маркс внес важный вклад в развитие социологической науки. Он разработал универсальную схему аналитического исследования способа производства, предназначенную для объяснения структуры общества и законов его эволюции. В отличие от всех других социологов его современной эпохи, которые защищали реформистские направления общественного развития. Маркс выступал за революционный способ изменения общества. Маркса считают основоположником так называемой теории конфликтов, поскольку он определил противоречия и конфликты как важнейший фактор социальных изменений, как движущую силу истории.
Выдающийся английский мыслитель Герберт Спенсер внес большой вклад в развитие социологии, создав учение о социальной эволюции, на которое оказала влияние эволюционная теория Дарвина. Основным законом социального развития, согласно Спенсеру, является закон выживания наиболее приспособленных индивидов. Функции естественного отбора выполняет экономическая конкуренция. Спенсер разработал теорию о том, что вне общества люди последовательно развиваются от простого состояния, когда все части взаимозаменяемы, до сложного общества с совершенно разными элементами. Такое развитие носит эволюционный характер и выражает единство и борьбу двух взаимосвязанных процессов-дифференциации и интеграции. Спенсер способствовал введению в науку важного социологического понятия «социальный институт», выявив и описав его основные разновидности.
Институционализация социологии как специальной научной и образовательной дисциплины связана с именем французского социолога Эмиля Дюркгейма. Центральное место в научной работе Дюркгейма, как и всей основанной им французской социологической школы, занимает проблема социальных связей и, в частности, выявление различных типов социальной солидарности.
Согласно Дюрхейму, развитие человеческого общества проходит две фазы: механическая солидарность (доиндустриальное и частично традиционное общество); органическая солидарность (позднее доиндустриальное, а затем индустриальное общество). Благодаря своему социологическому анализу такого социального явления самоубийство Дюркгейма считается пионером использования статистических методов в социологии.
Макс Вебер считается одним из наиболее заметных классиков социологии, оказавшим серьезное влияние на развитие широкой социологической мысли. Вебер построил систему из четырех идеальных типов социального действия: целенаправленного, ценностно-рационального, традиционного и аффективного. Кроме того, Вебер разработал почти все основные теории, которые составляют основу социологии. Это учение о социальном действии и мотивации, социальном разделении труда, отчуждении, профессии как призвании. Это основные социологии религии, социология города, социология сознательного доминирования, экополитическая социология и социология труда. Это теория бюрократии, концепция социального расслоения нестатусных групп, основы политической науки и института власти, доктрина социальной истории общества и рационализма, доктрина эволюции капитализма и институт собственности.
Немецкая социалистическая школа доминировала в социологии вплоть до Первой мировой войны. Одним из ее выдающихся представителей был Фердинанд Теннис, предложивший типологию человеческих сообществ, которая впоследствии стала классической. Gemeinschaft-это сообщество, в котором доминируют личные и родственные отношения, а Gesellschaft-это общество, в котором доминируют формальные институты.
Другим выдающимся представителем немецкой школы является Георг Зиммель, учение которого часто называют формальной социологией-потому что он считал основным предметом изучения чистую форму, фиксирующую наиболее устойчивые универсальные черты в социальных явлениях, а не эмпирически разнообразные.
Важнейшую роль в мировой социологической науке сыграла американская социологическая школа, к числу наиболее ярких представителей которой относятся Альбион, Смолл, Уильям И Самнер, Толконет, Парсон.
В России теоретическая социологическая мысль развивалась с конца XIX до начала третьего десятилетия XX века. Стоит отметить имена таких выдающихся русских мыслителей, как М. М. Ковалевский, Н. И.Кареев, П. А. Сорокин. Один один один, однако после 1920 – х годов в российской социологии последовал длительный период затишья-за почти 30 лет в стране не было создано ни одной значительной работы по социологии, не было проведено ни одного серьезного эмпирического исследования, не была организована ни одна научная конференция, не был подготовлен ни один профессиональный социолог.
Первые шаги к возрождению социологии в России были сделаны в 60-е годы ХХ века. Возрождение российской социологии относят к концу 80-х-началу 90-х годов. В 1998 году в университетах страны насчитывалось около 780 кафедр. В названии которого присутствовало слово «социология». Во многих крупных городах страны успешно функционируют социологические факультеты, выпускающие специалистов.
Связь социологии с другими науками
Вы будете перенаправлены на Автор24
Социология и философия
Социология – это наука об обществе, которая исследует различные социальные процессы и явления, их взаимосвязи, причины и возможные последствия.
Интересна социология тем, что она очень активно взаимодействует с другими научными дисциплинами. Именно это стало толчком к появлению множества социологических ответвлений.
Социология тесно связана с:
Социология и философия связаны тем, что обе науки исследуют общество и совокупность взаимоотношений и взаимодействий, которые складываются внутри него. Социология изучает законы меньшей степени общности, а вот в философии круг вопросов расширен. Но ясно и то, что понятия и категории, исследуемые социологией, сравниваются с понятиями из философии, и во многих случаях они считаются соотносимыми. Социология изучает точные понятия, она объективна, углубляется в частности, и такой подход крайне редко встречается в философии. Она исследует лишь общие смыслы без конкретики. Зато в философии больше рассуждений, есть место для открытой дискуссии.
Цель философии состоит в том, чтобы сформировать идеологию, а цель социологии – приобрести наиболее объективные и справедливые суждения об общественной жизни. Философия является неким фундаментом социологии, поскольку социология зародилась именно в рамках философской науки. Ее законы, парадигмы и убеждения имеют место быть, но они также активно трансформируются.
Связь социологии и истории
История и социология также связаны, и эта связь выражена в том, что и социологи, и историки в своей научно-исследовательской деятельности опираются на исторические события и факты. С этим связано и то, что социология использует в проведении исследований ретроспективный анализ, что способствует обогащению исторической науки. Парадигмы дополняют друг друга, наполняются количественными методами.
Благодаря социологическим методам историки могут преодолеть подход в описании исторических фактов, а также имеют возможность не просто оперировать фактами и терминами, но и получать обратную связь от аудитории, которой эти факты также могут быть очень интересны. Используя опыт прошлого, социологи могут делать прогнозы и предугадывать некоторые события будущего. Стоит отметить, что из такой взаимосвязи и некоторой взаимозависимости со временем сформировалось новое направление, которое получило название «историческая социология». Оно является достаточно популярным, поскольку исторические события в целом имеют особое значение для человека, в частности для исследователя. Социологи ориентированы на получение максимально точных данных, чтобы принимать решения, и исторический аспект с его закономерностями несомненно очень важен.
Готовые работы на аналогичную тему
Социология и политология
Политология связана с социологией тем, что закономерности в политической жизни невозможно будет обнаружить, не учитывая особенности развития общества, как целостную систему. При этом общество нельзя будет понять, а главное изменить, не учитывая того влияния, которое на него оказывают различные политические институты, структуры и организации. Обе науки способны оперативно реагировать на любые изменения в общественной жизни и события, которые происходят в ней же. Этого можно добиться благодаря пилотажным исследованиям, с помощью зондажного исследования. Делается это с целью изучения общественного мнения, дабы отследить его динамику и тенденции. Динамика во многом зависит от ситуации в политической сфере, которая может быть как положительно окрашенной, так и отрицательно. Изучая и социологию, и политологию, исследователи пришли к выводу о том, что необходимо создать новое научно-исследовательское направление. Оно и было сформировано и получило название «политическая социология».
Несмотря на сходства, социология и политология все же имеют больше отличий. Социология больше ориентирована на изучение социальной реальности, на изучение мнений человека, микро- и макросреды. А политология изучает исключительно политику, ее место в общественной жизни. Поэтому социология способна охватывать более широкий спектр понятий, и в этом она более позитивна. Но следует отметить, что вклад социологии в политическую жизнь невозможно недооценивать. Без социологических исследований крайне сложно проводить анализ настроений населения, политических ориентаций. Особняком стоит сфера электоральных социологических исследований. При этом социолог как эксперт должен быть абсолютно беспристрастным, он должен полностью абстрагироваться от собственных мнений, идей. Его обязанность – получив данные дать наиболее объективный анализ результатов и сформулировать выводы и предложения, которые позволят принять управленческие решения с учетом всех интересов жителей.
Социология и экономика
Экономика связана с социологией тем, что исследования, проводимые социологами, напрямую опираются на экономику, так как имеют материальное обеспечение со стороны заказчиков. Социология оказывает воздействие на повышение качества продукции, рост производительности труда, а также решение технологических и управленческих проблем современного предприятия. Считается, что экономика и социология стали первым тандемом, который сыграл важную роль в развитии обеих наук и в становлении отдельного направления – экономической социологии.
При изучении обоих направлений была основана новая дисциплина, предметом которой стали социальные закономерности функционирования и развития экономики как науки, а также воздействия социальных факторов на сферу экономических отношений. Экономическая социология сегодня поддерживается очень многими именитыми социологами и экономистами, которые подчеркивают исключительность места и роли направления в жизни общества.
Таким образом, социология тесно связана со многими научными направлениями, которые играют значимую роль в жизни современного человека. Появившиеся ответвления позволяют рассматривать частные проблемы на микроуровне и принимать наиболее эффективные решения для широких социальных слоев.
3. Зачем заниматься историей социологии?
Историк социологии удовлетворяет свой естественный и, можно сказать, бескорыстный интерес к прошлому, ставя, однако, перед собой более или менее осознанно определенные дидактические цели, связанные с тем, что он обычно не только историк, но и социолог. Подавляющее большинство трудов в этой области принадлежит социологам, да и трудно представить, что могло быть иначе – для кого-то, кто не является социологом, история социологии представляет собой лишь незначительный фрагмент истории культуры, который сам по себе не заслуживает серьезного интереса.
Так зачем же социологи занимаются историей своей дисциплины? Почему они не забывают и не должны забывать о своих родителях?[17]
Во-первых, обладание общей историей является в какой-то мере решающим для идентичности дисциплины, тем более столь «несовершенно консолидированной», как социология. Как писал Эдвард А. Шилз, «сегодня социология – это гетерогенное собрание предметов, связанных между собой общим названием, более или менее общими технологиями, общностью основных понятий и концепций, более или менее общепризнанными собраниями идей и способов интерпретации фактов. Единым целым делает ее, однако, и более или менее общая традиция… касающаяся общих памятников, то есть классических личностей и трудов ‹…›. Традиция, более или менее общепринятая, живет в образе самих себя, объединяющем тех, кто сегодня называет себя социологами, с целым рядом известных авторов, уходящим в XIX век»[18]. Ответ на вопрос, что такое социология, – это отчасти ответ на вопрос, чем обычно занимаются социологи. На эти вопросы отвечает, в частности, историк социологии. И в этом он заслуживает большего доверия, чем авторы учебников систематической социологии или создатели социологических теорий, поскольку его ответ включает в себя все разнообразие взглядов, с которыми мы имеем дело в социологии, а не только его собственную точку зрения.
Во-вторых, история социологии облегчает связь между социологами, снабжая их нюансами используемого в их дисциплине языка, его основных понятий и категорий, популярных метафор и моделей, типичных ассоциаций и противопоставлений, первоисточники которых обычно коренятся в глубинах традиций. Если даже нам кажется, что мы имеем дело с абсолютно новыми открытиями, как любят думать некоторые новаторы, то обычно речь идет об идеях, которые были уже ранее известны в иной версии или связаны с предшествующими через отрицание. Абсолютное новаторство, возможно, и случается в области исследовательских социологических технологий, но не в сфере теории общества. Я отнюдь не утверждаю, что нет под солнцем ничего нового, однако даже поверхностное наблюдение показывает постоянство и повторяемость принципиальных мотивов. Поэтому их знание представляется составной частью элементарной профессиональной подготовки, которая позволяет избежать попыток ломиться в открытую дверь и открывать что-то давно открытое.
Знание социологического наследия облегчает взаимопонимание между социологами еще и тем, что позволяет формулировать многие вещи более кратко и сконденсированно. Когда мы говорим, что наше высказывание соответствует таким-то идеям Маркса, де Токвиля, Дюркгейма или Макса Вебера, мы упрощаем наше заключение, делая его более понятным для каждого, кто действует на пространстве социологической традиции. Таким же образом представители отдельных «школ» не начинают докладывать о своих взглядах с нуля, а обычно указывают, какими образцами пользуются, или, по крайней мере, дают понять, что они принимают в своей теории за данность.
В-третьих, история социологии помогает социологам ориентировать и оценивать свою собственную работу, напоминая им об определенном количестве образцовых или «классических» достижений. И хотя эти образцы редко годятся для прямого подражания на чисто профессиональном уровне (чаще всего это отнюдь не exemplars (образцы) Куна), они, как нам представляется, играют немалую роль в пробуждении «социологического воображения», определении круга исследуемых явлений, ассоциации фактов, формулировании гипотез и т. д.
Речь идет о «моделях», о которых писал Райт Миллс: «Большинство идей классиков социологии не принадлежат к тому типу, который легко поддается точному тестированию. Это идеи, служащие интерпретации, наводящие нас на тот или иной способ видения социальной действительности. Это попытки определения общей тенденции истории, главного направления восприятия современного общества ‹…› Это попытки понимания того, что происходит в мире, а также определения, чего стоит ожидать ‹…› Короче говоря, классики социологии создают модели общества и используют их для создания ряда теорий. Важно то, что ни правильность, ни неправильность отдельных теорий не решают вопрос ни о применимости, ни об адекватности моделей. Они могут быть использованы для построения множества разных теорий. Они могут быть использованы для исправления ошибок теорий, построенных с их помощью. Они открыты: сами могут подвергаться изменениям для лучшей применимости в качестве инструмента анализа или приближения к подтвержденным эмпирически фактам»[19].
Таким функциям социологической классики мы обязаны ее все новым прочтениям и интерпретациям, приближающим классику к современной социологии настолько значительно, что иногда даже забывается, что речь идет об авторах, удаленных от нас по времени и тем самым неспособных ответить на все современные вопросы.
В-четвертых, история социологии может быть для социолога полезным тренингом для понимания точек зрения отличных от его собственного мнения. Сошлюсь здесь на Станислава Оссовского: «Труды прошлого сохраняют для нас способы восприятия социальной реальности глазами общества того времени, что расширяет горизонты исследователя социальных явлений; горизонты не только исторические (точка зрения социумов того времени), но и социологические (точка зрения иных социумов)»[20]. Представляется, что с этой точки зрения история социологии может сыграть роль, подобную той, которую играют контакты с представителями других современных направлений, обучая просвещенному скептицизму и опровергая укоренившееся как в обиходном мышлении, так и в науке убеждение, что собственная позиция – это нечто естественное, а принятие иной позиции свидетельствует об умственной аберрации. Можно, конечно, считать, что социолог, будучи исследователем разных общественных групп, должен избегать таких убеждений. Это не значит, что ему не следует иметь собственных твердых убеждений, однако они должны быть результатом столкновения разных возможностей и полностью сознательного выбора. История социологии создает возможность такого столкновения.
В-пятых, следует помнить, что «идеи, касающиеся общественного процесса, сами являются частью этого процесса и, пока их не трактуют социологически, важный фрагмент человеческой культуры остается за границами социологического анализа»[21].
С этой точки зрения история социологии граничит с социологией знаний, социологией науки и всеми другими областями, в которых социальные идеи рассматриваются, прежде всего, с точки зрения их генезиса и функций. Одной из таких областей, конечно же, является социология социологии, правда, пока еще не слишком продвинувшаяся в своих исследованиях, но тем не менее открывающая широкие исследовательские перспективы. Исследования истории социологии под таким углом могут дать поучительные результаты относительно закономерности развития социальных наук и их общественной роли. И тут историк социологии более всего приближается к возможности избавиться от своей роли мифотворца и сконцентрироваться на собственно историческом исследовании, которое одновременно является исследованием социологическим.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.